Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Кормилица моя ненаглядная...»

Дмитрий  Ермаков, Русская народная линия

10.11.2010


Как спасти деревню: взгляд крестьянки …

Я работаю в редакции районной газеты. Пишу о сельском хозяйстве. Вот какое письмо получил недавно...

«Кормилица моя ненаглядная... Три года назад рассталась я с коровушкой. И до сих пор не могу успокоиться. Снится она мне ночами: идет будто по деревне и мычит, зовет хозяйку. А я в радостях обнимаю ее за шею...

Да, более полувека держали мы с мужем корову, а когда его не стало, пришлось мне с ней распрощаться. Сколько их было у нас! Клички - Зорька, Майка, Апреля, Марта, Дымка - помнят еще и дети, и внуки.

А какое это было счастье и богатство! Костром еды на столе: молоко, мясо, творог, сметана, сыр... И угостить есть чем, и в дорогу гостю дать не жалко. Да и денежка лишняя была.

И обряжать скотину было не в тягость. Подоишь, отпустишь в поле, вечером встретишь, накормишь отавой, напоишь - и душа опокойна была...

Родители мои тоже, всю жизнь держали корову. В войну и после войны, в голодные сорок шестой, сорок седьмой годы, без коровы бы и не выжили. Хотя и молока-то немного видели - надо было сдать налог государству, всех накормить, да еще бы и продать хоть немного.

В нашей деревне, что на берегу Комелы в Грязовецком районе, было двадцать шесть крестьянских дворов, и почти в каждом была корова. Даже одинокие старушки держали.

Хлопотно было, не скажу, что сладко. Но мы другой жизни не знали.

А тогда и накосить для коровы было трудно - не выделялось никаких угодий. Косили в лесах, на болотах, серпом жали траву в кустах, да и покупали сено. И все равно приходилось зимой корову «тресянкой» (сено перетрясенное с соломой) кормить. Конечно, от такого корма и молока было меньше.

А летом поряжали пастуха, кормили его по очереди, и стадо пасли в поле. А вечером мы, дети, пасли коров вокруг деревни, на отаве. Какое это было счастье - пасти корову! Можно вдоволь побегать, поиграть. Но нельзя было допустить, чтобы корова ушла блудить, то есть - потравить колхозное поле. Держи ухо востро!

А утром мама рано разбудит - гнать корову в поле. Бредешь полусонная, едва ли за коровий хвост не держишься.

Зимой, когда корова не доила, запущена была до отела, брали молоко в долг и писали палочки на печи, сколько взято молока, чтоб потом отдать. Не покупали - денег не было.

В школу брали с собой кусочек хлеба и «сотку» молока. В школах не было ни завтраков, ни обедов, да и классы в войну были холодные. Пальто не снимали. Высунешь из рукава пальцы и пишешь.

Расстались с коровой, когда переехали в город, перевезли дом.

После окончания педучилища я снова попала в деревню, и когда вышла замуж, мы с мужем купили корову. Сено заготовляли всей семьей. Сначала дети, а потом и внуки косить научились. Знали вкус парного молока, и как оно доставалось. Было, что внук Рома упрямился, спать не ложился: «Я еще парного молока не пил!».

Благо - дети выросли тружениками, обрабатывают дачи, да и мне помогают.

Я бы, может, и сама держала корову. Но в деревне, где более семидесяти домов, нет ни одной коровы. Старики не в силах держать, а молодым не хочется. Моя Апрелька походила лето с козами, да не понравилось. Не то общество! И уходила от коз домой или искала траву, чтобы досыта наесться.

А что бы молодым не держать корову?! Коси где хочешь, комбикорм купить можно, ссуду на покупку коровы могут дать. Травы сочные, густые: паси - не хочу!

И мужики пили бы меньше, некогда было бы. Не сядешь за стол, если не обряжена скотина. А ведь и навоз будет - на грядках богаче!

Да и жены меньше бы сидели у телевизоров, и дети бы приучались к труду, а не слонялись бы днями без дела.

А то - ждут нынешние хозяйки, когда молоко из города привезут. Да и не прозевать бы, а то, глядишь, и не достанется.

Скоро и в деревне корова станет в диковинку...

А мой младший внук Максим все не может забыть Апрелю. У него и игрушки - целый скотный двор: коровы, лошадь, козы...

Иногда хочется выть от такого безобразия: луга зарастают бурьяном. Вокруг деревни кругом мусор, бутылки стеклянные и пластиковые валяются...

Молодые люди! Не старьтесь раньше времени! Перестаньте пить! Купите корову, займитесь делом.

Смирнова Р. Н., д. Новое, Лесковское с/п».

Вот такую программу спасения деревни и ее жителей предлагает пенсионерка из деревни Новое. И я говорю о «программе» без тени иронии... Нет, не просто тоска по детству и молодости это письмо, это - тоска по Родине, которую мы вместе с коровой теряем. Развитие промышленного производства молока - это хорошо, необходимо... Но своя корова, в своем доме - это не менее, а гораздо более глубокая задача. По силам ли она нынешнему русскому человеку?..



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. Евгений (Нижегородская обл) : Re: «Кормилица моя ненаглядная...»
2010-11-10 в 19:20

Знаю человека, семье которого тоже пришлось избавиться от коровы и ему поручили её зарезать. Так после этого он буквально сошёл с ума. Не то, что бы совсем, но когда его, например, посещали родственники в психбольнице, он интересовался у них: "ну как там наша Зорька?"
6. Любезный читатель : Косо смотрим...
2010-11-10 в 17:41

Уважамый Провинциал всегда с удовольствием читаю Ваши умные, острые,точные заметки на этом сайте.
Прочитал Ваши соображения по данной проблеме... и будь моя воля, назначил бы Вас министром с/х - как минимум. И с юмором у Вас всё замечательно (особенно про Марс). Ну, а то, что станем узкоглазыми, так это от того , что косо смотрим на жизнь или ... с прищуром?
С глубоким уважением.
5. Провинциал : Re: «Кормилица моя ненаглядная...»
2010-11-10 в 16:16

4. Филимонов

- А вы давно в деревне были? Кстати, ссуду просто так никто из пенсионеров и алкашей брать не будет. Да им и не дадут. Ознакомьтесь с условиями ссуд. Ссуда нужна деловому крестьянину или коллективному зозяйству в любом виде, т.е. тем. кто занимается непосредственно производством. Те, если и пьют, то не во вред делу. Такие люди есть во многих деревнях, но они сильно зажаты рамками условий и обстоятельств. Дайте им возможность расширить производство - быстро разбогатеют и организуют наёмный труд.
Пример: в достаточно отдалённом и бесперспективном селе живёт семья, которая содержит трёх коров, сколько-то там свиней, птицу и пр. Некуда сдавать молоко. Частично скупают (по бросовой цене) перекупщики, часть продают сельчанам, остальное - перерабатывают на масло, творог и пр., сдают продавщице на сбыт. Маловыгодно. В хозяйстве старый "приватизированный" трактор, работающий полгода с целью экономии на ТО, страховке и ещё чего-то. Земель - полно, но осваивать невыгодно, нужны вложения с нескорой отдачей. Дети уехали в город - там есть работа. Хозяин по полгода шабашничает на строительстве бань и дач - как повезёт. Если поддержать их, то полдеревни будет иметь работу, молодые могут вернуться (при означенных выше условиях).
По-хорошему нужно возрождение государственных хозяйств.
В противном случае все мы будем жрать генномодифицированное дерьмо, и вообще исчезнем, как русский народ. Станем столь любимыми нынешними кремлянами "россиянцами". Скорее всего, узкоглазыми.
4. Филимонов : Re: «Кормилица моя ненаглядная...»
2010-11-10 в 15:28

Я бы запретил законодательно хотя бы в сельской местности держать телевизоры и вести туда трансляцию. Потому что ведь никакой "антинародный режим", никакие Сорресы, Бжезинские и сионисты с масонами не запрещают населению держать тех же коров.

Но им, с одной стороны, демонстрируют "красивую жизнь", в которой нет места повседневному труду. А с другой - внушают, какие они несчастные, убогие, обиженные и угнетенные, как государство им обязано то и это, а вот поди же, не дает. Понятно, что их предки жили в десять раз хуже, гнули спину в колхозе за трудодни, и о нынешних возможностях и не мечтали. Зато им в уши с утра до ночи дудел репродуктор о счастливой колхозной жизни. К тому же традиционное крестьянское воспитание не позволяло бездельничать даже там, где работать приходилось не на себя, а на совдеп.

А пока их потомки глотают сегодняшнюю пропаганду, их можно хоть завалить ссудами - работать будут единицы, которые и сейчас работают. Остальные так и будут под паленую водку рассуждать про тяжелую жизнь, развал державы и что кругом обман. В принципе, я не вижу ничего плохого в том, что люди не хотят натужно вкалывать. Плохо, что одновременно с этим многие из них пребывают в состоянии привычного уныния, от которого и пьянство, и все остальное.
3. Провинциал : Либералов - на Марс! Ура!
2010-11-10 в 15:23

2. А. Рогозянский: Лучше слетаем на Марс

- Лучше предоставьте это прогрессивное дейсто олигархам во главе с нынешними правителями. Тем более, что...

"Невесомость, в которой пионеры Красной планеты должны провести три года, повредит их кости и превратит космонавтов в "стеклянных человечков". Первооткрывателей замучат травмы, и они никогда не вернутся домой"
2. А. Рогозянский : Лучше слетаем на Марс
2010-11-10 в 14:31

Спасибо. Коровы - это похоже слишком консервативно, даже для аудитории самого консервативного сайта.
Лучше слетаем на Марс.
1. Провинциал : Не будет деревни - не будет русских
2010-11-10 в 13:25

Да, коров в среднероссийской деревне почти не осталось. Как и молодых жителей. А Россия и Русь всегда жили деревней. Города - чёрные дыры, в которых исчезает наш генофонд. Интересная статистика: 64% пенсионеров живёт в деревне. Это при том, что основная масса людей живёт в городах. Тут две причины:
1. Старики или не хотят переезжать в город, или даже из города возвращаются в деревню дожиать.
2. Основная - продолжительность жизни, при все её неустроенности в деревне существенно выше, чем в городе.
Почему опустели деревни? Причин много, но основная - это то, что начиная с Горбача все руководители страны последовательно уничтожали деревню. начинали с инфраструктур, с экономической дискриминации сельского населения. Ныне школ, больниц (фельдшерских пунктов), клубов - практически не осталось. Отнимают последнее - внутрирайонное транспортное сообщение. А что? Большинство транспортных компаний - частные. В невыгодный маршрут автобус не отправят.
Да, ещё важное - работы нет.
Казалось бы, а как же раньше жили на тех же хуторах, натуральным хозяйством? Да, жили, и не тужили. Потому что горючее стоило копейки, а, главное, было жильё.
Ныне жилья малообеспеченному человеку в хорошей деревне не купить: дачники спровоцировали ценовой бум.
Но ведь дачники - это не столько проблема, сколько спасение деревни (в настоящих условиях). Ибо они не дают мигрантам скупить дома и землю, сами производят что-то и, как сказано выше, зачастую оседают сами на этой земле, уйдя на пенсию. Для молодых в городе освобождается жильё, старики в меру сил работают на земле, ибо это и радость, и здоровье.
Так что нужно, чтобы деревня ожила?
Нужно, чтобы государство в лице нынешних правителей вернуло деревне то, что отобрало (больницы, шлолы и т.п.), чтобы давало беспроцентную ссуду на строительство, горючее, технику, чтобы организовало рабочие места.
Многие, помыкавшись за гроши и без своего жилья в городе, уехали бы в деревню, на трудную, но вольную и здоровую жизнь. Нужно восстановить государственный прототип потребкооперации, которая бы гарантированно покупала бы продукты сельского хозяйства. Нужно оградить деревню от агрессивных инородцев и перекупщиков (а таковых ныне большинство). Нужно перестать спаивать людей, короче, навести порядок. Русский.
Умышленно опускаю духовную составляющую - это отдельный разговор.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме