Статья посвящена анализу правовых последствий решения Европейский суда по правам человека по делу «Лаутси против Италии» для российской системы образования.
Ключевые слова: Европейский суд по правам человека; дело «Лаутси против Италии»; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
30 июня 2010 г. в 9 ч. 15 мин. Большая палата Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) начала рассмотрение обращения Итальянской Республики. В соответствии со статьей 36 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Соглашения, председатель ЕСПЧ допустил для участия в качестве третьей стороны по этому делу правительства Армении, Болгарии, Кипра, Греции, Литвы, Мальты, Монако, Румынии и России.
Вкратце обозначим суть дела. 28 января 2010 г. Правительство Итальянской Республики, на основании ст. 43 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, обратилось в Большую Палату Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) с ходатайством, на основании статьи 73 Регламента ЕСПЧ, в связи с вынесением 3 ноября 2009 года Европейским Судом по правам человека Постановления по делу N 30814/06 «Лаутси против Италии» об удовлетворении жалобы, поданной С. Лаутси против Итальянской Республики.
Заявитель - гражданка Италии Сойле Лаутси (Soile Lautsi), подавшая жалобу от своего имени и от имени своих детей - Датаико (Dataico) и Сами Альбертин (Sami Albertin), утверждала, что наличие распятия-креста в помещениях классов школы, посещаемой ее детьми, является нарушением права свободно исповедовать свои убеждения и религию, а также права на получение образования в соответствии со своими религиозными и философскими убеждениями. В указанном решении Европейский Суд по правам человека постановил, что размещение в классах государственных школ символики - распятия-креста, которая ассоциируется с католицизмом, нарушает право родителей воспитывать детей сообразно собственным убеждениям, равно как и право детей, проходящих процесс обучения, не придерживаться определенных религиозных убеждений, то есть что произошло нарушение ст. 2 Протокола N 1, рассматриваемого в совокупности со ст. 9 Конвенции, а также признал, что нет оснований рассматривать жалобу по ст. 14 Конвенции, взятой отдельно либо в совокупности со ст. 9 Конвенции и статьей 2 Протокола N 1.
Исход рассмотрения этого знакового дела в Большой палате ЕСПЧ будет иметь существенные правовые последствия также и для России, для ее системы образования.
Казалось бы, что может связывать Россию с вопросом размещения распятий на стенах школ? В российских школах такой традиции ныне нет.
Дело в том, что в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (с послед. изменениями), принятого в соответствии с частью 1 статьи 70 Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу и определяющей публичный порядок в Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, являющийся официальным государственным символом Российской Федерации, представляет собой «четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава...».
В приложениях 1 и 2 к указанному Федеральному конституционному закону, являющихся его неотъемлемыми частями, размещены рисунки Государственного герба РФ в многоцветном и одноцветном вариантах, неотъемлемыми элементами изображения которого являются три указанные в процитированной норме короны («две малые» и «одна большая» короны), увенчанные христианскими крестами. Ещё один христианский крест является неотъемлемой частью конструкции державы, изображение которой композиционно так же входит в состав Государственного герба Российской Федерации.
Таким образом, согласно ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», включающему приложения, четыре христианских креста являются неотъемлемыми элементами изображения Государственного герба Российской Федерации.
Вместе с тем, историко-культурное происхождение и значение изображения указанных крестов в композиции Государственного герба РФ (за основу которого взят герб Российской Империи), а также устоявшееся в российском языковом и культурном сознании понимание символического смысла этих крестов, однозначно связаны с религиозной традицией христианства, воспринимаются именно как христианские кресты. Изображение распятия Христа в религиозной культуре христианства и, шире, в европейской культуре традиционно принято символически упрощенно изображать в виде простого креста.
При этом широко используются как равнозначные многочисленные варианты изображения креста - как кресты с изображением распятого Иисуса Христа, так и кресты без Его изображения, в том числе равноконечные кресты (включая кресты с расширяющимися концами). Изображение крестов на Государственном гербе Российской Федерации (прилож. 1 и 2 указанного ФКЗ) является указанным христианским символом, что подтверждается государственно-исторической и геральдической традицией России.
По мнению Европейского Суда по правам человека, у символа распятия есть множество значений, среди которых религиозное значение является преобладающим (п. 51 Постановления ЕСПЧ от 03.11.2009 по делу N 30814/06 «Лаутси против Италии»).
Следует отметить, что изображенные в составе композиции Государственного герба РФ три короны и держава, увенчанные христианскими крестами, в уменьшенном виде конструктивно продублированы в верхней части изображения скипетра (которая содержит уменьшенную копию изображения двуглавого орла, увенчанного двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, каждая из которых увенчана крестом, а в левой лапе этого орла - увенчанная крестом держава). Не переходя к рассмотрению указанных мелких деталей изображения Государственного герба РФ, включающих христианские кресты, остановимся на фиксации четырех сравнительно крупных конструктивных неотъемлемых элементов Государственного герба РФ в виде христианских крестов.
Ст. 14 Конституции РФ, устанавливающая светскость в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, не препятствует наличию указанной выше религиозной символики на Государственном гербе РФ, что косвенно (по аналогии права) было подтверждено пунктом 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 N 18-П, указавшим на то, что относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации принцип светского государства применительно к рассмотренному в этом деле вопросу не может истолковываться и реализовываться без учета особенностей исторического развития России, вне контекста национального и конфессионального состава российского общества.
В определениях Конституционного Суда РФ от 15.07.2003 N 298-О, от 15.07.2004 N 249-О и от 17.04.2003 N 138-О была отражена общая правовая позиция Конституционного Суда РФ по всем этим делам, заключающаяся в том, что «Федеральный конституционный закон, устанавливая Государственный герб Российской Федерации в качестве официального государственного символа Российской Федерации, его описание и порядок официального использования, не является и не может являться основанием для ограничения каких-либо конституционных прав и свобод граждан».
Допускаемые, согласно ст. 2 ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», варианты воспроизведения Государственного герба Российской Федерации - в одноцветном варианте, а также без геральдического щита, в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в ст. 1 указанного Федерального конституционного закона, также включают изображения всех четырех крестов.
В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», Государственный герб РФ воспроизводится на документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти. В частности, как следует из п. 16 ст. 33 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение в Российской Федерации вправе выдавать своим выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования и пользоваться печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации с момента государственной аккредитации этих учреждений, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, если иное не предусмотрено указанным Законом РФ. То есть изображение Государственного герба РФ, включая и указанную выше религиозную символику (кресты), на законных основаниях присутствует на документах, выдаваемых общеобразовательными учреждениями (школами), имеющими государственную аккредитацию.
Приложение N 1 к приказу Минобрнауки России от 11.08.2009 N 295 «Об утверждении форм документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса образовательного учреждения и технических требований к ним» (с изменен.), устанавливающее форму аттестата об основном общем образовании, определяет размещение изображения Государственного герба Российской Федерации на твердой обложке указанного образовательного документа и на обеих сторонах вставляемого в эту обложку титула.
Согласно ст. 7 ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», Государственный герб РФ помещается на знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования, которые, таким образом, на законном основании могут повседневно носиться школьными учителями, что также обуславливает использование изображения Государственного герба РФ в системе общего образования. В этой же статье 7 перечислены случаи использования Государственного герба РФ и указано, что Президент РФ вправе установить иные случаи его использования.
Так, согласно Указу Президента РФ от 20.12.2004 N 1557 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации спортивными сборными командами Российской Федерации» и принятому в соответствии с ним Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 898 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 20.12.2004 N 1557 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации спортивными сборными командами Российской Федерации»«, изображение Государственного герба РФ используется на парадной и иной официальной форме спортивных сборных команд России, формируемых в установленном порядке в целях подготовки к международным соревнованиям. Юношеские сборные России, согласно действующему порядку, могут включать и школьников.
Образовательный процесс в общеобразовательных школах включает изучение школьниками Государственного герба Российской Федерации, что предусмотрено государственными образовательными стандартами (и принимаемыми новыми федеральными государственными образовательными стандартами).
Согласно пункту 5 «Использование государственных символов России в патриотическом воспитании» раздела IV «Основные направления реализации Программы» Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 N 422 (с изменен.), в целях регламентации использования государственных символов России в патриотическом воспитании предусматривается: издание пособий, организационных и методических рекомендаций по использованию государственных символов России и символов субъектов Российской Федерации в патриотическом воспитании; создание условий для расширения выпуска полиграфической продукции с изображением государственных символов России, обеспечение этой продукцией образовательных учреждений, учреждений культуры, воинских частей, общественных организаций (объединений), патриотических клубов и центров; проведение всероссийских конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций по вопросам патриотического воспитания граждан с использованием государственных символов России; организация изучения в образовательных учреждениях государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации.
Сказанное выше дает основания для однозначного вывода о постоянном присутствии и использовании Государственного герба Российской Федерации, включающего изображения христианского креста, в образовательных учреждениях общего (школьного) образования в России.
Тот факт, что эти религиозные символы - кресты - используются не как самостоятельные изображения и не как основные (доминирующие или центральные в композиции) элементы, а в составе сложной композиции, составляющей Государственный герб Российской Федерации, не играет существенной роли, и поэтому полагаем, что Постановление ЕСПЧ от 03.11.2009 по делу N 30814/06 «Лаутси против Италии» может быть распространено на ситуацию, когда крест входит в сложную композицию, например, образующую Государственный герб.
Исходя из прецедентной практики Европейского Суда по правам человека, имеются основания предполагать, что решение, вынесенное Европейским Судом по правам человека по делу N 30814/06 «Лаутси против Италии», может быть истолковано как запрет использовать изображение христианского креста в любых изображениях, в том числе в государственных символах, размещаемых или используемых в государственных образовательных и официальных учреждениях и публичных местах.
В любом случае, указанное решение ЕСПЧ создает определенную нормативную направленность и логику развития будущей прецедентной практики, которая, основываясь на этом решении, в будущем неминуемо приведет к постановке вопроса о запрете использования любых элементов религиозной символики в государственных учреждениях, в том числе - на государственных гербах и государственных флагах стран, государств-участников Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Такое развитие интерпретации Конвенции имеет высокую степень вероятности, учитывая, что Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 03.11.2009 по делу N 30814/06 «Лаутси против Италии» вышел за пределы «школьной тематики», обратив внимание на существенно более широкий круг вопросов, связанных с «осуществлением государственных функций относительно специфических ситуаций, находящихся под правительственным контролем», с «долгом, возлагаемым на государство, соблюдать нейтралитет в осуществлении государственных функций, в особенности в области образования» (п. 57 указанного Постановления).
Следовательно, Российскую Федерацию непосредственно касаются содержание и правовые последствия как вынесенного 03.11.2009 Второй Секцией Европейского Суда по правам человека Постановления по делу N 30814/06 «Лаутси против Италии», так и ожидаемого решения по обращению Правительства Итальянской Республики от 28.01.2010 в Большую Палату Европейского Суда по правам человека в связи с указанным Постановлением.
Будет ли запрещен Государственный герб Российской Федерации в российских школах и других учреждениях публичной власти (государственных и муниципальных), мы узнаем совсем скоро.
Впервые опубликовано в журнале «Юрист вуза», 2010, N 8
Сведения об авторах:
Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Кузнецов Михаил Николаевич, доктор юридических наук, профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессор