Зеркало антиквара

Новости Москвы 
0
542
Время на чтение 12 минут

Сибирскому самородку история помогает выжить и выстоять

К этому объекту материальной культуры, искусно подновлённому слоем лака, так и подмывает обратиться, слегка перефразировав чеховского героя:

- Дорогой многоуважаемый шкаф, не соблаговолите ли немного потесниться?..

Массивный реликт расположился на лестничной площадке, и без того уставленной такими же «бабушкиными» сундуками, стоит почти впритык к перилам, едва не загораживая вход в помещение, так что протолкнуться в антикварные анналы художественного салона «Дар» с первой попытки у меня не получится.

Наше время - больная женщина

Ещё один товар, претендующий на покупку, также не входит в апартаменты: это чёрное трюмо, которое сразу раздвигает рамки настоящего, точно предвещая некое таинство, когда и очень хочется, и страшновато заглянуть по ту сторону зеркала...

А что если и вправду мелькнут там не реалии сегодняшнего дня, шумный уличный поток, а, скажем, захламлённость купеческого особняка, содержимое которого теперь обречено на исход под занавес Гражданской войны? Возможно, и впрямь старинное зеркало, как некий загадочный символ времени, находится на особом положении в салоне, создавая фон, куда сразу же окунается «всяк сюда входящий».

Живописных полотен так много, что они уже и по стенам не висят, а стоят, точно жалкие просители, притулившись от усталости возле стульев с пузатым шёлковым верхом, прижавшись к напольным часам с латунными гирями, граммофону с жестяным репродуктором.

Кажется, ещё немного, и сюда нагрянут. Партизаны ли анархистского разлива, спустившись с таёжных склонов прямо на Транссиб, или же въедут на всех парах броневые поезда регулярной 5-й армии красных с победными аншлагами по стальным бокам.

Сергей Задереев

Возможно, и сам директор художественного салона «Дар», красноярский писатель Сергей Задереев ещё не определился окончательно, с кем же ему находиться тут: с красными или белыми. Кто он по нынешним меркам: состоятельный новый русский или, если по прежнему раскладу, - выходец из деревни, косточка народная? Из двух зол, говорят, выбирают меньшее, и тогда с кем останется писатель? С теми, кто, по ёмкому определению Фёдора Достоевского, и есть «серые зипуны». Не отделять себя от них, а всматриваться в их неприметную, суетную жизнь литератору сам Бог велел...

Как священник в алтаре, Задереев исчезает в дальнем кабинете, увешанном солоухинскими «чёрными досками» - подлинными иконами, которые собраны по исчезающим весям, садится за небольшой рабочий стол, чтобы занести выстраданную мысль в нескончаемый дневник.

«Дневник постороннего»:

«Из Ницше.

Наше время - больная женщина, дайте ей кричать, бесноваться, браниться и бить посуду. Ты не мог подчиниться ей, своей властительнице, - судьбе? Полюби её, тебе не остаётся другого выбора.

Есть только два способа избавиться от страданий, - выбирай один из них: быструю смерть или продолжительную любовь».

Столь неоднозначная фраза немецкого философа привлекает Задереева не только своей глубиной, но и сходством с теми идеями, что родились непосредственно на русской почве, у другого гения мировой культуры - Льва Толстого, когда тот особенно увлёкся богостроительством.

«Будто мимо Земли пролетел...»

Что ж, принимать жизнь такой, как она есть, не стараясь улучшить её, видоизменить, - в этом действительно присутствует некий элемент естественной гармонии. Так жил человек, когда получил от Господа лошадь в качестве изначального средства передвижения. И долго потом не возникало желания сесть за паровоз, оседлать автомобиль или подняться ввысь на невообразимых «железных птицах».

Скептически взирая на «поступательное» движение человеческой цивилизации, стремление двигаться всё дальше и дальше к вершине, за которой известно что - обрыв, красноярский писатель чувствует себя в современной обстановке не слишком уютно. Сходное мироощущение у литературных героев Задереева. Волею обстоятельств его персонажи вырваны из привычной среды, им тяжело находиться в городе, но мало кто прилагает усилия, чтобы не согласиться с таким суровым жизненным приговором. Скорее, как собирательница пустых бутылок Феня Вычужанина в рассказе «Привычка жить» (1976), «сделав из этой унылой работы по-крестьянски обстоятельное ремесло», если и бросают вызов судьбе, то не в реалиях, а в состоянии коротких и беспокойных сновидений.

«Дневник постороннего»:

«Ты знаешь, какой мне сон приснился? Будто я мимо Земли пролетел...»

Да и сны получаются у Фени какие-то «заземлённые», возвращая к уже «привычному делу» - накопительству стеклянной посуды, старательно перемытой в ванне и выставленной для просушки на клетушечной кухне. От каждодневного добывания порожних бутылок природное стеснение поначалу подсказывало колхознице-пенсионерке решительно освободиться. Не получилось...

И снится ей, что вроде и отправилась она в лес, а в корзинке, «заполненной грибами, шляпками вниз», оказываются вовсе не грузди: одна печально знакомая стеклотара.

- Возвращайся в деревню, - слышит вдруг Феня.

- Да нет, я уж тут, - отвечает она сквозь сон. - Привыкла.

За показ философии созерцательности, что веками, общаясь с природой, впитал в себя русский мужик, молодой писатель нередко становился объектом силовых упражнений многих критиков. При этом как-то забывалось, что человеку на земле не всегда есть время переделывать жизнь (а может, всё-таки расшатывать устои?) в силу специфического характера своего труда: он у крестьянина, бесспорно, творческий.

И лишь псковитянин Валентин Курбатов (и сегодня литературное светило первой величины) по-иному, по-отечески взглянул на сибиряка, ставшего участником VII Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве (1979):

«Кажется, автор только наблюдает, но наблюдение тут не стороннее. Интонация в рассказах сдержанно-горькая, укоризненная, голос как будто спокоен, но вот-вот готов сорваться. Легче было бы накричать на жизнь, зло выговорить ей за всё её неразумие, но он уже знает, что криком ничего не сделаешь».

В «толстых» столичных журналах, даже получив добро редакционной коллегии, могли великолепно читать между строк и, соответственно, не спешили с принятием решений. А когда доходило до главного, делу всё-таки не давался оборот, как случилось, к примеру, с первым по-настоящему крупным сочинением автора «Петя Лебедок» (1975) - повестью в жанре фэнтези и рукописным пропуском в Литературный институт.

Только теперь писатель понимает: причина редакционной волокиты крылась даже не в партийных кознях или пресловутой идеологии, на коротком поводке у которых, за редкими исключениями, находилась почти вся литература социалистического реализма.

Здесь скорее всплывает другая проблема - поведенческая, касающаяся человеческого восприятия окружающей действительности. Насколько сложно бывает смириться с обстоятельствами конкретному человеку, реально существующей личности, а не тому вымышленному персонажу, что рождён воображением художника, в этом Сергей Задереев убедился самолично ещё мальчишкой.

В семье деревенщиков

- Ещё до переезда Астафьева в Красноярск, - начинает свой рассказ Задереев, - я выслал ему в Вологду ранние вещи. Виктор Петрович умерено похвалил, но больше со свойственной ему прямотой отругал.

- А не страшился к мэтру обращаться, время у него отнимать, - спрашиваю у Сергея Константиновича. - Так ведь можно и от ворот поворот получить...

- Да боязни-то никогда и не было. В литературе, как и во многом другом, очень нужен кураж. После непродолжительной работы в ирбейской районной газете, я, вчерашний школьник, который не знавал в своей жизни городов, «дерёвня», скопил деньжат и покатил покорять Москву. Спал поочередно на трех вокзалах, менты потому что гоняли, а днём шлялся по редакциям. Был в «Юности», «Новом мире» - путёвку в литературу здесь получали многие, не мне чета. Посмотрели мои рукописи, почитали, ограничившись на уровне дельных советов...

Настырный сибиряк не стал дожидаться милостей от природы, он стучался во многие редакционные двери, и они, надо сказать, открывались: какая уж тут созерцательность и упование на милость свыше!

Да и в отношениях с Астафьевым всё было значительно проще. В 1974 году, переехав в Дивногорск и часто наведываясь в Овсянку, обычный газетный «курилка» стал для номинально вологодского писателя земляком вдвойне. Завязалась творческая переписка, а потом и литературная практика последовала, в семинаре Астафьева.

Молодой писатель был абсолютно уверен, что всей душой, без оглядки на конъюнктуру, он принял деревенскую прозу, вечно поносимую сверху из-за таких мифических «страшилок», как русофильство, воспевание прошлого и замшелый консерватизм.

«Есть такое поэтическое выражение - «земляничные места». А вот Сергей Задереев родился в местах клубничных - водится дикая клубника, дикая ягода, по всем зауральским и сибирским местам, есть она по угорам красивейшей реки Кан, на берегу которой стоит село Ирбей. Здесь, в семье инвалида Великой Отечественной войны, Сергею рано пришлось узнать, что такое «свой хлеб» и нелегкий сельский труд».

Так выскажется Виктор Астафьев, предваряя повесть молодого земляка «Хождение за светом», вышедшую в 1986 году в издательстве «Молодая гвардия».

Но, оказывается, места на родной сторонке Сергея Константиновича не только ягодные, они ещё и золотые. Именно здесь, в предгорьях Саян, как и на севере Енисейской губернии, разразилась в XIX веке «золотая лихорадка»: месторождения открывались один за другим.

В тайгу очень кстати завернул Бирюсинский тракт, он и был специально создан для нужд золотоискателей. Так в захолустном сверстнике Санкт-Петербурга - селе Ирбейском крутой замес казачьей прослойки с годами разбавили бесшабашные старатели. Да и татары, принимавшие деятельное участие в создании поселения возле реки Кан, также внесли в общее дело свой скромный вклад.

Улучшилась порода или ухудшилась в результате такой смычки, поди сейчас разберись...

Когда по весне разливался Кан...

Не эти ли гены отчаянных искателей приключений унаследовал мальчишка, буквально пропадавший в окрестной тайге? Какая уж там клубника - юный отпрыск решительно был настроен на открытие золотоносных месторождений.

- Брось пустое, Сережка: жилы-то ещё вон когда истощились - при царе Николае артелей почти не осталось, - старались остепенить малолетку старожилы, которые «золотую лихорадку», конечно, не помнили, но представление имели, сколько на самом деле бед может натворить благородный вроде бы металл, когда он вдруг, как с неба свалившись, оказывается в руках не искушённых в денежных расчётах мужиков.

Когда по весне разливался Кан, а потом большая вода постепенно спадала, оставляя после себя вязкое месиво, мальчишку тянуло сюда, в забереги, хотя в этой откровенной грязи хорошего было мало. Скажем, можно запросто оставить расхлябанные сапоги. Или зачерпнуть в кирзу чёрной, чуть ли не болотной суспензии.

Да и было так несколько раз, и попадало Сергею от родителей, но сколько же радости доставляли эти находки - обычные царские медяки или бронзовые безделушки: не то украшения, не то предметы быта! Тогда совсем по-другому воспринимался неряшливый вид вешней реки, которая одарила школьника, допустив к сокровенному своему достоянию.

Здесь, у берегов Кана, иначе осмысливались уроки истории, на которых очень уж умозрительно говорилось о достижениях русской материальной культуры. А тут вот даже обыкновенный пятак с двуглавым орлом, отполированный множеством рук, сияя зернистой краснотой чеканки, наглядно демонстрировал вехи в жизни наших предков. Советская монета почему-то в этом отношении здорово проигрывала.

«Дневник постороннего»:

«Самолётик, сложенный из газеты, пускаю - и он улетает в иное время, в иной мир. Что о нас там узнают из клочка бумаги, испещрённой буквами?..»

И тогда сама История с большой буквы вела с подростком долгий и доверительный разговор. Не здесь ли завязывался первой узелок той ниточки, которая протянется у писателя дальше, через всю его жизнь, оформившись в такое ремесло, каким станет для Задереева антиквариат? Ещё в детстве программирует своё поведение человек, и многие его занятия в последующем есть лишь перманентное продолжение ребяческих увлечений и игр.

Через каких-то десять лет с небольшим Задерееву действительно захочется погрузиться глубоко-глубоко, войти в XIX век, создавая притчу о Тимофее Бондареве, опальном крестьянском правдолюбце деревни Иудино Минусинского уезда. О чём эта вещь? О том, что рай, прихода которого многие ждут на земле, может быть только «мозольным», как понимал его Бондарев. Это глубоко почвенническое произведение «Сибирским огням» будет предлагать Астафьев, чтобы не стоял молодой талант в очереди, не «дышал в затылок» и как можно быстрее явился читателю.

Крепись, геолог!

Искал мальчишка золото, а вышел на железорудные проявления. Такое тоже бывает. Красноярские геологи, узнав о находке юного натуралиста из Ирбейского района, сначала всё обратили в шутку, а потом решили проверить: разное случается в геологической практике. Почему же невозможны сюрпризы в тайге, особенно в той её части, где происходили когда-то процессы горообразования?

Оценочные работы, увы, не подтвердили возможности промышленного освоения предполагаемого месторождения, но, дабы парень с досады не тужил, геологоуправление прислало ему почётную грамоту и строго рекомендовало учителям: вручить на общешкольной линейке и значок «Юный геолог» к груди прикрепить.

Первопроходцу такой расклад не понравился: он готов был доказать практическую полезность и грандиозные масштабы открытия и, отправившись в тайгу, сам устроил взрыв. Что из этого получилось, можно узнать из жанра оригинальной автобиографии, которую уже в завершение перестройки Сергей Константинович написал для «протокола» при вступлении в Союз писателей СССР:

«В детстве очень сильно увлекался геологией. Всё свободное время летом проводил с друзьями в тайге, в предгорьях Саян. В результате попал под взрыв, чудом остался жив, но лишился кисти правой руки, так что сейчас во всём левша, даже, наверное, в характере. В восьмом классе начал писать стихи. О любимой геологии и любимой девочке Ире Спивак, дочери хирурга, который меня спас».

Правда, вот с отцом-хирургом дело обстояло сложнее. Оперируя больного при страшном дефиците времени, отпущенном на жизнь из-за потери крови, опытный врач и во сне не мог допустить, что удаляет кисть не только будущему писателю.

И тогда придёт спасение...

Конечно, пятнадцатилетнему мальчишке трудно было разобраться, почему Господин великий случай уберёг его от неминуемой гибели. Голубоглазый герой, свойский и коммуникабельный, он ничуть не унывал и, как ни в чём не бывало, сражался в шахматы с соседями по больничной койке. А научила сибирского самородка этой игре та самая девочка Ира, первая муза пылкого поэта. И сына Егора потом, по прошествии времени, подарила - красноярского учёного, кандидата биологических наук.

Уже позже, выйдя из больницы и постигая русскую классику, которая почти вся зиждется на православии, Сергей стал задумываться: а может, всё, что случилось с ним, это и есть испытание свыше?

Было ли в том особое предначертание, что среди многочисленных находок старины, сделанных сельским школьником на берегу реки, оказался и церковный крест? То был случай поистине удивительный. Это сейчас в Ирбейском вновь открыт Свято-Никольский храм, а в эпоху Никиты Хрущёва здесь сияли пустые глазницы, очень лихо местными активистами старое здание было порушено. Колокола свергли и кресты поснесли. Один из купольных крестов в латунном исполнении Сергей вернул из небытия. На генном уровне комсомолец безбожной поры осознал, что его находка - вовсе не хлам.

История села Ирбейского хранит рассказы о молодом пастушке, которому однажды приснилась почитаемая в Сибири святая - Параскева Пятница, явившись в виде женщины в сияющем одеянии. Почему она вдруг к местным крестьянам снизошла? Да навалилась на деревни эпидемия сибирской язвы, косила скот, да и людей могла заодно унести. И тогда спасительница взяла за руку паренька и подвела к источнику, что струился у самого въезда в волостное село.

- Сами умойтесь и стадо в воде искупайте, тогда и болезнь отойдёт...

Легенда это или быль, но сейчас в Ирбейском районе есть действительно святой источник, и часовню во имя Параскевы с благословения архиепископа Красноярского и Енисейского Антония возвели. Непростые, выходит, здесь места в дополнение к ягодным, и люди особые - одухотворённые.

До первой ударной фразы

Формально Задереев, руководивший до недавнего прошлого Красноярской краевой писательской организацией, не пишет, ссылаясь на суетность. И в этом «ничегонеделании» он не одинок: молчит его ровесник и фантаст Олег Корабельников, зарабатывая на хлеб реаниматологом, мотивируя свой уход рыночным засильем иной, суррогатной продукции. А сам Задереев вот уже много лет живёт от продаж картин и предметов старины, выставляемых в салоне «Дар».

Но у него не толкучка или «блошиный» рынок в расхожем понимании, скорее - огромный музей, куда приходят взрослые и дети, где, если и не купишь что-либо, то можешь сам прикоснуться к Прошлому. В эти минуты Задереев словно забывает, за счёт чего он, собственно, существует, становясь экскурсоводом либо экспертом, и увлекается не меньше, чем впечатлительный ребёнок. Бывает, что раритет просто нужно спасти от барыг, предложив его для пополнения фондов и создания экспозиций краеведческим музеям в глубинке. А это - поездки за сбором коллекционного материала, случается, и за пределы сибирского региона.

Может, и вправду писателю мешает суетность? В эту версию, бытующую у местных писателей, верится смутно. Разве что в исключительных обстоятельствах литератор бросал свой тяжкий крест, но тут же оглядывался, словно спохватившись: а кто же другой окажется рядом? Что-то не находится желающих жить тяжким трудом...

Вот и сейчас прозаик нет-нет да появится в региональных журналах, и тогда понимаешь: готовит что-то значительное. Как всегда, долго вымучивает, до появления первого, «заветного», по его выражению, слова:

«Когда он родился, была испытана атомная бомба, изобретена водородная, а первые спутники напыживались, чтобы в чёрном космосе пойти вокруг Земли».

Так, с первой ударной фразы, создавалась совершенно необычная в стилистическом плане (но всё-таки не вычурно авангардная!) повесть «Петя Лебедок». Её удивительно светлый, наделённый чудодейственной силой герой мог бы творить добро, если бы люди в конечном итоге не склонили его к исполнению своих меркантильных желаний. И пропало разом всё Петино волшебство. Чем не литературный предшественник ангела Дымкова из романа-фантасмагории Леонида Леонова «Пирамида»?

Задереев верен себе: он традиционно консервативен и «безбумажную» технологию нового века решительно отвергает, предпочитая в работе писателя испытанных друзей - чистый лист и пишущую машинку. Но чтобы совсем не писать - полный вздор: так не может поступить человек, у которого накипело на душе и есть о чём рассказать читающим людям.

«Дневник постороннего»:

«В принципе, можно всё. Но сейчас как никогда важно выстраивать себе запреты, опираясь на вечные нравственные истины. Иначе - не уцелеть. Раскаявшись в содеянном и ставя себе пределы, только так человек, общество могут выстоять, окрепнуть и возродиться. Выстояв - окрепнешь, окрепнув - возродишься».

Николай Юрлов, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Алексеевич Юрлов
Улетающий клин журавлей
Из записок резидента
02.09.2024
Достоевский-окто
Восемь записей критика
11.11.2023
Долина смерти и бессмертия
На День памяти и скорби
22.06.2023
Вверх тормашками
Иронические рассказы и рассказцы
05.04.2023
Колесо, куда ты катишься?
Новый роман писателя Бориса Куркина († 26.01.2023) вновь задаёт нам чисто гоголевский вопрос
01.02.2023
Все статьи Николай Алексеевич Юрлов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Как Царская песня стала гимном Великой Отечественной войны
Новый комментарий от Константин В.
23.05.2025 21:51
ПТУ поднимут Россию
Новый комментарий от Владимир С.М.
23.05.2025 20:21
Мединский и журавли
Новый комментарий от Владимир С.М.
23.05.2025 19:48
Крест и щит русской экзистенции: дух победы и архетипы русской души
Новый комментарий от Игорь Бондарев
23.05.2025 19:14
Десять лет назад убили Мозгового
Новый комментарий от Константин В.
23.05.2025 19:04
«Женщины портятся вслед за мужчинами»
Новый комментарий от Человек
23.05.2025 18:45