История фашистского движения в Австрии, как и в пиренейских странах, представляет собой весьма интересный, но, к сожалению, в силу ряда идеологических причин малоизученный эпизод европейской истории XX века. За два десятка лет существования в Австрии фашистского движения, с момента возникновения австрийской республики до последующего аншлюса с Германией и уничтожения его германским нацизмом, оно явило миру ряд незаурядных политических деятелей и примеров, оставивших неизгладимый след в мировой истории. Изучение исторического опыта фашистского движения в Австрии позволяет не только устранить «белые пятна» в учебниках истории, возникшие в силу активного манипулирования общественным сознанием власть предержащими, но и преодолеть существующую в настоящее время путаницу и подмену таких значимых и важных понятий, как «фашизм» и «нацизм».
Специфика феномена австрийского «фашизма»
Говорить о фашистском движении в Австрии, где, по утверждению многих «идеологически верно подкованных» историков, наблюдается широкий диапазон различных разновидностей фашизма, невозможно, не дав определений и не разграничив такие значимые, часто отождествляемые, но, в то же время, абсолютно различные понятия, как «фашизм» и «нацизм».
Являясь до чрезвычайности заидеологизированным термином, термин «фашизм» в настоящее время имеет множество самых разнообразных определений и оценочных трактовок, в значительной степени зависящих от идеологической и политической ориентации его исследователей. Суммируя существующие трактовки и определения фашизма, в целом можно выделить четыре трактовки этого термина. Первая, трактующая фашизм как синоним-обозначение мирового зла. Вторая, трактующая фашизм как локально исторический феномен итальянской истории 1915-1944 гг. Третья, трактующая фашизм как название-обозначение правого варианта тоталитаризма. Четвёртая, трактующая фашизм как народное охранительное военизированное политическое движение. Союз, объединение различных политических сил, ставящее себе целью воссоздание традиционного (авторитарного) строя посредством широкомасштабных социально-экономических и политических реформ, возрождения утраченных корпоративных связей в обществе.
Следует отметить, что четвёртая трактовка фашизма, которой мы и будем придерживаться, отнюдь не исключает трансформации фашизма в правый вариант тоталитаризма. Однако подобная трансформация является, скорее, отступлением от нормы, исключением, подтверждающим правило, поскольку создание тоталитарного государства отнюдь не является целью деятельности фашистских движений. На фоне большинства стран, где фашизм одержал победу (Португалия, Румыния, Испания и др.), яркими примерами такого отступления от нормы являются нацистская Германия и Италия последних лет правления Муссолини, которые, безусловно, являются тоталитарными государствами. Фашизм, вообще говоря, не является синонимом определённого государственного строя или типа государств, хотя, как массово-политическое движение, во многом определяет их.
Фашизм, как явление мировой истории XX века, представляет собой сложный социально-политический феномен, возникновение которого напрямую сопряжено с рядом внутренних особенностей и закономерностей развития западноевропейской «великой» культуры. Зародившись как реакция - противодействие на процесс «восстания масс» (термин Х. Ортеги-и-Гассета), ломку традиционной устоявшейся структуры общества и появление ряда «либерально-демократических» и тоталитарных «химер», европейский фашизм являл собой своеобразный ответ здоровых сил общества на этот разрушительный вызов, ведущий к последующей деградации и гибели западноевропейской культуры. Он является логическим продолжением традиций европейского национального консерватизма, культивирующим традиционные ценности и пытающимся адаптировать их к новым реалиям.
Своеобразной особенностью деятельности европейских фашистских движений являлся их временный характер. Возникнув как реакция на угрозу победы коммунизма или впадения в разврат либерал-демократизма, фашизм как политический союз объединял в своих рядах широкий спектр сил правой ориентации: от умеренных традиционалистов-консерваторов до представителей крайних националистических идей - нацистов. Объединить столь разные политические силы смогла лишь одна цель - борьба с общим врагом. После победы фашистского движения одна из этих сил берёт верх над другой, проводя в жизнь свои политические программы. В случае победы консерваторов неизбежным являлось установление обновлённого авторитарного режима и корпоративной системы (недаром политические программы фашизма часто отождествлялись с понятием «корпоративизма»). В случае победы нацистов неизбежным являлось установление тоталитарного нацистского режима, отказ от традиционных ценностей и установление аномальной псевдорелигии.
Нацизм как крайняя форма национализма, идеология и практика, основанные на теории расового превосходства и неравенства народов, получал своё полное выражение в создании химеры правого варианта тоталитаризма. Нацистские организации, принимающие участие в деятельности фашистских движений, всегда чётко дистанцировались от своих временных союзников по движению. Взаимоотношения этих противоположных сил внутри фашистских движений красочно характеризуют рассказы наших ветеранов о том, как обижались и протестовали пленные национал-социалисты, когда наши солдаты именовали их фашистами. Подобное обращение воспринималось ими как тяжкое оскорбление. Со своими бывшим союзниками, в случае победы, нацисты тоже не церемонились, уничтожая их представителей и распуская их партийные организации.
Нацизм и фашизм представляют собой, в определённой степени, явления взаимосвязанные, но, в то же время, различные. Фашизм более широкое понятие. Фашистское движение, ратующее за обновление авторитарного строя, только в случае победы его нацистской составляющей может привести к построению тоталитарного нацистского режима. Опасность тенденции скатывания к нацизму всегда присутствовала в фашистских движениях. Но здесь многое зависело от личности, характера, морально-нравственных качеств лидера фашистских движений.
Сила духа, развитое религиозно-нравственное сознание вождя предохраняли их от скатывания к нацизму (пример, Франко, Салазара, Дольфуса, Шушнига).
В определённых случаях, как, например, в Австрии, фашизм мог быть уничтожен нацизмом извне. Именно под постоянным давлением гитлеровской Германии произошло уничтожение в Австрии довольно сильного консервативного режима, где у власти находились лидеры австрийского фашистского движения Дольфус, а затем его преемник Шушниг.
Гитлеризм, впрочем, подавил не только германский и австрийский фашизм. Своими маниакальными идеями и жаждой мирового господства Гитлер вверг страны мира в пламя Второй мировой войны, напрямую способствуя дискредитации «фашизма» (который вскоре, благодаря активной идеологической обработке его противников, стал отождествляться с нацизмом) и уничтожению в пламени этой войны значительной части консервативных представителей национальных фашистских движений (например, режим Хорти).
Приступая к изучению истории фашистского движения в Австрии, следует отметить, что противодействие, постоянные столкновения и конфликты между представителями консервативного крыла австрийского фашистского движения и австрийскими нацистами наблюдались на протяжении всей истории австрийской республики до момента аншлюса. Нацистский лагерь, как и социалистический, были главными врагами австрийского фашизма. Однако австрийские нацисты, несмотря на то, что их организация - Немецкая национал-социалистическая рабочая партия (ННСРП), оформившаяся на базе существовавшей с 1903 года Немецкой рабочей партии (НРП), возникла на год ранее партии Гитлера, вскоре потеряли свою самостоятельность; при этом, к 1923 году ННСРП в Австрии стала одним из зарубежных филиалов, своеобразной гитлеровской «пятой колонной». Таким образом, можно уверенно говорить не о противодействии австрийских нацистов политике правящих представителей австрийского фашистского движения, а о конфликте-столкновении между австрийским фашистским движением, с одной стороны, и германским национал-социализмом, с другой.
Для подтверждения вышеизложенных тезисов обратимся к истории - моменту возникновения австрийской республики.
Республика: условия возникновения
Завершение Первой мировой войны ознаменовало собой появление на карте мира целого ряда новых государств, одним из которых явилась Австрийская республика. Австрийская республика образовалась в результате распада Австро-Венгрии после её поражения в Первой мировой войне и последующих вслед за этим революционных событий, ознаменовавших конец империи Габсбургов. 11 ноября 1918 года император Карл I отрёкся от престола, а на следующий день Временное национальное собрание провозгласило Австрию республикой.
Международное признание республика получила после подписания с Антантой 10 сентября 1919 года Сен-Жерменского мирного договора. В договоре помимо признания распада Австро-Венгрии, независимости Австрии и определения судьбы отпавших от неё земель (Венгрии, Чехии, Южного Тироля, Галиции, Словении, Далмации, Боснии и Герцеговины, полуострова Истрия), оговаривался категорический запрет на присоединение (аншлюс) Австрии к Германии; страна облагалась репарациями, а также подверглась целому ряду ограничений в области создания своих вооружённых сил. Австрийская армия, насчитывающая сотни тысяч солдат, подлежала сокращению и демобилизации; новая армия была ограничена числом до 30 000 человек и должна была комплектоваться только на основе добровольной вербовки. Условия договора запрещали Австрии иметь свои ВВС и флот. Производство вооружения возлагалось только на один государственный завод.
Условия Сен-Жерменского мирного договора были чрезвычайно тяжелы для Австрии, учитывая тот факт, что с распадом империи Габсбургов страна лишилась 7/8 своей территории, а её население сократилось с 52 млн. человек, проживавших в Австро-Венгрии, до 6,1 млн. человек, из которых около 2-х млн. человек составляло население Вены. Государственная граница Австрийской республики, установленная странами Антанты по этническим разделительным линиям, рассекла исторически существовавшие хозяйственные связи между различными регионами, ранее входившими в состав империи, чрезвычайно сузила внутренний рынок.
Являвшаяся до 1918 года основным промышленным районом империи, где активно развивались ориентированные на внешний и внутренний рынок текстильная, швейная, машиностроительные отрасли промышленности, Австрия оказывается отрезанной от своих традиционных рынков сбыта и поставщиков продовольствия, топлива и сырья - Венгрии, Чехии, Словакии, и других территорий, ранее входивших в состав империи Габсбургов. Государства, возникшие «на костях» Австро-Венгрии, приступают к развитию собственной промышленности, не торгуя с Австрией и отгородившись от неё стеной высоких таможенных пошлин.
Распад единого экономического пространства бывшей империи больно ударил по Австрии. Многие австрийские предприятия встали, возникли массовая безработица, непрерывный рост цен на продовольствие, голод, инфляция, падение курса кроны.
Возникшую ситуацию в новорожденной республике до чрезвычайности обостряло появление в начале XX века на европейской политической арене феномена «массового общества» (или как его именуют по-другому «общества потребления»), сопровождавшегося ломкой традиционной устоявшейся структуры и системы ценностей общества, возникновением (или угрозой возникновения) ряда «либерально-демократических» и тоталитарных «химер». Разрушительные и деструктивные процессы «восстания масс», естественно, не способствовали улучшению и стабилизации обстановки в обществе. А в потерпевшей поражение в войне Австрии, с её почти полностью разрушенной экономикой они были попросту убийственны. Процесс непрерывного «массообразования», учитывая наличие сотен тысяч безработных, демобилизованных из армии и уволенных имперских госслужащих, не нашедших себе достойного места в новом государстве, стал постоянным атрибутом политической жизни Австрии. Поэтому первое десятилетие существования республики было ознаменовано рядом острых политических конфликтов, ростом социальной напряжённости, уличными выступлениями и беспорядками. Страна оказалась ввергнута в тяжёлый социально-экономический и политический кризис.
Выходом из этого кризиса могло явиться присоединение Австрии к Германии, за что, по различным причинам, выступали представители самых разных политических сил - от консерваторов до социал-демократов. Уже 13 ноября 1918 года Временное национальное собрание провозглашало присоединение Австрии к Германии. Однако державы-победительницы воспротивились этому решению и, боясь усиления Германии, внесли в текст Сен-Жерменского договора категорический запрет на аншлюс.
К внутренним проблемам, вставшим перед республикой в период её становления, прибавлялись и внешнеполитические: требования территориальных уступок со стороны Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев в отношении Каринтии, а также угроза со стороны Венгерской и Баварской советских республик.
Именно в этот кризисный период истории республики происходит оформление и расстановка основных политических сил, партий и блоков, в том числе организаций австрийских традиционалистов, ставших впоследствии костяком зарождавшегося фашистского движения в Австрии.
Расстановка сил.
Одной из самых крупных и влиятельных политических партий Австрии с момента возникновения республики являлась Социал-демократическая партия Австрии (СДПА). 16 февраля 1919 года на выборах в парламент республики СДПА одержала убедительную победу, получив 72 места и образовав вместе с Христианско-социальной партией (ХСП), получившей 69 мест, коалиционное правительство под руководством совмещающего посты канцлера и министра внутренних дел, социал-демократа Карла Реннера. Данный союз просуществовал до июня 1920 года, когда правительство социал-демократов ушло в отставку.
СДПА пользовалась большой популярностью в австрийских городах, и прежде всего в Вене. На выборах в венский муниципалитет, проходивших в мае 1919 года социал-демократы получили 100 мест из 165. В ноябре 1918 года социал-демократом Юлиусом Дейчем, вскоре назначенным на должность военного министра, был создан военизированный «Volkswehr» (Народное ополчение).
Будучи у власти, СДПА, впоследствии ушедшая в оппозицию, получила возможность осуществить ряд основных положений своих социально-политических программ, в частности: установления 8-часового рабочего дня, отпусков для рабочих, социального страхования, расширения прав местных органов самоуправления. Однако при этом её лидеры, потворствуя настроению масс, не отказались от ряда своих идеологических требований и установок, тем самым войдя в конфликт с традиционалистами из ХСП, опасавшихся продолжения революционной вакханалии.
Второй влиятельной политической партией Австрии являлась Христианско-социалистическая партия, отображавшая интересы традиционалистов-консерваторов и активно поддерживаемая католической церковью. Именно она и её виднейшие представители и составили основной костяк фашистского движения.
В 1919 году для защиты целостности и независимости республики австрийские традиционалисты формируют «Хеймвер» («Союз защиты Родины») - военизированную организацию австрийских фашистов, в последующем активно сотрудничавшую с ХСП. Создание Хеймвера было вполне логичным и оправданным шагом, учитывая чрезмерную малочисленность австрийской армии (ограниченную Сен-Жерменским договором до 30 тыс. человек).
Довольно популярной на данном историческом этапе была, возникшая из ряда мелких националистических группировок Велико-германская народная партия, выступавшая за присоединение к Германии и получившая на выборах 1919 года 26 мест в парламенте.
Коммунистическая партия Австрии (КПА) на данном этапе австрийской истории не представляли собой значимой политической силы.
1 октября 1920 года, уже после ухода социал-демократов из правительства, Учредительным Собранием была принята конституция Австрийской республики. В соответствии с ней Австрия провозглашалась демократической парламентской республикой с федеративным устройством (8 земель и приравненной к ним в административном отношении столицы - Вены). Авторы текста конституции были здравомыслящими людьми - республика не была провозглашена светским государством, и, соответственно, церковь не была отделена от государства. Высшим должностным лицом республики, главой государства и её символом провозглашался президент республики, избираемый на эту должность на совместном заседании обеих палат парламента, сроком на 4 года.
Парламент республики состоял из двух палат: Национального Совета (нижней палаты) и Союзного Совета (верхней палаты). Депутаты Национального Совета избирались сроком на 4 года путём всеобщего тайного голосования граждан республики на основе пропорционального представительства. Члены Союзного Совета избирались ландтагами союзных земель, многие из которых имели широкие полномочия.
Конституция установила возрастной ценз для граждан республики. Активное избирательное право (право избирать, участвовать в выборах) предоставлялось как мужчинам, так и женщинам с 20 лет, пассивное (право быть избранным) - с 24-х.
17 октября 1920 года состоялись выборы в парламент республики, на которых уверенную победу одержала ХСП, получившая 79 мест. Их главные конкуренты - СДПА, с этого момента перешедшая в оппозицию, получила 62 места.
Страну, между тем, по-прежнему лихорадило.
Кризис 20-х
Дефицит государственного бюджета, инфляция, массовая безработица, голод, социальная нестабильность, уличные волнения и беспорядки. Эти слова наиболее четко характеризуют ситуацию, в которой пребывала Австрийская республика в начале 20-х годов.
В январе 1922 года 1 швейцарский франк стоил 1 350 крон, в августе - 11 000 тыс. крон.
В мае 1922 года заново сформированное коалиционное правительство (ХСП и Велико-германской народной партии) возглавил представитель ХСП - прелат Игнац Зейпель.
Понимая, что оздоровить находящуюся в упадке экономику Австрии можно только при помощи иностранных займов, правительство Зейпеля, оказавшись в безвыходном положении, в октябре 1922 года подписало Женевское соглашение со странами Антанты. По данному соглашению Австрии предоставлялся заем в размере 650 млн. золотых крон для её экономического и финансового оздоровления, на 20 лет отсрочены выплаты репараций. Полученные от стран Антанты деньги пришлись очень кстати, но за это была заплачена довольно высокая цена.
По условиям Женевских соглашений Австрия обязывалась в течении 20 лет не отказываться от своей независимости, а в течении ближайших 2-х лет сократить свои государственные расходы и стабилизировать бюджет. Одновременно с этим над австрийской экономикой и финансами устанавливался контроль специального комитета Лиги Наций, генеральный секретарь которого, голландец Циммерман, получал право вето на любые решения австрийского парламента в финансово-экономической области. Австрийская экономика оказалась в прямой зависимости от активно проникающего в неё иностранного капитала, прежде всего, английского и американского.
Выполнить требования по снижению государственных расходов австрийскому правительству удалось лишь за счёт увольнения около 100 тысяч государственных служащих, снижения заработных плат, уменьшения социальных пособий, повышения прямых и косвенных налогов, таможенных тарифов. Подобные меры, естественно, не снискали ему популярности и не снизили социальную напряжённость. Однако в 1923 году в австрийской экономики всё же наблюдалась некоторая стабилизация валюты, прежде всего, за счёт доходов от экспорта железа и металлических изделий, неожиданный рост спроса на которые вызвал франко-германский конфликт, приведший к оккупация Рура французскими войсками.
Впрочем, 1924 год полностью развеял возникшие надежды на экономическую стабилизацию в стране. По стране прокатилась целая волна банкротств банков, акционерных обществ и торгово-промышленных фирм. С окончанием франко-германского конфликта почти полностью прекратилось производство чугуна и проката. На страну обрушилась длительная и тяжёлая депрессия; сотни тысяч человек, прежде всего, промышленных рабочих, оказались на улице, став безработными. К 1927 году количество безработных достигло 300 тысяч человек (более 30% от общего числа промышленных рабочих в Австрии). Многие фабрики и заводы оказались закрытыми. Практически во всех отраслях промышленности наблюдалась значительная недогрузка (до 50% и выше) промышленных мощностей.
Лишь к 1928 году в Австрии был достигнут довоенный уровень промышленного производства. Но ни безработица, ни социально-экономический кризис преодолены так и не были.
Политическая ситуация также оставалась чрезвычайно напряжённой. Обозначившаяся конфронтация между социал-демократами и традиционалистами могла в любой момент вылиться в гражданскую войну, к которой обе стороны постоянно готовились и располагали вооружёнными отрядами на случай её начала. В то время как ХСП активно контактировала и поддерживала деятельность отрядов Хеймвера, СДПА в 1923 году объединила свои вооружённые отряды в военизированную организацию «Республиканский союз стрелков» («Шуцбунд») во главе с Ю. Дейчем. Шуцбунд насчитывал до 100 тысяч человек, в число которых первоначально входили и члены КПА, впоследствии сформировавшие свой собственный военизированный «Союз красных фронтовиков».
На парламентских выборах 24 октября 1923 года победу одержал блок традиционалистов в составе ХСП, Велико-немецкой народной партии и более мелких националистических партий. Коалиция традиционалистов получила 85 мест в парламенте, в то время как социал-демократы получили 77 мест. При этом Велико-немецкая народная партия значительно утратила свои позиции, получив лишь 10 мест в парламенте.
К этому же времени австрийские нацисты (ННСРП), с 1919 года активно контактировавшие с НСДАП, практически полностью утратили свою самостоятельность и не имели своего лидера. Их бывший лидер Вальтер Риль в 1923 году основал свою собственную партию «Великонемецкий социальный союз», не имевшую, однако, какого-либо значимого влияния на политическую жизнь страны. Позиции нацистов к этому времени значительно укрепились, в особенности на волне национального недовольства, вызванного навязанными Австрии кабальными условиями Женевских соглашений.
Возросло число сторонников и КПА, но она, не могла конкурировать с СДПА, насчитывавшей к 1924 году около 550 тысяч членов, а вместе с подконтрольными ей профсоюзами до 900 тысяч человек. Имея в своём распоряжении собственные СМИ, военизированные отряды и мощную социальную базу (получив на выборах 1923 г. 41% голосов), СДПА имела все основания рассчитывать на скорый приход к власти. Уверенность в своей грядущей победе наглядно проявилась в 1926 году - демонстративным включением в партийную программу СДПА пункта о неизбежности диктатуры пролетариата.
Социальная нестабильность и экономические неурядицы обостряли политическую обстановку в стране. Обыденностью стали уличные беспорядки и столкновения между социалистами и традиционалистами. В 1927 году одно из таких столкновений привело страну к острому политическому кризису, чуть было не вылившемуся в гражданскую войну.
30 января 1927 года в Шаттендорфе в стычке между боевиками Шуцбунда и хеймверовцами были застрелены восьмилетний мальчик и инвалид войны, ранено 7 человек. Состоявшийся в Вене 14 июля 1927 года судебный процесс над боевиками Хеймвера, участвовавшими в этом столкновении, закончился полным оправданием подсудимых. Оправдательный приговор вызвал буря возмущения в лагере социалистов. Последующие события показали неспособность лидеров СДПА контролировать стихийные процессы «восстания масс».
15 июля 1927 года по Вене прокатилась целая волна забастовок и стихийных демонстраций, вылившаяся в массовые беспорядки и уличные бои с полицией и армейскими подразделениями. Стихийно возникшая всеобщая забастовка протеста привела к полной дестабилизации жизни столицы: была прекращена подача тока, парализовано уличное движение и железнодорожное сообщение. Разъярённая толпа подожгла Дворец правосудия, подверглись нападению и были разгромлены ряд полицейских участков, разгромлена редакция газеты «Рейхспостен»,печатного орган ХСП. В непрекращающихся в течении двух дней стычках с полицией участвовало до 20 тысяч человек (прежде всего, сторонников коммунистов и социал-демократов), около 100 человек было убито, более 1000 ранено. Правительству удалось подавить массовые беспорядки и взять под контроль обстановку в столице. Руководство КПА во главе с её лидером И. Копленнгом, организовавшем нападение на Дворец правосудия, было арестовано, запрещена коммунистическая газета «Роте Фане».
Венские события до предела обострили конфронтацию между СДПА и ХСП, в особенности учитывая тот факт, что, спустя сутки после подавления беспорядков, 17 июля 1927 года социал-демократы с подконтрольными им профсоюзами провели 24-х часовую забастовку протеста против действий полиции и правительства. На состоявшихся 27 апреля 1927 года парламентских выборах ХСП получила 73 места в парламенте, в то время как СДПА взяла 71 место.
Накал страстей во взаимоотношениях этих двух политических сил закономерно достиг своего апогея в 1929 году с началом всемирного экономического кризиса, ознаменовавшего собой провал политики оздоровления экономики, проводимой правительством ХСП, и переходом в открытое противостояние лагеря традиционалистов и социал-демократов.
Мировой экономический кризис и Конституция 1929 гола
Мировой экономический кризис 1929-33 гг. имел чрезвычайно тяжёлые последствия для никак не «выздоравливающей» австрийской экономики. По стране прокатилась череда банкротств крупных банков и финансово-промышленных компаний. В 1931 году терпит крах банк «Кредитанштальт», контролирующий до 70 % австрийских предприятий. Лишь вмешательство правительства, вынужденного выделить 1 млрд. шиллингов субсидий «Кредитанштальту», предотвратило полный крах банковской системы Австрии.
Резко упало производство в ряде отраслей австрийской промышленности. На долгие месяцы останавливалось производство, закрывались заводы и фабрики, безработица достигла угрожающих масштабов. Были отмечены случаи демонтажа и продажи на лом дорогостоящего промышленного оборудования.
К январю 1932 года 60% лесопильных заводов Австрии прекратило выпуск своей продукции. К 1934 году количество безработных достигло 600 тысяч человек.
Резко упали цены и на сельскохозяйственную продукцию. Цена на рожь в период с 1928 года по 1934 год снизилась более чем на 40%, что вызвало разорение многих крестьянских хозяйств.
Сократился и оборот внешней торговли, с 5538 млн. шиллингов в 1929 году до 2052 млн. шиллингов в 1934 году.
На этом фоне неудивительной была всевозрастающая активность противоборствующих сил. Участились уличные стычки между социалистами и традиционалистами, массовые акции и демонстрация сил. В воздухе попахивало гражданской войной. Парламентская система австрийской республики была не в состоянии предотвратить уже казавшийся неизбежным социальный взрыв. Угрожающий рост от выборов к выборам количества депутатов - социал-демократов в парламенте вызывал большие опасения в лагере традиционалистов. Победа «красных» с последующим вовлечением страны в кровавую вакханалию гражданской войны становилась всё более возможной. В этих условиях необходимыми мерами являлась смена лидеров в руководстве ХСП и традиционалистского лагеря, стратегии и тактики националистов. На повестку дня остро стал вопрос о пересмотре основных положений конституции в плане перехода от нестабильной системы парламентской республики к более стабильной «смешанной» форме республиканского правления.
В апреле 1929 года правительство И. Зейпеля (ХСП) ушло в отставку. На смену ему, на краткий промежуток времени - до сентября 1929 года - пришло правительство Штрерувица (ХСП). Оказывая нажим на руководство СДПА с целью одобрения социал-демократами программы пересмотра конституции, Штрерувиц, однако, не добился от них каких-либо уступок. Хеймвер, влияние которого за счёт активной поддержки ХСП чрезвычайно возросло, по-своему оказывал давление на правительство и социал-демократов. На 29 сентября 1929 года руководство Хеймвера запланировало «поход на Вену» по образцу «похода на Рим» Б. Муссолини. Основным требованием хеймверовцев являлся скорейший пересмотр конституции. В преддверии этого события 26 сентября 1929 года правительство Штрерувица ушло в отставку. Сменивший Штрерувица новый глава правительства Шобер смог договориться не только с руководством Хеймвера об отмене «похода на Вену», но и, оказав всемерное давление, склонил лидеров СДПА согласиться с пересмотром конституции.
7 декабря 1929 года в конституцию Австрийской республики были внесены долгожданные изменения и дополнения, окончательно констатирующие крах парламентской системы.
В соответствии с новой редакцией конституции изменился статус и расширились права президента. Президент республики избирался не на совместном заседании палат парламента, а посредством всенародного голосования сроком на 7 лет. Президент получал право роспуска парламента, назначения и увольнения в отставку правительства, объявления в стране чрезвычайного положения. Правительство формировалось и было ответственно не перед парламентом, а перед президентом. Хотя оно по-прежнему должно было получать вотум доверия от парламента. В структуру организации парламента были внесены существенные изменения, корпоративные черты.
Парламент становился трёхпалатным. Верхняя палата, называющаяся теперь Советом Земель и Сословий, состояла из двух частей, представляющих собой единое целое: Совета Земель, куда входили представители земель, и Совета Сословий, куда входили представители различных корпораций (промышленников, землевладельцев и т.д.). Структура нижней палаты - Национального Совета - осталась без изменений.
Помимо этого в конституции повышался возрастной ценз для граждан республики (мужчин и женщин) - с 20 лет до 21 года. Одновременно, был изменён гимн республики.
В преддверии диктатуры
Принятие конституции 1929 года было одной из самых значимых побед австрийских фашистов в плане реализации их политических программ по реформированию авторитарного строя и возрождения корпоративной системы. Однако для окончательной победы на этом этапе им не хватало яркого, харизматического лидера, а также надо было сгладить разногласия внутри составляющих движение политических партий и организаций. Поэтому период времени с момента принятия Конституции 1929 года до момента прихода к власти в 1932 году Э. Дольфуса можно уверенно назвать временем преодоления разногласий и окончательным формированием (вместе с появлением долгожданного лидера), фашистского движения в Австрии.
Двумя самыми крупными силами, в окончательно формирующемся фашистском движении в Австрии являлись ХСП и Хеймвер. Обе организации активно сотрудничали между собой, координируя свои действия против общих внешних и внутренних угроз. Обе пользовались поддержкой католической церкви, что было немаловажным фактором для австрийских политических реалий того времени.
Отряды Хеймвера, численность которых достигла к маю 1930 года 400 тыс. человек, являлись действенным и эффективным средством в укреплении независимости Австрии, учитывая смехотворную численность австрийской армии, а также гарантом от угрозы вполне вероятных революционных потрясений. Поэтому правительства ХСП, активно поддерживали деятельность отрядов Хеймвера, способствуя их развитию и совершенствованию политической организации.
Со своей стороны, хеймверовцы, плодотворно сотрудничая с ХСП, стремились всячески дистанцироваться от неё, став самостоятельной политической партией. 18 мая 1930 в городе Корнейбурге состоялся съезд Хеймвера, на котором делегаты съезда приняли в качестве образца своей политической программы основные положения программ итальянского фашизма. Из них, прежде всего, следует выделить: установление национальной диктатуры, сословно-корпоративный принцип организации социально-экономической жизни, содействие и всемерная поддержка мелкого предпринимательства, решение проблемы безработицы.
В сентябре 1930 года руководителем Хеймвера был избран князь Рюдигер фон Штаремберг, в прошлом участник мюнхенского «пивного путча». В октябре 1930 года Штаремберг занял пост министра внутренних дел в правительстве Вогуэна (ХСП). Ещё один представитель Хеймвера - Хюбер стал министром юстиции.
Участие Хеймвера в парламентских выборах в ноябре 1930 года в качестве самостоятельной политической партии не привело к каким-либо впечатляющим результатам. За Хеймвер проголосовало 6% процентов от общего числа избирателей, и он получил 8 мест в парламенте, что, однако, не являлось реальным отображением его влияния, поскольку большинство его членов традиционно голосовали за ХСП, а сторонники лидера отрядов Штирийского хеймвера Пфримера попросту проигнорировали выборы.
Характерной особенностью этого времени становится зарождающееся противостояние австрийских фашистов и нацистов, давно утративших свою самостоятельность. Оно отчётливо проявляется не только во враждебности и нестыковке политических программ австрийских фашистов и нацистов, но и в скорой неизбежности начала бескомпромиссной борьбы между ними.
Требование немедленного аншлюса, присоединения Австрии к Германии, являлось тем коньком, на котором австрийские нацисты стремились завоевать себе популярность. Христианско-социальная партия вместе со значительной частью Хеймвера выступала против аншлюса, за своеобразие и самобытность пути своего национального развития, создания собственной корпоративной системы по итальянскому образцу. Расисткая неоязыческая идеология поглотившего австрийский нацизм германского национал-социализма вызывала резкое отторжение и неприятие у консервативного крыла австрийского фашистского движения.
Различие в идеологии, политических программах, формах и методах политической борьбы в этот период и в последующем времени наглядно проявились в противостоянии австрийских фашистов (ХСП и значительной части Хеймвера) и нацистов (австрийского филиала НСДАП и вскоре слившегося с ним Штирийского хеймвера).
Как в Веймарской республике, так и в Австрии нацисты грамотно воспользовались разразившимся всемирным экономическим кризисом для укрепления своего влияния. Процесс этот был постепенным и поэтапным, чередовался не только с парламентскими, но и вооружёнными методами борьбы. На парламентских выборах в ноябре 1930 года австрийский филиал НСДАП получил лишь 3% голосов избирателей. Но уже 13 сентября 1931 года нацисты совместно с лидером Штирийского хеймвера Пфримером, пользующимся поддержкой владельцев металлургического концерна «Альпине Монтангезелльшафт», попытались организовать путч, в котором приняло участие до 14 тысяч человек. Путч, затронувший лишь некоторые местности Северной Штирии, Верхней Австрии и Зальцбурга, был быстро и оперативно подавлен правительством. Однако тенденция к увеличению числа сторонников и приверженцев партии Гитлера стала чрезвычайно злободневной уже к 1932 году.
На выборах в муниципальные советы Вены и ландтаги Нижней Австрии, Зальцбурга, Каринтии и Штирии, состоявшихся 24 апреля 1932 года, нацисты получили до 16% голосов от общего числа избирателей и более 30% в Вене и Зальцбурге. В Вене за нацистскую партию проголосовало 201 тысяча человек, что было более чем существенным успехом по сравнению с 27 тысячами голосов, отданными за нацистов в 1930 году. Рост влияния австрийского филиала НСДАП, ставшей к 1932 году довольно значимой политической силой, был, в основном, достигнут за счёт поглощения ею Великогерманской народной партии, а также ряда других националистических партий. ХСП, как и СДПА, в целом сохранила свои позиции. Например, в Вене ХСП собрала 233 тысячи голосов, а СДПА 683 тысячи голосов (на 20 тысяч меньше, чем в 1930 году). Но опасность прихода к власти нацистов стала уже всем очевидной, породив раскол в правящей коалиции.
На фоне триумфальных побед национал-социалистов в австрийском фашистском движении к этому времени, наконец-то, нашёлся лидер, способный эффективно противостоять как «красной», так и «коричневой» угрозе. Им стал назначенный в мае 1932 года главой нового правительства один из лидеров ХСП - Энгельберт Дольфус.
Установление диктатуры
Энгельберт Дольфус родился 4 октября 1892 года в Тексинге (Нижняя Австрия). Свою политическую карьеру он начал на ниве местного самоуправления, секретарём фермерского союза Нижней Австрии. Зарекомендовав себя умелым руководителем и перспективным политическим деятелем, обладающим задатками прирождённого лидера, в 1927 году основал Сельскохозяйственную палату Нижней Австрии. В 1931 году стал директором Австрийской железнодорожной сети и, параллельно, одним из лидеров ХСП. Вскоре занял пост министра сельского хозяйства в правительстве К. Буреша (ХСП). К моменту отставки в мае 1932 года правительства К. Буреша стал фактическим лидером не только ХСП, но и всего фашистского движения Австрии.
20 мая 1932 года Дольфус стал во главе коалиционного правительства, куда вошли представители ХСП, Хеймвера и Аграрной партии. Сам Дольфус совмещал посты федерального канцлера и министра иностранных дел. Министром юстиции стал К. Шушниг (ХСП), министром просвещения А. Ринтелен (ХСП), секретарем национальной безопасности Э. Фей (Хеймвер). Представители Хеймвера получили также посты министров торговли и транспорта. Остальные посты достались представителям ХСП и Аграрной партии.
Правительство Дольфуса пришло к власти, пожалуй, в самый кризисный момент истории австрийской республики. Непрекращающийся многолетний социально-экономический кризис, отягощённый последствиями всё продолжающегося мирового экономического кризиса, длительная депрессия, массовая безработица, разрушение традиционных устоев и общественных связей, реальная угроза прихода к власти, как социалистов, так и нацистов - вот с чем пришлось столкнуться Дольфусу, оказавшемуся на посту федерального канцлера. На момент прихода к власти Дольфуса у правительственной коалиции оставался в парламенте всего лишь один голос большинства.
Являясь последовательным противникам аншлюса между Австрией и Германией, Дольфус умело играл на чувствах опасавшихся усиления Германии ведущих европейских держав. Показав себя отменным дипломатом, Дольфус добивается финансовой помощи от Лиги Наций. 15 июля 1932 года им был подписан Лозаннский протокол, по которому Австрия получала от правительств Англии, Франции, Италии и Бельгии заём в размере 300 млн. австрийских шиллингов, сроком на 20 лет под гарантию отказа от аншлюса. Для контроля за распределением заёмных средств и состоянием австрийских финансов вплоть до выплаты займа назначался финансовый комиссар Лиги Наций.
Полученные деньги Дольфус сумел довольно грамотно использовать, направив их на развитие сельского хозяйства и промышленного производства, добившись при этом значимых успехов в стабилизации экономики Австрии. И это при всём при том, что около 100 млн. шиллингов (1/3 займа) пришлось сразу же выплатить для погашения краткосрочного английского займа.
Среди политических проблем, стоявших перед правительством, наиважнейшими являлись ликвидация «красной» и «коричневой» угроз. Добиться этого можно было только посредством установления диктатуры, принятия экстраординарных мер. К чему, собственно говоря, Дольфус и преступил.
7 марта 1933 года Дольфус на основании принятого закона о чрезвычайных «военно-хозяйственных полномочиях», распускает парламент, провозгласив установление в австрийской республике «авторитарной системы управления», приостанавливает действие конституции. 8 марта вступает в действие закон о запрете собраний, демонстраций, манифестаций, вводится печатная цензура, ограничиваются права находящихся под контролем социал-демократов профсоюзов. К апрелю 1933 года правительством Австрии было принято до 40 чрезвычайных законов
30 марта 1933 году издается декрет о роспуске Шуцбунда. Отряды хеймвера в качестве вспомогательных подразделений включены в структуру австрийской полиции.
19 мая 1933 года правительство Дольфуса нанесло первый удар по австрийскому филиалу партии Гитлера: её членам было законодательно запрещено носить мундиры. К этому времени активность и рост влияния нацистов, получавших активную финансовую помощь и поддержку из Германии, уже напрямую стали угрожать независимости австрийской республики. На состоявшихся в апреле 1933 года муниципальных выборах нацисты получили до 40% голосов избирателей.
26 мая 1933 года на территории Австрии была запрещена деятельность КПА, арестованы её руководители. 19 июня 1933 года была запрещена деятельность австрийской НСДАП. Она, а также отряд союзного им штирийского хеймвера подлежали роспуску.
В августе 1933 года Дольфус в очередной раз показывает себя талантливым и умелым дипломатом. На произошедшей в Риччионе встрече с Муссолини он не только сумел войти в доверие к дуче, став его другом, но и достиг полного политического взаимопонимания с последним. В особенности в области обеспечения национальной независимости Австрии и поддержке её Италией с целью противодействия агрессивному стремлению гитлеровской Германии к скорейшему аншлюсу Австрии.
21 сентября 1933 года в Австрии в соответствии с очередным чрезвычайным декретом правительства появились первые «лагеря интернирования», в которых содержались политические противники режима: от коммунистов с социал-демократами, до чрезмерно активизировавших, прежде всего, террористическую деятельность нацистов.
В январе 1934 года правительство приступило к разоружению отрядов Шуцбунда. Одновременно отряды хеймвера занимали редакции печатных органов СДПА.
1 февраля 1934 года Дольфус объявил о роспуске и запрете всех политических партий, кроме своего детища (сформированного им из организаций, поддерживающих правительство), - «Отечественного фронта» («Vaterlandische Front»). Создание Отечественного фронта было логичным шагом в плане преодоления разногласий внутри фашистского движения и обеспечения социальной поддержки проводимых Дольфусом преобразований. Отечественный фронт, который, по замыслу Дольфуса, должен был стать единственной легальной политической организацией в стране, отнюдь не являлся обычной политической партией. Он являлся фактической опорой режима в массах, поглотив ХСП, Хеймвер и Аграрную партию. По сути дела это был первый значимый шаг по пути установления в Австрии сословно-корпоративной системы. Лидером Отечественного фронта был избран Дольфус, а его заместителем - Штаремберг.
12 февраля 1934 в городах Вена и Линц (Верхняя Австрия) вспыхнуло вооружённое восстание отрядов Шуцбунда и коммунистов, вызванное неудачной попыткой подразделений полиции и хеймвера разоружить их мирным путём. Попытка руководства СДПА организовать всеобщую политическую стачку с треском провалилась. Например, железные дороги в Австрии работали в прежнем режиме.
На протяжении последующей недели правительственные войска, полиция и хеймвер участвовали в подавлении восстания социалистов, активно применяя в кровавых уличных боях артиллерию и бронечасти. К 18 февраля 1934 года восстание было подавлено, большое количество участников восстания было арестовано и подверглось репрессиям, руководители восстания - Коломан, Валлиш, Вейсель и др. были казнены. По различным оценкам в уличных боях погибло около 1тысячи человек с обеих сторон, несколько тысяч было ранено. Вслед за этим был окончательно разоружён Шуцбунд, разгромлена СДПА и подконтрольные им профсоюзы. Таким образом правительство Дольфуса сумело справиться со своими политическими противниками из социалистического и коммунистического лагеря, ликвидировав «красную» угрозу.
Однако борьба со следующим противником - нацистами, обещала стать и вскоре стала не менее напряжённой.
Диктатура и нацизм
Говоря о противостоянии австрийского фашизма и нацизма, следует иметь в виду, что речь здесь идёт не только о внутриполитическом противостоянии этих двух разнородных и враждебных друг другу сил. Австрийские нацисты являлись лишь орудием агрессивной политики Гитлера, провозгласившего на страницах «Майн Кампф», что «Германская Австрия должна возвратиться в лоно своей великой германской родины». Гораздо уместнее и правильнее вести разговор о полномасштабном и бескомпромиссном противостоянии австрийского фашизма и гораздо более мощного по многим параметрам государства - гитлеровской Германии.
Существование Австрии в качестве независимого государства отнюдь не входило в далеко идущие планы Гитлера, который с момента своего прихода к власти начал оказывать активное давление на правительство Дольфуса, с требованиями включить представителей австрийского филиала НСДАП в состав его кабинета. Получив отказ и ощутив противодействие Дольфуса на пути реализации своих планов, Гитлер стал активно способствовать дестабилизации внутриполитической обстановки в Австрии, подготавливая и тренируя на своей территории боевиков австрийских СА и СС, способствуя «засылке» их на территорию Австрии и стимулируя их террористическую активность. Взрывы бомб в административных зданиях и общественных местах, выведение из строя электростанций, убийства, множественные нападения на правительственных чиновников и сторонников Дольфуса стали своеобразной визитной карточкой деятельности австрийского филиала НСДАП того времени. Перейти к открытой агрессии против Австрии Гитлеру мешала лишь откровенно дружественная режиму Дольфуса позиция Муссолини.
Дольфус, как отменный дипломат, умело воспользовался имеющимися на тот исторический момент противоречиями между гитлеровской Германией и Италией Муссолини в отношении возможных путей развития австрийской государственности. 17 февраля 1934 года английское, итальянское и французское правительства подписали совместную декларацию в поддержку независимости Австрии.
17 марта 1934 года правительства Италии, Австрии и Венгрии подписали Римские протоколы, в соответствие с которыми предусматривалось проведение взаимных консультаций участников соглашения в случае возникновения угрозы какой-либо из трёх участвующих в нём сторон. Подписание Австрией этих протоколов в значительной степени способствовало установлению определённой внешнеполитической зависимости Австрии от Италии, но в то же время являлось действенным средством от возможной агрессии гитлеровской Германии, поскольку с позицией Италии Гитлер был вынужден считаться.
Ориентируясь на внешнеполитическое сотрудничество с режимом Муссолини, Дольфус успешно использует в своей внутренней политике итальянский опыт по созданию эффективно работающей сословно-корпоративной системы. Создавая свою собственную корпоративную систему, Дольфус отмечал, что Австрия должна была стать «христианским и социальным государством на базе корпоративной системы и под руководством авторитарного правительства». Как «добрый католик», он активно сотрудничал с католической церковью, в том числе в области «окормления» церковью различных массовых корпоративных организаций: молодёжных, женских, профессиональных союзов.
1 мая 1934 года была провозглашена, а с 1 ноября вступила в действие новая конституции республики, устанавливающая систему сословного и корпоративного представительства (от различных социальных слоёв и отраслей хозяйственной деятельности, например, лесного, сельского хозяйства). Появившиеся новые органы корпоративного представительства (а их было 4) вместе с Союзным Советом исполняли в значительной степени совещательные функции, подготавливая к рассмотрению или рекомендуя к принятию тот или иной законопроект. Законодательная власть в условиях диктатуры концентрировалась в руках правительства и президента.
Одновременно с принятием новой конституции в действие вступил Конкордат между Ватиканом и австрийским правительством. В соответствии с ним католическая церковь получила возможность создавать свою систему низших и средне-образовательных учебных заведений, финансирование которых происходило за счёт государственного бюджета. Следует отметить, что подобные меры правительства были весьма логичны и естественны, учитывая традиционную ориентацию представителей фашистских движений на духовное возрождение нации. В этом ключе довольно символичным и демонстративным шагом выглядела произошедшая в 1933 году замена текста национального гимна на текст стихотворения Германа Леопольди «Вам, молодым, хорошо будет после нас».
Принимаемые правительством Дольфуса меры, однако, не способствовали стабилизации внутриполитической ситуации в Австрии. Внешняя и внутренняя политика правительства Дольфуса, в значительной степени ориентированная на Италию, спровоцировала довольно резкую реакцию Гитлера. 25 июля 1934 года членами австрийских отрядов СС была предпринята попытка осуществления в Австрии государственного переворота. Отряд СС в количестве 150 человек, переодетых в австрийское военное и полицейское обмундирование, осуществил вооружённый захват резиденции канцлера Дольфуса. Сам Дольфус был тяжело ранен и, оставленный эсесовцами лежать, истекая кровью, на полу канцелярии, вскоре скончался. Другой отряд СС осуществил захват радиостанции, громогласно объявив о свержении правительства Дольфуса и приходе к власти ставленника нацистов Ринтелена.
К концу дня путч был полностью подавлен полицией и поддержавшими правительство войсками. Неудачное выступление нацистов было во многом предопределено плохой подготовкой и слабой организацией мятежа, пассивностью австрийских СА, напуганных происшедшей незадолго до этих событий расправой Гитлера с Э. Рэмом и руководством СА. Президент Миклас и, возглавивший правительство министр юстиции Шушниг сумели оперативно восстановить порядок в стране.
На весть об убийстве австрийского канцлера немедленно отреагировала Италия. Верный своим обязательствам и договорённостям с правительством Дольфуса, Муссолини немедленно отмобилизовал и направил 4 итальянские дивизии к Бреннерскому перевалу для оказания возможной военной помощи австрийцам в случае вторжения германских войск в Австрию.
Гитлер, опасавшийся начала возможного военного конфликта с Италией, был вынужден отступить, отказавшись от планов немедленного аншлюса. Тем не менее, самим фактом физического устранения Дольфуса он добился важной политической победы, поскольку ставший 25 июля 1934 года преемником Дольфуса на посту канцлера и руководителя австрийского фашистского движения К. Шушниг оказался более слабым и менее решительным вождём и политиком, неспособным противостоять последующим агрессивным шагам Гитлера.
По поводу факта физического устранения Дольфуса существует версия, что оно было напрямую санкционировано Гитлером после начала проводившегося Дольфусом расследования о возможных еврейских корнях в происхождении Гитлера. Характерно, что после убийства Дольфуса данное расследование было прекращено и более не возобновлялось.
Победа нацизма
Новый австрийский канцлер Курт фон Шушниг родился 14 декабря 1897 года в Риве (Северная Италия). С успехом окончил иезуитскую школу, а после окончания Первой мировой войны получил высшее юридическое образование. Воевал, был в плену. Как пламенный католик-традиционалист в 1927 году был избран депутатом в парламент от правящей ХСП. В 1932 году стал министром юстиции в правительстве Дольфуса, а после его гибели в июле 1934 года - канцлером Австрии. Вице канцлером в правительстве Шушнига становится лидер Хеймвера - Штаремберг.
Оказавшись на посту канцлера и лидера Отечественного фронта, Шушниг продолжил политику Дольфуса на создание в Австрии авторитарного корпоративного государства и противодействие наступлению нацистов. В области внешней политики стимулировал развитие итало-австрийских контактов, но оказался более слабым дипломатом, чем личный друг Муссолини - Дольфус.
В 1935 году Шушниг совместно с Штарембергом провёл чистку аппарата австрийского МВД, в котором на тот период стало довольно много нацистских агентов. В 1934-36 гг. наблюдается очевидный рост влияния австрийского филиала НСДАП в массах, вызванный непрекращающимся социально-политическим кризисом и экономическими неурядицами. Политический лозунг нацистов, что только присоединение к Германии может спасти экономику страны от окончательного краха, повысить уровень благосостояния нации, становится всё более и более популярным.
Укрепляя позиции своего правительства и Отечественного фронта, Шушниг сознательно идёт на нарушение условий Сен-Жерменского договора в области численности австрийских вооружённых сил, включая в их состав вооружённые отряды хеймвера. 1 апреля 1936 года в стране вводится Закон о всеобщей воинской повинности. А 10 октября 1936 года вышел декрет об окончательном упразднении Хеймвера с включением его структуры в структуру Отечественного фронта.
Пытаясь стабилизировать австрийскую экономику, Шушниг идёт на заключение с Гитлером австро-германского соглашения, подписанного им 11 июля 1936 года. В соответствии с ним гитлеровская Германия признавала суверенитет Австрийской республики, прекращала экономическую блокаду Австрии, а также гарантировала, что «не будет оказывать ни непосредственного, ни косвенного влияния на внутриполитическое положение Австрии». Со своей стороны, австрийское правительство обещало согласовывать свою внешнеполитическую позицию с позицией Германии, а также включить в состав кабинета двух представителей австрийской НСДАП.
Заключение данного соглашения способствовало значительной стабилизации, улучшению экономической ситуации в Австрии, поскольку обеспечивало приток в австрийскую экономику германских инвестиций, увеличение спроса на австрийскую промышленную продукцию. Но, в целом, это были первые признаки скорого и неминуемого поражения австрийского фашистского движения в его столкновении с германским нацизмом.
В июле - октябре 1936 года чрезвычайно активизировалась деятельность австрийского НСДАП. 29 июля 1936 года нацисты организовали массовую демонстрацию под лозунгами: «Долой Шушнига! Один народ! Одна нация! Один фюрер!». В мае 1937 года ими была предпринята неудачная попытка покушения на жизнь канцлера, а вскоре полиция предотвратила очередную попытку нацистского государственного переворота. Шушниг, получивший в октябре 1936 года чрезвычайные полномочия, пока довольно успешно противостоял натиску австрийских нацистов. Тем не менее, после ноября 1936 года, создания политической оси «Рим - Берлин» лишившийся международной поддержки Муссолини режим Шушнига был обречён.
Окончательная развязка этого противостояния наступила в феврале - марте 1938 года. Неоднократно обвинявший австрийского канцлера в нарушении условий австро-германских соглашений, Гитлер 12 февраля 1938 года вызвал Шушнига в Берлин, где в ультимативной форме, угрожая интервенцией, потребовал от него освобождения арестованных членов НСДАП, а также предоставления представителям нацистов ряда министерских постов, прежде всего, поста министра внутренних дел.
16 февраля 1938 года Шушниг был вынужден объявить амнистию австрийским национал-социалистам, а также назначить на пост министра внутренних дел - нациста А. Зейсс-Инкварта. В конце февраля 1938 года нацистские организации Верхней Австрии и Штирии попытались предпринять вооружённый поход на Вену, но были остановлены армейскими и полицейскими подразделениями.
Шушниг предпринял последнюю попытку противодействия внешней и внутренней угрозе со стороны германского нацизма. Им было объявлено о проведении 13 марта 1938 года плебисцита по вопросу о будущем страны. В ответ Гитлер, сосредоточив войска на границе с Австрией, предъявил 11 марта 1938 года ультиматум с требованиями отмены плебисцита, отставки Шушнига и назначение австрийским канцлером нациста А. Зейсс-Инкварта. Одновременно с этим отряды австрийских нацистов приступили к захвату правительственных зданий и учреждений. Под давлением этих факторов 11 марта 1938 года Шушниг подал в отставку, уступив канцлерское место Зейсс-Инкварту. Последний, получив соответствующие указания из Берлина, обратился к Германии с просьбой о вводе на территорию Австрии немецких войск для «восстановления в стране порядка».
Ранним утром 12 марта 1938 года части вермахта, не встретив сопротивления австрийской армии, вступили на австрийскую территорию, где были с восторгом встречены населением. 13 марта 1933 года канцлер А. Зейсс-Инкварт объявил о присоединении Австрии к Германии. Переименованная в Восточную Марку («Ostmark») Австрия была включена в состав III Рейха в качестве отдельной провинции. Бывший канцлер, лидер фашистского движения Австрии К. Шушниг был арестован нацистами.
***
Поражение австрийского фашизма в его схватке с германским нацизмом было вполне естественно и закономерно, учитывая специфику международной политики того времени. Фактически, называя вещи своими именами, австрийская республика была попросту подарена, сдана Гитлеру ведущими мировыми державами. Лишившись поддержки довольно длительное время защищавшей её от Гитлера Италии, австрийские традиционалисты оказались один на один с постоянным прессингом как извне, так и изнутри, германского национал-социализма. Учитывая специфику развития австрийской экономики, с её постоянной зависимостью от иностранного капитала, в условиях десятилетиями продолжающегося социально-политического и экономического кризиса, депрессии и неурядиц, рассчитывать на иной расклад вещей в тех условиях было бы просто неверно.
Лидеры фашистского движения Австрии - Э. Дольфус и К. Шушниг, опираясь на поддержку католической церкви, сделали всё, что только было в их силах для развития и процветания австрийской государственности, противодействуя угрозе установления в Австрии как левого, так и правого варианта тоталитаризма. Установление авторитарной диктатуры вместе с созданием эффективно работающей сословно-корпоративной системы призваны были напрямую способствовать восстановлению в Австрии утерянных основ организации гражданского общества, противодействовать разрушительным процессам «восстания масс». И, надо отдать должное, внутри страны, не принимая в расчёт агрессивную политику Гитлера, в конечном итоге закономерно приведшую к аншлюсу Австрии к Германии, им почти удалось противодействовать не только «красной», но и «коричневой» угрозе.
История австрийского фашизма наглядно демонстрирует очевидную разницу между двумя столь важными, так часто отождествляемыми, но абсолютно противоположными понятиями, как «фашизм» и «нацизм». За всё время существования австрийской республики с момента её учреждения до последующего аншлюса к гитлеровской Германией мы можем наблюдать острую политическую борьбу, столкновения между представителями этих двух столь разных политических течений. Их отличает не только разница идеологий, политических программ, но и специфика приёмов и методов ведения политической борьбы. Специфической особенностью политики нацистов является их ненависть к традиции, не разборчивость в средствах, стремлении любым образом достигнуть поставленных перед собой целей. А потому не следует путать и отождествлять эти понятия.
Используемая литература
1. В. Випперман «Европейский фашизм в сравнении 1922-1982», Новосибирск, «Сибирский хронограф», 2000 г.
2. Э. Нольте «Фашизм в его эпохе», Новосибирск, «Сибирский хронограф», 2001 г.
3. «История фашизма в Западной Европе», М., Издательство «Наука», 1978г.
4. В.В. Александров «Новейшая история стран Европы и Америки 1918-1945гг.», М., «Высшая школа», 1986 г.
5. «Всемирная история», том 22 «Канун Второй Мировой войны», М., АСТ, Минск «Харвест», 2001 г.