Погоды у нас нынче стоят приятные: тепло, солнечно, безветренно. Зима закончилась после сильных декабрьских снегопадов, аккурат к Новому году. «Ну и что дома сидеть?» - подумала я и отправилась... в Кремль. Точнее, Форт Кремля-Бисетр, ближний пригород Парижа с юга. Далековато из моего северного Подпарижья, ага.
(Люблю выходные, особенно субботу. Вся семья дома. Ни за кого переживать не надо. Могу позволить себе тихо, спокойно покататься по Парижу на общественном транспорте, проветрить мозги, понаблюдать за городом, за внешней жизнью.) Итак, я еду на работу!
К слову сказать, автобусы Парижа я предпочитаю метро. Метро душное, грязное, тесное, медленное. Местами заплесневело-вонючее. Остановки через каждые 300 метров. Скука!
Автобусы... Они разные. Но после того, как им в городе выделили отдельную полосу, что сильно ограничило возможности для автомобилей, по крайней мере, в пробках они долго не маются.
Ах, эти автобусы, всё-то они норовят пройти через самый центр!
И пассажиры, соответственно, тоже разные.
Вот есть у меня два ученика-подростка в приятном месте города - аккурат у Люксембургского парка.
Семья: мама - русская, папа - француз, четверо детей, все православные, богатые, живут в двух спаренных квартирах без единого телевизора, регулярно посещают церковь, дети в целях изучения языков ездят по разным странам. По-русски в этой семье не говорят только два младших сына. Вот к ним я и была приставлена волею судьбы.
Мой автобус с юга Парижа на запад идёт через центр: Национальная Ассамблея, Инвалиды, Эйфелева башня. Аристократические кварталы.
Дамы, которые заходят в него вечером, одеты изыскано-просто. Они едут с работы домой. Уже подходя к остановке, я за пару метров ощущаю аромат дорогих духов. Заходя в остановку, чтоб посмотреть, через сколько минут прибудет мой автобус (там есть такое электронное табло), можно голову потерять от этих ароматов, так они там сконцентрированы, как в магазине духов.
К своим ученикам-подросткам я всегда еду с большим удовольствием. Они ориентированы на учёбу, они мотивированы. У них ещё горят глаза. Для них хочется творить и придумывать : новые методики, кроссворды, диктанты-лото и т.д., искать материалы в интернете и ЖЖ, интересные тексты и необычные картинки, интерактивные игры и парадоксальные вопросы. И всё ради одного - чтоб эти дети заговорили по-русски. И говорят, говорят, не сомневайтесь!... Два часа пролетают незаметно, и вот я захожу в ароматный автобус!
Знаете, такой Париж, спустя 11 лет, я начинаю любить: тихий, тёплый, довольный собой, вечерний, спешащий домой после трудового дня, при этом не растерявший шарма, ароматный, мимоходом манящий дорогими витринами, красивый, доброжелательный. Я его только что увидела таким!
...Северный и Восточный вокзалы расположены почти рядом в северной части Парижа. Приезжаю туда утром, город почти пуст. Знаю, что здесь, всюду вокруг них, расположены эмигрантские кварталы. У двух арабов уточняю дорогу. Сажусь на автобус (в субботу утром он тоже полупустой) и еду на юг. В Кремль!
Этот автобус за 45 минут проходит весь Париж с севера на юг. Да, это небольшой город, по сравнению с Москвой! Как слоёный пирог: первые 6 остановок - эмигрантские: лица на улицах, граффити, мусор на тротуарах, одежды, магазины; потом начинается собственно город в его привычно-туристическом смысле: Центр Помпиду, Риволи, Нотр-Дам, потом минут 20 по малопримечательному Левобережью, и вот - Итальянская площадь! Удивительно впечатление: она круглая, от неё до ПКАДа (Бульвар Периферик-это как бы Парижская кольцевая) ехать ещё минут 10, а площадь зрительно как бы разделена пополам на две части: там, где мэрия 13 аррондисмана[1], там ещё Париж, а на противоположной стороне уже начинается оффисно-эмигрантская «зона». Въезжаю в неё, выезжаю. Ещё 10 остановок, и я в Кремле!
Да-да, городок так и называется: Le Kremlin-Bicetre.
Было бы смешно, но реально, предположить, что это название городку дали пребывающие у власти коммунисты, однако Википедия рассказывает другую историю. В 17 веке в городке Бисетр был построен военный госпиталь, который после поражения Франции в кампании 1812 года заселили ранеными и инвалидами. Для этих французских солдат рядом с госпиталем открыли кафе «Кремль». В память, так сказать, о былых походах. Название закрепилось. В нижней части герба города - как бы Кремль.
Небольшие домики переплетаются с эшелемом (социальным жильём). Контраст с Парижем разителен.
Ищу улицу, которая нигде не обозначена. Несколько мимо проходящих пешеходов не могут её показать. Один дядечка, очень любезный, принялся искать её на карте, нашёл, показал, потом предложил Библию.
- Простите, но я не читаю по-французски.
- А Вы откуда?
- Из России. Православная.
- Жаль.
Показалось, баптист.
Нашла квартиру.
Мама-русская, папа - поляк. Оба в возрасте около пятидесяти лет. Простые, неухоженные. Достаток небольшой. Квартирка заставлена барахлом так, что я всё время боялась что-нибудь ненароком свалить. Девочка Настя десяти лет родилась здесь, во Франции. Как и во многих смешанных семьях, она говорит на двух языках. Четыре года училась в русской школе при Посольстве. По русскому языку - с двойки на тройку. Неусидчива, внимание рассеяно, его концентрация кратковременна. Речь с мамой - дикая смесь «французского с нижегородским». При попытке предложить позаниматься ещё - крики и истерика. Контакт с девочкой мы установили быстро. Маме нужен такой же быстрый результат, чего я обещать, к сожалению, не могу. До меня сюда приходило ещё двое учителей русского. Уходя, они советовали показать девочку психологу.
Хм...
Собственно, таких детей в России - четверть в каждом классе. Результат поздних родов или зачатия в подпитии. Или других каких причин.
Я не волшебник. И даже не учусь.
Такие поездки интересны мне, во-первых, в плане наблюдения за русскими во Франции - как устроились, каковы их приоритеты. Во-вторых, для совершенствования собственного преподавательского мастерства - подобрать методику и суметь научить любого на основе его индивидуальных особенностей. Поэтому, я никогда не отказываюсь, если звонят и зовут.
Но в данный момент что мы имеем?
Моя дорога туда и обратно -6 часов.
10 евро на дорогу.
20 евро за 1 час занятий.
Имеет ли смысл совершать чудеса?
(Замечу, финансово для моей семьи эти поездки ничего не значат: ни в плюс, ни в минус. Как говорится, «любой каприз за Ваши деньги» (То есть, любой мой каприз за мои же деньги).
...Обратно автобус шёл по тому же маршруту. Социальные парижские слои сменялись в нём в той же последовательности.
Ближе к обеду местное население проснулось, освежилось и потянулось в торговые центры на распродажи. Оно вавилонскими волнами заплёскивало автобус и так же массово выплеснулось на Итальянской площади у супермаркетов.
Пройдя Сите, мне стало немного страшно - тротуары Парижа вскоре стали напоминать улицы Иоханесбурга....
Потратив ещё некоторое время на ожидание электрички, потом ещё немного - на местный автобус, я оказалась, наконец, в ставшем почти родным, немного аристократичном своём городке на севере Подпарижья. Знаете, чем неудобна его аристократичность? Здесь мало эмигрантов, потому что нет ж/д линии или конечной остановки метро! Здесь нет прямого сообщения с Парижем!
На днях подходит ко мне 15-летний сын - ученик колледжа и говорит:
- Мама, у нас в классе есть один очень умный парень. Он хочет учить русский.
- У него в семье кто-нибудь говорит по-русски?
- Нет, нет, никто. Но он уже сам выучил алфавит и несколько фраз. Он настоящий француз. Давай, он будет приходить к нам на занятия, а я буду тебе помогать в качестве переводчика за полцены от оплаты урока?»
И никаких автобусов.
Вот ведь стоит жить, не так ли?
Марина Милинкович, Париж