Память 14/27 ноября
На расстоянии примерно 17 километров севернее турецкого провинциального города Денизли на горной возвышенности высотою 350 метров находятся развалины античного города Иераполя Фригийского ( Иеараполиса или «Священного города»), связанного с именем святого апостола Филиппа. Он прововедовал и мученически скончался здесь ок.81-95 гг. во времена царствования римского императора Домициана.
Уже издали, подъезжая к этим местам, можно любоваться уникальным зрелищем: белоснежными травертиновыми террасами, представляющими собой налегающие друг на друга слои причудливых водоемов с известняковыми стенами (травертинами).
Длина травертинов составляет 2700 метров, а ширина - 300 (1, с.433). Местонахождение в Турции бывшего города Иераполя Фригийского в Малой Азии имеет ныне название Памуккале (Pamukkale), что в переводе с турецкого означает «хлопковая крепость». Руины города Иераполиса и Памуккале в 1988 году включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и стали туристическим и паломническим центром Турции.
Еще с древних времен эти места с потоками горячей воды, стекающими с горных склонов, и термальными источниками использовались как курортная местность, где приезжающие сюда люди исцеляли многие болезни.
Первые жилые постройки на месте Иераполиса появились еще во II тысячелетии до Р.Х. В 190 году до Р.Х. царь Пергам Евмен 2 построил здесь город и назвал его Иераполис (с гр. - «Священный город»). В 17 году до Р.Х. город пострадал от землетрясения, а через полвека наступил период его расцвета и он приобрел известность в римских аристократических кругах как целебный курорт. Античный бассейн Клеопатры появился после случившегося здесь в VII веке землетрясения, когда мраморные колоны падали в образованный природой водоем, который широко используется и в настоящее время.
Город Иераполь сыграл важную роль в распространении Христианства после того, как здесь мученически погиб один из 12 апостолов - святой Филипп. После этого события город стали называть «Святым городом», а в 395 году он перешел под управление Византии. Равноапостольный царь Константин сделал его столицей области Фригия и одновременно центром епископства. Возведенная здесь церковь во имя святого апотсла Филиппа стала одним из важных христианских мест в Малой Азии. Об этом свидетельствуют данные первых раскопок и картографического исследования, произведенного в этих местах известным немецким археологом и архитектором Карлом Хуманном (Karl Humann; 1839 -1896). Позже здесь работали ученые английского Археологического института(1954-1959 гг.), а также группа ученых Института Археологии Италии под руководством профессора Паола Верзоне.
Исследователям удалось восстановить карту Иераполя Фригийского III-IV веков (3), где ныне под номером 11 на ней значится «Мартирий святого Филиппа», располагавшийся в давние времена за пределами городских стен. Обнаруженные во время археологических раскопок артефакты города, выполненные из камня и мрамора, представлены ныне на выставке в музее Иераполиса. Согласно информации музея, мартириум (мартирий, мартирон) святого Филиппа в форме храма в IV веке был построен на месте гибели и захоронения святого апостола (2, с.11).
Апостол Филипп происходил из галилейского города Вифсаида и он проповедовал Евангелие сначала в Галилее, а позже - в Греции, где обратил ко Христу многих ее жителей. Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что Филипп был женат и имел дочерей. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. Во времена земной жизни апостола Филиппа существовали города Иераполь Сирийский и Иераполь Фригийский. Согласно «Жития святого апостола Филиппа»
святителя Дмитрия Ростовского апостол Филипп, после проповеди учения Христа в городе Азот, находившемся на восточном берегу Средиземного моря, прибыл в Иераполь Сирийский, где иудеи, подстрекаемые фарисеями, подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, которого они намеревались убить (5). Однако совершенные апостолом чудеса: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, вразумили иудеев. По преданию, многие из них раскаялись и приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом Иераполя, апостол Филипп отправился в Сирию, Малую Азию, Лидию, Миссию (Мизию) - всюду проповедуя Евангелие и везде претерпевая за это множество невзгод. Спутницей апостола Филиппа была его сестра Мариамна. По преданию, в этих местах к нему присоединился святой апостол Варфоломей, который в то время проповедовал в соседних городах и послан был от Бога на помощь Филиппу. Не раз их побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений. По преданию, в одном из Лидийских селений, они встретили святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь Фригийский, они проповедали среди его жителей учение Христа. В этом городе жил один слепой человек по имени Стахий. Святые апостолы силой молитвы просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив, Святые остановились в доме Стахия, о прозрении которого пронеслась молва во всем городе. К его дому стал собираться народ. Святые апостолы поучали всех стекавшихся к ним вере во Иисуса Христа. Сюда приносили и многих больных, и святые апостолы исцеляли их молитвой и изгоняли из них бесов. Большое число людей уверовало во Христа и крестилось. Во времена пребывания апостола Филиппа в Иерополе ему стало известно, что город был переполнен идолами, которым поклонялись его жители, посещавшие языческие храмы, в том числе и храм, посвященный змеям.
Апостол Филипп приблизился к храму с обитавшей в нем огромной ехидной и вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Силой молитвы Христовой апостол Филипп умертвил ее и исцелил многих укушенных змеями. После этого Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедования слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование.
Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства. В числе исцеленных в Иераполе была и жена правителя города Анфипата, принявшая Христианство. Узнав об этом, Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. Предание гласит, что за семь дней до кончины апостол Филипп в городе Иераполе предсказал свою смерть.
По наущению языческих жрецов правитель повелел распять святых апостолов. Как только палачи исполнили приказ Анфипата, началось землетрясение, и все присутствовавшие на судилище провалились в образовавшуюся в земле трещину.
Висевший головою вниз на кресте апостол Филипп молился о спасении язычников. Видя происходившее, иерапольцы уверовали во Христа и потребовали отмены казни. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив. Он крестил всех уверовавших и поставил им епископа.
Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, были спасены, скончался на кресте. Святая Мариамна, видевшая страдания и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с древа тело его и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа. Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого апостола Филиппа. По преданию, на том месте, где истекла кровь святого апостола Филиппа, произросла в три дня виноградная лоза.
Святой Варфоломей с Мариамной после погребения святого Филиппа пробыл несколько дней в Иераполе и, утвердив в вере Христовой вновь основанную церковь, удалился оттуда в Армению, в город Албан, где апостол Варфоломей принял мученическую кончину. Святая Мариамна направилась в Ликаонию и там, обратив многих к святой вере, мирно скончалась.
Мощи святого апостола Филиппа около 560 года были перенесены в Рим, где и ныне они почивают в церкви во имя святых славных и всехвальных двенадцати апостолов. (Chiesa dei SS. Dodici Apostoli; Piazza SS. Dodici Apostoli, 51). В нижнем храме этой церкви находится белая каменная гробница с мощами апостолов Филиппа и Иакова, брата Господня по плоти (4).
Одна рука святого апостола Филиппа хранилась в Константинополе в храме Богородицы Всенепорочной. Византийский император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда выдал ее, в 1167 году, в замужество за иерусалимского короля Амория. В 1204 году святыня эта перенесена была во Флоренцию.
Согласно информационным материалам Памуккале (2,с.11), на месте кончины святого апостола в IV веке был построен храм восьмиугольной формы размерами 20 х 20 метров. Ныне к руинам этого храма можно подняться по широкой лестнице. Руины можно обнаружить слева по направлению в сторону большого амфитеатра. Храм-мартирий имел центральное помещение, где якобы находилась могила святого апостола Филиппа, которая на сегодняшний день не обнаружена (1, с.438-439). При храме с деревянной крышей, покрытой свинцом (2.с.11), была терраса с несколькими помещениями, от которых остались только развалины стен.
Город Иераполь, окончательно перешедший под покровительство турок в 1210 году, неоднократно до этого подвергался разорениям и землетрясениям, а произошедшее в 1534 году сильное землетрясение окончательно разрушило город и расположенный рядом с ним мартирий святого апостола Филиппа.
На территории нынешнего заповедника Памуккале повсюду в сувенирных киосках паломники могут приобрести иконки с изображением святого апостола Филиппа. На территории самого мартирия можно встретить одиночных паломников-христиан. По данным информационного центра Памуккале, здесь уже несколько лет представители Армянской Апостольской Церкви отмечают день памяти святого апостола Филиппа, к ним присоединяются и верующие Православных Церквей.
Литература:
1.Mehling M. Knaurs Kulturfuhrer in Farbe Turkei.-Munchen:Droemer Knaur,1987.
2.The Apostle Philippe.- Pamukkale Introductory Bulletin, N 04. (Б.г.)
3. Pamukkale. Путеводитель. - UNESKO World Heritage. Listing Date of Inscription. 1988.
4. Спутник русского православного богомольца в Риме.
Описание римских священных мест и находящихся в них вселенских святынь. Cоставитель: архимандрит Дионисий (Валединский). Издание Русской Православной Церкви в Риме, 1912 г.
5. Свт. Дмитрий Ростовский. Житие святого апостола Филиппа.