Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Грешно ли давать деньги в рост?

Денис  Красник, Русская народная линия

24.09.2010

На первый взгляд, этот вопрос имеет сугубо прикладное значение и, возможно, поэтому редко обсуждается в православных СМИ. В действительности же, не только специалисты в области экономики, но многие православные христиане особенно в крупных городах каждый день сталкиваются с деятельностью банков, вся работа которых построена на принципе ссудного процента, то есть роста с денег. Многие из нас получают проценты со своих вкладов в различных финансовых организациях. Если же посмотреть глубже, то вся мировая экономика построена на принципе ссудного процента. Можно сказать, что рост с денег является главным двигателем мирового хозяйства. При этом наша страна, усилиями государственной власти и при молчаливом нашем согласии, все глубже интегрируется в мировую экономику.

Существует ли вообще такая проблема? Грешно ли давать деньги в рост? Не дерзаю предложить читателю свой ответ на этот богословский вопрос. Думаю, лучше предоставить это священству. Однако попробую обозначить саму проблему.

В Ветхом Завете интересующий нас запрет встречается несколько раз. В частности в книге Исход: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). Затем в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37). И в книге Второзаконие: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19-20). Кроме того, в 14 псалме св. Пророк Давид говорит: «Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей...», затем перечисляет различные добродетели и в конце добавляет «...Кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется во век».

Запрет звучит вполне определенно, и тем не менее, некоторые православные христиане возражают, что заповеди Ветхого Завета потеряли свою силу после того, как Спаситель искупил род человеческий Своей Крестной Жертвой. При этом защитники ссудного процента ссылаются на Св. Апостола Павла, приводя цитаты из его Послания к Римлянам. Например: «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.» (Рим. 7:4), или «Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве». (Рим. 7: 6).

Значит ли это, что мы должны игнорировать заповеди Ветхого Завета? Думаю, что вдумчивое изучение Послания Апостола Павла к Римлянам и ознакомление с комментариями святых отцов Церкви не приведет нас к такому выводу.

Однако, возражают наши оппоненты, многие ветхозаветные заповеди все же отменены. Действительно, мы не предаем смерти скотоложников (Исх.22:19) и не забрасываем камнями женщин, уличенных во внебрачных связях (Втор.22:21), уходя в военный поход, не берем с собой специальную лопатку, чтобы закапывать свои испражнения вне стана (Втор.23:13) и т. д.

Все это так. Очевидно, что какие-то ветхозаветные заповеди действительно были упразднены Жертвой Спасителя. Но многие сохранили свою силу. Как определить наше отношение к той или иной заповеди Ветхого Завета - непростой богословский вопрос. К счастью в данном случае нам нет необходимости разбираться в этом вопросе самим, так как мы можем обратиться к творениям святых отцов Церкви.

Св. Василий Великий в своей «Беседе на окончание 14 Псалма и на ростовщиков» подробно разбирает этот вопрос и осуждает ссудный процент во всех его проявлениях. Св. Иоанн Златоуст в «Беседе XLI на книгу Бытия» также касается этого предмета. В частности он говорит: «Но посмотри, как человеколюбив Господь! С денег вещественных Он воспретил брать рост. Почему и для чего? Потому, что от этого и тот и другой терпят много вреда. Одного сокрушает бедность, а другой с умножением богатства наживает себе и множество грехов. Поэтому-то от начала Бог дал жестокосердым иудеям такую заповедь: да не даси брату твоему в лихву (серебра), и ближнему твоему (Втор. XXIII, 19). Итак, какого ж извинения могут быть достойны те, которые жестокостию превосходят и самих иудеев, и после благодатного искупления и столь великого человеколюбия Господня, оказываются ниже и хуже людей подзаконных?». Не обходят проблему ссудного процента и русские святые. Так Св. Тихон Задонский посвятил этому вопросу целую главу своего труда «Об истинном Христианстве». Глава так и называется: «О лихве и проценте». Выводы Св. Тихона полностью совпадают с суждениями Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Казалось бы, ответ на наш вопрос получен, но и тут находятся возражения. Во времена Закона, говорят некоторые православные христиане, а также во времена цитируемых святых отцов использовались деньги из драгоценных металлов. Такие деньги не были подвержены инфляции. Теперь же, ходящие в обращении бумажные деньги постоянно теряют в покупательной способности, в результате чего дающий в долг без процентов терпит убыток.

Приводят и другой аргумент. Современные банки получают свою основную прибыль не от потребительских кредитов, а от корпоративных. Следовательно, собирая лихву, они не обижают какого-то конкретного человека. Кроме того деньги в данном случае становятся капиталом, то есть получают «естественную способность расти», и банк имеет полное моральное право взять плату за предоставление этого капитала заемщику.

Не стану опровергать эти аргументы, так как эта тема для отдельного серьезного разговора. Как я уже говорил выше, моя цель - обозначить проблему. Было бы интересно узнать мнение авторов и читателей Русской народной линии на этот счет.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 33

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

33. Aleх : Коле
2010-09-27 в 21:50

"Алекс, если бы эти 1,5-2,5% за администрацию кредита были единственными расходами банка! А выплаты процентов по вкладам? А уплата налогов государству? А накладные расходы? А оплата страховки за коммерческий риск? А выплаты по судебным искам? А ущерб от недобросовестных клиентов? А компенсация инфляционных потерь? Вот и посчитайте всё вместе."
Коля, ссудный процент есть причина инфляции. Он же является составляющей всех товаров и услуг со всеми вытекающими последствиями.
32. Коля : 21. Дмитрий В.Ч. и 24. Alex
2010-09-26 в 21:32

Дмитрий, в начале 90-х наши финансы пели романсы. При тогдашней дикой инфляции не могло быть и речи ни о процентах по владам, ни о потребительских кредитах. Да и вообще тогда деньги никому были не нужны - всё было по бартеру.

Алекс, если бы эти 1,5-2,5% за администрацию кредита были единственными расходами банка! А выплаты процентов по вкладам? А уплата налогов государству? А накладные расходы? А оплата страховки за коммерческий риск? А выплаты по судебным искам? А ущерб от недобросовестных клиентов? А компенсация инфляционных потерь? Вот и посчитайте всё вместе.
31. Коля : Прибыль - не проценты ? :-)
2010-09-26 в 21:09

Забавными показались мне реплики в оправдание мусульманских банков, которые берут с кредитов не проценты, а прибыль. Дескать, проценты - это и рост, и лихва, а прибыль - это ну совсем же другое дело!
Начнём с того, что в Ветхом Завете между ростом и прибылью нет никакой разницы:
"не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,] чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли" (Лев 25:36-37)
А что говорится о прибыли в Новом Завете? Перечитайте-ка притчу о зарытом таланте (Мф 25:14-30) или о сохранённой мине (Лк 19:11-27). Как бы вы её истолковали применительно к обсуждаемому вопросу?
30. Дмитрий В.Ч. : 29. Алексей :
2010-09-26 в 19:23

И откуда они возьмут эти 80 рублей?
29. Алексей : реальность банков
2010-09-26 в 09:51

А многие ли знают, что на один полученный в виде вклада рубль или доллар бакни теоретически могут выдать до 80 рублей кредита. Есть на youtube просветительные ролики об этом
28. Потомок подданных Императора Николая II : Лихва
2010-09-25 в 07:24

Уважаемый Денис! Как мне кажется, поставленный Вами вопрос имеет естественное решение. Если банк государственный, то его существование не противоречит христианской морали. Ведь в этом случае он работает на экономику государства, а значит - в интересах каждого гражданина страны. Как армия государства, защищая страну и убивая завоевателей, не нарушает христианской морали, так и государственный банк, работая на экономику страны, обеспечивая, тем самым, строительство армии и безопасность граждан, христианской морали не нарушает. Конечно, строгая логика приводит здесь к некоторому размыванию понятия "государственный", но это уже известная проблема любых дефиниций. Например, в строгом смысле слова, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин не имели "государственных полномочий", но кто будет отрицать право организованной ими народной армии гнать и уничтожать польско-католических захватчиков? Разве что только призыватели покаяться в "катынском преступлении".
27. Аноним : Re: Грешно ли давать деньги в рост?
2010-09-24 в 23:20

Там за кредит не платят, а вместо этого банк, предоставляющий деньги, принимает долевое участие в деле, а позднее — в получаемых прибылях. В некоторых случаях это лучше, в других хуже, чем получение процентов, однако ничего не меняет в практике получения доходов за счет других.


А торговец разве не получает доходы "за счет других"? Торговля не является грехом ни в ВЗ, ни в НЗ.
26. Дмитрий В.Ч. : 22. Aleх :
2010-09-24 в 22:36

Спасибо, разберусь.
25. Aleх : 8. Житинский Сергей
2010-09-24 в 21:48

"Обратите внимание на кучу "комиссионных", без которых ранее обходились прекрасно."
В силу пункта 1 статьи 16 Закона № 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.
     Порядок предоставления кредита регламентирован Положением о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения), утвержденного ЦБ РФ 31.08.1998 № 54-П (далее - Положение № 54-П).
     Пункт 2.1.2 Положения № 54-П предусматривает предоставление денежных средств физическим лицам - в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет клиента-заемщика физического лица, под которым в целях данного Положения понимается также счет по учету сумм привлеченных банком вкладов (депозитов) физических лиц в банке либо наличными денежными средствами через кассу банка. При этом указанное Положение не регулирует распределение издержек между банком и заемщиком, которые необходимы для получения кредита.
     Вместе с тем, из пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» следует, что размещение привлеченных банком денежных средств в виде кредитов осуществляется банковскими организациями от своего имени и за свой счет.
Таким образом, комиссионные за предоставление кредита незаконны.
24. Aleх : На 18. Коля
2010-09-24 в 21:41

Плата за администрацию кредита составляет от 1,5 до 2,5% от обычных кредитных издержек, которые включены в банковский кредит.http://malchish.org/lib/ Сопоставьте с реальными процентами за кредит.
23. Aleх : На 3. Поляков Сергей
2010-09-24 в 21:25

Запрет на проценты действует и в мусульманских странах. Там за кредит не платят, а вместо этого банк, предоставляющий деньги, принимает долевое участие в деле, а позднее — в получаемых прибылях. В некоторых случаях это лучше, в других хуже, чем получение процентов, однако ничего не меняет в практике получения доходов за счет других.http://malchish.org/lib/
22. Aleх : На 1 Дмитрию В.Ч.
2010-09-24 в 21:23

Маргрит Кеннеди в книге
ДЕНЬГИ БЕЗ ПРОЦЕНТОВ И ИНФЛЯЦИИ утверждает, что может: http://malchish.org/lib/
21. Дмитрий В.Ч. : 18. Коля :
2010-09-24 в 20:54

Для того, чтобы оплачивать расходы банка, вовсе не обязательно взимать процент. Можно прямо установить плату за каждую банковскую операцию. Такое уже было у нас в начале 1990х годов.
20. Дмитрий В.Ч. : 17. Поляков Сергей :
2010-09-24 в 20:52

Простите, Сергей, Вы не так поняли мой вопрос. Меня интересует, как исламские банки выдают потребительские кредиты. Дело в том, что я натыкался на непроверенную информацию о том, что исламские банки существуют лишь постольку, поскольку рядом с ними существуют обычные банки. А это значит, что из одних исламских банков построить финансовую систему нельзя. Почему - непонятно. А Вы, похоже, что-то знаете об исламских банках - вот я и воспользовался случаем.
19. Дмитрий В.Ч. : 15. Провинциал :
2010-09-24 в 19:24

Я Вас уже не раз тыкал носом в ваше вранье относительно 8 миллионов абортов.Вы оклеветали 6,5 миллионов российских женщин ложно обвинив их в грехе убийства нерожденных детей. На форуме сайта старой Русской Линии содержатся свидетельства, что вы знали действительное число абортов (1,5 миллиона) - стало быть, это именно клевета, а не просто ложь.
Предлагаю Вам публично попросить прощения у оклеветанных Вами женщин.
А до тех пор буду при всяком столкновении с Вами напоминать Вам о Вашей клевете.
18. Коля : 14. Провинциал
2010-09-24 в 19:20

Потрудился сопоставить проценты вклада и ссуды. Всё стало ясно. Если эти проценты будут равны, банк очень быстро разорится. Банковские служащие - тоже люди, и за свой труд они тоже должны получать плату. "Ибо трудящийся достоин награды за труды свои" (Лк 10:7) и "каждый получит свою награду по своему труду" (1 Кор 3:8).
17. Поляков Сергей : Потребительские кредиты
2010-09-24 в 18:43

Вопрос был, грешно или нет давать деньги под процент. Я ответил - зависит от ситуации. Кредиты для собственного потребления домохозяйствами также могут быть без греха, если обе стороны от этой операции выигрывают. Например, кому-то нужно срочно купить квартиру, чтобы спасти семью, и он согласен на переплату в будущем. Слишком несопоставимо - цена кредита и семья. К тому же стоимость квартиры может через несколько лет вырасти так, что будет в итоге экономия.
16. Филиппъ : Cовременный капитализм замешан на ереси
2010-09-24 в 18:03

Господа!Прочитайте работу М.Вебера "Протестантсая этика и дух капитализма" и все станет понятно.Вот, например,идея "успешничества",которой прожужжали все уши гражданам России,это же идеология избранности по количеству денег,а это один из столпов протестантизма.Не будет православным хорошо в еретической системе,где заправляют протестансткие "кощеи"грефы,ясины итд.Нужно разрабатывать свою трудовую и деловую этику
15. Провинциал : Re: Грешно ли давать деньги в рост?
2010-09-24 в 17:20

13. Дмитрий В.Ч. :

- В чём же я соврал? Поясните, пожалуйста. Я лишь ответил на ваш вопрос.
Или и вас смутило моё обращение к защитникам ростовщичества?
14. Провинциал : Re: Грешно ли давать деньги в рост?
2010-09-24 в 17:14

11. Коля :

- Потрудитесь сопоставить проценты ссуды и проценты вклада. Всё станет ясно. Банки - паразиты, а не накопители/распределители капитала.
13. Дмитрий В.Ч. : 6. Провинциал : Имейте Страх Божий!
2010-09-24 в 16:59

Если Вам Страх Божий не мешает публично врать - почему я не могу задать вопрос?
12. Дмитрий В.Ч. : 3. Поляков Сергей :
2010-09-24 в 16:53

Это - коммерческие и инвестиционные кредиты? А как они дают потребительские кредиты?
11. Коля : В чём вред ссудного процента?
2010-09-24 в 16:00

Давать или брать деньги в рост вредно постольку, поскольку это может вести к увеличению имущественного неравенства, а отсюда - к корыстолюбию обогатившихся и зависти обедневших, к раздорам между людьми.
Поэтому Моисеев закон, допуская давать деньги взаймы, запрещал давать деньги в рост в своей среде - чтобы не вызвать имущественных раздоров среди близких людей одной веры. Но ведь и сейчас мы обычно даём деньги взаймы своим родным, друзьям, близким и знакомым, но мало кому приходит в голову брать с них проценты. Может, где-то сейчас уже и по другому, но в моём окружении пока, слава Богу, это так.
Далее, что касается банковских операций. Да, мы получаем проценты со своих вкладов - но обычно не с целью обогащения (какое там!), а с целью избежать обесценивания своих сбережений. Вместе с тем, ведь мы берём в банках и потребительские кредиты (а как без них?), которые возвращаем с процентами. Так что при добросовестном отношении в общем и целом тут обычно не происходит ни обогащения, ни обеднения одних за счёт других.
Но бывают и другие случаи. Например, получив богатое наследство, человек кладёт большие деньги в банк и живёт на проценты, не трудясь. Или же вместо производительного труда и материального обеспечения семьи человек днём играет на бирже, а ночью - в казино. И так далее. Но тут уже вступает в силу слово апостола Павла: "если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фес 3:10).
10. Писарь : "Грешно ли давать деньги в рост?".Безусловно грешно.
2010-09-24 в 15:44

"Во времена Закона...использовались деньги из драгоценных металлов...не были подвержены инфляции".

Во-первых.
Закон никто не отменял,другое дело,что есть люди, принципиально, не желающие с Ним считаться.

Во-вторых.
Сами по себе деньги, причиной инфляции не являются.
Деньги подвержены инфляции лишь тогда,когда они(деньги) становятся товаром.

"Современные банки получают прибыль...".
Чем занят современный банк?
Современный банк Торгует деньгами.
Контора ростовшика.
Правда,шикарная.
Деньги (давно) утратили свою Основную функцию,быть средством платежа и превратились(превратили) в Товар.
Финансовая система в экономике,желающей развиваться,Всегда носит подчиненный(экономике) характер.
P.S.
"Деньги-хорошие слуги,но плохие хозяева".
Т.Джефферсон.
9. Провинциал : Это - не к вам!
2010-09-24 в 14:09

8. Житинский Сергей

- Прошу прощения, вас я не имел в виду, напрасно ответив сразу на два отклика. Я вашу мысль только дополнил.
8. Сергей Житинский - вебмастер РНЛ : Провинциалу - прошу более ясного наставления!
2010-09-24 в 12:30

2. Житинский Сергей - А ныне банки - просто хищники играбители. Сравните процент ссуды и процент по вкладам. Обратите внимание на кучу "комиссионных", без которых ранее обходились прекрасно. Уделите внимание способам легального обмана берущих ссуду, приемам заманивания в ростовщическую ловушку. Сколь трагедий было и продолжается! А сами необеспеченные бумажные деньги и есть инструмент ограбления и обмана.И как вы, г-да, осмеливатесь перечить Господу?! Его слово - закон! Никакие словоблудия не могут этот закон поколебать или отменить.


Простите, дорогой Провинциал, и в мыслях не было перечить Господу. В чем, с вашей точки зрения, я наперечил Господу?
7. Игорь Валерьевич : Мамона рулит?
2010-09-24 в 11:58

Тема это действительно серьезная, потому что вся наша экономика строиться на ростовщическом проценте, и заявляя себя христианами мы должны последовательно отказываться от всякой лихвы, то есть и от выгод банковских вкладов. Кстати говоря, мусульмане до сих пор отвергают лихву, и из банки при этом вполне процветают! Ростовщицество безусловно грешно, вопрос в том, готовы ли мы отказаться от него? Если ьбы по примеру мусульманских банков у нас открылись бы банки православные, где лихва не предусмотрена, это было бы ярким примером нравственной экономики.
6. Провинциал : Имейте Страх Божий!
2010-09-24 в 11:26

1. Дмитрий В.Ч.: "может ли финансовая система существовать без ссудного процента?"

- А вы обратите внимание на деятельность банков в некоторых магометанских странах,вспомните советский опыт. Банки должны быть только государственными,и проценты должны покрывать реальную инфляцию, а в иных случаях их вообще не должно быть. Были ведь беспроцентные ссуды.

2. Житинский Сергей
- А ныне банки - просто хищники играбители. Сравните процент ссуды и процент по вкладам. Обратите внимание на кучу "комиссионных", без которых ранее обходились прекрасно. Уделите внимание способам легального обмана берущих ссуду, приемам заманивания в ростовщическую ловушку. Сколь трагедий было и продолжается! А сами необеспеченные бумажные деньги и есть инструмент ограбления и обмана.

И как вы, г-да, осмеливатесь перечить Господу?! Его слово - закон! Никакие словоблудия не могут этот закон поколебать или отменить.
5. Поляков Сергей : Грешно, если это противоречит любви к ближнему
2010-09-24 в 10:19

На мой взгляд, грех не в том, что деньги (сами по себе, без отношений между людьми) даются под процент, а в том, что, как правило, а в период Ветхого Завета особенно, деньги являлись инструментом нанесения обиды ближнему. С помощью денег ростовщики отнимали последнее у бедных людей. Причем этот инструмент гораздо мощнее любого натурального займа (например, пшеницы с условием отдачи части сверх данной меры). Но бывают ситуации,когда отдать деньги в рост не грешно (если в итоге выигрывают все участники сделки, и ничьи интерсы при этом не ущемляются). Например, инвестиция в полезное прибыльное дело - строительство,сельское хозяйство и т.п.
4. Сергей Житинский - вебмастер РНЛ : В рост не даю, но беру
2010-09-24 в 10:18

В рост денег не даю. Просящим - естественно без %, а банкам - только "До востребования", т.е. если и есть там %, то он не является самоцелью, могло бы его и не быть. Банк используется как чулан и безопасное место хранения.
Ну а кредиты у банков беру, грешен, хотя знаю, что это тоже не приветствуется нашей моралью. Жить надо по средствам.
3. Поляков Сергей : Пример мусульман
2010-09-24 в 10:06

Существуют мусульманские банки,которые не дают и не берут денег под проценты. Они получают прибыль от участия в бизнесе своих клиентов и несут риски,связнные с этими бизнесами. Получается, мусульмане более последовательно и буквально выполняют заповеди Ветхого Завета,касающиеся запрета давать деньги в рост. Мусульманские банки - пример финансовой системы без ссудного процента.
2. Евгения : Re: Грешно ли давать деньги в рост?
2010-09-24 в 09:51

За свою жизнь я что-то не видела благородных банкиров. Те ,которых я встречала ,были все с гнильцой. Соответственно и вся финансовая система такая же.
1. Дмитрий В.Ч. : Re: Грешно ли давать деньги в рост?
2010-09-24 в 07:50

Вся проблема в том, что финансовая система необходима. Поэтому вопрос: может ли финансовая система существовать без ссудного процента? Если не может, то все рассуждения о мнениях святых отцов так и останутся рассуждениями.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме