От редакции: Насколько нам известно, сегодня в Москве, в Российской академии госслужбы при Президенте Российской Федерации проходит симпозиум по изучению опыта преподавания нового учебника «Основы религиозных культур и светской этики». На симпозиум, судя по всему, приглашены только адепты нового курса, голос критиков они стараются не слышать и не замечать. Надеемся, что предлагаемая публикация поможет неангажированным специалистам и чиновникам увидеть опасности внедрения нового курса в школьные программы.
Проблема преподавания «Основ православной культуры» неоднократно привлекала внимание православных публицистов. В последнее время она обострилась в связи с принятием курса «Основы религиозных культур и светской этики». Этот комплексный учебный курс изначально был создан по инициативе Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и поддержан Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами других традиционных российских конфессий. Второго августа прошлого года Президентом было дано поручение Министерству образования и науки России провести этот курс в жизнь.
Кажется - вот наконец-то... Благие намерения власть имущих. Но известно, куда временами ими вымощена дорога.
Вспоминается фельетон Аркадия Аверченко: «Король и поэт». Поэт на один день заменил короля и первым делом издал указ о помощи слепым со стороны полицейских. Следствием его явилось заключение в каталажку всех городских слепцов. Дело в том, что на каждой из ступенек бюрократической лестницы его указ искажался: вначале препровождение слепцов до места назначения, затем «куда следует», затем «тащи в каталажку». Во многом сходное извращение произошло и с внедрением данного курса.
С апреля этого года началась апробация, или «эксперимент» курса в 19 российских регионах. И кому же поручили его проведение? В очередной раз лис приставили пасти кур. Одним из организаторов эксперимента явился некто А.Я.Данилюк. В новейшую историю российского образования он вошел своей двадцатистраничной брошюрой «Концепция образовательной программы «Духовно-нравственная культура» (1-11 класс общеобразовательной школы). - М., 2007.
Вот какие содержатся в ней «перлы»: «Политическая элита стоит перед дилеммой: допустить Церковь в сферу государственно-общественного воспитания, что приведет к снижению в общественном сознании ценностей образования, науки, к национально-религиозной дестабилизации страны и навсегда закроет перед Россией перспективу вернуть статус великой державы...» (с. 6). Прямо как в фильме «Сказка о потерянном времени: «Доносики строчим-с». Но уровень этого доносика пещерно низок: здесь и миф о том, что Церковь якобы враждебна образованию и науке (хотя русских в ней 80%, а считающих себя православными - 61%) и сказка о том, что Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна и, наконец, страшилка о том, что Россия погибнет как великая держава, если Церковь хоть чуть-чуть приобщится к сфере государственно-общественного воспитания. В общем, Емельян Ярославский и Лео Токсиль, как говорится, «отдыхают».
Вот еще шедевры: «Воспитание новых поколений россиян в православном духе преуменьшит в их сознании ценности образования и науки» (с. 5); «Преподавание... таких предметов, как «Основы православной культуры»,... формирует разные религиозно-культурные идентичности, вступающие к тому же в конфликт с научным мировоззрением школьников, учителей и родителей» (с. 9).
То, что именно в недрах Церкви формировалось научное мировоззрение, что многие великие деятели науки и культуры (Кеплер, Мендель, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, В.О.Ключевский, - назвать можно десятки) были верующими людьми и что путь многих великих ученых до революции начинался в церковной школе, Данилюка абсолютно не интересует.
А вот уже на грани цинизма: «Исторический опыт свидетельствует, что обучение православию в школе само по себе не обеспечивает духовно-нравственное воспитание граждан. В начале прошлого века развязали гражданскую войну, а потом взрывали храмы, убивали невинных те, кто прилежно изучал Закон Божий в дореволюционной школе».
Начнем с того, что очень многие из тех, кто развязывал Гражданскую войну, к русскому народу и православному вероисповеданию не принадлежали. Во избежание раздувания национальных конфликтов, не будем упоминать народ, к которому они относились. Фамилии членов ленинского ЦК в 1918 говорят сами за себя[1].
А те, кто формально были православными, давно сорвали свой крестик, как Ульянов-Ленин и затем истерически требовали от своих соратников по партии «прекратить всякие заигрывания с боженькой».
А вот каков в реальности был уровень простых исполнителей. Религиозный писатель Марцинковский вспоминает о том, как он ехал в одном вагоне вместе с красноармейцами и они хвастались своими убийствами и грабежами. Он не выдержал: «Да как вам не стыдно? Разве этому учит Евангелие?» И стал им говорить о Христе. Те слушали-слушали а затем сказали: «А ты думаешь, нас этому учили? Нас лишь к крышке Евангелия водили прикладываться». Вывод ясен: революция и гражданская война произошли у нас не от избытка и недостатка православного образования.
Коммунисты со школьной наглядностью продемонстрировали, какие преступления может совершить человек, отрекшийся от Бога, либо забывший его. И после этого сваливать все на православное воспитание? Каким циником надо быть!
Без преувеличения, подобные высказывания тянут на 282 статью УК. Данилюк, без преувеличения, занимается преступлением перед Россией и Русским народом, как и иными ее народами, пропагандируя концепцию религиозной креолизации, т.е. уничтожения чистых религиозных типов и смешения - католиков с православными, христиан с иудаистами, создавая по сути дела нового человека - религиозного космополита или «номада», которому «дороги все речи и всем богам он посвящает стих».
Именно в креолизаторском ключе и построено «Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации»[2]. Авторы Пособия в основу курса закладывают установку о том, что только с существенной религиозно-мировоззренческой примесью иудаизма (в первую очередь) и еще ряда других религий можно позволить детям изучать основы православной культуры, но главное - что учителя, допускаемые к преподаванию предмета «Основы православной культуры», в добровольно-принудительном порядке должны пройти изучение иудаизма и приобщиться к нему.
Возникает, однако, вопрос: а насколько современный иудаизм соответствует вере Израиля эпохи Христа? И насколько он соответствует рецепции Ветхого Завета в Православной Церкви?
Ответ будет скорее отрицательным.
Даже с чисто исторической точки зрения мы не можем поставить знак равенства между интертестаментарным (межзаветным) и современным иудаизмом.
Современное синагогальное богослужение формируется, начиная с III в., если не позднее. Пасхальный чин (седер ха песах) опять-таки, складывается в позднеримское время, если не позднее.
Даже канон Священного Писания определяется в 90 годы I в. после того, как христиан официально и торжественно отлучили от синагоги.
А что касается стороны идейной, догматической. Основой христианской веры является исповедание Иисуса Христом, Сыном Божиим. «Если будешь веровать, что Иисус есть Христос, то спасешься».
А что говорит Талмуд? Щадя нервы читателей, опустим все гнусности, которые Талмуд изрекает в адрес Господа Нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Достаточно лишь сказать, что он называет Спасителя «сыном Пантеры», считает Его вором, укравшим дар чудотворений из Иерусалимского храма, и самозванцем, за которого в течение 40 дней суда не заступился никто[3].
Религиозное отчуждение между Церковью и иудаизмом было закреплено в каноне Трулльского собора (12 правило). С другой стороны, в высказываниях Талмуда мы можем найти не просто уничижительные, но временами и расистские формулировки в адрес не-евреев, в особенности христиан. Опускаю их, с целью не раздувать межрелигиозные и межнациональные противоречия.
Вывод таков: либо преподавателям придется рисовать розовую идиллическую картину и тем самым дезинформировать своих учеников, либо говорить им правду, но тем самым провоцировать «возбуждение вражды и ненависти» по религиозному признаку» и тем самым заниматься самой настоящей уголовщиной. Иными словами, авторы пособия устраивают самую настоящую ПРОВОКАЦИЮ.
Далее. В пособии сказано: «Ребенок должен иметь возможность «примерить» на себя как можно большее количество коммуникативных ролей» (с. 7), дети должны будут «играть» в «симулирование» (с. 56), «вживаться» в заданные роли (с. 56), «проживать» связанные с религиозным опытом ситуации (с. 56).
C православной точки зрения подобная «игровая постановка» является «мерзостью пред Господом». Значит, крещеный православный ребеночек должен вместе с иудейской толпой кричать перед судилищем Пилата: «Возьми, возьми, распни Его»? Или с теми же иудеями провозглашать «херем» (т.е. проклятие») минним, то есть еретикам, в т.ч. христианам? Или медитировать вместе с буддистами? Или вкушать «прасад в честь Кришны»? Тогда он перестает быть православным, ибо в одном случае вместе с иудеями участвует в распятии Христа, в другом - либо занимается мечтаниями, либо напрямую общается с демонами. В третьем - вкушает идоложертвенное, вопреки заповеди св. апостола Павла: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1 Кор. 10, 12).
Рассмотрим другой замечательный пассаж «Пособия»: ребенок должен «симулировать» роли представителей иных конфессий, стремиться к «проживанию их эмоциональных состояний, «реконструированию» с помощью воображения их чувств».
Известно, что Православная Церковь запрещает молиться даже с инославными христианами именно из опасения «проживания их эмоциональных состояний», то есть приобщения к ложному мистическому опыту, к тому, что называется «прелестью» или духовным самообманом. Достаточно вспомнить эротические элементы в молитве Терезы Авильской, слащаво-горделивые мотивы в молениях Франциска Ассизского, чтобы понять мотивы подобных запретов. А теперь то, что запрещает Церковь, будет в обязательном порядке навязываться ее малолетним чадам, неспособным самостоятельно сопротивляться этому натиску и обману!
Без возмущения невозможно читать ряд пассажей пособия издательства «Просвещение» «Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: Справочные материалы для общеобразовательных учреждений»[4]. Кажется, что ее писали во времена хрущевских гонений на Церковь, или в «Союзе воинствующих безбожников».
«Книга для учителя» внушает воинствующе атеистические установки о противостоянии «церковных обскурантов» и «свободомыслия» (с. 17), о выступлениях церковных иерархов против «наследия... реформационных, антиклерикальных движений» (с. 22), о «конфликтах между церковью и писателями, поэтами, композиторами, протестовавшими против духовной цензуры» (с. 22), о том, что «все евразийские и восточные деспотии имели во многом религиозную основу» (с. 24-25), об «освобождении науки от диктата церкви» (с. 17).
То, как методисты Министерства просвещения в начале 2000-х годов навязывали для аккредитации в светских религиоведческих вузах (например, в ВРФШ СПб) такие спецкурсы, как «Свободомыслие и атеизм», автору известно не понаслышке. Но все же студенты - взрослые люди, способные сами разобраться в проблеме. А здесь этот яд вливается в уши детей.
На самом деле, Церковь настоящей науке практически не препятствовала, а временами хватала за руку оккультистов, вульгарных антинаучных материалистов и спиритов (как однажды это сделал великий русский химик, горячо верующий православный человек и монархист Дмитрий Иванович Менделеев). Ну а насчет цензуры... Неужели скабрезные антирелигиозные стишки типа «Гаврилиады», от которой отказался позднее сам Пушкин, были достойны появления в свет?! И не погибает ли сейчас наше информационное общество от практического отсутствия отбора и цензуры, когда откровенные помои выдаются за последнее слово науки и искусства? Но авторам - все равно. Отставные атеисты не хотят пропасть с голоду и тряхнуть стариной, соединяя приятное с полезным, ностальгически вспоминая старые времена и адресуя учителей к широкому кругу «атеистической литературы, включающей сочинения отечественных авторов» (с. 16).
В «Книге для учителя» содержится ряд откровенно оскорбительных, хамских высказываний в адрес Православной Церкви и иных традиционных конфессий. Вероучение Русской Православной Церкви оскорбительно названо «проявлением идолопоклонства» (с. 22), правда, стыдливо прикрыто ссылкой на некоего убежденного христианина. Русской Православной Церкви ложно приписан некий «православно-языческий синкретизм» (с. 14-15). Комментировать этот бред не считаю нужным.
Раздражает авторов и красота Православного богослужения, некогда приобщившая к спасению послов князя Владимира, а чрез них и весь Русский народ. Ничтоже сумняшеся авторы заявляют, что «современная церковь стремится придать своим обрядам большую помпезность» (с. 23). Интересно, а как? Сколько лет литургикой занимаюсь, литургически-помпезных реформ не заметил. Органы вроде в храмы не вкатывают.
Богослужебное пение в Римо-католической церкви оценено как характеризующееся «приторно-слащавым стилем итальянской школы» (с. 23). Авторы явно не в теме и в костеле не были ни разу.
Авторы заявляют, что протестантская этика «оказалась ненужной» (с. 16) и тем самым подло бьют в спину российским протестантам, которые, несмотря на чудовищный натиск с запада все же стараются сохранять традиционные нравственные нормы и в этом ориентируются на Православную церковь, а не на взгляды и практику своих европейских единоверцев. Достается и мусульманам. Пособие навязывает читателю мнение о том, что религиозность среди мусульман смыкается с фанатизмом, экстремизмом и терроризмом (с. 15, 24 и др.). Тем самым они действуют на руку радикальным мусульманским фундаменталистам и террористам, отталкивая от Российской государственности и культуры традиционных мусульман-сунннитов, а также последователей суфизма (в частности на Северном Кавказе), которые все же стараются мыслить свою религию в категориях мира, а не джихада (само слово «ислам» означает «мир», «покорность») и открыты к диалогу с властью и Русской Православной Церковью.
Подобные формулировки лишь провоцируют антироссийские настроения среди мусульман и накаляют обстановку. Зато в пособии всячески пропагандируются иудейские фундаменталисты-хасиды в ущерб иным направлениям иудаизма. Понятно, на кого работают авторы...
И, наконец, авторы пособия откровенно «крышуют» секты. Так, на с. 53 они с сожалением сообщают, что «в последние годы население страны стало более негативно относиться к нетрадиционным для России религиозным направлениям», в частности - к кришнаитам, свидетелям Иеговы, мунитам, мормонам. То, что за этими сектами стоят тысячи разбитых семей, погубленных судеб, десоциализированных людей, авторов не интересует. А вершиной религиозности авторы считают... теософию: как «религиозно-философское учение о «скрытых» способностях человека и об их развитии, открывающем путь достижения абсолютных знаний, вплоть до бессмертия,... синтез новейших научных достижений (главным образом в сфере психологии и космоса) и сакрального мистического опыта всех религий и философских систем».
Кажется, все ясно. Вместо воспитательного курса «Основы православной культуры» мы получили креолизированный курс, направленный на вливание в младенческие мозги продуктов всех религий и создание религиозного космополита, религиозного бомжа, «орудия всемирного смешения».
Процесс внедрения «Основ религиозных культур и светской этики» захватили в свои руки грантоеды - атеисты и теософы, симпатизирующие хасидам и теософии, но стремящиеся унизить Православную Церковь, стравить традиционные конфессии с Церковью и властью. И если мы не мобилизуемся и не воспротивимся этим пагубным процессам, мы потеряем наших детей. И теперь не только неверующих, как прежде, но уже и верующих. Ибо их стремятся ЛИШИТЬ НЕВИННОСТИ.
[1] Желающих разобраться в этом вопросе адресую к работам Мельгунова, Р.Гуля и др.
[2] Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А. Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Рук. проекта А.И. Рытов; Науч. рук. проекта Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2010. – 60 с.
[3] См. Иисус Христос в документах истории. СПб. 2007. С. 269-291.
[4] Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / Б.X. Бгажноков, О.В. Воскресенский, М.Ф. Муртазин, Н.Л. Мусхелишвили, В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с.