Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какова ваша Церковь...»

Алексей  Осипов, Русская народная линия

13.11.2010

Алексей Ильич ОсиповЧтобы понять, что представляет собой та или иная христианская церковь, достаточно, не касаясь даже ее вероучения, посмотреть на ее святых. Древо узнается по плодам, любая церковь объявляет святыми тех, которые воплотили ее идеал в своей жизни. Канонизация кого-либо поэтому является свидетельством церкви не только о данном христианине, который предлагается ею в качестве примера для подражания, но и, прежде всего, свидетельством данной церкви о самой себе. По ее святым точнее всего можно судить о действительной или мнимой святости самой церкви.

Сейчас остановимся на сопоставлении святых самой крупной христианской церкви - католической, с православными святыми.

* Одним из столпов католической святости является Франциск Ассизский (XIII в.). Его духовное самосознание достаточно ясно открывается из следующих фактов. Однажды Франциск долго молился (чрезвычайно показателен при этом предмет молитвы) «о двух милостях»: «Первая - это чтобы я... мог... пережить все те страдания, которые, Ты, Сладчайший Иисусе, испытал в Твоих мучительных страстях. И вторая милость... - это, чтобы... я мог почувствовать... ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий». Как видим, Франциска беспокоило не чувство своей греховности, присущее всем святым, но у него отчетливо просматриваются откровенные претензии на равенство с Христом в Его страданиях и в Его любви! Во время этой молитвы Франциск «почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса»! (Невольно вспоминаются слова авторитетнейшего проповедника веданты Вивекананды: «Чувствуйте, как Христос, - и вы будете Христом; чувствуйте, как Будда, - и будете Буддой».) При этом с Франциском произошло то, чего не знала вся история Церкви - у Франциска появились болезненные кровоточащие раны (стигмы) - следы «страданий Иисусовых».

Здесь следует отметить, что природа этих стигм хорошо известна в психиатрии. Непрерывная концентрация внимания на крестных страданиях Христа чрезвычайно возбуждает нервы и психику человека и при длительных упражнениях может вызывать это явление. Ничего сверхъестественного, чудесного здесь нет. Нет в таком сострадании (сompassio) Христу и той истинной любви, о существе которой Господь прямо сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14; 21). Напротив. подмена борьбы со своими греховными страстями мечтательными переживаниями «сострадания» является одной из тяжелейших ошибок в духовной жизни, которая приводила и приводит аскетов к самомнению, гордыне - очевидной прелести, нередко связанной с прямыми психическими расстройствами (ср. «проповеди» Франциска птицам, волку, горлицам, змеям... цветам, его благоговение перед огнем, камнями, червями). Не удивительно поэтому и поползновение Франциска искупать грехи других людей в подражание Христу.

Очень показательна и цель жизни, которую поставил перед собой Франциск: «Я трудился и хочу трудиться... потому что это приносит честь»[1]. Не потому ли в конце жизни он откровенно сказал: «Я не сознаю за собой никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием». Все это свидетельствует о невидении им своих грехов, своего недостоинства перед Богом, то есть о полной духовной катастрофе.

Для сравнения приведем предсмертный момент из жизни преподобного Сисоя Великого (V в.). «Окруженный в момент своей смерти братией, в ту минуту, когда он как бы беседовал с невидимыми лицами, Сисой на вопрос братии: «Отче, скажи нам, с кем ты ведешь беседу?» - отвечал: «Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться». Когда же на это братия, зная, что Сисой совершен в добродетелях, возразила ему: «Тебе нет нужды в покаянии, отче», - то Сисой ответил так: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». Это глубокое видение своего несовершенства является главной отличительной чертой всех истинных святых.

* А вот выдержки из записок блаженной Анжелы (XIII-XIV в.).

Дух Святой, - пишет она, - говорит ей: «Дочь Моя, сладостная Моя,.. очень Я люблю тебя»: «Был я с апостолами, и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты» (с. 96). И такое открывает о себе Анжела: «Вижу я во мраке Святую Троицу, и в самой Троице, Которую вижу я во мраке, кажется мне, что стою я и пребываю в середине Ее». Свое отношение к Иисусу Христу она выражает, например, в таких словах: «могла я всю себя ввести внутрь Иисуса Христа». Или: «Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть» - при этом она в ярости так начинала бить себя, что монахини вынуждены были уносить ее из костела.

Резкую, но верную оценку «откровений» Анжелы дает один из крупных русских религиозных мыслителей XX-го века А.Ф. Лосев. Он пишет, в частности: «Соблазненность и прельщенность плотью приводит к тому, что Святой Дух является блаженной Анжеле и нашептывает ей такие влюбленные речи: «Дочь Моя, сладостная Моя, дочь Моя, храм Мой, дочь Моя, услаждение Мое, люби Меня, ибо очень люблю Я тебя, много больше, чем ты любишь Меня». Святая находится в сладкой истоме, не может найти себе места от любовных томлений. А возлюбленный все является и является и все больше разжигает ее тело, ее сердце, ее кровь. Крест Христов представляется ей брачным ложем... Что может быть более противоположно византийско-московскому суровому и целомудренному подвижничеству, как не эти постоянные кощунственные заявления: «Душа моя была принята в несотворенный свет и вознесена», - эти страстные взирания на Крест Христов, на раны Христа и на отдельные члены Его Тела, это насильственное вызывание кровавых пятен на собственном теле и т.д. и т.п.? В довершение всего Христос обнимает Анжелу рукою, которая пригвождена ко Кресту, а она, вся исходя от томления, муки и счастья, говорит: «Иногда от теснейшего этого объятия кажется душе, что входит она в бок Христов. И ту радость, которую приемлет она там, и озарение рассказать невозможно. Ведь так они велики, что иногда я не могла стоять на ногах, но лежала и отнимался у меня язык... И лежала я, и отнялись у меня язык и члены тела».

* Яркой характеристикой католической святости является Катарина Сиенская (XIV в.), возведенная папой Павлом VI в разряд высших святых - в «Учители Церкви». Вот несколько выписок из католической книги Антонио Сикари «Портреты святых», изданной на русском языке. Цитаты не потребуют комментарий (выделено мной).

Екатерине было около 20 лет. «Она чувствовала, что в ее жизни должен произойти решающий перелом, и продолжала истово молиться Своему Господу Иисусу, повторяя ту прекрасную, нежнейшую формулу, которая стала для нее привычной: «Сочетайся со мной браком в вере!».

«Однажды Екатерина увидела видение: ее божественный Жених, обнимая, привлекал ее к Себе, но потом взял из ее груди сердце, чтобы дать ей другое сердце, более похожее на Его собственное».

Однажды сказали, что она умерла. «Она сама говорила впоследствии, что ее сердце было растерзано силой божественной любви и что она прошла через смерть, «узрев райские врата». Но «вернись, дитя Мое, - сказал мне Господь, тебе нужно вернуться... Я приведу тебя к князьям и властителям Церкви». «И смиренная девушка начала рассылать по всему свету свои послания, длинные письма, которые она диктовала с поразительной быстротой, часто по три или по четыре одновременно и по разным поводам, не сбиваясь и опережая секретарей».

«В письмах Екатерины бросается в глаза, прежде всего, частое и настойчивое повторение слов: «Я хочу» (12). «Некоторые говорят, что решительные слова «я хочу» она в состоянии экстаза обращала даже к Христу.

Из переписки с папой Григорием Х1, которого она убеждала вернуться из Авиньона в Рим: «Говорю вам от имени Христа... Я говорю вам, отче, в Иисусе Христе... Ответьте на зов Святого Духа, к вам обращенный».

Правителю Милана она пишет о папе, которому она доверена: «Даже если бы он был дьяволом во плоти, я не должна возносить главу против него».

«А к королю Франции обращается со словами: «Творите волю Божью и мою».

* Не менее показательны «откровения», также возведенной папой Павлом VI в «Учители Церкви» Терезы Авильской (XVI в.). Перед смертью она восклицает: «О, Бог мой, Супруг мой, наконец-то я Тебя увижу!». Этот в высшей степени странный возглас не случаен. Он - закономерное следствие всего «духовного» подвига Терезы, существо которого открывается в следующем печальном факте.

Она настолько увлеклась «откровениями», что не увидела дьявольского обмана даже в таком безобразном видении, как следующее:

После многочисленных своих явлений «христос» говорит Терезе: «С этого дня ты будешь супругой Моей... Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг»[2]. «Господи, или страдать с Тобой, или умереть за Тебя!» - молится Тереза и падает, - пишет Д. Мережковский, - в изнеможении под этими ласками...» (дальше не могу цитировать). Не приходится поэтому удивляться, когда Тереза признается: «Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания». «Тереза любит петь и плясать под звуки бубна и кастаньет». Валаамский старец схиигумен Иоанн дает такую оценку ее духовному состоянию: «А страстный вместо обожения будет мечтатель, подобно католической Терезе».

Не случайно известный американский психолог Вильям Джеймс, оценивая ее мистический опыт, писал, что «ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством».

* Еще одной иллюстрацией святости в католицизме является Тереза из Лизье (Тереза Маленькая, или Тереза Младенца Иисуса), которая в 1997 году, в связи с столетием со дня ее кончины, была объявлена «непогрешимым» решением папы Иоанна Павла II еще одним Учителем Вселенской Церкви. Вот несколько цитат из духовной автобиографии (Повесть об одной душе. Париж. 1996).Терезы, прожившей всего 23 года, красноречиво свидетельствующие о ее духовном состоянии «Во время собеседования, предварившего мой постриг, я поведала о делании, которое намеревалась совершить в Кармеле: «Я пришла спасать души и прежде всего - молиться за священников». Еще не спасши себя, она пришла уже спасать других!

Говоря, кажется, о своем недостоинстве, она тут же пишет: «Я неизменно храню дерзновенное упование на то, что стану великой святой... Я думала, что рождена для славы и искала путей к ее достижению. И вот Господь Бог... открыл мне, что моя слава не будет явлена смертному взору, и суть ее в том, что я стану великой святой!» (ср.: Макарий Великий, которого сподвижники за редкую высоту жизни называли «земным богом», лишь молился: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою»). Позднее Тереза высказывается еще более откровенно: «В сердце моей Матери-Церкви я буду Любовью... тогда я буду всем... и через это моя мечта осуществится

В высшей степени показательно учение Терезы о духовной любви: «Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: «Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки». Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв; уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все... Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах». Едва ли требуются комментарии к этому мечтательному роману бедной девушки, которую католическая церковь, увы, называет своим Учителем.

*На методическом развитии воображения основывается религиозный опыт одного из столпов католической мистики, родоначальника ордена иезуитов Игнатия Лойолы (XVI в.).

Его книга «Духовные упражнения», являющаяся настольной в католических монастырях, настойчиво призывает христианина представить себе, вообразить Святую Троицу и беседу Трех Лиц, Христа, Богоматерь, ангелов и т. д. Всё это решительно запрещается святыми Вселенской Церкви. Они свидетельствуют, что когда подвижник вместо исполнения заповедей Христовых и борьбы со своими страстями начинает жить своими фантазиями, просматривать в себе собственные «фильмы», верить им, то он приходит к полному духовному и душевному расстройству.

Авторитетный сборник аскетических писаний древней Церкви «Добротолюбие» решительно запрещает такого рода «духовные упражнения». Вот несколько высказываний оттуда.

Преподобный Нил Синайский (V в.) предупреждает: «Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря, и поклонившись врагам-демонам».

Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), рассуждая о тех, кто на молитве «воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых», прямо говорит, что «это есть знак прелести». «На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное».

Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: «Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или ангела, или святого какого... Приемлющий то... легко прельщается... Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть... но паче похваляет его, как мудрого».

Как прав был тот помещик (о нем пишет свт. Игнатий Брянчанинов), который, увидев в руках своей дочери католическую книжку «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского (XV в.), вырвал у нее из рук со словами: «Прекрати играть с Богом в роман». Вышеприведенные примеры не оставляют сомнений в справедливости этих слов. К великому сожалению, в католицизме перестали, как видим, отличать духовное от душевного, святость от мечтательности - это самая большая беда для любой христианской церкви.

Алексей Ильич Осипов, доктор богословия, профессор Московской Духовной академии


[1] Святой Франциск Ассизский. Сочинения. — М., изд. Францисканцев. 1995. С. 20; 145.

[2] Мережковский Д.С. Испанские мистики. Брюссель, 1988. С. 88.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 21

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

21. masterok : Скажите мне,кто ваши святые...
2010-12-09 в 21:05

скептику.мотив в том,что каждый сверчек
хвалит свой шесток.Я не сторлонник внут
ренней демократии и по-этому считаю что
нам нужно твердо "держать марку" своей
веры,основанной по большей части на реаль
ных чудесах Божиих.Католики же и прочии
ответвления запада в корне отвергают то что видят,ну и крен с ними.А по науке пусть говорят научные люди.
20. скептик : Re: «Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какова ваша Церковь...»
2010-11-15 в 13:23

2 Олегк
и? можно говорить о 2 сектах со слегка разными традициями и принципами. вы считаете их сектой, они - вас.

я не понимаю ни действий, ни мотивов:
- зачем почти единоверцев "прижимать"?
- зачем убедительно ежедневно доказывать, что одна вера лучше другой?
- зачем заниматься нелепым самообманом и в адрес миллиарда католиков и сотен миллионов протестантов спокойно отвешивать фразы типа "да нет там веры...нет там искренности...нет там духовности...нет того-сего хорошего, зато есть то-се плохое"?
19. Олегк : Скептику
2010-11-15 в 12:10

Еще раз читайте внимательно: "Но если их прижать по Библии (что не трудно сделать ибо у католиков как у еретиков отсутствует принцип при толковании Библии исследовать совпадение разных мест в Евангелии - потому как все совпадать может только в Православии) они скажут что сами Библию не толкуют - на это есть папа."

Это есть признак самой настоящей секты. Так с Библией поступают только сектанты.

У Святых Отцов Православия такой ситуации быть не может т.к. дополнительно к исследованию согласия разных мест Евангелия существует еще и согласие толкований Святых Отцов (которые жили в разные века и эпохи часто даже не зная друг о друге), существуют определения Вселенских Соборов. В католицизме это все заменено верой в папу-гуру.
18. скептик : Re: «Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какова ваша Церковь...»
2010-11-15 в 01:44

Люди же из высшего общества сами с горечью признают, что их общество все пропитано духом ханжества, фальши - можно подумать, что это только в испании так :)

ни очень живо откликаются на русскую культуру, а ведь она вся пропитана духом православия - не вся, кстати.

они скажут что сами Библию не толкуют - на это есть папа - многие православные тоже так говорят, мол, а вот такой-то святой или такой-то священник вот так толкует.
17. Олегк : ///
2010-11-15 в 00:48

По поводу католиков - вне всяких сомнений эта ветвь сухая отпавшая. Мое частное мнение - католическая церковь как общественно-политическая организация это вообще духовная мафия, самая большая в мире секта по типу да кого хотите возьмите... Последним аргументом католика в богословском споре всегда будет - а у нас самая большая в мире численность, наша папа самая влиятельная, и мы больше всех жертвуем на charity. В богословских вопросах - папа начало и конец всего. При всем этом прилично изолгались пытаясь прикрывать свои ереси подобием икономии для варваров коими для них являемся мы. Это признаки самой настоящей секты. Нас они считают варварами и не стесняются говорить что мы тупые и Библии не знаем. Но если их прижать по Библии (что не трудно сделать ибо у католиков как у еретиков отсутствует принцип при толковании Библии исследовать совпадение разных мест в Евангелии - потому как все совпадать может только в Православии) они скажут что сами Библию не толкуют - на это есть папа. Тогда уместно задать вопрос - а вы то на что и голова ваша ?

Впрочем есть и другие католики - номинальные что называется по принадлежности...
16. Галина Борсуковская : № 15. Natalie
2010-11-14 в 23:29

" - у них все же сохранялись В НАРОДЕ какие-то понятия христианства."

Совершенно верно!
Могу свазать об испанцах, потому что немного их знаю, что чем проще и менее образованы испанцы, тем более искренна их вера в Христа. Тем более христианскими выглядят их взаимоотношения. Люди же из высшего общества сами с горечью признают, что их общество все пропитано духом ханжества, фальши. И это на самом деле так. Стыдно бывает видеть, как люди благородного происхождения не смущаясь идут на откровенные низости в тех случаях, когда это можно сделать без вреда для своей репутации. По принципу "Не пойман - не вор". Но простые люди совсем не безнадежны! Они очень живо откликаются на русскую культуру, а ведь она вся пропитана духом православия (конечно, когда речь идет о настоящей культуре). Мне кажется, что среди них вполне можно и нужно было бы проводить куьтурное просвещение. Прямая агитация за православие не пойдет, потому что у них есть понимание верности своей религии, но через русскую культуру испанцев можно было бы приблизить к нашим ценностям. Думаю, что это было бы очень хорошо и для них, и для нас.
15. Natalie : Re: «Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какова ваша Церковь...»
2010-11-14 в 17:48

Автор во-многом пересказывает Свт. Игнатия Брянчанинова, у которого еще более наглядно дана оценка состоянию ПРЕЛЕСТИ католических "святых", в частности, Франциска Асизского.

Стоило бы добавить и цитату из "жития" Франциска, составленного одним из его учеников, где сказано следущее: "Бог, увидев святого Франциска, не знал, кого считать лучше, Своего Сына или Франциска". Вот так....

Короме того, меня всегда удивляло, как мало в России давалась здравая оценка инославным с их "святыми" и духовным состоянием. Например, кто знает, сколько "святых" вообще канонизировано Католической церковью за 1000 лет? Эта цифра около 9000.
Теперь сравните с многими сотнями тысяч НАСТОЯЩИХ святых Православия за это время. И вы увидите, что инославные - это не Церковь, а сухая ветвь.

Другое дело, что у них все же сохранялись В НАРОДЕ какие-то понятия христианства. Но духовно это мертвые сообщества. Сейчас же и это утеряно.
14. Кочетков Андрей : Игорю
2010-11-14 в 17:13

Миссионеры через ОВЦС, Игорь, наверняка нацелили свой катехизирующий меч в самое сердце Ватикана - папу римского. Обратив Бенедикта, миссия от имени папы издаст буллу, повелевающую всех латинян считать себя православными. Степаненко подтвердит. А иначе, зачем бы им строить из себя филокатоликов?
13. Игорь (Мал.). : 2. Максим Степаненко
2010-11-14 в 16:44

Ну, и сколько католиков вам уже удалось обратить в Православие?
Убедитесь прежде в реальности лёгкого обращения католиков, а потом уже внушайте нам к ним толерантность. А то и православных овец разоряете, и из католиков обращенных не приобретаете. Забавно, однако! Неужели искренне считаете, что католики, внемля миссионеру-Максиму из Томска, будут стройными рядами встувать в Православие?
Такая миссия под силу разве лишь самому ап. Петру. Но никак не нынешним миссионерам.
12. Аноним : скептику
2010-11-14 в 14:39

"кстати, а что мешает всем христианам (ну или хотя бы самым большим ветвям) объединиться вновь в одну монолитную церковь? гордыня? зависть? лень? какие-то более высокие причины?"
а вам что? идите, лучше телевизор посмотрите. Он все скажет. Если подождать.
11. Е.Д. : 4. Илена
2010-11-14 в 13:09

+1000
10. К.Олег : 2. Максим Степаненко :"... оплот ислам на аравийском полуострове станет христианским. А уж обратить католиков от ересей Богу не так сложно будет."
2010-11-14 в 12:50

С Вашей "миссией" это запросто.
Вы не можете не понимать, что такая миссия приведет к обращению в "православие" всех "заблудших".
Если понимаете - зачем делаете?
9. Сельскiй бригадиръ : Re: «Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какова ваша Церковь...»
2010-11-14 в 08:44

а можно верить, что они Божией милостью избавляться от своих ересей и войдут без пререканий в Царствие Божие

Наверное стараниями горе-миссионера Степаненко, руководителя Миссионерского отдела Томской епархии.
8. скептик : Re: «Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какова ваша Церковь...»
2010-11-14 в 04:21

2 ксения
пародия на христианскую церковь = 1млрд. человек, да еще 140 млн.
как вы ловко их парой слов размазали всех католиков, прямо восхищаюсь.

кстати, а что мешает всем христианам (ну или хотя бы самым большим ветвям) объединиться вновь в одну монолитную церковь? гордыня? зависть? лень? какие-то более высокие причины?
7. Галина Борсуковская : № 4. Илена
2010-11-14 в 03:07

Браво, Илена! Я уже собиралась сказать нечто подобное Максиму Степаненко, но Вы меня опередили и сказали отлично!
Вот они какие - миссионеры-то наши, очевидно, на одних стезях с католиками стоят.
6. Галина Борсуковская : «Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какова ваша Церковь...»
2010-11-14 в 02:59

Спасибо Вам, уважаемый автор! Очень и даже очень полезная статья. Мы на самом деле мало знаем о католицизме, разве только о делах его - крестовые походы, инквизиция и т.д. А вот так, чтобы заглянуть вовнутрь...
У меня после статьи осталось впечатление, что католицизм пребывает где-то в мире наваждений, самообольщений. Кстати, теперь понятно, откуда берется свойственное католикоам тщеславие - вероятно, из собственных фантазий о себе самих. Даже становятся обьяснимыми те чудовищные жестокости, которые творили католики в Ясеноваце. Ведь люди, пребывающие в мечтах о собственой святости должны, скорее всего, с большим раздражением относиться к реальному миру всякий раз, когда он вынуждает их спуститься с небес на землю. Боюсь даже, что такая мечтательность может в иных случаях оборачиваться настоящим человеконенавистничеством.
5. А.В.Шахматов : БОГОСЛОВ ВЫРАЖАЕТСЯ НЕ ПО БОГОСЛОВСКИ...
2010-11-14 в 02:38

Не Святые,а лжесвятые,
4. Илена : Степаненко
2010-11-14 в 01:44

1. "А уж обратить католиков от ересей Богу не так сложно будет. "
Восторг!.. Просто восторг!.. Радуйся, сотаинник Божий Максиме!..
2. "К тому же во многих стезях самые православные из всех православных, т.е. русские православные, даже рядом не стояли с католиками. Вот о чем скорбеть надо!"
Это на каких стезях-то нам с ними надо рядом стоять? Не в Ясеновац часом ведущих?
3. "Максим Степаненко, руководитель Миссионерского отдела Томской епархии."
"Обходят всю землю, чтобы обратить хоть одного, и когда обратят, делают его человеком вдвое худшим себя". Спаси и сохрани Господи несчастных томских аборигенов!..
3. Борис : Католики это не Церковь!католики это религиозное движение во главе с папой.
2010-11-14 в 00:18

И это движение без полезно для спасения души!!! Но у участников этого движения,как и у всех людей в мире есть возможность пить воду жизни из источника СВЯТОГО ПРАВОСЛАВИЯ И ВОЙТИ В ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВУ, прежде очистившись покаянием и предав проклятию сатану и все eго тухлые движения.ОЧЕНЬ ПОУЧИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ.БОГ В ПОМОЩЬ АВТОРУ.
2. Максим Степаненко : Re: «Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какова ваша Церковь...»
2010-11-13 в 23:22

Ксения, можно злобно рыкать на католиков – «поганые еретики», а можно верить, что они Божией милостью избавляться от своих ересей и войдут без пререканий в Царствие Божие. И прилагать со смирение все, чтобы это произошло. Я принадлежу к последним. Кстати, Вы не знаете, что были времена, когда вся Восточная Церковь была еретической, а Рим держался Православия? В Писании есть пророчества, что оплот ислам на аравийском полуострове станет христианским. А уж обратить католиков от ересей Богу не так сложно будет. К тому же во многих стезях самые православные из всех православных, т.е. русские православные, даже рядом не стояли с католиками. Вот о чем скорбеть надо!
Максим Степаненко, руководитель Миссионерского отдела Томской епархии
1. Ксения : Re: «Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какова ваша Церковь...»
2010-11-13 в 22:32

Очень интересно. Спасибо Алексей Ильич. Объясните, почему наша РПЦ так стремительно старается сблизиться с этим породием на христианскую церковь?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме