Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Проблемы современной российской молодёжи: чего хочет молодежь?

Сергей  Елишев, Русская народная линия

17.08.2010

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия.  Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде. В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сами власть предержащие могут стать «продуктом» для этих потребителей.

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени,  чем  другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения» [1]. В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад» [2]. В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.» [3]. Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном про­исхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обла­дая социальными, возрастными и субкультурными  признаками  разных общностей, они различаются по материальным возможностям,  ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал  вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со­знанием молодежи, приобретая универсальный харак­тер. Начинает превалировать тенденция к усилению про­цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель­ским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.» [4].

По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) – получение образования; в третью очередь (17%) – работу и карьеру. (См. Табл. 1).   Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью  получения хорошего профессионального образования [5].  

Таблица 1. «Цели современной молодёжи»Таблица 1

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» [6].  Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

            Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие (см. Табл. 2). 

Таблица 2. Распределение основных ценностей молодых людей [7].

1.

Деньги

35,3%

2.

Образование, профессия

31,4%

3.

Получить от жизни больше удовольствий

20,7%

4.

Деловая карьера

19,6%

5.

Любовь

11,6%

6.

Секс

8,3%

7.

Мир (чтобы не было войны)

7,8%

8.

Семья

7,5%

9.

Действия ради будущего России

4,5%

10.

Идеалы, вера

2,7%

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина,  иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:

- Материальное благополучие.

- Ценность «Я» (индивидуализм).

- Карьера (самореализация).

- Семья.

- Стабильность.

- Свобода.

- Уважение к старшим.

- Бог (вера в Бога).

- Патриотизм.

- Долг и честь.

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:

- Культ денег;

- Безразличие и индивидуализм.

- Вседозволенность.

- Циничный прагматизм, культ карьеры.

- Крах семьи.

- Социальное иждивенчество.

- Сексуальная распущенность.

- Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.

             - Коррупция.

             - Ксенофобия [8].

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:

- преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;

- вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

- приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;

- слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

- внеинституциональная культурная самореализация;

- отсутствие этнокультурной самоидентификации [9].

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, проведенных в 2006 - 2007 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В.Ломоносова социологических исследований среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка» [10]. (См. Табл.3).

Таблица 3. Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде

 

Перечень явлений

Отрицательная оценка

Равнодушие

Положительная оценка

1

Нарушение общественного порядка

79

15

6

2

Национализм

71

14

15

3

Экстремизм

69

16

15

4

Незаконное обогащение

64

19

18

5

Иждивенчество

63

28

9

6

Эгоизм

59

25

16

7

Равнодушие

57

34

9

8

Беспринципность

52

31

16

9

Потребительство

43

39

18

10

Подражание западному образу жизни

43

25

32

11

Праздный образ жизни

37

33

30

12

Приспособленчество

31

28

41

13

Карьеризм

16

22

58

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими  смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском  обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено  посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.  

Список литературы

  1. С.Г. Плукин Ценностные ориентации // http://plook.ru/index/cennostnye-orientacii
  2. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 125.
  3. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, С. 42.
  4. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 126.
  5. Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодежи от 18-23 июля 2002 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодежи // http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047702.
  6. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования проведённого с 15 июня по 10 сентября 2007 года // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt.
  7. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 79.
  8. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt.
  9. Социология молодёжи. М.: Гардарики, 2007, С. 190-193/ Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 80.
  10. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: Макс Пресс, 2007. С. 34.
Нравится

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 7
Войдите на сайт, чтобы изменить режим уведомлений

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. Andrew Berger : Re: Проблемы современной российской молодёжи: чего хочет молодежь?
2011-03-30 в 18:40

К религии у меня сложное отношение. Но уверен, что религия не способна изменить положение дел в обществе.
Тем не менее, статья действительно объективна. Спасибо автору.
6. Савенков Семен : К автору
2010-12-08 в 23:08

Как говориться, твои бы слова, да Богу в ущи. Сейчас пишу курсовую по теме "нужна ли журналистская клятва" Нашел необходимый материал, и на тебе, пожалуйста. Оказывается, что нужна. Да только что с ней будут делать? Верить будущему журналисту, когда он произносит клятвенные слова, все равно, что верить продавцу на рынке, мол, весь товар свежий. Без должного духовного "образования" никто не ощутит ее значимости. Это все равно, что мартышка и очки изх басни Крылова. Под духоаным развитием я не и мею в виду религию и веру в Бога. Здесь речь идет о нравстаенности, этике и морали. Кто променяет лакомый кусок на идеалы и какие-то духовные ценности? Вопрос, для меня лично, звучит немного странно. Казалось бы, вопрос должен ставиться наоборот. Но реальность тоакова. Стоит попробовать заговорить, например, о душе, как тотчас у виска покрутят. Я считаю, что дело обстоит плачевно. Хотя, теоретически, выход есть.
5. Бурко Юлия : реструктуризация ценностей современной молодежи
2010-11-29 в 22:14

Достаточно интересная статья, однако хотелось бы сделать акцент на некоторые факты.Я думаю, что основной проблемой, влияющей на реструктуризацию и деформацию современных ценностей оказывает нестабильное экономическое (более конкретно- материальное)положение, в котором прибывает как современная молодежь, так и все российское общество в целом. Изменение ценностей процесс закономерный, связанный с непрерывным историческим развитием общества как открытой системы. Молодое поколение притерпивает морально-нравственную деформацию с отрицательной меткой еще и потому, что развивается в период кризиса и нехватка социального опыта приводит к определенному переживанию трудностей. Государственная социальная политика РФ развивается достаточно медленной и не успевает "закрывать" все "дыры" зияющие в молодежной политике. Морально и нравственно здоровое общество это как правило общество экономически стабильное, в котором молодой человек способен развиваться в любой сфере, что на сегодняшний день проблемно для "новой России".
4. Галя : Re: Проблемы современной российской молодёжи: чего хочет молодежь?
2010-08-19 в 02:05

Карьера - это успек для себя любимого. Она может быть сделана и на полезном для Родине поприще. Но, как правило, не это определяет достижение карьерного успеха.Для достижения карьеры допускается идти по трупам, перешагивать через близких и дальних. Ради карьеры предавали детей (уходили из семей ради выгодного брака), поступались принципами своей веры, предавали Родину.
Для карьериста не важно чем заниматься, никакие моральные принципы не могут быть для него ограничителем. Ну, и естественно, считать людей обыкновенных, думающих хоть немного о других, "совками". Или быдлом.
3. Захар : Re: Проблемы современной российской молодёжи: чего хочет молодежь?
2010-08-17 в 14:06

Не понимаю, почему вдруг карьеризм стал негативной ценностью. Что плохого в том, чтобы человек реализовывался в своей работе?
"Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной." --- Мы уже проходили коллективисткую составляющую, к чему это привело, все хорошо помнят. Складывается впечатление, что автор, пардон, - "совок".
Побольше бы конкретных "рецептов" и предложений...
2. Сергей : Отсутствие традиции
2010-08-17 в 10:28

Конечно молодой человек будет говорить о тех приоритетах, как главных, о которых трезвонят на каждом углу в каждой газетёнке. Но главной проблемой нашей молодёжи является отсутствие традиции, мало того что молодёжь без верна, она просто не умеет общаться, отдыхать, дружить, любить. Даже если молодёжь ходит в храм, то в силу того, что нет традиции во всём, что нас окружает, происходит восполнение этих пробелов через заимствование из чуждых традиций.
Сейчас молодёжь не знает ни одной практически народной песни (до конца), свадьбы играются на западный манер, дети не умеют играть. Те игры в которые с детьми играют в садиках это тоже заимствования или попросту не имеют смысла с будущим этих детей. Отношение к семье, детям, к себе, к родителям, к отечеству, к ближнему, и конечно к Богу (вечности). Дерево не растёт без корня. Мы не знаем отчества своего деда, а хотим, чтобы дети уважали и почитали нас самих...
1. Галя : Re: Проблемы современной российской молодёжи: чего хочет молодежь?
2010-08-17 в 03:25

А что здесь удивительного во всем этом, если у нас в России так и не обозначена национальная идея (а ею может быть только Православие). Вот и вертится все на этом чертовом колесе. Прочитайте, например, послание Президента. Есть ли там что-нибудь похожее на призыв к служению Родине? И часто ли употребляется понятие "Родина" в речах наших руководителей? А дискуссию о школьном образовании помните? Какая реплика была брошена Президентом? ЕГЭ необходимо чтобы сделать успешную карьеру в дальнейшем! ЭТО теперь называется словом Президента? А по-моему, так мог сказать только наемный менеджер некрупной фирмы с прицелом на дальнейший свой рост при условии перехода в другую, более крупную.
Каков пастух - таково и стадо. А все эти Ксюши, Познеры, Малаховы, Сванидзе - это следствие главного: отсутствие жизненного стержня в народе.
Наш православный Патриарх мудр, энергичен, но до тех пор пока Православие в России только "факультатив', пока мы, граждане России, не скажем, глядя на очередного нашего Президента: да! это православный человек и по словам, и по поступкам, до тех пор Патриарх ничего не сможет сделать. И будут его проповеди редкозвучащей прекрасной музыкой, забиваемой прокуренными хрипами очередной пошлой Примадонны. Это в лучшем случае. А в худшем... Да после двадцатилетней промывки мозгов на тему "бери от жизни все", "ты этого достойна", "если вы привыкли к роскоши на земле..." и т.п., и после принятия "ювиналки" плотину прорвет. И правители будут ОБЯЗАНЫ принять запрет на проповедь заповедей Божих. Иначе эта громада нового поколения сомнет этих правителей, все еще позволяющих каким-то попам морализаторствовать.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора
 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме