Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Проблемы миссии в условиях отсутствия в России национальной идеи

Протоиерей  Евгений  Соколов, Русская народная линия

Какой должна быть миссия / 18.11.2010


Доклад руководителя миссионерского отдела Архангельской епархии на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви …

На прошедших в этом году Рождественских чтениях председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда в своем докладе поставил вопросы: где мы, какой период в жизни Церкви сейчас? При этом Владимир Романович подчеркнул, что только правильно ответив на этот вопрос, можно выстраивать приоритеты церковной миссии. Вопрос, действительно, чрезвычайно важен. В годы гонений главным было не отречься от Христа, не предать свою веру. В период Вселенских Соборов необходимо было разработать догматическое учение и преодолеть ереси, разрушавшие церковный организм. Какое же время в нашей жизни сейчас? К сожалению, вопрос, поставленный тогда в докладе Владимира Легойды, так и остался без ответа. Может, именно этим следует объяснить разногласия по поводу приоритетов нашего миссионерского служения. И, более того, порой наша несогласованность вырастает в серьезные проблемы.

Протоиерей Евгений СоколовЕсли мы попробуем оглянуться назад, то отметим странную тенденцию. В период безбожного режима в СССР, когда православная вера была гонима и Евангельская проповедь полностью запрещена, морально-нравственный климат в стране все же был несравненно выше того, какой мы наблюдаем сегодня. Конечно, можно спорить по частностям, но такого уровня сексуального разврата, наркомании, алкоголизма, жестокости, суицидов - не буду все перечислять, - безусловно, в то время не было. И вот, казалось бы, после снятия всех запретов нравственная обстановка, как минимум, должна была хоть чуть-чуть улучшиться, но мы наблюдаем в этой области обратный эффект. Почему? Ведь построены заново, восстановлены из руин десятки тысяч церквей, открыты духовные школы, разрешена церковная проповедь, но нравственный уровень людей, особенно в молодежной среде, катастрофически падает. Примеров этого можно приводить множество, но я коснусь одного наиболее яркого - это проблема взяточничества на всех уровнях государственного аппарата и, в частности, в образовании. Государство открыто признает, что проиграло войну с коррупционерами и уровень коррупции уже угрожает национальной безопасности страны. Но проблема коррупции - проблема духовная, это проблема греха среди государственных служащих, а в образовании - среди интеллектуальной элиты России, что особенно печально.

Попробую сформулировать свой вариант ответа на вопрос Владимира Легойды, где мы сейчас находимся. Видимо, мы уже вошли в эпоху соблазнов, о которой в Евангелии нас предупреждает Христос: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18, 7). И в самом деле, если мы посмотрим на любую область нашей жизни: спорт, искусство, образование, культура, наука, экономика - то и невооруженным глазом видно, что «золотой телец» проломил все стены, и вряд ли нам удастся найти своеобразный оазис в общественных отношениях, где бы не царили соблазны. И нужно говорить не просто о соблазнах, а о мощной, хорошо финансируемой государством системе соблазнов. Как специалист, более 20 лет проработавший системным программистом, я хорошо знаю, что бороться с системой можно только системными средствами. Т.е. если мы хотим бороться с соблазнами, то системе соблазнов нужно противопоставить свою более мощную систему противодействия им.

Около десяти лет назад нас призвали в нашем миссионерском служении показать «положительные стороны Православия». У себя в епархии силами миссионерского отдела мы провели несколько успешных проектов. Очень коротко: фестиваль православной песни. Начавшись со скромного конкурса в Поморском университете, через три года, по признанию многих, он стал одним из лучших песенных фестивалей в Архангельске; нам предложили тогда расширить рамки фестиваля до уровня города. Именно потому мы и отказались далее его проводить, т.к. на городском уровне этим должны заниматься представители департамента культуры, а не Церковь. Мы провели несколько больших молодежных балов. И по признанию ректора Поморского университета Ирины Робертовны Луговской нашему, блаженной памяти, Владыке Тихону, ничего более красивого, чем проведенные балы, в своей жизни она не видела. Наше Православное кафе - это практически единственная системно работающая дискуссионная площадка в городе, куда мечтают быть приглашенными многие известные жители Архангельска. Не буду перечислять остальные проекты. И рассказываю об этих мероприятиях совсем не из тщеславных соображений. А просто, чтобы, подводя итог, сказать: времени потратили на все это очень много, материальных средств тоже немало, но после реализации этих проектов в храмах Архангельска людей на службе не прибавилось. Сделали вывод: заниматься этим, конечно же, надо, и занимаемся, но в фоновом режиме. Это все семена, посеянные либо при дороге, либо на камне, либо в тернии. Бороться с системой соблазнов, за которой стоит мощь государства, подобными методами практически бесполезно. Что же тогда нам остается? Как бороться с соблазнами?

Я напомню заключительную часть фразы Спасителя: «...но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Т.е. мы должны обличать не только эту порочную систему, показывая ее греховность, пагубность для духовного здоровья нации, но и тех людей, которые стоят за этой системой - «горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Вспомним, что около 2000 лет назад руководители еврейского народа так яростно ненавидели Спасителя именно за открытое, прилюдное обличение их в нарушении духовных законов. Яркую иллюстрацию этого совсем нетолерантного обличения мы можем прочитать в 23 главе Евангелия от Матфея. Именно преступление духовных истин привело к тому, что еврейский народ в лице своих руководителей так и не сумел выполнить свое предназначение, воплотить свою национальную идею: встретить Мессию и услышать Его проповедь.

Сегодня мы в своем служении сталкиваемся с невиданной доселе проблемой: отсутствием национальной идеи в нашей стране. Есть множество определений национальной идеи, я скажу близкое мне. Итак, что же такое национальная идея:

«Это четко и ясно сформулированная и аргументально развернутая историософская позиция, объясняющая смысл существования данной нации на данной территории».

Национальная идея - это не идеологическая роскошь, обеспечивающая работой философов и политологов. Национальная идея - это принцип, на основании которого строится вся национальная политика, как внутренняя, так и внешняя. Не имея национальной идеи, государство, по существу, не имеет компаса в бурном море исторического существования. В том, что национальной идеи у новой власти нет, мы убедились, когда президент Ельцин в 1994 году призвал политологов сформулировать подобную идею - тем самым было признано официально, что ее нет. А значит, невозможно существование никаких доктрин: ни военной, ни внешнеполитической, ни религиозной, ни образовательной. Т.к. все эти доктрины призваны только укреплять общенациональную идею, развивать и уточнять ее. Раз ее нет, то не может быть и инструментов, проводящих эту идею в жизнь. Самое печальное, пожалуй, что тогда был объявлен своеобразный конкурс на лучшую национальную идею, т.е. национальную идею превратили в рыночный товар, подчинив ее законам маркетинга. Однако еще блаж. Августин учил, что существуют два типа блага. Один тип таков, что если кто-то обладает этим благом, то другие автоматически его лишаются. Второй же таков, что обладание этим благом не препятствует обладать им другим. Эти блага неисчерпаемы, их нельзя продать, как товар. Ими либо обладают, либо нет. Вот к этим благам и относится национальная идея. Современные попытки изобрести её заново, к чему нас призывали, смехотворны и кощунственны одновременно. Национальная идея либо есть, либо ее нет. Нельзя заново изобретать, скажем, кибернетику. Либо мы признаем за ней статус науки и пользуемся ее достижениями и открытиями, либо не признаем со всеми вытекающими последствиями. Но кибернетику изобрести заново нельзя. Так и с национальной идеей. Присутствуя в общественном сознании, она может по-разному выражаться в различные исторические периоды. Но национальная идея либо признается, либо отвергается, но ни в коем случае не изобретается. Если о каждой, призванной к жизни душе, есть промысел Божий, то, конечно же, промысел Божий есть и о каждом народе, о каждой стране. И каждый народ должен воспринять это своеобразное духовное задание Божие, как национальную идею. И, принимая ее, народ тем самым присягает Своему Создателю на верность служения Ему, на несение порученного народу духовного креста.

Сегодня по данному вопросу у нас в стране абсолютный тупик. Власть всеми силами уклоняется от своей главной законодательной обязанности - конституционно оформить национальную идею страны. Никакие законы, никакие доктрины не должны приниматься, пока национальная идея не озвучена, пока власть не объяснит народу, в чем духовный смысл его существования. Иначе вся нравственная жизнь общества будет официально ограничиваться только уголовным кодексом, что, собственно, мы и наблюдаем. Каждый новый приходящий руководитель без озвученной национальной идеи вправе будет разворачивать политику своего ведомства, министерства, всей страны по своему усмотрению. И те многочисленные реформы, которые происходят и, видимо, дальше будут происходить в нашей жизни, всегда осуществляются на законных основаниях. Ибо духовную и нравственную составляющую в рамки юридических законов не вместить.

И именно потому так трудно бороться с соблазнами, что это духовно-нравственное беззаконие осуществляется в рамках юридических законов, принятых законодателями при отсутствии национальной идеи. Оберегая и спасая себя, система соблазнов исключает из общественной жизни нравственные и духовные критерии, а значит, оставляет за собой право на любые сомнительные эксперименты в духовной жизни общества. Для примера можно вспомнить, с каким неистовством и напором внедрялись оккультные уроки валеологии во всех учебных заведениях страны, сколько денег было потрачено, сколько учебных часов было отнято у наших детей на эти уроки, и все это с благой целью улучшить здоровье нации. Здоровье нации, однако, не улучшилось, проект полностью провалился, но ни анализа (во избежание новых ошибок) сложившейся ситуации, ни виновных в истраченных миллиардах нет. Не будет их, очевидно, и в будущих сомнительных и затратных экспериментах над нашими детьми.

Без национальной идеи в жизни страны можно провозгласить толерантность как духовную норму, постепенно внедрить содомию, ювенальную юстицию и прочие духовные пороки. Уголовному кодексу это ведь не противоречит. Можно вспомнить, как много и долго мы работали с министром образования г-ном Филипповым, добиваясь внедрения уроков ОПК. Но вот его меняют на г-на Фурсенко, а там свои взгляды, свое видение нравственных проблем. А о духовности в данном случае, к сожалению, совсем говорить не приходится. Кто следующий министр, какие у него взгляды на нравственность и духовность? И так до бесконечности.

20-летнее отсутствие национальной идеи - главный соблазн нашего времени.

Именно принятая национальная идея заставила бы чиновника любого ранга свою работу строить в строго определенных рамках принятой духовной идеи. Иначе нельзя, иначе ты - враг нации.

Государство, не выполняющее волю Божию, уклоняющееся от данной ему Богом национальной идеи, обречено на разрушение. Когда большевики приходят к власти, то сразу озвучивают свою идеологизированную национальную идею: построение коммунизма, построение рая без Бога. И как тщательно они оберегали и пропагандировали свою идею! Как жестко запрещали любые соблазны, которые уводили от нее! Может, потому так долго и продержались? Хотя все равно, чем все закончилось, знаем.

В заключение. Что сегодня хочет построить наше государство? Какое будущее? На данный вопрос ни у одной из ветвей нашей светской власти нет ответа. И на это должно быть направлено наше обличение людей, обязанных по долгу службы указать нам на пути решения стоящих проблем, а не унижать нас такими непонятными лозунгами как «Россия, вперед!». Неплохо бы предварительно показать, где этот «перед» и, какие духовные цели и задачи стоят в этом «впереде» перед нашей страной. Иначе мы обречены на тяжелую и бесперспективную борьбу с системой соблазнов, за которой стоит государство. Открытое и нелицеприятное, нелицеприятное до жесткости, обличение людей, которые под благовидными лозунгами свободы сделали соблазны нормой нашей жизни, одна из важнейших, если не самая главная, задача нашего служения в наступившее теплохладное время. Властные структуры на любом уровне, которые поощряют соблазны своим бездействием (вспомним сериал «Школа» и недавно избитую учительницу в Санкт-Петербурге), должны слышать обличительный голос Церкви. К этому нас призывает Христос в Евангелии и кто, если не мы, должны в первую очередь говорить об этом властям предержащим?

Последнее. Система соблазнов, развращающая наш народ, ее вдохновители и исполнители должны быть обличаемы здесь и сейчас. Это должно стать, на мой взгляд, приоритетным в нашей миссии. Иначе национальная идея «Святая Русь, храни Веру Православную!», которую поручил России Господь, мы не осуществим. А это будет значить, что и мы, какими бы благими намерениями при этом ни оправдывались, поощряем эту систему соблазнов. Хотя бы своим молчанием.

Протоиерей Евгений Соколов, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии

 Доклад был сделан на секции «Народная катехизация. Миссионерская ответственность мирян» IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви 17 ноября 2010 года.

Впервые опубликовано на сайте «Православие на Северной земле»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 79

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

79. Александр : Re: Проблемы миссии в условиях отсутствия в России национальной идеи
2010-12-09 в 10:18

Спаси Господи Вас, батюшка! Да поможет Вам Господь и Пресвятая Богородица в Ваших трудах.
78. Иван Прокофьев : 77. Писарь :
2010-11-30 в 01:22

И Все таки речь идет о некоей конкретной епархии,но не о Всей Церкви.


Святейший Патриарх Алексий назвал "торговлей благодатью" тарифицированные пожертвования на Таинства. Если Вы считаете, что Патриарх был не прав, и такой проблемы в Церкви не существует или она для нее не актуальна - то это Ваше право. Я останусь при своем мнении.

Я считаю недопустимым прибегать к откровенной демагогии в обсуждении любых вопросов,вопросов Веры-особенно.


Я считаю точно также, а Вам, в свою очередь, советую прислушаться к совершенно справедливым, на мой взгляд, словам прот. Алексия Касатикова:

"Простите, но я заподозрил Вас в склонности к "пророчески-поэтическому" стилю мышления, который, впрочем, не избавляет Вас от утверждений, мягко говоря, странных и не имеющих очевидной связи с действительностью.Одним из Ваших немногих рефренов является утверждение, что Вы - исключительно православный человек. Но в последних своих строках Вы показываете поразительное невежество в области православного вероучения. Более того, свои удивительные измышления Вы выдаёте за неопровержимое якобы "православное" учение".
77. Писарь : 76.Ивану Прокофьеву.
2010-11-29 в 22:14

"...я считаю недопустимой практику,сложившуюся в большинстве приходов нашей епархии".

Ув.Иван Прокофьев.
И Все таки речь идет о некоей конкретной епархии,но не о Всей Церкви.
Уже радость.

"Еще раз повторю свою мысль...".
Ув.Иван Прокофьев.
Я считаю недопустимым прибегать к откровенной демагогии в обсуждении любых вопросов,вопросов Веры-особенно.
Очень простая мысль.
Немудрящая.
Это-действительно порочная практика.
Чем быстрее Вы от нее откажетесь,тем лучше.
А там, глядишь и в епархии наладится.
76. Иван Прокофьев : 75. Писарь :
2010-11-29 в 00:18

Вот слова Святейшего Патриарха:

"Нам не раз приходилось говорить на Епархиальных собраниях духовенства города Москвы о нежелательности взимания какой-либо платы за исполнение треб. В первую очередь это касается совершения Таинства Крещения или Причащения на дому. Это отнюдь не означает, что труд священника останется невознагражденным, однако вознаграждением должно служить добровольное пожертвование участников Таинства, но никак не строго определенная выплата мзды, согласно установленному за свечным ящиком тарифу.

А потому мы полагаем, что недопустимо взимание какой-либо платы за совершение Таинств, а особенно за Святое Крещение, дабы не отвечать нам на Страшном суде за то, что препятствовали спасению множества людей. Одновременно мы можем и должны объяснять людям, что храмы есть достояние всего народа Божия, и потому христиане должны приносить посильные жертвы на их ремонт и содержание. Но эти объяснения не должны быть назойливым вымогательством денег, а только добрым отеческим разъяснением и напоминанием".
"Тарификация" - один из самых смущающих факторов для нецерковных людей".

И еще из новостей:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал духовенство отказаться от установления платы за различные требы в церкви и даже снять ценники со свечей, которые являются главным доходом приходов. "Ценники надо снимать даже со свечей. Эту порочную практику необходимо прекратить", – заявил Патриарх, выступая 13 января на заседании епархиального совета Москвы.

Эту порочную практику необходимо прекратить", – заявил Патриарх, выступая 13 января на заседании епархиального совета Москвы. "Особенно прискорбно видеть, когда вывешиваются в храмах ценники на совершение тех или иных богослужений, треб, таинств Церкви", – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, напомнив, что на недавнем Епархиальном собрании духовенства Москвы "довольно жестко был поставлен вопрос о "торговле благодатью". Патриарх Алексий сказал, что Троице-Сергиева Лавра и Псково-Печерский Успенский монастырь, например, "перешли на добровольные пожертвования, не определяя цены на свечи". Святейший Патриарх считает, что там "в итоге оказались в более выигрышном положении".

Еще раз повторю свою мысль: я считаю недопустимой практику, сложившуюся в большинстве приходов нашей епархии, где главным условием совершения Таинства Крещения является внесение четко установленной суммы пожертвования: от 300 до 700 и более рублей.

"Притчу" про полотенце я неоднократно слышал именно от людей церковных, и произносили они ее не с осуждением, а с большой печалью.
75. Писарь : 74.Ивану Прокофьеву.
2010-11-26 в 19:49

Ув.Иван Прокофьев.

Вот Ваши слова...
"Что мне сделать,чтобы наследовать жизнь вечную...
Принести пятьсот рублей и полотенце".

Ув.Иван Прокофьев.
Вы что-то путаете.
Никогда Св.Патриарх Алексий II не говорил о том,что в приходах Православной Церкви, развернулась "масштабная торговля спасением"- по "пятьсот рублей за штуку".

Ув.Иван Прокофьев.
Может, Вы не в курсе,но Православная Церковь, Спасением, не торгует.
Впрочем, я знаю еще одного человека, имеющего подобный,торгашеский, взгляд на Церковные Таинства.
Имя его, достаточно широко известно,печально известно...
Это А.Невзоров.
74. Иван Прокофьев : Re: Проблемы миссии в условиях отсутствия в России национальной идеи
2010-11-24 в 23:19

Ув.Иван Прокофьев,вот и говорите,только "за свою епархию",но не за Всю Православную Церковь.


О том, что эта проблема общецерковная говорил неоднократно и Святейший Патриарх Алексий.

В своей епархии что могу, то и делаю в силу тех способностей и возможностей, которые даровал Господь.
73. Писарь : 72.Ивану Прокофьеву.
2010-11-24 в 20:38

"Буду говорить только за свою еперхию".

Ув.Иван Прокофьев,вот и говорите,только "за свою епархию",но не за Всю Православную Церковь.
Во-первых,спасибо за то,что наконец-то сменили тон.
Во-вторых,кто мешает навести порядок в епархии?
Наводите.
72. Иван Прокофьев : 70. Писарь :
2010-11-24 в 18:37

Кажется, Вы пользуетесь непроверенной информацией


Буду говорить только за свою епархию. В 90 процентах приходах крещение осуществляется безо всякой катехизации за фиксированное пожертвование. В итоге из 100 крещеных, дай Бог один человек начинается воцерковляться.

Эту практику я считаю порочной также как и кочетковскую систему оглашения.

В нашем храме нет фиксированного пожертвования, и крещение всегда предваряет беседа со священником. Это приносит свои плоды, в отличие от крещальных потоков в других храмах.
71. Писарь : 69.Екатерине Домбровской.
2010-11-24 в 00:36

"...Ужасно это почти повсеместное выпадение в пртестантский омут или соблазн."
Это следствие.
Если человек завел дружбу с "блатными",рано или поздно они влезут к нему в дом,чтобы ограбить или убить.
Так "велит" "блатной закон".
То и в духовной жизни.
70. Писарь : 68.Ивану Прокофьеву.
2010-11-23 в 22:07

Ув.Иван Прокофьев.

Вот Ваши слова...
"Практика,сложившаяся в большинстве приходов...
Что мне сделать,что бы наследовать жизнь вечную?
Принести пятьсот рублей и полотенце".

Ув.Иван Прокофьев.
Кажется, Вы пользуетесь непроверенной информацией,исходящей из "определенных кругов",распостраняющих весьма своеобразные представления о Православной Церкви.
Сообразно собственному разумению.
Если,я не ошибаюсь,представители этих "кругов" периодически "наведываливась" к некоторым из Православных Святых,с "наставлениями"...как надо "молиться",например.

Предметная ложь,вообщем-то недостойная опровержения.
Хула,на Все Приходское Православное Священство.
На Православную Церковь.
Единственное,что достойно внимания,даже не источник лжи,но цель.

Зачем?
А затем,что "обосновать необходимость" введения протестантской практики катехизации,обвинив при том Священство в нерадении.
69. Екатерина Домбровская : 67. Писарь
2010-11-23 в 20:19

Да, Вы правы. Добавлю одно: за всеми нашими благозаблуждениями и переходами на сторону мiра в использовании его средств, его мышления, его безверия даже, его человеческой безблагодатной активности, его напора на человеков и самовольных усердий по спасению всех и вся, стоят приступы маловерия (возможно временные), возможно, временные отступления от благодатной жизни, возможно, временные потери связи с Богом в Духе.
...Ужасно это почти повсеместное выпадение в протестантский омут или соблазн. Сегодняшнее миссионерство - есть оно самое в своем магистральном движении. Причина - глобальное оскудение святости, как следствие оскудения послушников (по слову прп. Серафима Саровского) - то есть отказа от пути отцов или перекраивания его на самочинный лад в угоду условиям жизни.
68. Иван Прокофьев : 67. Писарь :
2010-11-23 в 20:14

По моему глубокому убеждению,огласительная беседа и крещение должны совпадать во времени.
Ни при каких обстоятельствах не должно быть длительного перерыва.


Здесь важен индивидуальный подход и отсутствие крайностей. Практика, которая сложилась на большинстве приходов, также недопустима:

- Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?

- Принести 500 рублей и полотенце.
67. Писарь : 66.Протоирею Евгению Соколову.
2010-11-23 в 18:43

Ув.О.Евгений.

Проблема действительно серьезная,спору нет.
Что можно противопоставить этому "валу",который только будет нерастать?
Противопоставить словом и делом.
Реально противодействовать.
Если позволите,выскажу некоторые соображения,как понимаю лично.






Первое.
Знакомы-ли Вы, с ситуацией в детских домах советского периода,особенно в конце семидесятых-начале восьмидесятых годов?

С положением дел и взаимоотношениями между детьми,подростками, во вполне благополучных лечебно-оздоровительных учереждениях,где дятям приходилось находиться подолгу?(годами).

Знакомо-ли Вам такое явление,как "цыганская смерть"?

Знаете-ли Вы что означает термин "приспать"?

А ведь тогда "вала соблазнов" не было и власти,как могли, препятствовали.

Второе.
Православная Церковь не от "мiра сего" и всегда "мiр" люто враждовал против Церкви,против Веры.
И будет враждовать.

По моему скромному разумению,чтобы победить,отстоять Веру и Церковь от "мiра сего",и средства должны использоваться соответствующие, не "от мiра сего",иначе толку не будет.
Отстоим Веру и Церковь,отстоим людей.

Политические средства,"контрпропаганда"- удел политиков,общественных организаций.

Их(средства) безусловно необходимо использовать.
И использовать максимально эффективно.
Однако,это дело тех,кто вполне имеет и навык и опыт.
Но это средства не основные,вспомогательные.

Третье.
По моему глубокому убеждению,огласительная беседа и крещение должны совпадать во времени.
Ни при каких обстоятельствах не должно быть длительного перерыва.

"Сначала катехизация затем крещение."
Недопустимо в принципе.
Это протестантская практика,практика безбагодатная.
И не только неэффективная,более того-предметно вредоносная.
Тем более,при нынешнем состоянии дел духовных.

Это значит,по сути, бросить человека на съедение волкам,безо всякой духовной защиты,предварительно проинфомировав его(на курсах катехизации) о том,что его ожидает.
66. о.Евгений : участникам дискуссии
2010-11-23 в 13:17

Как "родился" этот доклад? Из практического миссионерского служения. Перед миссионером стоит задача катехизации, просвящение неофита Евангельской проповедью. Другими словами (моделирую ситуацию), мы входим в класс с целью донести до слушателей духовную Истину. Но зачастую слушатели внимают плохо. И перед нами ставится задача - найти приемы, методику, способы привлечь их внимание, попробовать заинтересовать, сделать доступной и понятной нашу проповедь. Это все понятно и правильно. Но меня заинтересовал вопрос другой - почему они не желают слушать? Что лежит в основе плохого поведения класса? И выясняется, что современный человек с самого юного возраста "заражен" соблазнами. Мальчик 1-2 го класса уже смотрел непристойные фильмы, нюхал клей, ругается матом, сбегал с уроков, пробовал курить, про интернет и ТВ говорить просто не приходится. И когда я начинаю катехизацию, то помимо новых духовных откровений говорю и о том, что от всех этих соблазнов нужно отказаться, потому что они уродуют душу. И очень часто удается добиться понимания и восприятия ребенком проповеди. Но вот возвращаешься в этот детский дом через 3-4 месяца (раньше не получается), а ребенок снова на "дне": и клей нюхает, и матом ругается, и занятия пропускает, и курит. И когда спрашиваешь: "Славик, ну как же ты так?" А в ответ: "Простите, батюшка, не сдюжил!", да плачет при этом. И понимаешь свою огромную ответственность, что оставил ребенка один на один с этой "системой соблазнов". И что после катехизации его внутреннее состояние, когда он не устоял и сорвался, становится гораздо хуже. Но что делать, если "система" бьет, манит, соблазняет практически ежеминутно, а батюшки или взрослых помощников рядом нет. Запуганные ЮЮ воспитатели машут руками: "Да мы им слово поперек боимся теперь сказать, какое воспитание", а система с каждым днем все изощреннее бьет и бьет по детским душам. Любящая мать конфеты не запрещает, она их прячет с глаз долой. А нам и это запрещено - потребовать от властей убрать соблазны с глаз долой, ибо система себя защитила отсутствием критериев добра и зла и правом на свободу грешить. Ситуация более чем серьезная, ведь вал соблазнов будет только нарастать, не противореча при этом только уголовному кодексу. И сколько людей прошедших хорошие огласительные беседы, наставленные многими батюшками в Евангельском учении примут Таинство Крещения и тоже не "сдюжат". Страшно подумать!
65. Галкина Л.В. : Уважаемому Писарю (58)
2010-11-22 в 21:31

О, мудрейший из мужчин!
За Ваш ответ Ч. Вольнодумцу:

+1000000

Спаси Вас Господи!
64. Писарь : 62.Ивану Прокофьеву.
2010-11-22 в 21:03

"Проблемы рехристианизации расцерковленного народа во времена соблазнов".

А Вы знаете,ув.Иван Прокофьев,неплохое название для докторской,очень даже неплохое название.
Вызывает уважение.
Масштабно.

Я скажу так,и скажу по совести,если доведется полы мыть в храме,после службы,я буду мыть.
В итоге,каждый будет делать то,на что он способен.
Делать, Ради Бога.
Это главное.
63. Честный Вольнодумец : Писарю (58)
2010-11-22 в 19:38

Ну вот,дождался от ув. Писаря и собственных его мыслей. Меня это радует. Может, оказывается, русская земля рождать собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов!
Но, скажу честно, с цитатами ваши мысли смотрелись солидней.
62. Иван Прокофьев : 61. Писарь :
2010-11-22 в 19:06

Я знаю многих прекрасных священников, которые создали крепкие общины, и эти общины постепенно растут. Но, к сожалению, тех, кто крепко увяз в соблазнах, в сотни, тысячи раз больше тех, кто пришел в храм, как в городах, так и в деревнях. И даже самое ревностное и искреннее служение и горячая проповедь пастыря нередко становится семенем, брошенным в тернии. Потому что соблазны для людей оказались сильнее.
Об этом, на мой взгляд, и говорит о.Евгений. А обличение может принести плод, только если пастырь живет в соответствии со своей проповедью - как свт. Иоанн Златоуст, как св. Иоанн Кронштадтский и многие другие святые Церкви.
61. Писарь : 59.Ивану Прокофьеву.
2010-11-22 в 18:33

Ув.Иван Прокофьев.

Мы говорим об одном и том же.
Преодоление "разрыва между людьми "воцерковленными" и "крещеными",возможно.
Возможно, исключительно, через укрепление Прихода.
Других путей нет.
Если Вы их видите,просто укажите.


"Вы кстати,действительно считаете...и далее по тексту.".
Не считаю.
"Я Вас правильно понял?".
Неправильно.

Впрочем,возможно мы действительно говорим о разных вещах...
"проблемы рехристианизации расцерковленного народа во времена соблазнов".
Вот это, и действительно и кстати, не по моей части.
Не силен.
В проблемах "рехристианизации расцерковленного народа" не понимаю ничего.
60. православный : Re: Проблемы миссии в условиях отсутствия в России национальной идеи
2010-11-22 в 15:16

откуда знаете батюшка. что закончилось? они тоже думали что заночилось
59. Иван Прокофьев : 57. Писарь :
2010-11-22 в 13:53

Ну, значит мы просто говорим о разных вещах.
Вы говорите про созидание прихода и общины, чем активно и успешно занимается о.Евгений. Я - про катастрофический разрыв между людьми крещеными и людьми воцерковленными, и о проблемах рехристианизации расцерковленного народа во времена соблазнов, пришедших в мир.

Вы, кстати, действительно считаете, что священник не должен выходить никуда дальше прихода - не идти в школы, вузы, пту, зоны, армейские части, больницы?
Мол, набралось 100 прихожан, и хватит с меня.
Я правильно Вас понял?
58. Писарь : 55Честному Вольнодумцу.
2010-11-21 в 20:24

"Вы можете высказать свое личное мнение.
Человеческое,мужское,открытое".
Могу.

Вот Ваши слова...о женщинах.
"Честно говоря недолюбливаю я этот крикливый подвид человечества".
Вот Вам мое слово-человеческое,мужское,открытое.
Вам надо к врачу.
57. Писарь : 56.Ивану Проковьеву.
2010-11-21 в 20:13

Ув.Иван Прокофьев.

Что происходит на Украине?
Из больших городов люди перебираются в сельские приходы,расположенные как правило 50-70 километров от города.
Община не должна быть большой, до ста человек максимум,люди устали от суеты.
А здесь все друг друга знают.
Люди самые разные-от вчерашних школьников,до маститых докторов наук-"горожан до мозга костей" и до ветеранов,всю свою жизнь проведших в поле,из села выезжавших один раз-на службу в армию.
Что людей объединяет?
"Литургия-общее дело",особенно когда Храм строится,вот все и взрастают вместе с Храмом.
А что, человек выстроил своими руками,он просто так ,за здорово живешь,никому не отдаст.
Потому,ув.Иван Прокофьев,я грешным делом,ни в "православное кафе", ни на фестиваль "православной песни" не пойду(был на одном,с меня хватило).
А эпатаж это или нет,так то мне не ведомо.
56. Иван Прокофьев : 54. Писарь :
2010-11-21 в 18:25

Писарь, мне кажется, у Вас нет опыта многолетней миссионерской деятельности (не эпатажной, а ежедневной и кропотливой, в том числе через созидание крепкой общины) и обращения ко Христу сотен людей (с Божьей помощью, конечно), какой есть у о.Евгения.

Поэтому в данном случае я доверяю словам пастыря, тем более, что я полностью с ними согласен.

Потому что одно дело - теоризированные рассуждения, другое - реальный опыт миссии с ее успехами и проблемами.
55. Честный Вольнодумец : Писарю
2010-11-21 в 07:15

Ув.Писарь!
Вы можете высказать хотя бы одно свое личное мнение? Человеческое, мужское, открытое? А то вы все Церковью да Апостолами прикрыаетесь. Есть ли у вас официальное право вещать от имени таких авторитетных инстанций?
54. Писарь : 43.Ивану Прокофьеву."О простоте".
2010-11-20 в 18:02

Ув.Иван Прокофьев.

В Православную Церковь человека приводит Сам Господь.
Согласиться с Вами,значит признать,что "щедрофинансируемые соблазны",обладают большей силой,чем Слово Истины.

В этом ключ к пониманию проблемы.
В каком духе?

Так вот,последние десять лет, наши выдающиеся "миссионеры" излагали "популярное христианство" в духе "религиозной пропаганды".
Массовым тиражем.
Народ их слушал и в Церковь не шел.
Правильно, кстати, делал.

Зачем ему туда идти?
С голыми девками на мотоцикле кататься?

Теперь,Слава Богу,этому дана должная оценка и положен предел.
Надеюсь, все внимание миссии, наконец-то будет сосредоточено там,где и должно быть сосредоточено-на Приходе.
Задышит Приход полной грудью-люди придут.
И по-другому не будет.
Придут тогда,когда захотят сами меняться,а люди хотят.
И жизнь свою менять захотят,а люди хотят.
На что?
И где?

Вот это и есть миссия.
Видимым образом,Делом, указать на что.

На что менять?
На Подобие.
Через восстановление Образа.

Где?
В Приходе Православной Церкви.

Ув.Иван Прокофьев.
Христос смотрел людям в сердце.
Человеку же, по дебелости сердца его, даны заповеди.
Судить не грешников,но грех.

Да и потом,Христос "менял" изгнал из Храма,но не из Римского Сената.

"Апостол пишет "подражайте мне,как я Христу".
Здесь Вы совершенно правы,спорить не о чем,да и незачем.
Делать надо.
Подражать Св. Апостолу.

Правда может возникнуть вопрос...
Что значит подражать Св.Апостолу Павлу?
Спроси у Православной Церкви.
53. Честный Вольнодумец : Луцию
2010-11-20 в 17:28

Вы, Луций, начали свою реплику со слов известной еврейской молитвы. Если следовать вашей системе намеков, то выводы очевидны.

Бросаюсь я не на каждую женщину, а привожу в чувство слишком эмансипированных. Честно признаюсь вам, любезный Луций, недолюбливаю я этот крикливый и подвид человечества.
52. Писарь : 44/47.Честному Вольнодумцу."О "вольнодумстве".
2010-11-20 в 17:13

"Теперь я понимаю мусульман-у них неученая женщина стоит дороже,чем ученая".
Ув.Честный Вольнодумец.
Православная Церковь вообще-то "вольнодумства",сиречь "вольтерьянства"- никогда не одобряла.
Опасная штука,может до чего угодно довести...
До работорговли например,а там глядишь и под "выездную сессию прокуратуры" подведет,а уже от прокуратуры, до "цугундера"- рукой подать.
51. lucia : мусью вольнодумцу
2010-11-20 в 16:58

Слушайте., Ваши комплексы так не вылечатся. Смотрю, на каждой ветке начали на женщин бросаться. Даже если они Вам неприятны, лучше этого не показывать. А то недавно еще какой-то аноним писал "Выдаже не угадаете какой ориентации человек рядом с вами сидит..."
50. Честный Вольнодумец : Наталье
2010-11-20 в 16:41

Не дал мне Господь окончательно разувериться в русских женщинах.И послал Наталью, как символ трезвомыслия.
49. Cергей : Re: Проблемы миссии в условиях отсутствия в России национальной идеи
2010-11-20 в 16:28

о. Евгений 10000000 раз прав. Просто придти в Церковь (это нужно, необходимо!) - путь в никуда, Причастие в суд и во осуждение. Ибо: Господь требует ТВОРИТЬ ЕГО ЗАПОВЕДИ, а это возможно только обратившись к РЕАЛЬНОСТИ.
Николай пишет, что он Православию не нужен. Можно по-человечески понять. Но людям-то Вы, дорогой, нужны! Надо делать добро тем, кто в этом нуждается, а силы для этого (и для преодоления возникающих искушений) черпать в Таинствах Церковных. Но это - для личности. А для целого народа - да, нужно то, что назвали "социализм+Православие", а ещё верней - смешанная экономика + православная вера и культура. Все пророки Ветхого Завета призывают народ не к фантастическим "духовным проектам", недоступным обычному человеку (творить Иисусову молитву непрестанно, причащаться каждый день и.т.д.) они призывают Богоизбранный народ ЖИТЬ КАК ЛЮДИ.

Вглянитесь в Новый Завет, во всё Писание! НИГДЕ там нет разделения на "добро духовное" и "добро душевное", "добро Христа ради" и "добро 2-го сорта", Сам Господь Своими притчами учит в первую очередь быть ЛЮДЬМИ, Он же и говорит: "Если не будете есть Тела Моего и пить Кровь мою - не будете иметь в себе жизни". Делать добро людям реально трудно, возникает "привыкание", боязнь "подобострастия", брезгливость, иногда даже сексуальные соблазны... Чтобы ВСЁ ЭТО ПРЕОДОЛЕТЬ необходимы Таинства - Исповедь, Причастие и другие. Чтобы обличать власть предержащих - нужно великое мужество, кто кроме Господа, сущего во Св. Таинах, дарует нам его?

Но величайшее безумие, сродни безумию книжников и фарисеев, думать, что можно спасти свою душу ТОЛЬКО Св.Таинствами, без совести, без Заповедей, без ближних.
48. Честный Вольнодумец : ЕД
2010-11-20 в 16:22

Думаю, что все же Россию погубят не враги, а падет она от потерявшей контроль над собой чрезмерно эмансипированной русской женщины.Не зря отцы Церкви предупреждали, что все зло - от женщшины.
Теперь я понимаю мусульман - у них неученая женщина стоит дороже, чем ученая.
47. Natalie : Re: Проблемы миссии в условиях отсутствия в России национальной идеи
2010-11-20 в 16:07

Согласна с Артуром, пост 8.

Требовать от современной власти народной политики и служения вековым идеалам России - это как ждать козла молока. ЭТА власть изначально имеет цели противоположные.
Поэтому единственным естественным результатом ее ОБЛИЧЕНИЯ может быть требование ее ухода. Иного не дано.

Я высоко ценю отца Евгения и его выступления. Но и в этом глубоко созвучном мне призыве я вижу одну существенную ошибку. Она в том, что отец Евгений пользуется терминологией противника. И это - первый шаг к поражению.

Поясню. Зачем мы употребляем сам ТЕРМИН "национальная идея" ? Это ИЗОБРЕТЕНИЕ нынешних идеологов. Мы не должны играть на поле противника. Русский народ имеет свое призвание. Этому призванию дано имя - раз и навсегда, 1000 лет назад. Имя это - СВЯТАЯ РУСь. Так что мы ходим вкруг да около? Мы должны сказать: Святая Русь, а не "национальная идея". Потому что сказав "национальная идея", мы вступаем на почву нескончаемых прений и "мнений", что это. И пока мы "дискутируем", власть "слушает да ест".

А сказав Святая Русь, мы ставим точку в "дискуссиях", мы занимаем твердую и ОДНОЗНАЧНУЮ позицию. Только заняв ее, и можно выходить на бой. Только так можно добиться победы.

Мы находимся в Вавилонском плену. При этом нам все время истерично ВНУШАЮТ, что это и есть "великая свобода". Мы не положим этому конец никогда, пока САМИ не назовем вещи своими именами. Вавилонский плен надо называть пленом. Преступников у власти надо называть преступниками. Надо понимать и говорить, что эта власть НЕЗАКОННА: она пришла беззаконным путем к власти, путем нелегитимного разрушения СССР и нелегитимных, беззаконных актов.

Не надо говорить АБТРАКЦИЙ типа "национальная идея". надо говорить - Святая Русь. Дьявол боится русского имени, имени Святой Руси. Мы не победим дьявола (а он стоит за нынешней властью), пока сами не назовемся единственно верным и единственно победным именем.

Батюшка сказал замечательное слово. Его тут благодарят за смелость. Это ужасно, ужасно, что нам уже надо быть смелыми, чтобы хотя бы зачаточную правду говорить. Обличение - хорошо, но мало. Надо выходить НА БОЙ. Надо не просто напоминать слово Спасителя о соблазнителях, но ИМ В ЛИЦО говорить: "лучше бы вам камень надели на шею и утопили в море".

Пока мы не будем иметь этой решительности и за слово правды восхищаться смелостью, все наши призывы будут безполезны. Писком не перекроешь динамик. Здесь нужна решительность действий.
46. Елена : Re: Проблемы миссии в условиях отсутствия в России национальной идеи
2010-11-20 в 15:21

Все хорошо, все правильно все верно. Только хочется добавить к словам батюшки, что правящей власти слова правды необходимо говорить, как Христос фарисеям - во всеуслышание, жестко,беспощадно, при народе. Ну кто на это способен? Конечно, разводится, плодится демагогия. Вот придет Христос и начнет обличать - тогда все начнут говорить громко, правдиво - вопить в ужасе! А сейчас только толкотня в темной прихожей статей.
45. Екатерина Домбровская : 41. Честный Вольнодумец : ЕД-ской
2010-11-20 в 15:05

Себя как именуете? А меня как? О Православии говорите, о системных сопротивлениях, а извиниться за свой хамский тон так и не научились. Много Вы для России наработаете. Уже проходили таковое - 93 года назад. Что ж, опять грядущему хаму дорогу выстилать будем?
Так он не преминет протопать по ней. А всех других с коврика-то и смахнет своим кулачком увесистым.
Последнее прибежище ..... - хулить женский род, хотя дело это не христианское. Но вот и Писаря демагогом назвали. А он-то прав тысячу раз.
44. Честный Вольнодумец : Писарю
2010-11-20 в 14:40

Присоединяюсь к мнению Ивана Прокофьева. Вы, Писарь, похоже, просто демагог, который намеренно отворачивается от проблем России.
43. Иван Прокофьев : 42. Писарь :
2010-11-20 в 14:06

Писарь, все же предельно просто. Вот Вам реальный опыт православного батюшки, который посвящает без остатка всю свою жизнь делу православной миссии: там где 1 человек пришел благодаря проповеди в Церковь, 100 человек увели в другую сторону соблазны. Система соблазнов, щедро финансируемая и лелеемая государством и конкретными людьми.

Апостол пишет: "подражайте мне, как я Христу". Христос не занимался пропагандой, но в своей проповеди предельно жестко и, можно сказать, жестоко обличал беззакония элиты еврейского народа, их лицемерие.

Вспомните, за что изгоняют с кафедры Свт. Иоанна Златоуста, вспомните проповеди св. Иоанна Кронштадтского. Отец Евгений по сути не сказал ничего нового, а призвал последовать примеру Христа и Его святых.
42. Писарь : 28.Ивану Прокофьеву
2010-11-20 в 13:08

Ув.Иван Прокофьев.

Православная Церковь никогда не прибегала к пропаганде,но к Проповеди.
Пропаганда удел безблагодатных "церквей".

Ув.Иван Прокофьев.
Церковь не молчит,"как бы чего не вышло".
Задача у Православной Церкви другая-научить людей мыслить.
Мыслить Самостоятельно.
Правильно ориентироваться в современной жизни.
Для сего, прежде необходимо пробудить в людях Духовную Интуицию(Архимандрит Рафаил(Карелин)).
Люди должны научиться сами различать-"какого духа".
Люди должны научиться сами осмысливать- "Кто пришел,с Чем пришел и Зачем пришел".
Осмысливать безошибочно,время сейчас такое.
Нет у нас права на ошибку.
Утратили мы это право.

Вне Православной Церкви это сделать,(осмыслить безошибочно)- невозможно.

Православная Вера суть Вера Осмысленная.
И Православная Церковь суть Школа Трезвомыслия.
Однако,заочная форма обучения-не предусмотрена.

Пока же люди растеряны,сбиты с толку,многие вообще не понимают,что происходит вокруг них.
И не понимают не потому,что не хотят,но потому, что не могут.
А не могут потому,что привыкли полагаться на себя,но не на Бога.

Пока будет сохраняться такое положение вещей в обществе,будут сохраняться и благоприятные условия для "пропаганды" и ЮЮ и педерастии,в качестве вполне "приемлимых" атрибутов общественной жизни.
41. Честный Вольнодумец : ЕД-ской
2010-11-20 в 08:11

Как сказал Василий Шукшин: "намудрил Господь что-то с женщиной... Но, с другой стороны, не творца лепил".
Россия гибнет не только из-за того, что русские мужики малодушны и безответственны, а врвги беспощадны и чрезмерно агрессивны. Россия гибнет из-за излишней эмансипации русских женщин, которые всем и вся напористо навязывают свое понимание проблем.Ни в грош не ставя своих мужиков. А понимание-то остается женским, что очень заметно на сайте.
40. Е.Д. : Православие - оно бывает разным?!! С каких это пор?!!
2010-11-20 в 00:16

Как все это скучно, и как мы все это уже проходили... Когда что-то не так, надо дать в морду. Как это понятно. Как это естественно!!! Но где христианство? В нас самих? Оно есть? Или его нетуть совсем? Когда мы влаемся в страстях наших и презираем путь святых отцов? Все на баррикады лезем... В угоду времени, в угоду времени, - такому апокалиптическому времени! И это - христианство:!! А не так,как раньше простецкие священники на всё говорили прихожанам: "все по грехам вашим, все по грехам..."?
Не в нас ли самих дело?
Что это мы так стали страстям совим служить? и Царствие Божие на земле строить?! Равно как наши миссионеры...
39. lucia : Re: Проблемы миссии в условиях отсутствия в России национальной идеи
2010-11-19 в 22:51

Честный Вольнодумец
А, это опять вы.
38. Екатерина Домбровская : 36. Честный Вольнодумец
2010-11-19 в 22:06

А почему Вы решили, что мои рассуждения "праздные", а Ваши - не праздные? Не слишком ли вы скоры на выводы?
Уже хозяйничаете?
37. Nemo : 29. Булгарин
2010-11-19 в 21:03

Да, Грузия - странное исключение на пути нашего скатывания под гору. На какой-то миг даже показалось, что оно прекратилось. Но нет, а в памяти остались только ошеломленные лица наших руководителей. Видимо, действительно, надо неадекватности Саакашвили спасибо сказать за тот краткий миг нашего пробуждения.
36. Честный Вольнодумец : Луцию
2010-11-19 в 20:53

А вы, Луций, погонщик слонов? Где я говорил, что размышления не уместны? Я говорил о праздных обсуждениях!
35. Екатерина Домбровская : 33. Честный Вольнодумец
2010-11-19 в 20:44

"И тянет же вас предаваться праздным обсуждениям"
А Я Вас ни к каким обсуждениям и не привлекала.А только изумилась, как можно свидетельствовать о том, что православный священник может на один шаг отстоять от призывов к системному сопротивлению.
"Разговор идет о судьбе России и о том, уместно ли сопротивление." Это сейчас Вы написали об уместности, а до этого говорили, что автор статьи отстоит всего на один шаг от призыва к революции. Сопротивление - - это революция? Поэтому и задала Вам "казуистические" вопросы, боясь , что неверно Вас поняла и Вы иной смысл вкладываете в свои высказывания. Я боялась Вас обидеть и ошибочно приписать Вам то, что Вы не имели в виду.Вот ТАКАЯ У МЕНЯ КАЗУИСТИКА. А ВОТ Вы НЕ БОИТЕСЬ разговаривать со мной в ТАКОМ ТОНЕ и называть меня МАДАМ. Боюсь, что таким как Вы, быстрым на шаги, - как раз и карты революционные в руки.
34. lucia : Re: Проблемы миссии в условиях отсутствия в России национальной идеи
2010-11-19 в 20:28

3. Честный Вольнодумец/ - да Вы кавалерист! "Речь о судьбе России и размышления тут неуместны!"
33. Честный Вольнодумец : ЕД-ской
2010-11-19 в 19:26

Вы, мадам, как Сократ в своих софистических спорах: дайте определение этому, дайте определение тому... И тянет же вас предаваться праздным обсуждениям. Разговор идет о судьбе России и о том, уместно ли сопротивление. И я думаю, что о.Евгений, в отличии от вас, никаких казуистических хитростей не подразумевал в своих терминах.Мне его мысль ясна и без хитроумных толкований.
Относительно Сергия Радонежского. Он свой шаг сделал для сопротивления агарянам. Хотелось бы мне и в наше время увидеть таких людей.
32. Александр Изгоев : 27. Честному Вольнодумцу
2010-11-19 в 18:01

Е.Д. - это не мужчина.
Е.Д. - это Екатерина Домбровская, известный здесь, на форуме РНЛ, человек и один из многочисленных авторов РНЛ. Поинтересуйтесь, если желаете.


P.S. "Точно тот беден, кто нуждается во многом".
31. Е.Д. : 27. Честный Вольнодумец
2010-11-19 в 17:32

Сначала дайте определение тому, что по-Вашему, означает выражение "системное сопротивление". А потом заодно и определите выражение "духовное сопротивление". Тогда будем считать шаги. Будут точки отсчета.
30. Правдоруб : «Святая Русь, храни Веру Православную!»
2010-11-19 в 17:07

Дело всё в том, что Православие - оно тоже бывает разным. В "Откровении Иоанна Богослова" описываются семь периодов в истории Церкви, и все они разные. Есть там и Филадельфийский период с братской любовью и Лаодикийский с теплохладностью. Как мне кажется, сначала со своей миссией должно определится само Православие - где оно и что ему исповедовать! После этого в своей ориентации определится и общество! Хотя всё может быть и совсем по другому. Поскольку церковь часть общества, то и процессы происходящие в обществе могут повлиять на ориентацию Церкви во Вселенной! И вообще, если сказать про сон, что это не сон, а про не сон, что это сон... Но хранить Веру Православную нужно обязательно, даже если мы уже и не Русь Святая, а РАША!
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме