Никита Петрович Гиляров-Платонов и ранние славянофилы

Консервативная классика 
0
413
Время на чтение 8 минут

Недавно Институтом русской цивилизации был издан сборник сочинений Н.П.Гилярова-Платонова, где авторы вступительной статьи совершенно справедливо пишут, что «уникальное духовное наследие Н.П.Гилярова-Платонова должным образом еще не собрано и не изучено исследователями до сих пор, хотя правильно представить картину развития русской общественной мысли второй половины XIX века без его имени очень трудно» [1, с.31]. Еще труднее говорить о ранних славянофилах и не вспомнить о Н.П. Гилярове-Платонове.

Ниже ко дню памяти Никиты Петровича (+ 13 (26) октября) мы предлагаем небольшой очерк на эту тему.

+ + +

Никита Петрович Гиляров-ПлатоновОдним из близких к ранним славянофилам людей был выпускник (1848 г.), а затем бакалавр (преподаватель) Московской Духовной Академии Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824 - 1887). Князь Н.В.Шаховской писал о нём, что с конца 1855 г. Н.П.Гиляров-Платонов «теснейшим образом примкнул к славянофильскому кружку, представлявшему тогда самый цвет не только московского образованного общества, но и вообще русских образованных людей» [6, т.1, с.VI].

И, действительно, на это указывают многие факты: Н.П.Гиляров-Платонов был цензором многих славянофильских сочинений, вёл с ними многолетнюю переписку и т.д. Н.П. Гиляров-Платонов говорил о том, что А.С.Хомяков считал его самым «единомышленным» с ним; именно он вместе с Ю.Ф.Самариным принимал участие в переводе богословских сочинений на русский язык.

Но в то же время Н.П.Гиляров-Платонов подчёркивал, что славянофилы, ценя его (а Ю.Ф.Самарин «даже сверх заслуженного»), «держались несколько в стороне». И себя «чистым славянофилом» он не признавал, подчёркивая: «с ними со всеми я спорил горячо» [2, с.319].

Мы полагаем, не столь важно: «примыкал» он к славянофильскому кружку или был от него «несколько в стороне». Гораздо важнее указать на духовную и идейную близость их воззрений и до знакомства его со славянофилами, и во время непосредственного сотрудничества с ними, и в последующие десятилетия. Для этого мы рассмотрим взаимоотношения Н.П.Гилярова-Платонова с А.С.Хомяковым и К.С.Аксаковым.

При отпевании Н.П.Гилярова-Платонова архимандрит Сергий дал краткую оценку делу жизни покойного и его взаимоотношениям со славянофилами. Эту характеристику признал «прекрасно выраженной» Н.В. Шаховской [3, т.1, с.VI].

Нам представляется, что здесь необходимы уточнения относительно А.С.Хомякова. Взаимное влияние «самостоятельных мыслителей» арх. Сергию виделось следующим образом: «Первые славянофилы устремились в недра Православной Церкви и богословской науки и, заимствуя от неё свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, сами принесли в неё поток свежей глубокой мысли и чувства. Навстречу этому течению вышел Гиляров с свежей, обильною струёю мысли, цельной, возвышенной, глубокой и прочувствованной и, заимствуя многое от них, сам не мало привнёс к ним, предохраняя их от философии по стихиям мира сего, а не Христа (от увлечения гегелевой философией)» [3, т.1, с. VI].

Первое наше замечание касается слова «устремились». По свидетельству Ю.Ф.Самарина. А.С.Хомяков «жил в Церкви». В таком случае «устремляться» или, точнее, «стремиться», можно и необходимо (в богословствовании, например), только твёрдо опираясь на святоотеческое наследие (основываясь на нем). Н.П.Гиляров-Платонов же, как следует из вышеприведенного отрывка, предохранял «от увлечения гегелевой философией». Воспитание А.С.Хомякова он однажды назвал даже «всё-таки французским» и что его «правильному словоупотреблению» мешала «гегелевщина» [3, т.2, с.65]. Это редкий, но серьёзный упрёк в адрес главы славянофилов со стороны одного из его единомышленников в целом. И здесь следует прояснить картину.

Что касается «доли» «всё-таки французского воспитания», то тут, пожалуй, своя малая «доля» истины присутствует. Ибо: кто в начале Х1Х века из дворянских детей мог полностью избежать этого влияния? Другое дело: являлось ли определяющим это «французское воспитание» на становление мировоззрения? Вспомним хотя бы Петрушу Гринева.

С «гегелевщиной» вопрос сложнее. Ведь ни кто иной, как сам Н.П.Гиляров-Платонов в 1869 г., говоря о почившем епископе Иоанне (Соколове), А.С.Хомякова поставил рядом со святителем Филаретом (Дроздовым), назвав их «истинно-мыслившими русскими церковными писателями» и указал на «строгость мысли» как на их отличительную черту [3, т.2, с.443].

Речь, скорее всего, должна идти о том, что до непосредственной встречи Н.П.Гилярова-Платонова и А.С.Хомякова их пути были самостоятельны и независимы друг от друга. Но в богословском отношении во многом - схожи. Преподавая сравнительное богословие в Московской Духовной Академии, Н.П.Гиляров-Платонов разрабатывал те же положения и пришёл примерно к тем же выводам, которые обосновывал в своей первой богословской брошюре А.С.Хомяков. Но, учитывая, что последний не прошёл школу академического обучения, то естественен и вывод о «помехах» «правильному словоупотреблению».

Только необходимо заметить, что не со стороны «гегелевщины». Сам Н.П.Гиляров-Платонов и опровергает два вышеизложенных своих упрёка А.С.Хомякову («французское воспитание» и «гегелевщина»), заявив в другом месте, позднее: «Хомяков... совершенно свободен был от гегелевщины; мало того, он был её решительным порицателем... Его убеждения вышли не из философии какой-нибудь, а из быта и религиозной веры» [4, с.14-15].

В своей речи (1860 г.) в память А.С.Хомякова («О судьбе убеждений»), которую Ю.Ф.Самарин назвал «превосходной». Н.П.Гиляров-Платонов охарактеризовал ядро воззрения, главную идею мыслителя - любовь. Всё мировоззрение А.С.Хомякова, в целом, в самых различных областях он считал «отражением начала любви в области отвлечённого мышления» [4, с.17]. И уже общаясь непосредственно четыре года с основоположниками славянофильства, Н.П.Гиляров-Платонов формулирует своё учение «о любви, как начале социальном».

Н.В.Шаховской приводит данные о том, что сходство со взглядами А.С.Хомякова у Н.П.Гилярова-Платонова «простиралось и дальше теоретических оснований» [4, с.18]. Но отмеченная близость воззрений требует существенных уточнений для предреформенного времени.

Н.П.Гиляров-Платонов считал, что его воззрения идут из «более широких и более глубоких начал», чем славянофильские [3, т.1, с.VII]. Он различал «православие историческое» и «христианство просто». Так вот, оценку А.С.Хомяковым «исторического православия» он признавал «узкою и неверною» [4, с.20].

Выясняя взаимоотношения и взаимовлияния веры и народности, он приходил к выводу, что «христианство, известным образом понятое и усвоенное», составляет «один из элементов русской народности» и что «без так называемого православия исчезает русская народность, как таковая; но и православие в таком виде, как оно усвоено русским народом, есть не то, что было и есть у греков, ets» [4, с.21-22]. То есть здесь обосновывается значение «физиологически-духовных, этико-психических задатков» народа.

«Историческое православие», «как оно развилось в Восточной Церкви», Н.П.Гиляров-Платонов «ценил», но «абсолютным» не признавал. Задачу России - освободительную миссию России» - он видел «освободительной ко всему человечеству вообще». И эту задачу (он был уверен) «поневоле она должна исполнить, хотя бы не хотела» [4, с.21]. А «не хотеть она не может» из-за своего географического положения, духовных элементов, вложенных в русского человека его верой, по причине особенных понятий, «которые составились у него на основании исторического опыта и лежат тёмными представлениями, образуя народный дух и характер» [4, с.21].

Русских он считал «представителями плебеев человечества», к которым льнут «все плебеи». Причину такого братства он видел в «русском духе», который в данном случае отличал от «славянства» и «православия».

При рассмотрении взаимоотношений Н.П.Гилярова-Платонова и К.С.Аксакова также необходимо остановиться на отношении к гегельянству. И.С.Аксаков полагал, что формулы Гегеля послужили «орудием для готовой мысли» брата, а «не началом ея» [5, с.511]. Н.П.Гиляров-Платонов считал, что основанием славянофильству послужили «быт и национальные воспоминания». А в пресловутой гегелевщине «повинна» только молодая пора К.С.Аксакова [5, с.511].

За «отысканием родины славянофильству», полагал он, нужно отправляться не в Германию к Гегелю, а в Россию времён Екатерины II и Александра I. Но само славянофильство в данном случае Н.П.Гиляров-Платонов представлял весьма своеобразно: как «систему о превосходящем величии русского народа и его, так сказать мессианском призвании» [5, с.511, 512]. При таком толковании славянофильства, конечно, «не надобно никакого Гегеля».

И тогда славянофилы выступают «в сущности» «отрицателями, критиками, носителями протеста». В этом смысле славянофильство Н.П. Гиляров-Платонов признаёт «вполне законным и вполне самородным явлением». «Самородной» он видит формулу именно «протеста только». Что же касается «идеалов» славянофильства, то они представляются ему в виде исторической оценки прошедшего и чаяний будущего, а потому «положительные догматы исторические, политические, философские - отливались, правда, и то лишь иногда, по готовой схеме» [5, с.512].

Основные выводы, к которым приходил Н.П.Гиляров-Платонов относительно сущности и заслуг славянофилов выглядят следующим образом: «... отрицание и протест в славянофилах живы, непоколебимы, неотразимы и совершенно самостоятельны; петровская реформа и следовавшая за ней заемность, так сказать, арлекинство жизни и мысли осуждены; но надобно было противупоставить им положительный идеал, и в этом-то идеале могло многое быть найденным отвлечённо, иногда сочинено, как иное было постигнуто гениальным чутьём совершенно верно, и в этом многом иное, очень немногое принадлежит Гегелю» [5, с.513].

Но в то же время Н.П.Гиляров-Платонов и уточнял свою мысль: «гегелизм» в наиболее сыром виде» он усматривал именно в филологических трудах К.С.Аксакова. Исторические же его сочинения находил свободными от этого упрёка.

Свою основную мысль о сущности славянофильства Н.П. Гиляров-Платонов отчасти применял и по отношению к отдельным его представителям. Так он считал разборы К.С. Аксаковым чужих трудов «в высшей степени меткими, гениально-верными, глубокими...» и был весьма строг и критичен к его самостоятельным собственным выводам. Он вообще хотел написать «преподробнейшие замечания» о «миросозерцании вообще» К.С.Аксакова, с которым был «несогласен». И «несогласие» заключалось именно в том, что, по мнению Н.П.Гилярова-Платонова, «последовательно проведенное» миросозерцание К.С.Аксакова «разрушает религиозные элементы в мышлении» [5, с.522].

Итак, любя, уважая, высоко оценивая К.С. Аксакова, его цензор был откровенным и строгим читателем-критиком. Он выступал противником суждения об отсутствии доверия, живой связи между обществом и народом в XIX веке. Он видел разделение, но отмечал и нечто общее, что ещё соединяло русских людей.

Вообще же, как мыслитель и человек, Н.П.Гиляров-Платонов не был «человеком кружка». Свои мысли он считал «собственными», «идущими из начал, в печати не провозглашённых более или менее систематически». Эти начала он считал более глубокими и более широкими, чем многие воззрения славянофилов, а потому и полагал, что последние входят как часть в его воззрения.

Думается, что данное заключение отчасти верно лишь в том смысле, что Н.П.Гиляров-Платонов прожил после кончины старших славянофилов более двух с половиной пореформенных десятилетий, а они-то и позволили увидеть многое из того, о чём только думалось, говорилось и предполагалось в 1840-1850-е гг.

 Александр Дмитриевич Каплин, доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина

Литература:

1. Гиляров-Платонов Н. П. «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение...» / Составление и комментарии Ю.В. Климакова / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 720 с.

2. Гиляров-Платонов Н.П. Письма к одному из его читателей // Русский Архив. - 1890. - N2.

3. Гиляров-Платонов Н.П. Сборник сочинений. - Т.1-2. - М., 1899.

4. Шаховской Н.В. Н.П. Гиляров-Платонов и А.С. Хомяков. (По статьям и письмам Гилярова) // Русское Обозрение. - 1895. - N11.

5. Шаховский Н.В. Н.П.Гиляров-Платонов и К.С.Аксаков (По статьям и письмам Гилярова) // Русское обозрение. - 1895. - N 12.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Дмитриевич Каплин
«Я про себя знаю только то, что люблю Родину, что я русский человек...»
Заметки к юбилею художника-мыслителя Алексея Балабанова (25.02.1959 - 18.05.2013)
25.02.2024
«Западом и наказывал и накажет нас Господь...»
Святитель Феофан Затворник о духовном состоянии российского общества второй половины - конца XIX века
22.01.2021
Ягода-земляника
Из записок «По дороге домой»
12.11.2020
«Дай нам Бог последнего смиренья…»
К 70-летию Владимира Алексеевича Воропаева
12.11.2020
Будь не с Брёховки, а – с Харасеи
Из записок «По дороге домой»
06.11.2020
Все статьи Александр Дмитриевич Каплин
Консервативная классика
Незнакомая знакомая русская литература. 27.
Неизвестная известная русская литература
13.05.2025
Памяти великого (советского) российского
скульптора Зураба Церетели. Прощание состоялось сегодня в Москве
23.04.2025
Светлое Воскресение
Из книги «Выбранные места из переписки с друзьями»
22.04.2025
Русские консерваторы о демократии и народовластии
Высказывания славянофилов, М.Н. Каткова и К.П. Победоносцева
17.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Как Царская песня стала гимном Великой Отечественной войны
Новый комментарий от Константин В.
23.05.2025 21:51
ПТУ поднимут Россию
Новый комментарий от Владимир С.М.
23.05.2025 20:21
Мединский и журавли
Новый комментарий от Владимир С.М.
23.05.2025 19:48
Крест и щит русской экзистенции: дух победы и архетипы русской души
Новый комментарий от Игорь Бондарев
23.05.2025 19:14
Десять лет назад убили Мозгового
Новый комментарий от Константин В.
23.05.2025 19:04
«Женщины портятся вслед за мужчинами»
Новый комментарий от Человек
23.05.2025 18:45