Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Как мои дети познакомились с А.В.Суворовым

Анна  Сапрыкина, Русская народная линия

16.07.2010


Рецензия на три повести для детей …

А.В.Суворов1. Сергей Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах / Птица-Слава, М., 2003

2. Анатолий Митяев. Книга будущих командиров. - М., 2008.

3. П.Н. Краснов. Суворов / Мы - русские, с нами Бог! Жизнь, слова и подвиги великого русского полководца А.В. Суворова. - М., 2009

Воспитание любви к Родине начинается в детстве. Наверное, по-настоящему преданным своей стране будет тот ребенок, которого не «учили» любить отечество, но растили в любви к Родине. Разница большая: это как учиться анлийскому языку или жить в англоязычной семье.

Впрочем, и образовательный предмет, и книга также могут нести и определенные тезисы, они могут быть выражены в конкретных словах (бабка испекла колобок, колобок встретил зайца) и основную мысль, идейный фон (не ушел бы колобок от дедушки и бабушки, тогда бы не погиб; не поймался бы на тщеславии - не съела бы его лиса и т.п.). «Идея» редко выражена словесно (разве что в баснях), ее надо «вытаскивать» из текста - этим занимаются школьники на уроках литературы, ученые в рамках лингвистического анализа. Но когда не проводится специальная, сознателььная работа, эта «идея» находит путь к сердцу читателя. Поэтому родители читают ребенку Священное Писание, хотя малыш не может осознать всей глубины евангельских сюжетов. Именно поэтому ответственные родители прежде, чем посадить ребенка смотреть мультик, дать в руки книгу сначала сами знакомятся с этим «учителем» - диском или текстом - с которым ребенок будет общаться, смеяться и плакать, переживать за героев и надеяться на хороший финал, у которого будет учиться жизни.

Я стараюсь читать детям книги сама. Это прививает любовь к чтению. Особенно люблю читать на ночь - дети успокаиваются, к концу чтения малыши засыпают, убаюканные маминым голосом. И когда я однажды наткнулась на книгу «Птица-слава» Сергея Алексеева - не раздумывая купила. Я в детстве читала его книги про русских полководцев под одеялом со свечкой (фонарика не нашлось), и помню, насколько это увлекательное чтение; пожалуй, вся дальнейшая информация, школьные уроки и историческая литература, о Петре, Суворове, Кутузове накладывалась на эти, созданные Алексеевым образы. Теперь и мои дети смогут в такой доступной форме познакомиться с этими великими людьми. Вот оно, патриотическое воспитание!

Мы начали с раздела «Рассказы о Суворове и русских солдатах». И вот первые слова первого рассказа первой главы этого раздела: «За непослушание императору Суворов был отстранен от армии» («Пакет»). Затем про Суворова говорится многое, все наверняка читали эти истории. И про любовь Суворова к солдатам, борьбу с мародерством, трусостью, про находчивость Суворова и его солдат. Только вот противопоставление Суворова императору и непослушание царю оказываются основными свойствами полководца (лингвистический анализ таким образом выявляет ключевые фразы текста). Рассказ об этом «непослушании» находится в середине книги («Пудра - не порох»), но почему-то именно с этого замечания Алексеев счет нужным начать повесть. Потом еще вспомнил, как Суворов обхитрил Императрицу, но это уже до кучи, как говориться.

У Алексеева Суворов противопоставлен не только царю, но и офицерам, генералам, князьям (рассказы «Мосты», «Говорун» и др.). «Генерал» вообще похоже на ругательное слово. Да и вообще складывается впечатление, что Суворов любит солдат не за что иное как превосходство - и нравственном, и в интеллектуальном плане - над офицерьем (специально для этого Алексеев даже вкладывает некотрые находчивые ответы офицеров (такими они были известны до Алексеева) в уста солдат - например, про путь до луны «в два солдатских перехода»).

После таких замечаний неудивительно, что красной нитью через книгу о Суворове (впрочем, и о Кутузове тоже) проходит борьба с помещиками. Нашлось здесь место не только отдельным идеологическим замечаниям, но и рассказам о зверствах помещиков над крестьянами («Кому как у господ живется»). Помещиком (как и генерал, ругательное слово, нельзя забывать!) был и... сам Суворов, этому странному обстоятельству посвящено целых четыре рассказа. Но если остальные крестьяне только и мечтают перестать «гнуть мужицкие спины ради бар и господской прихоти», то суворовские крестьяне готовы простить своему хозяину издевательсва, и то, что он «и граф, и князь», и «Барин, как есть барин!».

Мои дети просили читать еще и еще. Смешные рассказы, живая образная речь - все это, как и хороший мультик, делает героев Алексеева родными, близкими.

Какой образ Суворова предстает перед нами в творчестве Алексеева? Великий и смелый полководец и одновременно простой человек, честный, находчивый. В конфронтации с царями (он не любил их, они - его). Кроме императора, отрицательные, высмеянные герои здесь - генералы, помещики, баре, князья, офицеры, настоятель монастыря (впрочем, на «религию» Алексеев не наехал, солдаты и даже однажды Суворов - крестятся, и целый один раз Суворов произнес фразу «С Богом!»).

Здесь я не буду разбирать, какова «правда» о Суворове, каким был этот исторический деятель на самом деле. Я только рассматриваю детские книги о великом полководце. Тем не менее, на мой некомпетентный взгляд, налицо как использование реальных фактов, так и их передергивание, нарочито расставленные акценты борьбы «правящего класса» и «угнетенного народа» и т.п. атрибуты марксистско-ленинской пропаганды.

Я бы не хотела, чтобы мои дети с детства знакомились - да еще из моих уст! - с такой агитпроповской продукцией. Тем более что высочайшее мастерство автора, его удивительный язык делают такую пропаганду серьезной...

Я занялась поиском других детских книг про Суворова. Планка высока - автор должен писать не хуже Алексеева. Мой старший сын очень любит легендарную «Книгу будущих командиров» Анатолия Митяева, переизданную в 2008 году (по-моему, исправленную). Но это другой формат, книга не для «малышей». Хотя, надо сказать, Митяев также легко заинтересовывает даже младшего школьника, и вполне живым языком повествует о стратегии, тактике и других специфически военных вещах. При этом постоянно обращается к читателю, приводит параллели из обычной мальчишечьей жизни... Но посмотрим, что Митяев говорит о Суворове с точки зрения упомянутых выше проблем. Ссылки на Ленина (с. 169) и Энгельса (с. 174) погоды не делают, их мало и они не «идеологические» (хотя, по-моему, приводить здесь цитаты из Ленина как авторитетного источника то же самое, что привести в подобной детской книге цитату из Гитлера, или, например, Розенберга - они ведь писали об искусстве...). Так же умеючи, как Алексеев, Митяев «правильными», фоновыми замечаниями сталкивает Суворова с «монархами». По Митяеву, полководец с царями «не считался», не делая при этом «исключения» и «для собственных монархов». Интересно, что Митяев приводит такой эпизод: однажды Суворов, не обращая внимание на высадку вражеского десанта, «отправился с офицерами в церковь». Почему герой, о религиозности которого Митяев до этого не упоминал, вдруг пошел «к обедне»? Митяев считает необходимым пояснить: «Поведение полководца объяснялось просто: десант нужно было уничножить, а не отбить» (с. 167) - то есть поход в церковь был хитрым тактическим ходом.

Эти два - только два, и таких небольших, мимоходом сделанных - замечания согласуются с образом Суворова, созданным Алексеевым. В общем и целом повествование Митяева - чрезвычайно информативное, увлекательное (для мальчиков-подростков), и это, конечно, не насквозь идеологические байки для малышей Алексеева.

Но все-таки «Книга будущих командиров» - весьма специфическая, и для чтения всей семьей, для знакомства с Суворовым маленьких детей не совсем подходит. И вдруг я наталкиваюсь на книгу о Суворове, в котрой собрано несколько произведений о великом полководце. И начинается она с повести П.Н.Краснова (того самого, он, как выясняется, не только казачьим атаманом был, но и писателем) «Суворов», вышедшей в 1900 году. Уже в магазине я неожиданно для себя «проглотила» несколько страниц - настолько интересно написана книга, настолько отличается Суворов Алексеева и Митяева от Суворова Краснова. В повести Краснова все преимущества книги Алексеева перед книгой Митяева: казачий атаман создал именно художественное произведение, в которое также вставил немало «баек». При этом как у Митяева, в отличие от Алексеева, повесть Краснова содержит много фактического материала, описание битв со «знанием дела».

Но посмотрим теперь отличия. Если Алексеев начал с «непослушания императору», то Краснов начинает рассказывать о военной службе Суворова с описания встречи молодого Суворова-часового и имератрицы Елизаветы Петровны, в помять о которой царица подарила юноше рубль. «Рубль этот Суворов хранил всю свою жизнь».

Немного по-другому сказать, о чем-то умолчать, расставить иначе акценты - и вот получается совсем другой герой. Хотя позже Краснов также вспомнит о неприязни Суворова к прусским обычаям, введенныи императором Павлом, о ссылке в Кончанское после того, как героя «оклеветали в глазах молодого императора», но он рассказывает и о том, что напрочь «забыли» даже упомянуть и Алексеев и Митяев. Об участии Суворова в усмирении Пугачевского бунта и проявленном здесь усердии героя, об усмирении восставших поляков в 1794 г. (здесь русские войска выступали под командованием героя) - с такими эпизодами сложно было бы посчитать Суворова несогласным с «царским строем», эдаким скрытым анти-монархистом. Конечно, Краснов вспоминает и призыв Суворова к солдатам «умирать» за «матушку-царицу», говорит о том, что ведет бой из послушания государыне. Также Краснов не забыл, что хоть не наравились Суворову введенные Павлом новые порядки, но по возвращении из ссылки «в должность» (вернее, с немедленным повышением), «Суворов просил разрешения государя кое-что изменить в войсках на старый лад», и государь позволил. Алексеев и Митяев опустили подробности, Краснов их указал, и вот, вместо враждебности мы видим всего лишь разные взгляды разных людей, видим готовность царя идти на уступки, вместо традиционной косности и самодурства монархов...

А еще книга Краснова пронизана темой горячей веры Суворова в Бога. По Краснову, Суворов готовился к битве так: «Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра - победа либо славная смерть». Краснов, также как Алексеев и Митяев обильно цитирует суворовскую «Науку побеждать». И снова знакомая картина: Краснов приводит и те слова героя, которые вспомнили советские авторы, но также обильно цитирует и ни разу не упомянутые ими. Например, такие: «Умирай за дом Богородицы! За Матушку-Царицу, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит»... А вот наказ Суворова солдатам из той же «Науки побеждать»: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву, молись Богу! От Него победа! Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал». (Кстати, сквозная мысль Алексеева - что истинный «генерал» - простой народ и солдаты...). Также Краснов рассказывает, как Суворов в Кончанском сам учил детей крестьян и слуг церковному пению (Алексеев вспомнил только про географию и грамоту), читал на клиросе и пел со своим хором, и даже просил разрешения у государя принять монашество.

Конечно же, Краснов нисколько не меньше Алексеева живописует теплые отношения Суворова с солдатами, любовь к ним, аскетическую и простую жизнь героя. Суворов у Краснова получается такой же, как у Алексеева, только противопоставленный не начальникам и знати как таковой, но «порокам» и «страстям»: тщеславию, чинопоклонничеству, любви к роскоши и излишествам. Также одной из основных отличительных черт Суворова оказывается то, что это был действительно верующий (и стоит уточнить - церковный) человек, и преданный Государю верный сын Отечества...

Повесть Краснова мы читали как раз на ночь. Дети просили продолжения, и вместо одной мы читали по две, по три главы. И малышам, и старшим было просто интересно слушать, а я все думала - насколько легко исказить образ героя, даже не прибегая к откровенной лжи... Неплохая иллюстрация того, как именно и другие исторические образы были кастрированы советским образованием - с помощью таких вот писателей, школьных учебников, преподавателей школ и вузов. И если образцы топорных работ такого рода быстро канули в Лету (все-таки мало кто сегодня подсунет ребенку агитку против попов... впрочем, кляузы на царей в ходу...), лучше всего сохранились «тихие» агитки, где идеологические моменты поданы между делом и как нечто само собой разумеющееся. Без фанатизма, как говориться.

Пушкин и Лермонтов, Суворов и Кутузов, все более-менее «положительные» герои становились безбожниками и «пра-»революционерами. Либо, если уж точно реальный герой был «за Бога и за царя», его «делали» верующим формально (или «по-народному», что-то вроде милого крестьянского суеверия из-за отсутствия настоящей научности) и не поддерживающими царя, причем обязательно, конечно, царя как такового.

Книга, как и мультфильм, это не развлечение. Это учебник, который чему-то научит наших детей. Чему? Совпадают ли цели и задачи автора с нашими? Насколько совпадают? Не противоречат ли? И Алексеев, и Митяев, и Краснов рассказывают про Суворова. Да еще хорошо и интересно рассказывают. Рассказывают на основании исторического материала - а это обучение истории, вообще отлично. Будят в ребенке любовь к своей стране - тоже то, что надо. Как простота, умеренность и целеустремленность Суворова помогали ему одерживать победу над собой и над врагами... Но цель Алексеева также, как видно, заодно показать, какие цари недоумки, конфронтацию царя как такового и великого человека как такового; показать конфронтацию «верхов» и «низов», угнетение крестьян крепостничеством и т.п. Задачи Краснова в этом плане другие - показать, как исполняя царскую волю Суворов защищал интересы Родины, в том числе боролся с восстаниями против монархов, как его вера в Бога укрепляла дух полководца и его солдат, помогала одерживать победы. И здесь каждый может выбрать то, что ему нужно. Что именно он хочет воспитать в своем ребенке. И, похоже, обе эти книги читать ребенку не имеет смысла. Разве что родители хотят заварить кашу в детской голове, а в худшем случае довести до шизофрении...

«Книгу будущих командиров» я оставила, как непревзойденный учебник для мальчишек, мечтающих защищать свою Родину. Книгу Сергея Алексеева тоже. Как памятник эпохи, образец агитпроповской продукции весьма недурного качества. Ведь даже книги, созданные фашистами, не подвергают показательным сожжениям, как это делали те же самые фашисты, а оставляют «для истории». Все-таки, уникальное наследие. Если встретится мне человек, воспитывающий своих детей в любви к Советам, на идеалах революции, почитании традиции цареубийства и богоборчества - отдам книгу Алексеева такому человеку. («Советский» патриотизм, в отличие от «русского» или, скажем, «французского», основан на любви к строю, а не к Родине, это следует, как считал И.Ильин, из названия). Его дети, воспитанные коммунистом, ничего не потеряют, а приобретут многое - узнают и полюбят созданный Алексеевым образ Суворова. А мои дети будут читать Краснова, впрочем, как и многих других авторов, дореволюционных, советских, современных, русских и зарубежных. И я надеюсь, что для них любовь к Родине будет неотделима от любви к Богу, верности Богом данной власти,стремлении к истине. А это, я уверена, зависит все-таки не только от книг, но от образования в целом, и в первую очередь - от того, какой жизнью будет жить вся семья.

Анна Сапрыкина, главный редактор сайта Родитель.инфо (www.roditel.info)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 10

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

10. Русский Сталинист : 4. Роман В.С.
2010-07-19 в 12:21

Вот эти Ваши слова да в уши тем, кто "корректировал" и Суворова и прочих героев и вычищал другие славные времена (М.И.Скобелева и других)



"Как военачальник и полководец С. обладал многими качествами передового военного деятеля. Глубокое и всестороннее знание военного дела он соединял не только с замечательной личной храбростью, но и умением управлять подчиненными ему войсками и вести их за собой на выполнение труднейших боевых задач. Обладая широким военным кругозором, С. умел разбираться в самой сложной тактической и оперативной обстановке и быстро принимать необходимое решение. При этом он не боялся принимать на себя ответственность за свои решения и действия и не пытался перекладывать этой ответственности на других. В то же время, одерживая крупнейшие военные успехи, С. всегда подчеркивал заслуги своих подчиненных – командиров и рядовых – в достижении этих успехов. В обучении подчиненных ему войсковых частей С. следовал суворовским принципам: обучал войска тому, что требуется на войне, с учетом всех новейших достижений в области техники и тактики, воспитывал в солдатах и офицерах выносливость, сметку и инициативу, усиленно тренировал их в меткой стрельбе и лихом штыковом бое, в совершении быстрых походных движений, в переправах через реки, в ночных действиях, в овладении сильно укрепленными позициями и пр...

Наряду с самым тщательным материальным обеспечением операций (примерами могут служить подготовка перехода через Балканы, обеспечение Ахал-Текинского похода и мн. др.), С. придавал исключительно большое значение моральному элементу на войне. В своих отношениях к подчиненным он соединял высокую требовательность, решительное укрепление дисциплины и порядка с повседневной заботой о солдатах и офицерах; особенно следил С. за качеством и своевременностью питания солдат, за их одеждой, лечебно-санитарными мероприятиями и т.д.

Система воспитания солдат и офицеров, проводившаяся С., основывалась на развитии в них чувства собственного достоинства и патриотического долга. С. не допускал в своих частях телесных наказаний и рукоприкладства. От своих подчиненных он требовал, чтобы они высоко держали знамя России и, если нужно, отдавали свою жизнь за родину. Воспитывая и обучая своих подчиненных, С. всегда старался сам служить им примером, и это еще более увеличивало его популярность в армии" (Большая Советская Энциклопедия, 51 том. 1945 г.)

Как-то вот так...
9. Русский Сталинист : 7. Роман В.С.
2010-07-18 в 12:31

И ещё один момент- с чего это Вы взяли, что я Вас и Автора статьи имел в виду, когда писал о современных продолжателях дела троцкистов?
Я вам просто ответил, кто в наши дни занимается искажением нашей истории.
Всё остальное Вы, милостивый сударь, домыслили сами.
8. Русский Сталинист : Re: Как мои дети познакомились с А.В.Суворовым
2010-07-18 в 12:18

Ложка дёгтя может испортить бочку мёда.
К чему было пинать Советский Патриотизм- идеологию, которая сменила русофобский интернационал?
Советский Патриотизм с великорусским имперским уклоном времён Сталина- далеко не самое плохое, что можно придумать.
После Сталина вплоть до наших дней никто из наших руководителей (что советских, что постсоветских) не произносит словосочетания "Русский народ", не выпускает плакатов со словами "Слава Русскому народу! Народу-богатырю, народу-созидателю!" (плакат 1947 года).
7. Роман В.С. : Re: Как мои дети познакомились с А.В.Суворовым
2010-07-18 в 00:49

Нужна поистине безудержная фантазия, чтобы автору статьи (а может и мне заодно?) ратующему за подлинный образ славного Суворова и указывающего на его искажение во время оно приписать продолжательство дела троцкистов и развенчании подвига Красной Армии. Знаете кто про что, а лысый про баню, так получается?
6. Русский Сталинист : Re: Как мои дети познакомились с А.В.Суворовым
2010-07-17 в 20:38

Ах если бы некоторые товарищи так её и понимали, и не кастрировали бы её, глядя из своего погреба.



Этим занимались товарищи-троцкисты в 1920-е годы, пока в 1930-е годы товарищ Сталин им не дал по рукам и не начал возрождать Историю России. Привет от "Александра Невского", "Минина и Пожарского", "Петра Первого" и прочих советских исторических фильмов 1930-х годов. Фильмов, на которых воспитывалось поколение будущих Солдат-Победителей.
В последние 20 лет господа необольшевики-либералы, страдающие синдромом антисоветизма-русофобии, продолжили дело своих предшественников 1920-х годов. Весь Советский период объявлен отстоем, особенно усиленно обливаются помоями ВОВ и Великая Победа.
Войну выиграли штрафбаты и заградотряды, Зоя Космодемьянская была вредительницей-террористкой, Александр Матросов не закрывал грудью амбразуру, молодогвардейцы всего лишь выдумка советского агитпрома, советские солдаты были грязные и вонючие, а от немцев пахло одеколоном, Гитлер нёс свободу угнетённому русскому народу, Власов был борцом за освобождение России и т.д.
Что ж, те, кто насиловал нашу Историю в 1920-е годы, могут спать спокойно- их дело живёт и побеждает.
С такими-то последователями...
5. Русский Сталинист : 4. Роман В.С.
2010-07-17 в 20:26

Сей пассаж к тому, что с середины 1930-х годов, когда началась Национальная Революция Сталина, понятия "русский" и "советский" стали синонимами, потому что именно с этого момента Советская власть из антирусской силы превратилась в подлинно национальную власть, отстаивавшую Национальные интересы.
Это перерождение Советской власти и слияние двух понятий особенно ярко проявилось в годы ВОВ.
С этого момента антисоветизм стал русофобией, а все антисоветчики-русофобами.
Упомянутый П.Н.Краснов- талантливый военачальник и писатель- прекрасный тому пример.
Слепой антисоветизм привёл его в услужение к злейшему врагу России и русского народа Гитлеру, а в итоге- к абсолютно заслуженной и позорной смерти.
Так что восхищаясь его литературными дарованиями, не стоит забывать о его печальной и негативной роли в Великой Отечественной войне, когда он воевал против своего народа.
Гражданская война и Отечественная война- это два абсолютно разных явления.
И оправдывать Краснова и ему подобных тем, что они в годы Гражданской сражались с большевиками и для них поход Гитлера на Восток стал лишь продолжением Гражданской- приём для дурачков.
Потому что Главнокомандующий Вооружёнными Силами Юга России А.И.Деникин явил собой пример единственно приемлемого для русского человека поведения в такой ситуации.
Так что Деникин своим поступком разоблачил казаков, пошедших в услужение к нацистам.
4. Роман В.С. : К чему сей пассаж?
2010-07-17 в 15:35

Перечитал 3 раза и так и не понял к чему сей пассаж Русского Сталиниста? Если к строке «Советский» патриотизм, в отличие от «русского» или, скажем, «французского», основан на любви к строю, а не к Родине, это следует, как считал И.Ильин, из названия", мне кажется, когда "все они сражались за Родину, за Россию, независимо от её официального названия- Российская Империя или СССР, независимо от господствовавшего строя" в этом случае, на войне это и был русский патриотизм, а не советский, а вот позже (или и раньше?) был патриотизм советский. В самом деле какой патриотизм заставлял кастрировать образ Суворова, не "советский" ли, крепко привязанный к строю, глядевший на всю нашу историю через призму марксизма-ленинизма и считавший, что история России (пардон СССР) началась в 1917? "Это что такая правда жизни? Одумайтесь, люди!
Чему вы собираетесь учить детей?
Как надо кроить историю своей Родины?" Вот эти Ваши слова да в уши тем, кто "корректировал" и Суворова и прочих героев и вычищал другие славные времена (М.И.Скобелева и других)
"Русская история- непрерывна и нераздельна." Ах если бы некоторые товарищи так её и понимали, и не кастрировали бы её, глядя из своего погреба.
3. Русский Сталинист : Re: Как мои дети познакомились с А.В.Суворовым
2010-07-17 в 13:10

Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, герои-молодогвардейцы, миллионы Советских Содат были воспитаны в духе Советского Патриотизма и выиграли самую страшную войну в истории человечества и спасли нашу Родину и весь мир от коричневой чумы.
Их Память оскорбляется подобными пассажами.
Не Ильин выиграл Великую Отечественную войну, а Советский Народ, так что не ему судить о Советском Патриотизме.
Мания пнуть всё "Советское" "Русским" заходит слишком далеко.
Советские Солдаты на западных границах летом 41 года, в Брестской крепости, в заснеженных полях под Москвой, в аду Сталинграда и Курска сражались за РОДИНУ, а не за строй.
Удивительно, что некоторые люди до сих пор этого не знают и повторяют злобные выдумки.

Русская история- непрерывна и нераздельна.
Советская эпоха- неразрывная часть общей Истории России.
Суворов и Жуков, Нахимов и Кузнецов- всё это наши Герои независимо от того, под каким флагом они одерживали свои победы.
Ибо все они сражались за Родину, за Россию, независимо от её официального названия- Российская Империя или СССР, независимо от господствовавшего строя- монархического или социалистического.
И великое преступление разрывать нашу историю на части, пытаться ударить Суворовым по Жукову, Андреевским флагом по флагу ВМФ СССР, обороной Севастополя 1853-1856 гг. по обороне Севастополя 1941-1942 гг.
Этим занимались только троцкисты-русофобы в 1920-е годы.
Кому-то не дают покоя их лавры?
Одумайтесь, люди!
Чему вы собираетесь учить детей?
Как надо кроить историю своей Родины?
2. Роман В.С. : Благодарю автора
2010-07-17 в 12:18

Спасибо автору статьи за напоминание о том как важно вдумчиво и умно подходить к вопросу образования, воспитания детей, привитию любви к отечеству. И ещё за вполне конкретный пример о том, как лучше рассказать детям о славном полководце и человеке А.В. Суворове.
1. Владимир : В Кончанское!
2010-07-16 в 15:45

Срочно побывайте в Кончанском Боровиц-кого р-на Новгородской обл.. Там музей-усадьба Суворова. Походите там неспешно, побеседуйте с директором музея, узнайте обособенностях ссылки и прошлого усадьбы, сопоставьте с судьбами, скажем, Платова...
Вам такое откроется! передайте это и детям.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме