Свобода и истина

Как помирить либералов с консерваторами

0
319
Время на чтение 6 минут

В последнее время много говорят о действительных или мнимых расхождениях между президентом и премьером по целому ряду вопросов. Не знаю, как обстоит на самом деле, но, на мой взгляд, очевидно, что в области культуры и СМИ вокруг Д. А. Медведева группируются те, кто называет себя (при всех вариантах) либералами, а В. В. Путина поддерживают так называемые консерваторы (опять-таки во многих видах и разновидностях). И вот между ними различие действительно существует. Попробуем разобраться.

О чем спор?

Противостояние консерватизма и либерализма - общемировая проблема. Консерватизм (букв. - сохранение) бывает религиозный, нравственный, эстетический, политический, но общее его значение - приверженность к традиции, сохранение ключевых ценностей соответствующей цивилизации. Что касается либерализма, то он в переводе с латыни означает стремление к свободе, к новизне, к преодолению наличной данности. Таким образом, в оппозиции «консерватизм - либерализм» мы имеем случай типичной двойственности, где старое отрицается новым потому, что само порождает его, а правое отличается от левого только благодаря наличию левого.

Казалось бы, вот оно, разрешение спора: заключите общественный договор между правыми и левыми, между «архаистами» и «новаторами» и двигайтесь дальше в условиях политической, экономической и мировоззренческой состязательности. Именно так поступили в Европе и США, где республиканцы (консерваторы) и демократы (либералы) мирно разделили между собой власть, меняясь местами примерно раз в 4 - 5 лет в процессе избирательного спектакля, чтобы народ не заскучал...

Правда, не все так гладко даже на цивилизованном Западе. За удобство жизни нередко приходится платить ее смыслом. Бесспорным достижением европейской цивилизации стал суверенный индивид как субъект права и культуры, однако утрата таким субъектом духовного содержания привела его к опасным нравственным и политическим опытам со свободой вплоть до союза Фауста с Мефистофелем. Прав был Ницше: для новой Европы Бог умер. Набрав колоссальную производительную динамику, современный Запад переживает завершение проекта модерна - постмодерн. В содержательном плане его характеризует исчерпание абсолютизированной свободы, оказавшейся в религиозной пустоте.

В области социально-политической практики современный Запад гордится своим «открытым обществом», плюрализмом мнений и оценок, однако под флагом гуманистической свободы в постмодернистской культуре фактически происходит отказ от единой мировоззренческой (и тем более религиозной) истины как слишком принудительной, «тоталитарной». Истина в том, что истин много, - вот последнее слово Запада на уровне философской политики и политической философии. Его стратегии в ХХI веке направлены на сакрализацию прав человека и достижение им успеха (наслаждения, богатства, власти) на Земле, то есть обеспечение элитарного «грешного рая». Такой проект является - и не может не являться - великой утопией: экологический предел природы (ресурсов на всех не хватит) и нравственный коллапс культуры, не различающей больше добро и зло, серьезное и смешное, мужское и женское, полет и падение. Ключевые тенденции постмодерна, будучи продолжены в будущее хотя бы еще на сто лет, грозят опасностью всему человечеству.

Существует, правда, одна тонкость: провозглашая полную свободу человека в рамках закона, западный либерализм не спешит эту драгоценную свободу использовать. Как заметил в свое время ироничный Марк Твен, в Америке есть свобода совести и свобода слова, но у нее хватает ума ими не пользоваться. По своей культурной, экономической и правовой традиции современные евроамериканцы в большинстве своем законопослушны и дисциплинированны. Не буди лихо, пока оно тихо, как говорит русская пословица. Что ж, по-своему это верно. Все дело в том, что такая стратегия плохо работает в России.

Что немцу здорово, то русскому проблема

Слушая наших умных политиков и журналистов-либералов, нельзя не заметить, что все сходится у них в теории, но вот на практике никак либеральная Россия не получается. Недавно они открыто высказались по этому поводу: телеведущий В. Познер заявил, что виной всему русское православие, а чиновник И. Юргенс прямо указал, что главным препятствием для модернизации является сам русский народ.

Как ни странно, отчасти они правы. Нравится нам это или нет, Россия не испытала в полной мере Возрождения, Реформации и Просвещения, через которые прошла романо-германская цивилизация. Одним из существенных отличий православно-русского культурно-исторического типа является отсутствие соглашательства (компромисса) между религиозными полюсами жизни. В отличие от Запада русская духовность делит мир не на три (рай - мир - ад), а на два (рай - ад), а все земное как бы растянуто между божественным и бесовским; особенно это касается богатства, власти и культуры.

«Евангелие процветания» по-русски невозможно. Отечественные «капиталисты» - от Чичикова и Штольца до нынешних компрадоров - всегда представляли капитал именно как силу мировой похоти («оргон»), вожделеющей телесного обладания сотворенной Богом вселенной. Так или иначе, у нас не образовалось нейтральное буферное пространство между консерватизмом и либерализмом, между правым и левым, куда удобно помещаются цивилизованные западные технологии и где так приятно жить.

Россия не Америка и не Азия: она Россия.

Философия общего дела

Итак, либерализм как мировоззрение и политика явно не справляется с «широтой души» человека вообще и русского человека в особенности. Еще полтораста лет назад об этом предупреждали Ф. М. Достоевский и К. Н. Леонтьев, а в ХХ веке русский философ-эмигрант С. А. Левицкий точно заметил, что «либеральная демократия хорошо отвечает разумной сфере в человеке, но она слепа к иррациональным силам в человеческой природе - как в низшем значении (массовое подсознание), так и в высшем (недооценка религиозной сферы)». Расчет на то, что «рыночный» русский человек сам себе выдаст патент на умеренность и аккуратность подобно воспитанному в протестантизме немцу, - это не только экономическая, но и политическая наивность.

Нам смысл жизни подавай, а если нет его (золотые цепи на шее быстро надоедают), то идем гулять кто куда - кто на «Феррари» гоняет по Швейцарии, а кто и соседа своего по ночному клубу... кушает. Вот диагноз опытного современного педагога Нины Иващенко: «Молодое поколение катится к катастрофе глобальной наркотизации, асоциальности, потере всех позитивных ориентиров. Подражатели героям «Бригады», футбольные фанаты, скины - вот что составляет реальную общественную жизнь подростков. Главная причина наших бед - подорванное базовое доверие к миру у наших детей, причем в той или иной степени у всех без исключения».

Русская культура всегда отличалась выраженным противостоянием духовно-аскетического «верха» и материально-индивидуалистического «низа»; по жизни это противоречие проявляется в противоположении отечественного азиатского размаха (пространственного и душевного) и рациональной европейской формы, в которую со времен Петра Великого пытаются этот размах вместить. В любом случае наличие указанных противостояний делает из России как бы исторический опыт, где сходятся без маски главные мировые силы. И одновременно наша страна - область повышенного риска, где человек не гарантирован в буквальном смысле ни от чего. Даже нынешние «новые русские» в глубине души знают, что они своего рода экстремалы. Национальная буржуазия в России как бы подвешена между храмом и киллером. В отличие от аккуратных немцев и практичных американцев мы одновременно и свободу реализуем «на всю катушку», и «не поступаемся принципами». Тогда и появляются на улицах Петербурга описанные Александром Блоком Двенадцать - то ли апостолов, то ли братков...

Как писал тот же К. Н. Леонтьев, сами национальные недостатки наши (и прежде всего наша безудержность, стремление во всем через край заглянуть) требуют для своего уравновешивания достаточно жесткой государственной дисциплины. Не дай бог видеть русский бунт, от которого никакие ОМОНы не помогут.

Для успеха любого мобилизационного начинания России нужна «философия общего дела», в которое вписана отдельная свободная личность. Пусть это общее дело на данном этапе называется модернизацией - суть не в названии, а в идее, дающей возможность человеку почувствовать задание, выходящее за пределы его краткого персонального бытия. Тогда Россия действительно способна горы сворачивать. Было бы замечательно при этом, если бы традиционалисты-консерваторы учитывали уникальность каждой человеческой «особи», а либералы-модернисты соотносили права человека с его духовным достоинством. Проще говоря, истина должна стать содержанием свободы, а свобода - условием истины. Тогда и либералам с консерваторами жить станет легче.

Александр КАЗИН, доктор философских наук, профессор

Впервые опубликовано в газете "Санкт-Петербургские ведомости"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Казин
Царская триада как мировоззренческий принцип
«Православие, самодержавие, народность» снова входит в актуальное культурно-политическое пространство
13.04.2024
Государственная и культурная политика в
период правления императора Николая I
28.12.2023
Вера, держава, народ
В 2023 году наметилось формирование новой российской государственности с опорой на православную традицию
27.12.2023
Все статьи Александр Казин
Последние комментарии
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Человек
04.05.2024 11:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.05.2024 01:32
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 16:48
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 15:40
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 15:31
Подвиг священника о. Стефана Щербаковского
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 09:08