«Это не коррупционная составляющая,
а циничное, хамское воровство государственных денег.
Эти люди ни стыда, ни совести не имеют»
Д.А.Медведев
Всего месяц назад Президент страны, выступая перед законодателями, сетовал, что успехов в борьбе с коррупцией пока не заметно. На днях им приняты меры к исправлению этой очевидной недоработки. Контрольным управлением Кремля выявлены грандиозные махинации в поставках диагностического оборудования.
Почему становятся возможными преступления таких масштабов? Как перекрыть коррупционные шлюзы? Вниманию читателей предлагается анализ болезни, сделанный на примере одной из областей.
«ЧЁРНЫЙ РЕКОРД» ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ
По заданию Д.А.Медведева проверена закупка 170 томографов в 24 регионах страны. Как показала проверка, цены на медицинскую аппаратуру (и без того дорогостоящую) завышались в два-три раза. Региональные бюджеты щедро оплачивали наценки целого эшелона посредников, зарегистрированных как в России, так и за рубежом. Нередко максимальную надбавку получали фирмы-однодневки, исчезающие сразу после «отмывки» казённых средств. Формально все закупки осуществлялись на конкурсной основе, но мастера составления конкурсной документации сочиняли такие условия, которые исключали участие конкурентов.
В то же время Контрольным управлением администрации Президента установлено, что производители томографов с радостью готовы продавать свои изделия напрямую, минуя посредников. Например, приобретение 64-срезового томографа на заводе в Великобритании могло обойтись (вместе с доставкой) в 35 миллионов рублей, а фактически из бюджета Ростовской области на это оборудование ушло 90,4 миллиона рублей. Кому достался «навар» в размере 55,4 миллиона - предстоит выяснить прокуратуре.
Подчеркнём, что речь идёт о современных медицинских аппаратах, в частности - позволяющих диагностировать онкологические заболевания на ранней стадии, когда их ещё можно исцелить. Дело напрямую касается жизни и смерти. В сфере высокотехнологичной медицины каждый миллион, а то и полмиллиона рублей оказываются критическими для спасения тяжелобольного человека. Поэтому каждый случай кражи в таких масштабах равносилен убийству десятков, если не сотен людей. "Это вызывает дикую ненависть наших сограждан,- заявил Д.А. Медведев. - Я лично дам указание генпрокурору и руководству СКП, чтобы все, кто к этому причастен, понесли суровое наказание".
В разгорающемся коррупционном скандале Тульская область «отличилась» как своего рода «рекордсмен». Если в других регионах распорядители бюджетов выкладывали от 55 до 90 миллионов за сложные 64-срезовые томографы (и это Президент назвал «хамским воровством»), то наши новоявленные «левши» (от слова «налево») умудрились потратить почти 80 миллионов рублей на томограф простенький, 16-срезовый. Как сообщила официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева, отпускные цены на 16-срезовые томографы колеблются от 16 до 20 миллионов рублей. Выходит, приобретая компьютерный 16-срезовый томограф Toshiba Aquilion по цене 79,6 млн. рублей, областная администрация переборщила минимум вчетверо. А в целом Тульская областная прокуратура, уже возбудившая уголовное дело, оценивает ущерб, нанесённый региональному бюджету этими сделками, в 138 миллионов рублей.
НАЙДЕН ЛИ «СТРЕЛОЧНИК»?
На сегодня в качестве подозреваемого к делу привлечён бывший руководитель тульского департамента здравоохранения Евгений Юдин. Однако невозможно поверить, что такие крупные дела вершатся в одиночку и отвечать за них должен один человек, причём занимающий не самое ключевое место в расходовании областного бюджета. Ведь это не конверт с парой купюр, второпях засунутый в нагрудный карман в обмен на поставленную закорючку. Это - сотни миллионов рублей, финансируемых в рамках целевой региональной программы.
Над составлением таких программ работает большое количество специалистов - не только в департаменте здравоохранения, но и в правовом департаменте, финансовом управлении, комитете госзаказа. Руководители каждого подразделения ставят на проекте свои визы. Подготовленную и полностью завизированную программу вносит на утверждение областной Думы лично губернатор. После одобрения программы депутатами губернатор лично подписывает закон о вступлении целевой программы в силу. Кроме того, контроль за правильностью процесса осуществляет Счётная палата. При таком большом количестве инстанций нужно быть настоящим камикадзе, чтобы в одиночку задумать и попытаться «спрятать» в смете крупную «откатную» операцию.
8 февраля сего года на сайте департамента здравоохранения Тульской области с помпой была освещена информация о том, как губернатор В.Д.Дудка осматривает злополучный 16-срезовый томограф. В интервью журналистам он заверил, что администрацией проверена правильность выполнения работ и своевременность освоения финансов.
Даже миллион «левых» рублей должен быть с неизбежностью выявлен в одном из множества звеньев бюджетной цепочки, а тут «потерялись» сотни миллионов! Вряд ли бывший главный медик региона Евгений Юдин обладал уникальными гипнотическим способностями, заставлявшими одну региональную инстанцию за другой закрывать глаза на «хамское (по словам Д.А.Медведева!) воровство бюджетных средств». Инициировать «куриную слепоту» подобного рода в Тульской области мог только один человек, и его фамилия известна тулякам гораздо лучше, чем фамилия Юдин.
Интересным может оказаться свидетельство бывшего депутата Тульской областной Думы Владимира Тимакова: «Осенью 2006 года, мне, как лидеру формирующегося регионального отделения партии «Справедливая Россия», было передано пожелание от имени губернатора: чтобы поддерживать нормальные отношения с областной администрацией, надо принять без обсуждения поправки к бюджету. Речь шла о выделении примерно полумиллиарда рублей на закупку современной медицинской техники. Пожелание показалось мне странным: кто же будет возражать против защиты здоровья туляков? Члены фракции без колебаний согласились. Нам и в голову не могло прийти, что кто-то решится закладывать в программу технику по тройной или четырёхкратной цене. Ведь такую наценку от проверки спрятать невозможно. Только теперь я начинаю предполагать, что безопасность готовящейся «операции» прорабатывалась заранее и комплексно. С политической точки зрения нужно было гарантировать, чтобы никто из думцев не копался в цифрах...».
КАК СГУЩАЛАСЬ АТМОСФЕРА БЕСКОНТРОЛЬНОСТИ
Напомним, что самые крупные скандалы, связанные с деятельностью предыдущей администрации Тульской области (так называемые «кукурузный проект» и «бензиновый заводик») были преданы гласности ещё на этапе подготовки и не носили столь циничного характера. Возможно, их режиссёры не смогли «развернуться» в полную силу именно потому, что сразу попали под обезоруживающий огонь критики. В эпоху губернатора Дудки исполнительная власть стала практически неуязвимой для такого огня.
Команду Стародубцева сдерживала «вторая ветвь власти» - областная Дума. И «четвёртая ветвь» - независимая пресса. В то время депутаты не просто голосовали за бюджет, но дотошно разбирались в его статьях, вносили поправки, могли отклонить проект и даже преодолеть губернаторское вето. Каждое спорное предложение вызывало ожесточённые дискуссии, обсуждалось в СМИ. При Дудке депутатский корпус превратился в послушную массовку для аплодисментов. Вопросы с прессой также решены в пользу исполнительной власти: на критику первого лица, как и на критику вносимых им законопроектов, наложено негласное табу.
Конечно, спорящая с губернатором, часами обсуждающая каждый вопрос Дума у многих вызывала раздражение. Что за болтовня вместо работы?! Напротив, чинно сидящая зала, дружно поднимающая руки по команде спикера, производит впечатление исправно функционирующего механизма. Но как раз в таком благостном виде Дума теряет всякий смысл, как теряет смысл термометр, исправно показывающий «36,6», или томограф, запрограммированный лишь на заключения об идеальном здоровье. Осуществить раннюю диагностику коррупции на той стадии, когда болезнь излечима, такой послушный законодательный орган не способен.
Независимые инструменты ранней диагностики коррупции демонтировались один за другим. Так, в 2008 году на смену Контрольной комиссии областной Думы пришла Счётная палата, члены которой подбирались по рекомендациям «самого». О степени непредвзятости этого подбора говорит то, что один из ключевых постов в палате заняла сестра губернатора, Любовь Дмитриевна Теремкова, ранее не имевшая серьёзного опыта контрольной работы. К весне 2009 года формирование целевых программ было полностью изъято из ведения Думы и целиком передано в руки областной администрации. Как в автобусе без кондуктора остаётся уповать на совесть пассажира, так и в губернии без независимых контрольных органов осталось уповать на совесть губернатора.
Столкнувшись со столь внушительным всплеском коррупционной стихии, Президент Российской Федерации потребовал от губернаторов, чтобы они «следили за своими подчинёнными» и «разрушали коррупционные цепочки». Но, с нашей точки зрения, подобные цепочки не могут возникнуть без участия самих губернаторов, потому что требуют координации в разных сферах и на разных уровнях региональной власти. Либо губернаторы лично строили коррупционные сети, либо они совершенно не владели обстановкой и были фактически отстранены от руководства некими «серыми кардиналами». Конечно, степень персональной вины в каждом случае может установить только следствие. Но немедленная отставка двадцати четырёх региональных руководителей - везде, где были выявлены стомиллионные махинации - абсолютно оправдана и логична.
У ОДНОЙ НЯНЬКИ ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЯТЬ ДЕТЕЙ...
Уместно спросить: а где же в таком случае были федеральные правоохранительные структуры: УВД, прокуратура? ФСБ наконец? Они-то почему не пресекли столь массовые и столь очевидные аферы? Тут мы сталкиваемся с одной особенностью российского менталитета, которая противоречит европейской системе сдержек и противовесов...
Эта особенность - сакральное отношение к главе государства. Назначенный Президентом губернатор в субъекте федерации воспринимается чуть ли не как наместник Бога на земле. Во всяком случае он, как жена Цезаря - вне подозрений. Также вне подозрений оказывается любая сфера, куда простираются его руки. А если учесть, что руководители региональных правоохранительных структур не Президентом назначены, они, естественно, чувствуют себя ниже в табели о рангах и считают губернатора почти что своим начальником. Без прямой команды из Кремля никто из них не посмеет заниматься главой региона.
Будет ли дана эта команда? Сегодня от ответа на поставленный вопрос целиком зависит успех в борьбе с коррупцией. Ведь механизмы гражданского сопротивления коррупции «снизу» практически полностью устранены. Остаётся надежда на Президента.
Герман Васильевич Чуршуков, депутат Тульской городской думы в 2005-2010 гг.