Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Развод по-судански

Сергей  Лебедев, Русская народная линия

17.01.2011


В этом году на карте Африки появится новое христианское государство …

Знание ли вы, что в  21 веке существует в мире страна, которая признана самой несчастной  из 148 стран мира в рейтинге государств-неудачников, составленном журналом Foreign policy, в которой президенту официально предъявлена повестка в суд, где законы пишут средневековые мракобесы, где открыто существует рабство, где десятки лет идет гражданская война, где правительство не контролирует большую часть территории государства,  и которое, вероятно, распадется минимум на две части в самое ближайшее время?

Нет, речь не идет об Ичкерии и Косово. В данном случае мы говорим об африканском государстве Судан, самом крупном по территории из государств континента. В январе нынешнего года у Судана два повода попасть на страницы мировой прессы - во первых, 55 лет тому назад, 1 января 1956 года, эта страна ущербно появилась на свет. Во вторых, 9 января 2011 года в стране проходит референдум, который будет продолжаться до 15 января, и, по результатам которого, вероятно, эта страна распадется.  Значит,  в мире появится новое государство, которому пока еще не придумали название, и пока условно называют Южным Суданом.

Судан может читаться землей древней цивилизации. Точнее, он всегда был землей, которую эксплуатировали всякие другие цивилизации. Еще древние египтяне совершали походы южнее нильских порогов в страну Нубию (от слова «Нуб», то есть золото). Египтян привлекали здесь золоторудные прииски, а также черные рабы, которых они называли «нехси» (отсюда и слово «негр»). Уже в 9 веке до н.э. здесь существовало государство Напата (первое в истории государство чернокожих), которое позднее носило название Мероэ. В дальнейшем здесь получило распространение христианство, так что страна, которую обычно называли Нильской Эфиопией (чтобы не путать с другой), была одним из центров восточного христианства. Впрочем, цивилизованные христианские государства негров располагались на севере современного Судана, в то время как на юге господствовал еще (впрочем, во многом сохранившийся и до нашего времени) родоплеменной строй.

Начиная с 9 века в этот край стали проникать арабы. Они распространяли свой язык, религию, и сами  стали селиться здесь. Постепенно они покорили местных негров. К 16 веку христианство на севере Судана полностью исчезло. Здесь стал господствовать ислам и арабский язык, сложились несколько небольших арабских султанатов. В результате смешения арабов с местными неграми в северной части современного Судана стал складываться особый народ, считающий себя частью общеарабской общности, но резко отличающийся от большинства арабов расово-антропологическими чертами. Не случайно этот край получил название «Судан», (по-арабски «билад аль-судан», что переводится как «страна черных»). Суданские арабы в расово-антропологическом плане считаются мулатами, хотя среди них встречаются и «чистые» негры. Собственно белых в арабском Судане примерно 5-7 %. В основном это потомки египтян.

На юге по-прежнему жили самые разнообразные племена, часть из которых пребывала в состоянии каменного века. Большинство жителей суданского юга относятся к нилотской группе народов.

В 1820-22 гг. Судан был завоеван правителем Египта. Египетские чиновники, среди которых преобладали даже не арабы, а турки, черкесы, албанцы и европейские авантюристы самого разного происхождения, создали административное деление на провинции, которое сохраняется в Судане до сегодняшнего дня. В 1869-74 гг. находящиеся на службе у правителя Египта воинские подразделения под командованием англичанина Бейкера завоевали регион Верхнего Нила и область Дарфур. В результате этого границы Судана стали примерно соответствовать современным. Под властью египтян Судан превратился в поставщика чернокожих рабов, слоновой кости и страусиных перьев.  Впрочем, распространение в Судане различных западных товаров, идей, и особенно стремление европейцев отменить рабство вызвало взрыв негодования у суданских арабов.   

В 1881 году местные мусульмане подняли восстание под руководством некоего плотника Ахмеда, объявившего себя Махди (мусульманским мессией). Англичане, захватившие к этому времени Египет, первоначально потерпели неудачу в борьбе с махдистами. Те создали свое теократическое государство, жившее по законам шариата. Черные рабы и слоновая кость караванами отправлялись к Красному морю, и государство махдистов процветало. После трехлетней военной кампании 1896-98 гг. англичане разгромили махдистов и подчинили себе северный Судан. После этого они еще долго завоевывали языческие племена негров юга.

В 1899-1956 гг. Судан имел странный статус англо-египетского кондоминиума. Иначе говоря, всеми делами вершили англичане, начальниками среднего ранга были египтяне, на местном уровне начальниками были суданцы с севера. Что касается южан, то они были только податной массой. Как видим, Судан был классической иллюстрацией к известному правилу «Разделяй и властвуй»! Впрочем, европейские миссионеры сумели обратить часть племен юга в христианство, так что и здесь появился небольшая прослойка европейски образованной интеллигенции.

При англичанах в Судане были проложены железные дороги, начато судоходство по Нилу, получило развитие хлопководство, по развитию которого страна занимала в 30-е гг. одно из первых мест в мире. Но в целом англичан эта колония интересовала мало, поскольку она была убыточна, и этим объясняется нежелание как масштабных проектов в Британском Судане, так и желания сохранить саму колонию.

В 1952 году в Египте к власти пришел поклонник Роммеля и сторонник социализма полковник Гамаль Насер, который объявил об отказе от совместного с Британской империей управления Суданом. Англичане, которым Судан после потери Индии и  Суэцкого канала и даром был не нужен, в 1953 году дали ему самоуправление, предполагавшееся завершиться полным провозглашением независимости, намеченной на 1 января 1956 года.

В преддверии провозглашения независимости северяне объявили арабский язык государственным на юге, стали распространять ислам, наконец, поувольняли почти всех военных и немногочисленных чиновников из южных народностей. Понятно, что южанам это не понравилось, и 18 августа 1955 года на юге началось восстание. Так еще до провозглашения независимости разразилась гражданская война. Против центрального правительства сражались различные племенные формирования, из которых только треть была вооружена огнестрельным оружием. Остальные на первых порах использовали копья, луки и стрелы. Примерно с 1963 года на юге выделилась повстанческая организация с романтическим названием «Анья-нья», что в переводе означает «яд кобры». Анья-нья получала помощь оружием и инструкторами от Израиля, лидеры которого с удовольствием смотрели на ослабление арабской страны.  Ряд соседних стран, конфликтовавших с официальным Хартумом, предоставил свои территории для тренировочных лагерей партизан. Постепенно «яд кобры» распространился на большую часть юга.

Тем временем, в Судане политическая история переживала неумолимое повторение циклов - сначала слабая, неэффективная парламентская демократия, потом жестокая диктатура, потом опять демократия, потом вновь диктатура. После эфемерных правительственных кабинетов 1956-58 гг., власть захватил генерал Аббуд, правивший железной рукой и пытавшийся силой оружия раздавить партизан на юге. После его свержения в 1964 году опять было 5 лет ничего не сделавшей демократии, после чего власть в мае 1969 года перешла к генералу Нимейри. Начинал Нимейри как сторонник арабского социализма, и даже его партия называлась ССС (Суданский социалистический союз). Впрочем, Нимейри быстро расправился с местными коммунистами и поменял ориентацию, став исламистом. Он расстрелял большинство своих эсесесовцев и привлек к власти организацию «братья-мусульмане».

Но первоначально для юга, казалось, прекрасное начало дней Нимейри означало надежду на мир и автономию. В 1972 году в Аддис-Абебе был подписан мирный договор, по которому война прекращалась, 3 южные провинции получали широкую автономию. Но недолго музыка играла. Нимейри все дальше заходил в политике исламизации. В 1983 году он ввел законы  шариата во всей стране. По распоряжению президента закрыли все питейные заведения, вино вылили в Нил, ввели исламские наказания. Для эффективности приведения приговоров в исполнение придумали даже специальную маленькую гильотинку для отсечения рук воров, а также специальные разборные виселицы.

Понятно, что на христианско-языческом юге шариат встретили в штыки, причем в буквальном смысле слова. С 1983 года там началась новая гражданская война. В том же году на юге страны была образована христианская повстанческая организация «Армия освобождения суданского народа» (SPLA). Существовал еще ряд других группировок, в частности, «Анья-нья-2», но они постепенно были разгромлены SPLA.

Нимейри был свергнут в 1985 году, и опять последовали 4 года демократии, которая ничего не добилась. Война продолжалась. В 1989 году после военного переворота власть перешла к новому президенту по имени Омар Хасан Ахмет аль-Башир. Новый диктатор решил переплюнуть Нимейри в исламизме, публично объявив, что будет жить по заветам аятоллы Хомейни. Юг генерал стремился усмирить и исламизировать привычными ему методами. Для юга обычными явлениями стали массовые расстрелы, сожжение деревень, бомбардировки и тому подобные вещи. Впрочем, если американцы такими методами устанавливают демократию, то почему распространение ислама не может вдохновляться передовыми западными образцами?

Вообще Судан во многом стал напоминать талибский Афганистан. Рабство в Судане существует совершенно открыто. Многие негры юга становятся рабами, преимущественно в качестве домашней прислуги у богатых мусульман. В Хартуме и еще некоторых городах существуют невольничьи рынки. Черный раб на севере Судана стоит не более 15 долларов, в то время как его родственники должны заплатить за его освобождение 50-100 долларов. Столь большая прибыль обусловлена тем, что многих рабов выкупают христианские благотворительные организации, что иногда подталкивает работорговцев захватывать одних и тех же людей по нескольку раз. Маленьких мальчиков часто кастрируют, поскольку для гаремов правоверных требуются евнухи. Впрочем, в самом Судане используется только часть черных евнухов, большинство из них экспортируется в страны Персидского Залива.

Поскольку в районах, населенных «неверными», имеется нефть, то суданские власти даже придумали специфический способ пополнения казны путем «нефтяных рейдов». Прежде чем отправиться на добычу нефти, исламские солдаты проводят зачистку с применением танков, артиллерии и самолетов. При этом главными целями считаются вовсе не лагеря повстанцев, а церкви, школы и больницы. Такая «артподготовка» длится до нескольких недель, после чего следует карательная экспедиция в нефтеносные районы, заготовка нефти, массовые пытки и убийства, разрушение уцелевших строений, и наконец, возвращение с добычей на север.

Кроме того, суданские военные и банды исламистов придумали замечательный способ, как отличить черного правоверного от южного кафира.  При зачистке южной деревни со всех жителей снимают штаны, и если находят того, кто не обрезан, немедленно пристреливают. Впрочем, партизаны юга стали применять эти же методы, зачищая юг от мусульман.

Итак, Судан - это несостоявшееся государство. Промышленности, кроме хищнической добычи нефти, нет никакой. На юге, впрочем, вообще преобладает натуральное хозяйство. Средняя продолжительность жизни в стране - 51 год (даже в России выше, так что есть на кого равняться). Заметим, что в этой стране 40% населения имеют доход менее чем в 1 (один) американский доллар в день. По ВВП на душу населения страна занимает 181-е место в мире. Ниже уровня бедности (африканского уровня!) - 40 % населения. Уровень безработицы - 18,7 %. Реально не имеет работу 1/3 населения. Грамотность, по официальным данным  - 71 % мужчин, 50 % женщин. Но эти цифры можно поставить под сомнение, поскольку суданские арабы говорят на своих диалектах, весьма отличающихся от литературного арабского. Это примерно то же самое, если государственным языком во Франции сделать латынь. Так что многие выпускники выносят из суданских школ знание наизусть целых сур из Корана, но не в состоянии прочитать инструкцию по пользованию пылесосом, (которых, впрочем, мало кто в Судане имеет).

В конце концов, многолетняя война надоела даже джихадистам, и  9 января 2005 года, было подписано перемирие, положившее конец второй войне на юге, стоившей 2 миллиона жизней, и превратившее такое же количество людей в беженцев. Во исполнение этого перемирия ровно через 6 лет и состоялся референдум об отделении.

Впрочем, мир в Судане не наступил, поскольку с 2003 года началась война в провинции Дарфур. Показательно, что абсолютное большинство дарфурцев, разделенных на сотни племен, исповедуют ислам. Но вопреки всем рассуждениям об исламской солидарности, дарфурцы с энтузиазмом режут друг друга. Однако в Дарфуре много нефти и ее удобней транспортировать, так что не удивительно, что на Западе вдруг вспомнили, что в Судане не в порядке с правами человека. В марте 2009-го Международный уголовный суд признал аль-Башира виновным в геноциде в Дарфуре и выдал ордер на его арест. Разумеется, аль-Башир использовал этот ордер в солдатском сортире по прямому назначению, но важен факт «черной метки» главе режима.

Итак, референдум по отделению Юга Судана начался. Даже если аль-Башир объявит о победе сторонников единого Судана, это не имеет значения. Это только отодвинет юридическое признание уже давно отделившегося юга.

Значение референдума не в том, что распадется страна, которая никогда и не была единой. Более того, даже то, что вслед за югом отделится Дарфур, и, возможно, еще некоторые суданские провинции, также имеет второстепенное значение.  Важен прецедент  распада страны в 21 веке. Теперь ветер сепаратизма будет дуть в паруса самостийников на всех континентах.

Для России в суданском крахе есть тот позитив, что в отдельно взятой стране терпит полное фиаско исламская модель общественного устройства. Как бы омерзительна не была западная система, мусульманское средневековье вряд ли может стать ей достойной альтернативой. Среди американских негров распространено мнение, что христианство - религия белых, а вот ислам может быть исконной религией черных. Но действительность Судана опровергла эти суждения. Расовая дискриминация арабских мулатов в Судане была ничуть не лучше апартеида в Южно-Африканской республике. «Исламская экономика» и соответствующее «исламское общество» по образцу Хомейни оказалось в Судане (и не только там) кровавым мракобесием.

Итак, на юге Судана после более чем полувековой борьбы рождается христианское государство. Официальные результаты референдума будут объявлены не ранее середины февраля, однако уже сейчас мало кто сомневается в том, что Южный Судан получит независимость: для принятия такого решения необходимо просто большинство голосов. Официально новое государство может появиться 9 июля 2011 года.

Поздравим же мужественных христиан южносуданского государства с победой!

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 12

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

12. скептик : Re: Развод по-судански
2011-01-19 в 00:10

http://ttolk.ru/?p=1461

хороший пост о христианстве в странах третьего мира (и не только).
11. Дмитрий В.Ч. : Re: Развод по-судански
2011-01-18 в 09:05

/страна, которая признана самой несчастной из 148 стран мира в рейтинге государств-неудачников, составленном журналом Foreign policy/ - что, западные рейтинги для нас уже критерий?
/законы пишут средневековые мракобесы/ - а Дорогая редакция тоже считает, что в так называемом Средневековье жили одни мракобесы?
/речь не идет об Ичкерии/ Ичкерия, если я правильно помню, есть название Чечни употребляемое исключительно эмигрантами-сепаратистами.
/черные рабы, которых они называли «нехси» (отсюда и слово «негр»)/ Нет, все-таки чрезвычайно интересно, для жителей какой страны писал автор? Где это не знают этимологию слова "негр"?
/всеми делами вершили англичане, начальниками среднего ранга были египтяне, на местном уровне начальниками были суданцы с севера. Что касается южан, то они были только податной массой. Как видим, Судан был классической иллюстрацией к известному правилу «Разделяй и властвуй»!/ - так, что такое "разделяй и властвуй - автор тоже знает весьма смутно.
/Для России в суданском крахе есть тот позитив, что в отдельно взятой стране терпит полное фиаско исламская модель общественного устройства. Как бы омерзительна не была западная система, мусульманское средневековье вряд ли может стать ей достойной альтернативой./
А что, кто-то предлагает для России нечто мифическое под именем "мусульманское средневековье"? Ну-ну...
10. скептик : Re: Развод по-судански
2011-01-17 в 23:08

2 бродяга
в курсе. но пиратов там и наш корабль бил. только вот интенсивные связи с тем же египтом или эфиопией, которые были во времена ссср, в знач.степени ослабли, что печально.

насчет пакистана вы ошибаетесь: сша очень обеспокоено ситуацией в этом государстве и активно мониторит всю среднюю азию, ибо регион это весьма нестабильный.
рекомендую пакистанлинк.орг - интересный тематический сайт.
9. Бродяга : скептику
2011-01-17 в 21:52

то, что дипломаты сша по любому поводу устраивают шум, не означает каких-то реальных действий зачастую. просто они четко и громко заявляют о своей позиции, а там уж пусть власти других (особенно слабых) государств, думают, что и как им делать.



Демонстрация силы это не дипломаты, а ВМС США, в том случае о котором я говорю, вы видимо не в курсе.

А насчет "шума", да, шумят, например, когда Пакистан атомную бомбу создал и испытал, шумели. Пошумели и забыли. А когда Иран собрался было атомную программу развернуть, тут не шум, а извините угроза войны, как минимум бомбардировок. И так во всем, не надо обольщаться.
8. скептик : Re: Развод по-судански
2011-01-17 в 21:23

нефть южного судана - ничто по сравнению с нефтью ирака-ирана, мексики или хотя бы эквадора.

то, что дипломаты сша по любому поводу устраивают шум, не означает каких-то реальных действий зачастую. просто они четко и громко заявляют о своей позиции, а там уж пусть власти других (особенно слабых) государств, думают, что и как им делать.

китай вот делает гораздо меньше громких заяв, однако со своим капиталом лезет в некоторые страны африки куда активнее, безо всяких там "строительств глобальной цивилизации".
7. Бродяга : 6. скептик
2011-01-17 в 20:25

вряд ли оно будет проамериканским (ибо там ничего интересного для сша нет)


Не скажите,
во первых ослабление, обгрызание арабско-мусульманского мира - иначе зачем было и Израилю поддерживать повстанцев юга?
во вторых, в принципе расширение "своего мира", не стоит недооценивать идеологизацию американцев, там где нет серьезных издержек им доставляет удовлетворение сам факт продвижения идей, даже в захолустье,
в третьих нефть которая там есть - не дать к ней доступа ярым антиамериканистам из Хартума и при случае самим попользоваться.

Америкосы строят глобальную цивилизацию, так что их все интересует. Вспомните какова была реакция американцев когда украинский корабль с танками на борту сомалийские пираты захватили - резкая демонстрация силы. Я не помню что бы они так в случае захвата танкеров с нефтью, куда более дорогостоящих, реагировали. Танки эти для южного Судана были предназначены - чем не показатель интереса?
6. скептик : Re: Развод по-судански
2011-01-17 в 17:05

вряд ли оно будет проамериканским (ибо там ничего интересного для сша нет),
вряд ли оно будет христианским (там полно местных языческих верований),
вряд ли оно будет стабильным (уж больно неспокойно в африке).
5. Провинциал : Re: Развод по-судански
2011-01-17 в 15:38

4. Бродяга

- Да, примерно так. И у нас в кузбассе, и на Украине в 90-е годы люди частным образом тоже добывали уголь первобытным методом. Жить-то хочется...
4. Бродяга : Провинциалу в догонку
2011-01-17 в 14:34

P.S. Хотя возможно я не с теми мерками подхожу. Надо учитывать крайнюю бедность страны, где тысяча долларов огромные деньги.

В Чечне в 90-х, в период ее благодатной независимости от "немытой России", народ с голодухи добывал нефть средневековым способом - рылся колодец на 15-20 метров, потом дожидались пока в него насочится нефть (или мазут, я не знаю что это было), потом это сырье тут же перегонялось в самодельных "заводах"-бочках в дикий по качеству бензин, который тут же продавался по дешевке тем кто готов был на нем ездить гробя мотор.
Так что жизнь, конечно, вносит коррективы в представление о целесообразности.
3. Бродяга : 2. Провинциал
2011-01-17 в 14:02

Бочками на ослах нефть не возят, да и в бензовозах тоже много не увезешь. Для того что бы вывезти (а не перекачать) сколько нибудь значительное количество нефти и сделать набег - войсковую операцию стоящей того необходимо иметь либо ж.д. полотно для транспортировки цистернами (чего там нет), либо хорошие дороги (коих там так же нет) для крупных наливников 25-47 тонн вместимостью + сами наливники, и не 1-2, а десятки со всем вытекающим геморроем в условиях отсутствия даже грунтовых дорог и партизанской войны.

Нефть стоит сейчас где то 500 долл. США за тонну, но в портах доставки, а не в Судане, тем более в захолустье юга Судана. Это копеешный продукт, и ее добыча имеет смысл либо для кустарного производства и местных нужд, либо при добыче и вывозе промышленным способом.
2. Провинциал : Re: Развод по-судански
2011-01-17 в 13:02

1. Бродяга

- Вы ошибаетесь. Скважин никто из северян не бурил в захваченных районах. "заготовка" - это залив и вывоз уже добытой нефти или краткосрочная откачка из имевшихся скважин. В жизни всё проще.
1. Бродяга : Забавные выводы
2011-01-17 в 08:53

...пополнения казны путем «нефтяных рейдов»... карательная экспедиция в нефтеносные районы, заготовка нефти, массовые пытки и убийства, разрушение уцелевших строений, и наконец, возвращение с добычей на север


Забавно читать такого рода "аналитику" профессора Лебедева. Нефть не слоновая кость, ее путем набега не заготовишь. Бурение скважины длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, а сама добыча не возможна наскоком и требует соответствующей постоянно и долговременно работающей инфраструктуры.

В этом году на карте Африки появится новое христианское государство


Христианским это государство будет не в большей степени чем какая нибудь Кения или Уганда. Оно будет "не мусульманским", светским и, при стабильности, либеральным, строящим демократию по американски лекалам. Собственно это главный вывод - НА КАРТЕ АФРИКИ ПОЯВИТЬСЯ НОВОЕ ПРОАМЕРИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО.

Американцы больше всех сделали для его появления на свет, они и будут контролировать его существование и идеологию.

Хотя все может оказаться и проще - войной всех против всех, сразу после исчезновения сплачивавшего разрознные племена врага. Благо есть что делить и из-за чего воевать - нефть.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме