В течение Рождественского поста есть немало церковных праздников,
когда по уставу разрешается рыба и вино. Проявляя христианскую любовь и
рассудительность, и в таких случаях для православного человека
нормально сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними
бокал вина. Мы совершаем благодарственный молебен накануне гражданского
Нового года, и это правильно. Некоторые ошибочно считают, что
православным не надо участвовать в этом событии. «Это нас не касается, -
говорят они, - у нас другое время, и Новый год может наступить по
«старому стилю» - только 14 января».
Когда-то ведь Новый год в России праздновали 1 сентября, и
совпадал он с церковным новолетием. До сих пор мы именно в этот день
начинаем богослужебный круг и входим в наши праздники. Однако при Петре I
гражданский Новый год был перенесен на 1 января, как в Европе. Вообще
говоря, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы
выбрать наугад любой день, начиная отсчет Нового года именно с него.
Празднование Нового года - это наше естественное человеческое
общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально,
как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас
называется, а не так, как нам хочется.
Кроме того, здесь есть и некий смысл: своего рода пророчество о
том, что происходит с нами сегодня. Когда Бог вступил во время, когда Он
освятил это время, и все время освятилось Его присутствием. Если бы
наше общество жило согласно той тайне, которую принес Христос, тогда
имело бы смысл праздновать новолетие по церковному календарю - 14
января. Но происходит все большее расцерковление человечества, которое
живет само по себе, своим измерением. А расцерковление, развиваясь,
приводит к расчеловечиванию общества. Но тем не менее в этом обществе мы
живем. И разность дат напоминает нам реальность того, где мы находимся.
В связи с этим хотелось бы остановиться на двух моментах, очень важных для понимания того, что делается с нами сегодня.
С некоторых пор направленность времени изменилась, стала другой.
Смена календаря на Западе, как мы знаем, произошла в XVI веке. И это
совпало со временем, когда человеческое общество стало жить не так, как
оно жило до этого. Вместо того, чтобы устремляться в вечность, что
естественно человеку по самой его природе, люди устремились в загадочное
будущее. Они стали жить не теми задачами, которые ставит сегодняшний
день, а теми, которые ставит день завтрашний. В конце концов это привело
к революциям в Европе, и к той сокрушительной революции, которая
произошла в России.
И сегодня люди ради будущего жертвуют настоящим, теряя и будущее,
и настоящее, и небесное, и земное; теряя и вечность, и время. И ради
будущего сегодня происходят процессы объединения, стирания границ - не
только политических и экономических, но и стирание неповторимых
национальных и просто человеческих черт, принадлежащих каждому
единственному и неповторимому человеку. Объединение это закончится, как
мы знаем, воцарением «человека беззакония», утверждающего как будто бы
торжество времени и всех достижений, какие могут быть во времени, но - с
полной утратой благодатной вечности.
Ради этой благодатной вечности, живя в обществе по гражданскому
календарю, мы должны позаботиться о том, чтобы сохранить в
неприкосновенности наше «священное время» - богослужение по «старому
стилю». Ради соблюдения наших постов и празднования праздников со
святыми всех веков наш церковный календарь должен остаться неизменным.
Неподвижным как вечность, которая входит в нашу жизнь через эти события.
Жизнь христианина проходит в двух измерениях - во времени и в
вечности. Дай Бог нам и в новом году быть достойными гражданами своего
Отечества, земного и небесного. Какие бы испытания ни ждали нас на
земле, Господь, если мы верны Ему, готовит снова для каждого из нас
небесные утешения в празднике Рождества Христова и далее - в Пасхе
Господней и во всех великих праздниках, приглашая нас быть причастниками
вечной Его радости. Когда в душе нет праздника, говорят святые отцы,
ничем внешним праздника не создашь. Сколь часто люди живут по принципу:
как «убить» время; а смысл жизни христианина - как время оживить.
В связи с этим задумаемся сегодня о тайне времени. У святых отцов
есть одно интересное рассуждение, объясняющее тайну пустоты и скуки
человеческой жизни. Эта тайна заключается в том, что время, в котором
живет человечество, лишено связи с вечностью, и дни не имеют
благословения Божия. Это происходит с людьми, которые не знают Бога. И с
теми, кто участвует в церковных праздниках, но чисто внешне. И даже с
теми, кто когда-то прикоснулся к благодатной жизни, но она не заполнила
все его существование, не вытеснила тот обман и смерть, которые есть в
каждом человеке.
Вначале Адам, который имел все, но считал, что ему чего-то не
хватает в полноте, скучал один. Потом Адам и Ева скучали вместе. Затем
Адам, Ева, Авель и Каин скучали в семье. А когда людей на земле стало
много, скука только увеличилась. Что произошло в результате этой скуки?
Вначале было грехопадение человека, затем - падение человечества в
Вавилонское столпотворение.
Падение произошло оттого, что человек в отчаянии искал ложного
счастья и ложной радости, не зная причины скуки, которая его наполняет,
но ясно сознавая, что никакая земная забота, никакой труд, никакой
внешний блеск жизни, никакие успехи не могут заполнить пустоту, которая в
нем присутствует. И до сих пор человек очень плохо понимает, что он так
значителен, что может быть наполненным только Самим Богом и тою жизнью,
которую дает ему Господь.
Человек пытается заполнить эту пустоту алкоголем, наркотиками или
каким-то другим грехом, даже самым мерзким. И чем больше он ее
заполняет, тем страшнее она разверзается, так что человек может дойти
даже до состояния безумия. Один священник рассказывал о человеке,
который покончил с собою только потому, что ему стало невыносимо каждый
день делать то же самое, что он делал вчера и что ему надлежало делать
завтра: снова вставать, снова умываться, снова одеваться. Когда
последняя нить, связывающая время с вечностью, прерывается, человек
может прийти в состояние беспросветного отчаяния.
Человеку по его природе свойственно всегда участвовать в
празднике, чтобы его жизнь была праздничной и радостной. Человек
задыхается в трехмерном пространстве, ему невыносима эта «утомительная
повторность» земного бытия, о которой говорит Священное Писание.
Человеком овладевает такая скука, от которой он сходит с ума. Он должен
чем-то заполнить пустоту, которая в нем образуется, ибо он создан для
жизни вечной. Что делает человек, на какие подмены решается!
Например, воскресенье. Для христианина - это день, когда Господом
была совершена победа над смертью, царствующей во времени. Это наше
приобщение к вечности.
А для большинства людей, живущих только во времени, это, как
говорят, «выходной» - всего лишь день отдыха от работы, мертвое время.
Но природа человека остается неизменной. В памяти этих людей живет
какое-то воспоминание о счастье, и они чувствуют себя как бы морально
обязанными веселиться и быть счастливыми. Но веселье, которое находит
такой человек, может оказаться опасным. Стараясь чем-то восполнить
отсутствие радости в своей жизни, он находит ее, например, в вине.
Не находя утешения во времени, человек все больше погружается в
ложные сладости, и чем больше он в них погружается, тем большую скуку
испытывает. Это обретает иногда безумные формы. Почему происходит
сегодня по существу спаивание нашего народа и нет никакого этому
сопротивления? Потому что без Бога люди не могут ни в чем найти радость
жизни и понять смысл скорбей, которые им посылаются. И здесь же
объяснение, почему так распространяется всюду грех растления.
В день гражданского Нового года Церковь празднует память святого
мученика Вонифатия и мученицы Аглаиды. Этим святым молятся об избавлении
от винопития и блудной страсти, потому что сами они долгое время
страдали этими пороками. Но Господь открыл им, что есть сокровище жизни и
высшая радость для человека, и они сделались способными отдать себя и
всю свою жизнь ради Христа, ради жизни вечной. Только это может
поставить предел всякому обессмысливанию нашего существования. Но пока
не будет у нас устремленности к вечности, мы обречены жить в мертвом
времени.
Дай Бог, чтобы мы, осознавая, что приближаемся к смерти, не
цепенели от страха, как люди, не знающие Христа, а наполнялись радостью
от того, что мы приближаемся ко встрече с нашим Господом. Чтобы слова «С
Новым годом! С новым счастьем!» звучали для нас неложно. Потому что они
означают новизну той вечной нетленной, нестареющей жизни, которую дает
нам Господь во времени и открывает ее во всей полноте в вечности. С
Новым годом всех поздравляем, с новым счастьем!