Не затемняйте суть

К вопросу о значении термина «интеллигенция»

0
219
Время на чтение 6 минут

Содержание понятия «интеллигенция»[1] достаточно затемнено в современ­ном российском общественном сознании. Само слово «интеллигенция», часто и по преимуществу, употребляется в значении «образованный слой общества». Между тем, такое отождествление понятий (интеллигенция - образованный слой общества) лишено всяких оснований. Интеллигенция появляется в России лишь в Петровскую эпоху, образованные же русские люди, делатели великой русской культуры суть в нашем отечестве от века: «...русский образованный класс ни в коем случае не является интеллиген­цией, и никто из творцов русской культуры, за редчайшим исключением, не был интеллигентом. Не был и не мог быть! <...> Русская интеллигенция, космополитическая по своим идейным устремлениям, враждебно настроенная ко всем основам русской культуры, - духовно есть дитя европейского масонства»2.

Любопытно, что с этим мнением Б. Башилова, весьма критически оцени­вающего данное явление, перекликается и точка зрения Г. Федотова, по общему признанию, одного из видных интеллигентов, изложенная им, в частности, в статье «Трагедия интеллигенции»: «...интеллигенция - категория не профес­сиональная. Это не «люди умственного труда»... Иначе была бы непонятна ненависть к ней, непонятно и ее высокое самосознание. Приходится исключить из интеллигенции всю огромную массу учителей, телеграфистов, ветеринаров... и даже профессоров... Сознание интеллигенции ощущает себя почти, как некий орден... имеющий свой неписаный кодекс... свое призвание, свои обеты»3.

Эта статья, опубликованная в парижском журнале «Версты» в 1926 году, содержит еще целый ряд примечательных мыслей автора, вскрывающих по­длинную природу интеллигенции, которые мы считаем необхо­димым при­вести, поскольку они ценны именно как саморазоблачение4.

«Есть в истории русской интеллигенции основное русло - от Белинского, через народников к революционерам наших дней» (с. 407).

«...русская интеллигенция есть группа, движение и традиция, объединя­е­мые идейностью своих задач и беспочвенностью (курсив Н. М.) своих идей» (с. 409).

«...ни государство, ни Церковь на Руси не стояли - по крайней мере, на памяти истории - как сила чуждая, против народа и его культуры. Поэтому духовенство, книжники, «мнихи» древней Руси не могут быть названы в нашем смысле ее интеллигенцией. <...>...церковный проповедник далек от сознания пропасти, отделяющей его от народа, подобной той пустоте, в которой живет русская интеллигенция середины XIX века» (с. 410-411).

«Не привлекательны первые «интеллигенты», первые идейные отщепенцы (курсив Н. М.) Русской земли. Что характеризует их всех, так это поверх­ностность и нестойкость, подчас моральная дряблость» (с. 417).

«Всякий разрыв связан с отрывом от православной почвы (курсив Н. М.) новых слоев: дворянства с Петром, разночинцев с Чернышевским, крестьянства с Лениным» (с. 429).

«Дело интеллигенции - европеизация России, заостренная, со второй половины XIX в., в революции» (с. 433).

«Враг... [интеллигенции] откровенно - Русское государство и его власть (курсив Н. М.)» (с. 435).

Еще одна характеристическая черта русской интеллигенции, существенно отличающая ее от представителей русского образованного слоя, - тоталитар­ность миросозерцания. На это обстоятельство обращал внимание, в частности, другой известный представитель ордена Н. А. Бердяев: «Белинский, как типич­ный русский интеллигент, во все периоды стремился к тоталитарному миро­созерцанию. <...> Он был нетерпим и исключителен, как и все увлеченные идеей русские интеллигенты, и делил мир на два лагеря»5.

Заметим, однако, что нетерпимость и, как правило, связанная с нею на­сильственность, отнюдь не являются чертами, ведущими в этнопсихологии рус­ских и в целом славян, напротив, в качестве главных они выделяются в этно­пси­хологии германо-романских народов6. Невозможно не заметить эти черты и во всей ветхозаветной истории как важные характеристики иудейского пле­мени.

Нетрудно увидеть, что все вышеприведенные сущностные параметры так называемой «русской» интеллигенции в совокупности обнаруживают ее как раз нерусскую и даже антирусскую природу. Знаковым представляется и то обсто­ятельство, что самое качество рассматриваемого предмета выявляется в сочине­ниях видных представителей ордена.

В истории русской культуры интеллигенция напоминает собой некий ди­кий и ядовитый побег, привитый к цветущему древу и принесший свои смерто­носные плоды. Указывая на чужеродность интеллигенции, ее внеполо­жность русскому бытию, Башилов замечал: «Миросозерцанию и творчеству русского образованного слоя не характерны ни тоталитарность мировоззрения, ни фана­тизм и утопичность политических взглядов, ни тенденциозность и предвзятость творчества; образованный русский человек и русский интеллигент - это анти­поды во всем: в психологии, в миросозерцании, мироощущении и т.д. Да это и вполне понятно, если вспомнить, какие цели преследует русский образован­ный слой и члены ордена русской интеллигенции; цель первых - творить русскую самобытную культуру, цель вторых - любой ценой добиться уничто­же­ния русского национального государства, на почве которого только и может разви­ваться и цвести русская культура»7.

Итак, очевидно, что разграничение понятий «интеллигент» и «образо­ванный человек» совершенно необходимо. В противном случае, то есть в случае их смешения, затемняется самое явление русская интеллигенция, в результате попросту фальсифицируется русская история, ибо в длинной веренице дела­телей нашего прошлого, созидателей будущего оказываются и «сумрачные ин­теллигенты» - разрушители России.

Наталья Викторовна Масленникова, кандидат филологических наук


[1] Все чаще мы совсем необоснованно в нашей речи используем тут и там термин «интеллигенция» для определения деятелей русской науки и культуры. Однако содержание его совсем небезобидно, как это кажется человеку несведущему. Потому мы и решили напомнить читателям о происхождении этого слова, точнее о его значении, ибо данный вопрос носит принципиально важный характер. Подмена, стремление к синонимическому словоупотреблению: «образованный, культурный»=»интеллигентный» вскрывает лукавую настойчивость в отождествлении, скажем, Ломоносова с Радищевым или Пушкина, Гоголя с Белинским и Чернышевским… кому падёт на ум назвать, к примеру, Нестора-летописца древнерусским «интеллигентом»? — а ведь подобная бессмыслица встречается у некоторых авторов. Таким образом, без труда создаётся кривое зеркало русского бытия, чему весьма способствует частотность подобного рода синонимии. Оппозиция «образованный родолюб» — «интеллигентный космополит», которая просматривается на определенном отрезке отечественной истории, остаётся актуальной и поныне.

2 Башилов Б. История русского масонства. М. 1996. Вып. 16. С. 113.

3 Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. М. 1990. С. 406. Далее цитируется это издание, страницы указываются в тексте статьи.

4 Напомним, что первым саморазоблачительным актом русской интеллигенции стал вы­ход сборника «Вехи» в 1909 г., который, однако, был враждебно встречен значи­тельной ее частью, но оказался книгой пророческой.

5 Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX века // О России и русской философской культуре. М. 1990. С. 93, 94.

6 На это обстоятельство, в частности, указывает Н. Я. Данилевский в своем фундамен­тальном исследовании «Россия и Европа» (гл. VIII — «Различия в психическом строе»).

7 Башилов Б. Указ. соч. С. 133. Добавим, что еще в 1890 г. филолог И. М. Желтов писал: «Помимо бесчисленных глаголов иноземного происхождения с окончанием –ировать, наводнивших нашу повременную печать, особенно одолели и до тошноты опротивели слова: интеллигенция, интеллигентный и даже чудовищное имя существительное — интеллигент, как будто что-то особенно высокое и недосягаемое. <…> В известном смысле, впрочем, эти выражения обозначают действительно понятия новые, ибо Интел­лигенции и интеллигентов у нас прежде не бывало. У нас были «люди ученые», «люди образованные», наконец, хотя и «не ученые», и «не образованные», но все-таки «умные». Интеллигенция же и интеллигент не означают ни того, ни другого, ни треть­его. Всякий недоучка, нахватавшийся новомодных оборотов и слов, зачастую даже и круглый дурак, затвердивщий такие выражения, считается у нас интеллигентом, а совокупность их интеллигенцией» (Желтов И. М. Иноязычие в русском языке // Филоло­гические записки. Воронеж. 1890. Вып. 4–5. С. 2, 3).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Масленникова
Мой Гермоген
Светлой памяти автора (11.04.1954 - 2.02.2017)
01.03.2017
«Музыка несёт Душу Мира»
На столетие Георгия Васильевича Свиридова (1915-1998)
17.12.2015
Урок русской живописи
К 150-летию Валентина Александровича Серова
13.11.2015
Все статьи Наталья Масленникова
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28