Либерализм победит сам себя

Тезисы к семинару «Выбор пути: альтернативы современному либерализму»

Новости Москвы  Национальный Пресс - клуб 
0
422
Время на чтение 9 минут

1. Либерализм как убийца Запада и угроза России

Духовная альтернатива либерализму только одна - христианская православная вера. В плане земной истории человечества - в том числе России - эта вера имеет непреложную небесную цель, и никакие человеческие и сатанинские силы не в состоянии её преодолеть или отменить: Бог поругаем не бывает. Что касается ближайших социально-культурных перспектив тех стран и народов, которые ещё недавно называли себя христианскими - это прежде всего Европа и США - то сегодня там господствует либерализм в религиозном, нравственном, экономическом и политическом смысле этого слова. Нам надо осознать тот факт, что либерализм на постхристианском Западе уже победил, он стремится к победе и в России, а такая победа по сути означает временное религиозное поражение человеческого духа, ведущее (как ни страшно это сказать) к очередной войне и очередной революции.

Современный постхристианский Запад свел вечность ко времени, сущностные ценности - к инструментальным, соборность - к индивидуализму. Бесспорным достижением европейской цивилизации стал суверенный индивид как субъект права и культуры, однако утрата таким субъектом духовного содержания привела его к опасным нравственным и политическим опытам со свободой, вплоть до союза с Мефистофелем (Фауст). Прав был Ницше: для новой Европы Бог умер. Набрав колоссальную производительную динамику, современный Запад переживает завершение проекта модерна - постмодерн. В содержательном плане его характеризует исчерпание абсолютизированной свободы, оказавшейся в религиозной пустоте. В культуре это ведет к ликвидации граней между действительным и возможным, то есть к господству чистой мнимости (знаки без предметов, спекулятивная экономика, «общество спектакля»). Культура вырождается в старческую постмодернистскую «игру в бисер». Когда сказать по существу нечего, остается говорить о говорении, писать о письме - ситуация Нарцисса, ловящего в зеркале ускользающее отражение, да и то без особой охоты. Утвержденный исключительно на своём Я, западный человек стал не нужен Богу; не интересен он такой и самому себе.

В области социально-политической практики современный Запад гордится «открытым обществом», плюрализмом мнений и оценок, однако на самом деле под флагом гуманистической свободы он отверг единую мировоззренческую (и тем более религиозную) истину как слишком принудительную, «тоталитарную». Истина в том, что истин много - вот последнее слово Запада на уровне философской политики и политической философии. Цивилизация Новой Европы и Америки покинула Дух и сама оказалась покинутой Духом. Её стратегии в ХХI веке направлены на сакрализацию прав человека и достижение им успеха (наслаждения, богатства, власти) на этой земле, то есть обеспечение элитарного «грешного рая». Такой проект является - и не может не являться - великой утопией: экологический предел природы (ресурсов на всех не хватит) и нравственный коллапс культуры, не различающей больше правду и кривду, серьёзное и смешное, мужское и женское, полет и падение. Несомненно, что такая цивилизация долго не протянет. Тем более, что она накопила горы оружия, а даже незаряженное ружье раз в жизни стреляет. Лет через 15 - 20 ядерная бомба может стать достоянием многих даже небольших стран, не говоря уже о мощных сетевых организациях, превосходящих иные страны и по территории и по бюджету. Человечество всегда воевало, и нет никаких основания думать, что оно перестанет это делать в третьем тысячелетии. Опасность постмодернистского либерализма в том, что, по сути, он есть практика постжизни, или попросту говоря, смерти. Да и что ещё делать Нарциссу, пережившему самого себя? Конец истории, вопреки Ф.Фукуяме, может наступить не от всеобщего либерального умиротворения, а от войны всех против всех, предсказанной в Апокалипсисе. Постмодерн не дает этой войне реальной альтернативы, он только до времени маскирует, и одновременно разжигает её. Подкладывает щепки во все мировые костры. Существует, правда, проект т.н. «мирового правительства», но он предполагает новейшую электронную помесь феодализма с рабовладением - на мой взгляд, выход не лучший. Настоящая защита от глобального кризиса, то есть от духовного саморазрушения человеческого мира - это вера в абсолютную реальность и ценность вечной жизни, даруемой Богом. Как говорится, иного не дано.

2. Существует ли русская альтернатива?

Итак, несомненная победа либерализма на Западе означает его фактическое религиозное и нравственное поражение, финалом которого оказывается «война всех против всех» - как холодная, так и горячая. Фундаментальной причиной такого состояния является безбожие, бороться против которого можно только изнутри, а не извне. Нельзя никого заставить верить. Вера (как и грех) изначально свободны - в этом суть христианства. Прав В.Тимаков, утверждающий, что «невозможно поднять людей на борьбу против свободы. <...> Заявить человеку, что свобода вредна, значит - поставить под сомнение его личное достоинство» (Тимаков В. «Либерализация и вестернизация: риски и встречные меры» - РНЛ, 19.10. 2010). Однако значит ли это, что сопротивление бесполезно, русские такие же духовные мертвецы, как и европейцы, а Россия разделит (или уже разделила) декадентскую судьбу Запада подобно тому, как она в лице своих либералов стремится в ЕС, в НАТО и т.д.?

В.С.Соловьев в свое время четко сформулировал, что «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Вся наша история и география (а они, понятно, не случайны) указывают на русскую задачу в мире - задачу преодоления соблазнов нехристианского Востока и постхристианского Запада, тоталитарного коллективизма и индивидуалистического множества, бесчеловечного восточного бога и безбожного западного человека. Речь идет о России именно как мировой посреднице между «отвлеченными началами» - традиционализма и модернизма, личности и державы. В этой связи Соловьев указал для России опасность «панмонголизма», то есть бездушного, пусть даже и высокотехнологичного, «человейника»:

От вод малайских до Алтая

Вожди с восточных островов

У стен поникшего Китая

Собрали тьмы своих полков.

Как саранча, неисчислимы

И ненасытны, как она,

Нездешней силою хранимы,

Идут на север племена.

О Русь! забудь былую славу:

Орел двуглавый сокрушен,

И желтым детям на забаву

Даны клочки твоих знамен.

Смирится в трепете и страхе,

Кто мог завет любви забыть...

И третий Рим лежит во прахе,

А уж четвертому не быть.

Можно сказать, что в этом стихотворении мы имеем одно из самых тревожных футурологических прозрений Соловьева. Чуть ранее о китайском нашествии, которым будут пожраны «распустившиеся в европейской буржуазии» народы, писал К.Н. Леонтьев. Позднее с теми же мотивами выступили Д. Мережковский и А. Белый, у которых эта тема разрастается впоследствии до чудовищного слияния дальнего Востока с дальним Западом, Японии и Китая - с Америкой (всемирный чайна-таун).

Сегодня, через сто лет после этих «алармистских» предсказаний, мы можем воочию наблюдать, что их актуальность не только не уменьшилась, но увеличилась с течением времени. Глобальный «панмонголизм» («китайщина», она же «американщина») - это пошлейший нигилизм и безразличный к истине мировоззренческий и практический позитивизм, быстро заволакивающий своей смертельной пеленой духовную жизнь людей и целых народов. Нынче мы уже видим экономический союз Америки с Китаем - дальше вполне вероятен союз метафизический и мистический. На светском языке это называется глобализацией - управляемая «интеррелигия», спекулятивная экономика, постмодернистское искусство, виртуальный секс. Проблема для России не в том, чьим сырьевым придатком (Запада или Китая) она станет, а в том, сумеет ли она реализовать свой духовно-интеллектуальный потенциал на собственной православной почве. Пусть это будет МГУ, Саровский ядерный центр, Сколково - важно, чтобы они служили русской идее: живи не так, как хочется, а так, как Бог велит. На протяжении столетий Россия «держала щит меж двух враждебных рас монголов и Европы» (А.Блок). Если она опустит этот щит, и Третий Рим действительно падёт во прах, духовная история человечества закончится.

Как показывает история, православно-русская цивилизация обладает достаточно прочной структурой, воспроизводя её заново после каждого исторического погрома. Так было в смуту ХVII века, после петровских реформ, после 1917 года. Так происходит и сегодня. Переворот 1991 - 1993 годов и даже распад СССР не вылился в «цветную» революцию в России, оставшейся, в собственном цивилизационном пространстве-времени, не променяв его на периферию чужого ценностного хронотопа. Никакая политическая суета, вроде выборов нового президента и парламента, не смогут поколебать фундаментальной цивилизационной идентичности России, как бы она ни мешала тем или иным либеральным политтехнологам. Место России - не между Востоком и Западом (так она может попасть - и уже попадала - между двух жерновов), а в творческом преодолении их односторонностей.

Как самобытная евразийская цивилизация, Россия никогда не принадлежала ни Востоку, ни Западу. Ни тот, ни другой не признают её подлинно своей. Ориентализация России («византийский» Киев, «татарская» Москва) оказалась столь же поверхностной, как и её последующая вестернизация (петровские и советские реформы). В отличие от Востока, русская христианская классика изначально включала в себя творческую активность личной воли (православный храм и икона есть взаимораскрытие Бога и человека, а не подчинение одного другому). Вместе с тем, в отличие от Запада, религиозная свобода личности на Руси никогда не доходила до культа автономного индивида, оставаясь, так или иначе, в рамках соборного целого (царство, империя, коммуна). Строительство Санкт-Петербурга не отменило соборного начала национальной культуры - наоборот, оно утвердило светскую ипостась православия как дело персонального избрания (Пушкин, Достоевский, Леонтьев и др.). Восточное рабство у Абсолюта или западное соперничество с ним - не русское занятие. Европейская свобода пережила ряд смертей - смерть Бога, смерть человека, смерть автора. Восточная душа по существу не знала религиозной свободы, заменяя его ритуалом. Противоречие между «тайной» свободой, восточной волей и западной формой - это движущая сила нашей истории. До сих пор Россия успешно проходила испытания Востоком и Западом: в конечном счете, они только укрепляли её внутренний смысловой код. Привлекая к себе лучшее из Азии и Европы, Россия не переставала быть самой собой. Это во многом делает её страной будущего, способной сохранить мир для человека и человека для Бога.

Сейчас предпринимаются гигантские усилия, чтобы преобразовать наш выстраданный национальный архетип, раздробить русский народ по кланам и сектам, дабы он перестал быть самозаконным субъектом собственной и мировой истории. Однако до сих пор против этого ядра русской православной цивилизации были бессильны все революции модерна. России, как известно, принадлежит более половины всех разведанных мировых ресурсов - угля и алмазов, нефти и газа. Цена этого богатства, несомненно, будет возрастать прямо на глазах. Но ещё быстрее будут расти в цене духовные запасы Православия, ибо только они смогут защитить людей - в том числе и наших братьев на Западе - от прямого воздействия демонов в катастрофическом ХХI столетии. Для спасения мира в наступившем веке понадобятся не ракеты и атомные бомбы (которые, вероятно, скоро станут доступны едва ли не любой крупной банде), а православный воин Иоанн, он же Иван-царевич, он же Иванушка-дурачок, который не гордится, не вожделеет славы и не помнит за другим зла. Иными словами, понадобится человек, способный на дар и на жертву, а не только на эквивалентный юридический и хозяйственный обмен. Главное дело русского воина Иоанна будет заключаться в защите храма от рынка, то есть в утверждении непродажных сегментов цивилизации. Нельзя допустить овладения центрами отечественной культуры, государства и даже Церкви человеком денег - этим нравственно худшим типом человека. Способный на противостояние деньгам духовный воин существует в настоящее время только в России, и вот он-то и есть главное богатство нашей земли, которую исходил в рабском виде Небесный Царь. По терминологии В.Тимакова, это наша «конкурентная концепция либерализации»: не желая и не умея комфортно устроить жизнь в условиях онтологического греха, Россия (точнее, Святая Русь) самим свои существованием взрывает благополучие либерально-модернистского мира. Как сказал замечательный немецкий поэт Р.-М. Рильке, Россия граничит с Богом. Если нам удастся сохранить эту границу в эпоху торжествующего постмодерна и глобализации - это и будет ответом Православия ХХI столетию. Победа либерализма - это пиррова победа: он сам роет себе могилу.

В заключение хочется пожелать - и либералам в том числе - не путать вчерашнее или даже завтрашнее с вечным. Концепции приходят и уходят, социально-культурное будущее шлет нам неопознанные сигналы, однако мир в каждое мгновение творится любящей рукой Бога, и пока это так, он рискован и охраняем одновременно. История слишком серьёзное дело, чтобы целиком поручать его человеку. Претензии модерна и призраки постмодерна - не более чем острова в мировом океане, и он давно уж захлестнул бы Россию, если бы Творец не заботился о ней, обращая её поражения в победы. Бог хочет, чтобы Россия существовала - в этом всё дело. С точки зрения любого ratio - политического, экономического, социокультурного - России уже давно не должно было бы быть, и, однако, она есть и будет. Конечно, наша история осуществляется как испытание: благополучием и комфортом здесь не пахнет. Но разве для сытости и удобства изгнан человек из рая? Русский - тот, кто любит Россию и свободно разделяет её земную и небесную судьбу.

Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, член исполнительного совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга

Подробнее см.: Казин А.Л. Русские чудеса. История и судьба. Петрополис, СПб, 2010. (Издательский дом Петрополис: Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, д. 16; тел. для справок (812)336-5034; е-mail: info@petropolis-ph.ru)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Леонидович Казин
О божественных тайнах выпытывать не надо
Бог лично участвует в драме мира – в нашей с тобой драме
14.11.2024
Что такое искусство?
Своеобразие России ХХI века в этом плане заключается в активном состязательном взаимодействии — борьбе — классических, модернистских и постмодернистских проектов, конкурирующих друг с другом, от исхода чего зависит будущее всего мира
05.11.2024
Умный бес всезнанья
В последнее время гностицизм вошёл в моду
31.10.2024
«В духовном плане конец света, возможно, уже произошёл»
Есть основания думать, что Удерживающий уже взят
28.10.2024
Все статьи Александр Леонидович Казин
Новости Москвы
Все статьи темы
Национальный Пресс - клуб
«Современная ситуация в Сирии»
Представляем видеозапись доклада Анатолия Степанова и его обсуждения на круглом столе
28.02.2013
Церковь или гражданское общество?
Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы «Церковно-государственные отношения и будущее России»
29.01.2013
Церковно-государственные отношения и будущее России
Материалы очередного Круглого стола Клуба национальной прессы
26.01.2013
Политические итоги 2012 года
В Москве прошел круглый стол Клуба национальной прессы
29.12.2012
Не допустить переориентацию политики государства на уничтожение родительства
Резолюция круглого стола Клуба национальной прессы
28.11.2012
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:20
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Владимир С.М.
15.11.2024 13:05