У украинских священников скоро появится возможность преподавать не только в воскресных, но и в обычных школах. Об этом недавно сообщил архиепископ Антоний (Паканич) - ректор Киевской Духовной Академии и Семинарии. По его словам, светские власти считаются с мнением Украинской Православной Церкви, выступающей за гармонию отношений с государством.
Опасность введения ювенальной юстиции
- Ваше Высокопреосвященство, действительно ли сегодня светские власти прислушиваются к голосу Церкви?
- Глас Церкви - глас народа. Подавляющее большинство людей, в том числе и представителей власти, положительно относятся к возрождению в обществе традиционных для нас христианских ценностей. Православие - основа нашей культуры, истории и государственности.
- Что вы можете сказать о сотрудничестве по вопросу, связанному с ювенальной юстицией, против введения которой активно выступали представители общественности и духовенства?
- Церковь всегда принимала активное участие в дискуссиях, которые вплотную касаются вопросов общественной морали. В канцелярию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира приходит большое количество обращений. Во многих из них звучало волнение по поводу ювенального законодательства. В связи с этим было дано распоряжение Богословской комиссии, председателем которой я являюсь, рассмотреть этические и богословские вопросы поднятой проблемы. По результатам нашей работы Синод УПЦ направил обращение президенту Виктору Януковичу, выразив свою позицию по ювенальной юстиции. Министерство юстиции учло церковное мнение по данному вопросу: работа комиссии, в задачу которой входило создание принципов ювенальной юстиции, приостановлена.
- Почему Церковь негативно отнеслась к идее министра Лавриновича?
- Давайте сначала разберемся, что такое ювенальная юстиция. Этот термин имеет корни в латинском языке: juvenālis означает «юношеский», а jūstitia - «правосудие». Речь, прежде всего, идет о создании госоргана, имеющего огромные полномочия в отношении многих юридических аспектов. Но наибольшую встревоженность вызывают его полномочия по лишению родительских прав и жесткому контролю за семьей. Разумеется, Церковь вовсе не отрицает необходимости административного наказания асоциальных родителей - наркоманов, пьяниц, преступников и т.д. Но в идее ювенальной юстиции просматривается опасность изменения общественного сознания, опасность разрушения традиционных представлений о семье и почитании родителей. К сожалению, опыт целого ряда других государств подтверждает эти опасения.
- Получается, что Европа на словах говорит о правах, а сама их нарушает?
- В вопросах ювенальной юстиции нередко происходит именно так. К примеру, во Франции эта система работает уже ни один год. Не так давно эту страну всколыхнули беспорядки, небывалые в истории Евросоюза: распоясавшиеся молодчики массово поджигали автомобили, здания, калечили прохожих. И это неудивительно. Очень большой процент этой молодежи проживал в социальных приютах, так как государство посчитало, что справиться с их воспитанием лучше, чем родители. Система французской ювенальной юстиции поощряет доносительство детей на родителей. Там уже стали возможными жалобы чад даже по таким нелепым поводам, как вход отца без разрешения в комнату сына или запрет дочери посещать дискотеку.
- Если бы ювенальную юстицию в Украине, у нас были бы аналогичные последствия?
- Ювенальное законодательство является частью общей законодательной системы. А учитывая, что эта система в нашей стране далека от совершенства, можно прогнозировать, что ситуация будет не менее драматичной. В таких деликатных вопросах нужно не столько копировать ошибки других, сколько стремиться сохранить свои традиции, используя принцип «Не навреди». Зачем нам вводить механизмы, не имеющие корней в нашей культуре и ментальности? У нас есть свой многовековой опыт, основанный на христианском понимании жизненных ценностей. Есть кодекс уголовного и административного права: он позволяет реагировать на различные ситуации, возникающие в неблагополучных семьях и в среде подрастающего поколения. Пора понять, что под благими, на первый взгляд, намерениями нередко могут скрываться весьма нехорошие вещи. В той же Франции представители ювенальной юстиции имеют столь безапелляционные права, что могут ворваться в квартиру и проверить даже холодильник.
Европа ценит, Украина - не очень
- Киевская духовная школа известна еще со времен святителя Петра Могилы. Как же мог получиться такой парадокс: когда-то это был один из лучших вузов Европы, а сегодня его дипломы в светских заведениях не признаются?
- Это в Украине не признаются. А вот в Европе как раз наоборот: наши дипломы ценятся. Мне сложно объяснять эту ситуацию европейским ректорам. Они, например, не могут понять, почему так происходит. Сегодня у нас есть немалый процент квалифицированных преподавателей из других вузов, работающих по совместительству. В преподавательский состав также входят выпускники Оксфордского, Кембриджского и других известных университетов. Некоторые преподаватели получили свое образование в Афинах, Салониках, Париже, Англии и Швейцарии. Отмечу, что учиться в нашей Академии и Семинарии всегда было престижно. Однако печальные события XX века уничтожили и высшую духовную школу, и традиции. В постсоветский период многие наши профессора оказались в разных странах, а на территории Украины образовался раскол - та кровоточащая рана, которая беспокоит не только украинское, но и вселенское Православие. Тем не менее, после провозглашения независимости диплом Киевской духовной академии получило более 1200 человек, а семинарии - около 4000. Среди наших выпускников есть даже Предстоятели Поместных Православных Церквей, находящихся в других государствах.
- Сколько сегодня у вас насчитывается семинаристов и студентов Академии?
- Более тысячи. На стационаре учиться 320 человек. В секторе заочного обучения - 780. В силу сложностей, с которыми связана церковная жизнь, мы только подходим к реформе духовного образования. К сожалению, пережитки атеизма дают о себе знать. До сих пор мы находимся в состоянии разобщенности между Церковью и школой, Церковью и государством. Нужно придти к закономерному итогу - признанию наших дипломов на государственном уровне. Сейчас мы работаем над аккредитацией духовных учебных заведений. Хотелось бы выразить благодарность министерству образования: уже создана рабочая группа, которая призвана помочь духовным школам получить и лицензию, и аккредитацию.
- Стало быть, ваши выпускники в государстве будут востребованы?
- Они уже сегодня востребованы. Вопрос стоит только в преодолении формальных преград для того, чтобы духовные семинарии приносили пользу не только Церкви, но государству. Я говорю об этом как ректор ведущего учебного заведения Украинской Православной Церкви. Являясь наследниками Киево-Могилянской академии, мы уже доказали, что имеем уровень образования не ниже, чем светский. Это, во-первых. Во-вторых, время изоляции Церкви от общества уже прошло. Священник, как любой гражданин, нуждается в социальной защите. Он имеет право на диплом, который признается государством. Разумеется, наши выпускники призваны, прежде всего, быть священниками и богословами. Но, в то же время, им нужно дать право на преподавание в светских школах.
- С точки зрения Церкви это понятно: появляется дополнительная возможность проводить миссионерскую работу. А что от этого будет иметь государство?
- На мой взгляд, государство должно подходить к этой проблеме с точки зрения общественной пользы. Приведу конкретный пример. Общеизвестно, что в Украине вымирают многие села. В них ощущается острая нехватка учителей и других квалифицированных специалистов. А теперь представим, что священник, имеющий маленький приход, получает возможность преподавать в сельской школе. Думаю, от этого выиграл бы и простые люди, и государство в целом. Ведь речь идет о привлечении специалиста с высоким уровнем подготовки, полученным в Духовой Академии и Семинарии. Кроме богословских дисциплин в духовных школах изучают также историю и философию, педагогику, филологические дисциплины. Такие предметы как нравственное богословие, пастырская психиатрия, пастырская психология создают фундамент для развития в школах преподавания христианской этики.
Учение о Христе невозможно без жизни во Христе
- Как вы относитесь к Болонскому процессу, призванному гармонизировать украинские школы с европейскими?
- Этот вопрос очень непростой. Учитывая, что уже все вузы Украины перешли на болонскую систему, нам тоже нельзя сидеть, сложа руки. Являясь председателем учебного комитета УПЦ, я встречался с ректорами духовных семинарий, чтобы вместе разработать четкий план перехода к принципам болонского процесса. Думаю, что уже в следующем году эту задачу решим. Времени, чтобы наверстать упущенное, у богословских семинарий и академий очень мало. К сожалению, в Советском Союзе богословская наука была практически уничтожена. Богословские исследования находились под запретом. Очень важно чтобы Украина преодолела свое отставание в развитии богословия, так, как к этому стремятся наши соседи, к примеру в России: там уже действует закон о признании государством дипломов церковных учебных заведений. В то же время получение аккредитации - не самоцель. Наша главная задача - в первую очередь, готовить эрудированных и духовно опытных священников.
- Почему у вас на заочном секторе учится так много студентов?
- Заочные отделения появились вследствие того, что существовала острая необходимость в открытии новых приходов. В 90-е годы архиереи были вынуждены рукополагать священников без семинарской подготовки с перспективой их обучения заочно. Хотя мое личное отношение: духовного врача, как и врача телесных недугов, нельзя выучить заочно. В семинарии происходит процесс не только обучения, но и воспитания, процесс прививания будущему пастырю церковности. Большинство людей, приходящих к нам, еще не имеют четкого понимания Церковного предания. С ними требуется кропотливая духовная работа. Интеллектуально можно осилить многое. Но опыт показывает: учение о Христе без жизни со Христом приводит к плохим результатам.
- Кроме священников вы учите и мирян. Чем это вызвано?
- Дело в том, что в нашей стране неразвита система теологических вузов. Они есть в России, Белоруссии и других странах. А вот Украина этим похвастаться пока не может. Поэтому те, кто желает углубить свои знания по вопросам богословия и религиеведения, могут к нам поступать. К сожалению, с каждым годом снижается интеллектуальный уровень в обществе в целом. Нам приходится учитывать это обстоятельство и в учебной программе: тот багаж, который большинство студентов приносят из средней школы, не всегда достаточный для получения высшего образования. Однако радует то, что в этом году 20 процентов наших абитуриентов - это люди с высшим образованием. В их числе есть и медалисты. В стенах духовых школ наши студенты ощущают ответственность за будущее не только личное, но и будущее Церкви. Я могу сказать, что эта ответственность облегчает работу нашим преподавателям. Да и мне лично с ними просто и интересно.
Беседовал Валентин КОВАЛЬСКИЙ