«Царь [Алексей Михайлович] действительно через два дня (24 апреля) отправил в Польшу своих полномочных послов, боярина князя Репнина и других, с требованием, чтобы виновные в умалении Государева титула поляки были немедленно наказаны...».
«История Русской Церкви»
Высокопреосвященейший Макарий
Митрополит Московский и Коломенский
В 1917 году наш русский народ, наши предки совершили страшное прегрешение, отступив от Господа, отступив и предав Его Помазанника, Царя-мученика Николая, нарушив присягу, которую давали подданные Российской Империи. Большинство военных и духовных лиц нарушили также свои особые воинские и духовные присяги.
Более того, весь наш народ стал виновен в преступлении перед всем Домом Романовых, которому в 1613 году после тягот и разрушений Смутного времени, поставивших русское государство на грань уничтожения, принес на Священном Соборе клятву на верность за весь русский народ и за всех нас, потомков. Именно по этим грехам, вскоре после 1917 года был провозглашен и действовал лозунг «Весь мир насилья мы разрушим до основания,...»[1] который на деле означал то, что мы должны разрушить и уничтожить в том числе всю великую и славную историю России, стереть славную память о наших предках, о наших Святых. За грехи наши нашло на нас и наказание Божие. Десятки миллионов русских людей были замучены и убиты, очень многие были вынуждены навсегда покинуть свою Родину.
До сих пор наша страна, наш народ не смогли до конца преодолеть это грехопадение, не смогли очиститься от скверны богоотступничества, которая, конечно же, началась не в 1917 году, а под покровом проникала в умы и сердца русских людей, не одно десятилетие до 1917 года.
Сейчас, при изучении истории России, нам особенно важно внимательно, чутко относиться к деяниям наших предков, к воле Божией, выражавшейся через православный русский народ, через его Государей - Помазанников Божиих. И особенно важно четко и правильно понимать, кто мы и от кого мы идем. Очень важно в этом смысле правильное понимание значения Российского Государства, Русского Государства, Российских Государей, Русских Государей и их правильное именование.
Для любого христианина весьма важно почитание и прославление имени нашего Бога, Троицы Единосущной и Нераздельной, Бога Отца, Бога Сына - Господа нашего Иисуса Христа, Бога Святого Духа. Важно и правильное именование и оценка деятельности Помазанников Его Государей Российских, именование нашего Государства.
Увы, уже не одно столетие мы вольно или невольно допускаем в этом серьезные ошибки. Один из примеров - использование титульной нумерации наших Великих Князей, Государей, Царей и Императоров, не соответствующей действительности, не соответствующей Постановлениям Священных Соборов, Постановлениям Правительствующего Сената и Святейшего Правительствующего Синода.
Каждый православный должен следовать нашему Символу Веры, Священному Писанию и Священному Преданию. Это Священное Предание состоит, в том числе, из Постановлений Вселенских Соборов, из Постановлений других Церковных Соборов, признанных и утвердивших полноту христианской веры, соответствующих Постановлениям Святейшего Правительствующего Синода, Архиерейских и Поместных Соборов Русской Православной Церкви.
Каждый настоящий честный историк в описании своей страны должен также использовать те термины, и те наименования, которые действительно имели наши Государи, Великие Князья, Цари и Императоры. Правильно именовать Государства - это естественный и необходимый элемент настоящей исторической науки.
_________________________
I. Использование цифр в обозначениях в титулах и именованиях наших Государей впервые введено Царем Петром I, при принятии Императорского достоинства в 1721 году. До этого времени и Великие Князья, и Цари именовались, как правило, по именам и отчествам, а в некоторых случаях лишь по именам. Яркий пример тому наименования на монетах, выпускаемых еще со времен Святого Благоверного Великого Князя Владимира. И сам Царь Петр именовался со вступлением его на царство в 1682 году, как Царь Петр Алексеевич всея Руси, и на монетах, выпускаемых в его правление и в государственных актах его титул звучит, как Царь Петр Алексеевич всея Руси. Так же примерно звучал и титул его старшего брата соправителя - Царь Иоанн[2] Алексеевич всея Руси. При принятии Императорского достоинства введение цифирного обозначения связано с тем, что подобный опыт был распространен в Римской Империи, а впоследствии в Западной Римской Империи и Восточной Римской Империи (Империи Ромеев, безосновательно часто называемой Византийской)[3]. Была еще одна существенная причина в использовании цифры «I» в титуле Императора - это то, что в это время наследником Царя Петра Алексеевича был его внук, носивший то же самое имя и отчество Царевич Петр Алексеевич. Вводя цифирное обозначение, Царь Петр Алексеевич достойно выходил из этого положения, разделяя четко свой титул с титулом грядущего Императора и Самодержца Всероссийского Петра II. Императрица Екатерина, супруга Императора Петра I, вступившая на престол после его смерти, не использовала цифру I в своем титуле. Так же не делала этого и Императрица Анна Иоанновна, дочь старшего брата Царя Петра I Царя Иоанна Алексеевича. Традиция добавлять цифирное обозначение к имени Императора в это время ещё не укоренилась в России.
С вошедшим же на престол в 1740 году младенцем Императором Иоанном Антоновичем цифирное указание стало необходимым, потому что сам он был правнуком Царя Иоанна Алексеевича. По решению Правительствующего Сената и Святейшего Правительствующего Синода титул Императора Иоанна Антоновича стал звучать полностью, как Император Иоанн III Антонович Всея Руси. Да-да, Царь Иоанн III, а совсем не Иоанн VI, как написано в подавляющем большинстве учебников XIX, XX и XXI веков! Во всех документах, на всех монетах в царствование Императора Иоанна Антоновича, он именовался именно как Иоанн III Антонович, и именно поэтому многие нумизматы, видимо не читавшие современные учебники истории, не знают Императора Иоанна VI Антоновича, которого, конечно же, и не было, а знают лишь Императора Иоанна III Антоновича. Принимая такой титул Российского Императора, Правительствующий Сенат и Святейший Правительствующий Синод, таким образом, дали уточнение к титулу предыдущих Царей Иванов. Прадед Иоанна III Антоновича получил уточненный титул Царя Иоанна II Алексеевича Всея Росии, а Царь Иван Васильевич Грозный получил уточненный титул Царь Иван I Васильевич Всея Руси. И это было совсем не случайно.
Первую попытку использовать цифровые обозначения в титулах Великих Князей и Царей, правящих до Царя Петра Великого, попытался ввести В.Н. Татищев в своих записях в 1720-30-х гг. Его нумерация во многом не совпадает с ныне общепринятой. Так например, у него сын Великого Князя Дмитрия Донского Василий Дмитриевич именуется Великим Князем Василием II[4] (а не Василием I, как сейчас принято). Великий Князь Иван Васильевич Грозный именовался Великим Князем Иваном V[5], а не Иваном IV, как делают нынешние историки. Записки В.Н. Татищева и его предложения по именованию Государей не получили одобрения ни Царствующего Дома, ни Правительствующего Сената, ни Святейшего Правительствующего Синода и, как известно, были опубликованы много лет спустя после его смерти. Поэтому его нумерация не получила распространения.
Работавшие после В.Н. Татищева историографы XVIII века М.В. Ломоносов, Г.Ф. Миллер, М.М. Щербатов нумерацию в титулах Великих Князей и Царей не использовали, а именовали их по именам и отчествам.
Кто же впоследствии изменил титулование наших Государей Иванов, и с какой целью это было сделано? Ныне принятую историками нумерацию Великих Князей, Царей и Императоров Иванов (и только их, а не других Великих Князей и Царей) ввел в начале XIX века один из первых историков-либералов с якобинским духом, великолепный литератор и ненавистник Царя Ивана Васильевича Грозного, Н.М. Карамзин. Именно в его «Истории Государства Российского» впервые появляется ложная нумерация Великих Князей, Царей и Императоров Всея Руси Иванов. Именно он позволил попрать титул (его цифровую часть) Царя Ивана Васильевича Грозного, утвержденный при восшествии на царствование Священными Соборами, а впоследствии уточненный Правительствующим Сенатом и Святейшим Правительствующим Синодом при воцарении Императора Иоанна III Антоновича. Удивительно то, что в «Истории...» Н.М. Карамзина лишь Великие Князья Иваны и Царь Иван получили нумерацию, все остальные Великие Князья (в том числе, носившие имя Василий), начиная по времени с Великих Князей Андрея Ярославича и его брата Александра Невского, называются традиционно лишь по имени и отчеству[6]. И лишь впоследствии, следуя логике Н.М. Карамзина, большинство историков стало именовать в один ряд и Великих Князей Василиев, не давая разумного различия между титулами и статусом и этих правителей.
Исключение составили Великие Князья и Императоры Александры. Связано это конечно с тем, что три Императора Александра царствовали большую часть XIX века, а сложившаяся традиция нумерования закладывалась как раз историками в первой половине XIX века. Если следовать логике Н.М. Карамзина, то Император Александр I Благословенный, победитель Наполеона, должен был носить совсем другой титул, потому что история России знает Великого Князя Александра Невского и Великого Князя Александра Михайловича Тверского, современника Великого Князя Ивана Ивановича Красного, которого Карамзин стал именовать Иоанном II Иоанновичем.
По логике Н.М. Карамзина, Император Александр I должен был стать Императором Александром III Благословенным, а соответственно, Императоры Александр II - Александром IV, Александр III - Александром V. Почему же, как и в случае с Императором Иоанном III Антоновичем, сам Император, и Правительствующий Сенат, и Святейший Правительствующий Синод дали Императору Александру наименование Император Александр I? Все очень просто. При всем уважении к подвигам и трудам Великого Князя Александра Невского, к подвигам и трудам Великого Князя Александра Михайловича Тверского, эти Великие Князья с государственной позиции не могли стоять в один ряд с Императорами Александром I, Александром II, Александром III, потому что они самодержцами не были и получали ярлык на великое княжение у Хана Золотой Орды, у Царя Золотой Орды, как называли его на Руси, и платили дань Царю Золотой Орды, и поэтому не могли стоять в государственном значении в одном ряду с Царями и Императорами, самодержцами Всея Руси, которые, естественно, никому дань не выплачивали и ярлык на Царствование и великое княжение ни у кого не получали[7]. Та же причина была и в том, что Император Иоанн Антонович получил титул Иоанн III Антонович, потому что Царь Иван I Васильевич, Царь Иван II Алексеевич Романов были Царями-Самодержцами всея Руси (России), никому дань не выплачивали, ярлык на великое княжение ни у кого не получали.
Напротив, выдающиеся Великие Князья Иван Данилович Калита и его сын, Иван Иванович Красный получали ярлыки на великое княжение у Хана Золотой Орды и выплачивали ему дань. Великий Князь Иван Васильевич (1440-1505), прозванный Великим, - объединитель земель русских, ярлык на княжение уже не получал, но дань в начале своего Царствования все-таки выплачивал и Царем изредка именовался, но только во внешних письмах и документах, направляемых за границу, после вступления в брак с племянницей последнего Императора Империи Ромеев Софьей Палеолог.
Во всех внутренних актах и грамотах, в Постановлениях Священных Соборов, проводимых в его время, на всех монетах, выпускавшихся от его имени на протяжении его долгого правления, он титуловался Великим Князем Иваном Васильевичем Всея Руси, а также Господарем и Государем Всея Руси.
Государь Иван Васильевич Грозный, по вступлении в младенчестве на престол в 1533 году до 1547 года также во всех документах, актах, Постановлениях Соборов и на всех выпускаемых монетах именовался Великим Князем Иваном Всея Руси. И лишь после помазания на царство в 1547 году и вступлении в Царское достоинство принял титул Царя и стал уже в дальнейшем именоваться Царем Иваном Всея Руси, или Царем Иваном Васильевичем Всея Руси. Именно он - основоположник Московского Царства, вдвое увеличивший его территорию, присоединивший к Руси большую часть Золотой Орды[8]. Именно он, за всю историю Руси-России правивший более всех государей наших, стал основателем Русского Царства, Царства самодержавного. И именно на умаление его достоинства, его подвигов и трудов было направлено деяние, совершенное Н.М. Карамзиным., ложным образом присвоившим ему цифровую часть титула Царя Ивана IV, в нарушение Постановлений Священных Соборов, в нарушение Постановлений Правительствующего Сената и Святейшего Правительствующего Синода.
Вступая на Царство, Иван Васильевич Грозный опирался, конечно же, на труды своих славных предков и имел в виду Царское достоинство, полученное не только от своего отца и деда, завершивших единение русских Княжеств, но и от своей бабки, Софии Палеолог, племянницы Императора Константина, Императора Империи Ромеев.
Как уже сказано выше, начало использования Царского титула было положено его дедом Иваном Васильевичем, который стал иногда именоваться во внешней переписке Царским титулом, продолжено было его отцом, Великим Князем Василием Ивановичем, разрешившим печатать лишь одному из четырех монетных дворов, а именно Псковскому с 1510 г., монеты с титулованием его Царем Василием Ивановичем Всея Руси. Но окончательно Царство Московское, как самодержавное Царство, сформировано было и поставлено именно Царем Иваном Васильевичем Грозным, над которым Святым митрополитом Макарием был совершен чин венчания и таинство миропомазания на Царство. И до 1682 г. другого Царя Ивана русский народ не знал.
Светлая ему память за труды по благоустроению Державы Российской и за сохранение Веры Православной!
_______________________
II. Нынешняя нумерация Великих Князей Василиев также неправильная и нелогичная. С одной стороны, она не учитывает Великих Князей Равноапостольного Владимира-Василия Святославича и Владимира-Василия Всесолодовича Мономаха. С другой стороны, в счете не участвует Великий Князь Василий Ярославович (годы правления 1272-1276) - брат Великого Князя Александра Невского. Кроме того, статус Великого Князя Василия Дмитриевича, бывшего вассалом Ордынского царя, получившего ярлык на великое княжение в Золотой Орде и платившего дань, не соответствуют совершенному суверенному положению Великого Князя и Государя (Господаря) Всея Руси Василия Ивановича, никому дань не платившего и ярлык на свое великое княжение не получавшего.
Великий Князь Василий Иванович имел все права венчаться на Царство и как Государь всея Руси, и как сын объединителя русских княжеств Великого Князя Ивана Васильевича, и как сын наследницы Василевсов и Автократоров Царьградских. Но не сделал этого, хотя и позволил одному из четырех государственных монетных дворов (Псковскому) чеканить монеты с титулом «Царь Василий Иванович всея Руси». Он понимал, что венчание и миропомазание на Царство должно повлечь за собой решительное включение большей части Золотой Орды в Русское государство и военное противостояние как с государствами, возникшими на месте Золотой Орды, так и с Османской Империей, и с западными странами, выступающими против замещения православной Империи Ромеев православным Русским Царством (Третьим Римом). Ханства (Царства), возникшие на месте Золотой Орды, не могли отнестись безучастно к принятию Великим Князем Московским, ещё полвека назад являвшимся вассалом Ордынского Царя, Царского титула. Остаться безучастными для них означало мирно, постепенно стать вассалами Московского Государя. Османская Империя, считавшая себя победителем главного царства «гяуров», не могла безучастно смотреть, как подобное христианское Царство возрождается у них под боком, сводя во многом на нет их многочисленные победы и представляющим для них в будущем серьёзную военную угрозу. Османы понимали, что Русские Цари будут стремиться освободить своих братьев по вере от мусульманского владычества и освободить Царьград (и в этом они не ошиблись).
Римско-католическая Европа и, в частности, Священная Римская Империя рассматривали себя прямыми наследниками Римской Империи и стремились (во главе с Папой Римским) тем или иным путем распространить свою власть и юрисдикцию на весь христианский мир. Воссоздание православного Русского Царства вместо Империи Ромеев полагало четкий предел их экспансии. Для многих европейских держав: и Литвы, и Польши и Швеции, и Ливонского Ордена, было категорически неприемлемо Православное Царство, способное потеснить их и ограничить. Русь во времена Великого Княжения Василия Ивановича была, видимо, не готова к широкомасштабным войнам со всем своим окружением. Утверждение Русского Царства взял на себя впоследствии сын Великого Князя Василия Ивановича, Царь Иван Васильевич и успешно выполнил эту миссию и удержал скипетр и державу Царскую.
Возвращаясь к вопросу о титуловании Великих Князей Василиев, отметим, что ставшее привычным в XX веке в литературе панибратское именование без титула, но с цифрой: «Василий III», «Василий II», «Иван IV» и т.п. служило вполне определенным целям уничижения деяний Великих Государей Русских. Писать клевету на «Василия III» или «Ивана IV» в богоборческих учебниках истории было гораздо проще, чем клеветать на Великого Князя Василия Ивановича, Царя Ивана Васильевича.
Самое главное то, что никакой акт Русского государства и Русской Православной Церкви цифирное обозначение в титулах Великих Князей Василиев никогда не вводил. Мы спокойно обходимся без цифр в именовании Царей Федора Ивановича, Федора Борисовича, Федора Алексеевича; Великого Князя Михаила Ярославовича Тверского и Царя Михаила Федоровича Романова; Великих Князей Александра Невского и Александра Михайловича Тверского и многих других Царей и Великих Князей. Поэтому так же спокойно и выдержанно можем обойтись без указания цифр в настоящих, а не выдуманных титулах как Великих Князей Иванов, так и Великих Князей Василиев.
Президент Русского Культурно-просветительного Фонда имени Святого Василия Великого Василий Бойко-Великий
P.S. Выражаю благодарность за консультации при выполнении работы А.Н. Боханову,
Л.Е. Болотину, С.В. Фомину
Литература
1) Татищев В.Н. История Российская. Т.1,2,3. М.: АСТ, 2003.
2) Миллер Г.Ф. Сочинения по истории России. М.: Наука, 1996.
3) Ломоносов М.В. Древняя Российская история М.: Издательство Академии Наук СССР, 1952
4) Щербатов М.М. Истории Российской от древнейших времён. Т. 1-7. СПб.: 1901-1904
5) Карамзин Н.М. История государства Российского М.: Диля, 2008
6) Соловьев С.М. История России. М.: Эксмо, 2009
7) Мультатули П.В. Николай II. Отречение, которого не было. М.: АСТ, 2010
8) Фомин С.В. Правда о первом русском Царе М.: Русский издательский центр, 2010
9) Боханов А.Н. Царь Иоанн IV Грозный М.: Вече, 2008
10) Митрополит Иоанн (Снычев ) Самодержавие духа СПб.: Царское Дело, 1996
11) Фроянов И.Я. Драма русской истории М.: Парад, 2007
12) Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра I. М.: Финансы и статистика, 1989
13) Биткин В.В. Сводный каталог монет России. Т. 1,2. Киев, 2003
14) Мигунов И.В.Русские редкие монеты: медные, серебряные, золотые и платиновые. С 1699 до 1915. М.: ГПИБ, 2005
15) Орешников А.В. Русские монеты до 1547 г. Москва, 1896
16) Спасский И.Г. Русская монетная система: историко-нумизматический очерк. М.: Учпедгиз, 1960
17) Зайцев В.В. Русские монеты времен Ивана III и Василия III. Киев, Юнона-Монета, 2006
18) Гришин И.В., Клещинов В.Н. Каталог Русских средневековых монет времени правления царей Алексея Михайловича, Федора, Ивана и Петра Алексеевичей
19) Высокопреосвященейший Макарий Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996
Приложение 1
А.Д. Нечволодов
Сказания о Русской земле
Москва, ЭКСМО, 2007
<Часть 2, глава 2>
Долгое время после кончины [Великого Князя Владимира] Мономаха на Руси держалось сказание, записанное и на стенах Успенского собора в Москве, что перед смертью он собрал духовенство, бояр и купцов и сказал им: «Да не венчают никого на Царство по моей смерти. Отечество наше разделено на многие области; если будет Царь, то удельные Князья из зависти начнут воевать с ним и государство погибнет», после чего вручил царскую утварь сыну Юрию [Долгорукому], приказав хранить её как зеницу ока и передавать из рода в род, пока Бог не воздвигнет Царя, истинного Самодержца земли Русской.
Приложение 2
Макарий (Веретенников), Архимандрит.
Жизнь и труды Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси.
М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
<C. 369:>
15.23. Послание Митрополита Макария Новгородскому Архиепископу Феодосию о совершенном Царском Венчании и вступлении Царя в брак (1547, февраль)
Благословение Макария Митрополита всея Росии о Святом Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения Феодосию Архиепископу Великого Новаграда и Пскова.
Божиим изволением Всемогущия Троицы волею и хотением и по милости Пречистыя Богородицы и по благословению великого Чюдотворца Петра Митрополита всея Росии и всех Святых молитвами благоверный и христолюбивый и Богом венчанный Царь и Государь о Святем Дусе сын Святыя Троицы, Церкви и нашего смирения Князь Великий Иван Васильевич, всеа Росии Самодержец, ныне по Божие воли учинися на Своем Государстве на Великом Княжестве совершенных великих Царским поставлением по благословению приснопоминаемаго Отца Своего <C. 370:> Великого Князя Василья Ивановича всеа Росии Самодержца, по духовной его грамоте ныне поставлен бысть на Великое Княжение Владимерское и Московское, Новгородское и всеа Росии, помазан святым миром и наречен Князь Великий Иван Васильевич Боговенчанный Царь и Самодержец Великия Росия. Венчан же бысть Святыми Бармами и Царским Венцем от нашего смирения по древнему Их Царскому Чину и по данней нам благодати от Святаго и Животворящаго Духа рукоположением нашего смирения со Архиепископы и Епископы Русския Митрополия и со всеми Освященным Собором месяца генваря в 16 ден в неделю на Поклонение честных вериг Святаго Верховнаго Апостола Петра во Святей и Велицей Соборней Апостольской церкви Успения Пречистыя Богородицы Русския Митрополия в царствующем граде Москве. И после своего поставления Богом венчанный Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Росии Самодержец по Божией воли Царским законным браком сочетася Февраля в 3 день на память Святаго Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.
И вы б ныне и впредь молили Бога и Пречистую Богородицу и великих Чюдотворцев Петра, Алексия и Ионы и Преподобных и Богоносных Отець наших Сергия и Варлаама и Кирилла и всех Святых о многолетном здравии и спасении Господина и Сына нашего смирения Боговенчаннаго Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа Росии Самодержца, по Его Благородной и Христолюбивой Царице Анастасии Романовной, чтоб Им Бог умножил лет живота Их и устроил бы Царство Их мирно и вечно в род и род, и на веки. И дал бы Им Господь Бог видети на Своем Царстве Сыны Сынов Своих и возвысил бы Господь Бог Царскую десницу православного Царя надо всеми его недруги и враги.
Так же бы есте молили о Его Брате Князь Георгие Васильевиче и о Их болярех и о христолюбивом воинстве и о всех православных христианех от безсерменства и от латинства и помощь и крепость Господь Свою послал православному нашему Царю и всему христолюбивому воинству на наши враги на безсерменства и латынство да пожаловали бы есте и наше смирение поминали во святых своих молитвах (Веретенников П., священник. Первосвятительская деятельность Макария, Митрополита Московского и всея Руси (+1563) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1980-1981, N 105-108. С. 244-245. Прим. 104).
Приложение 3
Рубль времён Императора Ивана III Антоновича (годы царствования 1740 – 1741 гг.)
Рубль времен Императора Александра I (годы царствования 1801 – 1825 гг.)
Штемпель монет времен Царя Иоанна Алексеевича, соправителя своего младшего единокровного брата Царя Петра Великого (годы царствования 1682 – 1694 гг.)
ЦРЬ И ВЕЛИКИ I НКАЗЬ IОАННЪ АЛЕКЪЕВИЧЬ ВСЕА РОСИI
Копейка
Двойной червонец Царя Петра Алексеевича (1686-1725)
Рубль Императора Петра I Алексеевича
Штемпель монет и монета времен Царя Ивана Васильевича Грозного – Царя Ивана I (годы пребывания на престоле 1533 – 1584 гг.):
КНZЬ ВЕЛИКИ IВАНЪ Копейка времен великого княжения (1533-1538)
ЦРЬ I ВЕЛИКИI КНАZЪ IВАНЪ ВСЕА РОУСИI
Копейка времен царствования (1547-1584) Псковский монетный двор
ЦРЬ I КНZЪ ВЕЛIКI IВАН
Копейка времен царствования (1547-1584) Московский монетный двор
Штемпели монет и монеты времен Великого Князя Василия Ивановича (годы великого княжения 1505-1533 гг.)
Московский, Тверской и Новгородский монетные дворы
Л.с. Всадник с высоко поднятой саблей, скачущих вправо; под конем буква: круговая надпись: КNZЬ ВЕЛIKI ВАСIЛII IBANOBIЧЬ; Между началом и концом круговой надписи находится знак, напоминающий букву; вокруг точечный ободок (тот же штемпель л.с., что и у предыдущей монеты).
О.с. Четырехстрочная надпись: ОСП / ОДАРЬ / ВСЕАР / УСИ; вокруг точечный ободок.
Изд.: Орешников А.В., 1896. N 675, табл. XI, N 523; Спасский И.Г., 1970. С. 107, N25; Зайцев В.В., 1990. С. 164. N 2.
Псковский монетный двор (с 1510г.)
Л.с. Всадник с саблей, вправо; под конем буквы: ICA; круговая надпись: ACIЛIБЖЬЕЮМЛСТЬЮЦРЬВСЕАРУС
О.с. Четырехстрочная надпись: ДЕН / ЬГАПС / КОВЪС / КАА
Изд.: Орешников А.В., 1896. N87. Табл.I,рис. 30; толстой И.И., 1886. N 611; Зайцев В.В., 2003. Табл. 2. N 1.
Штемпели монет и монеты времен Великого Князя Ивана Васильевича (годы великого княжения 1462-1505 гг.) )
Корабельник. Золотая монета времен Великого Князя Ивана Васильевича (годы великого княжения 1462-1505 гг.)
Л.с.Сложный орнамент в виде равноконечного креста, лучи которого оканчиваются стилизованными лилиями и птицами. Между лучами креста изображены единороги, над которыми расположены короны. В средокрестии четырехлучевая звезда, в центре которой помещена перевернутая латинская n. Крест обрамляет двойной фигурный ободок. Вокруг между двумя точечными ободками надпись, начало и конец которой разделены крестиком: КОРАБЕЛЬНИК КНZА ВЕЛIКАГО ИВАНА ВАСШЛЬЕВIЧА ВСЕА РУСI И ЕГО (некоторые буквы надписи переданы в виде лигатур)
О.с.Плывущий по волнам корабль. На корабле человек в короне с мечом в правой и щитом в левой руке. Вокруг точечный ободок, за которым надпись, начинающаяся в правой части поля монеты и являющаяся продолжением надписи л.с.: СНА ВЕЛIКАГО КНZA IВАНА ИВАНОВIЧА ВЕЛI
Изд.: Спасский И.Г., 1976. С. 113, рис. 5-6; Спасский И.Г., 1977. С. 68-69; Львов М.А., 1981. Табл. 1, рис. 2.
Серебряная монета времен Великого Князя Ивана Васильевича (годы великого княжения 1462-1505 гг.)
Л.с. Всадник с саблей, вправо; под конем розетка; круговая надпись: КНЯЗЬВЕЛИКИИВАНЪВАСИЬВИ
О.с. В центре восьмилучевая звезда; между двумя линейными ободками круговая арабская надпись: «это деньга московская»
Изд.: Орешников А.В., 1896. N 649. Табл. XI, рис. 496 (по типу); Калинин В.А., 1981. Табл.1, рис. 1; Зайцев В.В., 2004. С. 65. N 3
Медные монеты с титулом старшего сына и соправителя Великого Князя Ивана Васильевича – Великого князя Ивана Ивановича Молодого (1458-1490)
Л.с. Изображение воина в полный рост. В правой приподнятой руке он держит меч, а в левой ножны. Вокруг точечный ободок между двумя линейными.
О.с. Четырехстрочная надпись между горизонтальными линиями: +ВЕЛИ/КОГОКН/ЯЗЯИВАН/АИВАНО. Вокруг линейный ободок.
Изд.: Гайдуков П.Г., 1993. С. 188. N 322
Златник и сребреник Святого Великого Князя Владимира
На сребренике Государь изображен слева. Справа же – ЦАРЬ Царей ИИСУС ХРИСТОС.
Это тоже титульный символ Царя. Другие Великие Князья обычно на монетах изображали Своего Небесного Покровителя
Приложение 4
Карамзин Н.М. История государства Российского Том 8
[1] Особый цинизм этого лозунга заключался в том, что так называемый «мир насилия», то есть Россия, разрушался одним из самых жестоких насилий за всю историю человечества и созданное на развалинах Российской Империи Советское государство держалось на тотальном насилии богоборческой власти и иначе существовать не могло.
[2] С конца XVII века имя Иван стало писаться только как Иоанн, а до этого допускалось использование обеих форм имени официально: Иоанн и более простой Иван.
[3] Часто Восточную Ромейскую Империю по католической традиции уничижительно называют «Византийской» по имени портового поселка, некогда существовавшего на месте Константинополя. Таким образом, уже павший как Императорский Западный Рим в трудах католических богословов мстил Православной Державе, сохранившей Имперское достоинство почти на тысячу лет дольше, чем Рим Апеннинский. В русских летописях и других произведениях русской литературы никогда не употреблялось наименование «Византийская Империя» или «византийцы» по отношению к восточным ромеям. Западная традиция стала проникать в труды российских светских историков со второй половины XVIII столетия под влиянием «просвещенного» Запада. Так и Русское Царство на Западе, особенно у писателей Речи Посполитой, вплоть до середины XVIII века уничижительно именовалось «Московией». Вряд ли национально мыслящим русским историкам в условиях современной идейной экспансии Запада следует поддерживать подобные идеологизированные уничижительные формулировки.
[4] В.Н. Татищев нумерацию Великих Князей Василиев начинал либо со Святого Равноапостольного Князя Владимира, в крещении Василия, либо с Великого Князя Василия Ярославовича (1237 - 1276), брата Александра Невского. Но в Святом Крещении Василием был и Великий Князь Владимир Всеволодович Мономах, поэтому проблема нумерации Великих Князей Василиев в титулатурных опытах Н.В. Татищева не имела исторической полноты.
[5] В.Н. Татищев Великим Князем Иваном IV называл старшего сына и соправителя Великого Князя Ивана Васильевича - Великого Князя Ивана Ивановича Молодого, который также как и Царь Иоанн Алексеевич Романов, брат и соправитель Царя Петра Великого, чеканил монету со своим титулом.
[6] Фальсификация Н.М. Карамзиным цифровой части титула Царя Ивана Васильевича, была облегчена тем, что Императрица Елизавета I, дочь Императора Петра Великого, по восшествию на престол в 1741 году приказала уничтожить все документы с упоминанием Императора Иоанна III Антоновича, сына внучки Царя Иоанна Алексеевича (брата Царя Петра), и изъять и переплавить все монеты с его именем, а самого его отправить с семьей в ссылку, дабы никто из подданных не смущался законностью и справедливостью наследования ею Императорского достоинства и не возникало повода для смуты в Российском государстве. Данные деяния Императрицы Елизаветы I отнюдь на касаются существа решений Правительствующего Сената и Священного Правительствующего Синода по установлению цифровой части титулов Царей Ивана Васильевича и Иоанна Алексеевича.
[7] Сам по себе титул Князя, Великого Князя в первоначальном своем значении в домонгольской Руси вполне был равнозначен титулу Западноевропейских королей (Кing).
Великий Князь Владимир принял Христианство и женился на Анне — сестре Императора Империи Ромеев Василия II Болгаробойцы и его соправителя Василевса Константина VIII. При этом династическом бракосочетании Великому Князю Владимиру-Василию Святославичу от Ромейской Империи был усвоен титул Василевса, то есть Царя и Соправителя. Об этом, во-первых, свидетельствует один византийский документ 990-х годов «Записка греческого топарха», в котором Русский Великий Князь называется Василевсом, и, во-вторых, златник и сребреник Великого Князя Владимира, на котором Русский Государь изображен на Царском Престоле с Царскими Венцом и Скипетром, как и Царьградские Государи на соответствующих греческих монетах той же поры. Тем самым Великий Князь Владимир включил Русь в орбиту Восточной Ромейской Империи. Но Автократором, то есть единственным самодержцем Великий Князь Владимир не был и место главного Православного монарха (владетеля «Второго Рима»), хранителя веры православной, не занимал. Впоследствии этот титул Василевса-Соправителя был усвоен Великими Князьями Ярославом Мудрым и Великим Князем Владимиром Мономахом (матерь которого была Анна (Мария) дочь Императора Константина IX Мономаха), получившим в младенчестве Царские инсигнии из Константинополя – Царский Венец (Шапку Мономаха) и Скипетр (О.Г. Ульянов «Рождение Царства Русского»). Однако по наследству титул Василевса-Соправителя в обязательном порядке не передавался.
Со второй половины XIII века до начала XVI века на Руси титул Царя ассоциировался не только с титулом Василевса и Автократора Империи Ромеев, но и с Царем (Ханом) Золотой Орды
Раздробление впоследствии Руси на небольшие княжества и татаро-монгольское иго, когда Великие Князья стали вынуждены получать ярлыки на великое княжение у Хана (Царя) Золотой Орды ввели определенные коррективы в восприятие этого титула.
В начале XVIII века произошло другое уточнение титула Великого Князя, этот титул стал присваиваться уже во младенчестве наследникам и даже внукам Российского Царя и Императора. Так Великим Князем именовались внук Царя Петра Алексеевича будущий Император Петр II Алексеевич, сыновья Императора Павла I: Александр, Константин, Николай и Михаил, при этом Великие Князья Константин и Михаил Императорами никогда не были.
[8] Видимо определенное значение в венчании Государя Ивана Васильевича на царства Казанское и Астраханское имело и то, что его мать Великая Княгиня Елена была из княжеского рода Глинских, потомков правителя Золотой Орды Мамая и его супруги из царственного ханского рода Чингизидов, принявших в XV веке православие и перешедших на службу к Литовским, а потом Московским Князьям.