Солженицын был прав и ошибался

К 20-летию выхода сборника «Как нам обустроить Россию?»

0
467
Время на чтение 5 минут

В чем оказался прав Александр Исаевич в своем предвидении будущего России в 1990 году, и в чем ошибся?

Во многом оказался он прав - и прежде всего в своих опасениях. Предупредил он об опасности разделения славянских народов (предложенного им Российского Союза так и нет, а есть непонятно что с Белоруссией и перетягивание капиталов с Украиной); указал на вторичность политики и права относительно реальных нравов («Если в самих людях нет справедливости и честности, то это проявится при любом строе» - именно это и происходит у нас сейчас); подчеркнул, что «при демократии неизбежна концентрация власти у людей с большими деньгами» (сколько у нас миллионеров в правительстве и Думе? А по числу миллиардеров мы вышли на второе место в мире, и это за год «кризиса»!); наконец, он призвал к личной и общественной аскезе («Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений, но на сознательном самоограничении» («Ау, Роман Аркадьевич, как себя чувствует новая яхта?»). А в России пожары, и растут цены на гречку, и народ по-прежнему вымирает со скоростью около миллиона в год... Сбережение народа - это тоже формула Александра Исаевича, правда, со ссылкой на Петра Шувалова, предлагавшего такой проект Елизавете Петровне ещё в 1754 году...

А.Л.КазинИтак, резонно беспокоился автор «Архипелага ГУЛАГа» на рубеже 90-х. И поразительно точно всё сбылось - и даже по самому плохому варианту. Может, чего-то всё же не договорил (не доглядел) Александр Исаевич, какого-то самого главного предупреждения не сделал? Я даже знаю, какого: не предусмотрел он в своей программе реальной защиты от той самой «аристократии денег», против которой, по его же собственным словам, бессильны любые демократии и законы. И как тут не вспомнить, что Россия-СССР предстает в творчестве А.И.Солженицына как один большой лагерь (зона), откуда нет выхода, кроме небытия. На этой идее, по сути, строится вся художественно-мировоззренческая концепция писателя, начиная с романа «В круге первом», один из героев которого - лагерный дворник Спиридон - разрешает бросить атомную бомбу на сталинскую Москву...

Вот тут-то и зарыта собака. В русском коммунизме - вопреки марксистскому материализму - была в свое время сделана попытка построить жизнь не на власти денег, а на власти общенародной идеи, в которой с течением времени всё отчетливее проступали православные черты. При всей чудовищности своих методов, русский коммунизм («идолище поганое», как выражаются некоторые патриотические писатели по поводу мумии Ульянова-Ленина на Красной площади) не был привезен тем же Лениным в апреле 1917 года в пломбированном вагоне (и в котором действительно не было ни одного русского человека), а возник в коллективном подсознании России как светская ипостась народного желания жизни по правде. Напомню в этой связи, что на выборах 1917 года в Учредительное собрание более 80% голосов получили социалистические партии, причем в крупных городах победили не эсеры, а большевики. А.И.Солженицын не простил народу этого греха. Солженицынский «Архипелаг» не хуже атомной бомбы ударил по совдепии, но вместе с ней подкосил и Россию...

Вся тайна советской России (России в форме СССР) как раз и заключается в том, что православный крест прорастал в ней сквозь марксистский материалистический миф, и сквозь решетки «архипелага». Если в советской сверхдержаве было всего несколько бронированных «членовозов» для членов ЦК, то сейчас их тысячи в одной банкирской Москве, и ездят они по встречке. На заре «перестройки» либералы с ума сходили по поводу госдач верхушки партии, а сегодня вся Россия разделена на охраняемую «элитную» территорию со своей экономикой и прислугой (одна Рублевка чего стоит), и 80% остального народца, которому подарено пиво, попса и футбол. Одна время казалось, что В.В.Путину удалось поставить «темное золото» на место, однако сегодня по этому поводу возникли большие сомнения. В Советском Союзе народ и партия, что ни говори, жили в одном социокультурном пространстве - в обустроенной «демократами» России народ и правящий слой обитают на разных планетах. Все это не отменяет ужасов насильственного коммунизма - это означает, что прошлое и настоящее надо брать в полном объеме.

В своей книге «Великая Россия» (2007) я писал о том, что единственной защитой от «желтого колеса» для нашей страны может служить власть православно-патриотической элиты. Демократия, по слову В.В.Розанова, это способ, при помощи которого организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством: все дело в том, во имя чего (или кого) управляет. Если называть вещи своими именами, нашей стране в ХХI веке нужен своего рода монархо-социализм, где верховная власть принадлежала бы президенту-харизматику, опирающемуся на духовный авторитет православной Церкви и умеющему поставить национальную волю выше интересов плутократии. И здесь в программе Солженицына я нахожу поддержку, но с двумя оговорками: необходимо отбросить как тотальный антисоветизм, так и либерально-демократическую утопию. Советская власть была превращенной формой русской идеи («живи не так, как хочется, а так, как Бог велит»), по сути отделившей русский народ от сферы антихристианской капиталократии. Нынешняя РФ представляет собой её полное и циничное торжество. Неудивительно, что до 90% современной телеаудитории голосует фактически за СССР (ср. результаты телевизионного «Суда времени» летом 2010 г), а посадивший капитана Солженицына в лагерь генералиссимус Сталин едва не занял первое место на выборах «имени России» (2007). Наиболее значимая часть программы Солженицына обязана своей силой религиозному ядру нашей цивилизации, с позиций которого он выступает именно как русский православный мыслитель. Однако не получается «земская» Россия (и тем более Святая Русь) со спекулятивным капиталом и буржуазным парламентом во главе - получается компрадорская «семибанкирщина», власть денег, причем чужих, «зеленых» денег.

Люди с таким влиянием на судьбу страны и мира, как у Солженицына, рождаются раз в столетие. Подобно многим другим своим современникам - разрушителям Советского Союза, Солженицын вовсе не в восторге от того, что из этого получилось (и от ельцинского ордена отказался). Что касается его мысли, его собственно интеллектуальной программы, то она не во всем удачна и не всегда самостоятельна. На Солженицыне сошлись, символически перекрестились величие и грехи русского назначения и русской судьбы. Россия в 1917 году малодушно отреклась от царя и «заболела» коммунизмом, однако потом «русифицировала» его до масштабов мировой империи, но не удержала этой идеологической тяжести, и рухнула в обвал. На каждый из этих поворотов отзывался Солженицын своим талантом романиста и своими посильными размышлениями. Непреходящая заслуга автора «Архипелага» состоит в разрушении ложной идеологии, однако при этом не следует забывать, что альтернативой ей может оказаться (и в значительной мере уже оказался) ещё худший террор - диктатура мирового золота. Тогда и получается обвал - метили в коммунизм, а попали в Россию.

Александр Казин, доктор философских наук, профессор (СПб)

Впервые опубликовано в «Литературной газете», 22.9.2010.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Солженицын был прав и ошибался

Солженицым был активным участником холодной войны с СССР-Россией.Пропагандистом целого ряды мифов,лживость которых он не мог не осознавать,распространителем клеветы на Сталина.Солженицын метил изначально не в коммунизм,а в Россию."На вас возложено бремя руководства миром",-говорил Солженицын, обращаясь к американским сенаторам.Для "православного мыслителя" странный тезис.
Гусев / 25.09.2010, 17:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Леонидович Казин
О божественных тайнах выпытывать не надо
Бог лично участвует в драме мира – в нашей с тобой драме
14.11.2024
Что такое искусство?
Своеобразие России ХХI века в этом плане заключается в активном состязательном взаимодействии — борьбе — классических, модернистских и постмодернистских проектов, конкурирующих друг с другом, от исхода чего зависит будущее всего мира
05.11.2024
Умный бес всезнанья
В последнее время гностицизм вошёл в моду
31.10.2024
«В духовном плане конец света, возможно, уже произошёл»
Есть основания думать, что Удерживающий уже взят
28.10.2024
Все статьи Александр Леонидович Казин
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:20
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Владимир С.М.
15.11.2024 13:05