Все дальше и дальше уходящие от нас по времени события Великой Отечественной - это не только праздничные салюты и размашистые торжества, но и повод для невеселых раздумий. Увы, настала пора, когда проросли и распустились идеологические зерна, щедро посеянные в пресловутые 90-е. Время спелых плодов еще не пришло. Пока не пришло.
Целенаправленная обработка мозгов почище любой мины замедленного действия и опаснее самого ядовитого газа-убийцы. Выстрел из пушки истории оказался столь губительным, что даже сами «заряжающие» не ожидали подобного эффекта.
Не в мегаполисах, а на бескрайних российских просторах, в деревнях и селах, можно увидеть такое, что скрыто от широкой публики.
Вот, к примеру, село Гремячье Хохольского района Воронежской области.
Уже три года там действует замечательный музей, экспонаты которого характеризуют быт, нравы (да, да!) и события военного лихолетья. Засверкала еще одна симпатичная и памятная звездочка, что отрадно.
Недалеко от музея вырос Вознесенский храм. Пусть он не вполне закончен изнутри, однако служба справляется, люди заходят в него, и храм, можно говорить безо всякой натяжки, по духу составляет с музеем единое целое.
Как, впрочем, и мемориальный комплекс советским солдатам, открытый пять лет назад. Он включает в себя два массовых захоронения наших бойцов, высокий монумент, стилизованный под колокол, а также бюсты Героям Советского Союза, местным уроженцам И. М. Чурсанову и В. М Добросоцких.
Все замечательно, только вот село и окрестности больше известны другим захоронением - венгерским.
Мадьярское кладбище в селе Рудкино, которое начинается в каких-то ста метрах от Гремячьего, является центральным, самым большим и грандиозным во всей нашей области. Оно, сообразно международному соглашению о взаимном признании воинских захоронений, было торжественно открыто в мае (!) 2003 года.
Полемику по поводу «возводить - не возводить» мирной никак не назовешь - страсти закипали еще те. Соглашение - это хорошо, но и у народа не мешало бы спросить. А народ от подобной затеи остался не в восторге. Чтобы как-то уговорить рудкинцев с гремяченцами, был приведен «веский» довод: «Если не разрешим венграм ставить памятник, из Венгрии придется вывозить русские кости». Прием, что и говорить, запрещенный. Ниже пояса удар.
Страсти страстями, а памятник венграм в Рудкино соорудили. Мадьярское захоронение расположилось чуть ли не на самом видном месте над Доном. В вечернюю пору, да при подсветке прожекторов, кладбище идеально просматривается на три десятка километров в округе. А это есть господство над местностью.
Но куда как хуже господство иное, исподволь проникающее в сознание. Каково все это наблюдать ветеранам и тем, кто на себе испытал мадьярские «подвиги» образца 1942-1943 годов на нашей земле?
И народ не на шутку озлобился.
Чтобы не настраивать людей против себя, областная администрация порешила о предполагаемом Вечном огне на территории венгерского мемориала даже не заикаться, кресты на оккупантских могилах сделать не такими вызывающе высокими и одновременно с венгерским возвести в Гремячьем мемориал нашим павшим.
Ловкий маневр сработал - страсти поутихли. Венграм мемориал соорудили без «поправок», нашим - ни-ни. Как водится, всплыла классически мутная история с умыкнутыми финансами.
Вот и стоял, «гордо подбоченившись», памятник сгинувшим на русской земле мадьярам, а гремяченское захоронение советским воинам влачило жалкое существование. Стыд и позор...
Слава Богу, с 2005 года наконец-то сделали и нашим. Но до сих пор по поводу мемориалов не утихают брожения в умах и мнениях соотечественников. Речь не только о юнцах и ветеранах, местных жителях и лицах официальных. Речь о нашем народе.
«А вы знаете, на самом-то деле было не так, как нам писали и рассказывали», - пытаются нас убедить всеми правдами и неправдами современные «вдумчивые и честные исследователи» войны. Молодцы, идите на склад и получите очередную ученую степень. За удар ножом в спину у нас с некоторых пор получают «достойную зарплату». Грудь в грудь сойтись слабо, а вот «проанализировав» да «пересмотрев» - в самый раз.
Времена изменились, и сегодня приходится говорить о том, что ранее не обсуждалось в принципе.
Говорят, что венгры пришли к нам подневольно. Но притащенные на аркане мобилизованные мадьяры не хороводы водили. И что они на нашей земле творили? По какому принуждению? Не секрет, что даже немцы с неприязнью относились к венгерским злодеяниям на оккупированной территории.
Да, мы не имеем права нарушать соглашения, коль уж они появились. И Россия заинтересована в том, чтобы захоронения наших павших воинов в Европе содержались в полном порядке. А их там, по самым скромным подсчетам, почти 5,5 тысячи. Уговаривая нас смириться, нас же убеждают: «Запад вон содержит наши памятники». А это как посмотреть. В Берлине серьезно поднимался вопрос о сохранении Трептов-парка. Схожая ситуация наблюдалась в Будапеште. В Венгрии в некоторых селениях советские памятники вообще ликвидируют. Здорово выходит - там сносят, у нас ставят! А как же соглашение, или по традиции Россия снова будет его честно выполнять в одностороннем порядке?
Советские захоронения в Европе - память об освобождении от фашизма. Насколько помнится, сейчас пропаганда фашизма во всех его проявлениях запрещена. Как ни крути, а получается, что, ставя памятники фашистским союзникам, у нас тем самым занимаются запрещенной пропагандой. В Рудкино, к слову, венгерский мемориал местные жители промеж себя зовут фашистским Мамаевым курганом.
Чем дальше углубляться в тему, тем тоскливее становится. Обратим внимание: мемориальные захоронения иноземным находникам появляются именно в тех селах Хохольского, Острогожского и отчасти Семилукского районов Воронежской области, где мадьяры больше всего бесчинствовали, - Коротояк, Урыв, Старо-Никольское, Девица. А в Болдыревке мадьярский крест вообще установили на месте останков наших павших бойцов. Там, правда, местный люд, не долго думая, взял и взорвал вражеский крест. Но какой вой поднялся по поводу надругательства над прахом покойных!
Лозунг «Кладбища - лучший повод для примирения», убаюкивает. Кстати, гремяченцы именно так и объясняют (а, возможно, по стародавней привычке оправдывают) поступки своих начальников: «Говорят, примирение». В столицах разберутся.
Это так, но нашим согражданам жить и воспитывать детей с внуками-правнуками не только в столицах. И что они видят? Что услышат? Как будут помнить наше прошлое?
Бог с ними, с чужими. Своих в первую очередь забывать нельзя. А то ведь на советское захоронение Вечный огонь привозят раз в году, ко Дню Победы. В баллоне! И какая разница, выполнятся или нет жалкие уступки вроде «венгерские кресты сделать пониже, огонь для них - пожиже». Огонь, жиже некуда, тлеет в наших душах и сердцах. Как бы не угас вовсе.
И если будем прогрессировать в безволии, апатии и безучастности к нашему прошлому, выстрелы из пушки истории, совсем не праздничные, зазвучат в обратном направлении. Уже слышны отдельные залпы. Они становятся все громче, слаженнее и не сегодня-завтра
г. Воронеж
Впервые опубликовано в журнале «РФ сегодня»