Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Красив ли Мефистофель?

Родион  Часовников, Русская народная линия

22.07.2010

Нередко произведения искусства наделяются своего рода непогрешимостью, мистической неприкосновенностью. Едва ли не к любому результату творческих усилий человека применяется словосочетание "великое искусство". Особенно это касается музыкальных произведений, живописи и кино. С литературой сложнее: банальная малограмотность видна многим, да и элементарное чувство слова в крови у каждого от природы. Поэтому "черный квадрат» Малевича принято считать шедевром изобразительного искусства, а слово "четырехугольник" не принято считать гениальным стихотворением.

Изощренность, новизна или оригинальность - это еще не признаки таланта. За обилием приемов и символов может оказаться и болезнь, и пустота, и беспомощное метание души. Не поиск, а именно метание, лишенное ориентиров и позитивного содержания. Поэтому кроме школы, жанра, художественного языка и т.п. в произведениях искусства следует анализировать их нравственный смысл. Это можно и нужно делать потому, что красота и эстетика тесно связаны с нравственностью и этикой. Не только от профессионализма, но и от того, какое мировоззрение, какую идеологию, какое чувство и какой призыв заложит автор в свое произведение, зависит - будет ли оно красивым. Красота объективна и по форме, и по содержанию, а значит возможно критическое отношение к произведениям искусства!

Во-первых, существуют математические законы гармонии, нарушение которых делает произведение некрасивым, негармоничным, непропорциональным, т.е. уродливым. Но это всего лишь один из самых элементарных, поверхностных критериев. Во-вторых, добро и красота, происходящие от одного Творца - Бога - тесно взаимосвязаны. То есть добро - красиво, зло - уродливо, и по-другому быть не может! Только согласившись с этим тезисом можно признать искусство культурно и нравственно созидающим, воспитывающим. Иначе, приведя ребенка в музей, мы рискуем научить его дурному. Так иногда и случается вследствие некритического отношения к искусству, которое отражает нравственное состояние художника. Если направление его исканий добродетельно - результат творчества будет окрашен положительно. И наоборот, если художник, писатель, композитор или философ развращен и его помыслы нечисты, то энергия его развращенности отразится в произведении, которое, даже если и создано талантливо, будет (одновременно): некрасиво, безнравственно, разрушительно и лживо, ибо, где нет красоты и доброты, там нет и истины.

Зло основано на лжи. Это очевидно не только в области искусства, но и в области философии, социологии или, скажем, психологии. Так, например, психоанализ Фрейда интересен, но лжив, а вместе с тем и уродлив. Лжив, потому что все желания и устремления человека, его мысли и поступки объясняются, мягко говоря, приземленно. Фактически предпринята попытка перечеркнуть духовную природу, высокие искания и проявления души. Это клевета на человека, сотворенного по образу Божиему. Поэтому измышления Фрейда неэтичны и неэстетичны.

Современная массовая культура - это не только мощнейшее оружие против традиций, эстетики, памяти народа; это еще и олицетворение нравственного тупика авторов, знак деградации их сознания и психики. И здесь уже неуместно либерально-демагогическое заявление "о вкусах не спорят". Чувство вкуса у человека или есть, или его нет. Оно может быть развито или недоразвито, а может быть и извращено. Красота при этом останется красотой, а уродство - уродством, белое останется белым, а черное - черным. Невежество, слабоумие, пошлость, развращенность - объективны и заметны трезвому наблюдателю. Конечно, применение нравственных критериев в опыте осмысления произведений искусства потребует не только высокой культуры, но и высочайшего нравственного, духовного авторитета. Поэтому в спорных ситуациях, думаю, не обойтись без соборного голоса Церкви.

А как часто в сознание юных ценителей искусств со страниц романов, с живописных полотен и с театральных подмостков врываются демоны, мефистофели и прочие бесы. Изображение зла в произведениях искусства, безусловно, возможно, однако различна окраска и сущность этих изображений. Если художник или композитор в своем творчестве воспевает зло, сочувствует мефистофелю или пытается приукрасить рогатого мерзавца, то это уже не борьба со злом, а служение ему. Примеров тому немало и в античном искусстве, и в творениях эпохи Возрождения, и в более современных художествах. Безусловно, талантливое произведение Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" неслучайно используется многими сатанистами для подтверждения «целесообразности» служения злу. Автор по какому-то темному внушению перевернул с ног на голову реальное соотношение света и тьмы, добра и зла... Иешуа бывает малодушен, и человеческая слабость нередко затмевает Божественную волю. Значение Его служения и крестной жертвы намеренно принижены, а евангельские свидетельства искажены. Воланд изображен респектабельным, могущественным и привлекательным. Его спутники наделены в романе обаянием и чувством юмора. Бесчинства и беззакония разгулявшейся нечистой силы представлены почти невинными шалостями. Писатель уходит от разоблачения темных героев и умалчивает о том, что за пристойной формой любого проявления зла скрываются гнусное содержание, подлость, нечистота, разрушение и уродство - без оттенков и оговорок. Булгаков делает эту адскую компанию сознательными вершителями справедливости. Однако каждый христианин знает, что лишь Господь может неправедные устремления злодеев сделать орудием наказания за грех или средством испытания для праведников. Бесы же всегда остаются подлыми врагами человека и обманщиками.

В романе гость из преисподней демонстрирует свое превосходство над апостолом и договаривается с Богом чуть ли не на равных, словно они делают одно "общее дело"... В действительности Господь не ведет переговоров с Люцифером, а ввергает его в ад, побеждает зло в каждом его проявлении и качестве. А сколько примеров из святоотеческой литературы свидетельствуют о том, как Божии угодники заставляли бесов трепетать и "уносить ноги". Так что "моська" не противник "слону", и участь демонов предрешена.

Наконец Булгаков показывает зло чрезвычайно красочным, отчетливым, осязаемым и реальным. Это многих сбивает с толку, ибо тьма - не есть самостоятельная реальность. Она всего лишь - отсутствие света. Зло возникло как следствие неисполнения Божией воли. И там, где процветают добродетели, зло в бессилии рассыпается. А с ним рассыпаются в небытии все образы и перспективы, предлагаемые человеку силами тьмы.

Перевертышами пестрит и современная рок-культура, навязывающая народу неверные ценности и неверные оценки, тиражирующая порок и воспитывающая привычку ко греху.

Думается, единственный достойный и честный способ изображения откровенного зла в произведениях искусства - это изображение именно его слабости, дешевизны, обреченности, а вместе с тем - иллюзорности неправедных достижений. Следует развенчивать лукавство бесов, а не лгать вместе с ними. Над злом можно смеяться, показывать борьбу и победу над ним.

Так, на иконах и фресках Христос побеждает смерть, Георгий Победоносец поражает змия копьем, апостол Павел сжигает змею в огне, а бесы побеждены и терпят мучения ...

Искусство - это важный, неотъемлемый элемент культуры народа или страны, а вне культуры нет социальной нравственной личности. Искусство способно заражать и вдохновлять, воздействовать на эмоции человека. Как известно, от эмоциональной сферы в значительной степени зависят многие волевые решения человека - нравственные или безнравственные. И если мы говорим, что красота воспитывает в позитивном смысле этого слова, значит, красота олицетворяет добродетели, высокие идеалы и ценности. Тогда безнравственность и тьма - это не красота, а стало быть - уродство.

Как уже говорилось, разрушение формы и гармонии, хаос красок, слов или звуков - это следствие некрасивых и недобрых мыслей и чувств, следствие развращенности или болезненного воображения живописца, композитора, писателя или режиссера. Автор может поделиться и своим здоровьем, и своей болезнью, разрушительными устремлениями. Последнее нежелательно и опасно.

Не всякий выход в концертный зал или театр может способствовать воспитанию добрых качеств, просвещению и облагораживанию души. К сожалению, возможно и обратное - помрачение ума и сердца, а в некоторых случаях - эмоциональное соучастие в поклонении идолу, воспетому заблудившимся художником. Только подлинная красота, создаваемая людьми в моменты искренней обращенности к Богу, озаряющему благодатью их произведения, может называться высоким искусством и приносить добрые плоды.

Надеюсь, просвещенный читатель не станет искать в этой публикации признаки «охоты на ведьм» и призывы к «партийной» цензуре. Скорее, речь идет о призыве к гражданской ответственности, адресованном самим творческим людям. Талант или способность не наделяют человека неограниченным правом безудержной самореализации. Важно помнить о цели и о последствиях, чтобы не превратиться в творческое животное. Напротив - обращение к добродетельным темам и нравственным образам в искусстве вовсе не гарантирует, что взялся за них человек талантливый или достойный. Тем внимательнее нужно внутреннему критику и обществу отсекать «третий сорт». Иногда, для этого достаточно выключить радио или выбросить недостойную книгу.

Впервые опубликовано на сайте Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках (http://www.podvorie-sokolniki.ru/2010/07/19/krasiv-li-mefistofel.html)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 9

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

9. иерей Илья Мотыка : Елене Родченковой Новик
2011-03-03 в 19:58

Елена Родченкова удивительная дама. То пристально рассматривает поступки архиереев столетней давности. И осуждает их. Хотя это были человеческие слабости людей запутавшихся в политической круговерти 17 г. Людей далеких от политических интриг. В то же время смотрит сквозь пальцы и защищает любую мерзость, богохульство или ересь высказанные её коллегами по писательскому цеху. Люди давно забыли имена членов зимней сессии Синода 1917 г. Они давно у Бога. А произведения писателей отравляют и губят души людей.
8. MSTKRFT : Re: Красив ли Мефистофель?
2011-03-03 в 18:15

Благодарность автору! «Мастер и Маргарита» - «культурное барахло»: даже не стоит потраченного на прочтение времени, кроме шуток ☺
А уж преклоняться перед «гениальностью» деятелей искусства подавно не рекомендуется…
7. Иван Федорович : Елене Родченковой-Новик
2011-03-03 в 18:00

Вы пишите: "....вернуть свое благочестие ему никто не поможет."
Очень серьезное утверждение тем боле, что Вы им заканчиваете свою мысль. Оно, как минимум, богопротивное. Богословы с академическим образованием, думаю, обосновали бы и другие более нелицеприятные для Вас выводы. А вот богопротивность обосную и я. Высказывая такие мысли Вы, очевидно, не держите в сознании аксиому гласящую, что Господь всегда поможет раскаявшемуся и обращающемуся к Нему человеку. ВСЕГДА. И не только поможет, а и исцелит-очистит от грехов. Прочтите 50-ый псалом. Вот именно чтение и увлечение такими "талантливыми" книгами как "мастер и маргарита" и приводят к таким (как у Вас) мыслям. Книга эта наивреднейшая и богомерзкая, потому что любой читающий ее и хотя бы отдаленно знающий евангельскую историю, сразу ставит знак равенства между Иешуа и Господом Богом. Все оправдания на этот счет - ЛУКАВСТВО. Особенно она вредна для молодых людей, с не сформировавшимся еще мировозрением.
6. Аноним : 5 Николаю
2011-03-03 в 17:51

У меня один авторитет, одна правда, одна любовь, одна совесть, один свет - Христос. Спасибо Вам за заботу, но зачем мне Ваша забота, ведь Вам она нужна больше, чем мне.
5. Николай : RE:4 Елена Родченкова-Новик : Re: Красив ли Мефистофель?
2011-03-03 в 17:28

Вы, уважаемая Елена, так защищаете люцифера с Булгаковым, что даже странно, как Вы оказались на этом форуме. В статье как раз все точно охарактеризовано - не плоско, а просто, как все правдивое. Это ложь люцифера - хитроизогнутая. Что-то опасное у Вас с авторитетами - они Вас до добра не доведут.
4. Елена Родченкова-Новик : Re: Красив ли Мефистофель?
2011-02-18 в 19:08

Автор пишет:" В действительности Господь не ведет переговоров с Люцифером, а ввергает его в ад,"
В действительности - то нам это не известно. А Булгакову кое-что уж разрешено было увидеть. Бог всех любит. И Люцифера. Кто с Ним говорит, никого не отталкивает, и всем отвечает.
Очень плоская статья, как блин. Извините, но анализировать Булгакова может только равный Булгакову или по таланту или по высоте духа. Что в общем есть одно и то же.
Булгакова мог бы "объяснить народу" Шукшин, Рубцов, Ахматова... - те, кто тоже прошел земные круги ада.

А что касается выработавшейся на основе, так сказать, "сомнительных" произведений "народной привычки к греху", так ведь это уже не привычка, это уже - любовь.
Бороться со своей любовью к греху может только сам человек - вернуть свое благочестие ему никто не поможет.
3. Ирина : Если автор читает комментарии
2011-02-18 в 17:53

Хотела бы обратьться к автору. Статья перевернула мое отношение к Булгаковской прозе. Было бы неплохо, если бы Вы написали отдельное ессе о произведении "Мастер и Маргарита", по которому до сих пор не существует обстаятельной детальной православной критики. А, судя по Вашей общей публикации, Вам есть еще, что об этом сказать.
2. Николай : Очень нужный анализ
2011-02-18 в 15:23

Автор очень верно и глубоко проанализировал "Мастера и Маргариту" и в целом направленность многих проявлений "культуры". Это действительно православный взгляд - в противоположность куравской апологии Булгакова Гарри-Поттера и пррочей оккультятины.
1. Александр : О "партийной" цензуре
2010-07-22 в 12:04

А что плохого в цензуре? Наоборот в человеческом обществе всегда были важны традиции, они помогали выжить людям в течении тысячелетий. Раньше всё делалось по традиции. Нормы поведения людей, необходимые для выживания семьи и рода передавались по традиции. Это спасало человеческое общество от деградации и разложения. Только в последнее время разные умники ради собственных корыстных целей призывают ломать традиции и результат на лицо - глобальное вымирание и деградация.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме