Лето прошло: это, к сожалению, уже свершившийся факт. И именно этой теме посвящена беседа главного редактора газеты «Православный Санкт-Петербург» Александра Ракова и знаменитого нашего батюшки Иоанна Миронова. Этой беседой открывается новый, октябрьский номер газеты. Неспешная беседа редактора и священника касается самых разных тем: куда уходит лето? попал ли в ад поэт Лермонтов? можно грешникам ли молиться о ниспослании дождя? как относиться к бывшему священнику, актёру Охлобыстину? почему болит нога у главного редактора православной газеты? и надо ли верить тому, что изображено на иконе «Страшный суд»?
Как всегда в канун печальной, памятной даты - 2 ноября - газета посвящает целую полосу памяти митрополита Иоанна (Снычёва). 15 лет прошло с тех пор, как Петербург, - да и вся Россия - лишились этого богодуховенного архипастыря. Новый номер газеты рассказывает о том, как начинался крестный путь Владыки в нашем городе, как принял Санкт-Петербург митрополита Иоанна... Бывший келейник Владыки, игумен Пахомий (Трегулов) вспоминает: «Санкт-Петербургская епархия поначалу не слишком доброжелательно приняла митрополита Иоанна. Люди ведь как себе представляют «правильного» архиерея? Сильным, властным! А тут приехал в столичный город какой-то немощный старичок с простоватым, добродушным лицом - какой из него архиерей?! Прозвищ ему сразу надавали - «дедушка Мазай», «блаженный» и прочее... Впрочем, дело и похлеще прозвищ случалось. Бывало, что звонили анонимы прямо в резиденцию и наговаривали новоназначенному митрополиту столько оскорблений, что приходилось вмешиваться другим...» Подборка воспоминаний о митрополите Иоанне (Снычёве) называется «У ПОДНОЖИЯ ГОЛГОФЫ».
И ещё одно славное имя мы должны вспомнить в эти дни: имя протоиерея Владимира Шамонина... Мало кто из нынеших парвославных петербуржцев помнит этого батюшку: он скончался более сорока лет назад. Если хотите получить представление об этом замечательном священнике, прочтите некоторые из его высказываний: «Запомните: никогда никого не называйте безбожниками, а особенно грешниками, и никогда не считайте кого-то недостойным причастия. Знайте так: все достойны, кроме вас». «Уныние - большой грех. С унынием молитва неправильная, так как молиться надо радостно, а иначе неприлично, да и напрасно». «Здравомыслящий человек не будет о себе высокого мнения»... Материал об отце Владимире Шамонине называется «ОН БЫЛ ВСЕМ ДЛЯ ВСЕХ».
Владыка Иоанн и отец Владимир поражали людей своей добротой, мудростью, боголюбием и - смирением. Смирение было для них одной из главных добродетелей. Но как нам, грешным стяжать смирение? Об этом рассуждает давний друг редакции, знаменитый петербургский батюшка о. Игорь Филин. Он говорит: Очень важно знать меру своего терпения. Если ты не имеешь такого смирения как прп. Серафим Саровский, то говори: «Господи, прости, я свою меру терпения исчерпал». И думай не о том, что тебе на пользу, а о том, спасительно ли тебе это... Ибо можно, конечно, поступать по человеческой справедливости, но человеческая справедливость относительна, она у каждого своя...» Беседа с о. Игорем Филиным называется «У СМИРЕНИЯ НЕТ ЯЗЫКА, УШЕЙ И ОЧЕЙ».
В разных случаях смирение может проявляться по разному. Для солдата на войне смирение в том, чтобы терпеливо сносить тяготы военной службы, не поддаваться страху, быть упорным в борьбе и любить свой народ, любить - до готовности положить за него живот свой. Материал видного политолога, полковника Бориса Подопригоры посвящён войне в Чечне. Точнее - одному давнему эпизоду той страшной войны... Все мы помним, как 8 лет назад чеченские террористы захватили московский театральный центр на Дубровке, - эпопея «Норд-Оста» хорошо известна. Но мало кто помнит, что в тот же самый день наши войска в Чечне освободили несколько русских рабов. Русское рабство - до сих пор обычная вещь в чеченских аулах. О том, как складывается судьба наших соотечественников в чеченской неволе, читайте в статье Бориса Подопригоры «ТЕМ ЖЕ ДНЁМ В ЧЕЧНЕ».