В последнее время в Церкви участились дискуссии о постовом уставе. Все чаще звучат призывы пересмотреть сложившуюся церковную традицию соблюдения постов: ослабить, уменьшить длительность, а то и вовсе отказаться от духовной практики говения.
О том, что значит пост в жизни современного православного христианина, рассказывает настоятель домового храма св.Иоанна Кронштадтского при Поморском госуниверситете, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов.
- На мой взгляд, именно сегодня, во времена упадка духовности пост имеет огромное значение для поддержания духовных сил. Я всегда повторяю, что правильность своей духовной жизни нужно проверять по тому, как проходишь Великий пост: насколько ты образ и подобие Божие, а насколько раб плотских привязанностей и привычек и окружающего мира. Пост - экзамен и одновременно тренировка для души. Нельзя достичь успехов в какой бы то ни было области без огромного труда. И воспитание души также требует тяжёлых духовных упражнений. Они могут быть различны, но в основе любого духовного возрастания всегда лежал пост.
Вот почему особенно в сегодняшнем мире, когда нам говорят: бери от жизни всё, наслаждайся жизнью и т.д., именно режим поста заставляет человека как-то сдерживать себя, учиться управлять собой. Я часто говорю своим прихожанам: если вы не можете соблюдать пост, хотя бы в самом минимальном смысле, то что дальше? Сытая плоть быстро устаёт от духовного труда, требует «продолжения банкета». По апостолу Павлу, «плоть желает противного духу, а дух - противного плоти» (Гал.5:17)
- Однако в последнее время нападкам подвергается не пост как таковой, а веками разработанная система постов, которая иногда разнится в разных Поместных Церквах. Возникает вопрос - а почему мы должны поститься именно так, а не иначе?
- В замечательном учебнике М.С.Красовицкой «Литургика» есть такая мысль: если душа холодна во время богослужения, откройте Устав и просто попытайтесь следовать ему, и он всё сделает за вас. В Уставе есть всё, что нужно для нашего возрастания. Однако нельзя соблюдать то, чего не знаешь, а у нас, к сожалению, сегодня имеет место некий дилетантизм, людям зачастую неизвестны самые простые регламентирующие правила, что в пост можно, а что нет, чем отличается строгий пост от нестрогого. Очень часто можно видеть, как пост сводят к обычному вегетарианству или лечебному голоданию. В таких случаях теряется смысл поста.
- Сторонники изменения постового устава утверждают, что он относится не к мирянам, а к монахам, это один из любимых аргументов...
- Это совершенно не так. Во-первых, об этом это нигде не упоминается в Предании, а во-вторых, я как духовник могу сказать, что люди, соблюдающие пост, испытывают меньше трудностей в выполнении молитвенных правил, меньше страдают от плотских страстей. На исповеди можно услышать: «Знаете, у меня гнев, раздражение, часто срываюсь...» У меня первый вопрос: а вы пост соблюдаете? И в большинстве случаев выясняется, что нет. Зависимость прямо пропорциональная.
Ещё один важный момент, которого я хотел бы коснуться. Часто мы слышим от мирян, да и от некоторых батюшек, что раньше многие святые не знали всех тонкостей Устава, и многие подвизались, когда он ещё только начинал формироваться. Но давайте запомним, что они при этом уходили в пустыню, вся их жизнь была в посте, уединении, молчании. Мы же сегодня, живя мирской, светской жизнью, начинаем почему-то сравнивать себя с древними аскетами. Стань святым, и я скажу - пожалуйста, не постись. Но пока ты святости не достиг, будь добр, соблюдай церковные правила, которые помогают эту святость стяжать. У нас нет сил для харизматической молитвы, нет разума для понимания Священного Писания, мы не умеем любить - так давайте хотя бы научимся поститься. А если и этого не можем, останется только с горестью вздохнуть: совсем отказались от своей веры...
Если мы не знаем Предания, не знаем Устава и ещё пытаемся их попирать, то мы просто проваливаемся в духовную яму. Конечно, есть люди духовно слабые, которые только пришли в Церковь, есть люди, которые по физической немощи не могут соблюдать пост, но я не помню ни одного духовника, который бы не благословил в таком случае своё чадо на послабление поста. Более того, по-моему, мы наоборот становимся порой чересчур либеральны и потакаем слабостям своих прихожан. Поэтому когда раздаются призывы к отказу от поста или его сокращению, хочется спросить, зачем ломиться в открытые двери? Кроме того, если мы соборно примем решение об отмене поста, имея в виду духовно или физически немощных людей, соблюдение поста будет выглядеть ревностью не по разуму, мы как бы перекроем человеку возможность духовно восходить.
- Другой аргумент, который часто приходится слышать - о том, что люди, соблюдая пост по Уставу, часто становятся фарисеями и озлобляются. Иными словами, лучше пить молоко и есть мясо, но творить добрые дела и любить ближнего. Оправданно ли это противопоставление?
- Противопоставление, конечно, ложное. Как можно, не любя собственную душу, научиться любить другого? Повторяю, пост - одно из важнейших духовных упражнений для воспитания души, без аскезы любить не научишься; поэтому либерализация поста, отказ от него - проявление нелюбви к себе. Если я люблю свою плоть больше своей души, только этому я и научу окружающих. Напротив, «стяжи дух мирен - и тысячи вокруг тебя спасутся».
- Совсем недавно в церковной среде разгорелся о соблюдении Петрова поста. Высказываются мнения, что в древней Церкви он если и был, то очень короткий, а современная практика возникла совсем недавно и только в Русской Церкви. Ваше мнение, в чём важность именно Петрова поста, его меняющейся продолжительности, нужен ли он христианину?
- Мы знаем, что есть разные посты, строгие - Великий, Успенский, не строгие - Рождественский, Петровский. Каждый пост предваряет какое-то важное событие - Рождество, Пасху, Успение Богородицы и - праздник святых апостолов Петра и Павла. К любому торжественному событию в нашей жизни мы тщательно готовимся, пост - подготовка к празднику, к его достойной встрече.
- Иногда можно услышать, что Рождество, Пасха - великие праздники, здесь всё понятно, а праздник Петра и Павла - не такой уж значительный, чтобы его предварял столь длительный пост, как в это году, например...
- Давайте вспомним подвиг этих великих святых. Первоверховные апостолы Пётр и Павел, стяжав святость, просветили весь мир. Апостол Павел просвещает язычников, совершенно оторванных от общения с Богом; апостол Пётр, этот пылкий ученик Христов, проповедует, напротив, среди иудеев, что было смертельно опасно. Разве мы можем оценить этот подвиг в полной мере, разве можем понести хотя бы сотую, тысячную его долю? А ведь сегодня перед нами стоит та же задача - просвещать окружающий мир; но как это сделать, даже не стремясь к святости? Апостолов было много, но Петра и Павла мы чтим особо, потому и подготовка к их празднику - особая. А сколько у нас церквей в честь Петра и Павла! А сколько деревень «Петровское»! Как чтил русский народ этих святых! Поэтому нежелание достойно совершать их память - это ещё и забвение народной традиции.
- А в чём смысл меняющейся продолжительности этого поста?
- Это и есть выражение любви Устава к своим чадам. Да, если Пасха поздняя, то пост короткий, если ранняя - очень длинный. И слава Богу! Кроме того, очень многие наши прихожане радуются именно длинному посту, потому что когда поста нет, начинаются колебания - а можно это или нельзя, слишком греховно или нет... в пост всё, жёстко, все соблазны отступают. Все более-менее воцерковлённые люди посту рады, скорбящих крайне мало, потому что пост даёт возможность подняться над повседневной суетой, ну хоть немножко отойти от мирской жизни, остаться один на один с собой, со своими думами и с Богом. Особенно важно это сегодня, когда мирские соблазны обступают со всех сторон - мы не можем не видеть эту рекламу в автобусах, не слышать эту музыку... Кроме того, Петровский пост - возможность духовно «встряхнуться» после Пасхальных праздников. От строгого Великого поста через период празднования мы плавно переходим к нестрогому Петровскому. Иначе до Успенского мы много могли бы натворить, а Успенский короткий, и после него ещё три месяца без поста - получилось бы полгода. А теперь всё-таки берём себя в руки и возвращаемся к более интенсивной духовной жизни.
- Ещё, батюшка, приходится слышать, что такой режим только монахи могут выдержать, что продолжительные посты подрывают здоровье даже крепкого человека. Вы как духовник, у которого сотни чад по всей епархии, разделяете эту точку зрения? Были ли у вас случаи болезней из-за поста среди прихожан?
- Перед началом поста я всегда обращаюсь к своим прихожанам и говорю, что нести крест не по силам - это грех гордыни. Если у вас плохое здоровье или вы занимаетесь тяжёлым физическим трудом - я призываю прийти и взять благословение на послабление. Грех - брать крест не по силам, но не меньший грех - пренебрегать крестом. Я всегда отмечаю уровень духовного роста человека от поста до поста - если из года в год пост сводится к отказу от каких-то развлечений, если пост проходится одинаково, без, скажем, усиления молитвенного правила, это плохо. Прекрасно, если ребёнок в первом классе знает наизусть таблицу умножения, но если и в четвёртом дальше этой таблицы не идёт, следует спросить: а что же ты делал четыре года?.
- И никаких конфликтов, связанных с соблюдением поста, не возникает?
- Нет; повторяю, достаточно много людей благословляется на послабления, особенно студенты в сессию, но сокращать или убирать пост на общецерковном уровне, системно нет никаких оснований, это было бы снижением идеала. Напоминает ситуацию в нашем образовании: мы смирились с тем, что школьники мало читают, а не читая, не могут написать сочинение; сочинение отменили, и в результате читать перестали совершенно. Так же и с постом: если перестанем поститься как нужно, духовное возрастание прекратится. Если человек регулярно соблюдает пост, его можно поднимать дальше, а если нет, то и говорить об этом бессмысленно.
- То есть получается, что проблемы с постовым уставом как таковой нет? Если у кого-то возникают трудности, всё решается на личном уровне?
- Да, поэтому, повторяю, я не могу понять, с чем здесь можно бороться. Я знаю многих батюшек, но ещё не ни одни не говорил, чтобы у него из-за поста возникали конфликты с прихожанами. Да и от прихожан ни разу не слышал никаких жалоб, наоборот.
- Таким образом, можно сделать вывод, что вся эти разговоры вокруг Петровского поста нагнетаются искусственно. Батюшка, почему это может происходить?
- Вы знаете, рациональный ответ дать трудно, поскольку всё настолько просто и ясно, что совершенно не понятно, о чём спорить. Когда я слышу заявления о ненужности поста или его чрезмерной строгости, это говорит об одном: те, кто высказываются за, сами не хотят соблюдать посты и свою слабость хотят переложить на других: раз нам трудно, давайте и все... Человеку всегда обидно, когда рядом есть кто-то совершеннее его, это элементарная зависть; Если десять курят, а одиннадцатый нет, его высмеивают, на него давят. И вот сейчас в самой Церкви предлагают снизить планку, оправдывая тем самым собственную слабость. Это недопустимо.
- Высказываются опасения, что нападки на Петров пост связаны с новостилием, так как при переходе на новый стиль Петровский пост в некоторые годы вообще теряется, поэтому его можно отменить и совсем.
- Мы не можем отказаться от старого стиля. Благодатный огонь сходит по юлианскому календарю, если же нам нужны ещё «доказательства», то это уже грех маловерия. Об отмене старого стиля и речи быть не может, все разговоры об этом лишены основания. Побойтесь Бога! Устав нам передан святыми, а мы, сегодняшние, не стяжавшие и малой доли этой святости, пытаемся реформировать их установления, приспосабливая к собственной слабости. Давайте вместо этого попытаемся стать сильнее, тем более что всё для этого у нас есть, Бог дал нам всё необходимое, и прежде всего - как раз те правила, соблюдая которые, мы и можем безопасно подниматься по духовной лестнице. Мы должны сохранять и преумножать то, что нам передано, а не отменять или ревизовать. Конечно, было предсказано, что соблазны должны прийти в мир, но давайте вспомним - горе тем, через кого они приходят. И мы вместо того, что обличать мирские соблазны и соблазняющих, как Христос обличал фарисеев, не только молчим, но и пытаемся привнести их и в церковную среду.
Беседовали Дмитрий Новгородский и Ирина Козьмина
Впервые опубликовано на сайте «Православие на Северной земле»