Картинки с выставки

Или о том, как на выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае Россия показала миру то, чего нет, и не может быть

0
220
Время на чтение 5 минут

Со стратегической высоты, оценка Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 в Шанхае (01.05 - 31.10.10) сводится к тому, что стартовавшая в XVI веке в Европе эпоха индустриального общества производства товаров и услуг кончилась (чудес техники не показал никто). А мир пребывает в жесткой войне образов и смыслов того, каким на выходе из кризиса станет грядущее постиндустриальное общество новой глобальной «экономики знаний».

По числу посещений и длине очереди перед входом в павильон (до трех часов стояния в каждый) за явным преимуществом лидируют Китай, США и Саудовская Аравия. Второй эшелон (более часа стояния в очереди) занимают павильоны Англии, Германии, Италии, Испании, Японии, Южной Кореи и России. Третий эшелон составляют страны, не претендующие на концептуальность экспозиции. И, наконец, без очереди можно посетить чисто этнографические павильоны таких стран как Ливия, Нигерия, Литва...

Фавориты войны смыслов на ЭКСПО сделали упор на захват, прежде всего не умов, а сердец простых китайцев, составляющих громадное большинство посетителей (от 300 тысяч до полумиллиона в день).

Главный китайский павильон внешними формами архитектуры темно красной пирамиды, похожей на перевернутый вверх дном мавзолей Ленина, показывает миру величие страны, уверенно занимающей сакральный «Пуп Земли» и символически подпирающей свод Неба. При этом красная перевернутая пирамида китайской поднебесной государственности величаво возвышается над черным постаментом нижнего павильона культурной специфики китайских провинций. А павильоны всех других стран и народов мира расположены на одном уровне с китайскими провинциями и зрительно воспринимаются не иначе как дальние окраины Срединного государства желтых людей, лучших из лучших. Внутренняя экспозиция главного павильона КНР соответствует величию внешнего образа и представляет собой гимн стране, побеждающей на реальной стройке лучшей жизни своих граждан. Центром внимания здесь выступает короткий фильм о судьбе трех поколений (60 лет жизни в народной республике) простой китайской семьи, где дедушка вел тяжелое и грубое натуральное хозяйство в деревне, а внуки живут в комфорте великолепного мегаполиса.

Павильон США выполнен без архитектурных излишеств и представляет собой банальный трехзальный кинотеатр закругленной формы. Смысловую нагрузку американцы полностью переложили на искусство кино. В первом зале симпатии китайского посетителя захватывают простые американцы, как бы приглашающие зрителя к диалогу разных цивилизаций. Во втором зале к каждому китайскому посетителю лично обращаются госсекретарь США Х. Клинтон и президент США Обама Б.Х. А в третьем зале демонстрируется вышибающий слезу фильм о мечте глобализации по-американски. Где люди разных рас, зажатые в каменный мешок современного города, в образе дворового садика, наперекор железобетонному бездушию и всесокрушающей стихии. Благодаря физической мощи супер-героя: образованного белого англосаксонского протестанта, совместными усилиями, сохраняя культурное разнообразие, воссоздают забытую и растоптанную «железной пятой» индустриализма гармонию человека с живой природой.

Внешне напоминающий летающую тарелку павильон Саудовской Аравии визуальными средствами объемного кино как бы видом с «ковра-самолета» демонстрирует посетителям как красоту материального видимого мира, так и невидимый духовный мир, возвышающий человека над природой. Как бы приглашает китайцев подняться из «храма природы» в Храм Божий.

Павильоны европейских стран представляют на ЭКСПО яркую ярмарку рациональной культуры (но не технологий) города будущего, поднявшегося на Западе над очагом первопредков современной технической цивилизации. Тогда как эмоционально сильные экспозиции павильонов Южной Кореи и Японии средствами кино и визуального интерактива упирают на резонансы души как критерий лучшей жизни урбанизированного человечества.

Особое место на ЭКСПО занимает павильон России, который за два месяца работы выставки уже посетило более 15 миллионов человек. Опрос китайцев на выходе из российского павильона показал, что экспозиция никого не оставила равнодушным: дети - в восторге, взрослые - в замешательстве, умудренные старцы - в недоумении. А дело здесь в следующем: Если Китай показал своему народу и миру овеществленную мечту счастья простых людей. Если США зовут китайцев в грядущий глобальный мир, то Россия показала сказку о том, чего нет и быть не может. Превзошла всех в яркой, но бессмысленной иллюзии. Кичливой театральной бутафории беспочвенных грез, но не мечты. Волшебном сне, а не мобилизующей цели. Завораживающей фантазии, но не в образе победы.

Павильон РоссииВнешне павильон скромен и серьезен, не хуже и не лучше вполне приличных павильонов, например Польши или Узбекистана. Белый куб его центрального здания, как бы окружает хоровод башен, стилизованных под пляшущие фигуры в сарафанах с золотисто-красным узором русского севера. Внутренне же убранство дисгармонично внешнему облику. Здесь нет России ни прошлой, ни настоящей, ни будущей. Здесь царит кич причудливых цветов, небывалых «волчьих ягод» и «развесистых клюкв» циклопических размеров, громадных вьюнков и стрекоз, огромных лопухов и мухоморов. В сознании зрителя создается дисбаланс между внешним и внутренним, возникает эмоциональный шок, происходит потеря смысловой ориентации, которая увлекает детей в сказочный мир воображения, а взрослых погружает в бредовое состояние лишенное всякой реальности.

Поводырем по этому миру грез выступает Незнайка, известный китайцам и всему прогрессивному человечеству из сказок Носова «Незнайка в цветочном городе», «Незнайка в городе Солнца» и «Незнайка на Луне» (под потолком павильона висит макет советского космического корабля «Союз», а сам потолок выполнен в форме лунных кратеров, с «окнами» звездного неба). Примечательно и то, что советский Незнайка в новых условиях потерял любознательность занимательного ума и, особенно в образе сувенирной куклы, предстает глупым и несимпатичным страшилой. Россия же в павильоне таки есть. Это и сувенирная лавка с непременными матрешками, расписными подносами и шкатулками. Это и ресторан русской кухни, весьма достойный, как по меню, так и по ценам. Чего нет в российском павильоне в Шанхае так это ни одного китайского иероглифа. А редкие надписи на английском языке ничего китайцам не говорят.

В целом же павильон России своей волшебной сказкой о том, чего нет, подыгрывает Западу, а не Востоку. Зовет не строить, а развлекаться. Как бы уклоняется от вызовов грядущей постиндустриальной эпохи. Выглядит как игровая комната на утреннике в детском саду. Где говорить о чем-либо серьезном (инновации, экономика знаний) просто невозможно. Где уместно загадывать загадки и просить или дарить конфетки. При этом совершенно очевидно, что самой-то конфетки НЕТ. Что есть пустышка, обертка без содержания, яркий фантик. И тут невозможно не сказать пару слов о «шпионах, диверсантах, вредителях и врагах народа». Никакой логикой нельзя объяснить получившийся курьез с бессмысленностью российского павильона на выставке образов выхода человечества из мирового кризиса. На лицо, не досадная ошибка дилетантов (все подсказки были), а намеренная скандальная провокация, закамуфлированная под невинную детскую забаву. Подстава высших руководителей РФ, вынужденных что-то говорить в этом интерьере 28.09 в День России на ЭКСПО и на «саммите глобализма» 30.10 перед закрытием выставки. Вполне очевидно, что это может быть либо лирика убаюкивающих общих фраз ни о чем, либо та самая конфетка! Конфетка, которую Россия не показывала ни кому. И лишь в День России 28.09.10 совпавшим с Днем рождения Конфуция. Как знак мудрости «старшей сестры» и особых намерений стратегического партнерства, подарит Китаю.

Такой «конфеткой» могут быть лишь имеющиеся в России уникальные высокие гуманитарные технологии управления поведением людей. На выбор - это либо «психоинжениринг», либо система базовых смыслов когнитивной сферы (икосаэдр Рубанова), либо бизнес модель экономики знаний с транзакцией как новой учетной единицей богатства и капитализацией времени не как линейной длительности, а как порядка следования событий. Вполне очевидно, что такая «русская конфетка», чтобы конкурировать с другими концептуальными образами, должна восприниматься не логически, но чувственно, зрительными образами искусства кино. Специалисты ИРКСВ знают, как это сделать быстро и понятно.

Андрей Девятов, Постоянный заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия, член Союза писателей России

Впервые опубликовано в издании «Оценка смыслов» N 118 от 29.06.2010

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Девятов
Все статьи Андрей Девятов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
26.04.2024 09:12
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44