Жила-была врач на советском берегу Тихого океана. Врачевала, как повелось от Гиппократа, человеческие тела, поклявшись при выпуске из ВУЗа клятвой великого грека-асклепиада служить страждущим. Она и сейчас там живёт, только пенсионеркой. Тот берег вчера был российским; сегодня - ещё не знаю, может быть уже китайский (телевизор нынче не включал).
Простите, отвлёкся. О ком и о чём я? Ах, да, о русской женщине, бывшей медработнике. Не важно, как зовут её, как не важно место действия сего повествования. Им может быть любой край страны, не всегда вспоминаемый царственной Москвой из-за его отдалённости. Для сюжета настоящего сочинения важна личность. Назову героиню очерка Лидией Николаевной Южиной и помещу её во Владивосток. Она и на «воле» продолжает врачевать, только теперь - человеческие души в их детском развитии, что связано с воспитанием этих душ. И плодотворно (именно так!) расходует на другие, полезные для окружающих дела драгоценное время (оно у всех драгоценное, только не всякий это осознаёт). Ей в помощь - не только умелые руки и педагогический талант, но и первая профессия, казалось бы, давно забытая, отодвинутая в сторону медициной.
Это - музыка.
Когда за спиной пенсионерки закрылась дверь клиники, она перенесла рабочий кабинет в свою домашнюю комнату. Сменился и объект её труда и метод работы. Первым, выше сказано, стала детская душа, хотя (изменю поговорку) здоровый дух укрепляет здоровье тела. Метод же врача Южиной изменился в том, что Лидия Николаевна стала животворно наполнять своих юных пациентов музыкой. Подчёркаваю: животворной. А значит, кроме наделения их знаниями от Аэды и Эвтерпы, избавлять их от всего, что мертвит личность, то есть лечить в широком смысле этого слова.
Здесь нет литературного преувеличения. Известно, мы активно используем одно полушарие мозга; второе, видимо, дремлет, экономя жизненную силу, про запас, но тем и обедняет нас. А навык игры на фортепьяно, например (согласна Южина с таким мнением), развивает оба полушария. Вчера только врач, сегодня врач и музыкальный педагог Лидия Николаевна уверена на опыте, что «всех детей поголовно надо учить музыке. В Южной Корее это поняли. Там у них пианино - обязательный предмет в школе».
На чём основан такой опыт? На массе примеров. Ограниченный рамками очерка, я выбрал один. О нём ниже. Здесь отмечу только, что со временем домашний кабинет Л.Н. Южиной стал студией. Здесь занимаются ученики. Время от времени студия превращается в концертный зал - набивается до 30-человек. На эти концерты можно посмотреть и под иным углом: здесь происходит массовый сеанс оздоровления юных душ.
Перехожу к главной теме.
Главная тема
Лидия Южина сегодня души не чает в своём ученик Илье. А ведь был, по её словам, отпетый лодырь и хулиган, потенциальная жертва наркомании, прогульщик школьных занятий и враг труда, равнодушный к спорту и книгам. У пятиклассника Ильи были кругозор и речь в объёме 5-летнего ребёнка. Сей «младенец» бесцельно слонялся по дворам и подъездам в поисках приключений, марал стены и заборы матерными словами. Верховодил компанией таких же оболтусов, в их обществе чувствовал себя комфортно. Отчаявшиеся родители обратились за помощью к практикующему психологу. Та занималась с ним полгода и... сдалась.
Видимо, какие-то благоприятные слухи дошли до неё о «музыкальном методе» Л.Н. Южиной. К ней и обратилась психолог за помощью. Поначалу от такого «ученика-пациента» Лидия Николаевна отказалась. Как учить человека музыке, если он ею не интересуется? Но ведь она была не просто врачом, она всегда чувствовала ответственность за это особое звание. К ней обратились буквально «с криком о помощи». В конце концов, Южина всё же взяла мальчика (думала, временно) - «для очистки совести», по её словам. И дальше почти прямая речь Лидии Николаевны:
«Привели его ко мне силком родители. С ними груб, командует. На меня смотрит исподлобья. Ожидает, что я буду его уговаривать, обещать сделать из него Тимати. Я поняла этого мальчишку: волевой лидер. Надо эту волю развернуть в ином направлении. В школе он не может быть авторитетом ввиду нулевых знаний. А хочется быть в почёте. Поняв это, спрашиваю, многие ли в классе играют на пианино (ответ знала: ни один). Я ему объяснила, что слово «рояль» переводится «король» (всех инструментов). Сказала, как только станет известно, что ты владеешь этим инструментом, отношение к тебе изменится, тебя станут уважать. В классе, а возможно, во всей школе, ты будешь единственным! Пригласишь на концерт одноклассников, их и своих родителей, учителей. Он зажёгся. Да так, что горит по сей день! Особо выпросил для себя ежедневные занятия, чтобы скорее научиться играть на «короле инструментов» - самому приблизиться к этому званию. Парню, как воздух, нужен был успех. Он достиг его на исполнительском конкурсе среди учеников, не без моей маленькой хитрости, чтобы поощрить. Вы бы видели лицо лауреата! Он испытывал счастье, ранее ему не ведомое. Всегда он был худший, его только ругали и стыдили. Вот он и отгородился от мира маской хулигана. А здесь первое в жизни признание, первое место в конкурсе! У него появилось желание развить успех, повторить его. Перед каждым занятием с этим «крепким орешком» я обдумываю план урока, подыскиваю слова, чтобы не угас интерес мальчика. Теперь, если соседи видят спешащего к подъезду нашего дома подростка, это Илья. Он боится опоздать, упустить хотя бы минуту занятий. Ведь впереди концерт, у него здоровое самолюбие: он хочет блистать, но для этого надо трудиться, он осознал это. Я устраиваю его сольные концерты ежемесячно, чаще, чем остальным детям. Это поддерживает в нём желание совершенствоваться».
Этим словам два года. Илья не «сорвался». Более того, превратился в свою полную противоположность. Про «компашку оболтусов» давно забыл. О своём бывшем кумире Тимати не вспоминает. Кроме музыки, почувствовал вкус к спорту: записался в бассейн и ещё в две спортивных секции. Тренеров держит в напряжении - делайте из меня рекордсмена! При всём том, признаётся Южина, способности его к музыке средние. Во всём требуются многократные повторения того или иного урока. Но Илья старается. Сейчас готовится к 20-му сольному концерту! Это большой и уже достаточно сложный репертуар.
Однажды вдруг буквально потребовал научить его играть гимн России. А там длинная мелодия, модуляция в другую тональность, в левой руке аккорды из 4-х звуков. Трудно. Но осилил!
Видавшую виды Южину пленяют в Илье такие качества - желание, упорство, жажда успеха, целеустремлённость, терпение. А ведь ничего этого изначально не было и в помине. «А какова эволюция сознания, какое расширение кругозора! - радостно изумлена Лидия Николаевна. - Какой мощный интеллектуальный рывок!»
С ней нельзя не согласиться. А я, автор этого очерка, изумлён умением Южиной справиться с «трудным ребёнком» столь блестяще, её мужеством, необходимым для работы над сложным характером, пленён её педагогическим подвигом - иначе не назовёшь.
Да, музыка очищает душу человека от скверны. Недаром английская пословица говорит: «праздный ум - мастерская дьявола». Повторяю вслед за Лидией Николаевной: занявшись делом, мальчишка вырос не только интеллектуально, но и переродился нравственно, стал совершенно другим человеком. Очистился его лексикон. Родители придумали такую угрозу: «Получишь в школе плохую оценку - на музыку не пойдёшь!» И эта угроза срабатывает!
Лидия Николаевна готова с вдохновением рассказать о каждом своём ученике. Каждый, по её словам отдельная планета. И каждый, в той или иной степени - пациент своеобразного «оздоровительного центра» Южиной, которая нашла себя в осенний вечер жизни, а её находят те, которые нуждаются в таких, как она, скромных подвижниках.
Да продлит Бог её дни!
Финал, исполненный героиней этого произведения фотографиями и надписями к ним
* * *
После домашнего концерта с солистами, моими учениками Ильёй, Аней, Наташей. Концерты каждое воскресенье, афиши в подъезде. Приходят соседи, родственники, знакомые, друзья. Зрители всегда доброжелательны. Каждое произведение сопровождается овациями, цветами, криками «Бис, Браво!» Родители, бабушки, дедушки плачут от счастья. Успеху способствует, во-первых, наш репертуар: Чайковский, Бах, Моцарт, Бетховен, Григ, Алябьев, Свиридов, песни разных народов. «Попса» у нас не в чести. Дети отличают настоящую музыку от всякой дряни, которой забит эфир. Синтезаторы «Ямаха» позволяют владеющим клавишами аранжировать любое произведение, как хочешь. Получается настоящий оркестр. В Токкате Баха звучат органы. Моцарт звучит с оркестровыми скрипками. Песню «Варяг» ребята играют со всякими звуковыми эффектами (барабанная дробь и звуки морского боя, горны и трубы с мужским голосом, звуки затопления судна и морского прибоя). «Бэсамэ мучо» - гитары (в каждом синтезаторе минимум 40 вариантов разных гитар - выбирай, любые) В «Вечернем звоне» Алябьева, в песнях «У церкви стояла карета», «Ах, зачем эта ночь» добавляем церковные колокола. Песню «Мороз - мороз», сопровождаем звуковым эффектом лошадиного галопа. Джазовую композицию Гленна Миллера «Поезд на Чу-чу» озвучиваем тромбонами, саксофонами и стуком колёс поезда.
* * *
Это патриот Миша после своего восьмого сольного концерта. Он говорит, что готов за Родину отдать жизнь и затребовал свой, специфический репертуар: «Священная война», «Прощанье славянки», «Варяг», « На сопках Маньчжурии», «Журавли», «В землянке», «Амурские волны», «День Победы», «Синий платочек».
* * *
Мои ученики выступали с концертом в ночном клубе, днём. Был большой успех, смотрите, сколько цветов. Ребята не только играли, но рассказывали о композиторах, произведения которых исполняли.
* * *
А это моя самая юная ученица Машенька. Зовёт себя «Маня», т.к. «Ш» ещё не выговаривает. Ей нет 2-х лет. Но есть врождённое чувство музыки и ритма. Услышит грустную музыку - делает страдальческое лицо и горько плачет, обливаясь слезами. При весёлой мелодии - не просто оживляется, а чётко, в такт, хлопает ладошками и подпрыгивает. Когда звучит «Калинка», прыгает так, что я даже боюсь, что порвёт штанишки. Таких надо учить, чем раньше, тем лучше. Конечно, здесь речь идёт о врождённых музыкальных способностях.
...Как много ещё хотелось бы сказать...
Сергей Анатольевич Сокуров, член Союза писателей России