Ты озарил меня лучом
И я во тьме увидел ясно:
С Тобой нет бед нигде, ни в чём,
А без Тебя везде опасно...
Фёдор Глинка
Размышляя с позиций мирянина, над дискуссиями в интернете в отношении митрополита Илариона (Алфеева), хотелось бы сразу оговориться, что митрополит Иларион возможно занимает столь специфичную должность и сам по себе является столь уникальной личностью, так что идентифицировать его со всем духовенством было бы просто неверно. Каждому своё место и своё дело находится в нашей Матери-Церкви.
Вместе с тем, в отношении тех тенденций, которые он в этих дискуссиях олицетворяет, то есть - экуменизм, бесконечные поездки по заграничным конференциям и образование за рубежом, побочные «хобби» духовенства, оторванность от народа и элитарность, всевозможные «диалоги» с инославными до такой степени, что как будто со своими уже некогда и разговаривать, а также об опасениях мирян, что всё это может стать всеобщей практикой - об этом можно и нужно говорить открыто. Слава Богу, мы не секта и здоровый критицизм и обмен мнениями у нас вполне обычное дело.
Речь конечно же пойдёт не о личности митрополита - а о духовенстве в целом.
1. Прекрасно, когда батюшка умный и образованный - но однако духовный всё-таки лучше. Просвещённый не только в современном понимании этого слова, но именно просвещённый «лучом» Божиим, способный видеть дальше и больше рассудка человеческого, что происходит вне прямой зависимости от образования, как мы знаем на примере многих святых нашей Церкви. Наш эталон - именно они. Наш маяк в «нощи» жития неизменен - Святость и первое дело здесь чистота сердца и покаяние, как средство для очищения сердца нашего, так как только «чистии сердцем Бога узрят».
Но мало очистить - надо эту чистоту непрестанно поддерживать, отсюда и борьба за чистоту помыслов - в которой в свою очередь, первое дело, это охранение себя от вредоносной информации. Посему образование с этих позиций и должно рассматриваться. Другими словами познавай, да только не замусорь ум свой и сердце своё.
2. Батюшка везде побывавший и много повидавший, знающий все другие религии, конечно хорошо - но духовно незаблудший лучше. Нам самим, грешным мирянам, нужна помощь прежде всего в том, чтобы мы не «ушли на страну далече» в прямом и в переносном смысле, не увлеклись бы чуждыми идеями, нам нужно изучать и узнавать прежде всего своё родное «отечество» - то есть Православие, по принципу Евангельскому - «ископа и УГЛУБИ» чтобы дом наш основан был на камне (Лк. 2 глава).
Прекрасно, если батюшка путешествует, но при условии, что он через это лишь укрепляет нашу веру, помогает нам и самому себе оценить всё, что мы имеем, осознать уникальность нашей родины, богатство нашей культуры, неповторимость нашего языка, необходимость познания своей веры и своей традиции, важность всего этого для постоянного углубления нашей духовной жизни и для спасения нашего - как конечной цели. Вот где окончание всех путешествий и самое главное путешествие.
3. Неплохо вроде бы, если у батюшки есть «хобби» (любимое дело - по-русски) - но нам, грешным, так хочется, чтобы МЫ бы были бы любимыми детьми нашего духовного отца. Чтобы любимым делом батюшки, после службы Божией, был бы приход. Чтобы наш духовный отец во сне бы нас даже видел. К тому же, ну скажите, какая мне радость если я пойду к врачу, например, а мне скажут, что он пока не может принять, у него «хобби» - он астрономией занимается и в телескоп звёзды рассматривает. Или на астрономическую международную конференцию уехал. Интересно конечно - звёзды, но мне простите, хочется, чтобы он анализы бы лучше мои толком рассмотрел. Уж извините.
В отношении же духовного отца, тут само название определяет сущность - то есть именно прежде всего «духовный» и после этого уже - отец. Одно здесь не может без другого. Прекрасно и точно об этом сказал духовник наших дней отец Илий:
«Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учеба в нашем мире, без которой все наше общество обречено. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени «показать последнего попа». И сейчас терроризм, сатанинская ненависть, деградация нашей деревни - все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь.
Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. (!)
О важности этого служения говорит хотя бы то, что в Евангелии самого Господа именуют Учителем. Ведь Он сам дал нам пример: Спаситель ходил по Палестине с учениками из конца в конец, поступал так же, как и другие учителя того времени не только в Израиле, но и в Афинах, и на Востоке. Тем самым Христос показал нам, что для духовной учебы не обязателен теплый кабинет, учить можно и на голых скалах. Главное - чему учить и как.
Христианство дает на это четкий ответ. Наша вера, богатство нашей духовной жизни зарабатывается в первую очередь прямым общением с Богом, то есть молитвой, через которую человек закрепляет свою веру, и без которой, по словам Феофана Затворника, бывшего, кстати, ректором Петербургской духовной академии, теоретические знания и образование стоят немного. (!)
Но в то же время это не отрицает значения знания, которое также является неотъемлемой частью духовной жизни, и которым человек не может ни в коем случае пренебрегать. Почему сегодня у нас так много проблем, в том числе и в духовной жизни, в поиске духовника? Вся беда упирается в отсутствие православного воспитания, знаний в области богословия. Если бы ребенок с детства хоть сколько понятий поимел о том, что такое духовная жизнь, что такое вера, многих ошибок ему бы удалось избежать.
Учиться духовной жизни означает совмещать молитву и образование. И, конечно, прежде всего важно понимать, что духовник не может за пять-десять минут дать человеку то, что тот при нормальной духовной жизни должен был получать годами. Ведь нередко, приходя в Церковь, человек думает сразу же стать святым, получить от Бога особые духовные дары. Но так не бывает.
Молитва, обращение к Богу должны сочетаться с образованием, получением знаний и изменениями в повседневной жизни человека.
И вот как раз эти изменения должен направлять духовник, но сам по себе он не много даст человеку, если тот не готов принимать. Духовник может что-то объяснить, но, как сказано в евангельской притче, сеятель сеет, а затем прилетают воробьи и галки, клюют зерна и человек опять остается пустой. Человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга. Только тогда можно будет говорить о подлинном духовном росте человека.»
Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Оптина пустынь. Россия.
Заметим, приоритеты - даже религиозное образование идёт ПОСЛЕ духовного ТРУДА молитвы и богообщения, о мирском же образовании и говорить нечего. И важнейшей учёбой названа учёба правильной духовной жизни. И в конце концов - соработничество священника и мирянина в деле спасения души.
«Ум» или «интеллект», вообще в религии, - немного другого свойства, чем обычно. В качестве примера размышления ума именно религиозного свойства, приведу отрывок из стихотворения Фёдора Глинки:
В пустыне в полночь я вставал
И пред Тобой, мой Бог, молился:
Свои грехи воспоминал
И мудрости Твоей дивился...
Как правы все Твои судьбы!
Они вращаются незримо,
А мы, страстей своих рабы,
Мы в вихрь сует неудержимо
И рвёмся на свою беду!
Повсюду ум наш, сея хитрость,
Забыл несчастный сей слепец,
Что сквозь его сквозную хитрость,
Всё зрит, всё ведает Отец!
В своих лукавых изворотах
Он хочет совесть заглушить
И им в размноженных заботах
Дни нашей жизни потопить.
Слышна, видна в час ночи совесть,
И в темноте ясней грехи:
И кто-то нам, душой глухим,
О прежних днях заводит повесть:
О том как люди в простоте,
Без мудрований, без изгиба,
Не бились грустно в суете,
Как в сеть уловленная рыба.
Отсюда идеальный батюшка должен быть некоей противоположностью нам грешным мирянам, мы возлагаем все надежды на дипломы, на знания полученные от людей - а он, на знания практически вымоленные у Бога, мы любим только нам приятное - а он любит всё, что ему посылает Господь, поелику всё для него «из руки Божией», мы прячемся от совести - а он раскрывает её как книгу, мы суетимся - а он безмолвствует, мы поверхностно любопытствуем - а он глубоко вникает. И конечно думает о НАС и переживает вместе с нами.
Вот такие были бы пожелания с точки зрения мирянина.
В отношении же опасений многих мирян, что духовенство наше пойдёт по пути чрезмерного умничания и «либерализма», могу только повторить сказанное отцами, (но не раз подтверждённое и на моём опыте) мнение, что все пути Церкви в руке Божией и не надо тут пугаться и других пугать, самое главное НАМ самим не отпасть. Помоги нам в этом Господи! Господь пошлёт и батюшек достойных и разберётся с недостойными.
А в отношении человеческого ума, напоследок - стишок из моего архива:
Ум и безумие
Ум и безумие - близнецы-братья,
Два парадокса без отца,
Новое платье и старое платье,
Два лица - безумца и мудреца.
Ум и безумие - родные души,
Вместе не могут и врозь беда,
За обоими надо глаза да уши,
Вот такая белиберда.
И умный - разумный, да ум за разум,
И безумный умный спятил с ума,
Обоим им не сказали сразу,
Что горе, мол, у вас - от ума!
Умом-то с умом ведь надо - братцы!
Повернуть его может туды и сюды,
И чтобы за ум можно было «взяться»,
Надо знать, откуда нам ждать беды!
Уму от ума - одна зараза,
Тут одно за другое - того и гляди!
Так что, кто поумней - зарубите сразу:
На носу, что всё еще впереди!
Олег Арбузов-Вятский,
Графство Йоркшир, Великобритания
2010 год