Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Повестка дня: Диалог с консервативным большинством

Александр  Рудаков, Русская народная линия

Клуб национальной прессы / 07.10.2010


Доклад на Круглом столе: «Выбор пути: альтернатива современному либерализму» …

Задача консервативного сообщества России - начать диалог с «молчаливым большинством» русских людей, мало интересующихся политикой и стремящихся, в основном, к тому, чтобы создать семью, вырастить детей, сохранить «человеческие» отношения с окружающими, решая свои жизненные задачи (жилье, машина и прочее - чтобы было все «как у людей»).

Подобное большинство не просто существует, но живет вне формата стяжательства (коррупция, криминал), вседозволенности (индустрия развлечений, шоу-бизнес) и маргинализующей деградации (алкоголизм, наркомания). Ему присущ простой, естественный, интуитивно понимаемый консерватизм. Круг интересов большинства - семья, дети, дом, и, чаще в критические моменты истории (война, угроза безопасности государства), - страна.

Благодаря этому молчаливому, в целом, пассивному, интуитивно консервативному большинству, Россия отвергла либеральный проект 90-х. Его - большинства - глухое неприятие оказалось сильнее «реформаторов». Его мнение, взгляды и ценности волей-неволей впитывает любая власть, хорошая или плохая, в большей степени или в меньшей.

В Америке это большинство имеет четкий политический портрет - это верующие представители мидл-класса, голосующие за республиканцев. В России этот слой, в политическом отношении, более размыт, не имеет своей идентификации. И не только политической, но, на рациональном уровне, вообще никакой.

Между консервативным сообществом церковно-общественных деятелей и миллионами «стихийных консерваторов» почти не существует линий диалога. Между тем, создавать их необходимо - как в религиозном, так и в идеологическом направлении.

Почему в религиозном? Потому что отношения этого большинства к религии - скорее позитивное, представления о традиционной норме жизни неконфликтно сочетаются с представлениями о Боге, а сама этика большинства несет в себе отражение этики Православия. При этом это русское большинство в массе своей не воцерковлено, а выходные и воскресные дни посвящает, как правило, покупке продуктов, ремонту гаража, чему угодно, но не походу в церковь. Но именно оно (а не представители субкультур или богема) является приоритетной аудиторией для воцерковления.

Почему в идеологическом? Потому что это - социально-активный слой. Именно он, а не богема и шоу-бизнес является стержневым в конструкции нашего общества и, по большому счету, собственно, самим обществом.

Как и о чем говорить с этим слоем? Нужно спокойное, без эпатажа, шоу-элементов и риторической перегруженности, сосредоточение на жизненных темах: как вырастить нормальных детей, чтобы были людьми? Как сделать так, чтобы кругом не воровали и не кидали? Можно ли нам вообще жить по-человечески? Что лежит в основе такой жизни? Отсюда уже реален переход к Десяти Заповедям и указание на их Источник. А также объяснение того, что все попытки построить «нравственность без Бога» на основе «естественных представлений» человека всегда приводили к резне и зверству.

Пафосные темы в этом диалоге мало уместны. Нельзя всего сказать сразу. Поставив эти вопросы сначала, затем можно попытаться объяснить, что без Церкви нет Десяти Заповедей, а значит - нет и жизни «по-людски».

Выбор пути: альтернативы современному либерализмуЭто большинство живет вне контекста тем, обсуждаемых в консервативном сообществе. Без сомнения, оно ничего не знает не об идейных консерваторах, не о церковных модернистах, не о обновленцах и либералах. Чужды ему и основные гуманитарные темы (исключения составляет разве что миграция, однако и эта тема идет по касательной). Важные для него темы - качество образования, здоровье (контекст-семья-дети), безопасность на улицах. При решении собственных проблем оно ориентировано само на себя, но хочет, чтобы «дети жили лучше» и готово слушать тех, кто может объяснить, как этого достичь.

Такой подход, конечно, возмутит о. Г.Митрофанова и тех, кто считает, что религия - это исключительно пространство размышлений о «высоком», а предлагать людям решать «их проблемы» с помощью религии - кощунство. И, действительно, Церковь не благотворительный фонд и не собес, а уподобиться тем христианам Запада, что соблазнились полвека тому назад сугубым «служением человеку и миру» - это значит сделать шаг в сторону десакрализации и секуляризации церковной среды. Что, однако, не отрицает, а диктует необходимость «воцерковления» быта, а, значит, «пропитку высоким смыслом» повседневных жизненных проблем волнующих людей.

Лучший пример здесь - противодействие ювенальной юстиции. Когда вопрос сохранения крепкого патриархального общества, иерархических отношений и ценностей в нем, волнующий консервативных идеологов, опирается на возмущение простых людей фактами изъятия детей из малообеспеченных семей, нежеланием родителей лишаться Богом данной обязанности воспитания своих чад и менять традиционную для русских этику отношений старших и младших в семье.

И здесь, для представителя «стихийного консервативного большинства», проповедь «Придите ко Мне, труждающиеся и обременнные, и Я успокою вас» и ее продолжение «Кто не возьмет Крест свой, не может быть Моим учеником», получает понятную расшифровку, в чем этот Крест в обычной, повседневной жизни.

Александр Рудаков, координатор инициативы «Декалог XXI», при участии Константина Новикова



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Александр Рудаков : Спасибо за поддержку
2010-10-08 в 12:09

Николай, спасибо Вам за поддержку.Перед тем, как браться за решение общественно-полиитческих задач, нам нужно навести порядок в своих головах и определиться с приоритетами.
3. тов.Сухов : ну да, конечно
2010-10-07 в 17:17

Поддерживаю!
Некоторые, правда, называют такой подход "протестантским", но я поддерживаю
необходимость «воцерковления» быта, а, значит, «пропитку высоким смыслом» повседневных жизненных проблем волнующих людей.

мало того, даже думаю, что такая задача труднее, чем
исключительно пространство размышлений о «высоком»


К сожалению, научиться негде - ни в воскресной школе, ни на катехизаторских курсах. Можно даже получить второе высшее образование - богословское, но боюсь с тем же результатом. Ты будешь грамотным, но на процессе состыковки вероучения и твоей жизни это никак не отразится.
Может быть в этой плоскости лежит и ещё один ответ на вопрос Почему не спешит воцерковляться Россия?" http://ruskline.ru/a...rkovlyatsya_rossiya/
2. Илена : Да - это большинство, у жаль, что у него нет "своего голоса".
2010-10-07 в 16:37

Светские власти вообще это большинство игнорируют. А Юргенс именно это большинство назвал люмпенами и дебилами. И это большинство именно что и осознает себя совершенно непричастным к политическим играм меньшинства. И очень жаль, что у этого большинства нет голоса, который был бы слышен и выражал бы его интересы политические и духовные. Поэтому оно, в общем, склонно "голосовать гробами". А насчет воцерковления этого большинства стоит отметить еще такую вещь: большинство поставлено в такие условия, что ему НЕКОГДА даже вдуматься в то, что происходит в мире - оно тратит все свое внимание на то, чтобы выживать и растить детей. И ни в каких "орателях" оно не видит защитника своих интересов. И никому не верит. Это, собственно, и есть стадо, те самые 99 овец. Идти за одной заблудшей овцой, конечно, надо - но, если я не ошибаюсь, 99 овец при этом должны быть оставлены в "безопасном месте". А у нас пастыри готовы бегать за этой одной овцой - и потерять при этом стадо, которое до "безопасного места" (Церкви) не довели...
1. Николай Бондаренко : Re: Повестка дня: Диалог с консервативным большинством
2010-10-07 в 11:02

Александр, хочется выразить вам слова благодарности за этот доклад. Он о нашей жизни. Написан понятными словами. Если бы все кончерваторы-мыслители писали в таком духе, мы бы имели другую страну. Но, к сожалению, среди консерваторов-мыслителейпеимущественно наблюдаются писатели-фантасты. О чем они пишут? Кому они пишут? Для чего они пишут? Они и сами не знают. )

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме