От «суверенной демократии» к «суверенному католичеству»?

Экспансия латинизма на мировоззренческой территории Единой, Соборной и Апостольской Церкви

0
390
Время на чтение 6 минут

Доклад на Всероссийской конференции «Уроки Смутного времени»

Героические и поучительные события 400-летней давности, которые мы сегодня вспоминаем, просто не могут не привести к определённым размышлениям. Именно 400 лет назад началась памятная оборона Боровско-Пафнутьевского монастыря от польско-литовских захватчиков и их российских приспешников, именно 400 лет назад наши «стратегические партнёры» из НАТО во главе с тогдашним идеологом «суверенной демократии» товарищем Лжедмитрием на пути к Москве встретили отчаянное сопротивление 10-тысячного Боровского гарнизона и братии монастыря. Не сомневаюсь, что при более основательном размышлении станут неизбежны многие очевиднейшие аналогии того времени с нашим днём.

И тогда, и сегодня - в России налицо Смутное время; эта смута, в первую очередь, мировоззренческая, но не в последнюю - связанная с легитимностью власти, с вопросом о власти вообще. И тогда, и сегодня одной из самых характерных и отличительных черт русской Смуты было и остаётся сознательное неучастие большинства русского народа в политических перипетиях смутного времени. Сознательное - не значит «осознанное» или «осознаваемое» в данный момент, сознательное - в данном случае означает нравственное. И это не есть интеллигентское чистоплюйство, которое обычно заканчивается поджатым хвостом и верноподданническим «чего изволите-с?» Это народное неучастие является глубинным осознанием того простого факта, что выбирать между Лжедмитрием I и Лжедмитрием II - безнравственно, выбирать между семибоярщиной начала 17-го века и семибанкирщиной конца 20-го - безнравственно, выбирать между Ельциным и его присными после подтасовки итогов выборов 1996 года - безнравственно, и даже участвовать в самих выборах - безнравственно. Да, было время - мы поверили в демократические выборы, но после ушата холодной воды в виде бессовестных манипуляций и омерзительных политтехнологий отрезвились. Кандидатом номер один от русской Смуты мог быть только кандидат «Против всех», его-то и сняли предусмотрительно с выборной дистанции. Ответом стало демонстративное неучастие русского народа в фарсах с выборами.

Больше и хуже того, наше вымирание по миллиону человек в год - это тоже форма неучастия русского народа в том формате действительности, который ему отвели. Слова Марины Цветаевой «Отказываюсь жить в бедламе нелюдей» - в той или иной мере сегодня могут повторить большинство русских людей. Подтверждение тому - первое место по количеству самоубийств, прочно занимаемое Россией в нынешнем мире.

Игорь Ростиславович Шафаревич в одном из недавних своих публичных выступлений поразился такой небывалой форме русского сопротивления: при задолженностях по зарплате и пенсии, при закрытии школ и больниц, при каких-то других вопиющих нарушениях самого права на жизнь - русские люди сегодня не устраивают митингов, не громоздят баррикады, не переворачивают и не поджигают машины, а... объявляют голодовку. Этого нигде и никогда в мире не было.

То же самое можно сказать и про такую форму неучастия в «бедламе нелюдей», как пьянство. Приобретшее сегодня поистине общенациональный масштаб. Говорю об этом, разумеется, не в поощрение, но и не в осуждение; потому что в отличие от западного мира, где пьянство - это социальная болезнь, причём людей, в основном, преуспевших и пресыщенных, в современной России - это опять-таки форма отказа от участия в предложенном формате жизни, это отречение от официальных и манифестируемых ценностей, это вызывающее непоклонение золотому тельцу и прочим содомитским радостям демократии.

И вот власть, столкнувшись с таким глухим, но от этого не менее жёстким сопротивлением внутри страны, сильно сомневаясь в собственной легитимности и не находя для себя никакой опоры в народе, оставаясь один на один с более чем сомнительной и непредсказуемой поддержкой извне - эта власть начинает укреплять саму себя, что получает наименование укрепления «вертикали власти» и создания так называемой «суверенной демократии». Совершенно напрасно лондонские курсистки и шахматисты-правозащитники пытаются такое состояние нынешней власти назвать диктатурой. Для диктатуры нужны мощная политическая воля и цельная идеология, объединяющая наиболее активный слой общества. Идеология «распила бабла» и хрюкающие радости сексуальной вседозволенности не способны объединить даже собственных сторонников. Максимум на что способна в таких условиях «вертикаль» - это сохранение статус-кво, то есть та самая пресловутая «стабильность».

Но это, повторюсь, не диктатура, у диктатуры должны быть крепкие и здоровые зубы, здесь же - максимум коронки из металлокерамики и двойной отбеливающий эффект с новым «Пепсодентом»...

И вот теперь мы подошли напрямую к теме нашего сегодняшнего разговора, к теме, которая, думаю, беспокоит всех нас. На фоне нынешней, даже не политической, а мировоззренческой и онтологической нестабильности и раздробленности, как всегда во время Смуты русскому (а точнее говоря - вообще православному, вспомним ту же Византию или Западную Украину и Белоруссию) уму является «римский соблазн»: соблазн земной - простой и ясной - «вертикали власти». Об опасности этого соблазна нас предупреждал Фёдор Михайлович Достоевский - и в «Великом инквизиторе», и в «Дневнике писателя». Бесплодности этого (как и всякого другого) соблазна нас учит сама история - от Флорентийской унии до сравнительно недавнего униатства польско-литовского приграничья русских земель. Латинство ещё никого не спасло от неизбежной исторической участи - желающие могут посетить чудный город Стамбул и полюбоваться храмом Святой Софии, которая шествует сквозь столетия под конвоем четырёх минаретов.

Тем не менее, человеку свойственно в дни смуты и раздрая искать чего-то цельного, чего-то монолитного и простого, хотя бы внешне. Латинская же ересь, оформленная в лучших традициях языческого Рима в духе неумолимого подчинения и дисциплины, такой твердыней многим представлялась и представляется до сих пор.

Вспоминая сегодня героизм защитников Боровска и братии сего святого монастыря, мы не имеем права забыть и предателей, тайком отворивших монастырские ворота врагам России и Православия. Не можем не подумать и о тех русских людях и церковных деятелях, кому, действительно, в русской Смуте начала 17 века единственным спасением виделось установление «суверенного католичества» и польского протектората над загулявшими русскими землями.

Вот и в конце 20 века, в силу очевидного сходства исторических эпох, у нас вдруг, прямо-таки как в индийском фильме, случайно обнаружилась пропавшая во младенчестве «церковь-сестра». Она, оказывается, выросла, очень нас любит и готова уврачевать наши многочисленные язвы. Правда, несколько сомнительными кажутся в свете обретения нами «церкви-сестры» заслуги святого благоверного князя Александра Невского, который не слишком гостеприимно приветил «братьев-псов» на льду Чудского озера. Да и раньше, помнится, не совсем толерантно обошёлся с «братьями-шведами» в устье Невы. Впрочем, возможно его просто ввели в заблуждение - и «братья-католики» ехали к нам, сирым схизматикам, не с огнём и мечом, а с букетами из лесных фиалок, а в тяжёлые доспехи облачились исключительно с целью защиты от чухонских комаров, известных всему миру своей лютостью. Вполне возможно, что и такое мы вскоре услышим...

Но покуда нас не перестаёт волновать необычайно возросшая «межконфессиональная» активность иерархов и административных структур нашей Церкви, не перестаёт волновать закрытость и необсуждаемость наметившегося «межцерковного диалога», что в свою очередь только подтверждает опасения о смене самого стиля Церковного управления и некотором движении от соборности к единоначалию. Эту ситуацию усугубляет и тот факт, что какой-нибудь самопровозглашённый (или назначенный по умолчанию) «папский нунций», в сане всего лишь «сослужащего», уже не довольствуется написанием публичных доносов на высших церковных иерархов или на таких тружениц православного просвещения, как Алла Бородина, но начинает ездить «наводить порядок» в целых епархиях в качестве «облечённого властью».

Всё это как тенденция совершенно определённо совпадает с нескрываемым стремлением нынешней российской власти встроить Россию в «западную цивилизацию», пусть и в качестве «суверенной демократии». А главной помехой этому, как и 400 лет назад, остаётся Святое Православие русского народа. То, что по слову Достоевского, является последним и самым дорогим для русского человека, где бы он не оказался - на каторге, на чужбине, под нынешним информационным и цивилизационным игом. Как раз то самое, что по мнению Познеров, Юнгерсов и «юнкерсов» так упорно всё ещё мешает нам влиться в их счастливое сообщество тампаксов, сникерсов и памперсов.

Будем же учиться стойкости в «межконфессиональном диалоге» у святого благоверного князя Александра Невского и молить Господа, да убережёт Он Свою Святую Церковь от многочисленной и сомнительной родни в виде очередных «чудесно обретённых» церквей-сестёр, церквей-двоюродных братьев и церквей-внучатых племянников в виде протестантизма, монофизитства и прочих подобных «родственников», имя же им легион.

Алексей Шорохов, секретарь Правления Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Алексеевич Шорохов
Слишком многое указывает нам на наш путь
Север — явление не только географическое или температурное, это великая культурно-историческая общность
28.10.2024
Ромаядины. Главы 2-4
Возвращение в реальность
18.10.2024
Не в коня апельсины и не в свинью корм!
Конференция «Большой стиль» подвела итоги предыдущего тридцатилетия
10.09.2024
«Очередная "Божья ловитва" подошла к концу»
О III Молодёжном патриотическом форуме у святителя Феофана Затворника
23.08.2024
Все статьи Алексей Алексеевич Шорохов
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 16:25
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Калужанин
22.11.2024 15:11
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Константин В.
22.11.2024 15:03
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22