Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

Протоиерей  Константин  Буфеев, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 01.11.2010

Ни один священник его отпевать не хотел -

как, самоубийца, да еще некрещеный?

А этот, про которого прослышала Анна, подумал-подумал и согласился.

Ничего, говорит, что некрещеный. Мы его заочно покрестим и заодно сразу же и отпоем.

Олеся Николаева. «Мене, текел, фарес»

О неуставной службе мученику Уару

В докладе на епархиальном собрании Москвы 2003 г. Святейший Патриарх Алексий II отметил: «В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения.

Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению» [5, с. 23-24]

Предстоятель Русской Церкви справедливо указал на то важное каноническое нарушение, которое, к сожалению, стало в последнее время уже довольно распространенным явлением.

Однако не житие святого мученика Уара дает основание к тем искажениям православного благочестия, о которых говорил Патриарх. Никто же не молится о язычниках, прибегая к помощи пророка Ионы, хотя корабельщики просили его: востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог, да не погибнем (Иона 1, 6).

Для указанной антиканонической практики, к сожалению, имеется текстуальное основание в последних изданиях богослужебных Миней [7].

Так, под 19 октября приведены две службы мученику Уару - уставная и неуставная. Первая (на которую указывает Типикон) составлена вполне привычно и традиционно. Святой мученик прославляется купно с пророком Иоилем. Главный мотив богослужения можно выразить тропарем канона: «даждь молитвами твоими нам разрешение грехов, жития исправление, Уаре» (Песнь 9, c. 469).

Вторая же служба - о которой Типикон вовсе не упоминает - начинается с довольно нетрадиционного и претенциозного названия: «Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения» [7, c. 469].

По поводу такого названия следует заметить следующее.

Во-первых, представлена не просто служба в честь такого-то Божия угодника, как это бывает в Минее всегда, но заявляется определенная цель, как бы сверхзадача: прославить Уара именно как молитвенника за некрещеных «Клеопатриных прародителей».

Для сравнения предположим, что некто захотел бы составить новую альтернативную службу «празднику Усекновения честной главы Иоанна Крестителя, емуже дана бысть благодать исцеляти от головной боли» - на том основании, что, дескать, молитва Предтече помогает при боли в голове. Либо кто-то составил бы новую службу «святителю Николаю, емуже дана бысть благодать избавление даровати воеводам неправедную смерть прияти имущим». Хотя Церковь такими словами и воспевает (Акафист, икос 6-й) Мирликийского чудотворца, это не дает оснований данный один-единственный эпизод из жизни святителя Николы делать определяющим в содержании и названии службы святому. Точно так же не следовало бы уже в названии службы обеднять обилие дарований славного мученика и чудотворца Уара.

Во-вторых, следует определенно сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещеные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не дает никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве. Заявлять об этом следовало бы, имея хоть какие-нибудь факты, свидетельствующие об их нечестии.

Вспомним, что говорит житие. После мученической кончины Уара Клеопатра тайно похитила его тело и вместо своего умершего мужа взяла «...мощи святого Уара, принесла их, как некую драгоценность, из Египта в Палестину и в своем селении, называемом Эдра, которое находилось около Фавора, положила с своими предками» [4, с. 439]. Через некоторое время святой Уар явился во сне Клеопатре и сказал: «Или ты думаешь, что я не чувствовал ничего, когда ты взяла мое тело из груды трупов скота и положила меня в своей комнате? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их» [4, с. 441].

В-третьих, если даже допустить, что среди Клеопатриных сродников и были некрещеные и неверующие во Христа люди, они Промыслом Божиим оказались в склепе, освященном благодатью, исходящей от мощей святого Уара: «Земля на нейже терпеливейшее тело твое, мудре, лежит, Божественне освятися» (Канон, Песнь 9-я уставной службы, c. 469).Бог всесилен даже воскресить мертвых от прикосновения к мощам угодников Своих, как это было со святым пророком Елиссеем: повергоша мужа во гробе Елиссеове и впаде тело человека мертва, и прикоснуся костем Елиссеовым, и оживе, и воста на ноги своя (4 Цар. 13, 21).

Никому, правда, еще пока не пришло в голову составить новую службу «пророку Елиссею, емуже дана бысть благодать воставляти умершия на ноги своя».

Заметим также, что если в фамильном склепе и находились некрещеные сродники, ни сама Клеопатра не молилась об их спасении Христу, ни у святого мученика Уара не просила об этом молитв. Ходатайство свое пред Господом мученик осуществлял, предстоя престолу Вседержителя, а вовсе не советуясь с живущими на грешной земле.

Рассмотрим содержание богослужебного текста неуставной службы мученику Уару по Минее [7].

Стихиры на «Господи, воззвах» малой вечерни утверждают про святого Уара, будто «егоже молитвами прощает умершия язычники Владыка Христос» [7, c. 469]. «Невернии избавляются умершия и от мест адовых свобождаются молитвами Уара мученика» [7, c. 469].

Из такого более чем сомнительного тезиса вытекает следующее первое робкое прошение: «Приими жалость нашу, мучениче, да помянеши во тьме и сени смертней седящия осужденныя, яже от нас сродники, и Господа Бога да умолиши исполнити о них наша прошения» [7, c. 470].

На велицей вечерни в стихирах на «Господи, воззвах»эта тема развивается с большим дерзновением: «умоли Христа Бога всяческих ущедрити наша сродники, веры и Крещения не достигшия, помиловати оных и спасти души наша» [7, c. 471].

В конце стихир приведен «славник» объемом более чем на полстраницы, в котором содержатся такие «настоящия вопления»: «Воспомяни... веры и Крещения святаго православно не достигшия, но тако в недоумениих, яко и в прекословиих, обольщенныя и всеразлично падшия, услыши, великомучиниче, настоящия вопления, и умоли дати утесненным оным прощение, и отпущение, и от скорбных избавление» [7, c. 472].

Тема вымаливания неверующих и некрещеных усиливается в стихирах «на литии».

«...Помяни наша сродники... яже инославием отчужденныя умершия, неверныя и некрещеныя, и моли Христа Бога даровати сим прощение и отпущение» [7, c. 472, 473].

«Еже за неправославных умоление, умерших уже многолетне... и ныне прилежно помолися, мучениче, от затвор адских избавити и от горести свободити непреходныя, иже... спасительнаго же порождения не приемшия и Православныя веры отчужденныя, ускори убо еже испросити оным от Христа Бога прощение и отпущение, и велию милость» [7, c. 473].

В «славнике» стихир «на стиховне» вновь утверждается о Клеопатре, что «сия обретает своя неверныя сродники, молитвами славнаго мученика от горести вечных мук избавлены». Это дает составителю канона основание к молитвенному воззванию: «Темже и наша родители и ближники ихже, жалеюще, печемся яже веры и Крещения святаго отчужденныя...испросити у Христа Бога плачу их пременение, и от тьмы безконечныя милостивое избавление» [7, c. 474, 475].

В стихире по 50-м псалме содержится прошение: «...избавити наша неверныя сродники и прародители и всех, о нихже молимся, от лютаго и горькаго томления» [7, c. 477].

В каноне службы тема молитвенного ходатайства к мученику Уару за некрещеных усиливается никогда не встречающимся в иных известных церковных текстах обращением с тем же прошением к Самой Божией Матери отмаливать всех без исключения некрещеных и инославных умерших.

«Избави теплыми Твоими молитвами от лютых мук неверныя наша и некрещеныя сродники... и подаждь оным избавление и велию милость» (Богородичен седален, c. 479).

«...Ходатайствуй неотступно о милости к милостивому Твоему Сыну и Владыце, еже помиловати и простити грех инославия умершим сродником нашим» (Песнь 9, c. 484).

Не только Пресвятая Богородица, но и ангельские чины подвигаются на молитву за неверных: «Лик святых Сил Небесных подвигни с собою на молитву, мучениче, и сотвори дело пречудно... неверно умершим прародителем и еже с ними воспоминаемым еже даровати сим от Господа прощение и велию милость» (Песнь 3, c. 478.

В союзники и помощники мученику Уару канон предлагает иных святых:

«Яко послушал еси святыя Твоя, Господи, еже помиловати неверныя умершия, ихже и днесь приводим Ти на молитву, да прошения их ради ущедриши инославно умершия» (Песнь 8, c. 483). Прошение это примечательно, поскольку обязывает не одного мученика Уара, но целый собор святых угодников Божиих просить о спасении некрещеных: «Агнче Божий, Пречистою Своею Кровию нас искупивый, Феклино и блаженного Григория моление услышав, Мефодия со многими и Макария прием прошения, и отраду, и избаву зловерным подав умершим, и Златоустаго о сих молитися написати воздвигнув, приими убо, Владыко, с сими славного Уара и молитвами их воспоминаемыя от нас прости и помилуй» (Песнь 8, c. 483).

Епископ Афанасий (Сахаров) отмечал [2], что здесь упоминается молитва святителя Григория Двоеслова о царе Траяне и молитва святителя Мефодия Константинопольского с собором отец о царе Феофиле - так что это были молитвы не «за язычников» или «за еретиков», а «за царя», согласно апостольской заповеди совершать молитвы за царя и за всех иже во власти суть (1 Тим. 2, 2). Молитвы остальных упомянутых в каноне угодников Божиих относятся, очевидно, к разряду «частных», а не «общественных».

Практически во всех тропарях канона, равно как и в Светильне, содержится одно и то же прошение «...веры, и Крещения отчужденныя умершия наша сродники и всем... даровати прощение и велию милость» (Песнь 5, c. 481).

Венчают службу стихиры «на хвалитех», где встречаются рефреном такие воззвания:

«...Егоже моли простити умершия инославно» [7, c. 485].

«...Егоже моли послати милость умершим в неверии» [7, c. 485].

Последней печатью «хвалитных» стихир является «славник» объемом полстраницы, содержащий, в частности, такие воззвания: «...Воспомяни воспоминаемыя выну наши деды и прадеды, и яже с ними вочтенныя, елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеныя. За сих убо предстани ко Христу Богу... и потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление» [7, c. 486].

О канонической недопустимости церковного поминовения неправославных

Каноническое сознание древней Церкви совершенно не допускало молитвенного общения с еретиками, иудеями и язычниками. Такой запрет на молитвенное общение относился как к живым, так и к умершим. Как справедливо отметил протоиерей Владислав Цыпин, «усопшие христиане остаются членами Церкви, и поэтому Церковь возносит за них свои молитвы как и о живых своих членах», поэтому «Церковь может, конечно, отпевать лишь тех, кто принадлежит лишь ей» [15, c. 322].

Наглядно показать это можно, сравнив вышеприведенные цитаты из неуставного канона мученику Уару с церковным каноном из службы Троицкой родительской субботы, помещенной в Цветной Триоди. В этом богослужебном последовании буквально в каждой песне канона отмечается, что поминает Церковь лишь крещеных православных людей, в вере и благочестии окончивших свою земную жизнь.

«Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечнаго огня избавит я, в вере усопшыя, и надежде жизни вечныя» (Песнь 1).

«Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, праведным судом водрузивый пределы жизни, и в нетление от тли приемляй вся, усопшыя в надежди вечнаго воскресения» (Песнь 2).

«Присномутное жития море преплывшыя Христе, в нетленное твоего жития сподоби пристанище притещи, православным житием окормленныя» (Песнь 3).

«Отцы и праотцы, деды и прадеды, от первых и даже до последних, во благозаконии умершыя и благоверии, вся помяни Спасе наш» (Песнь 4).

«Огня приснопалящаго, и тмы несветимыя, скрежета зубнаго, и червия безконечно мучащаго, и всякаго мучения избави Спасе наш, вся верно умершыя» (Песнь 5).

«От века яже приял еси верныя Боже, род всякий человеческий, сподоби во веки с служащими Ти славити Тя» (Песнь 6).

«В страшное Твое пришествие, Щедре, одесную овец Твоих постави, православно Ти в житии послужившыя Христе, и преставльшыяся к Тебе» (Песнь 7).

«Сокрушивый первее сень смертную, возсияв яко солнце из гроба, сыны воскресения Твоего сотвори, Господи славы, вся умершыя в вере, во веки» (Песнь 8).

«Всякий возраст, старцы, и юныя младенцы, и дети, и ссущыя млеко, мужеское естество и женское, упокой Боже, яже приял еси верныя» (Песнь 9).

В богородичных тропарях этой службы, в отличие от неуставной службы мученику Уару, Церковь испрашивает ходатайство у Пречистой Девы Марии лишь за верных: «Струи живыя источник запечатанный, показалася еси Богородице Дево, без мужа бо Господа рождши, безсмертия верныя напояеши водою во веки» (Песнь 8).

Пространные и развернутые прошения об усопших читаются по Уставу на вечерне под День Святаго Духа - в особенности в третьей коленопреклоненной молитве, помещенной в Цветной Триоди. Но и в этой всеохватной молитве упоминаются исключительно православные христиане: «Услыши нас молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли».

Согласно Служебнику, на проскомидии совершается поминовение «о всех в надежде воскресения жизни вечныя и Твоего общения усопших православных». В чинопоследовании евхаристического канона литургии святителя Иоанна Златоуста содержатся следующие слова: «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших... и о всяком Дусе праведном в вере скончавшемся», а также прошение: «И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя». На литургии святителя Василия Великого предстоятель молится подобным образом: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими... и со всяким духом праведным в вере скончавшимся», и в завершение: «И помяни всех прежде усопших о надежде воскресения жизни вечныя» [11]. О неверующих ни св. Иоанн Златоуст, ни св. Василий Великий молитв не возносили, памятуя слова евангельские: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16, 16).

Святые Отцы поступали в полном соответствии с учением апостольским: Кое бо причастие правде и беззаконию, или кое общение свету ко тме, кое же согласие Христови с велиаром, или кая часть верну с неверным, или кое сложение Церкви Божией со идолы? (2 Кор. 6, 14-16).

* * *

Митрополит Макарий (Булгаков) писал: «Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, т.е. в общении с Церковью и с Господом Иисусом: потому что в сем случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову» [6, с. 456]. Он приводит выдержку из 5 Правила VII Вселенского Собора: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают, и... жестоковыйно возстают на благочестие и истину... в таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения». В этой связи владыка Макарий замечает: «Умершие в смерт­ных грехах, в нераскаянности и вне общения с Церковью не удостоиваются ея молитв, по этой заповеди апостольской» [6, с. 450 ].

Постановления Лаодикийского Поместного Собора однозначно запрещают молитву за живых еретиков: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Правило 33). «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37). Тот же Лаодикийский Собор запрещает членам Церкви молитвенное поминовение умерших, погребенных на неправославных кладбищах: «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9). В толковании на это Правило епископ Никодим (Милаш) отмечал: «Данное правило Лаодикийского Собора воспрещает православному или, как сказано в тексте «церковным», каждому принадлежащему к Церкви, посещать ради молитвы и богослужения такие еретические места, так как в противном случае его можно заподозрить в склонности к той или иной ереси и не считать православным по убеждению» [10, с. 86].

В свете этого становится понятной древняя и повсеместная традиция отделять православные кладбища от прочих - немецких, татарских, еврейских, армянских. Ведь заупокойная молитва в кладбищенских храмах и часовнях совершается, согласно Служебнику, о «зде лежащих и повсюду православных» [11]. За «зде лежащих иноверцев» Церковь не молится.

Подобным образом Церковь не молится и за самоубийц. Правило святого Тимофея Александрийского, приведенное в Книге правил, запрещает церковное поминовение тех лиц, кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца» (Ответ 14). Святитель Тимофей даже предостерегает пресвитера, который подобные случаи «непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению».

* * *

Примечательно, что в то время, как Святые Отцы запрещают молиться за живых и мертвых еретиков, они положительно решают вопрос о возможности церковной молитвы за отступников, по немощи и малодушию не выдержавших испытания во время гонений: «или пострадавших в темнице и побежденных гладом и жаждею, или вне темницы на судилище измученных, строганием и биением и напоследок преодоленных немощию плоти». «За таковых, - постановляет святитель Петр Александрийский,-когда некоторые по вере просят приношения молитв и прошений - праведно есть согласитися с ним» (см.: Книга правил, правило 11). Мотивируется это тем, что «сострадати и соболезновати плачущим и стенящим о преодоленных в подвиге... нимало не вредно ни для кого» [Там же].

Церковные канонические Правила не допускают возможности молиться за еретиков и язычников, но объявляют им анафему и тем самым лишают как при жизни, так и после смерти молитвенного общения с Соборной Апостольской Церковью.

Единственный случай литургического предстательства за некрещеных - молитвы и ектеньи за оглашенных. Но это исключение лишь подтверждает правило, так как оглашенные - это как раз те люди, которых Церковь не считает чужими по вере, поскольку они выразили сознательное желание стать православными христианами и готовятся к святому Крещению. При этом содержание молитв об оглашенных, очевидно, относится только к живым. Молитвенных чинов об умерших оглашенных не встречается.

Блаженный Августин писал: «Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, - но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал» [6, с. 457].

В Русской Православной Церкви Святейший Синод впервые разрешил в 1797 году православным священникам при сопровождении в известных случаях тела усопшего неправославного ограничиваться только пением Трисвятого. В «Настольной книге священно-церковнослужителей» указывается: «Запрещается погребение иноверцев по обряду Православной Церкви; но если умрет иноверец христианского исповедания и не «будет священника или пастора ни того исповедания, к которому умерший принадлежал, ни иного, то проводить труп с места до кладбища обязан священник православного исповедания по правилам, в своде церковных законов означенным», согласно которым священнику следует усопшего ««провождать с места до кладбища в ризах и епитрахили и опускать в землю при пении стиха: Святый Боже» (Указ Святейшего Синода от 24 августа 1797 г.)» [3, с. 1346].

Святитель Филарет Московский в этой связи замечает: «По правилам церковным было бы справедливо, если бы Св. Синод и сего не разрешил. Разрешая сие, он употребил снисхождение и оказал уважение душе, имеющей на себе печать крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Более требовать нет права» [3, с. 1347].

Настольная книга поясняет также следующее: «Обязательность для православного священника погребения иноверца христианского исповедания обусловливается отсутствием духовнаго лица других христианских исповеданий, в чем православный священник и должен убедиться, прежде чем исполнит просьбу о погребении им иноверца (Церковный вестник. 1906, 20).

Святейшим Синодом в определении от 10-15 марта 1847 года было постановлено: 1) при погребении военных чинов римско-католическаго, лютеранскаго и реформатскаго исповеданий православное духовенство может, по приглашению, исполнять только то, что сказано в указе Св. Синода 24 авг. 1797 г. (провожать до кладбища с пением Трисвятого. - свящ. К.Б.); 2) православное духовенство не имеет права отпевать таковых умерших по чиноположению Православной Церкви; 3) тело умершаго иноверца христианскаго исповедания не может быть вносимо пред погребением в православную церковь; 4) полковое православное духовенство по таковым чинам не может совершать домовых панихид и включать их в церковное поминовение (Дело Архива Св. Синода 1847 г., 2513)» [3, с. 1346].

Такая норма благочестия, запрещающая отпевать инославных, соблюдалась повсеместно во всех поместных Православных Церквах. Однако в середине XIX века это положение было нарушено.«Константинопольский патриарх Григорий VI в 1869 году установил особый чин погребения усопших неправославных, принятый и Еллинским Синодом. Чин этот состоит из Трисвятого, 17-й кафизмы с обычными припевами, Апостола, Евангелия и малого отпуста» [9, с. 28].

В самом принятии этого чина нельзя не усмотреть отступления от святоотеческой традиции. Данное нововведение проводилось у греков параллельно с принятием нового, изданного в Афинах в 1864 году так называемого «Типикона Великой Константинопольской Церкви», суть которого сводилась к реформированию и сокращению уставного богослужения. Дух модернизма, расшатывающий устои Православия, подвигал составлять подобные чинопоследования и в Русской Православной Церкви. Как отмечал протоиерей Геннадий Нефедов,«перед самой революцией в петроградской Синодальной типографии было напечатано особой брошюрой славянским шрифтом «Чинопоследование над усопшим неправославным». Этот чин указывается совершать и вместо панихиды, с опущением прокимна, Апостола и Евангелия» [9, с. 29].

Само это «Чинопоследование над усопшим неправославным» появилось в нашей Церкви как проявление революционно-демократических и обновленческих умонастроений, пленявших в начале XX века умы иных богословов и священнослужителей. Его текст совершенно не может быть оправдан с позиции церковно-канонической. Текст этого «Чинопоследования» в Требнике [12] содержит ряд нелепостей.

Так, например, в начале «Чинопоследования» сказано: «Аще некия ради благословныя вины, прилучится священнику православному совершати погребение тела усопшаго неправославного» [12, с. 342]. Выше мы уже показали, что церковные каноны никакой «благословныя вины» здесь не допускают.

После обычного молитвенного начала «Чинопоследование» приводит Псалом 87, в котором содержатся, в частности, такие слова: Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели; еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней (Пс. 87, 12-13). Если уточнить, что церковно-славянское слово еда означает «разве, неужели», Псалом станет обличением читающим его над неправославным умершим.

После этого приводится Псалом 118, воспевающий ходящих в Законе Господнем (Пс. 118, 1). Святитель Феофан Затворник в толковании на этот Псалом приводит святоотеческое суждение: «Не те блаженные, которые пятнают себя грехом в развращении века, но те, которые непорочни в пути и ходят в Законе Господни» [14, с. 12].

Справедливости ради следует отметить, что в изданиях Требника последних десяти-пятнадцати лет это «Чинопоследование» уже не печатается.

Правильной с точки зрения православного традиционного отношения к рассматриваемому вопросу следует считать позицию монаха Митрофана, издавшего в 1897 году книгу «Загробная жизнь». Приведем из нее несколько цитат.

«Наша св. Церковь об усопших молится так: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, преставившихся в вере и надежде воскресения. Упокой, Господи, всех православных христиан». Вот о ком молится Церковь и с кем она в неразрывном союзе и общении. Следовательно, нет союза и общения с умершими нехристианами и с неправославными... Для истинного христианина, кроме самоубийства, никакой род смерти не расторгает союза и общения с живым - с Церковью... О нем молятся святые, молятся и живые, как о живом члене единого живого тела».

«Испросим, все ли находящиеся в аде могут через наши молитвы получить освобождение? Церковь молится о всех умерших, но только умершие в истинной вере непременно получат освобождение от адских мук. Душа, пребывая в теле, обязана и сама заранее позаботиться о будущей своей жизни, должна заслужить, чтобы по переходе в загробную жизнь ходатайство живых могло доставить ей облегчение и спасение».

«Грехи, составляющие хулу на Духа Святого, то есть неверие, ожесточение, отступничество, нераскаяние и им подобные, делают человека вечно погибшим, и таким умершим ходатайства Церкви и живых нисколько не помогут, потому что они жили и умерли вне общения с Церковью. Да о таковых Церковь уже и не молится» [8, с. 52, 133, 134].

Здесь автор, очевидно, имеет в виду слова Евангелия: Иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12, 32). Из этих слов Спасителя многие естественно заключали, что в принципе отпущение грехов возможно и по смерти грешника. Митрополит Макарий (Булгаков) в этой связи замечает: «О скончавшихся с хулою на Духа Святаго, или, что то же, в смертном грехе, и не раскаявшихся Церковь не молится, и вот потому-то, как сказал Спаситель, хула на Духа Святаго не отпустится человеку ни в сей век, ни в будущий» [6, с. 451].

Преподобный Феодор Студит не допускал открытогопоминовения на литургии усопших еретиков-иконоборцев [13, с. 634].

Приведем ряд высказываний Святых Отцов, в которых они, призывая к молитве за умерших, не допускали ее церковного совершения за скончавшихся вне церковного общения - еретиков и некрещеных.

Блаженный Августин: «Вся Церковь соблюдает это, как преданное от Отцев, чтобы за скончавшихся в общении тела и крови Христовой молиться, когда воспоминаются они в свое время при самом жертвоприношении» [6, с. 455].

Святитель Григорий Нисский: «Это есть дело весьма богоугодное и полезное - при божественном и преславном таинстве совершать поминовение о усопших в правой вере» [6, с. 453].

Преподобный Иоанн Дамаскин: «Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земный, ученики и божественные Апостолы Спасителя не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих тайнах совершать поминовение о верных усопших» [6, с. 453].

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к небу руками, и когда предлежит страшная жертва: как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли» [6, с. 455].

О поминовении неправославных в домашней молитве

В приведенных нами вначале словах Святейшего Патриарха Алексия на Московском епархиальном собрании 2003 года отмечалось, что лишь частная, домашняя молитва допускается и всегда допускалась за некрещеных, но «за богослужением мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения» [5, с. 24]. Это разделение на церковную и частную молитву существенно.

Капитальный труд «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» [2] составил новомученик Афанасий (Сахаров), епископ Ковров­ский. В разделе «Канон мученику Уару об избавлении от муки в иноверии умерших» он пишет: «Древняя Русь при всей строгости своего отношения к умершим, находила возможным молиться не только об обращении живых к истинной вере, но и об избавлении от мук в иноверии умерших. При этом она прибегала к предстательству святого мученика Уара. В старинных канонах имеется специальный канон на сей случай, совершенно отличный от канона, помещающегося в октябрьской Минее под 19 числом» [2, с. 202].

Однако этот раздел, равно как и разделы «Молитва о некрещеных и мертворожденных младенцах» и «Молитва о самоубийцах», владыка Афанасий помещает в главе IV - «Поминовение усопших на домашней молитве». Он справедливо пишет: «На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении». «Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных» [2, с. 201, 205].

При этом об уставном общественном богослужении он замечает: «Все заупокойные последования точно определены в своем составе, точно назначено и время, когда они могут или не могут быть совершаемы. И этих установленных Святою Церковью пределов никто не имеет права преступать» [2, с. 195].

Итак, в церковном собрании, возглавляемом священником или епископом, нет никакой возможности легально молиться за некрещеных (равно как за неправославных и самоубийц). Отметим, что в трактате епископа Афанасия разбирается как уставное богослужение, так и службы по Требнику (чинопоследование отпевания, панихиды). При этом в первых трех главах никаких упоминаний о службе мученику Уару нет. Примечательно, что сам Владыка пишет в начале IV главы: «Мы коснулись всех разнообразных случаев, когда Святая Церковь разрешает или сама призывает, иногда усиленно призывает к молитве об усопших. Но все доселе перечисленные случаи поминовения усопших совершаются с иереем» [2, с. 195]. Таким образом, рассмотренное нами чинопоследование бденной неуставной службы мученику Уару не может быть признано ни православным богослужебным текстом, ни чином Православного Требника.

О возможности частного поминовения в домашней молитве тех умерших, кто не может быть помянут в церковном собрании, высказывались многие Святые Отцы.

Преподобный Феодор Студит находил возможным за таковых поминовение лишь тайное: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню» [13, с. 634].

Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» [2, с. 204].

Преподобный старец Амвросий Оптинский писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом» [1, с. 106].

Приведенные нами свидетельства Святых Отцов заставляют, в полном согласии со словом Святейшего Патриарха Алексия II, ставить в нашей Церкви вопрос об упразднении из годового богослужебного круга не предусмотренной Типиконом неуставной бденной службы мученику Уару, как противоречащей каноническим церковным нормам.

По всей вероятности, только канон мученику Уару (но, разумеется, не последование «Всенощного бдения») можно в частных случаях «некия ради благословныя вины» рекомендовать для домашней келейной молитвы за умерших неправославных сродников с обязательным запрещением читать этот канон в православных храмах и часовнях на общественных богослужениях и требах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амвросий Оптинский, преп. Собрание писем к монашествующим. Вып. II. Сергиев Посад, 1909.

2. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995.

3. Булгаков С.Н. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М.: 1993.

4. Димитрий Ростовский, свят. Жития святых. Октябрь. 1993.

5. Журнал Московской Патриархии. 2004, № 2.

6. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб., 1857.

7. Минея. Октябрь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1980.

8. Митрофан, монах. Загробная жизнь. СПб., 1897; Киев, 1992.

9. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. Ч. 4. М., 1992.

10. Никодим (Милаш), епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

11. Служебник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977.

12. Требник. Ч. 3. М.: Изд. Московской Патриархии, 1984.

13. Феодор Студит, преп. Творения. Т. II. СПб., 1908.

14. Феофан Затворник, свят. Толкование на 118 Псалом. М., 1891.

15. Цыпин В., прот. Церковное право. М., 1996.

Статья была опубликована в журнале «Благодатный Огонь», № 12



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 39

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

39. Владимiръ. : 37. Агапиту
2010-11-06 в 23:53

Нельзя притчу о Лазаре понимать буквально.Еще раз повторю кроме ада и рая ничего нет.-это учение Православной Церкви.Очень хорошо изложено в книге Игнатия Брянчанинова"Слово о смерти."
Другое дело ,что те кто согрешил много будет во глубене ада и мучен много,а кто меньше согрешил,тот будет меньше но всё равно мучаться.Тоже и рай.Но человек либо там ,либо сям после смерти,третьего не дано.
38. Агапит : 33. М.Яблоков
2010-11-06 в 22:44

"Никак не могут понять современные церковные либералы..."
---------------------------------------
Михаил, они всё понимают, им нужно комфортное "европравославие", как тому Введенскому, который ужинал в ресторане, спал с очередной "женой", а утром служил свою обновленческую литургию.
Молчать нельзя, сейчас ОНИ наступают, а мы в обороне. Война.
37. Агапит : 34. Владимiръ.
2010-11-06 в 22:38

"Промежуточное состояние это что -чистилище латинское?"
-----------------------------------
"Господь сказал, что в раю обителей много. Святые отцы учат, что и в аду обителей много и каждый на небесах и в преисподней получит место по состоянию его души." см. пост 30.

Вспомните притчу о богаче и Лазаре: был ещё Ветхий Завет, ВСЕ умершие нисходили в ад, но, однако, посмертная участь богача и Лазаря была различной.
Вот это "лоно Авраамово" и есть то состояние в аду, которое Вы ошибочно отождествили с католическим чистилищем.
Где-то я ещё прочёл, что ад-это последняя милость Христа к грешнику.
36. Агапит : 32. lucia
2010-11-06 в 22:23

"Последователи Осипова страшно агрессивны."
---------------------------------------
Человек изменился за пару дней, став в чём-то похожим на иеговиста.
35. Ева : 34. Владимiръ
2010-11-06 в 22:06

Спаси Господи!
Ненужные и глупые разговоры...До чего же эти церковные либерасты циники.
34. Владимiръ : Re: О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных
2010-11-06 в 20:50

Правильно,надо прекратить эти глупые разговоры о спасении некрещенных и неправославных.
Спастись могут только крещенные и только православные.
Теперь о младенцах некрещенных,по мысли святого Григория Богослова, такие дети будут «ни в славе, ни в мучении».
Надо считать эту мысль частным богословским заблуждением.По учению Церкви,есть только ад и рай и никаких промежуточных состояний.Ни у кого из святых отцов больше нет мыслей о промежуточных состояниях.Промежуточное состояние это что -чистилище латинское?Такого Церковь православная не допускает,значит все некрещенные в том числе и младенцы не попадают рай,а попапдают в ад.Если все праведники в том числе и младенцы до Христа шли в ад,то почему младенцы нынешнии должны туда не попадать?Очевидно,что тоже идут в ад.
Итак спастись могут только крещенные и только в православной Церкви.
33. М.Яблоков : Агапиту.
2010-11-06 в 18:44

Никак не могут понять современные церковные либералы, что невозможно спасение без Спасителя.
Спаситель - это Христос. Церковь - видимое Тело Христово. Нет спасение вне Христа - вне Церкви, вне Ноева Ковчега. Нет! Вот ты хоть тресни, нет и все. И никакая "любовь" не может спасти вне Христа и вне Церкви, это все лукавство. Сатанизм.
32. lucia : Агапит
2010-11-06 в 15:51

Последователи Осипова страшно агрессивны.
31. Агапит : lucia. О модном профессоре и моём друге.
2010-11-06 в 13:46

"Что Вы! Это страшно модно!"
-------------------------------------
К моему ужасу, этот реаниматолог древних ересей превратил Академию в подобие естественнонаучной лаборатории и ставит там свои страшные опыты. Более того, ТАК он вещает с высоты профессорской кафедры, его студентами были многие из владык.
Теперь всё это многообразие ересей в его исполнении заполонило церковные прилавки, и даже авторитетные, но не получившие серьёзного образования батюшки слушают эти диски и читают книги, и рекомендуют другим.
Повёлся на это один из моих друзей, которого я очень уважал и всегда дорожил его мнением.
А его аргументы: раз профЕссора не прогоняют с кафедры, стало быть, он прав.
Жаль.
30. Агапит : 26. Ерусалимецъ
2010-11-06 в 13:27

"Есть несколько состояний в загробной жизни. Если христианин имел веру во Христа как в Спасителя, освящался таинствами Церкви, но колебался между добром и злом, падал и восставал, согрешал и каялся, но не смог искоренить в себе греховных привычек, или же, перед смертью искренно обратился к Богу, но не успел проявить свою веру в делах любви и милосердия, тогда молитва Церкви может спасти его.
Если младенец умер некрещеным, то его природа осталась пораженной адамовым грехом, хотя личность еще не сформировалась; такая душа не может воспринять божественный свет, но, вместе с тем, как не совершившая сознательно греха, не будет наказана. По мысли святого Григория Богослова, такие дети будут «ни в славе, ни в мучении».
Что будет с язычниками или иноверцами, которые не слышали о Христе? Над ними тяготеет адамов грех; но если эти люди старались делать добро, творить милостыню и поступать справедливо, то они не будут в геенском огне, но и не увидят Бога, то есть будут лишены возможности личного общения с Богом через благодать (высшая форма богообщения – любовь, а это возможно только в раю). Все люди нуждаются в искуплении, а без Искупителя нет искупления, без Спасителя невозможно спасение. Поэтому они останутся в духовной тьме (в метафизической тьме), но будут иметь некое утешение в самом своем бытии. По мысли святого Григория Богослова, не все, кто лишены награды, достойны мук, и не все, кто избавлены от мук, достойны награды.
Что будет с инославными, которые верили в Иисуса Христа, но находились вне Его Церкви? Истинный Христос открывается в Духе Святом, Который пребывает в Церкви. Вне Церкви – искаженный, мертвый образ Христа, который не может спасти. Поэтому возможно предположить, что их участь такая же, как участь не знавших Христа: они будут лишены благодати Духа Святого. Если инословные самоотверженно служили и совершали много добрых дел, то они получат милость и воздаяние от Бога, но не Самого Бога – как внутреннего фактора жизни. Однако тот, кто знал о Православии и хулил его, будет осужден как хулитель Духа Святого.
Господь сказал, что в раю обителей много. Святые отцы учат, что и в аду обителей много и каждый на небесах и в преисподне получит место по состоянию его души. Святые отцы считали необходимым размышлять о смерти, о суде Божием, о блаженстве рая и муках ада, чтобы помнить, какими духовными опасностями окружен человек, какой непоправимой катастрофой может окончиться его жизнь.
Последнее время православное учение о спасении стало подвергаться различным извращениям и провокациям со стороны модернистов, которые реанимируют учение Оригена о всеспасении, отвергнутое и проклятое Церковью как духовная ложь, обольщающая человека ложной надеждой."
http://blagogon.ru/biblio/88/
глава "Ориген и современные оригеновичи"
29. Ева : 28. lucia
2010-11-06 в 13:20

Вот то и оно,дорогая Мария,откуда ветер дует...
28. lucia : Ева
2010-11-06 в 11:53

27. Ева : ????
2010-11-05 в 23:53

Вообще разговор о Крещении в таком настрое,который демонстрируют оппоненты Автору,у меня вызывает некоторое беспокойство в связи с разномыслием в нашей Церкви.Например,с древних времен Крещение обязательно должно было быть с трехкратным погружением в воду.Со временем после раскола в Церковь вошла практика Крещения обливанием,а то и просто кроплением водой,заимствованная от католиков...В данном разговоре уже чувствуется тон,что и некрещенный спасется.Зачем? И понимание этого для всех ли ушей? Нужно ли смущать народ? Все мы, немощные и грешные, должны "родиться в Крещении".А вспоминать разбойника вообще некорректно.Потому что не всем дано через такое покаяние попасть в рай.Или креститься кровью мученичества.Да,эти примеры есть.Но,Боже сохрани,дерзать на это.
Для чего тогда эти разговоры?! Чтобы пошатнуть традиционный взгляд на таинство Крещения?! И отвратить неискушенных?! Вполне возможно только в духе обновленчества.Которое готово рассказывать о подвигах ,недостижимых, вместо того,чтобы как можно больше призывать к Крещению народ и делать это правильно.
Простите!
26. Ерусалимецъ : 25. Агапит
2010-11-05 в 23:18

Вы не могли бы привести ссылку?
25. Агапит : salus extra ecclesiam non est.
2010-11-05 в 21:14

"А Вам никто не давал право решать за Бога и лишать спасения тех, чья жизнь и самоё их спасение от Вас вообще не зависит." пост 23.
---------------------------------------
"В III веке по Рождестве Христовом св. Киприан, епископ Карфагенский, во время расколов, которые стали умножаться в Церкви, категорически и твердо заявил, что вне Церкви нет спасения (salus extra ecclesiam non est). Если в ту пору эти слова звучали довольно убедительно и многие вернулись из раскола в Церковь, то в нашем секулярном мире, при умножении расколов, ересей и сект, эти слова светские люди могут воспринимать как проявление фанатизма."
http://www.russned.r...extra-ecclesiam-non

Здесь М. Яблоков в своём споре с Василием Оптца совершенно прав.
В противном случае всё Святоотеческое наследие и слова Писания, например, Ап. Павла о еретиках, коих надлежит после первого и второго обличения отвращаться, будут чудовищной ложью, а мнение "от ветра главы своея" еретиков-экуменистов- правдой.
Пение Трисвятого над умершим неправославным христианином и келейные молитвы о таковом, вне всякого сомнения, как-то облегчают посмертную участь покойного.
Архим. Рафаил Карелин, основываясь на тщательном анализе святоотеческих текстов, говорит о посмертной участи достойнейших из неправославных людей, а равно умерших некрещенными детей, что души их будут на "лоне Авраамовом", т.е. той части ада, где находились Ветхозаветные праведники до Воскресения Христа. Ведь миллиарды людей не сподобились счастья быть православными не по своей вине, и вот их "место" где-то там, "ни в муках, ни в славе."
24. М.Яблоков : Василию Оптца.
2010-11-05 в 19:44

А ничего и не решаю. Я просто привел изречения свв.отцов и учение Св.Церкви, которое вы в своем безумии отвергаете.
Так Бог открыл Церкви. И только так, как Он Сам открыл, так мы и веруем.
23. Василий Оптца : М. Яблокову
2010-11-05 в 16:16

А Вам никто не давал право решать за Бога и лишать спасения тех, чья жизнь и самоё их спасение от Вас вообще не зависит. Насчёт гордыньки, то Вы правильно сказали, только это Вы про самого себя уважаемый сказали.
22. М.Яблоков : Re: О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных
2010-11-05 в 00:06

Василий Оптца
Читайте предыдущие комменитарии, все это уже было оговорено. Повторяться для Вас не собираюсь. Помещу только лишь одно, чтобы Вы не сильно прельщались по поводу Духа. "Где Церковь - там Дух Божий, а где Дух Божий - там и Церковь." (сщмч.Ириней Лионский). Вам никто не давал право направо и налево раздавать спасение, уважаемый!

Прот.Вячеславу.
Обычно так говорят, когда сказать нечего, а признаться в неправоте кое-что не позволяет. Простите. Я бы с Вами мог бы согласиться, если бы кто-то спасся вне Ноева Ковчега, но Библия нам об этом ничего не говорит... можно конечно предположить )))
21. Василий Оптца : М. Яблокову
2010-11-04 в 19:58

Разбойник на кресте точно не родился от воды и святой Ванифатий тоже был замучен в цирке не получив прежде водного крещения. Вот Вам и доказательство того, что Дух дышет где хочет и нас не спрашивает, где Ему дышать. Ведь, как верно было уже замечено, слова Спасителя про воду и Дух были произнесены раньше раскаяния и смерти разбойника. Неужели Вы и теперь станете спорить. Бог поступает по своему Закону, а Закон Его, вот Он и поступает так, как полезно людям и спасительно. Что отнимете у него эту привелегию?
20. протоиерей Вячеслав Пушкарёв : Да уж... Тон не в тему...
2010-11-04 в 19:18

Я уже всё сказал. Думаю, что Вы их не читали. Если интересно, то почитайте и многое откроется в ином свете. С уважением...
19. М.Яблоков : Прот.Вячеславу.
2010-11-04 в 18:42

Так разве это не Сам Господь сказал, что "кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие"? И святые разве не от Духа Святого говорили, что вне Церкви нет спасения?

Что-то Вы не то говорите, батюшка... Причем тут свт.Тихона, Синод РПЦЗ, прп.Иоанн Дамаскин и Силуан? Или Вы думаете, что мы их не читали что ли? Если обладаете тайным знанием, то поведайте нам-дуракам его. Может какой-то иной смысл содержится в Символе веры, не всем православным доступный?
18. протоиерей Вячеслав Пушкарёв : Скажем честно...
2010-11-04 в 18:11

Скажем честно. Мы последовательные антиэкуменисты, но на счёт того, кто спасётся рассуждать не берёмся, а иначе нам придётся осудить святого патриарха Тихона, весь синод зарубежной Церкви, прп. Силуана Афонского, прп. Иоанна Дамаскина и ещё многих святых людей, чего бы нам не хотелось делать. Господь говорит, что Он Сам судья и суд только у него. Так что не берите на себя слишком много и ведите себя более менее прилично.
17. Александр Изгоев : 16. Ева
2010-11-02 в 15:57

Дорогая Ева!

Не берите в голову. Просто... Просто тема непростая.
Однако, замечу - на этот раз уважаемому М.Яблокову и снова с благодарностью ему (теперь уже за его пост №13 в мой адрес): спасибо, Вам, Михаил!
Я решил-таки, с Божией и Вашей помощью, отыскать давно меня мучившие слова С.И. Фуделя в одной из его работ. Прочитал сноски №№158 и 159 по адресу http://pravbeseda.ru...ex.php?page=book&;id=324, и теперь почти всё прояснилось (лично для меня) - в вопросе о проскомидии и инославных. Осталось теперь только выяснить в рабочем порядке, какая именно из вышеописанных 2-х служб служится изредка в нашем храме...

А по поводу спора с православным священником (любым), исходя из своего скудного, но для меня достаточного опыта, скажу так: "блюдите яко опасно ходите". При этом огромнейшая просьба к Вам, Ева: не сочтите вышесказанное как укор или как назидание, а просто как дружеский совет. Совет этот не мой, но проверенный на собственной..."шкурке". :о)
16. Ева : Александру Изгоеву Да уж...тон не в тему...
2010-11-02 в 12:54

"""Слегка щелкать по носу" его (остальным - для острастки) НЕ РЕКОМЕНДУЮ ВАМ.
КАТЕГОРИЧЕСКИ!
НИ ПОД КАКИМ "СОУСОМ"!!!""

Это откуда же такая "неприкосновенность" на о.Вячеслава? Что и поспорить с батюшкой и покритиковать нельзя?! Прямо мистика какая-то,дорогой Александр!

""Меня - можно. Сколько Вашей душе угодно!""

То что Вы берете на себя огонь это понятно.Только думаю цель не ругать ни Вас ни батюшку,а поговорить о предмете спора.
Признаюсь, протоиерей Вячеслав Пушкарев заинтриговал и меня.Хотелось бы почитать,конечно,его статью или хотя бы услышать некоторые ответы на вопросы...А так одни догадки...о))) Ох,искушение!!!
15. Владимiръ : О термине "инославие"
2010-11-02 в 12:43

В Церкви нет понятия инославия.В 1 правиле Василия Великого есть:ересь,самочинное сборище и раскол.В первых двух нет крещения(как и других тинств).Раскольников приемлет Церковь через миропомазание,смотрения ради.
Инославие -понятие ,которое придумали новые богословы,чтобы еретиков не пугать,дипломатия гнилая,тяжелое наследие экуменистического кошмара.На самом деле Бога кроме как по-православному славить невозможно.По сути инославие=ересь.
Еретики,по сути, некрещенные.И о спасении еретиков речи быть не может.
14. Александр Изгоев : 13. "Пуху" от "Пятачка"
2010-11-02 в 12:07

Уважаемый Михаил!
Стараюсь быть честным, в том числе перед собой. Однако периодически возникают недоумения. Кои ныне стараюсь не выплескивать на других, а терпеливо ждать вразумления Свыше. Кстати, благодарю Вас (очень запоздало) за Ваше некогда сказанное мне доброе увещевательно слово по поводу Ветхого Завета...
Адресуя Вам свой пост насчет подглавки, я имел в виду, прежде всего, то, что в ней сказано о...проскомидии.

И еще. Не смешивайте, пожалуйста, меня воедино с отцом Вячеславом. Мы с ним разные люди.
"Слегка щелкать по носу" его (остальным - для острастки) НЕ РЕКОМЕНДУЮ ВАМ.
КАТЕГОРИЧЕСКИ!
НИ ПОД КАКИМ "СОУСОМ"!!!

Меня - можно. Сколько Вашей душе угодно!
Вот тока щас сгоняю быстренько за своим воздушным шариком - шоб от Ваших стартовых щелчков повыше взлететь к пчёлкам и... тучкам.
:о)
13. М.Яблоков : Изгоеву.
2010-11-02 в 10:41

Где написано у свт.Афанасия (Сахарова), что при пении "Святый Боже..." у гроба еретиков они при этом спасутся?! Это только лишь утешение для православных родственников и не больше того...
У нас в Православии праведник едва спасается (см.песнопения Триоди), что говорить об богомерзских еретиках, анафематствоанных Св.Церковь, и не покаявшихся в своим богохульстве?

Где свт.Филарет говорил, что непокаяшиеся еретики спасутся?
Вы такую глупость говорите, как и прот.Вячеслав. Скажите с о.Вячеславом честно - "мы экуменисты, и считаем, что можно спастись вне Православной Церкви", - тогда все будет понятно. Только прихожан у о.Вячеслава тогда не будет, только для себя будет служить. Будьте честны, хотя бы перед собой!
12. Владимiръ : 3. протоиерею Вячеславу Пушкарёву
2010-11-02 в 00:59

Отче, о чем Вы, о том,что некрещенные могут наследовать Царство Небесное?У Серафима Роуза в книге "Душа после смерти" есть мысль о крещении водой,кровью и слезами..Водою это обычное крещение,через три погружения,кровью-крещение мучеников,некоторые из них были некрещенные водою и приняли коещение во время мучения собственную кровию.Но последнее учение- неправославное. У святых отец такового не имеется.
11. К.Олег : протоиерей Вячеслав Пушкарёв :"А ещё первый вошедший в рай человек совершил этот проход будучи не крещённым и уже после слов Господа про воду и Дух. "
2010-11-01 в 22:48

Тема действительно сложная для полемики, но вы высказались. Как бы не послужило это началом явления тут на форуме очередной "неправильной народной мудрости".
10. Анна из Москвы : "Изгоеву"
2010-11-01 в 19:44

Впечатляет


На сайте Православие.РУ тоже опубликовали эту "старую" статью: http://www.pravoslavie.ru/smi/42451.htm
Видимо такие статьи не устаревают, г."Изгоев".
9. Александр Изгоев : 8. Анне...
2010-11-01 в 17:38

Достойный ответ!
Впечатляет.
8. Анна из Москвы : Re: О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных
2010-11-01 в 17:16

недоумеваю, зачем Дорогой Редакции понадобилось размещать НЫНЕ на своем сайте СТОЛЬ ДАВНЮЮ статью из ж. "Благодатный Огонь"?


Так ведь именно сегодня день памяти муч. Уара.
7. Александр Изгоев : М.Яблокову и Дорогой Редакции
2010-11-01 в 16:49

Уважаемый Михаил!

В конце Главы III вышеупомянутого труда владыки Афанасия есть подглавка под названием "Совершение православными священнослужителями заупокойных молений об инославных". См. здесь: http://www.liturgica...usopsh/usopsh0.html

Некоторые мысли, отраженные в подглавке, в т.ч. свт. Филарета Московского, не нашли своего отражения в вышеприведенной статье о. Константина.

Присоединяясь к словам о. Вячеслава о сложности данного вопроса, позволю добавить от себя, что...недоумеваю, зачем Дорогой Редакции понадобилось размещать НЫНЕ на своем сайте СТОЛЬ ДАВНЮЮ статью из ж. "Благодатный Огонь"?
6. Князь Черниговский : Прот.Вячеславу
2010-11-01 в 16:33

Дорогой о.Вячеслав!К сожалению, ваши слова только доказывают, что настоящим бичом современного священника являются многообразованность и самость, самость, которая непременно хочет прошибить закрытые двери, оставить след своего "я", спорить, спорить, спорить.С канонами, с Преданием и Писанием, со всем и со вся.В конечном итоге - бунт против Бога.Задумайтесь.Неужели правда зависит лишь от того, сколько над ней думаешь, неужели статья автора противоречит истине лишь потому, что он потратил на ее написание меньше озвученных семи лет.А как же:"Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать...".
Большая беда - многознание при маловерии.Внешний лоск при внутренней нищете.И я приведу вам пример истинного понимания Бога, безграничной веры в Него.Вот, что говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин о благоразумном разбойнике и почему он попал в рай:"Первым вошёл в рай благоразумный разбойник.Ему потребовалось крайне мало времени на покаяние - один предсмертный вопль:"Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".Но глубину его покаяния нам не измерить, она прорезала небеса до врат рая и стала лествицей разбойнику в Царство Небесное, от глубин ада - в рай".
Вспомним и о святителе Феофане Затворнике:"Осталось еще изъяснить вам третий вид креста, спасительного для нас,-крест преданности в волю Божию.Скажу и о нем слово другое...Посмотри на Голгофу.Там крест благоразумного разбойника есть крест очищение себя от страстей, а Крест Господень есть крест жертвы чистой и непорочной."
Вот и достаточно примеров.Семь лет вы пишете статью.О чем и с кем спорите?По благословлению ли пишете?Знаете ли святоотеческое наследие?
В конце приведу слова архимандрита Тихона Шевкунова:"За близких людей, которые, к сожалению, не являются православными христианами, Вы должны от всего сердца молиться дома, подавать милостыню, можно поставить за них свечу перед иконой, но еще раз повторю, на проскомидии их имен поминать нельзя."
Вера и знание могут идти рядом, но вера всегда на шаг впереди.
5. М.Яблоков : Прот.Вячеславу.
2010-11-01 в 12:44

"Какое крещение может иметь большую и высшую силу, как крещение исповедания и страдания, когда исповедующий Христа пред людьми крещается своею собственною кровию? Однако ж и это крещение не приносит пользы еретику, хотя бы он и исповедал Христа и умерщвлен был за него вне Церкви; разве уж покровители и защитники еретиков, умерщвленных за ложное исповедание Христа, вопреки свидетельству апостола, который говорит, что хотя бы таковые и сожжены и умерщвлены были, то и то само по себе не может принести им никакой пользы, — будут удостоевать их славы и венца мученического! Если же еретику нисколько не может послужить во спасение даже и крещение публичного исповедания и крови, потому что вне Церкви нет спасения; то во сколько менее будет полезно для него, если он в каком-нибудь логовище или вертепе разбойничьем, окропившись скверною водою, не только не сложил в ней старых грехов своих, но приложил к ним еще новые и большие? Итак, у нас с еретиками никак не может быть общего крещения, как нет с ними общего ни Бога Отца, ни Сына Его Христа, ни Духа Святого, ни веры, ни самой Церкви. И потому всех обращающихся от ереси к Церкви должно крестить, дабы те, кои чрез Божественное возрождение в законном и истинном и единственном крещении святой Церкви уготовляются к Царству Божию, возрождались обоими таинствами, по Писанию: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3, 5)." (сщмч.Киприан Карфагенский).
4. М.Яблоков : Прот.Вячеславу.
2010-11-01 в 12:19

Это какие у нас святые некрещеные? Есть крещение водой, а есть кровью. Это написано в Тайноводственных поучениях свт.Кирилла Иерусалимского. И какой это сербский святой - лютеранин?
Это Вы какую-то ересь здесь, батюшка, говорите.

"Господь Иисус Христос создал одну Церковь, а не церкви, которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола."(прп.Лаврентий Черниговский).
"Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и, что никто вне Соборной Церкви и Веры не может иметь участие во Христе или спастись... безбожным ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют и малейшего общения с Христом... пусть никто да не называет таковых христианами и да не имеет никакого общения с ними, ибо это невозможно."(свт.Иоанн Златоуст).
3. протоиерей Вячеслав Пушкарёв : Да уж... Тон не в тему...
2010-11-01 в 11:48

Через абзац цитирование и сопутствующее им разъяснения и через абзац натяжка и выворачивание рук у канонов при полном забытьи, того, что Господь Бог иногда дают нам эти "благословные вины" и есть в Новозаветной Церкви святые, которые вообще не были крещены. К стати сказать в сербской Православной Церкви есть святой признанный и нами замученный за Христа и умерший в лютеранском вероисповедании. А ещё первый вошедший в рай человек совершил этот проход будучи не крещённым и уже после слов Господа про воду и Дух. Жизнь не такова, как её видит уважаемый автор. Руки конечно можно вывернуть всему, но суть сложившейся в простом народе любви к мученику Уару не изломаешь. Слишком сложная тема для полемики и потому умолкаю. Я уже 7 лет не могу дописать статью по этой теме, а тут раз два = статья и вней вся народная мудрость всё неправильна.
2. М.Яблоков : Экуменизм наступает.
2010-11-01 в 11:17

Прот.Константину большое спасибо за очень важную статью.
1. Военный наблюдатель : Re: О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных
2010-11-01 в 09:43

Вторую службу мч. Уару написал митрополит-экуменист Никодим (Ротов).

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме