Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Черное солнце» Виктора Цоя и детей России

Владимир  Базарный, Русская народная линия

20.09.2010

От редакции. Автор этой статьи «не включает фактор Бога» в изучение духовных проблем современного подрастающего поколения. Тем не менее, многие его наблюдения и умозаключения могут представить несомненный интерес для православных ученых и рядовых читателей, интересующихся проблемой.

 

Так уж совпало: август 2010 года - это не только физическое выгорание России, но и дни памяти Виктора Цоя, который еще в 80-е годы взывал к миру очень умных в своих глазах взрослых о выгорании юных душ: 

Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,

Ты увидишь - там все горит огнем.

Замечу, в современной цивилизации и, особенно, среди молодых людей действительно оформился и неумолимо нарастает синдром «выгорания». К сожалению, этот синдром описан по внешним, чисто психологическим признаком. Это запредельное, часто не объяснимое, утомление, усталость при малейших усилиях тела, уныние, а в итоге угасание желания не только работать, но и жить. Часто синдром выгорания сочетается с депрессией, импульсивной агрессивностью, склонностью к суицидам.

Наши исследования вскрыли: процесс выгорания поразил детей и развернулся на клеточном уровне. Обусловлен же он нарастающей «седалищной» косной неподвижностью и статическими мышечными напряжениями, которые еще Ганс Селье отнес к тяжелым видам стрессов. И на этом мы остановимся ниже.

Трагическими оказались последствия выгорания юных душ. Это: опустошенность, одиночество, тоска, уныние, холод и т.д.

Вот как это внутренне переживал и как об этом пел юный пророк Виктор Цой:

Мерзнут руки и ноги и негде сесть

Это время похоже на сплошную ночь...

И в окне знакомом не горит свет.

Мое место слева, и я должен там сесть,

Не пойму, почему мне так холодно здесь.

Сквозь печаль и ветер мне пройти суждено

Нигде не светит мне родное окно.

Наши реки бедны водой,

В наших окнах не видно дня,

Наше утро похоже на ночь,

Ну а ночь для меня...

 

Чувствовал и от этого очень страдал молодой человек, что взрослые не понимают, что происходит с юным поколением, что творится в их душах. А поэтому некому им помочь.

В небе над нами горит звезда

Некому кроме нее нам помочь

В темную, темную, темную ночь.

И меня, посвятившего жизнь разгадке: что происходит с новыми поколениями в трагическое пророческое время «Х» - «по кончине тысячелетия» - больше всего поражает то, что Виктор Цой интуитивно чувствовал корневой механизм выгорания человеческих душ. Выгорания из-за существующей методики образования, а по сути, воспитания детей в режиме косной тугоподвижности тела, а в итоге скованности духа. Скованности до удушья жизни.

В наших глазах крики «Вперед»,

В наших глазах окрики «Стой».

И я попал в сеть

И мне из нее не уйти...

У меня есть парус, но ветра нет.

И есть еще краски, но нет холста.

Среди связок в горле комом теснится крик...

А в итоге: «Ни черта ни в чем не понимаю», а «мозг переполнен сумбуром и бредом»... школьных знаний.

Нет меня дома целыми днями,

Занят бездельем, играю словами.

Каждое утро снова жизнь свою начинаю.

И ни черта ни в чем не понимаю...

Ноги уносят мои руки и туловище.

И голова отправляется следом.

Словно с похмелья, шагаю по улице я,

Мозг переполнен сумбуром и бредом.

Ниже мы покажем: телесно-мышечная скованность детей в учебном процессе является краеугольным камнем школьных стрессов, в т.ч. формирования синдрома выгорания («черного солнца») на клеточно-генетическом уровне. А пока «на своей шкуре» чувствовал и очень остро переживал певец наступление великой беды.

Я знал что будет плохо

Но не знал, что так скоро...

И я не знаю как мне прожить следующий день.

Я знаю, мое дерево не проживет и недели

Я знаю, мое дерево в этом городе обречено...

Мама мы все тяжело больны.

Мама я знаю, мы все сошли с ума...

...Через день будет поздно,

Через час будет поздно,

через миг будет уже не встать.

Но как рвется душа страдающего молодого человека на свободу: «Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом».

Главное в этом зове-крике - вырваться из закрыто-казарменного образа «познания» жизни (образования - на педагогическом жаргоне) на свободу пространства.

Виктор Цой - это феномен ХХ века. Юная душа остро чувствовала: на людей неумолимо надвигается великая беда.

А мне приснилось, миром правит любовь

А мне приснилось, миром правит мечта

И над этим прекрасно горит звезда

Я проснулся и понял: беда...

Цой остро почувствовал угасание света.

Город в дорожной петле.

А над городом плывут облака,

Закрывая небесный свет.

А над городом - желтый дым,

Городу две тысячи лет,

Прожитых под светом Звезды

По имени Солнце...

Но из-за бездействия и не понимания миром взрослых, что творится в душах детей и подростков чувствовал поэт и музыкант, что все это закончится великой трагедией.

А потом придет она,

Собирайся, - скажет, - пошли.

Отдай земле тело.

Ну а тело не допело чуть-чуть.

Ну а телу недодали любви.

Странное дело.

Меня, давно изучающего, что происходит в чувствах (душе) детей в процессе школьного обучения, больше всего в творчестве Виктора Цоя поражает то, что он подсознательно, каким-то шестым чувством чувствовал корни всего этого бедствия - это «книжно-седалищное» познание мира.

Мой дом я в нем

Сижу пень пнем...

Чтение книг полезная вещь, но опасная как динамит

Я не помню, сколько мне было лет

Когда я принял это на вид...

Он чувствовал глубокое закрепощение и угнетение внутреннего эмоционального мира (души) при таком методе познания жизни. И взывал к миллионам взрослых:

Расскажите мне, что происходит

Удивите меня, расскажите мне новость

Убейте меня, рассмешите меня.

Чувствовал Виктор, что «книжно-седалищное» познание жизни не дает внутреннего мировоззрения и мудрости.

Мы не можем похвастаться мудростью глаз

И умелыми жестами рук.

Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.

Сигареты в руках, чай на столе,

Так замыкается круг.

Цой чувствовал, что такое «познание» жизни отсекает новые поколения от некоей непонятой взрослыми связи с небом.

Земля, Небо.

Между землей и небом война.

И где бы ты не был,

Чтобы ни делал,

Между землей и небом война...

И как стихийный протест: «Раньше я читал книги, а теперь их жгу».

И вместо учебной косной недвижимости, вместо вечных скучных мертвых букв, цифр, схем, правил и алгоритмов мышления, вместо вечных назиданий авторитарных педагогов Виктор видел спасение в «...отпечатках наших ног», т.е. в движении. «Теплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног».

Чувствовал гениальный паренек, что только в движении мы приходим в особую гармоничную связь между небом и землей. Только в движении возникает «Звездная пыль на сапогах».

Но за 10-12 лет «седалищного» «познания» мира «Наши ноги утратили крепость на этом пути».

Цой понимал, что только от наших стоп поступает в наше тело особый свет, который освещает наши души по формуле «след-свет».

Если есть стадо - есть пастух,

Если есть тело - должен быть дух,

Если есть шаг - должен быть след,

Если есть тьма - должен быть свет.

Юный мудрец выражал всё это на языке глубоких символов.

Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна

И не вижу ни одной знакомой звезды.

Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда,

Обернулся - и не смог разглядеть следы.

И вновь интуитивно видел перед собой спасительный образ - образ не вечно согбенного над книгой-тетрадью мученика, а образ, в котором «спина как струна»:

Где твой мундир генерал?

Твои ордена, спина как струна.

Увы:

Ты уже слышал отбой.

Просто дождь бил по крыше твоей генерал.

Ну, хоть чем-то еще можно помочь «костенеющим» на седалищах с угасающими душами детей?

В квартире твоей,

Сними свою обувь -

Мы будем ходить босиком.

И весь внутренний протест вылился в знаменитый отчаянный призыв:

...На пылающий город падает тень.

Перемен требуют наши сердца,

Перемен требуют наши глаза.

В нашем смехе и в наших слезах

И в пульсации вен

Перемен,

Мы ждем перемен.

«Все это личные переживания и личная трагедия молодого человека», - будет оппонировать мне очередной «книжник-фарисей». Таким оппонентам я задаю вопрос: почему главным кумиром целого поколения стали не яркие, возможно, более талантливые в музыке и вокале Кинчев, Шевчук, группа БГ и другие? Почему после ухода из жизни Виктора Цоя многие сразу же потеряли смысл жизни и добровольно ушли вслед за ним? Почему по всей России возникли и стоят по сей день «стены Виктора Цоя»?

Можно, конечно, объяснить исторический феномен Виктора Цоя фанатизмом и «слабоумием» целого поколения. Я же приведу некоторые выборочные данные обследования эмоционально-душевной сферы учащихся, которые указывают: Виктор Цой сумел сделать главное: он сказал то, что чувствовали и продолжают чувствовать миллионы детей и подростков. Чувствуют, но не могут это выразить так, как это сделал от имени миллионов Виктор Цой.

О трагедии здоровья детей, в т.ч. душевного, в условиях доминирования «книжно-седалищного» обучения мы пишем в течение тридцати лет, в т.ч. в «Педагогическом вестнике», «Учительской газете», «Известиях», «Комсомольской правде», «Московском комсомольце» и др.

Подробно эта проблема рассмотрена в монографии «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса» (М., 2009).

А теперь кратко о стеснении, зажатии, т.е. о внутренней несвободе учащихся, или почему «Среди связок в горле комом теснится крик»?

Чтобы почувствовать это состояние закрепощения и несвободы, достаточно зайти в начальные классы и посмотреть в каких позах пишут дети. И многомиллионная армия родителей вдруг откроет: большинство детей почему-то, сжавшись в комок, низко-низко склоняются над столом и буквально носом водят по бумаге. А теперь, дорогой родитель, потрогай в этом состоянии руку ребенка, его плечо, мышцы шеи, живота и вы откроете: все его тело сжато в комок от какого-то непонятного напряжения.

И не сегодня, а еще в 1936 году великий Ганс Селье выявил: одним из самых тяжелых стрессов являются статические пролонгированные во времени мышечные напряжения, а их последствия такие же, как при остром отравлении ядами.

Статические мышечные напряжения - это блок мышечными зажимами всей системы кровообращения и, как следствие, быстрое накопление недоокисленных продуктов распада, по сути, шлаков, ядов. Выполненными нашими исследованиями установлено: статические мышечные напряжения - это синдром «короткого замыкания» в чувственном и нейромоторном энергетическом контуре и, как следствие, энергетического выгорания. Выгорания не только нервной энергии, но и полевого генома. (См. «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса». 2009).

Кроме этого установлено: при статических мышечных напряжениях ионы кальция (а ионами они являются только при ритмической мышечной работе) выпадают в соли кальция. Так постепенно жизнетворная высоколабильная энергоемкая ткань мутирует в косную. Как тут не вспомнить первого поэта России - А.С. Пушкина:

От напряженья костенея

Руслан за бороду злодея

Упорно держится рукой....

...С немой тоскою

Поникнул витязь головою;

Его томит невольный страх;

Недвижим он как мертвый камень;

Мрачится разум; дикий пламень        

И яд отчаянной любви

Уже течёт в его крови.

Гениально! Проникновенно!

Экспериментальными работами установлены следующие последствия статических мышечных напряжений детей в учебном процессе. Это распространенное затвердение («окостенение») позвоночника, появление сколиозов, поражение сосудистого древа, в т.ч. сосудов питающих головной мозг. А в итоге: «познание» на фоне хронической гипоксии мозга. О том, что это является действительно стрессом, говорит истощение и нарушение эндокринной системы с развитием у детей «стрессогенного» зоба.

О том, что в этих условиях у большинства детей школьный стресс «сносит крышу» говорят официальные данные Министерства образования РФ: спустя только первый год обучения у 60-70% малышей выявляются пограничные психические нарушения (письмо N220\11-12 от 22.02.1999).

Установлено: при такой «развивающей» детей методике обучения у многих детей вскоре распадаются впечатленные в память чувств мыслеобразы. Вот как об этом писала газета «Мегаполис-Экспресс» (21 января 2002 г.):

«В Ялте появилась школа, ученики которой во время уроков могут не только сидеть, но по желанию стоять или лежать.

Как сообщает украинская газета «Факты», вместо парт в школе установлены специальные «оздоровительные» конторки, которые засидевшийся школьник может поднять, чтобы работать стоя. А если хочется полежать, на полу расстелены ковры с толстым ворсом, где можно разместится прямо с учебниками. На потолке класса для разгрузки уставших глаз нарисованы специальные геометрические фигуры.

По словам директора школы, все это помогает детям не только сохранить осанку, но и развить образное мышление, которого очень не хватает выпускникам школ. Учащиеся необычной школы лучше умеют проявлять чувства. «Если раньше они рисовали в тетрадках расчлененные тела, зубы и когти чудовищ, - говорит он, - то теперь делают яркие жизнерадостные рисунки».

Одновременно с «расчлененкой» воображаемых образов у детей возникает синдром «черного солнца». В частности, мы предлагали детям ряд кружочков («солнц»), который начинался с ярко желтого цвета, а затем желтый цвет постепенно затемнялся и заканчивался черным. При этом мы просили детей представить цвет солнца и указать пальцем на порядковый номер данного ряда кружочков, который соответствует его представлению. Установлено: у 67% учащихся выявлены те, либо иные проявления синдрома «черного солнца». Все эти дети в той или иной степени страдали всеми теми бедами (уныние, одиночество, тревоги, страха, депрессии) о которых еще в 80-е годы ХХ столетия взывал к миру очень умных в своих глазах учителей и родителей Виктор Цой.

Но как только детей переводили на предложенные нами еще в 70-е годы ХХ столетия раскрепощенные режимы обучения, и которые еще в 1989 году были утверждены Минздравом РФ в качестве «Массовой первичной профилактики школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах» (авторы В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо), а в 2001 году Роспотребнадзором РФ (сертификат N 77.99.95.3.Т.000674.07.01) большинство из указанных угнетенно-депрессивных симптомов исчезало. Как пишет в многочисленных статьях один из авторитетных детских психо-неврологов России проф. Г.В.Козловская, при внедрении вышеуказанных раскрепощенных режимов обучения исчезает даже такая массовая поразившая детей патология мозга, как патологическая гиперактивность с дефицитом внимания.

Но истинная трагедия новых поколений, а в итоге целого народа в том, что эту во многом спасительную для детей программу Министерство образования РФ игнорирует уже более 30 лет. Вся надежда на то, что по мере нарастания великого бедствия однажды, наконец, проснется и массовый учитель, и массовый родитель. Но как бы уже не было поздно...

А пока над нами, самоуверенными в течение столетия звучат проникновенные слова великого швейцарского мыслителя - педагога Ферьера. «И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде.

...И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.

И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.

И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол».

 Владимир Филиппович Базарный, доктор медицинских наук, научный руководитель Центра гармонического развития учащихся РГСУ



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 11

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

11. Дмитрий : Вывод:
2010-11-18 в 01:21

Фраза сказанная еще много лет назад: "научно-технический прогресс погубит человечество..." Едем в тайгу,копаем там землянки,занимаемся охотой и собирательством... Зачем школа?
10. Алла : Странная высосанная из пальца статья
2010-10-05 в 02:25

Проблемы в образовании, конечно, есть, только вот не дело это когда дети на уроке "полежать на ковре" могут. Они туда приходят, не для того, чтобы валяться. Все равно рано или поздно надо привыкать к дисциплине. Такова жизнь.

Мне кажется, или между строк читается: "Школа вредна?" Она-таки учит человека думать. (Хотя сейчас с внедрением ЕГЭ и прочих новшеств - все меньше). Зато необразованным стадом баранов управлять очень легко. Не об этом ли эти строчки :
Если есть стадо - есть пастух...


Этого надо добиться??? Зато детишки будут на уроках на ковриках резвиться и в игрушки играть.

А Цоя вообще ни к селу ни к городу приплели. У него все гораздо глубже, чем проблемы школьного образования. Таким образом можно его творчество и к "проблеме детских садов" отнести. Трактовка высосана из пальца.
Кажется, что автор хочет протолкнуть свои идеи с помощью имени Виктора. Рассчитано, что кто-то из огромной армии поклонников прочитает, что Цой гениален, да и поддержит автора из фанатской солидарности.
Странная статья...
Школа Дьявола... Что за бред?

"Сгорбленный тетрадью мученик..." Вот я закончила школу с золотой медалью, МГУ с красным дипломом по технической специальности. Там же встретила своего мужа. У нас двое замечательных детей. Благодаря образованию, у нас отличная творческая работа и зарплата и мы можем достойно растить наших малышей. И никаких проблем со здоровьем у нас нет, т.к. мы и учились, и физкультуру не забывали. Да если б не учеба, ничего бы этого не было!
Учеба - это самосовершенствование.

А Цой - талантище. И если автор понимает его песни только в таком ключе, мне автора очень жаль.
9. Филимонов : Re: «Черное солнце» Виктора Цоя и детей России
2010-09-21 в 00:59

Что современная школа вредна - очевидно, а рецепты какие-то странные, и причем здесь еще и Виктор Цой? Мне кажется, все проще: во-первых муторно детям, потому что учат их скучно, и учат зачастую ненужным вещам. К тому же, далеко не все дети способны к долгому учению, для значительной части, как это и было при законной власти, хватило бы и четырех классов, причем с первичной не образовательной, а воспитательной, духовно-просветительской нагрузкой. А то у нас и с дипломами все подряд, а по специальности потом все равно не работают.

Пора уже перестать делать из "образованности" культ и подумать о смысле и назначении образования. Пока что для значительной части родителей все просто - мать должна работать, значит детей надо "куда-то девать", вот их и сдают в школу, как в камеру хранения, а что им там в голову и в душу напихают - неважно.

А есть простой и естественный выход, когда женщина понимает, что главная ее "самореализация" и "карьера" - у домашнего очага, рядом с детьми. Мне кажется, при нынешнем изобилии и доступности информации разного сорта главное - научить ребенка не тому, как правильно ставить галочки в ЕГЭ, а как самому искать нужные сведения, и главное - отделять зерна от плевелов, не поддаваться пропаганде, которая с каждым днем становится все изощреннее. А для этого в первую очередь нужен не аттестат с отметками, а чистое сердце.
8. Ева : Олегку
2010-09-21 в 00:15

""Cтатья в духе самого Цоя""

Вот здесь Вас поддержу!
7. К.Олег : "Тем не менее, многие его наблюдения и умозаключения могут представить несомненный интерес для православных ученых и рядовых читателей, интересующихся проблемой."
2010-09-20 в 22:59

Вначале интерес был. К концу статьи осталась только надежда.
С этой надеждой от всего сердца желаю автору ...прозрения.
Оно ведь всем жизненно необходимо.
Каждому из нас в своей мере ;
6. Олегк : ...
2010-09-20 в 22:32

Cтатья в духе самого Цоя. Правильные вопросы и неправильные ответы типа побороть проблему с помощью конторок, ковриков и геометрических фигурок на потолке...
5. Булгарин : несомненный интерес, спасибо Дорогой редакции за публикацию
2010-09-20 в 21:56

Наконец то нашёлся доктор медицинских наук, который вынес справедливое суждение о светской школе: «седалищная» косная неподвижность и статические мышечные напряжения калечат детей физически, нравственно и умственно, потому что "статические мышечные напряжения - это синдром «короткого замыкания» в чувственном и нейромоторном энергетическом контуре и, как следствие, энергетического выгорания".
И последствием такого "образования" является не только деградация отдельных личностей, но так же и вымирание нации в целом. Мы - лысеющая нация, наши женщины рожают больных детей, безграмотные узбеки и дагестанцы нас скоро подвинут.
Выход один: родители, если вы желаете добра своим детям, то позволяйте им прогуливать школу и не требуйте от них отличных оценок, достаточно удовлетворительных. Ребёнка важно научить Слову Божиему, а остальное приложится.
Ну, а если вы желаете, чтобы ваши дети были "успешными" в этой жизни, то мне жаль ваших детей, я и сам прошел через все эти "часто не объяснимые утомление, усталость при малейших усилиях тела, уныние, а в итоге угасание желания не только работать, но и жить". Врагу не пожелаю.
4. Игнат : Re: «Черное солнце» Виктора Цоя и детей России
2010-09-20 в 13:35

Нет, школа диавола отнюдь не погибла. Процветает
3. Олегк : ...
2010-09-20 в 10:35

Он так и не крестился.... Так что включите фактор Бога поскорее пожалуйста. Для себя в первую очередь. Как в самолете - сначала наденьте кислородную маску сами а потом наденьте на ребенка... А вы ни о чем таком рассуждать правильно не можете пока...
2. Смок : И вот что произошло
2010-09-20 в 09:39

"И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились".- ВСЕ ЭТО БЫЛО И ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД! НЕ ПОЗДНОВАТО ЛИ СПОХВАТИЛИСЬ?ИЛИ ОЧЕРЕДЬ ПОДОШЛА???
1. Дмитрий В.Ч. : Re: «Черное солнце» Виктора Цоя и детей России
2010-09-20 в 06:02

Гм... Автор "не включает фактор Бога" в свои исследования - ну так оный фактор влез в окно в виде формулы Ферьера: "И сотворили школу так, как велел им дьявол".
Онтологично!
Спасибо Дорогой редакции за публикацию.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме