Вчера в г.Белая Холуница (Кировская область) закончился трехдневный крестный ход к Пламенным младенцам. В нынешнем году этот второй по известности и массовости крестный ход Вятской земли прошел по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа уже в одиннадцатый раз.
Страшная история трех малышей из починка Подгорский известна в России многим. В этом поселении жила семья Георгия и Марины Ворониных с шестью детьми. Среди самых бедных не числились - как-никак в хозяйстве были лошадь и корова. Однако в 1883 году отец, - то ли помутившись рассудком, то ли в жестокой одержимости, - в тот момент, когда дома не было жены и старших детей, зарубил и бросил в горящую печь младших сыновей - Димитрия (7 лет), Илию (4 лет) и Василия (2 лет). Черный дым из печной трубы видели все односельчане. Видели и трех белых голубей, выпорхнувших оттуда...
Жену и старших детей Георгий потом «успокоил»: «Теперь нам будет жить полегче - у нас сейчас семья маленькая». Не раскаялся он и позже, в вятской больнице для душевнобольных. По-видимому, это было одно из первых - безпощадно конкретных - проявлений в России планирования семьи, так безстыдно и безраздельно вошедшего в нашу жизнь в советские годы и тем более в XXI веке.
...Потрясенные жители починка, а вслед за ними и все остальные стали именовать невинных мучеников Пламенными. Уже до революции люди стали ходить крестным ходом к месту гибели этих страдальцев. Здесь был вырыт колодец, целебную воду из которого называли «Слезы младенцев», поставлены две часовни - в Подгорском и в деревне Климковка, куда перебралась после трагедии безутешная мать с оставшимися детьми и где были захоронены останки младенцев. Была написана икона их тезоименитых святых - святителя Василия Великого, великомученика Димитрия Солунского и пророка Илии. Эту икону тоже называли «Пламенные младенцы».
Поток богомольцев из далеких уголков Вятской, Северо-Двинской губерний, из Уральского округа, с Украины на место гибели мальчиков не ослабевал и после революции вплоть до шестидесятых годов. Пламенных младенцев просили о заступничестве пред Господом в прощении самых разных грехов и, особенно, греха аборта и блуда. По молитвам к детям-страдальцам, прославленным народом, шла помощь в бедах, скорбях, больших и малых житейских нуждах, в исцелении тяжелобольных.
Во время хрущевской борьбы с Церковью вслед за Великорецким крестным ходом был запрещен и его скромный младший брат Климковский ход.
Возрожден он был (по точному предсказанию блаженного Власушки из г. Слободской) в 2000 году по благословению тогда еще архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа.
Теперь крестный ход к Пламенным младенцам выходит 2 августа после Литургии в единственном сохранившемся храме Всех Святых г. Белая Холуница. За три дня этого очень трудного, и в то же время торжествующе-радостного шествия священники во главе с настоятелем белохолуницкого храма иереем Марианом Фатичем успевают помолиться о крестоходцах, их живых и усопших родственниках, о всех православных христианах на двенадцати молебнах, пяти панихидах и двух литиях.
В нынешнем году, несмотря на палящее солнце, обжигающее Русскую землю, крестным ходом прошли больше двух тысяч паломников из Чувашии и Удмуртии, Марий Эл и Украины, Москвы и Рязани. Как правило, приезжают люди из почти сорока регионов нашей страны и даже из Якутии. После такой - и личной, и могучей общей - молитвы к Пламенным младенцам Всемилостивый Господь посылает разнообразные утешения. От креста из облаков в небе и играющего солнца - для всех участников крестного хода. До исчезновения неизлечимых, казалось бы, болезней, исцеления алкоголиков и наркоманов, рождения, наконец-то, много лет вымаливаемых детей.
Похоже, складывается поразительная традиция крестного хода к Пламенным младенцам. Частенько к маленьким мученикам идут на будущий год с вымоленными, недавно родившимися детьми. Это семейный крестный ход - здесь немало подростков и малышей разного возраста, с радостью переносящих тяготы трехдневного пути.
Однажды Григорий Романов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, сказал замечательные слова: «Со времен Святого равноапостольного великого князя Владимира в крестные ходы обязательно вели с собой детей, несли на руках младенцев. Народная соборная молитва, церковное пение, красота благоговейно носимых икон, хоругвей - все вместе оставляло неизгладимый след в детских душах. И для крестьянских детей, и для княжичей, и для царевичей крестные ходы становились первыми, самыми яркими впечатлениями картин народного торжества и народного покаяния. Так воспитывались патриоты православного Отечества, мудрые хозяева русской земли.
Со святыми иконами пройти по святым местам родной земли - высокое счастье. Пока дети идут в крестный ход, Святая Русь жива» (http://artglagol.itkm.ru/t_000000.htm).
Добавим, если в крестный ход к святым детям-мученикам идут маленькие молитвенники и вымоленные дети, значит, Святая Русь вразумлением Божиим и с помощью Божией возрождается и крепнет.