Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Гражданское общество как основное условие восстановления традиционной государственности в России

Сергей  Елишев, Русская народная линия

22.10.2010

Некоторое время назад в различных СМИ с определённой периодичностью шло муссирование вопроса о перспективах восстановления монархической формы правления в России.

Речь идёт исключительно о непригодной для нас её западной разновидности - «конститу­ци­онной монархии». О воссоздании органически свойственной нашему обществу самодержавной монархии не упоминается вовсе. Впрочем, всерьёз обсуждать этот вопрос сейчас преждевременно и вот почему.

Восстановление традиционной государственности в России в период глубокого духовного и нравственного кризиса нашего общества в принципе невозможно. Отсутствие гражданского общества и наличие массового общества не позволяет надеяться на это. Основным условием восстановления традиционной государственности в России или иной пригодной для нас формы осуществления государственной власти, на наш взгляд, является воссоздание основ гражданского общества.

Как известно, гражданское общество - это система общественных отношений, в которых находятся между собой граждане. Гражданин есть человек, получивший гражданство, т.е. связь со своим государством, которая обуславливает взаимные права и обязанности гражданина и государства в случаях, предусмотренных законами государства. Речь в данном случае не идёт о всём населении государства. В государстве могут проживать как лица без гражданства, так и граждане иных государств. Они, а также несовершеннолетние дети граждан гражданами не являются. Получить гражданство можно, пройдя через определённую систему цензов.

В Древней Греции в процентном соотношении граждане представляли собой «подавляющее меньшинство» населения (монархические, аристократические, демократические слои или сословия), которые заботились в первую очередь не об удовлетворении своих собственных эгоистических нужд, а об интересах общества в целом. Данную категорию населения в современной западной политологии принято обозначать термином «элита».

Монархия представляет собой одну из трёх выделенных Аристотелем «правильных» форм осуществления государственной власти. Это есть власть одного представителя общества. Помимо монархиик «правильным» формам относятся правление аристократии и демократия - власть полноправных граждан общества.

Правильность этих форм заключается в том, что, кто бы ни осуществлял управление в государстве - монарх, аристократия или демос (народ), - все они действуют в интересах общества в целом. При «неправильных» формах осуществления государственной власти (тирании, олигархии или охлократии) осуществляющие управление в государстве (соответственно, тираны, олигархи или охлос (толпа)) действуют во имя своих эгоистических интересов в ущерб нуждам общества.

В череде «правильных» форм осуществления власти монархия по праву может быть названа самой древней. Монарх всегда является символом единения нации, государства. Существенными чертами монархического правосознания, что отмечал И. А. Ильин (1), являются верность традиции, дисциплинированность, развитое чувство чести, а также пафос доверия и верности главе государства. Все эти качества, как показывает опыт, наилучшим образом способствуют формированию и укреплению основ гражданского общества.

Ещё историк Полибий отметил, что наиболее оптимальной является та политическая система общества, которая может совместить в себе различные элементы всех трёх «правильных» форм осуществления власти - монархи­че­ского, аристократического и демократического. Образцовыми примерами такого устройства являются древнегреческие полисы, а также все империи. Гражданское общество является необходимым условием существования подобной политической системы.

Задачи восстановления в России традиционной государственности, т. е. самодержавной монархии, упираются в проблему воссоздания основ гражданского общества. В настоящее время в большинстве стран мира, в частности и в России, наличествуют не гражданские, а «массовые общества».

Что такое «массовое общество»? Уже из самого словосочетания явствует, что это такой тип человеческого общества, в котором главенствующее положение занимают «массы». Масса же есть ни что иное, как толпа, «охлос», т. е. иными словами, довольно значительная (в процентном соотношении) часть общества, действующая исключительно во имя собственных эгоистических интересов, но не в интересах общества в целом. Более благозвучно такой вид общества можно определить как «общество потребления».

Как писал Хосе Ортега-и-Гассет: «Толпа - понятие количественное и видимое. Выражая её в терминах социологии, мы приходим к понятию социальной массы. Всякое общество - это динамическое единство двух факторов: меньшинств и массы. Меньшинства - это личности или группы личностей особого специального достоинства. Масса - множество людей без особых достоинств. Это совсем не то же самое, что рабочие, пролетариат. Масса - это средний, заурядный человек.»; «Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что он -«точь-в-точь, как все остальные», и притом нисколько этим не огорчён, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все» (2).

Массы (охлос) существуют и существовали всегда; без масс не может существовать в принципе никакое общество. В истории периодически так и мелькают те самые неправильные (по терминологии Аристотеля) формы осуществления государственной власти, где массы играют первостепенную по важности роль. Например, во время Великой Французской Революции. Но это всегда были кратковременные периоды: за правлением «охлократии» часто скрывалось и приходило правление «олигархии» или «тирана» или же возвращались «правильные» формы осуществления государственной власти.

XX век кардинальным образом изменил существующее положение дел: процесс массообразования стал постоянным фактором общественной жизни. Если ранее в политических системах древности и сословной корпоративной системе Средневековья цензовый барьер являлся надёжным гарантом против «массовизации» общества и масса представляла собой только часть общества, то в XIX-XX веках с отменой значительных цензовых ограничений и введением всеобщего избирательного права происходит «массовизация» большинства западноевропейских обществ, где общество просто-напросто начинает отождествляться, сливаться с охлосом.

Постепенное уничтожение цензовых барьеров, и, как следствие этого, уничтожение грани между статусом гражданина и, соответственно, любого человека, проживающего в данной стране, напрямую вело к тому, что массы, осознав произошедшие изменения, стали стремиться к обретению ранее недоступных для них возможностей самим решать свою судьбу и удовлетворять свои многочисленные запросы и потребности, среди которых на первом месте стояло требование «хлеба и зрелищ». Это в первую очередь и породило ту кровавую вакханалию различного рода бесчинств и безумств, которую мы наблюдаем на всём протяжении XX века.

Понятие «массовое общество» является антиподом понятию «гражданское общество». Общество, в котором господствует масса, в принципе не может смириться с существованием осуществляющих управление в государстве меньшинств («элит»), т. е. с самим гражданским обществом. Поэтому, в частности, невозможно говорить о существовании в современных западных сообществах такого феномена как «правовое государство», основным признаком которого как раз и является «гражданское общество».

Американский социолог У. Корнхаузер, разбирая проб­лему взаимоотношения между собой масс и «меньшинств» (элит) в различного рода обществах, выделил три уровня человеческой «социальности», представляющих собой не что иное, как уровни удовлетворения потребности человека в общении с себе подобными индивидами. Первый уровень есть уровень семьи, ближайшего окружения человека, без которого он в принципе не в состоянии сформировать основы своего мировоззрения. Второй уровень - уровень социальной группы (корпорации, общины, церковного прихода). Данный уровень является ключевым в формировании личности человека, поскольку именно он уже окончательно определяет статус и место человека в обществе, а также способствует его самовыражению. Третий уровень -уровень общества в целом (уровень принадлежности к той или иной нации, государству или «великой» культуре), который определяет место человека в масштабе всего человеческого сообщества, мира.

Закономерным результатом развития западноевропейской культуры, точнее, процесса стандартизации и унификации всех сторон человеческой жизнедеятельности, явилась дезинтеграция второго уровня «социальности», уничтожение интереса человека к делам его традиционной социальной группы. Общество начинает утрачивать традиционно сложившиеся структуры социально-корпоратив­ного общения и веками складывавшегося жизненного уклада, переводя потребность самоутверждения и самореализации человека на третий уровень «социальности», уровень общества в целом.

Перенесение самого пристального внимания на этот уровень напрямую способствует тому, что политические интересы приобретают личностный, особо значимый для человека характер. Интересы класса, нации, государства начинают восприниматься простым обывателем как свои собственные кровные интересы. Это, а также резкая агрессивная широкомасштабная реакция на какое-либо ущемление этих интересов, стремление решить возникшие проблемы наиболее быстрым и простым путём, как понимают их обыватели, существование политических структур, умело манипулирующих толпой и использующих их в своих целях, - вот признаки и основы возникновения большинства массовых дви­жений или обществ.

Осознавая и ощущая глобальность происходящих изменений, массы начинают стремиться вытеснить ненавистное им меньшинство (элиту) из традиционных сфер её жизнедеятельности - политики и культуры, стремясь к созданию более выгодных для себя условий. Постоянная конфронтация между этими частями общества приводит к дестабилизации политической обстановки, чреватой различного рода социальными катаклизмами. В основе большинства революций, войн, политических катаклизмов XX века и лежит именно это стремление, потребность масс играть первые роли в данных областях.

Уничтожение ненавистного меньшинства и традиционных устоев его жизнедеятельности в силу присущих им закрытости и непроницаемости приводило к созданию химероидных режимов тоталитарного и либерально-демокра­тического типов, в которых массы создавали собственные «элиты» (революционные, финансовые или партийные олигархии). Но и эти «элиты», создавая для себя «новые» условия и устои своей жизнедеятельности, также оставались непроницаемы, но уже в силу того, что их элементы, отобранные и зафиксированные с использованием монополии на средства убеждения и принуждения, были полностью подконтрольны тем, кого возносило на вершину данной политической структуры.

Массы же становились на службу этим «элитам», поскольку искусственно создаваемые (а потому легко контролируемые) так называемые «промежуточные группы» в «демократических» («плюралистических») обществах или аналогичные им «приводные ремни» в тоталитарных обществах (организации, профсоюзы, клубы, добровольные общества и т. д.), призванные воссоздать, сконструировать «новый», взамен утраченного, второй уровень «социальности», не защищали от всеохватывающего манипулирования сознанием масс в том или ином типе химероидных режимов или государств.

Секулярная культура Запада в принципе не оказалась способной, да и не хотела подавить процессы массообразования, а, только, стимулируя и экспортируя их в иные культурные регионы, создавала взамен прежних политических режимов одну химеру за другой. Воссоздание традиционных устоев жизнедеятельности общества посредством «реанимационного лечения» традиционной корпоративной системы и поэтапного восстановления второго уровня «социальности» является основной задачей, стоящей в настоящее время перед русским нацио­нальным движением. Без восстановления традиционной структуры общества и перехода от массового общества к обществу гражданскому говорить о восстановлении традиционной государственности в России просто не имеет смысла.

«Будущее русское государственное устройство», -писал И. А. Ильин, - «должно быть живым и верным выводом из русской истории и из... христианских аксиом, но с тем, чтобы не стремилось воплотить эти аксиомы вслепую, в меру утопического максимализма, но в меру их исторической вместимости в живую ткань современ- ной русской жизни» (3). «Монархический строй не мо- жет, что называется, «повиснуть в воздухе»; необходимы... две основы: во-первых, верное монархическое строение души в народе,... и, во-вторых, необходимы те социаль-ные силы, которые понесли бы богоданного Госуда- ря - предан­но­стью, верностью, служением... Монархия должна быть подготовлена религиозно, морально и социально» (4).

Любая из «правильных» форм осуществления государственной власти не может быть воссоздана в России при отсутствии гражданского общества и, соответственно, наличия высокой степени правосознания у него. Переход к возрождению традиционной государственности представляется долгим - через воссоздание гражданского общества и установление авторитарной диктатуры.

В настоящее время население России представляющее собой неорганизованную толпу, попросту не подготовлено к данной форме власти и не приемлет её.

1999 г.

 

Примечания

 

1. И. А. Ильин. О монархии и республике. Соч. Т. 4.

2. Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Журнал «Во­просы философии». № 3. 1989.

3. И. А. Ильин. Наши задачи. Париж, 1956. Т. II. С. 405.

4. Там же. С. 381.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Аноним-2 : Гражданское общество как основное условие
2010-10-22 в 17:55

Нет ничего загадочного в 20-летнем загнивании страны, поскольку страна продолжает оставаться оккупированной.
Последние 20 лет - это очередной этап оккупации, с его очередными задачами, которые успешно решаются оккупационным государством.
Поэтому говорить о гражданском обществе надо исключительно в национальном смысле, применительно к самоорганизации русского народа и его общественных структур. В рамках формально существующей
конституции и, не в меньшей степени, вне этих рамок.
1. Старый Русский : Гражданское общество - общество духовного единения
2010-10-22 в 17:33

Статья написана 10 лет тому назад и за это время Россия осталась в целом"неорганизованной толпой" едва дотягиваясь до "второго уровня"(корпорации, общины, церковный приход") и даже попытавшись разрушить "первый уровень" (семейный уклад).Отсутствие за последние 20 летв России такого наиважнейшего фактора для государства как РАЗВИТИЕ (во всех сферах и уровнях) и замена его на принцип РАЗРУШЕНИЕ отмечают все исследователи. И это приговор всем нам: 20 лет "ЗАГНИВАНИЯ"! Движение к т.н. "гражданскому обществу" не состоялось и невозможно в условиях отсутствия идей и духовных постулатов (законов), и
только лишь действенное и активное усвоение духовной составляющией способно оплодотворить
общество и выстроить свою собственную его модель - ступеньку к восстановлению
традиционной государственности.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме