От редакции: 9 октября на нашем сайте была опубликована статья депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Евгения Марченко «Такие вожди, как Шевчук, России не нужны!», которая вызвала неоднозначную реакцию читателей. Е.Марченко критиковали за несправедливые нападки на Юрия Шевчука, за попытку очернить его личность и т.д. В статье, которая первоначально была опубликована в газете депутата «Слово и дело Евгения Марченко», действительно, содержатся нелицеприятные оценки не только творчества и политической деятельности Юрия Шевчука, но и его личных качеств. Можно не соглашаться с оценкой Марченко, данной известному музыканту, но каждый человек, в том числе и депутат ЗакСа, имеет право на выражение своей позиции. Публикуя статью Евгения Марченко на своем сайте, мы исходили из того, что нынешняя политическая ориентация известного рок-музыканта, считающего себя православным христианином, сегодня у многих православных вызывает как минимум недоумение. Ведь известный рок-музыкант фактически стал самым мощным орудием в руках прозападных, русофобских сил, которые откровенно раскачивают политическую ситуацию под лозунгами борьбы за политические свободы, экологию и пр.
Мы предполагали, что статья депутата Е.Марченко спровоцирует полемику по этой теме, хотя и не думали, что она будет столь острой. Сегодня мы предлагаем альтернативную точку зрения на личность и творчество Юрия Шевчука. Наш постоянный автор православный адвокат Павел Дмитриев рассматривает «проблему Шевчука» в контексте истории российской политики последних веков.
Русское общество не раз пассивно наблюдало путь своих вождей к единоличной бесконтрольной власти над собой, что подтверждается историей после гражданской войны 1918-20 г.г., да и более древними ее примерами. Можно, вероятно, сказать, что у нас в генах некое как бы равнодушие к собственной судьбе, некий расчет «на авось». В этом присутствует и надежда на то что «беда пройдет мимо», или «что моя хата с краю», и она чудным образом уцелеет от пожара. Но в этом и смиренная надежда на Бога. Уж слишком часто русские люди убеждались, что смена персоналий вверху властной пирамиды не дает пользы ее основанию, а вовлечение народа в борьбу за вершину власти, тому же народу приносит лишь новые проблемы.
Так было и в нашей недавней истории, когда истерия перестройки привела к революционной смене ставшего неэффективным режима КПСС.
Но кто знает, если бы народ безмолвствовал, может это дало бы время рациональным силам КПСС собрать мудрых политиков и нащупать лидера типа Дэн Сяо-пина. Но ставропольский комбайнер в аппаратной борьбе занявший русский трон ноши не удержал. Вероятно, этим в какой-то мере объясняется поспешность, с какой народ втянулся в интригу борьбы против КПСС, т.к. почуял слабую руку, инстинктивно понимая, что слабый здесь опаснее врага.
Поэтому всякое проявление силы русские люди встречает неодобрительными разговорами, но, в конце концов, смиряются, т.к. в веках выживали благодаря не столько мудрости, сколько силе и воле вождей, понимая, что благие пожелания, добрые речи без воли, сами по себе мало что значат. А воля и сила человека у власти, даже при отсутствии благих пожеланий народу, гарантирует ему выживание. И внешнюю защиту от множества врагов и защиту народа от самого себя, от междоусобиц, противостояний и беспорядка.
Тем не менее, живя в соседстве с малыми, имеющими историю длиннее на тысячу лет, европейскими странами, и заимствуя от них многое; от пороха и покроя платьев, до образования и культурных стандартов, русские, вопреки своей восточной природе, всегда заинтересованы были в усвоении западных способов коллективного управления.
Тут, конечно, сказывались длительные и не всегда исторически удачные правления самодержцев, и завистливое желание, чтобы было, как у тех, у кого перенимали, много внешнего; и непонимание, что одежды и удобства на чужой манер не меняют темперамента, образа мыслей, системы ценностей, исторических и бытовых привычек, не отменяют врагов внутренних и внешних, и потребности в твердой власти. Да и наивное предположение, что смена строя приведет к смене цивилизации.
Как только русские пытались ввести у себя коллективную форму правления, она исторически мгновенно перерастала в привычную единоличную власть, то под вывеской либерализма, то под вывеской социализма.
Уж не захоти народ твердой единоличной власти, то за сотню прошедших экспериментальных лет он бы эту власть поменял. Но как только приходит вольница - народ в ужасе устремляется поддерживать любое проявление силы. Даже если это не всегда вменяемые большевики, или не всегда трезвый, душа нараспашку Ельцин, или спокойный, себе на уме Путин.
Все властвовавшие в России после свержения самодержавия были также фактическими самодержцами, но с присущей неофитам от власти непониманием своего дела, неуважением к управляемому народу, деспотическими замашками, и стремлением с помощью тотальной идеологической обработки выдать свою самодержавную власть за коллективную, народную. Хотя фактически к народным интересам новые самодержцы интереса не имели и не имеют.
Так было и с большевиками, которые до капли выдаивали силы народа «чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать», так и со сменившими их эффективными менеджерами собственных, баснословных, мгновенно созданных состояний.
Народ безмолвствует, заняв исторически привычную позицию терпения, смирения и трудного выживания. Да и какой иной может быть позиция народа в стране где непрерывно длящиеся столетние перемены новичков от власти порушили с трудом созданные интеллектуальные, духовные, национальные, технологические, экономические и экологические системы страны. Где перемены основаны не на развитии достигнутого, а на идеологии разрушения «до основанья, а затем...».
Только нового мира не получается. Строится все тот же старый, но из обломков былого величия, или из худых материалов, да по чужим, непригодным рецептам.
В этом старом новом мире, рванувшие на себя власть силачи, за краткий период у кормила народом заняться не успевают, так как волчья природа этой работы, лишенной вековых корней родной цивилизации, просто не оставляет сил, времени и возможности думать о чем-либо другом как только о своем личном выживании и усилении. Народ служит в виде некой ограды от нападения извне и как некая масса для зачастую наивных экспериментов, в которых выражаются управленческие идеи властных, да еще и для выплаты податей.
Так и идет по истории вместе со своей уже давно нелюбящей его властью народ великий, трудолюбивый, смиренный, талантливый, самоотверженный и наивный, понимая, что деться некуда и что этот трудный смиряющий путь в никуда все же ближе к Богу, чем иной другой...
Потому извечная неутоленная тоска о правде сквозит в русских людях, в их песнях и в русских певцах.
Среди них есть замечательный, талантливый, не берусь судить, но может и великий русский певец - Юрий Шевчук. Вместе со всеми пройдя путь от эйфории перемен к осознанию их циничности и никчемности, он эту народную боль переживает как свою, и не боится говорить об этом творчеством и словом.
Но что делать, если, по своей природе с 1917 года нелегитимные власти не могут допустить свободу слова до степени, которая бы не соответствовала их представлениям о свободе. Народ при всем притом, что весь подвох власти давно понял, чует, что власть эта пусть такая - рассекая, но сила, которая, хоть воровски управляет, но организует его защиту и, соответственно, гарантирует выживание.
Как говорится - на безрыбьи и рак - рыба.
Не потому ли народ безмолвствует, наблюдая новый тоталитаризм не посредством расстрельных команд и ежовских троек, а путем психологического и информационного уничтожения личности, безответного и наглого обливания грязью. На нынешнем безлюдьи расстрелы были бы власти не впрок. А уничтожить человека духовно, облив грязью и извратив информацию через подконтрольные СМИ, да с уверенностью в безответности жертвы, да при условии, что суды также подконтрольны - это нынче легко и просто.
Мы были свидетелями информационной войны против Ю.Лужкова. Как премудрый боярин Юрий поссорился с властью - судить трудно. Но методы, которые он позволил безнаказанно обкатать на себе, судя по всему, вскоре станут столь - же привычными, как когда-то черные воронки и полигон в Бутове. Впрочем, это сходство с 1937 годом Лужков учуял и первым же об этом заявил. Так сказать, новое слово в терроре! Причем террор в отличие от терроризма ненаказуем. Это государственная необходимость! Или реализованная личная ненависть? Пойди - там разбери? Да и кто будет разбирать через пятьдесят лет, когда этот сегодня новый террор, будущей новой власти придет нужда осудить?
А жертвы, может сами того не подозревая, уже выстраиваются на конвейер, как ранее выстраивались в подвалах чека в очередь к палачу, покорно ложась лицом в окровавленную, цементную воронку, получая пулю в затылок ввиду вереницы таких же обреченных.
По-большевистски хитроумно разрешая митинги несогласных, которые, кроме них самих, мало кого интересуют, власти тут же наносят удар по единственному реально опасному для них человеку. Не по Немцову, и не по Касьянову, так как масштаб их личностей определялся масштабом их должностей. И с утратой должностей существенно уменьшился.
Удар наносят по всенародно любимому поэту, певцу и музыканту.
Зачем понадобилось Юрию Шевчуку идти в компанию к всенародно нелюбимому Б.Немцову - разговор отдельный. Вероятно, то, что смирение как свойство нашего бесконечно терпеливого народа, имеет свойство преобразовываться через некоторых его представителей в противоположный заряд достоинства. Только куда нести это достоинство в пустыне политической жизни РФ? Может кто-то знает такое место, где можно конструктивно и непредвзято поговорить о проблемах простых людей? Где тебя услышат, а не заставляют слушать про благодеяния в виде необходимого минимума для выживания? Где есть дискуссия не только между недовольными, но и с участием довольных?
Трудно найти такое место на Руси!
Неудивительно, что честный человек в поисках правды идет, куда глаза глядят, а единственное, что в них бросается - немцовская оппозиция.
Нынешним самодержавным властям далеко до культуры самодержавия свергнутого их предшественниками «кровавого» Николая II. Он легко терпел множество партий и газет, реальную выборность парламента, сопротивление несогласных с его действиями депутатов. А уж зачастую неуместные выпады общественности в лице деятелей культуры просто смиренно замалчивал. Вот у кого бы учиться власти. Но привычка не позволяет. На убийстве и поливании грязью Царя-мученика стоит вся история нелегитимных режимов России. И потому признание даже частицы правды о царе влечет за собой неизбежные вопросы о правах последующих самодержцев.
Первый выстрел в Шевчука прозвучал, когда самодержец лукаво не узнал его в беседе за круглым столом. Право, можно ли, поддерживая дружеские отношения с одними бардами, - совсем не знать других? Это все равно, что знать поэзию Лермонтова, но не подозревать о существовании Пушкина. Кто ж поверит? Но тут главное не это. Главное - как понят сигнал к действию. Если Шевчук не существует для самодержца, значит и для его дворян. Соответственно, дворяне должны залить его грязью, так чтобы видно не было, и все забыли о его существовании.
Дворянин Марченко из питерского Законодательного собрания, демонстрируя высокую исполнительскую дисциплину, немедленно разразился жестокой статьей в своей личной газете «Слово и дело». Плохо понимая, о чем и о ком пишет, он более всего возмущался некоей дракой между Киркоровым и Шевчуком за неким застольем. Сразу видно: в современном ФСБ, откуда вышел Марченко в депутаты, не знают пролетарской культуры и ее яркого представителя В.Маяковского, у которого, что ни страница биографии, то мордобой между поэтами из-за гонорара, или из-за чего еще. Впрочем, народно-крестьянскому стилю Марченко больше подходит Сергей Есенин, который тоже кулаками махал, будь здоров. Возможно, неудачно в этом ряду упомянутый Киркоров, не имея депутатской неприкосновенности, в том конфликте с Шевчуком скорее всего тоже без дела не сидел.
А пассажи Марченко о необходимости лечения певца опытными психиатрами прямо из реестра приемов КГБ по психологическому уничтожению объекта. Станешь говорить, что Марченко воспользовался своими возможностями бывшего опера (а опер бывшим не бывает) по доступу к конфиденциальной информации о здоровье певца - его же и обгадишь. Станешь отрицать эти болезни - результат тот же. Промолчишь - эффект аналогичный. Таковы они дворяне-депутаты. Как впрочем и самодержцы. Из одного двора.
Общество еще не познало всех прелестей этой новой системы террора. Множество открытий впереди. Так что молчите, молчите и молчите. И наблюдайте, как цезарь продвигается к Риму. Лишь бы он потом не оказался Нероном. А то ведь, судя по продуманному удару, нанесенному Православной Церкви Невзоровым и иже с ним (он же намекает в интервью, что его пригласили сверху), такое возможно. И мусульманам дали понять, не пуская к молебну в мечеть, но почти одновременно разрешив парад извращенцев.
Перейдя Рубикон, цезарь на пути к Риму...
Народ безмолвствует. Однако, если таинственный цезарь вдруг преобразится в Нерона, то, как учит история, быть пожару в Риме...
1. Ну, ребята...