Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мировоззренческие основы трезвенного движения

Священник  Алексий  Мороз, Русская народная линия

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 03.11.2010


Доклад на Региональной конференции по церковному социальному служению (Санкт-Петербург, 23-25 октября 2010 года, секция трезвости) …

Мировоззренческой основой трезвенного движения является Священное Писание, Священное Предание, а также творения святых отцов, посвященные проблемам аскетики. В Священном Писании Ветхого и Нового Заветов мы находим немало мест в которых утверждается необходимость трезвой жизни, обличается пьянство, подчеркивается гибельность этой страсти для спасения души.

Чудотворная икона Божией Матери *Неупиваемая Чаша*Так в евангелие от Матфея мы читаем: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24:48-51) В евангелие от Луки мы опять слышим грозное предупреждение Господа нашего Иисуса Христа: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк.21:34).

Апостол Павел водимый Духом Святым подтверждает и развивает слова своего Небесного Учителя: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9,10). В послании к Римлянам апостол ясно называет эту страсть делом тьмы: »Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13:12-14).

Полностью согласны с этим и слова первоверховного апостола Петра, который обличая языческую жизнь по страстям и воле злых духов пишет: « Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1Пет.4:3).

Грозно обличая пьянство как грех, приводящий к вечным мукам, апостол Павел, во избежание заражения этой страстью верных христиан, пишет: «... не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1Кор.5:11). И утверждает, что христианам долженствует: «...бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1Фес.5:6-8).

Трезвость всячески поощряется в Священном Писании. Так о величайшем пророке Иоанне Предтечи было предсказано, что: «... он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк.1:15).

Обязательным требованием в древней церкви к поставляемым церковнослужителям - был навык трезвой жизни. Так в первом послании к Тимофею мы читаем:»... епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив» (1Тим.3:2,3). В послании к Титу опять подчеркивается: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца... благочестив, воздержан» (Тит.1:7,8). Говоря о требованиях которым должен соответствовать, поставляемый в диаконы указано: «Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину... ­­- равно и их жены, по словам апостола, - [должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем» (1Тим.3:8-11). А о старицах пребывающих в церкви сказано, чтобы они «... не порабощались пьянству, (и) учили добру» (Тит.2:3).

Православная традиция считает пьянство, как впрочем, и многие другие пороки и страсти, результатом грехопадения человека, его отпадения от Бога. Изначально человек был создан по образу Божию, близким к совершенству и безгрешным. Общение с Богом, радость творчества, делали для него совершенно ненужным, какие-либо искусственные средства развлечений и увеселений. Когда Адам и Ева пали и через грех оказались под властью нечистых духов, неизжитая тоска по Богу и Его благодати и подтолкнула потомков праотцев к поиску различных суррогатов Богообщения. Демоны вовлекали людей все в большие страсти и пороки, понуждая некогда богообразных жить сугубо телесными потребностями, уподобляясь бессловесным животным и становясь даже хуже их.

Об этом писали многие святые. Приведем только некоторые выдержки из их числа. Так преподобный Ефрем Сирин пишет: «Царство небесное принадлежит не беспечным, возлежащим и почивающим, не входящим в корчемницы, не роскошествующим и смеющимся, но плачущим и кающимся. Будем убегать роскоши сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство удаляет от нас Духа Святого.

Кто любит упиваться, тот утратить многое: ибо говорит и делает, он, чего не должно; богатство свое, как чужое расхищает и отдает врагам: потому что упиение омрачило у него ум.

Старшие должны быть для младших образцом всякой добродетели. Если сами чревоугодники или преданы пьянству или сребролюбивы,- то как младших себя научим воздержанно и терпению?

Если начнешь не радеть, предаваясь объедению и пьянству, то погибнешь вместе с пресыщающимся роскошью».

Св. Иоанн Златоуст еще в четвертом веке нашей эры писал: «Итак, умоляю, не заражайтесь этой болезнью (пьянством), а тех, которые уже заразились, похищайте из беды, дабы не было между вами людей, которые хуже бессловесных. Ибо скоты не требуют ничего более того, что нужно; а эти становятся бессмысленнее их, преступая границы умеренности.... Какого же помилования ждать тем, которые убивают себя такими бедствиями? Совершенно никакого».

Святитель Василий Великий писал, что «пьянство - это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». А святитель Иоанн Златоуст определял пьянство как «- произвольное беснование, которое хуже умопомешательства». По определению близкого нам по времени митрополита Антония Храповицкого: «Пьянство есть производное явление иных страстей, иногда не вполне ведомых своей жертве...».

Согласно святоотеческому учению демоны имеют своеобразную «специализацию», находясь во зле, имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно, наиболее для них приятное. Этой страстью они и живут, стараясь разжигать ею человека и через то овладевать его душой и телом. Как указывает св. Паисий Величковский: «А кто предаются страстям, у того и страсти умножаются, и когда через них лукавый дух завладевает человеком, тогда бывает в душе его всякая темнота, и мрак и тягость». Эту мысль также подтверждает св. Иоанн Кронштадтский: «...диавол также стоит у дверей сердечных и стучит и стучит: входит и смущает душу, мучит, язвит, терзает, и на всякие дурные дела понуждает, и делает его работ и пленником своим».

Соединяясь с предавшимся пьянству человеком, нечистый дух полностью подчиняет своей власти его душу и тело, использует несчастного как инструмент для своего услаждения. Недаром в народе существует поговорка «напиться до чертиков». Известно, что в состоянии белой горячки, пьяницы видят падших духов, гоняются за ними, спорят с ними.

Издревле, колдуны, шаманы, маги употребляли одурманивающие вещества для вхождения в определенные мистические состояния при которых они начинали видеть мир падших духов и общаться с ним. Исследования современных ученых[1]подтвердили факт специфического воздействия алкоголя и наркотиков на мозг, при котором у человека начинаются различного рода видения, галлюцинации, так называемые «путешествия в подсознательное». То есть человек упившийся вином зачастую становится проводником демонической воли. Недаром, довольно часто протрезвевшие люди, вспоминая свои «пьяные подвиги», ужасаются и отрицают возможность слов и поступков совершенных им в пьяном виде.

Как уже говорилось выше, за алкоголизмом, как правило, стоит инспирирующая эту болезнь демоническая сущность, и от этой духовной нечисти только с помощью традиционной медицины избавиться невозможно. И если не приступать к духовному исцелению в Богоданной лечебнице - Православной Церкви, то добиться полного исцеления от пристрастия к алкоголю невозможно.

Полноценным исцелением в православном понимании является восстановление от поврежденности всех составляющих личности человека: духа, души и тела. Целостное, христианское понятие о человеке дает верное представление о сущности разного рода дурных пристрастий (в том числе к одурманивающим веществам - табаку, алкоголю и другим наркотикам), а также о причинах возникновения болезни и способах исцеления.

В борьбе с алкоголизмом без Божией помощи и Церкви можно, конечно, добиться каких-то видимых результатов, но, как правило, полноценными они не являются. Скорее всего, нас здесь ждет два малоутешительных варианта.

1. ВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ - когда болезнь после некоторого периода ремиссии дает рецидив.

Идти по пути купирования симптомов и растягивания периода ремиссии медицинскими средствами - бесперспективно, ибо после непродолжительного неустойчивого периода алкоголизм в полной мере проявляется вновь.

2. ВАРИАНТ «СЕМИ ЗЛЕЙШИХ» - когда взамен, казалось бы, исчезнувшей страсти к спиртному, человек подвергается губительному для него воздействию многих других страстей.

О варианте «семи злейших» повествуется в Евангелии от Матфея: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12,43-45).

Да, злой дух, например, пьянства, может оставить человека. Но не будем обольщаться кажущимся успехом изгнания падшего духа человеческими средствами: открытая для страстей душа неизбежно привлечет в себя множество демонических сил, причем более страшных, чем бес пьянства. А последний, конечно, тоже будет присутствовать вместе с ними, но человек уже не будет злоупотребляет спиртным, но лишь потому, что в его душе господствуют более сильные страсти.

Вариант «семи злейших», без понимания его гибельной сущности, сплошь и рядом выдается за отличный способ исцеления от алкоголизма и даже наркомании - без понимания того, что вместо одной страсти постепенно происходит одержимость целым легионом, закрывающим человеку путь ко спасению. Не православный взгляд на природу страстей за кажущимся внешним эффектом не позволяет многим увидеть печальный результат - страшную картину еще более глубокого внутреннего поражения.

Необходимо осознавать, что наша брань (война), согласно словам апостола Павла: «не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной». Что падший ангел, согласно словам Св. Иоанна Златоустого: «Не оставляет человека до тех пор, пока или не уподобит себе, или не доведет до самоубийства». Бес пьянства не оставляет своего бывшего подопечного до конца его жизни. Ангел тьмы постоянно пытается вновь проникнуть в душу и тело человека, снова превратить его в свое послушное орудие. Необходимо постоянное внимание к себе, своим помыслам, своему внутреннему состоянию, чтобы вовремя заметить и преодолеть различные искушения. Такая невидимая борьба за спасение души на святоотеческом языке называется «трезвением». Что же означает слово «трезвение»?

Преподобный Исихий Иерусалимский (V в.) дает трезвению следующее определение: «Трезвение есть духовное художество, которое если долго и с постоянным усердием осуществляется, с Божией помощью совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел... Трезвение, если оно постоянно пребывает в человеке, делается для него путеводителем к правой и богоугодной жизни»[2].

Страсти можно представить в виде сорняков или плевелов, о которых говорил Господь в известной притче (Мф. 13, 24-30). Образно представим себе страсть-сорняк, который вырос в душе человека. Листья сорняка - это телесные (соматические) проявления страсти. Стебли - душевные (психические) проявления. Корни - духовные причины недуга.

Понятно, что если пытаться лечить страсть к алкогольно-табачным ядам только медицинскими средствами, то успеха достичь невозможно. Страсть невозможно преодолеть, даже если к медицинским средствам добавить психотерапевтические, поскольку корни (духовные истоки страсти) остаются нетронутыми.

Изучение святоотеческого взгляда на природу дурных пристрастий, к которым относится и табакокурение, и алкоголизм, позволяет понять, что корни заболевания любым дурным пристрастием находятся в духовной, невидимой телесными и душевными чувствами, области. И если эти сорные корни греха не вырвать из духовной сферы человека, то из них все равно будут произрастать сорняки-страсти, даже если «вершки», то есть телесные и душевные проявления болезни, устранить. «Корни» (духовные истоки страстей) исцеляются в духовной Лечебнице - Церкви.

Царящее в современном обществе гедонистическое устроение приводит его членов к отказу от высоких духовных устремлений и усвоению низкого эгоцентричного образа жизни, идущего вразрез с велениями совести. Это и обуславливает характерные изменения в поведении и эмоциональном состоянии человека, который предается власти гедонистических влечений, связывает смысл своей жизни с получением наслаждений, как лекарством от совести. Соответственно исцеление от алкоголизма возможно только в случае изменения образа жизни зависимого человека. Под изменением образа жизни мы понимаем в первую очередь активную работу болящего человека над собой, конечным итогом которой становится формирование нового одухотворенного сознания и поведения. Ориентируясь на святоотеческий опыт, можно сказать, что проблема преодоления любой страсти (в том числе и алкогольной зависимости) решается только тогда, когда человек поднимается над собственным духовным невежеством, работает над преображением своей души, конструктивно меняет себя и свое мировоззрение. Только лишь в плоскости телесной, социальной и психической проблема алкоголизма не разрешима. Ее можно преодолеть, только поднявшись на высший, духовно-нравственный уровень понимания человеческого бытия. С этого уровня человек получает свободу изменяться к лучшему, быть иным, быть собой, обрести радость трезвой жизни.

Православный опыт помощи алкоголезависимым людям убедительно свидетельствует о первичности духовно-нравственного начала в человеке. Никакие медицинские препараты и психотерапевтические приемы не помогают, если страждущий от алкоголя человек не идет путем духовного оздоровления. Православные программы реабилитации, основанные на различных элементах религиозной церковной жизни, позволяют зависимому человеку не только преодолеть свою страсть, но и усвоить духовные законы, которые смогут надежно оградить его от иных дурных пристрастий, нравственного разложения и духовного опустошения.

 


[1] См. исследования проф. Грофа и др.

[2] Преп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. – СПб.: Сатис, 1999. С. 5-7.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме