Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Инвалиды духовной войны

Игумен  Даниил  (Гридченко), Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 15.10.2010

Смотрю на фотографию двадцатилетней давности... Оптина Пустынь, 1990-й год, общий снимок братии монастыря. И тех уж нет, и эти все далече... Едва ли не половина запечатлённых на фотографии - не только вне монастыря, но и вне монашества. Итог промежуточный, но сам по себе весьма печальный, - один из самых почитаемых духовников нашей Церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин) неоднократно напоминал в своих письмах, что, согласно церковным канонам, сознательно изменившие монашеским обетам и не покаявшиеся - приравниваются к самоубийцам и лишаются, между прочим, христианского погребения.

Всё очень серьёзно. Конечно, если серьёзно воспринимать дело спасения своей души. Воспринимать как главное, а, скорее, - единственное дело жизни. Оно таковым и является и уже по одной простой причине: 70-80 (а часто и того меньше) лет и вечность - величины несопоставимые. Не всегда понимание этого приходит сразу. Но даже если приходит, его кажущееся наличие при недостатке смирения, твёрдости и рассудительности нередко подталкивает на стези, оборачивающиеся впоследствии жизненным тупиком. А иногда и трагедией. Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет. 4:18). И это не «страшилка», а слова Священного Писания, между прочим, парадоксальным образом не противоречащие другим - всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся (Рим. 10:13)...

Всякое дело, в том числе и главное, приобретает свои специфические особенности в зависимости от времени, в котором оно совершается. Тогда - в середине восьмидесятых - многим молодым неофитам казалось, что кроме как в монастырь и идти-то некуда. Иные разумные альтернативы только начинающей трансформироваться советской действительности ещё отчётливо не обретались; и благо, если новоиспечённым ревнителям хватало ума обратиться за советом - как жить - к здравствующим ещё старцам. К тому же о. Иоанну, например. Обращались не всегда. Ну, а монастыри открывались будто «по разнарядке», росли и ширились, изначально наполняясь насельниками, как многим тогда казалось, не случайными. Люди, сгруппировавшиеся вокруг возродившегося в 1983-м году Данилова монастыря, братия Оптиной Пустыни, других вновь открывшихся обителей в значительной своей части - молодёжь с высшим образованием. Публика искренняя, но несколько диссидентствующая. Иными словами - недовольная. По привычке склонная, скорее, навязывать своё мнение и наставлять, нежели учиться и смиряться. И это при том, что главный учитель - сама жизнь, с капризами обучающихся сообразующаяся мало, всё ставила и ставит по своим местам. Процесс небезболезненный, как известно...

Отсюда они - инвалиды духовной войны... Вернее, мы, ибо, кто без греха? Духовные недуги современного человека, менее всего склонного любить, смиряться и терпеть чужие немощи, распространяются, увы, и на считающих себя православными христианами. Наглядных свидетельств тому более чем достаточно. Стоит только почитать почти любые комментарии любых статей на любых православных сайтах, чтобы легко в этом убедиться...

Монашествующие, впрочем, - контингент особый - некая квинтэссенция христианства. Бог в жизни монаха участвует наглядно, ещё и потому, что тот сам затеял с Ним прямой и публичный диалог. Надо полагать, в здравом уме пообещав однажды послушание, нестяжание, целомудрие... Кто-то пообещал и исполнил, а кто-то - благополучно забыл или не предал обещанному должного значения - грань между «спастись» и «погибнуть» бывает и тонкой...

Если оглянуться вокруг, это множественно подтвердят истории непридуманные... Знакомый иеродьякон - молодой и ревностный - со временем превратившись в архимандрита с деньгами, властью и мирскими связями, видимо основательно расслабившись, женился... Его пример - другим наука... Вполне конкретный «другой» в схожей ситуации всё-таки молился и, как вскоре выяснилось, не напрасно. Таинственная дама, на большом джипе спешащая окончательно вызволить «несчастного батюшку» из опостылевшей ему обители, при подъезде к монастырю попала в аварию...

Речь, однако, не только о специфических особенностях иноческих искушений. Разница между обетами монашескими и теми, что даются при крещении, хоть и существенная, но не принципиальная. Напротив, имеет место принципиальное тождество: требование неоскудения внутренней воли. Важно, чтобы и при совершении Таинства Крещения, обещаясь отрицаться сатаны и соединяться со Христом, люди поступали ответственно. К сожалению, практика современной церковной жизни свидетельствует об обратном: пожелания священника и приходящих к нему креститься (родителей, крёстных, самих взрослых крещаемых) чаще значительно разнятся, нежели совпадают.

Лет тридцать тому назад креститься - означало совершить поступок неординарный и даже опасный; теперь - соблюсти формальность. Ну а формализм - расхолаживает. И уже «духовных инвалидов» почти не видно... «Христиане», которым, по сути, до Христа и дела нет, капитулируют сразу; врагу не противореча, и не «заморачиваясь» тем, что в философии называется «моральными сущностями».

Впрочем, у людей воцерковлённых, как правило, эти сущности продолжают оставаться основополагающей составляющей жизни. Таковых подстерегают опасности иного рода. Одна из них - подмена борьбы с врагом хоть и невидимым, но реальным, с тем самым, кто ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1Пет. 5:8), искусственно выстроенной внутренней междоусобицей. Человек пассионарный, если поищет, - всегда найдёт стан, где обретается враг видимый, ибо даже имитация жизни требует своего «адреналина». Подлинная же церковная жизнь уходит; трансформируется где-то в виртуальном пространстве, вернее теряет себя в нём, превращаясь в бесконечные выяснения отношений «практикующих» субъектов, унылую перепалку «миссиофилов» с «миссиофобами», в беспросветную скуку... При этом множащиеся внешние впечатления тоску и скуку не рассеивают, а только усугубляют.

Все это касается, в том числе, и жизни монастырской. Даже при счастливом приближении к Богу можно впасть в стыдную мелочную суетность, а через неё в «окамененное бесчувствие». Врачуется оно, как известно, терпением и молитвой - азы духовной жизни, которые на практике, почему-то, легко забываются.

Жизнь сама о них напоминает. Стеснёнными обстоятельствами, например, которые в монастырях, нередко, создаются искусственно. Причём с вполне определённой целью - «выдавить», «изжить» из себя «ветхого человека». Того самого, которому сопребывание со Христом невыносимо. Кто хочет - изживает, кто не хочет - остаётся «ветхим». Христианин - существо свободное и, опять же, если захочет, - счастливое. Хотя бы потому, что, будучи даже поломанным жизнью «духовным инвалидом», можно обратиться к своему Богу и исцелиться от, казалось бы, неизлечимых ран.

На последнем московском епархиальном собрании Святейший Патриарх заметил, между прочим, что желающих посвятить себя жизни иноческой в последние годы стало меньше. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Теперь, во всяком случае, такой выбор может быть более осознанным. Он уже - не следствие былой эйфории от одной возможности его осуществить, показав тем самым «фигу» опостылевшей советской действительности. Опыт показывает, что на одном отрицании прошлого новую жизнь не построишь. И вопросы, приходящие на монастырский сайт, типа: «у меня несчастная любовь, что нужно сделать, чтобы стать монахом» (чаще - монахиней), - тоже ничего, кроме грустной улыбки не вызывают. В монастырь от жизни не убегают - в нём её строят. И любви и терпения при этом требуется не меньше, чем в миру, причём в условиях, которые, скорее, исключение, нежели правило. Оказывается, любой другой повод для прихода в иноческую обитель, кроме искреннего стремления всего себя посвятить служению Богу, рано или поздно оборачивается жизненным крахом, превращая монаха в карикатуру на самого себя.

Опять же, речь не только о внутренних сугубо монастырских сложностях - так или иначе, но они касаются всей церковной жизни. Они есть, и на вопрос - соответствует ли термин «духовное возрождение» тому, что произошло в Церкви в последнее двадцатилетие на самом деле, - похоже, однозначного ответа не обретается. Внешнего лоска, действительно, стало больше, но ушли последние старцы-исповедники, а значит - стало меньше жизни. Не случайно известный священник, протоиерей Дмитрий Дудко, прошедший и сталинские лагеря и брежневскую тюрьму, уже на закате своей жизни в двухтысячные годы говорил, что придти к Богу и жить с Ним теперь - трудней, чем во времена его молодости и даже ещё совсем недавно. Время сейчас - не детское. Ушли куда-то наивная искренность, искренняя наивность. Больше стало цинизма, неотъемлемое свойство которого, - разрушать всё, чего он касается...

И, тем не менее, заповедь апостола Павла - всегда радуйтесь (1Фес. 5:16) - обращена не только к его современникам. Она исполнима всегда, как следствие исполнения другой, близкой ей, - непрестанно молитесь (1Фес. 5:16). Всегда находится иная, противоположная мрачной, сторона жизни. Трудности превращаются в приобретение, если использовать их преодоление как средство приближения к Богу. И во времена апостасии - массового отступления от Бога - находятся люди, уверенно шествующие в противоположном направлении. Достаточно войти в храм, увидеть в нём молодые лица, чтобы понять, сколь благ Господь... Желающие жить в гармонии со своей совестью всегда будут жить с ней в гармонии. По большому счёту, им не так уж и важно: в какое время они живут, и кто теперь «громоздится на мавзолее» - товарищ Хрущёв или господин Ельцин...

Снова всматриваюсь в знакомые лица на уже поблекшей фотографии... Пусть и инвалиды, но всё-таки живые... Люди, которым хватило решимости обратить к Богу жизнь во всех своих проявлениях, сделать её осмысленно-целенаправленной. Достаточно ли этого для спасения? Наверное, да, если не растерять верные смыслы не только на ухабистых стезях, ведущих к Храму, но и в нём самом... Вернуть, если они были утеряны...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 40

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

40. Анна Ак. : .Стеснёнными обстоятельствами,например,которые в монастырях,нередко,создаются искусственно...
2010-11-27 в 16:06

Любой закрытый социум подвержен определённым болезням. В контексте недавнего советского прошлого,эти болезни имеют сецифическую окраску,весьма по-сути напоминающую советскую систему принудительного формирования личности. Или "исправления",имевшую место быть в лагерях. И далеко не все смогли воспользоваться этими обстоятельствами для созидания своей души. Точнее,смогли единицы... Плоды-налицо в современной церковной,в т.ч. и монастырской жизни. Созидаемый социум -по советскому образцу,т.к. не умерли "жившие в египте". Новому поколению передаётся опыт предыдущего,т.е. советского,т.к. другой отсутствует. Лишь немногие прошедшие через лагеря вспоминали их с благодарностью,как школы созидания души. И в этом нет их вины-система всегда сильнее личности,и если не ломает,то в разной степени калечит... Духовные клоны,мы уже родились с уродством,а жизнью в системе и по законам системы,вполне изуродованы и часто не осознаём своего уродства. Как писал митр. Антоний Сурожский,смирение появляется в человеке не в результате втаптывания человека в грязь,а от лицезрения Того,перед Кем только можно молчать в благоговейном изумлении... Так что создание,тем более произвольное,в монастыре определённых обстоятельств,сильно вредит,как создающим,так и подпадающим под их влияние. И ветхому человеку это вовсе не помеха,т.к. умеет извернуться и приспособиться,что с успехом процветало и в советских лагерях. Хуже,когда при этом человек предполагает в себе некий положительный духовный опыт и влияет(не всегда осознанно) на других...
39. тов.Сухов : «...а не дерябнуть ли нам чайку? А?»
2010-10-30 в 18:51

В связи с угрозой получения инвалидности на фронте духовной войны вынужден, не дожидаясь поста, в аварийном порядке отключиться от всяких дискуссий. Иначе не сдать литургику и другие зачёты на вечерних курсах.
38. Волька : Модератору и всем
2010-10-22 в 00:02

Повторяясь по п.21, настаиваю прекратить куриные бои двух злосвятных активисток. Никакого пардона! Мерзко! И это-то на православном канале...
37. Екатерина Домбровская : 35. Прихожанка
2010-10-21 в 22:35

За веру в наличие у меня способности к юмору благодарю. А почему Вы решили, что я обиделась? Напротив - обрадовалась и писала Вам с большим удовольствием и...с юмором. А Вы не почувствовали разве? Вообще заметьте: бывают у людей и абсолютно простые реакции, ну ничем подтекстовым нагруженные. Вы написали и я полностью без всяких обид и лукавств согласилась. Во-первых, в отношение меня - Вы правы. Во-вторых, интеллект - это еще не духовный разум. А очень часто непробиваемая стена, мешающая человеку его обрести. И гордиться интеллектом - дело пустое и глупое.
Все - у Господа. Все "интеллекты" и "разумы" и вообще все. Мы без Бога - полное, абсолютное ничто. Зато в немощи сила Божия совершается.
Так что же мне было обижаться, когда Вы высказались в полном соответствии с тем во что я верю?
36. Прихожанка : Re: Инвалиды духовной войны
2010-10-21 в 21:20

Появилась информация по теме статьи: «Президент России Дмитрий Медведев, посетивший в среду Козельск (Калужская область), побывал в расположенном недалеко от этого города монастыре Оптина пустынь, сообщает Интерфакс-Религия.…В настоящее время в обители действуют шесть храмов, идет восстановление еще трех». http://www.ruskline....etil_optinu_pustyn/
Теперь восстановление должно пойти быстрее. Хорошо, если полностью восстановленный монастырь перестанет взращивать «инвалидов духовной войны» в том количестве, о котором, о. Даниил, говорится в Вашей статье. В противном случае – будет очень жалко средств налогоплательщиков и благотворителей – ведь за чертой бедности в России живут более 21 млн. чел. http://finam.info/ne...7400001/default.asp
35. Прихожанка : Екатерине Домбровской (33)
2010-10-21 в 00:41

Уважаемая Екатерина! Я вовсе не хотела Вас обидеть. Напротив, отправляя словарное определение чувства юмора, я даже подчеркнула предложение: «По отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие». Но на выходе, к сожалению, подчеркивания не получилось. Я надеялась, что Вы обратите внимание именно на эту часть, а Вы почему-то акцентировались на концовке. Поскольку я всё-таки в большей мере склонна считать Вас реально существующим человеком, а не роботом, то как любому нормальному человеку Вам тоже, наверняка, присуще чувство юмора.
34. Прихожанка : Александру Изгоеву (31)
2010-10-21 в 00:35

«Прихожанке - в детстве атаманке?..» - с точностью до наоборот, Александр. 

Мы всё больше отклоняемся от заявленной темы. Надо ж было так случиться, что форум дал «крен»! Боюсь, что в глазах о. Даниила я выгляжу диверсанткой. 
Спасибо Вам, Александр, за советы. Вы правы: нужно меньше времени уделять компьютеру, а больше – богоугодным делам. Для души пользы будет несравнимо больше. Мне батюшка тоже не советует посещать православные сайты. По его словам, православные интернет-ресурсы слишком агрессивны. Я согласна с ним, но пока время от времени заглядываю на РНЛ.
Не поняла, почему Вы решили, что я живу на Западе (Германии?). Я живу «тут». За стихотворение – отдельное спасибо (хотя я и не Людмила).

«...а не дерябнуть ли нам чайку? А?»

Батюшка не позволяет. 
33. Екатерина Домбровская : Прихожанке на 30
2010-10-19 в 21:05

Без всякого чувства юмора, абсолютно серьезно всецело принимаю в отношении себя диагноз "психологического словаря", который Вы любезно изложили в мой адрес: отсутствие чувства юмора "свидетельствует о недостаточном интеллектуальном развитии личности". Все в точку. Про меня. Спасибочко.
32. Волька : К п.31, А.Изгоеву
2010-10-19 в 19:45

Эх, ребята, нам действительно очень тяжело, а горизонты так не чисты... Мы ищем у РС экрана общения, этого окна из омрачающей душной банки бытия. А что находим тут? -Злость и умничество, чаще всего неумных и безблагодатных. Бывает, конечно, проскочит зёрнышко благое. В целом меру этих обстоятельств тоже оцениваю так, как и отец Дмитрий. Вообще считаю, что всю эту перепалку "форумов" и многих проблемных публикаций от имени Церкви пора бы закрыть, посчитав как эксперимент, проведя, как полагается, всесторонний, тщательный анализ его. На этой основе можно было бы выработать ряд очень ценных и эффективных ходов в Церкви и в патриотическом движении.
Опасаюсь, что этой моей реплики никто не увидит. Не раз такое уже бывало, хоть "хулы", оскорблений и злости приэтом не было никаких. -работают люди...
31. Александр Изгоев : Прихожанке - в детстве атаманке?.. :о)
2010-10-19 в 17:00

Дорогая Прихожанка!

Не вешайте нос. Всё образумится. Соглашусь с Вами - тяжело одному/одной спасаться. Вот это и есть ОДНА ИЗ причин, почему Вы, я и другие сюда приходим. Вновь и вновь.
Лично мне питерский батюшка Димитрий Кулигин НЕ рекомендовал заходить на РНЛ, когда я около года назад спросил его насчет душеполезности для меня таких посещений. Как видите, я в итоге проигнорировал его совет, хотя много другого полезного для себя узнал из нашей с ним 2-летней переписки. Да Вы можете и сами к нему обратиться по электронной почте (info@derzhavnaya.spb.ru), как в открытой форме, так и приватно. Полюбопытствуйте, ЧТО и КАК он отвечает у себя на сайте вопрошающим.

Что же касается уважаемой Екатерины и рандеву... Ну, у Вас, слава Богу, тоже ведь бывает хорошее настроение, в том числе игривое? И, наверно, нередко? Так ведь? Вот видите, как замечательно!
Если честно, я даже себе порой не могу объяснить, почему я поступил ТАК, а не иначе. В данном случае - почему выбрал именно ТАКОЙ тон, а не другой, который бы не ввел Вас в искушение. Так что примите мои искренние извинения!

ВАМ я, если не ошибаюсь, практически никогда и ничего не отвечал здесь на форуме РНЛ. Сейчас же вот - малость "понесло Остапа". Вторая причина, почему решил именно ВАМ ответить, это Ваше замечание об здешних авторах и их трудах, столь негативно сказывающихся на Вашей церковной жизни. Мне трудно что-то посоветовать. Сам не далее, как перед самым моментом отправки своего утреннего отклика на соседней ветке, был сильнейшим образом искушен, что и нашло свое отражение в... в частности, в большом количестве прописных букв. :о/
Простите, но скажу то, что сейчас в голову пришло (наверно, глупо прозвучит): Вам почаще надо вставать от компьютера и делать легкую разминку. В любом случае хуже не будет. Можете воспринять сказанное как полушутку. Дело Ваше! Но...честное слово, это действительно очень, ОЧЕНЬ тревожный симптом, когда читаемое человеком чинит в уме и сердце читающего дополнительные препятствия на пути к храму Божиему. Если Вы действительно на Западе (Германии?) живете, то Вам, конечно же, многократно тяжелее, нежели нам тут.

Вам в утешение (пусть я и ошибаюсь в надобности сего для Вас, тем паче если повторяюсь (память у меня - не ахти...)) - разумеется, если Ваше святое имя то, которое значится в нижеприводимых простых строках (и если Дорогая Редакция пропустит этот... оффтопик):

Посвящается Людмиле Р.

Жила-была Людмила,
Прелестное создание.
Когда ей тошно было,
Она шитье с вязанием
Брала и, горько плача,
Над спицами корпя,
Хотела дать всем сдачи,
Зубами зло скрипя.
И длилось очень долго
Греховное житьё,
Копила всё без толку
Себе на прожитьё.
Прелестный образ Божiй
В себе она презрела,
Когда на путь, на ложный,
Она встать захотела.
Лет сорок она маялась
В печали и тоске,
В грехах своих не каялась,
Но скоро вдалеке
Забрезжил откровения
Свет Вечный и Живой
Для нового рождения
Души ее простой.
И Ангел Светлый Божiй
Её возликовал:
Всего и всех дороже
Ей Свет Христовый стал.
Причастия Святого
Сподобилась она,
Став тварью Божiей новой,
Чтобы испить до дна
Свою мiрскую чашу,
Отвергнуться от зла,
Очистить душу, краше
Стать в мыслях и делах…
Сей узкий путь – тернистый.
Он труден, но велик.
Так пусть покров Пречистой
И светлый Ее лик
Пребудут в сердце вашем,
Вместившем Плоть и Кровь,
Благую часть избравшем
И Вечную Любовь!

...а не дерябнуть ли нам чайку? А?
:о)))
30. Прихожанка : 29. Екатерина Домбровская
2010-10-19 в 15:06

"Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости" (Притчи 17:22).

«Весёлость – не грех, она усталость отгоняет, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет» (Серафим Саровский).

«Чувство юмора — в обычном словоупотреблении способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Чувство юмора неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности, например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, кажущуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей поведение и т. п. По отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры, улавливает ли он комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и над собой, если сам становится объектом шутки. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствует как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности» (психологический словарь).
29. Екатерина Домбровская : 28. Прихожанке
2010-10-19 в 13:35

“ Если око твое будет чисто...(Мф.6:22).
28. Прихожанка : 27. Волька
2010-10-19 в 11:58

Уважаемый Волька! Не хотела отвечать, чтоб не засорять форум отвлеченными от статьи репликами. Честное слово, стыдно за всех нас. Вон уже мужчина даме рандеву назначает под "прикрытием" статьи о. Даниила. Может, эпизоды с «основательно расслабившимся архимандритом» или с «таинственной дамой на большом джипе» подействовали.
Возможно, я и ошиблась, узнав в Вас земляка. Всех «тайн» раскрыть не могу. Уж не обижайтесь на меня - грешную. Жалко, если человек с чувством юмора не мой земляк. Мне сразу Ваш «Волька», «рожденный» Лазарем, понравился.
А по поводу «ЗАхожанки» Вы верно подметили: по мере моего знакомства с «творчеством» авторов РНЛ, желания ПРИходить в храм становится всё меньше и меньше. Вот такая – «гиперболическая» - зависимость. (: (может, со смайликом ошиблась – «грустно»).
27. Волька : к 22 Прихожанке
2010-10-19 в 02:43

А с чего это Вы взяли, что я Ваш земляк? В масштабах каких географических единиц?
26. Александр Изгоев : 25. Екатерине Домбровской
2010-10-18 в 13:29

Да-а-а. Плохонько я замаскировалси...
:О((
Нет, я не тиллалист! :о) Просто захотелось...эээ...приколоться - по старой...эээ...типа дружбе. :о)
Простите великодушно!
Весьма рад, что Вы безошибочно и...благорасположенно вычислили меня грешного, уловив шутливость моего тона.

"Чтой-то вы мною регулярно интересуетесь..." - Ну, я даже и знаю, что Вам на это сразу и ответить: по натуре - тугодум я! :о(
Добавлю - по секрету!!! - покушение на Вас не готовлю. :?)

Ну, в общем...СПАСИБО ДОРОГОЙ РЕДАКЦИИ (!), что вот таким незатейливым образом мне грешному удалось поприветствовать Вас на... передовой РНЛ.

P.S. А у меня в п. 23 был всего только ОДИН (явный) вопросик... :о)))))))))

P.P.S. А Юрий Юрьевич всегда очень интересно рассказывает... :о)
25. Екатерина Домбровская : Анониму -Изгоеву 23.
2010-10-18 в 12:10

Господин Аноним, очень странные вопросы вы мне задали... Почему это "у Вас" - Вы написали мне о редакции журнала "Благодатный огонь"? Я там такой же гость, как и все другие.
Буду ли на выступлении Воробьевского? Как Бог даст. Но почему на такие личные вопросы я должна отвечать Анониму? Вы почему скрываетесь? вы террорист? Или наоборот - кого-то боитесь? Что-то не чисто? - Догадалась! Вы - Александр Б. Он же Александр Изгоев. Так вот: Вам я ничего о своих планах говорить не намерена. Знаете почему? Чтой-то вы мною регулярно интересуетесь...
24. Прихожанка : О. Даниилу
2010-10-18 в 11:19

Отец Даниил! Простите нас грешных!
23. Аноним : 17. Уважаемой Е.Д.
2010-10-18 в 10:48

"...Я за СВОИ слова всегда готова отвечать. <и> ВСЕМ ЗА НИХ отвечать придется."

;о))))))))))))))))))))))

А у Вас в эту пятницу (22.10.10/ в 18:30) Юрий Юрьевич будет рассказывать...
А Вы там будете (присутствовать)? Лично я собираюсь.
22. Прихожанка : Вольке-земляку
2010-10-18 в 10:35

"захожанке бандурской"
---------------------------------
Спасибо-подняли настроение.:) Юмор всегда ценю. Рада была узнать, что здесь "тусуются" "соседи".
21. Волька : захожанке бандурской
2010-10-17 в 23:42

Как-то нехорошо форум превращать из дискуссии в перепалку, да ещё женскую! А вы ещё говорите небось, что всякие там "эмансипации" и прочие антихристианские штучки вам претят. Да вы кормите ими свою гордыню. И, скорей всего, далеко не только здесь. Так что лучше бы не умствовать да и вообще - по теме статьи тут выступать , а не в защиту (и в нападение) свою. Только почитайте себя со стороны. Срам!
20. Екатерина Домбровская : 19. Прихожанка
2010-10-17 в 22:07

Давайте поставим точку. Пришлось перечитать ту дискуссию. "Воронье" было адресовано не Вам. Объяснять, почему я причислила к воронью читательницу - не буду. Наивная! Я-то думала... Теперь меня убедили, что это робот. Ха-ха... Уже на другой ветке попросила Вас меня простить, если что не так, как должно, поняла. Не вижу серьезных причин для наших стычек. Не так ли?
19. Прихожанка : Екатерине Домбровской (к. 18)
2010-10-17 в 20:45

"Прошла по ссылке: март месяц, я, несчастная, сделала Вам замечание по поводу резкого и развязного тона,в котором Вы тогда написали свою критику игумену Даниилу».
-----------------------------------------

Одно уточнение. Вы не мне сделали замечание: мой комментарий № 10 идет уже после Вашего «воронья» (№ 9) - Вы так отреагировали на комментарии читателей, которые критически высказались о статье о. Даниила.
Раз уж Вы эту статью тоже критикуете, вот я и причислила Вас к «стае воронья» - по Вашему же определению. Пошутить захотелось.
Ну, а «вспомнила» я случайно, не хочется вдаваться в эти подробности.
18. Екатерина Домбровская : 16. Прихожанка
2010-10-17 в 19:30

Прошла по ссылке: март месяц, я, несчастная, сделала Вам замечание по поводу резкого и развязного тона,в котором Вы тогда написали свою критику игумену Даниилу. И Вы это все помните? И припомнили мне, когда я покритиковала данную статью? Да я не против никакой критики. Статьи выносятся здесь на обсуждение. Авторам полезно знакомиться со всем спектром мнений. Ну, а нам полезно все-таки знать меру и соблюдать приличный тон. Хотя я и сама, увы, бываю грешна и излишне резка, о чем очень потом весьма сожалею.
17. Екатерина Домбровская : 16. Прихожанка
2010-10-17 в 19:22

Ну Вы измудрились... Вырвали откуда-то старую цитату без контекста и что-то этим хотите сказать... Давайте весь контекст. Я за свои слова всегда готова отвечать. Всем за них отвечать придется.
16. Прихожанка : Екатерине Домбровской (к.15)
2010-10-17 в 18:20

"А что, прозой сказать было нельзя?.."
---------------------------------------

-Навеяло.

Чтоб было понятней:
"9. Домбровская Екатерина : Re: Всё время не о том говорят...
2010-03-12 в 01:56
СЛЕТЕЛОСЬ ВОРОНЬЕ..."
http://www.ruskline....oryat/?p=3#comments
15. Екатерина Домбровская : 14. Прихожанка
2010-10-17 в 16:14

А что, прозой сказать было нельзя?.. С трудом догадалась, что речь о том, что прежние статьи отца Даниила мне раньше много больше нравились (не все, правда) - и по содержанию и по исполнению. Тем не менее мое уважение и почтение к автору не изменилось ничуть - все его отличные работы помню, считаю одним из лучших церковных публицистов, миросозерцание его мне в большинстве своем весьма близко (хотя есть и то, что принять никак не могу). А вот эта статья представилось мне сырой и недодуманной. И это чисто редакторский подход, если хотите. Причем же тут "стаи"? Я ни в каких стаях и стадах не состою. У меня одна стая - моя родная Мать-Церковь, ее святоотеческое наследие, в котором нас воспитывали наши духовные отцы, и Родина, которую я, не будучи уранополитом, - безконечно люблю. С отцом Даниилом у меня исключительно профессиональный разговор (пусть и одноголосный). Тема статьи замечательна! Заход на нее у автора - глубокий, а вот разработка и наполнение темы - увы. О чем я искренне сожалею.

...А "воронье", как было вороньем, так и осталось, что мы ежедневно и наблюдаем. И те, кто имел гниль в душе, увы, как я вижу, с этой гнилью и продолжает жить, разлагаясь буквально на глазах, ежедневно общаясь со своими стаями, подхалимами и подпевалами в ихних ЖЖ.
Вам же напомню: на Руси когда-то существовало понятие чести и производное от него - честности. Покривить душой допускалось, пожалуй, лишь исключительно из сострадания к немощному противнику. Разве отец Даниил относится к таковым?
Думаю, он стадность и «стай» никак не приемлет, равно как и всю порочность корпоративной морали. Надеюсь, мой ответ - исчерпал тему?
14. Прихожанка : Екатерина Домбровская = Домбровская Екатерина ?
2010-10-17 в 11:27

Вы нас клеймили «вороньем»,
С любовью автору внимая.
Ужель сменилось что-то в нем,
Коль стала стая Вам родная? :)
13. Волька : Идёмте!
2010-10-17 в 11:12

Извините за навязчивость, дорогой отец Даниил, так уж Ваша публикация задела. Вот Вы говорите о цинизме как нынешней форме проявления знания. Да. Но это лишь по самой природе нашего Её постижения: иначе и быть не может. Ибо в основе дальнейшего углубления наших представлений лежит ЧАСТНЫЙ опыт, не отвечающий сложившемуся Её "гладкому", упрощённому образу. Выявившиеся Её "искажения", однако, являются "шероховатостями", "развенчивающими" Её только из-за куцего и горячечного нашего постижения новых Её свойств и строения. Пойдёшь дальше (если со страху или по шкурничеству не отбросишь это бремя) - увидишь, что был жалок и смешон в своём умничестве. Попутно же перестанешь воспринимать в тайне это исповедничестиво Истины как бремя. И для этого вовсе не надо идти в монастырь - мирской бой здесь, пожалуй, побыстрей приводит к этому - честно вытерпеть лишь надо. Простите за мои умствования. Объясняюсь как могу. Образования у меня нет для иного.
12. Волька : Не унываем же
2010-10-16 в 22:42

Как бы ни казалось плохо в монастырях - это сравение с недостижимым, возможно, эталоном. И наши представления о других временах (и др.местах) всегда приукрашены "хорошо там, где нас нет". Так что пусть живут монастыри, и такие, какими их описывают ныне. Благодать в них - пребывает. Это может подтвердить любой мирянин, даже просто считающий себя верующим. Ещё раз, батюшка, присоединяюсь к хору хвалющих эту статью.
11. palomni4eg : да!
2010-10-16 в 20:38

Отче, благодарю за статью! Очень понравилась! Тоже приходилось видеть примеры неподражательные, тягостные и не воодущевляющие, действительно, сейчас БЫТЬ христианами более чем тяжело
10. Прихожанка : Re: Инвалиды духовной войны
2010-10-16 в 00:05

Здравствуйте, отец Даниил! Честно признаюсь: представленная статья - первая из Ваших публикаций, не вызывающая у меня желания резкой критики. То ли Вы прислушались к голосам Ваших оппонентов, то ли «мы» духовно возросли.:) В любом случае, результат положительный.
Хочется надеяться, что собирательный образ «карикатурного» монаха написан Вами исключительно на основе Вашего прошлого опыта монастырской жизни, и что, если по воле Божией, Вы в очередной раз поменяете «место жительства», то глядя на общий снимок братии монастыря «двадцатилетней давности», Вам не будет «мучительно больно» за нынешних Ваших братьев.
В целом впечатление от статьи – та же унылая картина современного состояния Церкви и её оплота – монастырей. Если уж в Оптиной Пустыни – «колыбели» известных всей Руси старцев - не до духовной брани, то что говорить о многих других монастырях и, тем более – о «как бы» монастырях?!
Да, перестройка «распахнула» монастырские двери, в которые «ринулись» верующие гуманитарии. Но книжное представление о монастырской жизни у многих насельников быстро разбилось о действительность. Познание церковной и, в частности, монастырской, жизни изнутри привело к глубокому разочарованию. Да, раз данные Богу обеты нарушать нельзя, но все-таки лучше, если кто-то, разочаровавшись, нашел в себе силы покинуть монастырь. Было бы хуже, если бы человек с разбитой, озлобленной душой продолжал лицемерить, изображая из себя монаха, да еще в сане священника. Ничего кроме жалости, такой псевдомонах не вызывает. Он «духовный инвалид» еще в большей степени, чем тот, который, покаявшись, создал нормальную семью. Это мое личное мнение.

«Духовные недуги современного человека, менее всего склонного любить, смиряться и терпеть чужие немощи, распространяются, увы, и на считающих себя православными христианами. Наглядных свидетельств тому более чем достаточно. Стоит только почитать почти любые комментарии любых статей на любых православных сайтах, чтобы легко в этом убедиться...».
Я бы добавила: «Стоит только почитать почти любые СТАТЬИ и комментарии к ним на любых православных сайтах, чтобы легко в этом убедиться...».
«Таинственная дама, на большом джипе спешащая окончательно вызволить «несчастного батюшку» из опостылевшей ему обители, при подъезде к монастырю попала в аварию...» - заинтриговали, о. Даниил.:). Надеюсь, это «мемуары» о всё той же Оптиной пустыни.
Р.S. Вспомнила, что свт. Игнатий (Брянчанинов) в одном из писем говорил, что лучше покинуть монастырь, чем оставаться в нем и лицемерить. Не поленилась – перелистала «Письма»:
«Не смущайся по причине этого скорбного обстоятельства, но со смирением, без порывов, изливай твою печаль пред Богом, моли Бога, чтоб Он покрыл сына твоего милостью Своею и предай его воле Божией, а сам позаботься о спасении души твоей; это нужно тем более, что уже немного времени остается тебе для земного странствования и для приготовления себя к вечности. Переживаем трудное время в духовном отношении! За сто лет до нас святитель Тихон говорил: «Ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство». Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло до неимоверной наглости и бесстыдства. Опытность духовная дорого дается. Лучше выйти из монастыря и проводить в мире жизнь, соответствующую своему расположению, нежели, живя в монастыре с враждебным к нему чувством, проводить жизнь, нисколько не сообразную с монашескими правилами, чего неминуемым последствием обыкновенно бывает самый ужасный разврат».
14 февраля 1864
«Ныне лицемерство достигло до неимоверной наглости и бесстыдства» - если уж Церковь была таковой в XVIII веке, то о каком благочестии можно вести речь в веке ХХI?
Из другого письма свт. Игнатия: «На монастыри плоха надежда: они внутри выпрели и уничтожились, их еще поддерживает рука Божия ради нескольких благонамеренных иноков, как обетовано было Богом пощадить Содом и Гоморру, если б нашлось в них десять праведных людей».
7 февраля 1864
9. мнение : Божественное уединение ко спасению
2010-10-15 в 17:15

Статья интересная, своевременная. Спасибо. Позвольте выразить свое мнение по поводу устройства монастырской жизни. Первое, что неприятно удивляет это при больших монастырских площадях, чаще всего, малое количество насельников; второе - назойливое посещение туристами, "поломниками", и самое главное на мой взгляд - без сильного хозяина дом пустеет.
8. Георгий Р : 6. Екатерина Домбровская :
2010-10-15 в 15:10

Согласен. Статья ни о чем. Либо не понял. Тогда простите. Будучи знакомым с прежними статьями автора, прочитал специально, но увы.

Возможно это всего лишь описание эмоций и мыслей. Искусство ради искусства.

При этом по отдельности согласен со многими наблюдениями.
7. Ольга Ф. : Инвалиды духовной войны
2010-10-15 в 14:15

Низкий поклон отче Данииле! Чудная, добрая и очень нужная в наш век окостенелых эгоцентриков статья. Сама я не пробовала вступить на стезю монашества - у меня семья, а значит другое задание для исполнения. Есть милые моему сердцу молодые монахини. Как же им тяжело! Вот такое пастырское слово, с любовью, пониманием нашей никчемности, способно и укрепить и разъяснить, а может и направить. Спаси Вас Господь!
6. Екатерина Домбровская : О КАКОЙ СТЕПЕНИ И ЧЬЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ РЕЧЬ?
2010-10-15 в 14:00

Смотрю на начальный абзац статьи и на самый последний абзац ее же и недоумеваю, как же сопрягаются оне: измена обетам, длящаяся судя по срокам означенным автором уже 20 лет, и вот эта «живость инвалидов», эти конечные выводы о спасительности двадцать лет назад проявленного желания «сделать жизнь осмысленно-целенаправленной», о достаточности его для спасения? Вот эти первый и последний абзацы:
«Смотрю на фотографию двадцатилетней давности... Оптина Пустынь, 1990-й год, общий снимок братии монастыря. И тех уж нет, и эти все далече... Едва ли не половина запечатлённых на фотографии - не только вне монастыря, но и вне монашества. Итог промежуточный, но сам по себе весьма печальный, - один из самых почитаемых духовников нашей Церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин) неоднократно напоминал в своих письмах, что, согласно церковным канонам, сознательно изменившие монашеским обетам и не покаявшиеся - приравниваются к самоубийцам и лишаются, между прочим, христианского погребения».
«Снова всматриваюсь в знакомые лица на уже поблекшей фотографии... Пусть и инвалиды, но всё-таки живые... Люди, которым хватило решимости обратить к Богу жизнь во всех своих проявлениях, сделать её осмысленно-целенаправленной. Достаточно ли этого для спасения? Наверное, да, если не растерять верные смыслы не только на ухабистых стезях, ведущих к Храму, но и в нём самом... Вернуть, если они были утеряны...»
Последний призыв «вернуть утерянные смыслы» - убеждает мало: - вся «материя» статьи свидетельствует – пером автора – о том, что побуждения были у большинства неверные, поверхностные, даже вызывающие (у женщин) улыбку.
Вызывают на этом фоне недоумение и такие слова автора, как:
«Подлинная же церковная жизнь уходит; трансформируется где-то в виртуальном пространстве, вернее теряет себя в нём, превращаясь в бесконечные выяснения отношений «практикующих» субъектов, унылую перепалку «миссиофилов» с «миссиофобами», в беспросветную скуку...»
Подлинная церковная жизнь уходит? Остаются лишь «практикующие субъекты»?!! Странное выражение для человека монашествующего, являющегося по определению выразителем и носителем добродетели безпристрастного милосердия. Да, кажется, и сам автор статьи взглядом со стороны (или с высоты орлиного полета) фиксирует эти становящиеся все более жестокими нормы сосуществования современных христиан:
«Духовные недуги современного человека, менее всего склонного любить, смиряться и терпеть чужие немощи, распространяются, увы, и на считающих себя православными христианами. Наглядных свидетельств тому более чем достаточно. Стоит только почитать почти любые комментарии любых статей на любых православных сайтах, чтобы легко в этом убедиться...»
Странное впечатление от этой работы «на выходе» - ни диагноз даже не намечен, ни малейших врачеств не подсказано, в то время как в сети эти самые ничтожные «практикующие субъекты» все же пытаются отстаивать традиционное, святоотеческое толкование понятия монашества, которое сегодня помимо всего прочего подвергается массированным обстрелам совне – достаточно одного только примера – выпадов против основы монашеской жизни – послушания – в блоге отца Андрея (Кураева). И таких примеров – множество.
Вот так, если все подсобрать да вникнуть, и получается, что статья – ни о чем. Может быть просто сырая? А, может, есть и внутренняя более важная причина ее невнятности – проблема какой-то духовной неточности первичного посыла?
5. Лилия : Re: Инвалиды духовной войны
2010-10-15 в 13:55

Прекрасная статья и прекрасная картина! Спасибо автору за правду и мужество.
4. тов.Сухов : Re: Инвалиды духовной войны
2010-10-15 в 12:25

Однако цифры занижены. "Духовная война" может привести не только к инвалидности, но и гибели.
Массовый случай такого рода описан в книге "Бытие", когда погибло всё население, верующее(!), выведенное Господом Богом из Египетского рабства.
Когда мы принимаем Таинство Крещения, об этом никогда не предупреждают. Люди, однако, интуитивно это чувствуют, и не спешат увлекаться. Возможно, в этом состоит и ещё один ответ на всё тот же наш старый вопрос "Почему не спешит воцерковляться Россия?"
http://ruskline.ru/a...rkovlyatsya_rossiya/
3. lucia : Re: Инвалиды духовной войны
2010-10-15 в 11:38

Несколько лет назад из Оптиной вышло несколько монахов, кажется. человек 10; причина была - ИНН. Где они теперь могут быть?
2. Николай : Re: Инвалиды духовной войны
2010-10-15 в 09:53

Прекрасная актуальная статья!
1. Волька : Расстриги
2010-10-15 в 09:32

У твсеякого СВОЯ жизнь под Господом и СВОЙ путь к Нему. А многие формы и образования нашей жизни неадекватны особенностям условий этих путей, но давят, отнимая и без того скорбно скудные возможности. Поэтому, да простит меня батюшка, автор статьи, есть в миру немало таких "инвалидов", что, даже числясь в безбожниках и расстригах, держатся только на тоненькой ниточке Благодати. Дай Бог зоркости нам каждому.
А вообще-то такая хорошая статья, понимающая, мудрая, добрая. Вперёд!
Автор данной реплики не монах и не был им, хотя и его искушало расплеваться с этим миром. Лишь очень большое уважение и чувство собственной недостойности быть среди той, действительной святости, останавливало. Прозрения и решимости иные пришли потом и постепенно.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме