1. Подпункт 2 пункта 2 статьи 3 «Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования» изложить в следующей редакции:
«2) приоритет российских и общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание нравственности, гражданственности, патриотизма, любви к Родине и семье, воспитание семейных ценностей, правовой культуры, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, бережного отношения к окружающей природе, приобщение к здоровому образу жизни и традиционным ценностям отечественной культуры;».
2. Абзац первый пункта 3 статьи 12 «Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» изложить в следующей редакции[1]:
«За счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по основаниям и в порядке, установленным настоящим Федеральным законом, государственные и муниципальные образовательные организации предоставляют гражданам бесплатно дошкольное, общее образование и впервые получаемое среднее профессиональное образование - в полном объеме основных и дополнительных образовательных программ, а также впервые получаемое высшее профессиональное образование по направлению подготовки «бакалавр» и впервые получаемое высшее профессиональное образование по направлению подготовки «магистр» - в объеме основных образовательных программ.»
3. Абзац четвертый пункта 2 статьи 19 «Общие требования к содержанию образования» дополнить словами «российских и» после слов «на основе»:
«духовно-нравственное развитие личности на основе российских и общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;».
4. Дополнить законопроект новой статьей 19.1 следующего содержания:
«Статья 19.1. Требования, предъявляемые к воспитанию обучающихся в образовательных организациях
1. В Российской Федерации разрабатываются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и утверждаются не реже чем раз в десять лет федеральными законами, федеральные государственные стандарты воспитания обучающихся образовательных организаций дошкольного, общего, а также среднего профессионального образования, независимо от формы собственности образовательных организаций.
2. Федеральные государственные стандарты воспитания обучающихся образовательных организаций дошкольного, общего, а также среднего профессионального образования должны обеспечивать:
гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся;
воспитание правовой культуры и трудовой этики обучающихся;
интеграцию личности в российскую и мировую культуру.
3. Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ежегодно проводится открытый конкурс на размещение заказа на создание произведений литературы и искусства, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся образовательных учреждений общего образования и образовательных учреждений дошкольного образования, включая:
1) литературные произведения;
2) драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
3) аудиовизуальные произведения, в том числе кинематографическая продукция, образовательные видео- и телевизионные передачи и программы;
4) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы и другие произведения изобразительного искусства;
5) фотографические произведения.
4. Содержание образовательных программ, используемых учебных пособий и учебного процесса, связанных с профилактикой ВИЧ/СПИД и заболеваний, передающихся половым путем, должно быть направлено, с учетом возраста обучающихся, но не младше 14-летнего возраста, на:
формирование уважения и почтительного отношения к моногамному гетеросексуальному браку, пропаганду нравственных и семейных ценностей, формирование установок на создание в дальнейшем полной, состоящей в законном браке семьи с детьми;
формирование установок на отказ от ранних сексуальных контактов, от сексуальных отношений до брака и вне брака; формирование убежденности обучающихся в том, что они должны воздерживаться от сексуальных отношений, пока они не готовы к браку, что сексуальная жизнь вне брака с большой вероятностью может иметь вредные психологические, социальные и физические последствия;
на информирование о возможных эмоциональных и психологических последствиях предподростковых и подростковых сексуальных отношений и последствий нежелательной подростковой беременности, а также о законодательно установленной финансовой ответственности перед детьми, рожденными в браке и вне брака;
информирование об эмоциональных, психологических, гигиенических и социальных аспектах ответственности в семейной жизни и сексуальных отношениях;
информирование об опасностях безответственных сексуальных отношений и о риске приобретения ВИЧ/СПИД и заболеваний, передающихся половым путем, в результате таких безответственных сексуальных отношений, а также о том, что сексуальное воздержание либо сведение сексуальных контактов к сексуальным отношениям исключительно только со своим супругом (супругой) являются стопроцентно эффективными средствами предотвращения ВИЧ/СПИД и заболеваний, передающихся половым путем;
формирование психологических навыков принятия решения, противодействия давлению со стороны членов своего круга (сверстников, одноклассников, одногруппников и т.д.) и навыков отказа на предложение вступить в сексуальный контакт;
формирование полоролевой идентичности девушек как будущих матерей, продолжательниц человеческого рода, «хранительниц семейного очага», способных передавать из поколения в поколение нравственные ценности своего народа, воспитание в них женственности;
полоролевой идентичности юношей как мужей, отцов и защитников семьи и Отечества, воспитание в них мужественности;
формирование убежденности в необходимости верности супругов и нерасторжимости брака, понимания, что взаимно преданные, моногамные, основанные на супружеской верности отношения в контексте брака являются социальным нравственным стандартом человеческой сексуальной деятельности, что сексуальная жизнь вне брака, с высокой вероятностью, повлечет вредные психологические и физические последствия и что рождение детей вне брака, с высокой вероятностью, будет иметь вредные последствия для нормального развития ребенка;
формирование понимания необходимости воздержания от сексуальных контактов вне брака как ожидаемого стандарта для всех детей школьного возраста и как эффективного способа избежать внебрачной беременности, а также болезней, передающихся половым путем, и других связанных с этим нарушений здоровья, а также внебрачной беременности;
формирование понимания важности достижения самостоятельности и ответственности личности перед тем, как вступить в сексуальные отношения.
Нормативное закрепление требования осуществления в общеобразовательных учреждениях культуросообразного полоролевого и социокультурного семейного воспитания несовершеннолетних, осуществления такого образования исключительно на основе традиционных ценностей российской культуры, традиционных норм общественной нравственности.
Содержание занятия (мероприятия) и учебно-методическое обеспечение должны соответствовать возрасту обучающихся. Образовательная программа и учебные пособия должны быть согласованы с попечительским и педагогическим советами и родительским комитетом образовательного учреждения, должны быть доступны в образовательном учреждении или на его интернет-сайте для ознакомления.
Администрация образовательного учреждения не позднее пятого сентября каждого года обязана предоставить информацию родителям (законным представителям) обучающихся об основном содержании используемых учебных программ и пособий при проведении указанных занятий или мероприятий. Уведомление родителей должно включать детальное объективное описание учебных тем и учебных материалов, которые предназначены к использованию в рамках таких занятий или мероприятий. Кроме того, родители (законные представители) должны быть проинформированы о том, что они вправе обратиться с просьбой об освобождении их ребенка без санкций от определенной части программы или курса, в целом, либо от участия в определенных мероприятиях на том основании, что это противоречит их религиозным верованиям и нравственным убеждениям, а также обусловленным этими убеждениями интересам воспитания их ребенка. После предоставления указанной информации администрация образовательного учреждения должна получить письменное согласие родителей (законных представителей) обучающихся на участие их детей в соответствующих занятиях или мероприятиях. Краткие упоминания в рамках предмета «Биология», обусловленные определяемой учебной программой необходимостью изучения анатомии и физиологии, не влекут необходимости письменного согласия родителей обучающихся.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право отказаться от посещения их ребенком указанных курсов, занятий и мероприятий, направив администрации образовательного учреждения письменное уведомление.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на получение информации от администрации образовательного учреждения о содержании указанных курсов, занятий и мероприятий, о квалификации преподавателей, в какой орган управления образованием они могут обратиться с жалобами и предложениями в случае ненадлежащего преподавания указанных курсов.
Запрещается проведение с несовершеннолетними обучающимися занятий и мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИД, заболеваний, передающихся половым путем (в том числе внешкольных мероприятий):
направленных на моральное развращение несовершеннолетних, связанных с достижением такого результата или способствующих ему, на стимулирование или побуждение к ранней подростковой сексуальной деятельности;
являющихся непристойными, посягающих на общественную нравственность и оскорбляющими нравственные чувства и человеческое достоинство обучающихся и их родителей, а также преподавательского состава;
формирующих представления о допустимости и нормальности ранних подростковых сексуальных контактов, внебрачных половых связей, супружеских измен, иных форм половой распущенности;
формирующих представления о гомосексуализме (мужском или женском), педофилии, детской проституции, в целом о проституции как о социальных или нравственных нормах сексуального поведения и сексуальных отношений, либо как о продвинутом, модном образе жизни;
формирующих представления о гомосексуальных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допустимой форме семьи;
формирующих представления о порнографии как о разновидности искусства, либо как о социально или нравственно допустимой форме увлечения, досуга;
не соответствующих по уровню и содержанию подаваемой информации возрасту обучающихся;
используемых для непосредственной рекламы или распространения противозачаточных средств в образовательных учреждениях или среди несовершеннолетних обучающихся.»
5. Пункт 6 статьи 49 «Педагогические работники» дополнить новым абзацем следующего содержания:
«Особенности режима рабочего времени, порядок оплаты труда и социальные льготы для руководителей и офицеров-воспитателей общеобразовательных организаций кадетского образования устанавливаются Правительством Российской Федерации.».
6. Подпункты 1 и 2 статьи 104 «Цели и задачи общего образования» изложить в следующей редакции:
«1. Общее образование направлено на духовно-нравственное и физическое развитие личности, подготовку гражданина к жизни в обществе, овладение обучающимися основами наук и научного мышления, государственным языком Российской Федерации - русским языком и, для представителей других народов Российской Федерации, национальным языком своего народа, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных и гражданско-патриотических убеждений и установок, правосознания и правовой культуры, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности, продолжению образования, ответственному отцовству и материнству.
2. Общее образование основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета российских и общечеловеческих ценностей, приоритета жизни и здоровья человека, гражданственности и патриотизма, свободного развития личности, автономности, светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях и направлено на обучение и воспитание в интересах личности, семьи, общества, государства.»
7. Пункт 2 статьи 105 «Общеобразовательная организация» дополнить новым подпунктом 3 следующего содержания:
«3) общеобразовательные организации кадетского образования.»
8. В статье 107 «Реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»:
8.1. Изложить пункт 6 в следующей редакции:
«6. Образовательный процесс организуется в режиме пятидневной или шестидневной учебной недели. Образовательная организация самостоятельно определяет выбор режима пятидневной или шестидневной учебной недели, в зависимости от возраста обучающихся и особенностей реализуемых образовательных программ.»
8.2. Статью 107 дополнить новым пунктом 14 следующего содержания:
«14. Содержание образовательных программ исторических и обществоведческих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также соответствующих учебных пособий, учебной и методической литературы, содержание мероприятий гражданско-патриотического и правового воспитания для обучающихся должны соответствовать национальным интересам Российской Федерации и способствовать воспитанию нравственности, гражданственности, патриотизма, правовой культуры обучающихся.
При реализации исторических и обществоведческих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также мероприятий гражданско-патриотического и правового воспитания запрещается использование образовательных программ, учебных пособий и учебной литературы, разработанных за рубежом, либо разработанных иностранными организациями или при их участии, либо учрежденными ими российскими юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами с иностранным участием.»
9. Дополнить законопроект новой статьей 163.5 следующего содержания:
«Статья 163.5. Общеобразовательные организации кадетского образования
1. Общеобразовательные организации кадетского образования - особый вид образовательных организаций среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения - интернатного типа с пятого класса - при полном пансионе, с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной профессиональной подготовкой по направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Организации кадетского образования создаются в форме государственных казенных или бюджетных учреждений[2] и образуют единую систему кадетского образования, находящуюся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и включающую суворовские военные и нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса, перечень которых устанавливается и ведется Правительством Российской Федерации.
3. Финансирование федеральных общеобразовательных организаций кадетского образования, включая общеобразовательные организации кадетского образования при федеральных органах исполнительной власти, производится за счет федерального бюджета, общеобразовательных организаций кадетского образования субъектов Российской Федерации - за счет бюджета субъектов Российской Федерации.
4. В системе кадетского образования реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, а также образовательные программы начального профессионального образования.
5. Федеральные государственные стандарты кадетского образования разрабатываются на основе лучших традиций российского кадетского и суворовско-нахимовского образования и утверждаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
6. Деятельность общеобразовательных организаций кадетского образования регулируется настоящим Федеральным законом, типовыми положениями об общеобразовательных организациях кадетского образования (о суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах и кадетских корпусах), утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих общеобразовательных организаций кадетского образования.
7. В общеобразовательные организации кадетского образования зачисляются обучающиеся после окончания четвертого класса общеобразовательных учреждений по результатам вступительных испытаний. Допускается зачисление обучающихся в пятые, шестые и седьмые классы в порядке исключения при наличии свободных мест и по результатам вступительных испытаний. Порядок вступительных экзаменов, требования и условия зачисления в суворовские военные и нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Лица, успешно окончившие государственные учреждения кадетского образования, принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в федеральные государственные образовательные учреждения, перечень которых устанавливается указом Президента Российской Федерации и которые осуществляют профессиональную подготовку государственных и муниципальных служащих, а также в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения), перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.».
Заместитель председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, доктор юридических наук И.В. Понкин
29.06.2010
[1] Требуется уточнить и усилить реальные гарантии бесплатности образования.
[2] Согласно пункту 4 статьи 26 «Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций» законопроекта, «государственные и муниципальные образовательные организации создаются в форме учреждения (бюджетного, казенного или автономного)».