В новогодние дни 2011 года, ближе к ночи, неузнаваемо менялся облик Дворцовой площади Петербурга. Здесь разворачивалось лазерное шоу, организованное профессиональным международным Центром праздников и фестивалей. Площадь погружалась в сполохи то багрового, то синего, то фиолетового огня мощных прожекторов. Зимний Дворец, Александровская колонна, Генеральный штаб превращались в гигантские заборы, на которых «специалисты по праздникам» рисовали свои фантазии.
Зимнему Дворцу, архитектурному шедевру, сокровищнице мировой культуры, который постоянно посещают тысячи туристов со всего мира, уготовили роль...дома привидений. Мог ли предполагать великий архитектор Растрелли, что на прекрасных фасадах его здания замелькают гигантские призраки, тени, вихри, взорвутся огни, слетят с оснований и завертятся колонны, поплывут окна - одним словом, загуляет нечисть. Выбор сюжета, возможно, навеян международным опытом хэллуинов (имя авторов можно узнать у руководителя центра праздников - Марины Фокиной).
Под стать световым эффектам была и оглушительная музыка, изливающаяся из динамиков и слышная на соседних улицах. Музыка коварная: то мелодичная, усыпляющая и погружающая зрителя в беспечный транс, то устрашающая человеческими ( или все же нечеловеческими ?) вскриками, бормотанием и скрежетанием чего-то обо что-то. И какого же результата добивались устроители праздника?..
«Папа, я знаю, там мумии лежат», - можно было услышать в толпе детский голосок. Молодые люди привычно подпрыгивали под ухающие звуки невидимых барабанов, полагая, что они находятся на грандиозной дискотеке. Там и сям в толпе на головах зрителей горели маленькие красные «дьявольские рожки». Это красноречивое «украшение» можно было купить тут же, на площади у продавцов. Кое-кто дружной смешанной компанией из мужчин и женщин, образовав свой плотный кружок вокруг бутылок спиртного, распивал горячительное в пластмассовых стаканчиках. Среди людей можно было встретить черного пуделя на поводке, ведомого хозяйкой.
Однако не все были довольны лазерным шоу. «На площади никто не крикнул «Зенит». Ты па-а-нимаешь, никто (дальше - мат) не крикнул «Зенит», - возмущался подвыпивший рослый детина в синей куртке. «Клеевое шоу», - подводил итог интеллигентный парень в мехах своему знакомому, когда преставление закончилось, и на площади наступила тишина. С окончанием шоу балаганно-маскарадное обличье площади уступало, наконец, место ее первозданной красоте, но все же красоте, находящейся в осаде, искореженной нагромождением построек для сцен и прожекторов вокруг Александровской колонны.
Дворцовую площадь жители России называют самой красивой площадью страны. Величественная панорама ее неотделима от Александровской колонны, стройной колоннады Дворца, полукружья Генерального штаба и небесного простора. Но прежде всего красота ее определяется духовным содержанием - Ансамбль площади завершен в память побед России в войне 1812 года, отразившей нашествие Наполеона, который направлял жизнь цивилизованного общества Европы и вел за собой двунадесять языков. Площадь - символ величия и покровительства над Россией небесных сил. Колесница Победы на Арке Главного штаба символизирует присутствие Христа Победителя в образе Ники. Основания Александровской колонны украшены медалью за Победу в войне 1812 года- с изображением Всевидящего Ока. На оси, проходящей от Колесницы Победы через Александровскую колонну в Зимнем дворце, расположена галерея портретов воинов - практически иконостас героев Отечественной войны 1812 года. В строениях площади скрыто три церкви, не считая небольшой домовой церкви в Зимнем. Две из них закрыты, действует церковь св. Георгия Победоносца в здании Генерального штаба. Мистически это священная площадь. Ее называли алтарем России до революции. Самой высокой точкой площади является Крест в руках Ангела - символ судьбы и Победы России.
А что, собственно, удивляться, если еще 10 лет тому назад, в 2001 году Постановлением правительства об охране памятников культуры в Российской Федерации за N 527 от 10 июля ансамбль Дворцовой площади (и еще 27 площадей в историческом центре города) был просто-напросто выброшен из списка памятников культуры. Люди, которые составляли новый закон об охране исторических памятников, то ли не понимали, то ли наоборот, очень хорошо понимали, что они делали. Памятники - это память народа о своем прошлом, связь с великими предками, дающими силу. Народ, утративший память - это стадо, которое гонят в нужном направлении, где его ждет гибель и рабство.
Многое видела многострадальная площадь в последние годы - пивной фестиваль с висящей в небе выше Креста надувной пивной бочкой, ледяной каток, обвившийся вокруг Александровской колонны. В этом ряду и лазерное шоу.
Сам факт вольного обращения с памятниками культуры, на которых можно рисовать и писать что вздумается (в том числе с помощью лазера), - это обучение дикости и бескультурью. Когда в Ангела, держащего Крест над площадью, под мрачные звуки музыки втыкаются три десятка остронаправленных лучей, на память приходит блокада. Вот так в войну бороздили небо прожектора, но они выискивали в небе противника, врага Родины. Сегодня в осаде сакральное место, памятник христианской культуры. Попытки изменить его облик - это не безобидная пошлость, не различающая высокого смысла. Это глумление над памятью предков.