Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О том, что надо было сделать позавчера

Игумен  Игнатий  (Душеин), Русская народная линия

Какой должна быть миссия / 02.12.2010


Еще раз о Крещении …

Удивительно, что разговор о практике, которая была нормой церковной жизни многие века, встречает сопротивление и непонимание в наши дни. И вдвойне удивительно, что непонимание это высказывают те, кто считают себя церковными консерваторами.

Парадокс! Либералы-обновленцы активно внедряют катехизацию и смотрятся сторонниками практики оглашения перед Крещением, а «консерваторы» всячески защищают «немедленное Крещение», и считают СОГЛАСИЕ родителей на Крещение детей уже достаточным проявлением веры.

Это было бы смешно, если бы мы не стояли перед реальным фактом состоявшегося отпадения от Церкви миллионов фиктивных «православных».

Надо понимать, что предлагаемые меры по обеспечению катехизической подготовки к Таинству Крещения взрослых и по изменению практики крещения младенцев не являются «неудобономимым бременем», которое от скуки кому-то захотелось возложить на людей. Это - не препятствие на пути людей в Церковь, напротив, это - попытка создать благоприятную почву для полного благодатного раскрытия дара Крещения в тех, кто его принимает.

То усиленное обращение к теме миссионерства в полностью крещеной стране, которое мы слышим последнее время, только доказывает факт осознания священноначалием масштаба и тяжести проблемы.

На этом фоне я в очередной раз пытаюсь донести до ушей тех, кто способен услышать и понять (а главное повлиять на решение) неизбежную истину: начинать миссионерство нужно с катехизации, с научения тех, кто хочет принять Крещения и более того - с пересмотра практики Крещения младенцев. Оно должно предполагать обязательное воцерковление их родителей и крестных.

Многие еще наивно полагают, что чем большее количество детей мы покрестим, тем лучше. Возможно, это рецидив неизжитого комсомольского прошлого, возможно, просто недомыслие.

На самом деле весь упор должен быть перенесен на качество Крещения младенцев, которому тождественно правильное выращивания у детей Семени Новой Жизни, всеваемой в их душу Крещением.

Было бы удивительно встретить огородника, который бы утверждал, кто успех урожая картофеля зависит от количества посеянных семян, полностью игнорируя прополку, окучивание, удобрение и т.д. Как ни странно, в церковной ограде таких «огородников» предостаточно.

Проблема практики Крещения не только назрела у нас, она давно перезрела, и, возможно, сегодня уже поздно. Ей нужно заниматься не завтра и не сегодня и даже не вчера, а лет двадцать назад. Возможно, что тогда бы и не нужно было так бороться за миссионерство.

Я не знаю, почему катехизацией занимались только отдельные священники-энтузиасты, которые, теряя время и упуская в карман нерадивых собратий доходы ради Евангельского слова, сначала все же старались научить, а потом только крестить. Думаю что мзда таких достойных пастырей многа у Господа. Катехизация - следование канонам Церкви - из нормы церковной жизни почему-то стала подвигом.

Я не знаю, почему древняя, каноническая и никогда не ставившаяся под сомнение никем из святых Отцов практика оглашения крещаемых и крещения детей в христианских семьях не была поставлена священноначалием в обязанность священству с 90-х годов.

Увы. Миллионы людей приняли Крещение без научения.

Крещение младенцев

Для того чтобы решить, можно ли крестить младенца в семье, которая не даст ему возможность реализовать полученный Дар, нужно ответить на главный вопрос: Крещение спасает само по себе или при дальнейшем развитии?

Можно даже поставить вопрос жестче: спасаемся ли мы без сознательного участия в собственном спасении? Возможно ли спасение вне нашей воли?

Согласно православному учению, спасение наше совершается исключительно при сотрудничестве двух воль - Божественной и человеческой. Но говорить о каком-то разумно-волевом содействии со стороны бессознательного младенца не приходится.

Сам факт принятия человеком Крещения не рассматривался св. Отцами как какая-то индульгенция - автоматическое «спасение». Благодать Крещения - это дар и, как всякий дар, она должна быть свободно усвоена. В случае крещения младенцев благодать подается в священнодействии потенциально, в состоянии возможности[1] («в начатке», как внешняя «печать»[2]), и актуализируется она только по силе роста в нем веры и произволения человека, по мере его свободного и сознательного движения к Богу. В противном случае, «вода остается водою»[3], «ибо не рождает Дух воли не хотящей»[4]. То есть в зависимости от свободных человеческих усилий крещенская благодать либо раскрывается в человеке, «воссиявает» в нем, либо утрачивается им и гаснет[5].

 Что бывает с умершим некрещеным младенцем?

Один из главных аргументов сторонников обязательного крещения младенцев - утверждение о том, что «некрещеные младенцы попадают в ад». На самом деле Святоотеческая мысль такого мнения не знает вообще, за исключением единственного западного Отца - блаженного Августина. Вслед за ним эту мысль надолго усвоило все западное латинское богословие. В свою очередь с Запада эта идея перекочевала к нам.

Блаженный Августин, опираясь на формулировку Символа Веры («крещение во оставление грехов»[6]), обосновывал свое мнение о наследственной передаче Адамова греха. Дети, считал он, нуждаются в крещении не потому, что они согрешили лично, но потому, что они «согрешили в Адаме»[7].

Восточные святые Отцы так никогда не считали. Святитель Григорий Богослов пишет о загробной участи некрещеных младенцев: «... не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы»[8]. Т.е. состояние прославленности (как и осуждения) можно достичь только при волевом усилии. Но прославленность не тождественна спасению.

Брат святителя Василия Великого святитель Григорий Нисский в специальной работе под названием «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» прямо утверждает, что младенцам, как не совершившим никакого зла, ничто не препятствует быть причастниками Света Божия. Вот как он говорит: «Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни»[9].

Замечательно писал о некрещеных детях святитель Феофан Затворник: «А дети - все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!»[10].

Сколько лет практике Крещения младенцев?

На православном Востоке существовала следующая практика Крещения:

«Состав христиан при Афанасии В. был не особенно велик, так как многие принимали крещение в зрелом возрасте, а некоторые откладывали до престарелых дней. Дети еще только готовились быть христианами, молодые люди находились в состоянии оглашения, и лишь лица зрелого возраста крестились, делались христианами совершенными, которые и присутствовали при литургии верных» [11].

«В IV в. Христианская Церковь состояла из лиц, принявших крещение в зрелом возрасте, и потому хорошо понимавших свое желание и свои мотивы при переходе в христианство»[12].

Вот что пишет православный историк о крещении Императора Константина: «...Константин откладывал свое крещение до конца дней и в то же время принимал в церковных соборах живейшее участие. Это обстоятельство могло показаться странным только писателям IX века, когда уже вошло в повсеместный обычай совершать крещение в младенческом возрасте. Вообще Евсевий нисколько не подчеркивает факт крещения Константина Великого, да едва ли он и мог отнестись к нему тенденциозно: для него как человека IV века, крещение Константина не имело того важного и особенного значения, какое придали ему западные историки. Евсевий хорошо знал, что многие знатные люди его времени принимали крещение перед смертью, что Константин и до крещения был хорошим христианином, если даровал свободу вероисповедания, участвовал на соборах и проч.»[13].

«Григорий Богослов... рекомендует скоро крестить младенцев лишь в случаях опасности для жизни в состоянии их; а иначе ожидать три года.... Епископский сын Григорий Нисский и сын благочестивых родителей Ва­силий Великий крестились только по окончании светского образования; Амвросий Медиоланский, как и Нектарий Кон­стантинопольский восприяли крещение после избрания их на епископские кафедры. Св. Иоанн Златоуст, как и Иероним, хотя происходили из христианских семейств, крестились уже взрослыми, как и брат Амвросия Сатир и сестра св. Григория Назианзинского, Горгония, несмотря на то, что были уже известны своим благочестием. Когда мальчик Августин заболел с опасностью для жизни, благочестивая, заботливая мать Моника позволила ему принять только посвящение в катехуменат»[14].

 Как крестили детей?

 «Известно, что в X веке в Константинополе детей не крестили очень рано. Они подходили ко Крещению постепенно: в 8-й день по рождении они получали имя, в 40-й день воцерковлялись, «становились христианами», как говорят источники, еще перед Крещением. Они получали право входить в храм и слушать чтения. Становились оглашенными - «иже ко просвещению» - на 4-й седмице Великого поста, вероятно, несколько лет спустя. Затем отрекались от диавола и сочетались Христу в Великий Пяток, во время чинопоследования, которое совершал Патриарх перед вечерней с Литургией Преждеосвященных Даров. И, наконец, на вечерне Великой субботы они получали Крещение и Миропомазание от Патриарха, пока в храме читались паремии Великой субботы.

Согласно памятникам XIV века воцерковление младенца и чтение очистительных молитв матери совершалось в сороковой день. Во всех Требниках этого времени оно предшествует Таинству Крещения.

После наречения имени и воцерковления младенца готовили ко Крещению через наставление в христианской вере, именуемое оглашением»[15].

«... Кандидаты к Крещению были дети не очень большие, которых нужно было приводить в церковь, но уже достаточно развитые, так что они могли получить какое-то обучение, и, чтобы, как учит св. Григорий Богослов, они могли бы активно участвовать в чинах собственного Крещения. Такая же практика, т. е. не крестить детей очень маленьких, соблюдалась на Руси в XI в., по правилам киевского митрополита Иоанна I-го»[16].

«Этот патриархальный общественный чин отречения-сочетания имел в себе больше педагогической силы чем соответствующий сокращенный (иерейский) чин. Перед глазами молодых оглашенных происходило действие, в котором они сами участвовали, и, которое, конечно, им должно было живо представлять важность собственного выбора стороны Христа в борьбе против диавола»[17].

Так готовились к Крещению и крестили раньше... Что мы теперь почти повсеместно видим в наших храмах? Совершенно невоцерковленные родители приходят раз в жизни в храм, приносят детей, приводят таких же нецерковных «крестных», оплачивают на «ящике» Крещение... Часто можно наблюдать, как эти будущие «духовные наставники» начинают судорожно одевать на «ящике» только что приобретенные нательные крестики, которые до этого никогда не носили. И в итоге совершается «нечто», что дает родителям успокоение совести (или - более того - сознание совершенного магического ритуала) и повод бурно отметить «мероприятие». И все это совершается с попустительства и при участии священнослужителей Церкви. Этот позор старательно фиксируется на фото и видео технику.

Каноны Церкви о Крещении[18]:

 Возникает вопрос: а какие канонические правила касательно Крещения существуют в Церкви?

2 правило I Вселенского Собора гласит: «...и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание». Вальсамон, толкуя это правило, однозначно утверждает: «...ни один неверный не допускается до крещения прежде довольного научения вере, потому что при сем нужно время для испытания. Того, кто поступает несогласно с сим, правило повелевает извергать».

О необходимости проявления усердия в вере перед Крещением говорит 45 правило Лаодикийского Собора: «По двух седмицах четыредесятницы не должно принимати к крещению». В древности подготовке к Крещению был посвящен весь Великий пост. Это правило запрещает принимать на подготовку тех, кто пропустил первые две седмицы. Комментарии Книги правил разъясняют: «Кто сначала четыредесятницы, или по крайней мере в течение двух первых недель ея, не изъявил решительного желания принять крещение и не начал готовиться: того правило не позволяет принимать к крещению в сию четыредесятницу, а ожидать дальнейшаго усмотрения его усердия в вере».

7 правило II Вселенского Собора указывает на точный порядок, по которому нужно принимать людей в Церковь, и предписывает заставлять оглашенных пребывать в храме и слушать поучения: «В первый день делаем их христианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

А 46 правило Лаодикийского Собора требует не просто обучать людей вере, но и постоянно проверять, правильно ли они ее усваивают: «Крещаемым должно изучати веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам». В толковании на сие правило Зонара отмечает очень важную для практической пастырской деятельности вещь. Тщательная подготовка к Крещению - это эффективное средство профилактики попадания людей в секты: «А повелевает оно, чтобы просвещаемые, то есть, готовящиеся к просвещению и оглашаемые, изучали таинство веры и в пятый день каждой седмицы давали ответ епископу или пресвитеру, что узнали в течение седмицы. Это бывает для того, чтобы не был кто крещен, не быв посвящен в наше таинство, и, как не утвержденный, не был похищен еретиками».

Правила указывают на необходимость изучения веры даже теми, кто был крещен в смертельной опасности без подготовки, но избежал смерти. 47 правило Лаодикийского Собора: «В болезни приявшим крещение и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися». Аристин так толкует это правило: «Кто приходит в церковь с тем, чтобы креститься, тот должен изучать веру..., ибо не должно крестить их тотчас и прежде, чем открыта будет им вера. Кто болен и ищет креститься, должен быть крещен; потом, востав с одра болезни, он должен изучать веру и познавать, что сподобился божественной благодати».

Важно, что мотивы, по которым человек ищет принятия Таинства, должны быть верными и предельно чистыми. Неверная мотивация принятия Крещения при невызревшем состоянии души делает ущербной и всю последующую духовную жизнь. Это видно из 12 правила Неокессарийского Собора. Оно запрещает рукополагать в священный сан того, кто был крещен в болезни: «Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды: разве токмо ради после открывшейся добродетели и веры и ради скудости в людях достойных». Аристин поясняет так: «Кто пожелал крещения не по требованию какой-нибудь нужды, тот, поелику оно может омыть всякую душевную скверну, может быть производим и во пресвитера и в епископа.... А крещеный по причине болезни, как пришедший к просвещению не по произволению, но по нужде, не иначе может быть принят во священство, как если будут содействовать тому два обстоятельства - скудость в достойных людях и его подвиги после крещения».

Все эти правила касаются взрослых людей просто потому, что детей в те времена крестили очень редко. А крестить детей в нецерковной семье никому бы и в голову не пришло. Нецерковной же семьей была любая семья, члены которой месяц не участвовали в Евхаристии....

Самые острые вопросы (на форуме РНЛ), связанные с предложением прекратить крещение младенцев в нехристианских семьях и ответы на них:

Означает ли это, что все ДЕТДОМОВЦЫ останутся некрещенными? (Ученица)

Можно ли детдомовских детей крестить, не позаботившись об их христианском воспитании? Я полагаю - что если крестить - то нужно и воспитывать. Если так, то тот, кто их крестит - должен об этом и позаботиться. А то видится мне в этом большое лукавство: покрестись мы покрестим, а там - в кусты... А если мы готовы к такому труду - смело крестим и сами до совершеннолетия воспитываем. А ежели Вам, простите, не по силам воспитывать - то и не крестите.

Владыка Арсений Жадановский благословил свою дух. Дочь (тайную монахиню), врача акушера, крестить всех детей сразу после рождения. (Ученица).

Если это - Крещение страха ради смертного - то оно и у взрослых совершается без катехизации согласно канонам, которые приведены выше. Если же нет, то необходимо руководствоваться Святоотеческой практикой Крещения и подготовки к нему, чтобы не скатиться в примитивный языческий магизм. Крестить всех подряд детей в роддоме - сверхмодернизм. Таких советов нет у Святых Отцов.

Вот что об этом пишет архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний: «В практике Святой Церкви никогда не стоял вопрос «крестить или не крестить» в зависимости от уровня познания Истины, которая дается катехизатором. По существу-то каждый священник обязан быть катехизатором, что и имеет место на каждом приходе. Немыслимо, если люди священнику малознакомы, не выяснить, как они веруют, ходят ли в храм, элементарно объяснить им, в чем суть веры, если это необходимо, но Святое Таинство - совершить, и немедля, ибо видно, что это краткое оглашение нашло в крещаемых или восприемниках понимание важности предстоящего события. Само желание родителей младенца или взрослых, с их согласия крестить дитя, разве не есть уже проявление их веры? И кто смеет из людей, «из них же ни един не свободен от греха», глубину веры крещаемых или восприемников измерить до конца, кроме Бога? Никто». (Сельскiй бригадиръ).

В Церкви непререкаемым авторитетом пользуется не частное мнение какого-либо иерарха, а согласие Отцов. По вопросу Крещения оно существует и выражено в соборных определениях Церкви, которые я привел выше. Эти каноны не были никем отменены, нужно делать выводы.

Я от себя могу сказать, что само по себе желание креститься или, тем более, крестить детей, зачастую не является проявлением веры - если мы говорим о христианской вере, а не о языческом магическом прагматизме.

Что касается «измерения глубины веры», то меня удивляет такая постановка вопроса. Священник на исповеди, допуская человека к Таинству Причастия, каждый раз определяет «православность» человека и может (и обязан) не допустить к Причастию того, кому это, в силу различных обстоятельств (грехов, например) послужит не на пользу, а во вред. Такая практика почему-то никого не удивляет. Так почему же у приходящих к Крещению мы не можем выяснить глубину их веры?

Ваше утверждение об ограничении крещения младенцев все же достаточно спорное. Может просто надо больше спрашивать с крестных? Попытаться восстановить институт крестных родителей, так сказать, через повышение требований к ним со стороны священника - совершителя Таинства. Наверняка тогда вместо липового христианина в родне или среди знакомых родителей младенца будут находится более достойные. А если еще проводить хотя бы легкую катехизацию крестных? И младенцы не будут страдать, и совесть батюшек будет чище, мне представляется. Это первое, что пришло на ум, простите (Алексий).

Конечно, возрождение института крестных родителей было бы лучшим вариантом решения проблемы. Но, увы - реалии таковы, что это невозможно. При современном укладе жизни все равно детей воспитывают родители. Если они нецерковные, то усилия крестных пропадают впустую, даже если нецерковные родители вдруг обретут себе церковных крестных родителей своим детям. Чаще всего каковы родители, таков и их круг общения.

Что касается катехизации крестных - то она конечно нужна, и я знаю, что в некоторых приходах она проводится (как и катехизация родителей). Это очень хорошо на фоне общей плачевной ситуации, но есть свои проблемы: гарантирует ли оглашение даже родителей их воцерковление? Ведь прослушать курс огласительных бесед и стать православным человеком - не одно и то же.

Как быть воцерковленным бабушкам и дедушкам, когда священник откажет крестить их внуков (поскольку папа с мамой - люди нецерковные) пусть, выходит, дети живут вне Церкви, без таинств, пока родители не одумаются? Не приведут ли меры, предложенные отцом Игнатием, к тому, что иные сердобольные либо сребролюбивые батюшки начнут крестить детей на дому, как в советские времена? Есть и опасность того, что ужесточением условий для крещения могут воспользоваться различные псевдоправославные приходы, которые будут крестить всех подряд (Валерий).

Думаю, что если дедушки и бабушки в состоянии деятельно влиять на воспитание внуков, то их можно рассматривать как семью, и доверить им воспитание крещеных внуков.

Над сребролюбивыми или сердобольными священниками есть епископ - по определению «надзиратель» за соблюдением канонов и правил.

Что же касается возможного ухода людей в «псевдоправославные» приходы, или даже в откровенные секты, то лучшее лекарство от их влияния - правильное православное просвещение.

Как писал Святитель Игнатий Брянчанинов: «Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство!».

Игумен Игнатий (Душеин), Председатель Комиссии по миссионерской работе Калужской епархии РПЦ МП

 


[1] Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. II. Вопросоответы к Фалассию. «Мартис», 1994. С. 42 (вопрос 6).

[2] Там же.

[3] Св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 40.

[4] Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. II. Вопросоответы к Фалассию. «Мартис», 1994. С. 42 (вопрос 6).

[5] См., например: Преп. Марк Подвижник. Ответ недоумевающим о святом Крещении. В кн.: Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995. С. 77.

[6] Многие современные толкователи этого члена Символа Веры почему-то не учитывают, что в то время, когда он составлялся, крещение детей было, по крайней мере,  на христианском Востоке явлением весьма редким. 

[7] См.: Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие. М., 2001. С. 255.

[8] Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 558.

[9] Твор. Св. Григория Нисского. Ч.4. М., 1862. С. 345.

[10] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуск I и II. Письмо 139. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и издательство «Паломник», 1994. С. 155.

[11] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви Т. 3. М. 1994. С. 24.

[12] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви Т. 3. М., 1994. С. 96.

[13] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 1. М. 1994. С. 26.

[14] Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Ч. 2, гл. 5, Таинство Крещения. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1964 (репринт: Киев, 1991). С. 496-497.

[15] Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 1995. С. 32.

[16] Арранц Михаил. Избранные сочинения по литургике. Т. 1. Таинства Византийского Евхология. М., 2003. С. 289.

[17] Арранц Михаил. Избранные сочинения по литургике. Т. 1. Таинства Византийского Евхология. М., 2003. С. 316.

[18] Иерей Георгий Казанцев «Мертыве души». http://www.wco.ru/biblio/books/kazancev1/Main.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 45

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

45. Писарь : 40.Андрею Рогозянскому
2010-12-05 в 14:24

"...чтобы из данного решения не сделали административной кампании".

Ув.А.Рогозянский. Именно так и будет.
И не потому,что кто-то сознательно собирается развернуть администативную компанию. Она развернется в силу необходимости, как следствие безблагодатной природы явления.
Катехизация до крещения-это протестанская практика и внедрить ее в Православной Церкви можно исключительно путем административного нажима. Других путей нет.
А закончится тем же, чем и в III-IV веках... Люди будут креститься либо в глубокой старости, либо перед непосредственно возникшей угрозой смерти, например от болезни. Господь ведь всех принимает, и тех кто в превый час пришел и тех, кто в одинадцатый. Не так-ли?
44. Татьяна : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-04 в 23:46

Хотелось бы поддержать Еву (43). Пути Господни неисповедимы, особенно сейчас, в этом хаосе современной жизни. Часто именно Крещение своё или близких, не вполне осознаваемое в момент совершения, способствует приходу человека к вере. Это и мой личный опыт тоже. Я крестилась в 35 лет, в каком-то "романтическом порыве", практически ничего не понимая в христианстве, и мало что зная о Христе, вернее зная о Нём по опере "Иисус Христос Супер Стар", да ещё из булгаковского романа "Мастер и Маргарита". Но тем не менее я прекрасно помню своё состояние после Крещения. Такого мирного, спокойного, какого-то тихого ощущения радости и блаженства я не испытывала никогда в жизни. И вот здесь я не согласна с уважаемым мною проф. А.И Осиповым, что Бог не будет меня крестить, если я делаю это без понимания и веры. Да, конечно, катехизация мне бы не помешала, может быть хотя бы после Крешения, чтобы я потом не наделала столько ошибок в жизни. И в тоже время, может быть именно благодаря благодати Крещения, меня начали мучить приступы совести и душевная боль за то, что раньше, до Крещения, я творила не смущаясь и не задумываясь. Помню, меня это даже удивляло, откуда такие мучительные ощущения в душе взялись? Сейчас понимаю, что это мой Ангел Хранитель мне давал знать, где я поступаю плохо. Воцерковилась я намного позднее, чем крестилась, но здесь тоже было всё не так просто. Родился внук и почти сразу попал в реанимацию, и жизнь его висела, как говорится, на волоске. Врачи не могли даже диагноз поставить. Нам посоветовали его срочно окрестить, что мы и сделали прямо в больнице (сами мы об этом даже не задумывались ещё), и, слава Богу, всё сразу стало налаживаться в его лечении, а я начала регулярно ходить в храм, исповедаться и причащаться (мне батюшка сказал, что так надо, что дети болеют по нашим грехам). Дочь с внуком выписалась из больницы и тоже регулярно начала ходить в храм (слава Богу, она уже была крещённая, тоже сама в 16 лет окрестилась, ничего не понимая в православной вере). А потом у меня начался процесс познания нашей веры, и много-много книг... Первой книгой были "Диалоги" прот. Валентина Свенцицкого. Со временем и дочь подробнее познакомилась с Православием и сын, который тоже, слава Богу, недавно крестился и стал активным прихожанином своего храма. Вот так Господь нас вёл, и не знаю, чем бы кончился мой "романтический порыв", если бы была необходимость перед Крещением каких-то занятий, скорее всего то времени бы не хватало, то дела бы мешали, как водится. Конечно, катехизация нужна, но может быть в наше смутное время это не должно быть таким жёстким, что без неё совсем не крестить... Ведь могут быть всякие случаи... И может быть в этом вопросе больше полагаться на Волю и Промысел Божий. Хотя священству, конечно, виднее...
43. Ева : 38. Игумен Игнатий
2010-12-03 в 14:58

""Но говорить о каком-то разумно-волевом содействии со стороны бессознательного младенца не приходится""(1)
""Я никогда не отрицал ни первородного повреждения""(2)

Простите,что отвечаю за Анонима! Но, мне кажется,они ближе к истине,чем Вы.И вот почему! Что касается взрослых и сознательных людей согласна,что должна быть катехизация.А вот насчет младенцев у меня вызывают сомнения Ваши слова(1).Никто и не говорит о волевом сознательном содействии со стороны младенцев,речь идет о прародительном Адамове грехе,который наследует ребенок,именно об " никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения."".И который Вы не отрицаете сами!(2)Зачем в этом случае Вы сводите все к сознательному волевому содействию младенца?!
""И так,теперь через крещение получаем начатки Святого Духа,и возрождение делается для нас началом другой жизнью и печатью,и охраною,и освещением.""(Св.Иоанн Дамаскин).
Никто не говорит об автоматическом спасении(ведь даже катехизация,это не гарант,естественно, спасения или дальнейшего воцерквления,если,конечно,воцерквление у Вас не сводится к знанию каких-то азбучных истин веры.Знать еще не значит делать!),здесь говорится,если я не ошибаюсь о начатках Святого Духа.О начале новой жизни.Но я не думаю,что развитие этих начатков зависит исключительно только от человеческого волевого содействия.Например,если младенец крещенный умер,возможно за него молиться в Церкви или,например,крещенный человек,но по какому то Божьему промыслу не раскрывший этот "дар Крещения" в дальнейшем жизни и умерший,дает возможность молиться о его спасении и просить содействия в этом Церкви,которая по своему праву молиться за своих крещенных чад.
Вы от всех справедливо хотите сознательного подхода,это безусловно правильно,но невозможно ставить эти условия категорически в принципе и препятствовать людям приходить креститься на основании их непросвещенности и углубления этого вопроса.Я знаю много людей,которые "кусали себе локти" от того,что не крестили своих близких и не могущие теперь просить молиться за них Церковь.
Знаю случаи,когда "крестили"детей просто потому что так принято в далеко неверующих семьях,и на удивление эти дети потом приводили в Церковь своих нерадивых родителей.
Да,к сознательным людям должен быть сознательный подход и выбирать крестных желательно достойных,но не нужно слишком сводить всю эту катехизацию как к некой панацее по преодолению безверия,нужно положиться на Господа.Тем более,если хотят крестить ребенка.Нужно учитывать многие моменты в этом непростом деле.
Простите!
42. Галина Старикова : 39. Игумен Игнатий
2010-12-03 в 14:16

Святой Иоанн Златоуст: “прежде ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда это известно? Слушай, что говорить Христос: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Матф. 18:10). Знай же, что каждый из верных имеет ангела, да и каждый из древних праведников имел ангела, как говорит Иаков: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих (Быт. 48:16).”[4]

Святой Амвросий: “Бог посылает своих ангелов для охранения и для вспомоществования тем, которым усвоено право па наследие обетованных благ в жизни будущей.”[5]

Святой Анастасий Синаит: “тем, которые сподобились крещения и возлетают на высоту добродетелей, даны от Бога ангелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении... В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть ангелы-хранители у всякого, кто верует в Него.”[6]
41. А. Рогозянский : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-03 в 10:39

Спаси Бог, о. Игнатий!
40. А. Рогозянский : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-03 в 10:38

Мысль о необходимости катехизации перед крещением - правильная. Вполне можно принять как руководство к действию, с тем, чтобы на приходах об этом по крайней мере думали и готовились соответствующим образом ко встрече с крещаемыми. Прочие рассуждения выглядят лишними и обременяющими тему. Возникло целое направление, говорящее, будто все беды - от недостатка оглашения и при обязательном оглашении произойдет взрыв, рехристианизация России и в Церкви все будут сознательные члены. Что является, мягко говоря, детскими снами.
Важно кроме того, чтобы из данного решения не сделали административной кампании, а за одним нововведением по инерции не пошли бы другие, менее обоснованные.
39. Игумен Игнатий : Галина Старикова: приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному ОТ СВЯТАГО КРЕЩЕНИЯ
2010-12-03 в 08:26

Я как бы знаком с этим текстом. Хотелось бы узнать кто из Отцов когда это говорил. У Свт. Василия, как я привел, об ангелах хранителях говорится в описании заботы Бога о людях ДО пришествия Христа.
38. Игумен Игнатий : Аноним : "учит в духе ереси «нравственного монизма"
2010-12-03 в 08:23

На Ваши нападки всерьез отвечать не хочу.
Я никогда не отрицал ни первородного повреждения, ни необходимости Крещения в принципе. Да и крещение младенцев в христианских семьях только приветствую.
А вот "то что Крещение не дарует автоматическое «спасение»" - вполне справедливо. Если Вы считаете что Таинства совершаются автоматически - то у меня сомнения в Вашей православности.
37. Блинов : Участь некрещенных
2010-12-03 в 07:36

Архимандрит Рафаил(Карелин) "Учение о спасении некрещеных младенцев – это только первый акт апокрифической мистерии. Если некрещеные младенцы спасаются, значит, крещение не является необходимым фактором для спасения, значит спасаются иноверцы, значит, можно спастись без Христа, на основе адогматической веры в некую высшую силу"
http://karelin-r.ru/...000/1508/index.html
и еще http://karelin-r.ru/...000/1521/index.html
Не все так однозначно, Отче, как вы говорите.

С ув. Дмитрий
36. Борис : О пользе
2010-12-03 в 02:32

Мне лично известно множество случаев исцеления ребенка после крещения,следствие чего становится укрепление в вере далеких от Церкви людей. Порой вслучае болезни младенца несут крестить даже мусульмане. Несут не к баптистам,не католикам ,а в православный храм. Разве это не торжество Православия! Крещение это таинство,ко ГОСПОДУ ИИСУСУ бежали целить тело,а получали исцеление души и тела. А пользе и доброте будет судить Господь. А плохо то что за крещение берут деньгии,причем не малые,за это строго взыщет ПРАВЕДНЫЙ СУДИЯ...и плохо что крестят неполным погружением или обливанием. На золото деньги есть, а на большую купель нет.
35. Галина Старикова : о том, что видела...
2010-12-03 в 01:46

Хотелось бы поделиться своими наблюдениями, несколько лет работала в церковной лавке. Вот покрестили младенца, семья невоцерковлена, крестные родители тоже. Но довольно много таких родителей (чаще родные, а не крестные) которые приносят своих грудняшек ко Причастию. Сами не воцерковляются пока, на службы не ходят, даже не интересуются верой абсолютно, но деток ко Причастию приносят регулярно! А на вопрос, что же ими движет, отвечают : чтоб не болел, ( а бывает и нередко, что "бабка" велела). Ну это уже с них спрос будет. Но малыш-то принимает Причастие! И потом народ наш православный совершенно убежден, что у Бога обителей много, но если некрещенному умершему младенцу там ни хорошо , ни плохо, то крещенный пребывает с Ангелами! А вот серьезно поговорить с крестными родителями , которые собираются стать восприемниками, совершенно необходимо, без человекоугодия сказать им правду о том, что им придется отвечать за своих крестных детей перед Богом, как научили их вере нашей Православной и о молитвенном долге перед своим крестником. Чаще всего после такого разговора, люди приобретают Закон Божий. Ну а дальше - все в руках Божиих. Гораздо большая проблема , на мой взгляд - это крещение взрослых, которые вообще никакого понятия не имеют о Православии, но хотят принять Святое Крещение по чисто мирским соображениям, чаще всего из-за болезни, или из-за сложных жизненных обстоятельств , они этого и не скрывают. И если один батюшка не соглашается их крестить, они, увы, легко находят другого. Вот это очень горько. Простите.
34. Аноним : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-03 в 01:18

О. Игнатий (Душеин), являющийся последователем А.И. Осипова, публикует на «Русской народной линии» материал «О том, что надо было сделать позавчера». В нем он учит в духе ереси «нравственного монизма» о том, что Крещение младенцев не является необходимым, и следует крестить в жизнь вечную только членов христианских семей.

На основании фальсифицированных цитат Святых отцов, в частности св. Максима Исповедника, о. Игнатий (Душеин) утверждает, что Крещение не дарует автоматическое «спасение», а в случае крещения младенцев благодать подается в священнодействии потенциально, в состоянии возможности. Из статьи выясняется, что крестить младенцев о. Игнатий (Душеин) считает не нужным вообще, поскольку отрицает учение о первородном грехе.

Тем самым, о. Игнатий (Душеин) не исповедует вместе с Православной Церковью, что через Таинство Крещения

даруется отпущение в прародительском грехе, и во всех других грехах, соделанных крещаемым. Во-вторых, крещающийся освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый, как за прирожденный грех, так и за собственные смертные грехи. В-третьих, крещение дарует блаженное бессмертие, ибо, освобождая людей от прежде бывших грехов, соделовает их храмами Божиими (Послание патриархов восточно-кафолическия церкви о православной вере 1723 г.)

Отрицая первородный грех и необходимость крещения младенце, последователь ереси А.И. Осипова подпадает под анафему, вынесенную в определении Карфагенского Собора 412 года, принятого на Трулльском соборе всей Православной Церковью:

Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: Единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако [смерть] во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5:12) подобает разумети не инако, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения.

http://antimodern.wo...02/heresy/#more-4062
33. : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-03 в 01:05

Дети, считал он, нуждаются в крещении не потому, что они согрешили лично, но потому, что они «согрешили в Адаме»[7].
Восточные святые Отцы так никогда не считали.

Это не так: Св. Феофан Затворник пишет: "Вот перифраз этого места (Рим. 5, 13-14) сделанный бл. Феофилактом согласно со всеми нашими толковниками - "Апостол хочет доказать, чтои не евшие от запрещенного плода и не согрешившие подобно Адаму по причине греха его также сочтены согрешившими и умерли..." (толк на Рим. М. 1996. с. 312)
Вообще создается впечатление, что автор статьи 1. отрицает первородный грех
2. отрицает необходимость крещения младенцев, в противность словам св. Григория Богослова: "У тебя есть младенец? — Не давай времени усилиться повреждению, пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу... Дай своему младенцу Троицу — сие великое и доброе хранилище" (Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 554.)
32. Галина Старикова : 24. Игумен Игнатий
2010-12-03 в 01:01

"Я правда не знаю где такое утверждение зафиксировано (в смысле об ангеле с момента крещения)." Молитва после канона Ангелу Хранителю : " Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному ОТ СВЯТАГО КРЕЩЕНИЯ..." простите , отче!
31. Леонид П. : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-03 в 00:46

30. Игумен Игнатий : Александр Д : мнение
2010-12-02 в 23:46

"Я думаю-креститься это значит родиться.Рождается человек слабым безпомощным,а потом созревает.Вы же хотите чтобы духовно мы рождались готовыми и правильными дайте сначало родиться то".
Как раз я за то, что бы новорожденного не бросали в урну с мусором а заботливо взращивали.

"И ведь заметьте Христос довольно таки гневно сказал:"Не мешайте детям приходить ко мне."
1. Так и нужно приводить их! Только действительно к Христу со всемы вытекающими, а не просто к купели без воспитания и духовного развития.
2. Не слышал что бы эта фраза была Св. Отцами и Церковью применяема к Крещению. Иначе практика Крещения младенцев была бы и в древней Церкви.
29. Игумен Игнатий : Пионер со стажем : а как же быть с 124 правилом Карфагенского Собора?
2010-12-02 в 23:38

Это один из анафематизмов против Пелагиан (Целестиниан). Они полагали, в частности, что новорожденное дитя находится в том же состоянии, в каком находился Адам до своего грехопадения. Надеюсь Вы не думаете что я с этим мог бы согласиться.

Применять эти анафематизмы для оправдания крещения детей в семьях людей, по тем же канонам считающихся отпавшими от Церкви - не совсем корректно.
28. Александр Д : мнение
2010-12-02 в 23:21

Батюшка вы же видите по коментариям не вызывает восторга у людей ваше преложение.Заметьте никто не против повышения уровня церковной грамотности отторжение вызывает Ваше желание применить административное давление.Я думаю-креститься это значит родиться.Рождается человек слабым безпомощным,а потом созревает.Вы же хотите чтобы духовно мы рождались готовыми и правильными дайте сначало родиться то.И ведь заметьте Христос довольно таки гневно сказал:"Не мешайте детям приходить ко мне."
27. Игумен Игнатий : Киевлянка
2010-12-02 в 23:18

«Например священник не знает влицо всю свою паству, многие ходят в разные храмы - где им брать справки ,что они воцерковлены?»
Когда он допускает людей к Причастию, он же это выясняет? Можно выяснить это и перед Крещением младенцев, если выработать критерии того, что мы понимаем под «воцерковлением».

«Чего действительно ве нужно - это отталкивать от церкви людей, тем более детей!, элементарная катехизационная беседа или хотя-бы раздача литературы о значении крещения, конечно необходимы».
Это как минимум. А вообще священник должен убедиться что совершенное им Таинство пойдет на пользу. Я не уверен, что покрестив младенца в нехристианской семье я оказываю ему добрую услугу.

«Осипов, кстати, сразу стушевуется когда его спрашивают, как же причащать детей».
Он советовал это делать родителям вместе с детьми. И правильно советовал.
26. Игумен Игнатий : Борис : Вы не допоняли
2010-12-02 в 23:11

"к тому же в воцерквленых семьях ребенок растет у СВЯТОЙ ЧАЩИ".
Я вел речь о нецерковных семьях.

"И последнее БЛАГОДАТЬ СВЯТАГО ДУХА полученная при крещении действует невидимо. Она обличает совесть человека,показывает Истинну и обличает грех и конечно же зашишает от действия невидимого зла.ДАРУЕМАЯ ПРИ КРЕЩЕНИИ БЛАГОДАТЬ действует в человеке КАК СИЛА БОЖЕСТВЕНОЙ ЛЮБВИ к немощному человеку".
Не сомневаюсь в Божественной Любви и действенности Благодати. Однако думаю что Бог одинаково любит и заботится и о тех младенцах кого покрестили и о тех кого не покрестили.
Спасение зависит от того, насколько сам человек в нем примет участие. И в этом смысле несознательное Крещение, не реализованное самим человеком или, если младенец - его церковной семьей, по моему убеждению остается непророщенным семенем.
25. Провинциал : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-02 в 23:11

13. Владимир Невярович

- Да, практика (или традиция) в России теперь такая. И ничего плохого в этом нет. Возможно, из-за ощущения неустойчивости нашей жизни, её недолговечности. Особенно в нынешнее время.
Но ведь смысл статьи в том, что это таинство должно быть воспринято не только младенцем, но и воцерковлённым наставником, при участии сознательно верующих родителей. Иначе вокруг купальни будут стоять созерцатели, ожидая магического представления.
Если родители имют хоть каплю веры, то должны ответственно искать крёстных, которые за младенца произносят очень важные слова.
24. Игумен Игнатий : Владимир Невярович : Ангел-Хранитель
2010-12-02 в 23:05

"каждому при Крещении даётся личный Ангел-Хранитель. И это положение - как я понимаю -своего рода аксиома".
Я понял о чем Вы. Я правда не знаю где такое утверждение зафиксировано (в смысле об ангеле с момента крещения).
Бог есть Свет, просвещающий всякого приходящего в мир. Думаю Его Промысел одинаково над всеми и всех призывает. Но это уже не совсем та тема.
23. Пионер со стажем : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-02 в 22:26

Отец Игнатий, а как же быть с 124 правилом Карфагенского Собора: "Определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго Адамова греха не заимствут ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо речено апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения."?
22. Киевлянка : полностью согласна с 14. Alexander
2010-12-02 в 22:25

То очем Вы говорите очень важно, но к сожалению, невыполнимо при данных условиях. Например священник не знает влицо всю свою паству, многие ходят в разные храмы - где им брать справки ,что они воцерковлены?
Чего действительно ве нужно - это отталкивать от церкви людей, тем более детей!, элементарная катехизационная беседа или хотя-бы раздача литературы о значении крещения, конечно необходимы.
У нас на приходах священники сразу заявляют: после причастия приходите на воцерковление и причастие тогда-то (очень действенный метод).
Осипов, кстати, сразу стушевуется когда его спрашивают, как же пичащать детей.
21. Димон Воркута : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-02 в 22:25

Полностью согласен с Игнатием, все аргументы приведённые им про крещение в младенческом возрасте легко усваиваются и подлежат осмыслению с первого раза. Написано нормальным человеческим языком.
20. Борис : Вы не допоняли
2010-12-02 в 22:23

1.без участия человека при его свободной воли спасение не возможно,но без крещения это не возможно вообще.2 людей бeз грехов нет ,но есть явное отречение от Христа. Итог:человек может не вести духовный образ жизни и умереть неожиданной мученической смертью,например терракт или дтп. и т.п. Или прославить ХРИСТА мученической за него смертью. Пример воин Евгений Родионов.к тому же в воцерквленых семьях ребенок растет у СВЯТОЙ ЧАЩИ. И последнее БЛАГОДАТЬ СВЯТАГО ДУХА полученная при крещении действует невидимо. Она обличает совесть человека,показывает Истинну и обличает грех и конечно же зашишает от действия невидимого зла.ДАРУЕМАЯ ПРИ КРЕЩЕНИИ БЛАГОДАТЬ действует в человеке КАК СИЛА БОЖЕСТВЕНОЙ ЛЮБВИ к немощному человеку.
19. Владимир Невярович : Ангел-Хранитель
2010-12-02 в 21:10

"Насчет того, что ангел хранитель появляется только с Крещения - спорный вопрос".
Простите, отче, речь шла не о изначальном появлении Ангелов Хранителей, которые были ещё до земного пришествия Христа(даже у отдельных народов и городов), а о том, что каждому при Крещении даётся личный Ангел-Хранитель.
И это положение - как я понимаю -своего рода аксиома.
18. Сергей : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-02 в 19:07

Совершенно прав игумен Игнатий. За всеми описанными в статье бедами стоят глубочайшие лень, эгоизм и ложь. Лень - нежеланье работать с людьми "возиться" с ними. Эгоизм - желанье сберечь свою "ауру", не вникая в душевное состояние людей. Ложь - утверждение какого-то "примата свободной воли", будто бы мы сотворены не людьми, а Ангелами и не зависим тут и там от соблазнов, воли других людей и проч. "Бог в помочь, Аллах кирим". - и плоды соответственные.
17. Игумен Игнатий : Владимир Невярович : "Православное Учение утверждает, что при Крещении каждому человеку дается Ангел Хранитель"
2010-12-02 в 18:49

Насчет того, что ангел хранитель появляется только с Крещения - спорный вопрос. Вот текст молитвы из Литургии Свт. Василия Великого:
"...не бо отвратился еси создания Твоего в конец, éже сотворил еси, Блаже, нижé забыл еси дéла рук Твоих. Но посетил еси многообрáзне, ради милосéрдия милости Твоея: пророки послал еси, сотворил еси силы святыми Твоими, в кóемждо роде благоугодившими Тебе: глаголал еси нам усты΄ раб Твоих пророков, предвозвещáя нам хотящее быти спасение: закон дал еси в помощь: ангелы поставил еси хранители. Егдá же прии΄де исполнение времен, глаголал еси нам Самéм Сыном Твоим, Имже и веки сотворил еси".
Т.е. ангелы хранители были и до пришествия Христа.
16. Игумен Игнатий : Александр Изгоев : "Зачем, с какой целью Вы отправили эту свою статью в РНЛ?"
2010-12-02 в 18:41

"1) Зачем, с какой целью Вы отправили эту свою статью в РНЛ?"
А чем плоха РНЛ? Почему бы нет?
"2) Почему именно сейчас, во время Рождественского поста?"
А разве пост стал закрытым временем для обсуждения насущных проблем церковной жизни?
15. Игумен Игнатий : Борис: "Крещаемый получает благодать Святаго Духа"
2010-12-02 в 18:38

Вы пишите: "крестить надо младенчесве. крещаемый получает благодать СВЯТАГО ДУХА которая начинает в нем действовать до самой смерти .если только человек сам от нее неотречется".
С точки зрения православной сотериологии очень легковесное заявление. Не видно в Вашем тезисе действия человеческой воли, вне которой спасение немыслимо.
Что значит "сам не отречется"? Деятельное нарушение заповедей является отречением? Неверие - является?
Мне кажется Вы предполагаете, что спасение дается автоматически без участие человека, так выходит.
14. Alexander : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-02 в 18:26

Статья хороша, спасибо автору.
Моё личное мнение о прочитанном:
Практика крещения детей у нас есть, и она присутствует давно.
Что улучшит реализация написанного в церкви или в обществе?
«Конечно, возрождение института крестных родителей было бы лучшим вариантом решения проблемы. Но, увы - реалии таковы, что это невозможно».
Если даже это не возможно, то как поможет церкви отказ крестить маленьких детей, и чем? Чем это будет полезно детям?
Исполнение написанного, приведёт только к конфликтам и отторжению невоцерковленных людей от церкви. Если и ужесточать практику крещения то это нужно делать медленно и постепенно с катехизации крестных и катехизация родителей.
В данный момент пренебрежение той традицией, которая сформирована в нашем обществе, (может быть она не лучшая, но уж точно не худшая) – далеко не главное, и делать этого не нужно. Как минимум не время.
13. Владимир Невярович : Трудно сказать, как лучше?
2010-12-02 в 17:17

Очень важную проблему поднимает уважаемый автор статьи, по сути, продолжая линию Алексея Ильича Осипова. Свт. Игнатий Брянчанинов писал: « Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли?» (Аскетические опыты. Т.1. С.391). Однако в России укоренилась практика раннего крещения младенцев, о чем легко может убедиться каждый, кто работал в архивах с Метрическими книгами православных приходов.
Кроме того, Православное Учение утверждает, что при Крещении каждому человеку дается Ангел Хранитель. Оттого-то родители и спешат поскорее покрестить младенца, дабы не оставить его без Небесной защиты
12. Александр Изгоев : 3.
2010-12-02 в 17:09

Благословите, отец Игнатий.

1) Зачем, с какой целью Вы отправили эту свою статью в РНЛ?
2) Почему именно сейчас, во время Рождественского поста?

В мiре и так не мирно...
11. Борис : мнение
2010-12-02 в 16:41

в нынешнее время.с таким количеством экстраведьм и прочей сатанинской нечести плюс уже отчетливо проявлющаяся тень сына погибели .крестить надо младенчесве. крещаемый получает благодать СВЯТАГО ДУХА которая начинает в нем действовать до самой смерти .если только человек сам от нее неотречется.
10. Игумен Игнатий : Блинов "какова участь некрещенных младенцев"
2010-12-02 в 16:11

Как я понимаю такой ответ у Святых Отцов уже есть:
http://www.pagez.ru/olb/182.php
9. Игумен Игнатий : Екатерине "Батюшка поинтересовался, почему сразу не покрестим младшего"
2010-12-02 в 16:07

Вы наверно меня неправильно поняли или невнимательно прочитали: я нигде не говорил о том, что не нужно крестить детей в христианских семьях.
8. Игумен Игнатий : Екатерине "Научить основам веры и благочестия можно"
2010-12-02 в 16:03

Т.е. можно и не научать? Вы сторонница пересмотра канонических правил?
То что вере научить невозможно - это понятно само собой. Но в данном случае это вопрос не относящийся к теме. Неверующего человека просто НЕЛЬЗЯ крестить в принципе. Разговор идет о тех, кто уверовал и хочет креститься, но не имеет научения.
7. Блинов : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-02 в 15:01

Для начала нужно понять - какова участь некрещенных младенцев. Все проблемы отсюда. Как только на этот вопрос будет дан однозначный ответ, все проблемы снимутся.
6. Екатерина : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-02 в 14:41

Вспомнила отношение к крещению одного батюшки (в Ново-Иерусалимском монастыре). Когда мы крестили старшего сына в 4 года, он уже знал хорошо Библию и очень хотел покреститься. Младшему на тот момент был год (покрестили его в 3). Батюшка поинтересовался, почему сразу не покрестим младшего, на что я ответила, что хочу, чтобы был постарше и помнил это событие. Батюшка дал понять, что все это неважно, главное, чтобы ребеночек рос в благодати Божией. В результате покрестили младшего в 3 года и умилялись, как он без единого каприза или слова простоял все таинство, с гордостью всем показывал своей крестик и не плакал, когда обливали водой.
Теперь я согласна с батюшкой, и если у меня еще будут дети, то крестить их буду, как можно раньше.
5. Екатерина : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-02 в 14:29

Научить основам веры и благочестия можно, но это не означает автоматически, что человек станет верующим и, тем более, воцерковленным. И человеку можно все объяснить, как устроено в церкви, прочитать ему Евангелие, а веры не будет.
У меня папа очень хорошо знает Евангелие и Библию(именно он впервые рассказывал мне об Иисусе Христе), но это не дало ему веры. Он очень агрессивно настроен к православной церкви. Еще перед глазами есть обратные примеры, когда воцерковленные люди оказывались по факту неверующими, а ходили в Храм, чтобы выполнить ритуал.
Вера дается Богом, а не людьми.
4. Игумен Игнатий : Екатерине: "меня крестила бабушка"
2010-12-02 в 14:00

Я не думаю что Ваш исключительный в опыт нужно делать правилом. Вы наверное и сами это понимаете.
А сколько крещеных но не наученных людей не пришли как Вы в храм, а стали сектантами, наркоманами, пьяницами, блудниками, самоубийцами?
Вы полагаете, что если бы их перед Крещением научили основам веры и благочестия, их участь была бы хуже?
Можно узнать, как Вы относитесь к словам Господа: "Идите научите все народы крестя их.."?
3. Игумен Игнатий : Провинциалу о повторном Крещении
2010-12-02 в 13:56

Совершенно с Вами согласен: нужны соборные решения по вопросам Вами поднятым.
2. Екатерина : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-02 в 12:49

Меня крестила бабушка, когда мне было 12 лет. Я практически ничего не знала о вере, очень мало про Иисуса Христа. Да и бабушка недалеко ушла. Родители были и есть атеисты. Бабушка надеялась, что я буду меньше болеть после этого. А после этого случились 90-е годы с их сериалами, натиском сект, извращенцев всех мастей, рекламы и т.д. Я считаю, что мне помогло устоять в эти годы и не упасть в духовную яму именно мое крещение. Бог дал мне благодать и буквально удерживал меня на грани. Спасибо Богу и моей бабушке за тот "магический поступок" по словам игумена. Если бы были такие суровые экзамены перед крещением, я думаю, бабушка не крестила бы меня.
И что же, Бог привел меня в церковь уже после рождения моих детей. Сейчас стараемся регулярно причащаться и ходить на службы.А родители и бабушка (дай Бог ей здоровья) до сих пор не верующие.
Мне кажется, крещение никому не помешает, даже детям полностью невоцерковленных родителей. Господь приведет этих детей к вере ему известными путями. Хотя батюшки могли бы разъяснять родителям основы веры,но уже после крещения, ведь раз привели детей в Храм, значит не все потеряно.
1. Провинциал : Re: О том, что надо было сделать позавчера
2010-12-02 в 11:57

Вопрос о крещении очень болезненный, и вызывает много споров. Благодаря аргументации уважаемого автора, многие получат нужные ответы.
Но есть и ещё иные вопросы, на которые люди ищут ответа. Например, о повторном крещении или дополнении к изначальному крещению.
Например, человек был крещён своей бабушкой, которая уже плохо помнит всё. Даже имя крещаемого. Что делать теперь, когда человек приходит к вере? Как себя именовать в венчании, в требах?
Уважаемый старец, например, рекомендовал повторное крещение.
Или ещё распространённый пример, когда человек был тайно крещён в годы гонений, при невоцерковленных крёстных и неизвестно как совершённым таинством. Некоторые священники рекомендуют дополнительное "докрещение", т.е. выполнения части таинства с сознательным участием крещаемого и чтением соответствующих молитв.
Правильно ли это? Необходимо соборное решение вопроса, поскольку все подобные случаи - последствия гонений на Церковь.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме