1. Сейчас модно рассуждать о свободе человека. Рабство не просто объявляется унизительным состоянием человека, но приравнивается к архаическим пережиткам непросвещенного времени. Всё реже и реже даже православные называют себя рабами Божьими. А между тем большинство людей по природе рабы Отца небесного. Лишь немногие Его наемники и сыны. «Отцы и подвижники Церкви многократно указывали, - писал еп. Михаил (Мудьюгин), - что духовная жизнь христиан, личное их спасение протекает на разных уровнях духовности, причем разным уровням соответствуют различные побуждения к добродетели: одним достаточно указания на любовь Божию, прощающую, помогающую и спасающую, другим необходимо обещание награды, третьим - также и угроза наказания. Св. Григорий Богослов пишет: «Если ты раб, бойся побоев; если наемник, одно имей: получишь; если стоишь выше раба и наемника, даже сын ты, стыдись Бога как Отца, делай добро потому, что хорошо повиноваться Отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить Отцу само по себе награда».
Все это не только педагогические примы, ибо за наказанием, обетованием и наградами стоит реальность их осуществления во всей полноте, причем как положительных, так и отрицательных, вплоть до вечной гибели грешников, включительно. Спасение возможно на любом из отмеченных уровней духовной жизни...» И далее он пишет: «Священное Писание Нового Завета изобилует столь яркими угрозами за совершенные грехи и тем более, категорическими обетованиями за всякое, даже внешне незначительное содеянное добро, что отрицание законности ожидания того и другого логически приводит к отрицанию истинности самого слова Божия. Соответствующие тексты недвусмысленно имеют в виду в одних случаях устрашить угрозой наказания, в других - поощрить обещанием награды» (Бог. тр., 1982, №10, с.172).
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет царь тем, которые по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, а вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, вы сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе»? Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:31-46). «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф.10:42). «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будем много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому больше вверено, с того больше взыщут. Огонь пришел Я возвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк.12:47).
Но тогда что значит раб? Только ли различные побуждения к добродетели (страх, награда, любовь) отличают его от наемника и сына? Ну и главное. Может ли раб стать наемником или сыном, или у него другая перспектива - стать холопом и только.
2. Раб и только раб способен восхищаться другими, а не только собой. Последнее характерно для нарциссов. Наемник на это не способен - он служит за награду, не способен и сын - он движим любовью, и это другие состояния человека. В восхищении есть особое уважение, скажем лучше - преданность, не верность, а именно преданность к харизматическим людям: лидерам, вождям, героям, мученикам, миссионерам и т.д. «Искреннюю радость, - писал Томас Карлейль, - доставляет человеку возможность восхищаться кем-нибудь. Ничто так не восхищает его - хотя бы на короткое время - над всеми мелочными условностями, как искреннее восхищение. В этом смысле было сказано: «все люди, в особенности женщины, склонны к преклонению» - и преклоняются перед тем, что хоть сколько-нибудь того достойны. Можно обожать нечто, хотя бы оно было весьма незначительно, но невозможно обожать чистейшее, ноющее ничтожество. Я думаю, что уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных отношений между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом для оценки степени нормальности или ненормальности господствующих в мире отношений...Я проповедую поклонение героям, но поклонение прежде всего должно выражаться в том, что сами мы будем героически настроены... Если сами мы холопы, для нас не может быть героев. Мы не узнаем героя, даже если увидим его, - мы примем шарлатана за героя». (Томас Карлейль. Теперь и прежде. М.,1994. с.329).
Значит в рабстве есть что-то героическое, что-то от ветхозаветного Ноя, что принципиально отличает его от холопства. Конечно, восхищение характеризует не только женщин, но и мужчин. Но главное заключается в том, что без этого человек заболевает нарцисцизмом, ибо человек существо восхищающееся. И вопрос только в том, кем восхищается человек? А как же наемник, работающий за награду? Что возвышает его, точнее восхищает, что впрочем, одно и тоже? Товарищество! То, о котором писал Н.В.Гоголь, говоря о казаках. В современной жизни это общества: профессиональные, литературные, философские, психологические и т.п. Но наемники и сыны составляют меньшинство в любом обществе, в любом народе, в любую эпоху. Поэтому в дальнейшем мы не будем их касаться.
Итак, не рабство угрожает нам, а нарцисцизм. Он поразил многих людей. Он превращает демократов в анархистов и самочинников, патриотов в постоянно ноющих критиков всех и всего. Такой человек, уже не способен ни к какой созидательной деятельности, ибо она то и вызывает в нём наибольшую ярость, выдавая его одержимость злыми духами, генетически не способными ни созидать, ни творить, а только обезьянничать и имитировать. Заметим еще, что неприятие многими людьми слова раб вызвано отождествлением его с холопством. Холоп же это раб, потерявший способность восхищаться кем-либо вообще, даже и собой. Это завистник, вечный завистник всех и всего, завистник, идущий по стопам падшего Денницы. Холопство пустило такие глубокие корни, что мы почти не замечаем его в себе, и не каемся на исповеди, без чего нам его и не преодолеть и не избавиться от состояния уныния, всегда сопровождающего холопа. Мы коснулись только одного признака раба, но того, который очень актуален для нашего времени. Не менее важная характеристика раба - это его добровольное послушание своему господину, кем бы он не был. Иоанн Кантакузен считал даже, что если «удалить от себя всякое собственное желание, отсечь всю свободу воли, отдать себя и подчинить некоему божественному мужу из числа умеющих вести к Богу, причем подчиниться добровольно, то путем такого рабства можно стать выше всех» (Иоанн Кантакузен. Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем и другие сочинения. С-Пб.,2008,С.61).
3. Рабство и свобода, как связаны они между собой? Все люди рождаются свободными, как считал Ж.Ж.Руссо, а потом становятся рабами (холопами) или нет. Все люди свободные и рабы одновременно. Свобода это дар Божий каждому человеку и потому его неотъемлемое свойство (качество). В то же время, все мы рождены. Значит, мы не свободны от сыновства. У каждого есть земные родители и Отец небесный. И потому называть себя рабом Божиим совсем не унизительно. Отец Небесный дал каждому талант или таланты, кому один, кому два, кому пять и вложил в сердце каждого человека десять верхозаветных заповедей. Значит мы рабы своего таланта? Да! Значит мы рабы Божиих заповедей? Да! И за несоблюдение заповедей, за сокрытие таланта нас ждет наказание как негодного раба. И это реальность каждого человека.
У евангелиста Матфея читаем: «Сын Человеческий поступит как человек, который отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе...Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Точно также и получившие два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! Пять талантов ты мне дал;; вот тебе твое». вот другие пять талантов я приобрел на них». Господин сказал ему: «хорошо, верный и добрый раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего»...Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим; И я, придя, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плачь и скрежет зубов» Мф.25:15-21,24-30).
Итак, у нас одна достойная перспектива, осознать себя сыном Отца небесного, наемником или рабом по своей сути, генетически. Альтернатива - нарциссизм или холопство. Все остальное словесные ухищрения. Проверить себя легко. Осуждаем ли мы кого-нибудь или нет. Восхищаемся ли мы кем-нибудь или нет. Если мы даже иногда осуждаем, то мы на скользком пути. У христиан есть единственный путь - исповедь и новая жизнь без осуждений. Тогда придет и восхищение, найдутся со-товарищи по «цеху», а может быть даже в нашем сердце зародится любовь.
4. Христос не отменил нашего рабства Отцу небесному. Он перевел его в новое качество. - «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но я называю вас друзьям, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Мф.15,15).
- «Иисус говорит ей: ...иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20,17).
- «Кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12,50).
Исполнять волю Отца небесного, это значит нести свой крест, как и заповедано нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:29). То же читаем у евангелиста Матфея: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет её, а потерявший душу свою ради Меня сбережет её» (Мф.10:39).
Старец Псково-Печерского монастыря схиигумен Савва писал: «Крест есть свободное человеческое согласие на борьбу за любовь и правду в этом мире. Нелегко человеку бороться за любовь, правду и чистоту на этой земле. Всё словно осуждает, срывает, обессиливает наш порыв к добру и внутри нас и вовне. Но человек верующий несет этот порыв через всю свою жизнь. Это и есть его крест. Не только его, но Христов Крест в нём. И тот, кто отказывается нести светлый, спасающий крест Христовой правды, чистоты и любви, принужден нести безнадежный разбойничий крест своих страстей, своих злых сил и их следствий. Это крест ленивого разбойника, распятого со Христом на Голгофе, но не покаявшегося перед Христом, не осознавшего своей греховности и отвергнувшего Христа. <...> Взятие креста Христова есть готовность и окрыленность свободной воли самого человека на борьбу за Божию правду и в своей душе и в мире» [Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания М,.2002. С. 634-635].
Нести свой крест, идя за Христом, - это значит исповедовать своё христианство перед всеми. Перед домашними в семье («и враги человеку домашние его»), перед соотечественниками, в своей социальной и профессиональной среде, словом, перед всем миром, то есть везде и всегда. Господь, утверждая нас в этом служении, сказал нам: «Всякого, кто исповедует Меня перед людьми, исповедую и Я перед Отцом Моим небесным, а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом небесным» (Мф.10:32-33). Значит, мы никогда не бываем одни в борьбе за правду, любовь и чистоту. Для исповедования своего христианства каждому человеку дана особая харизма, которую ап. Павел определил как «залог духа». «Бог дал залог Духа в сердца ваши» (2 Кор.1:22).
О «начатке Духа» в каждом из нас писал он и в послании к римлянам (Рим.8:23). Этот дух не может существовать сам по себе, а стремится к соединению с другими духами и практически не бывает празден. Можно сказать, что харизма человека - это своего рода внутренний огонь, называемый чаще просто духом человека. Этот огонь может потухнуть, может чуть теплиться, может гореть полным пламенем, усиливаясь под воздействием других духов или Святого Духа. Исполнение заповеди «блаженны нищие духом» и есть необходимое условие для стяжания Духа Святого. А только с Ним мы можем не просто устоять, но и победить «духов злобы поднебесной» врага рода человеческого и всех его приспешников. Отсюда и известные слова прп. Серафима: «истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро есть средство для стяжания Святого Духа Божия. Заметим, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века вам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: «Всяк, иже не собирает со Мною, расточает» (Мф.12:30).
Вот куда завело нас раскрытие понятия раба Божия. Это основа нашего христианства и залог того, что ощущение себя рабом Божиим делает нас свободными по отношению к другим людям. Главное, чтобы мы осознали свою суть и:
- если ты раб по природе, то должен искать достойного господина;
- если наемник Отца небесного, то должен искать сотоварищей;
- если сын Отца небесного, то обретать подлинное братство в Церкви Христовой.