Ведущая Нина Васильевна Карташева: Батюшка, я побывала у Вас в храме, и меня поразило, что все женщины одеты по старинному - это красиво, у всех длинные юбки, платки в роспуск, нечто старообрядческое в этом или нет?
Иг. Кирилл: Мы предпочитаем оперировать термином древнерусские традиции. Самоощущение человека, когда он одет скромно, целомудренно, соответственно молитве уставной, глубокой. Я считаю важным, чтобы было гармоничное сочетание внешнего и внутреннего. Форма бережет содержание. В Писании сказано: «Сие надлежит делать и того не оставлять».
Ведущая: Батюшка, многие русские мыслители считают, что русский апокалипсис начался со времен раскола, но в тоже время в Древлеправославной Церкви были потом и нестроения, почему-то именно там было много согласов, сект и прочих ответвлений. Было это потому, что они потеряли благодать, или древлеправославные сохранили благодать?
Иг. Кирилл: Вспомним А.И. Солженицына, который очень четко прослеживает взаимосвязь между трагическими событиями середины ХVII столетия и 1917 годом ХХ века, т.е. аукнулись в ХХ веке те трагические события, когда была нанесена большая рана нашему народу, его духовному телу, и произошел раскол. По некоторым данным, до трети жителей Московского государства не приняли реформы патриарха Никона, которые, кстати, квалифицируются «как крутая и поспешная ломка старой церковной обрядности» - такие слова звучали на Поместном Соборе 1971 года. К сожалению, не сохранили единства своих рядов те, кто не принял эти реформы. Многие посчитали, что катастрофа была настолько серьезной, что уже и священство пресеклось, соответственно, и таинства, что приближаются времена антихриста, нужно спасаться в уединенных местах. И, поскольку нет священства для богослужения, - стало быть, то, что можно отправлять мирянину, стали отправлять миряне, их выборные лица стали называться наставниками - вот это безпоповцы. А те, кто продолжал окормляться священниками, которые переходили из Синодальной Церкви, т.е. беглыми священниками - поповцы. Приверженцы старины разделились на две части - поповцев и безпоповцев. Безпоповцы тоже имели разные толки, порой в одной деревне были разные согласия. К настоящему времени уже нет такой пестроты. Среди безпоповцев известны четыре основных направления: поморцы, федосеевцы, часовенного согласия, еще и филипповцы - вот и все, что касается мира безпоповства. У старообрядцев-поповцев 2 основные организации: Старообрядческая Митрополия с центром на Рогожском кладбище, в Рогожском поселке и Древлеправославная Патриархия с центром до недавнего времени в г. Новозыбкове Брянской области, а сейчас у них кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы в Москве у Павелецкого вокзала. Это как у нас с Зарубежной Церковью - тоже не было единства, и разные катакомбные течения существуют.
Ведущая: Отец Павел Флоренский писал: «Низкий поклон старообрядцам за то, что они сохранили древнерусское пение знаменное, нотную грамоту русскую, старинный русский костюм, обряд, ну и, конечно, икону старинную». Когда я жила на Урале, там тоже были старообрядцы, и меня всегда поражало, какая чистота в их домах, какие там строгие женщины, все чисто и прекрасно, и красиво, и по-русски, и благочестиво. Но, все-таки, они какие-то уж очень обособленные, они как бы гнушаются нами, мне кажется, любви немножечко недостает - это не так?
Иг. Кирилл: Что касается пения. Знаменное пение - ангелоподобное. В нашем храме звучит именно знаменное пение. Такое пение очень настраивает на молитву, ведь оно, по сути, должно не слух услаждать, как об этом хорошо писал патриарх Алексий I, а питать душу, приводить ее к покаянию. Как раз для этой цели наиболее адекватно именно такое пение, которое вызывает покаянное чувство, а не плодит сентиментальность, какие-то эмоции.
Что касается иконы. Икона изображает не просто доброго человека, она изображает человека духовного, который совлекся греховной ветхости и преобразился. Поэтому краски и приемы живописного стиля тут не подходят. Они не могут отобразить реалии духовного мира, как это может сделать иконопись каноническая. Не случайно Стоглавый Собор 1551г. принял постановление писать иконы, как писал свою «Троицу» преподобный Андрей Рублев.
Что касается обособленности. Тут, наверное, есть какие-то крайности, хотя эта обособленность у старообрядцев, живущих, например, в Латинской Америке, помогла им сохранить свое лицо, свою специфику. Я это наблюдал, когда был недавно в Румынии, там большая старообрядческая диаспора. Даже если представители крайних направлений у безпоповцев не общаются в пище, держат отдельную посуду, то это не обязательно сопровождается какой-то злобой, раздражительностью, просто они держат дистанцию, чтобы не размывались границы, чтобы не растворяться в общей массе - вот такая подоплека.
Ведущая: Осуждают то, что бреют бороды мужчины, потому что это признак пола, и бритого мужчину, считают, что это никонианство.
Иг. Кирилл: Брадобритие искажает мужеский облик, на сей счет есть определенные церковные законоположения, это идет еще от Ветхого Завета, где сказано: «Не касайся края брады твоей». Есть и церковные правила на сей счет. Мужчина выглядит намного привлекательней со всех точек зрения, когда он носит присущую его полу растительность на лице.
Ведущая: А прп.Серафима Саровского старообрядцы не почитают?
Иг. Кирилл: О нем можно много говорить. Я вспоминаю поездку в Дивеево, когда благочинная монастыря нас с прихожанами долго не отпускала, просила спеть еще и еще по старым текстам. Есть несколько вариантов объяснения отношения к старцу Серафиму по вопросу, который мы сейчас затронули. Есть версии, что преувеличено его негативное отношение к древнему благочестию. Достаточно сказать, что в то время, когда он жил, а это конец XVIII - первая треть XIX века, - было немыслимо, чтобы инок ходил в древнерусской полумантии, с лестовкой и с огромным медным восьмиконечным крестом, которым мать его благословила. Поэтому есть основания предполагать, что он сочувствовал древнерусским формам благочестия. И даже подоплека гонений на него была в том, что он этому сочувствовал.
Ведущая: А почему же Старообрядческая Церковь не чтит его?
Иг. Кирилл: Он просто не был членом этой Церкви. Можно относиться к нему почтительно, но вопрос канонизации - это уже отдельный вопрос.
Ведущая спрашивает о соборе на Павелецкой.
Иг. Кирилл: Этот большой, красного кирпича храм был построен в начале прошлого века. Это главный храм Древлеправославной Патриархии, возглавляемой патриархом Александром (Калининым). Я учился с ним в духовных школах, он заканчивал наши московские Духовную семинарию и Духовную академию. Авдием тогда его звали. Запомнилось, как на уроке литургики нынешний архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона после каждой темы по своему предмету спрашивал этого ученика: «Авдий, а как у вас?». Помнится, как-то он сказал, что у нас Марией называют только Богородицу, а прочих жен - только Марьями. Такое вот различие, чтобы выделить Пресвятую Деву Марию.
Ведущая: Но все равно, какое-то несогласие все-таки остается, революцию они поддержали?
Иг. Кирилл: Здесь можно привести пример Саввы Морозова: он помогал революционерам, финансировал их, тут еще и любовная интрига переплетается с этим делом, но когда он стал отходить и разочаровываться в революционерах, тогда они его убрали, инсценировав самоубийство. По этому поводу было тщательное расследование у старообрядцев, и они на своем Соборе постановили его отпевать, а они очень строго к этому подходят. Помню, мне писал на эту тему отец Лев Лебедев. Он приводил примеры, что вот Гучков, например, один из деятелей Временного правительства, он ведь тоже был из этой среды. В то же время после 17 года очень пострадали старообрядцы, они ведь были зажиточными крестьянами, купцами. Как мы знаем, эти сословия очень пострадали, их раскулачивали, репрессировали. Так же известно, что в годы Гражданской войны полки Исуса, состоящие из старообрядцев, из казачества, а уральское, донское казачество, было сплошь из старообрядцев, тоже сражались с большевиками, так что тут нет однозначного ответа. Наверное, все-таки наложило свой отпечаток на то, что было финансирование некоторыми старообрядцами фабрикантами, заводчиками революционных затей то, что много гонений испытали до революции старообрядцы и это наложило отпечаток на их отношение к Царствующему Дому Романовых. Некий осадок у них был и, хотя они монархисты по своей сути, но гонения, особенно в эпоху Николая I, Петровскую эпоху, эти гонения наложили свой отпечаток на их отношение. Такова наша история со своими минусами и плюсами.
Вопрос слушателя: Как относится современная Православная Церковь к двуперстному крестному знамению?
Иг. Кирилл: Шел процесс постепенного пересмотра первоначально радикально негативного отношения к нашему древнерусскому наследию как к чему-то невежественному, искаженному. Можно такие вехи упомянуть: 1800 год, когда было учреждено единоверие при императоре Павле I и митрополите Платоне (Левшине), Московском и Коломенском. Он составил статьи о единоверии. Суть в том, что тем старообрядцам, которые возвращались в лоно официальной Церкви Великороссийской, как тогда говорили, им разрешалось практиковать привычные им обряды, традиции, но они принимали священство Православной Церкви и были в ведении Святейшего Правительствующего Синода. Их называли единоверцами. Православная Церковь находила, что при условии единства веры, некоторое разнообразие в обрядах допустимо, если обряд, т.е. внешний знак, символ отражают верно внутреннюю суть догмата или вероучительного постулата. Если правильно отражает, то это вполне допустимо. Вот таких приходов единоверческих было около 650 до революции, и несколько десятков монастырей. Первых епископов викарных для этих приходов рукоположил Святейший Патриарх Тихон. Среди них епископ Симон (Шлеев), который был канонизирован Зарубежной Церковью, а потом и наша Церковь признала его в лике святых. В этом году мы отмечали 210 лет единоверию, оно сейчас возрождается, есть несколько десятков приходов. Что касается вех на пути пересмотра радикально отрицательного отношения к древнерусскому наследию, то нужно упомянуть Поместный Собор нашей Церкви в 1917 году, избравший патриархом митрополита Тихона (Белавина). Было такое решение Собора, что если 4/5 прихожан какого-либо прихода желают, чтобы в их храме совершалось богослужение по старому чину, то Собор благословляет, равно как и наоборот, если какой-то приход единоверческий хочет перейти на общеупотребительный обряд, то тоже Собор благословляет. Но этот Собор 17-18 годов не успел принять решение, которое намечалось по снятию клятв со старых обрядов. Это было совершено Синодом митрополита Сергия в 1929 году, а утверждено Поместным Собором 1971 года. Клятвы были сняты «яко не бывшие» и были признаны равноспасительными и равночестными и старые и новые обряды. Православность старых обрядов, бывших в нашей Церкви при первых пяти патриархах, была признана несомненной. И Собор 1988 года, юбилейный Собор в год тысячелетия крещения Руси, тоже подтверждал это решение, так что не ставится под сомнение православность двуперстного крестного знамения. Очень много мы можем видеть икон с его изображением. Я видел лично в Софийском соборе, в храме святой Софии в Константинополе, мозаику 6 века - Спас, благословляющий двуперстно. А если говорят, что это благословляющая десница, а не крестное знамение, то тогда вспомним в соборе Василия Блаженного старинные иконы с изображением блаженного, крестящегося двуперстно. Или благоверную княгиню Анну Кашинскую, тоже так крестившуюся. Другое дело, что многие не знают, как нынешний патриарх говорил, что хотя Собор 1971 г. и решил «яко не бывшие» эти клятвы признать, но для многих из духовного сословия как-то не очень активно дошла эта информация. Получается, что сами эти решения для них «яко не бывшие». Просто нужно на эту тему больше просвещать, разъяснять.
Вопрос слушателя: По-вашему, князь Владимир крестил Русь тремя перстами или это потом было привнесено?
Иг. Кирилл: Отдельные подвижники благочестия, например, Паисий (Величковский), Феофан Затворник говорили нечто отрицательное по нашей теме. Но давайте вспомним, что у Православной Церкви есть иерархия авторитетов, что Собор является высшим авторитетным форумом, который подводит черту. И еще до революции, в 1885г. миссионерский съезд в Киеве, который был, по сути, Собором, принял решение признать порицательные выражения на старые русские обряды личным, частным мнением тех лиц, как бы они не были авторитетны, которые эти взгляды излагали. Съезд постановил упразднить эти порицания и не считать их общецерковной позицией. Такие формулировки звучат и в решениях Собора 1971 г. Поэтому будем апеллировать прежде всего к соборной позиции. Что касается двуперстия и других обрядов, то есть ряд книг, в которых достаточно аргументировано доказывается, что при крещении Руси, при князе Владимире, именно старая церковная обрядность была воспринята нами от греков, в т.ч. двуперстное крестное знамение. Об этом пишет Каптерев, профессор Московской духовной академии, в своей книге «Патриарх Никон и противники его реформы», и в двухтомнике «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович». Об этом пишет Голубинский, наш известный историк, «О нашей полемике со старообрядцами», об этом пишет наш современник Б.П. Кутузов в ряде своих книг. Профессор тогда еще Ленинградской духовной академии Успенский и др. В этих книгах приводятся многочисленные доказательства этой позиции на основании письменных и иконографических источников. Потом греки, которые дважды заключали унии с католиками (Лионская уния 1274 г. и особенно Фераро-Флорентийская 1439 г.), попали под турецкое владычество, пал Константинополь в 1453 году. Другие православные народы были завоеваны турками, и все они были под духовным возглавлением патриархов константинопольских - это болгары, румыны, албанцы и другие православные народы. Московское же государство оставалось свободным, и оно сохранило это наследие, русские люди были очень щепетильными в приверженности к внешним формам благочестия. Греки были вынуждены обращаться на запад, в католические типографии, учебные заведения для того, чтобы как-то выживать под турецким владычеством. И постепенно в их богослужебную практику входили изменения. Мы не можем точно сказать, когда это произошло. Это шло постепенно, по письменным источникам не просматривается - может, это было в XIV или в XV веке. Когда к нам приезжал патриарх Антиохийский Макарий, то его сын архидиакон Павел Алеппский эмоционально восклицал в описании этого путешествия, наблюдая благочестие русских людей: «У них, видимо, чугунные ноги», - писал он - «Их дети отстаивают многочасовые бдения». Когда он делился с отцом этими наблюдениями - тот говорил, что и мы были такими до турецкого завоевания. Так что ничего здесь сугубо нашего, русского, выдуманного, искусственного нет, просто мы хранили, и были к этому объективные предпосылки, то, что было воспринято при князе Владимире при крещении Руси.
Вопрос слушателя: Из-за чего весь сыр-бор был в никоновские времена? Значит, это признание неправоты никонианами, если обряды равнозначны. И еще вопрос - старообрядческие священники служат ли литургию, принимают ли участие в богослужениях у Гроба Господня?
Иг. Кирилл: Я не склонен к радикальным подходам, я считаю, что надо эволюционно эту ситуацию выправлять. Прежде всего, на мой взгляд, выразить сожаление по поводу имевших в прошлом место гонений на ревнителей древнего благочестия. Это сделала Зарубежная Церковь в 2000г. Она испросила прощение за гонение на старообрядцев. Нынешний наш патриарх на одном из Архиерейских Соборов говорил об этом решении Зарубежной Церкви. На мой взгляд, необходимо и нам к этому придти. Для того чтобы говорить о чем-то дальнейшем, нужно эти «завалы» устранить. Будет ли плодотворным такой подход: два соседа поссорились и один через некоторое время, похлопывая по плечу другого, говорит, давай, мол, дружить, забудем все, что было. Будет ли искренней их дружба и общение, если предварительно не будет высказано сожаление и испрошено прощение за то, что были эти гонения? Мне кажется, что это необходимо сделать, я надеюсь, что это произойдет и, наверное, оно должно быть обоюдным, тогда оно бывает более удобоваримым, более реалистичным. В конце концов, я думаю, что и старообрядцам есть о чем сожалеть и просить извинения, за какие-то резкие, грубые слова в адрес Православной Церкви. Что касается Святой Земли, то, в общем-то, нет официального служения старообрядческих иерархов здесь. Старообрядцы, конечно, совершали неоднократные паломничества. В начале прошлого века была группа старообрядческих епископов на Святой Земле, их любезно принимали восточные патриархи. Совсем недавно побывал на Святой Земле старообрядческий митрополит Корнилий. Была водружена лампада у Судных врат в ряду лампад других христианских конфессий. Служил он там молебен Страстям Господним, протопопу Аввакуму. Протопоп Аввакум причислен у них к лику святых, хотя его и упрекают в каких-то нечетких формулировках в отношении догмата Троицы, но старообрядцы отвечают, что он кровью все искупил, ведь он был сожжен в Великую пятницу в Пустоозерске.
Слушатель: Поделитесь Вашим мнением о ситуации в Боголюбском монастыре.
Иг. Кирилл: Это очередная волна против этого очага духовности, всегда можно найти какие-то зацепки. Как интерпретировать их и как их можно раздуть, мы знаем. Как это было совсем недавно, ведь подоплека потом выявилась, многое шито было белыми нитками. Это второй акт в том же духе. Надеюсь, что все эти наветы развеются.
Вопрос ведущей о возможности применения двуперстия в храмах Московского Патриархата.
Иг. Кирилл: Да, это возможно практически в любом храме Московского Патриархата, исходя уже из озвученных мною соборных решений. Сугубо единоверческих храмов в Москве три - у м. Таганская храм Николы в Студенцах, при храме Покрова у Рубцова, там где настоятель о. Иоанн Миролюбов, «Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции» и наш храм, хотя официально он не именуется единоверческим. У нас старообрядный приход Московского Патриархата. У нас практически нет бывших старообрядцев, наш контингент формируется из тех, кто стремится к более строгому, более полному богослужебному чину в лоне самой Православной Церкви.
Слушатель: «Есть мнение, что Киево-Печерские отцы лежат с тремя перстами, и что преподобный Сергий крестился троеперстием».
Иг. Кирилл: Есть споры по поводу мощей преподобного Ильи Муромца. То, что я видел на фотографиях, на иконах скорее напоминает двуперстие все-таки. Кстати, я недавно был в граде Муроме, там есть частица мощей этого подвижника благочестия. Благоверная княгиня Анна Кашинская, фактически современница преподобного Сергия, была деканонизирована. Был такой прецедент в нашей истории, когда ее, очень почитаемую подвижницу благочестия, просто деканонизировали. Потому что смущало четко выраженное двуперстое сложение ее пальцев в гробнице, где были ее мощи, и это все резко диссонировало с официальной позицией. Тогда просто решили ее официально не почитать, и лишь только в 1909 г. было ее второе прославление. Рассказывают, что когда была деканонизация, то даже пытались пальцы разгибать, сложить иначе, троеперстно. Было чудесное явление - они вновь слагались двуперстно. Тогда эти попытки оставили и просто вычеркнули ее из святцев. Но потом было второе прославление, и сейчас, я знаю, что Виктор, архиепископ Тверской и Кашинский, точнее не владыка сам, а прихожане православного кафедрального собора обратились к старообрядцам, поскольку это нами всеми почитаемая святая, - «давайте совместно мы займемся сбором пожертвований, чтобы устроить более приличествующую этой святой, ее честным мощам, раку». Споры идут, есть аргументы с обеих сторон, но я считаю, что больше оснований у тех, кто считает более древним двуперстие, для меня очень убедительны аргументы названных мною авторов и иконографические свидетельства.
Я не склонен к радикальным, резким высказываниям, оценкам, стараюсь очень дипломатично подходить. Давайте в вопросе о двуперстии остановимся на том, что нет оснований для сомнения в его православности. Вот мы возвышаем два перста - один преклоненный, средний палец, означает, что Христос преклонил небеса, сошел на землю, а указательный палец - что нас возвел на небо, вот такая символика двух перстов. И три перста здесь есть, мы налагаем, я имею ввиду тех, кто придерживается двуперстия, два перста на чело, потому что Христос, Сын Божий был распят на Кресте, а не Троица. А Троица символизируется в трех других сложенных перстах, потому что дело нашего спасения - дело Бога в Троице славимого. Отец благоволил послать Сына Своего на крестные страдания, Сын совершил наше спасение, пролил на Кресте свою Честную Кровь за наши грехи, искупил нас от греха, проклятия и смерти, а Дух Святый освящает нас, усвояет нам плоды искупительной жертвы Христовой. То и другое присутствует в троеперстии, но в другой комбинации пальцев. То же самое и в двуперстии, хотя, как мне кажется, более логично полагать два перста на чело, поскольку распялся именно Христос, а не вся Троица была распята. Хотя так не считают те, кто придерживается троеперстия, но все-таки двуперстие здесь более подходяще по форме, более глубоко и логично отражает эту истину троичности Божества и двух природ во Христе.
Вопрос слушателя: Насколько важно полное погружательное крещение?
Иг. Кирилл: Это очень важный момент. Сам Христос так крестился и древние иконы Богоявления изображают Христа Спасителя, пронизываемого водной стихией, а не так, как уже в позднейших изображениях на католический манер, где Спаситель стоит по щиколотку в воде и сверху поливает на Его голову воду Иоанн Креститель. Конечно, более подходяще первое, и само крещение, в переводе с греческого, как известно, означает «погружение». В книге Деяний описывается крещение слуги царицы эфиопской - оно было там, где было много воды, сказано, что оба сошли в воду. Тут недавно один ревнитель благочестия собрал около 130 свидетельств из церковных канонов, из святых отцов, Кирилла Иеросалимского, например, о том, что именно должно быть три погружения. Это не просто символ, который отображает истину о том, что мы соумираем со Христом и совоскресаем с ним через крещение, а это реально происходит, когда мы погружаемся подобно умершему, когда его погребают, в водной стихии и, выходя из нее, мы совоскресаем со Христом, реально происходит это совоскресение. Поэтому очень важно, чтобы те призывы Патриарха Алексия Второго, о том, чтобы строились баптистерии для крещения взрослых и крестились бы и младенцы и взрослые погружением, чтобы это поинтенсивнее входило в нашу церковную жизнь. Отрадно, что уже во многих московских храмах имеются баптистерии.
Слушатель: Грузия приняла христианство на 600 лет раньше и всегда там было троеперстное знамение, так что то, что двуперстие более древнее - это ошибка.
Иг. Кирилл: Есть другая версия, что с присоединением Грузии к Российской империи и, соответственно, с преобразованием автокефальной Грузинской Церкви в экзархат Русской Церкви (это произошла в начале XIX века) аналогичная реформа, как на Руси при Никоне, - замена книг старых новыми, произошло и в Грузии.
Я пессимистичен в отношении перспектив уврачевания этого раскола - уж слишком далеко поезд ушел, но, тем не менее, любой шаг в этом направлении желателен, а все в руках Божиих.
31. 666. Владимiръ
30. деду Паше
29. Лючии
28. диспансер
27. Павлику
26. Пэ Шахматову
25. 557. Павел Шахматов
24. Пэ Шахматову
23. Re: О древнем благочестии
22. Владим!ру