Амандус Генрих Адамсон (ударение на первом слоге) родился 30 октября (12 ноября) 1855 года в Ууга-Рятсепа близ Палдиски (Эстония). В 1876 году поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств. С 1891-го по 1918 год постоянно проживал в Петербурге, где создавал скульптурные произведения аллегорического характера, занимался живописью. В начале ХХ века Адамсон обращается к монументальному искусству и создает ряд памятников: «Морякам броненосца «Русалка» (Таллин, 1902), «Памятник Затопленным кораблям» (Севастополь, 1905), «Русскому царю Петру I» (Полтава, 1909), памятник запорожским казакам в станице Таманской и другие. В 1907 году творчество выдающегося скульптора было по достоинству оценено избранием его действительным членом Академии художеств. В 1918 году он вернулся в Палдиски, где жил до 26 июля 1929 года.
В наше время почти не осталось тех, кто знал Адамсона лично. Но талантливому художнику не нужны посредники, потому что живут его произведения, которые могут рассказать больше, чем люди.
Одно из таких произведений - памятник Затопленным кораблям. Скульптурные детали монумента и общее оформление выполнил Амандус Генрих Адамсон. Это подтверждает и оставленный им автограф в правом нижнем углу барельефа: «А.Адамсонъ Скульп. 1904». Бронзовая рельефная картина, укрепленная в верхней части пьедестала, изображает затопление кораблей. Тех кораблей, которые во время Крымской войны заградили вход в Севастопольскую бухту. На вершине колонны - двуглавый орел. Но описать его словами невозможно. Потому что он - особенный. И вот почему...
Думаю, многие согласятся, что скульптурные изображения двуглавых орлов - это затертый штамп дореволюционной России. Их тогда лепили всюду, о многом совершенно не задумываясь. А вопрос этот гораздо серьезней, чем кажется на первый взгляд.
В этом году благодаря Севастопольскому информационному центру развития туризма на обложке дневника севастопольского школьника можно увидеть великолепное изображение нашего орла. Думаю, многие, кто внимательно его рассматривал, согласятся - это удивительное произведение искусства... Гениальный скульптор в аллегорической форме выразил не только красоту и непобедимую мощь Великой Державы, но и свое к ней отношение.
Все это гораздо полнее можно будет увидеть и почувствовать, когда появятся многочисленные высококачественные фотографии лицевой стороны верхней части монумента.
О памятнике Затопленным кораблям написано много теплых, взволнованных, проникновенных слов. Например, выдающийся севастопольский архитектор А.Л. Шеффер, автор проектов реставраций нашего монумента, в 2002 году посвятил ему очень содержательный буклет, в котором есть такие слова: «образное решение этого памятника давно переросло его значение как по священного только частному событию Первой обороны, этот монумент можно считать отражением в искусстве всей героической эпопеи обороны Севастополя в 1854-55 годах. Человек, обладающий даром мыслить образами, найдет в этом памятнике много ассоциаций - ведь сам постамент из десятков сцементированных гранитных глыб может представляться осажденным городом. Он могучим утесом возвышается среди накатывающихся на него, беснующихся волн. Когда памятник принимает удары штормящего моря, и шквальный ветер окутывает его пьедестал морской пылью, он стоит так же незыблемо, как Севастополь, стоявший в дыму и пыли сражений. Этот памятник всегда живой, активно действующий на зрителя».
В заключение следует заметить, что истинно великие люди не разобщают, а объединяют нации. Таким был Амандус Генрих Адамсон - сын Эстонии, которого с благодарностью помнят Украина и Россия.
Газета «РУСИЧИ», Севастополь