Вполне возможно, что такое видение мироустройства не академично и, даже, может быть, не вполне научно. Но от поставленных проблем, похоже, не отвертеться.
Прежде всего необходимо обратить внимание на тот факт, что существующая мотивация исследовательской деятельности в современной науке, даже при фундаментальных исследованиях, руководствуется, по сути, лишь прикладными аспектами материальной выгоды и обеспечением стабильности существующего строя общественных отношений. Вся современная физика, по большому счету, родилась из атомных проектов как их теоретическое объяснение и обоснование. Все науки с приставкой «астро-» - из планов военного и промышленного освоения космоса. Биология - для нужд генной инженерии. Психология - для нужд управления массами людей и отдельными особями.
Да, человек познал многое. Но все это многое нужно ему только для того, чтобы повелевать и править окружающим миром. Что кроме власти способно подарить ему познание, основанное на таких принципах? Только недолговечную радость обладания. Огромный массив знаний выпадает из поля зрения человечества вообще и уж тем более из поля зрения среднестатистического человека в частности, потому что ни первое, ни второй просто не знают, что им с этим знанием делать и как распорядиться.
Итак, современный дискурс таков - человек существует на планете Земля, находящейся на краю галактики (которую мы, человечество, условно называем Млечным Путём, поскольку нам видна, так сказать, «внутренняя сторона обода» плоского диска нашей спиральной галактики). В свою очередь, галактика эта отстоит от центра Вселенной на расстоянии, которое ни один человек не в силах не то что представить, но и адекватно описать. А расстояние между объектами внутри Млечного пути также не поддается среднему, бытовому представлению и осмыслению. Даже в «своем доме», в рамках Солнечной системы ученые оперируют миллионами километров и годами. А в наблюдаемом космосе действуют столь разнообразные объекты и явления такой силы и энергии, что человеку остается только радоваться, что нас от этих самых объектов отделяет непредставимое и неосмысляемое расстояние.
С другой стороны, на самой Земле тоже не все в порядке. Необратимые изменения в природе в результате собственной человеческой деятельности, растущее по экспоненте уничтожение (по сути своей, хотя и называемое эгоистическим эвфемизмом «потребление») невозобновляемых ресурсов, не только тех, что являются несущими конструкциями современной цивилизации, ее кровью, но и таких насущных, как пахотные земли и даже вода сами по себе являются для смотрящих (в том числе и далеко вперед) тревожными признаками, сродни скрежету металла в еще несущемся на всех парах составе.
А главное в том, что в этом составе, или, если угодно, в нашем столь хрупком доме постоянно присутствует страшнейшая угроза - угроза распыления миллионов людей на атомы в течение промежутка времени между двумя вздохами. Попробуйте себе представить научное описание процессов, происходящих в момент ядерного взрыва и его основных поражающих факторов, потом их «физический смысл» конкретно для вас, для ваших условий жизни в определенном районе страны, в определенном районе города и определенной удаленности от потенциального эпицентра взрыва. Потом в ваш разрушающийся процесс осмысления попытайтесь втиснуть тот краткий промежуток времени, за который все это происходит. И может, в принципе, произойти с вами. Со мной. Со всем, кто (и что) вам дорого.
Но главное, на наш взгляд, отличие современной картины мира от традиционной, то, что в ней Бог не просто отсутствует, он убит, изгнан, отвергнут со всей возможной жестокостью и пренебрежением той самой наукой, которая и создала ее, современную картину мира. Да, Бог. Высшая сила. Абсолютное добро. Его нет. Миром правит случайность. Случайный набор всего - комбинаций генов, условий возникновения и существования жизни (которая мизерна), религиозное чувство в нас - это генный отголосок поведения наших предков-животных (все ведь помнят, что мы произошли от обезьяны!) и т.п.
В итоге человек остается один на один со своей бесконечной, абсолютной затерянностью, со своим бесконечным одиночеством в невообразимых расстояниях ледяной пустыни Вселенной. Стань человечество единым, как муравьи в муравейнике, это ничего не изменит. На фоне всех этих бесконечных расстояний, парсеков и световых лет, отделяющих нас даже от ближайшей к нам звезды, мы будем также (если не еще больше) одиноки. Все человечество будет тревожно вглядываться в черную даль космоса - не летит ли к нам какой метеорит, нет ли где какого гамма-всплеска, способного своим щупальцем дотянуться до Земли. И чем точнее, чем дальше будут видеть наши телескопы, чем больше зондов мы будем отправлять, чем больше мы будем узнавать о Вселенной - тем тревожней будут наши ожидания.
Но человечеству трудно стать полностью единым. И главный страх всех матерей всех эпох - лишь бы не было войны - в наши дни усиленный многократно, если не абсолютно, может стопроцентно исчезнуть, если стопроцентно исчезнет ядерное оружие, чего не будет никогда. С момента создания ядерного оружия человечество живет в абсолютном страхе перед абсолютным уничтожением.
Ну и дополняет картину абсолютная бессмысленность человеческого существования без идеи Бога. Ради чего жить? Ни одна из современных теорий не в силах дать абсолютный или хотя бы положительный смысл жизни. Ради будущих поколений? Что нам до них, если мы умрем, прекратим существование, и не сможем увидеть плоды своих усилий. Ради торжества идей демократии (или марксизма-ленинизма)?
И для чего жить так, как предписывает мораль, а не иначе как-нибудь, как хочется нам? В любом обществе любая мораль относительна. Но Бог, помимо прочего, как раз и есть носитель, и носитель ревностный, абсолютной морали. Даже верховные боги древних язычников. Чем ближе общество стоит к идее монотеизма, тем важнее в нем роль абсолютной, Божественной морали, вечной на все времена.
Каждая из этих трех проблем сама по себе способна вызвать беспокойство, тревогу, а по причине своей принципиальной нерешаемости современным обществом - фрустрацию. Тем более объединенные в один нерасчленяемый клубок, где вытягивание одной проблемы в отрыве от контекста остальных явлений способно лишь усугубить положение. Каждая проблема вызывает не у отдельных индивидов или наций - у всей современной цивилизации, их же и породившей, глобальную фрустрацию, которая, присутствуя фоном для всех остальных явлений и проблем современности, не осознается полностью, во всем масштабе отдельными индивидами именно в силу своей глобальности.
Тем не менее, выход есть всегда. И нам представляется естественным обращение к опыту традиционных сообществ, традиционных культур человечества. Поскольку именно традиционное мировосприятие способно, во-первых, дать возможность взглянуть на проблему с иной точки зрения, стоящей вне действующей модели мироустройства и существующей в ней системы координат. Во-вторых, обладая совершенно иными ценностными приоритетами, позволяет выработать, если угодно, «план действий», опирающийся на иную мотивацию принятия тех или иных решений, в частности, и в соотнесении с «абсолютной моралью». И в-третьих, позволяет, используя все достижения современной цивилизации, дать новый импульс для развития человечества.
Для нас это представляется возвращением к утраченному в процессе создания новой картины мира. Если угодно, новым Возрождением. Также для нас очевидно, что в мире есть лишь одно традиционное мировоззрение, способное при своей универсальности и всеобщности отделить и сохранить частное (и даже индивидуальное), при своем здоровом консерватизме и осторожности дать импульс и творческую энергию для развития, причем развития в плане познания мира, его законов с совершенно иной точки зрения. В современной модели человечество только и делает, что выживает в своем ограниченном мирке на глубокой окраине вселенной. То, о чем мы говорим, сможет раздвинуть узкие рамки этого мирка до поистине безграничных просторов. В современном мире любая глобальная катастрофа - экологическая, военная, гуманитарная воспринимается и является неизбежной и окончательной. То, к чему мы предлагаем вернуться, способно при условии точного следования его принципам дать человечеству избавление от катастрофы, и говорит о том, что если уж катастрофа неизбежна, то это не конец, а очищение, после которой жизнь продолжится.
Наконец, современное человечество сознает себя бесконечно одиноким в бесконечных просторах Вселенной. То, что мы хотим представить, говорит, что это не так. Человек не одинок во Вселенной. И пусть телом живёт в глухой окраине, духом находится в центре мироздания. Более того, в теснейшем единении с сознающей и проявляющей себя самозарождающейся жизнью - основой существования самой Вселенной.
Да, мы говорим о христианстве, и да - о восточном христианстве, чье самоназвание столь нетолерантно и экстремистски звучит - о Православии, которое, тем не менее в своей внутренней сути и смысле любит каждого человека, поскольку те или иные идеологии и мировоззрения могут вызывать в нем тот или иной отклик, но будучи живым явлением оно бережно относится к тому, кого считает главным сокровищем мироздания - человеку. Потому оно, будучи порой нетерпимым к тем или иным явлениям в мире и обществе, примерно как живой организм бывает нетерпим к вирусам и ядам, бесконечно терпимо к их носителям в обществе - к собственно людям. К каждому конкретному реальному, а не абстрактному среднестатистическому человеку.