Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»

Святой праведный отец  Иоанн  Кронштадтский, Русская народная линия

Иоанн Кронштадтский / 20.11.2010

От редакции. Писатель Лев Толстой разработал и опубликовал в своих сочинениях религиозную систему пантеистического характера («Бога Творца нет; я - часть Бога»), имевшую, по словам прот. Иоанна Восторгова ряд противоречий («Он отрицает типографии и литературный труд, - и без конца пишет и печатает. Он отрицает теперь богатство, и живет во дворце, в сказочной роскоши, ни в чем не зная отказу. Он отвергает деньги, - и получает их и тратит их сотни тысяч. Он отрицает науку, - и напускает на себя вид учености, изучая, сравнивая тексты Евангелия... он отрицает медицину, - и держит вокруг докторов, щупающих ежечасно пульс... Он проповедует о любви, о любви и любви, и пишет слова, полные ненависти к Церкви, к России, к власти, изображает в своих произведениях, и царей, и архиереев, начальствующих лиц в таком виде, что возбуждает к ним чувства одной злобы; он твердит о любви, - и никому из своих богатств не дает и не давал ни гроша. Оправдание этой жестокости полно несказанного и отталкивающего лицемерия: имения, права литературной собственности и проч. принадлежат-де не ему, а жене... После своего призыва ко всем прекратить брачное общение, он, имея за 60 лет роду, и сам имел сына... Он говорит о «воле Божией», и проповедует Бога безличного и бессознательного у которого по этому самому и воли быть не может». Прот. Иоанн Восторгов. Знамения времен. Речь 19 окт. 1908 г.).

Толстой стал резко критиковать, хулить Священное Писание и Православную Церковь, за что 20-22 февраля 1901 года определением Святейшего Синода № 557 был отлучен от общения с нею. Толстой отвергал учение о божественности Христа, догматы о троичности Божества, об искуплении, о непорочном зачатии и воскресении из мертвых. Вслед за отвержением главных догматов писатель подвергает критике все учение Церкви: о сотворении мира, о мире духовном...

В «Ответе Синоду» (1901) Толстой писал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо». «Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю грубым... колдовством». В «Обращении к духовенству» (1902) Толстой писал: «...Есть ли в христианском мире книга, наделавшая больше вреда людям, чем эта ужасная книга, называемая «Священной историей Ветхого и Нового завета»?

Отец Иоанн Кронштадтский обличал Толстого в проповедях, им также было написано более 20 статей в защиту православного вероучения, среди них «Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству» (СПб.,1903), «О душепагубном еретичестве графа Л. Н. Толстого» (СПб., 1907, 4-е изд.), «В обличение лжеучения графа Л.Толстого. Из дневника» (СПб., 1910).

Отец Иоанн Кронштадтский критиковал Толстого, в частности, за то, что последний «извратил весь смысл христианства», «задался целью... всех отвести от веры в Бога и от Церкви», «глумится над Священным Писанием», «хохотом сатанинским насмехается над Церковью», «погибает вместе с последователями». Считал, что учение Толстого усилило «развращение нравов» общества, что его писаниями «отравлено множество юношей и девиц», что толстовцы «ниспровергают Россию и готовят ей политическую гибель».

Кронштадтский пастырь предсказывал ему «лютую» смерть: «Смерть грешника люта. И смерть его - Толстого - будет страхом для всего мира. (Конечно, это скроют родные.)» - писал о. Иоанн Кронштадтский в дневнике 1907-1908 года.

* * *

Русские люди!

Хочу я вам показать безбожную личность Льва Толстого, по последнему его сочинению, изданному за границей, озаглавленному: «Обращение к духовенству», то есть вообще к православному, католическому, протестантскому и англиканскому,- что видно из самого начала его сочинения. Не удивляйтесь моему намерению: странно было бы, если бы я, прочитав это сочинение, не захотел сказать своего слова в защиту веры христианской, которую он так злобно, несправедливо поносит вместе с духовенством всех христианских вероисповеданий. В настоящее время необходимо сказать это слово и представить наглядно эту безбожную личность, потому что весьма многие не знают ужасного богохульства Толстого, а знают его лишь как талантливого писателя по прежним его сочинениям: «Война и мир», «Анна Каренина» и пр. Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения. Я не преувеличиваю. У меня в руках это сочинение, и вот вкратце его содержание. С привычною развязностью писателя, с крайним самообольщением и высоко поднятою головою Лев Толстой обращается к духовенству всех вероисповеданий и ставит его пред своим судейским трибуналом, представляя себя их судьею. Тут сейчас же узнаешь Толстого, как по когтям льва. Но в чем же он обличает пастырей христианских церквей и за что осуждает?

В том, что представители этих христианских исповеданий принимают, как выражение точной христианской истины, Никейский символ веры, которого Толстой не признает и в который не верит, как несогласный с его безбожием. Потом обличает пастырей в том, что предшественники их преподавали эту истину преимущественно насилием (наоборот, христиан всячески гнали и насиловали язычники и иудеи, откуда и явилось множество мучеников) и даже предписывали эту истину (канцелярский слог) и казнили тех, которые не принимали ее (никогда не бывало этого с православным духовенством). Далее Толстой в скобках пишет: миллионы и миллионы людей замучены, убиты, сожжены за то, что не хотели принять ее (попутно достается и православному духовенству).

В словах Толстого очевидна явная клевета и совершенное незнание истории христианской Церкви. Слушайте дальше фальшивое словоизвержение его: средство это (то есть принуждение к принятию христианской веры пытками) с течением времени стало менее употребляться и употребляется теперь из всех христианских стран (кажется) в одной только России. Поднялась же рука Толстого написать такую гнусную клевету на Россию, на ее правительство!.. Да если бы это была правда, тогда Лев Толстой давно бы был казнен или повешен за свое безбожие, за хулу на Бога, на Церковь, за свои злонамеренные писания, за соблазн десятков тысяч русского юношества, за десятки тысяч духоборов, им совращенных, обманутых, загубленных.

Между тем Толстой живет барином в своей Ясной Поляне и гуляет на полной свободе. Далее Толстой нападает на духовенство, знаете ли, за что? За то, что оно внушает церковное учение людям в том состоянии, в котором они не могут (будто бы) обсудить того, что им передается: тут он разумеет совершенно необразованных рабочих, не имеющих времени думать (а на что праздники и обстоятельные внебогослу-жебные изъяснительные беседы пастырей Церкви?), и, главное, детей, которые принимают без разбора и навсегда запечатлевают в своей памяти то, что им передается. Как будто дети не должны принимать на веру слово истины.

Слушайте, слушайте, православные, что заповедуют духовенству всех стран русский Лев: он пресерьезно и самоуверенно утверждает, что необразованных, особенно рабочих и детей, не должно учить вере в Бога, в Церковь, в таинства, в воскресение, в будущую жизнь, не должно учить молиться, ибо все это, по Толстому, есть нелепость и потому, что они не могут обсудить того, что им преподается, как будто у них нет смысла и восприимчивости, между тем как Господь из уст младенец и ссущих совершает хвалу Самому величию и благости; утаивает от премудрых и разумных Свою премудрость и открывает ее младенцам (Мф. 11, 25); и от гордеца Толстого утаил Свою премудрость и открыл ее простым, неученым людям, каковы были апостолы и каковы нынешние простые и неученые или малоученые люди,- да не похвалится никакая плоть, никакой человек пред Богом (I Кор. 1, 29).

Толстой хочет обратить в дикарей и безбожников всех: и детей и простой народ, ибо и сам сделался совершенным дикарем относительно веры и Церкви, по своему невоспитанию с юности в вере и благочестии. Думаю, что если бы Толстому с юности настоящим образом вложено было в ум и в сердце христианское учение, которое внушается всем с самого раннего возраста,- то из него не вышел бы такой дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю. Невоспитанность Толстого с юности и его рассеянная праздная, с похождениями, жизнь в лета юности,- как это видно из собственного его описания своей жизни в его псевдониме,- были главной причиной его радикального безбожия,- знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь, а отлучение его от Церкви Святейшим Синодом озлобило его до крайней степени, оскорбив его графское писательское самолюбие, помрачив его мирскую славу.

Отсюда проистекла его беззастенчивая, наивная, злая клевета на все вообще духовенство и на веру христианскую, на Церковь, на все священное богодухновенное Писание. Своими богохульными сочинениями Толстой хочет не менее, если еще не более, как апокалипсический дракон, отвергнуть третью часть звезд небесных, то есть целую треть христиан -особенно интеллигентных людей и частию простого народа. О, если бы он верил слову Спасителя, Который говорит в Евангелии: кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской (Мф. 18, 6). Пойдем дальше в глубину толстовской мнимой мудрости. Горе, сказано в Писании, тем, которые мудры в самих себе и пред собою разумны. Толстой считает себя мудрее и правдивее всех, даже священных писателей, умудренных Духом Святым, Св. Писание признает за сказку и поносит духовенство всех исповеданий христианских за преподавание священной истории Ветхого и Нового Завета, почитая за вымысел сказание о сотворении Богом мира и человека, о добре и зле, о Боге, - высмеивает все священное бытописание и первый завет Божий человеку о соблюдении заповеди, исполнение которой должно было утвердить волю первочеловеков в послушании Творцу Своему и навсегда увековечить их союз с Богом, блаженное состояние и бессмертие даже по телу; вообще извращает и высмеивает всю дальнейшую священную историю, не принимая на веру ни одного сказания.

Так, например, он говорит, что Бог, покровительствуя Аврааму и его потомкам, совершает в пользу его и его потомства самые неестественные (!) дела, называемые чудесами (Толстой не вериг в них), и самые страшные (!) жестокости (это Бог-то, милостивый, человеколюбивый и долготерпеливый), так что вся история эта, за исключением наивных, иногда невинных, часто же безнравственных сказок (!), вся история эта, начиная с казней, посланных Моисеем (не им, а Богом, праведным и долготерпеливым), и убийства Ангелом всех первенцев их до огня, попалившего 250 заговорщиков, и провалившихся под землю Корея, Дафана и Авирона, и погибели в несколько минут 14 000 человек, и до распиливаемых пилами врагов (выходит, что слышал звон, да не знает, где он: известно, что царь Манассий, беззаконный царь Иудейский, велел перепилить надвое пророка Исайю за его пророчество), и казненных Ильей (пророком), улетевшим (!) на небо (не улетевшим, а вознесенным как бы на небо Божиим повелением на колеснице огненной, конями огненными), не согласных с ним жрецов и Елисея, проклявшего смеявшихся над ним мальчиков, разорванных и съеденных за это двумя медведицами; вся история эта есть (по Толстому) ряд чудесных событий и страшных злодеяний (Толстой, отвергая личного святого и праведного Бога, отвергает и его правосудие), совершаемых еврейским народом, его предводителями и Самим Богом (!). Вот вам воочию безбожие и хула Толстого на праведного, многомилостивого и долготерпеливого Бога нашего!

Но это только цветочки, и ягодки впереди. Слушайте дальше, что говорит Толстой о Новом Завете, то есть Евангелии. Вы, - упрекает он духовенство всех вероисповеданий, - передаете детям и темным людям (только детям и темным людям, а не всем интеллигентным?) историю Нового Завета в таком толковании, при котором главное значение Нового Завета заключается не в нравственном учении, не в Нагорной проповеди, а в согласовании Евангелия с историей Ветхого Завета, в исполнении пророчеств и в чудесах (и то и другое и все содержание преподается: Толстой не знает, что говорит, или намеренно извращает истину); далее Толстой в насмешливом тоне говорит - о явлении чудесной звезды по Рождестве Спасителя, о пении Ангелов, о разговоре с дьяволом (в которого не верит, хотя он его истый отец, ибо сказано: «В отца вашего дьявола есте»; Мф. 8, 44), о претворении воды в вино, хождении Господа по водам, о чудесных исцелениях, воскресении мертвых, о воскресении Самого Господа и вознесении Его на небо.

Наконец, Лев Толстой договорился до того, что священные книги Ветхого Завета не удостаивает даже названия сказки, а называет их «самыми вредными книгами в христианском мире, ужасною книгою». При этом невольно восклицаем: о, как ты сам ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны, отверзший уста свои на хуление богодухновенного писания Ветхого и Нового Завета, составляющего святыню и неоцененное сокровище всего христианского мира!! Да неужели ты думаешь, что кто-либо из людей с умом и совестью поверит твоим безумным словам, зная с юности, что книги Ветхого и Нового Завета имеют в самих себе печать боговдохновенности?

Да, мы утверждаем, что книги Ветхого и Нового Завета - самая достоверная истина и первое необходимое основное знание для духовной жизни христианина, а потому с них и начинается обучение детей всякого звания и состояния и самих царских детей. Видно, только один Лев Толстой не с того начал, а оттого и дошел до такой дикости и хулы на Бога и Творца своего и воспитательницу его Мать - Церковь Божию.

 * * *

Слушайте, что далее Толстой говорит о себе, конечно, а не о ком-либо другом, потому что ни к кому не применимо то, что он разглагольствует. В живой организм нельзя вложить чуждое ему вещество - без того, чтобы организм этот не пострадал от усилия освободиться от вложенного в него чуждого вещества и иногда не погибал бы в этих усилиях. Несчастный Толстой: он едва не погибал в усилиях сделаться богоотступником и все-таки достиг погибели своей, сделавшись окончательно вероотступником. Слушайте далее нелепость его, чтобы убедиться, что Толстой в своей злобе на веру и Церковь клевещет на нее, отпадая влиянию сатаны. Вот его слова! «Какой страшный вред должны производить в уме человека те чуждые и современному знанию, и здравому смыслу, и нравственному чувству изложения учения по Ветхому и Новому Завету, внушаемые ему, в то время когда он не может обсудить» (на это есть вера, как доверие истине). На это отвечаю.

Мы все с детства знаем историю Ветхого и Нового Завета и получили от изучения их самое всеоживляющее, спасительное знание и высокое религиозное наслаждение. Толстой же, по своему лукавству и увлечению безбожными немецкими и французскими писателями, этого не мог испытать, ибо от дерзкого ума его Господь утаил Свою чистую премудрость. Толстой подчиняет бесконечный разум Божий своему слепому и гордому уму и решительно не хочет верить, как в невозможное дело, в сотворение мира из ничего, во всемирный потом, в ковчег Ноев, в Троицу, в грехопадение Адама (значит, и в нужду всеискупительной жертвы), в непорочное зачатие, в чудеса Христа и утверждает, что для верующего во все сказанное требование разума уже необязательно и такой человек не может быть уверенным ни в какой истине.

«Если возможна Троица, - продолжает глумиться Толстой, - непорочное зачатие и искупление рода человеческого кровью Христа, то все возможно, и требования разума необязательны.- Слышите, христиане, как Толстой разум свой слепой ставит выше Бога, и поелику он, Толстой, не может разуметь высочайшей тайны Божества - Троичности Лицами и единства по существу, то считает невозможным бытие самой Троицы и искупление падшего рода человеческого кровью Иисуса Христа. - Забейте клин, - говорит он, - между половицами закрома; сколько бы не сыпали в такой закром зерна, оно не удержится. Точно так же и в голове, в которой вбит клин Троицы, или Бога, сделавшегося человеком и Своим страданием искупившего род человеческий и потом опять улетевшего (какое искажение Св. Писания!) на небо, не может уже удержаться никакое разумное, твердое жизнеописание». Отвечаю: Толстой точно вбил себе клин в голову - гордое неверие - и оттого впал в совершенную бессмыслицу относительно веры и действительного жизнепонимания, и всю жизнь поставил вверх дном. Вообще Толстой твердо верит в непогрешимость своего разума, а религиозные истины, открытые людям Самим Богом, называет бессмысленными и противоречивыми положениями, а те, которые приняли их умом и сердцем, будто бы люди больные. (Не болен ли сам Толстой, не принимающий их?)

Все сочинение Толстого «Обращение к духовенству» наполнено самою бесстыдною ложью, к какой способен человек, порвавший связь с правдою и истиной. Везде из ложных положений выводятся ложные посылки и самые нелепые заключения. Автор задался целью всех совратить с пути истины, всех отвести от веры в Бога и от Церкви; старается всех развратить и ввести в погибель; это очевидно из всего настоящего сочинения его. На все отдельные мысли Толстого отвечать не стоит - так они явно нелепы, богохульны и нетерпимы для христианского чувства и слуха; так они противоречивы и бьют сами себя,- окончательно убили душу самого Льва Толстого и сделали для него совершенно невозможным обращение к свету истины.

«Не отвещай безумному ли безумию его, говорит премудрый Соломон, да не подобен ему будеши» (Притч. Солом. 26, 4). И действительно, если отвечать Толстому по безумию его, на все его бессмысленные хулы, то сам уподобишься ему и заразишься от него тлетворным смрадом. «Не отвещай безумному по безумию его, продолжает Соломон, в другом смысле, да не явится мудр у себе» (5 ст.). И я ответил безумному по безумию его, чтоб он не показался в глазах своих мудрым пред собою, но действительным безумцем. Разве не безумие отвергать личного, всеблагого - премудрого, праведного, вечного всемогущего Творца, единого по существу и троичного в лицах, когда в самой душе человеческой, в ее едином существе, находятся три равные силы: ум, сердце и воля, по образу трех лиц Божества? Разве человечество не уважает в числах - число три более всех чисел, то есть по самой природе своей чтит Троицу, создавшую тварь? Разве человечество не чувствует своего падения и крайней нужды в искуплении и Искупителе! Разве Бог не есть Бог чудес и самое существование мира разве не есть величайшее чудо? Разве человечество не верует в происхождение свое от одного праотца? Разве оно не верует в потоп! Разве не верит в ад, в воздаяние по делам, в блаженство праведных, хотя не все по откровению слова Божия? Разве Толстому не жестоко идти против рожна? Можно ли разглагольствовать с Толстым, отвергающим Альфу и Омегу - начало и конец? Как говорить серьезно с человеком, который не верит, что А есть А, Б есть Б? Не стоит отвечать безумному по безумию его.

Главная, магистральная ошибка Льва Толстого заключается в том, что он, считая Нагорную проповедь Христа и слово Его о непротивлении злу,- превратно им истолкованное,- за исходную точку своего сочинения, вовсе не понял ни Нагорной проповеди, ни заповеди о нищете духовной, нужде смирения и покаяния, которые суть основание христианской жизни, а Толстой возгордился, как сатана, и не признает нужды покаяния и какими-то своими силами надеется достигнуть совершенства без Христа и благодати Его, без веры в искупительные Его страдания и смерть, а под непротивлением злу разумеет потворство всякому злу - по существу, непротивление греху, или поблажку греху и страстям человеческим, и пролагает торную дорогу всякому беззаконию, и таким образом делается величайшим пособником дьяволу, губящему род человеческий, и самым отъявленным противником Христу. Вместо того чтобы скорбеть и сокрушаться о грехах своих и людских, Толстой мечтает о себе как о совершенном человеке или сверхчеловеке, как мечтал известный сумасшедший Ницше; между тем как что в людях высоко, то есть мерзость пред Богом.

Первым словом Спасителя грешным людям была заповедь о покаянии. «Оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближити бо ся царство небесное»; а Толстой говорит не кайтесь,- покаяние есть малодушие, нелепость, мы без покаяния, без Христа, своим разумом достигнем совершенства да и достигли, говорит: посмотри на прогресс человеческого разума, человеческих познаний, литературы романтической, исторической, философской, разных изобретений, фабричных изделий, железных дорог, телеграфов, телефонов, фонографов, граммофонов, аэростатов. Для Толстого нет высшего духовного совершенства в смысле достижения христианских добродетелей - простоты, смирения, чистоты сердечной, целомудрия, молитвы, покаяния, веры, надежды, любви в христианском смысле; христианского подвига он не признает; над святостью и святыми смеется - сам себя он обожает, себе поклоняется, как кумиру, как сверхчеловеку; я, и никто кроме меня, мечтает Толстой. Вы все заблуждаетесь; я открыл истину и учу всех людей истине! Евангелие, по Толстому, - вымысел и сказка. Ну, кто же, православные, кто такой Лев Толстой?

Это Лев рыкающий, ищущий, кого поглотить. И скольких он поглотил чрез свои льстивые листки! Берегитесь его.

Протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 31

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

31. Провинциал : Re: Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»
2010-11-23 в 09:40

Л.Толстой: "Я действительно отрёкся от Церкви, перестал исполнять её обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей…

То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо."

Ныне "учение" Толстого достали из сундука.
30. А.В.Шахматов : ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРАВА!
2010-11-23 в 01:02

Ну, вот,полностью открылись русофобы,со своими глупыми ярлыками,которые начались с раскола Церкви,в 17 веке.Зато можно посмеяться над детскими разговорчиками.Слава Богу,что я подлинно русский и истинно православный,то есть не из интернационального оравы!
29. lucia : Бибиков Н.Г.
2010-11-23 в 00:37

Я помню первое появление "Шахматова". Стиль и смысл были такие же. Потом его много лет никто не замечал. И вот - кто-то среагировал. Пустое. Он просто громкоговоритель.
28. Бибиков Н.Г. : Авторам комментов
2010-11-23 в 00:14

Вообще то" А.В. Шахматов " - безымянный секретарь певца.Вряд ли известный исполнитель будет тратить время на намеренное искажение фамилий оппонентов(неоднократное),накреивание ярлыков - "комуняка", "баба", "красный" и тому подобное.Так что поберегите силы, может САМ снизойдет до нас,убогих. Но вполне возможно,что тон обращения с простым людом не изменится.
27. Аноним : Re: Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»
2010-11-23 в 00:09

"Шахматов" умеет разговаривать вежливо. Он намеренно всех оскорбляет своим тявканьем.
26. Провинциал : Re: Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»
2010-11-22 в 22:11

25. Владимир Невярович

- Согласен. Коротко и ёмко. Так и нужно относиться к нему. Он сам себе страшную трагедию устроил, коей и описать при жизни не мог.
25. Владимир Невярович : Царь Николай II о Толстом
2010-11-22 в 19:28

Государь Николай II, узнав о смерти Толстого, тем не менее, сказал: "Умер великий русский художник, а там Бог ему судия".
24. Кочетков Андрей : Шахматову
2010-11-22 в 17:58

Мистер Шахматов. Я настоятельно советую Вам не искажать грамматическими ошибками мою фамилию. Многие из моих предков, от коих мне перешла фамилия, потерпели и были расстреляны безбожниками в то время, когда Ваши пращуры начинали новую жизнь зарубежом. Что касается страусов, то просто процитирую Ваш гениальный спич: "Начиная с патриарха Никона (который был мордвин) не русские захватили контроль над РПЦ и по сей день это продолжается. Поэтому не удивительно,что у вас такое отношение к гению Русской земли,Л.Н.Толстому"
Это звучит также нелепо, как, если бы Вы назвали покойного князя Багратиона великим грузинским полководцем.
23. Александр Изгоев : Андрею Ушакову aka А.В. Шахматову
2010-11-22 в 17:36

Андрей, перечитайте пост №12 или еще раз попробуйте залезть на дуб (если найдете) и рухнуть с него.

Кстати, и где же, позвольте Вас спросить, Ваша древлеправославная церковь-то? Одно название.
И вообще, что Вы тут, на РНЛ, забыли со своим древлеправославием? Промывайте-ка лучше мозги...тому же Максиму и его учите уму-разуму, напитывайте ЕГО своим толстовским духом. А нас - увольте!

Вам Наша Церковь - не Мать? Не Мать! Ну так, значит, и НАШ Бог вам НЕ ОТЕЦ!
Или вам как-нибудь попонятнее объяснить?
Хватит с нас разделений! А тут еще и Вы в свою дуду нам симфонии свои толстовские будете распевать...

Это всё говорит вам не кто-нибудь, а один из тех самых "НЕХРИСТИАН", коим Вы не друг и не враг а...так... с боку припёку...

Христианин тоже мне нашелся...липовый. Цветочный, одним словом. Из семейства лютиковых...
22. А.В.Шахматов : ДОЛГО ДУМАЛ АНДРЕЙ?
2010-11-22 в 17:00

Что-то Качетков хотел сказать? Он был святым,а не раскольником Никоном.После вашего глупого заявления-пусть будет земляком страус,чем вы!
21. Провинциал : Re: Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»
2010-11-22 в 16:59

19. А.В.Шахматов

- Прошу прощения, уважаемый Александр Васильевич, ежели ненароком вас запугал. Не пойму чем. Неужто китайскими старообрядцами? Русских, как я понял из ваших слов, не бывает.
Считаете вы их христианами или нет - сути не меняет. Поскольку оные считают упомянутого графа Толстого "антихристом".
Напрасны также ваши опасения насчет "нелюбви" русских к великому писателю. Напротив, большинство таковым его и почитает (великим), не вдаваясь в религиозные "тонкости". Даже несмотря на то, что его, возможно, и не читали.

Не подумайте, кстати, что это я на вас засаду устраиваю! Тем более, что наслышан о вашей храбрости.
20. Кочетков Андрей : Re: Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»
2010-11-22 в 16:32

А Святой Пафнутий Боровский был природным татарином. И что?
Стыдно, Шахматов! Несмотря на то, что Вашими земляками являются страусы, никто не перестал называть Вас русским певцом.:)
19. А.В.Шахматов : НЕ ПЕРЕДЕРГИВАТЬ...
2010-11-22 в 15:51

Провинциал,не передергивайте,я всегда говорю,что Толстой пал в ересь,но речь идёт о ныне живущих,как в них засела ненависть к русскому писателю,назвать русофобами-это мало.И для меня "старообрядцы" и "новообрядцы" не христиане,так как я русский и древлеправославный! Ваши запугивания может подействует на трусливых безбожников,но только не на меня!
18. Провинциал : Re: Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»
2010-11-22 в 15:15

14. А.В.Шахматов

P.S. Нет, мы его как человека прощаем. Вряд ли он у кого-то особую ненависть возбуждает. Разве у бездарных писателей. Но и не более того, ибо мы не можем за него даже в храме молиться.
Да, с печки своей я упасть никак не смогу, так уж она мною сложена. Поверьте на слово!
17. Провинциал : Re: Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»
2010-11-22 в 15:11

14. А.В.Шахматов

- Вот, Александр Васильевич, и вся-то беда наша в том, что даже для вас, древлеблагочестиваго, Толстой на уровне апостола. А он не апостол, хоть и граф. И вы не пророк, хоть и Шахматов. Апостолы предали Христа по простой боязни смерти. Христа, как Учителя, а не Его Учение. И горько каялись.
Великий писатель оказался мелким, как лжепророк и лжеапостол. Он не предал Христа, он воевал против Него, против Его Учения.
В своей трагедии понял свою ошибку или, м.б., смирил свою гордыню. Но поздно.
А толпы "толстовцев" в косоворотках и сапогах до сих пор силятся учить народ.
Отделите в Тослтом писателя от лжеапостола, и почитайте каждую его половину по свойскому чину.
Старообрядцы вас побили б, А.В.! Ей-ей!
16. lucia : 37. А.В.Шахматов
2010-11-22 в 13:48

А как ваш Толстой Евангелие извращал? Лучше бы его вообще не было, гения вашего. В конце-то концов ничему хорошему ег книги не учат.
15. Аноним : Re: Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»
2010-11-22 в 12:55

14. А.В.Шахматов : Чего вы ещё придумаете?
2010-11-22 в 12:35

Даже апостолы предавали Христа, а тут граф впал в греховность и мы его не прощаем,абсурд какой-то.Церкви,которая повязла в ереси-экуменизме,масонстве,западничестве...вы, что с печки упали,провинциал.
13. Провинциал : Re: Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»
2010-11-22 в 12:12

10. А.В.Шахматов

- Гений-то он, гений, но - зловещий. Вы бы потрудились процитировать слова Толстого о Св. Писании и Церкви. Может, сразу бы и вам нашлась соответствующая "ниша" на форуме.
Вам, Алесксандр Васильевич, ничего не говорит отлучение графа Толстого от Церкви?
12. Борис : Простите если кого обидел...я пустое место
2010-11-22 в 08:22

Талант от БОГА есть у всех,просто кто то его закапывает в бытовой суете,кто то применяет в служение Богу и людям,а кто то направляет его против всех.Для меня лично религиозное состояние автора является важным при прочтение его произведения(авторов христиан) ибо зараженый духом богохульства автор,при прочтение его произведения незаметно пропитывает своими мыслями и ставит на свою сторону богоотступничества. Еще раз простити,но в данное время мы стоим перед выбором вечная жизнь или погибель.Я воспитан говорить да,да или нет,нет,а остальное все от лукавого.Я вырос на сказках:русских и народов мира ,но больше всего любил Андерсона.
11. Maria S : Борису
2010-11-22 в 02:00

Уважаемый Борис, обратите внимание на то, что святой праведный Иоанн Крноштадтский подчеркивает, что его возмущение вызывает отнюдь не романы Толстого, а его богохульные и антицерковные выкладки. Но талантливый писатель остается талантливым писателем (хотя мне намного ближе по духу Достоевский)и не будь романов Льва Толстого, Россия действительно потеряла бы очень много. А заблуждения Льва Николаевича, приведшие его в столь плачевное душевное состояние - это его трагедия.
Ивану Прокофьеву - правослвный имеет право не соглашаться с частным мнением даже святого человека. А оглашать этот отрывок из личного дневника, да еще в аудитории, где он вполне мог вызвать неприятие - было необдуманно со стороны докладчика, и даже бестактно по отношению к святому,имхо, хотя, конечно, человек это сделал не специально.
10. А.В.Шахматов : Анатолию 9
2010-11-21 в 23:46

Начиная с патриарха Никона (который был мордвин) не русские захватили контроль над РПЦ и по сей день это продолжается.Поэтому не удивительно,что у вас такое отношение к гению Русской земли,Л.Н.Толстому. Что касается "архирейства",то все о них можете прочитать в Интернете или даже здесь-http://www.staroobra....php?name=News2&;file=article&sid=220
9. Анатолий : Господину Шахматову
2010-11-21 в 13:32

Господин Шахматов, можете ли Вы назвать фамилии недостойных архиеереев конца 19 - начала 20 веков, которых обличал еще Иосиф Волоцкий в конце 15- нач. 16 веков? Слишком упрощенно сваливать всю вину в истории России на архиереев. Не делайте голословных утверждений. Известно, что во время революции Церковь не поддержала монархию. Но из чего Вы заключаете, что народ не поддержал Церковь и в частности архиереев. Простите, а кто поддержал народ. И что за народ такой? Церковь это не народ? Архиереи это не народ? Трудно кого-то поддержать, когда тебя уничтожают. Вы пишете, что во время расправы революционной, большинство священнослужителей было невинными. А остальные, виновные, по Вашему мнению заслуживали зверских смертных казней? Простите, этот вопрос нам с Вами решать господин Шахматов? Некоторые новомученики и исповедники Церкви Российской говорили о том, в годы революции, гражданской войны и далее, совершался суд Божий над Церковью и над Ее народом. Ни у кого бы из них не повернулся бы язык винить во всем происходящем кого-либо кроме себя. Поэтому, мы и называем их настоящими христианами. Мы же, осуждаем всех в бедах наших, но не нас самих.
8. скептик : Re: Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»
2010-11-21 в 13:22

кто толстой и каково место в литературе и истории - и кто такие его критики?))

почти всегда нелепые, глупые, жалкие, ничего не сделавшие люди, самореализовывающиеся за счет примитивной писанины на форумах и сайтах. "не читал, но осуждаю" ))

Борис : Пустое место
2010-11-20 в 20:54
Если бы его небыло Россия бы ничего не потеряла.Непойму что в его творчестве особого. Толстой всего лишь богатый босой мужик со своими тараканами в голове.ЕГО УЧАСТЬ ПУГАЕТ ПОЭТОМУ ЕГО КНИГАМ МЕСТО НА СВАЛКЕ,А НЕ ДОМА У ПРАВОСЛАВНЫХ!

да-да, осталось еще только тусвалку поджечь - и можно занимать место в ряду не то инквизиторов, не то нацистов.
7. Борис : Пустое место
2010-11-20 в 20:54

Если бы его небыло Россия бы ничего не потеряла.Непойму что в его творчестве особого. Толстой всего лишь богатый босой мужик со своими тараканами в голове.ЕГО УЧАСТЬ ПУГАЕТ ПОЭТОМУ ЕГО КНИГАМ МЕСТО НА СВАЛКЕ,А НЕ ДОМА У ПРАВОСЛАВНЫХ!
6. Дмитрий : А.В. Шахматову (№ 4)
2010-11-20 в 19:48

На соседней ветке, где Вы на Илену наскочили, я Вам уже объяснил, зачем он ездил в Оптину Пустынь.
5. А.В.Шахматов : НУЖНО ЗРЕТЬ В КОРЕНЬ ЦЕРКОВНОЙ ТРАГЕДИИ.
2010-11-20 в 17:44

В те времена были такие "архиереи",против который ещё выступал святой Иосиф Володский, что не только Л.Н.Толстого могли настроить против себя,но и весь народ. Когда была расправа на духовенством в бесовско-революционное время,то народ не стал его защищать, хотя большинство священнослужителей были невинными.Это вам не о чем не говорит "праведники"?
4. А.В.Шахматов : МОЖЕТ БЫТЬ И ФАЛЬШИВКА...
2010-11-20 в 16:50

Не могу поверить в достоверность этой писанине,как якобы это слова Л.Н Толстого,так и Иоанна Кронштадтского, пока не увижу оригинал. И скажите мне "праведники" зачем великий писатель ехал в Оптину Пустынь?
3. Иван Прокофьев : рассказывает о.Кураев:
2010-11-20 в 16:19

"В 1997 году в Архангельске происходили организованные епархией педагогические чтения, на которых впервые встретились учителя и священники. Докладчик выступал с сообщением о жизни Иоанна Кронштадтского, основанном на его малоизвестных, очень личных дневниках, которые он никогда не собирался публиковать. И вот зачитывается такое место из одного из них: "Господи, не попусти Льву Толстому дожить до праздника Рождества Божией Матери, Которую он так хулит".

Ситуация: учителя впервые встретились с миром Церкви, пришли послушать "о духовности", и на тебе – такое услышать от святого Русской Церкви. Они были просто в шоке. ...Что делать? Встаю, поворачиваюсь к иконе Иоанна Кронштадтского, крещусь, кланяюсь ему и говорю: "Святый праведный отче Иоанне , прости меня, но я с тобою не согласен". И потом объясняю, что в православной молитве нельзя желать зла другому человеку, привожу соответствующие цитаты из отцов. Поясняю, что в Православии святость и безгрешность – это не одно и то же, что в этой дневниковой записи сказалась наша ветхозаветная страстность, а не этическая максима православной веры"

Интересно, что ни один из своих сомнительных заявлений и поступков, судя по оправданиям в статьях, интервью и блоге, о.Андрей никогда еще не признавал за "ветхозаветную страстность".
2. Любящий Россию : Золотые слова!
2010-11-20 в 05:44

Этоб прочитали современные церковные либералы и обновленцы!
1. Constantin : ----
2010-11-20 в 03:18

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, моли Бога о нас!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме