Иерархия русского языка

ДелоРус 
0
1122
Время на чтение 6 минут

Русский язык как живая система тоже внутри себя - иерархичен. Русский надъязык включает в себя целый ряд языков, подъязыков, говоров и диалектов. Он называется Великорусским языком. Его языками являются: белорусский, украинский, русинский (карпато-русский), лепованский, церковно-славянский языки. Его подъязыками являются в основном профессиональные подъязыки: язык русских и русскоязычных математиков, ботаников, биологов, медиков, социологов, политиков и глухонемых. Среди диалектов русского надъязыка можно отметить вологодский говор, псковский говор, южно-русский диалект, галычанский диалект, некоторые говоры староверов, казачьи говоры и многие другие. Кроме того, в него частично также входят: молодёжная феня и жаргоны, интернет-феня, панельная феня, фени специфических социальных групп: уголовников, торговцев, воров, жуликов, брокеров, риэлтеров, бизнесменов и др.

Должно быть ясно, что переход от языков к подъязыкам и далее к говорам, жаргонам и фене неизбежно связан с понижением духовного наполнения языковых уровней и стилей. Духовный уровень и выразительные возможности церковно-славянского языка много выше духовного уровня и выразительных возможностей бытового русского языка, а духовные и выразительные возможности русских говоров и диалектов намного превосходят возможности уголовной и молодёжной фени, языка биржевых маклеров.

Являясь живым языком, русский язык иерархичен разнопланово. Разноплановость проявляется и в системе надъязыка, подъязыков, говоров, диалектов, жаргонов и фень. Она проявляется в построении русского предложения, в соподчинённости частей речи. Она проявляется также в словаре, в строении русского слова и в самой логосности русского языка. В великорусском языке есть план естественно-природный, план родственных связей и отношений, пажитьный план, вероисповедальный план, деловой план, план музыкально-поэтический, план научно-технического творчества и др.

Логосность и логос будем понимать в смысле православного вероучения. Логос - это основополагающее Слово Творения мира. У каждого живого явления есть своё начальное слово-код или логос. Логос - это жизнеутверждающее известное начало богоданного явления. Используя современные обороты речи, можно заключить, что логос - это информационно-полевой код-геном явления, живой системы, человека и общества.

Исходя из начальной логосности, следует утверждать, что не сами люди придумали свои языки, а они были даны людям через логос языка самим Богом. Трудно спорить с тем, что, постигая мир, ограниченный человек идёт от частного к общему, от более простого к более сложному. Такова основная познавательная стезя человечества, которое не может иметь представления о понятиях, до которых оно ещё не доросло. Ярким примером тому являются физики и физика. Физики же не пошли в своих исследованиях от кварков, нейтрино, слабых и сильных полей к электричеству и механическим движениям. Также они не пошли от вакуума, бесконечности и вечности к конкретной материи, тяготению и сопротивлению металлов. На деле они шли наоборот. Такова учесть подавляющего большинства людей. Но, с другой стороны, в русском языке издревле есть такие понятия, до которых современные люди только начинают доходить, например, понятие «вечность». И есть немногие среди нас, которым открывается суть понятий в их логосном начале. Эти немногие называются святыми провидцами или пророками.

Итак, в основе живого языка лежит Божественный Логос, и сам живой язык является логосом - словом. В русском переводе «Логос» значит «Слово», т.е. начальная информация, Божья основополагающая весть, извещение. К логосу живых систем имел отношение и человек. В книге «Бытия» (гл. 2, 19,20) сказано: « Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он наречёт всякую душу живую, и чтоб так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым..». Ясно, что это наречение не было простым тупым вешеньем ярлыков, т.к. вешенье ярлыков противоречит в принципе таинству, таинству проникновения в логос тварных существ.

Логос языка предстал перед человеком в виде логос - слов, логос - корней и последующей иерархической системы имён и понятий. Итак, логос русского языка представляет собой набор базовых логос - корней, которые через следующую ступень иерархии переходят в конкретные понятия. Приведу примеры. Наиболее важными логос-корнями являются те, которые имеют отношение к сущностным, информационно-полевым явлениям мира. Такими логосами-корнями являются корни русского языка: корень «вещ» и «сущ».

Корень «вещ» имеет несколько корневидов: вещ - веч - вет - вест.

От корневида «вещ» образуются такие осязаемые нами понятия, как: вещь, вещий, вещунья, извещение, вещественный и др.

От корневида «веч» образуются такие понятия, как: вече, вечерить, вечер, вечевой, вечность и др.

От корневида «вет» образуются такие понятия, как: ответ, привет, навет, завет, ветер и др.

От корневида «вест» образуются такие понятия, как: весть, вестник, буревестник, вестимо, повестка, невеста и др.

Мы видим, что все слова и понятия, выросшие из логоса-корня «вещ», имеют отношение к информации и различным частным формам её представления. Логос-корень «вещ» - это не просто бессмысленный набор фонем и букв, как думают некоторые, утратившие связь с языком, а это смысловая сущность всех слов, входящих в данную корневую семью. Обобщающая сущность смысла и делает корень частным логосом русского языка. Таков русский язык. Исходя из сказанного, мы естественным образом заключаем, что этой обобщающей смысловой сущностью корня «вещ» является «информация». Таким образом, иностранное понятие и слово «информация» в русском языке не только является лингвистическим излишеством, но и языковым диверсантом, искажающим естественную понятийную ткань русского языка.

Многие русские люди, в том числе и подростки, до сих пор очень правильно поступают, когда говорят: «Я услышал важную вещь. Мне сказали интересную вещь». Некоторые же очень современные, но не очень чувствующие русский язык, люди одёргивают подростков и пытаются убедить их, что вещь нельзя услышать, её можно только пощупать. На самом деле, пощупать можно только предмет, а вещь можно и услышать.

Другой пример логос-корень «сущ». Он также имеет несколько корневидов: сущ - сут - суст.

От корневида «сущ» образуются такие ощущаемые понятия, как : сущность, сущий, присущий, преосуществление, насущный и др. Со словом « несущий» - сложнее, т.к. оно может быть и от корня «нест»: несёт, нести, вынести; и от корня «сущ»: несуществующий..

От корневида «сут» образуются такие понятия, как : суть, присутствие, сутки, суточный и др.

От корневида «суст» (почти забытого) могут быть образованы такие понятия, как : сустый (связанный по сути), тусуст (другого строения, другой сути), сустарь (технолог), сустика ( иерархия).

Логос-корень «сущ», также как и «вест», принадлежит к числу аксиоматических корней, он не определяется через другие корни, и его обобщающий смысл есть он сам - «сущ». Он является одним из основных имён Бога - Сущий.

Мы видим, что иерархическая корневая система «сущ» - открытая система, также как и корневая система «вещ», их можно и далее дополнять частными понятиями на базе логос-корня и правил русского словообразования. В этом проявляется творческая потенция языка и Божественный принцип свободы воли человека. Примером тому может служить понятие «сустика», имеющая смысл «иерархии», направленной к своему смысловому пределу, к «богоподобию».

На примере понятий корневида «сут» хорошо видна тулогичная разрушительная направленность некоторых иностранных слов, например. слова «сутенёр». Это пошлое слово содержит в себе корневое «сут», но ничего логоснорусского, соответствующего Божьему замыслу, в нём нет. Оно является с точке зрения русского словообразования бесовской подделкой, словом - нахалом, которое вносит в корневую семью русского языка «сут- сущ» смысловой разлад.

Мы также видим, что чем более мы будем постигать творческие возможности русского языка, тем нам меньше захочется сорить в нём словами-ярлыками и другой иностранной тарабарщиной, в смысловом и логосном отношении никак не связанными с принципами русского языка и русского словообразования.

Чувство Бога - это также чувство творческого начала. А чувство творческого начала есть чувство Бога. И чувство творческого начала русского языка также есть чувство Бога-Творца.

Если человек утрачивает чувство творческого начала в языке, он невольно начинает относиться к языку, к словообразованию, к построению фраз более формально, его всё больше устаивают иностранные ярлыки-заимствования, и он всё менее чувствует логосные несоответствия в языке, и всё более отходит от духа родного языка. Он предпочитает тупо запоминать иностранные слова, нежели вникать в дух родного языка, творить слова и понятия в родном языке в соответствии с божественным логосом.

Теряя связь с языком, человек вместе с ним теряет связь с творением и благодатью Божией и с самим Богом. Языковые реформы становятся возможны только тогда, когда заметно падает духовность и вера в народе и в его руководящей верхушке. Разговоры о замене в богослужениях церковно-славянского языка на русский язык могут вести люди либо оскудевшие в вере, либо вообще не православные. Всё большая формализация языковых процессов в быту, в политике и в системе воспитания также свидетельствует об обнищании веры в среде носителей языка. Более высокая степень формализации английского языка в сравнении с русским тоже свидетельство того, что англичане в массе своей менее религиозны, чем русские. В силу чего они более склонны в рефоромациям, формализациям и упрощениям.

Отход от творческого потенциала родного языка - это постепенное духовное умирание человека в смысле духа языка и духа народа.

Геннадий Дмитриевич Колдасов, доцент, академик ПАНИ, ветеран Великой Отечественной войны, кандидат технических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Колдасов
Жизненное пространство и духовная культура
Самомнение не является опорой ума, но является часто гарантом деградации
22.05.2023
Вариации на тему «Россия и Запад»
Американцы и англичане за последние 200 лет морально остались сами собой, теми же англосаксами, мыслящими предельно колониально
01.05.2023
Поиск производственных резервов
Необходимо создавать новую русскую знать, имеющую русский корень и на деле являющуюся широко знающими и хорошо образованными людьми
18.04.2023
Юг и Север
Украина и Финляндия – что у них общего и что их делает непохожими
31.03.2023
Наши общественные недуги
Россия и её общество – живой организм со своей системой слабостей, возникающих как внутри общества, так и приходящих извне
16.03.2023
Все статьи Геннадий Колдасов
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35