Вначале приведем несложную «арифметику» на примере одного реально существующего полуторамиллионного города, в котором действуют 15 православных храмов. Она, конечно, не претендует на точность, однако с ее помощью картину нынешнего состояния религиозности нашего общества можно увидеть более рельефно. Если бы численность регулярно посещающих храмы составляла бы 1% от всего городского населения, то их насчитывалось бы 15000 человек, то есть каждый приход исчислял бы 1000 прихожан. Однако реально в среднем по каждому храму их число составляет (и это с натяжкой) около 250, то есть, четвертая часть одного процента от числа горожан. (Есть и другие статистические подсчеты, когда, к примеру, из 80% россиян, относящих себя к православным, периодически посещают храм всего 4% этого количества, но сути дела это не меняет).
Не секрет, что основной «контингент» наших храмов (за небольшим исключением) составляют все же бабушки и тетушки. (В то же время, следует заметить, что в мечетях стоят, в основном, мужчины молодого и среднего возраста). Если говорить непредвзято (а иначе, зачем же самим себе говорить неправду?), то процентов 80 из тех, кто регулярно посещает богослужения, (это из личных наблюдений и преподавательского опыта), участвуют в них формально, «дежурно», когда этим, практически, духовная жизнь прихожан и ограничивается, низведена до однообразных посещений. Они слабо, поверхностно понимают существо веры, фактическое положение таково, что люди многие годы остаются по существу неофитами.
Очень печально, но сегодня приходится констатировать удручающее состояние церковной среды слабо обученной, с различными перекосами, религиозно и духовно невоспитанной, зачастую чуждой духу подлинного Православия. Тяжело наблюдать массовую безграмотность, религиозную невоспитанность людей, несерьезное, небрежное, формальное отношение к своей духовной жизни, какую-то игру в христианство. Повсеместно встречаются искаженные - то сусально-слащавые, то, наоборот, дремуче-мрачные - представления о Боге, о душе, о грехе, страстях, молитве, смирении, послушании, спасении и т.д. Положение таково, что люди сейчас в основном воспринимают Православие «со слуха», не зная и не читая Евангелие - главную книгу и источник спасения жизни христианина. Чаще всего у таких членов Церкви бытуют довольно туманные, местечковые или же свои субъективные представления о вере, некая «своя вера», «свое православие», что фактически является (нужно сказать себе прямо и без обиняков) формой язычества с православной символикой и терминологией.
Малограмотность, псевдоверие, суеверие, а зачастую бытовая некультурность и грубость в отношениях между собой с годами незаметно намыли ту мель, которая и мешает нынче движению церковного корабля. Устранить эту преграду можно быстрыми, продуманными, энергичными мерами, требующими, в сущности, незначительных затрат, точных управленческих архипастырских и пастырских решений, скоординированности и соборности действий.
* * *
Для восприятия спасительной сущности Православия требуются усилия души, и порой немалые, потому что оно зовет к настоящему преображению личности. Однако многим нынешним прихожанам гораздо легче исполнять внешние обряды, соблюдать ритуальные формы, чем стараться жить серьезной, полноценной духовной жизнью. Поэтому-то фактически многие идут рядом с Церковью, так и не узнав подлинных сокровищ, возле которых их душа обреталась. Оттого и бытует до сих пор в обществе мнение, что православная вера примитивна, что она устарела и является уделом старушек и недалеких, задавленных жизнью малограмотных людей. К сожалению, мы видим, что проповедь Православия и в наше время зачастую сориентирована в основном на бабушек и тетушек - как основных прихожан.
Такая скудность, обедненность, невзыскательность в представлениях о православном вероучении вызывает приток людей соответствующего склада мышления и образа жизни, оттого сегодняшняя церковная среда в глазах людей порой свидетельствует о Православии далеко «непрезентабельно». Сейчас, увы, нечасто можно встретить отблеск правильного, именно православного миропонимания, знания и веры. По этой причине в сферу церковного влияния часто остерегаются входить многие мыслящие, ищущие, интересные, крепкие умом и социальным положением люди, особенно мужчины и юноши. А ведь если бы они открыли для себя подлинные богатства Православия, то ни за что не отошли бы от Церкви!
Тревожит то, что такие «стандарты» многими уже привычно, по инерции мысли и притупленного религиозного чувства принимаются за норму христианства, и такой «простецкий» стиль, увы, распространен повсеместно.
* * *
Отсутствие просвещения оставляет большой простор для разного рода суеверий. Невежество и элементарная религиозная безграмотность приводит к тому, что множество (а, может быть, большинство) людей теперешней церковной среды, возможно, веруют не православно! Если хорошенько порасспрашивать наших прихожан об их вере, то услышим великое множество несуразиц, нелепостей и попросту ересей. И когда люди, переступив порог храма, встречаются с таким «христианством», то, пожалуй, можно понять, почему затем остаются немногие.
Опыт Церкви свидетельствует, что неверно воспринятое христианство неизбежно приводит людей на ложный путь, когда духовные усилия становятся напрасными, о чем предупреждал еще Апостол: «...чтоб благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор. 6,1). По-существу, Православие призвано как учить, так и благодатно вести человека по пути этого великого преображения его души. Увы, нынешнее состояние церковной среды характеризуется тем, что большинство людей увлекается поверхностными, обрядовыми моментами, стремится к красивости, обытовленности, оставляя за рамками своих духовных усилий главное - неуклонное и благодатное стремление уподоблять свою душу Христу, духовными усилиями вытеснять из своего сердца зло, в то же время наполняя его христианской любовью.
А ведь по нашей церковной среде в первую очередь судят о православных, Церкви и самом Православии - таково уж свойство человеческой психологии. Сегодня такое невольное «миссионерство» часто и приводит к тому, что люди к нам не идут. И это не столько их вина, сколько беда, поскольку они не получают регулярной духовной и педагогической религиозной подпитки, их религиозные знания остаются в самом зачаточном, зачастую искаженном виде, первоначальные духовные импульсы, подтолкнувшие человека к храму, быстро затухают. Оттого сами не могут (не научены, не сориентированы) ее обеспечить по причине своей малограмотности и неумения соотнести базовые азбучные понятия, ориентироваться в море литературы, поскольку с самого начала не выстроен внутренний «каркас», который обеспечивается в каждом деле его азами, первоначальной правильной грамотой. К сожалению, именно в этом состоит одна из главных причин, препятствующих Церкви в должной мере быть понятной обществу. Вот как глубоки и значительны последствия религиозной невежественности!
Эти невеселые рассуждения, как и нехитрый подсчет, по меньшей мере, дает подсказку в вопросе о том, возможно ли при данных условиях Русской Православной Церкви существенно влиять на общество.
* * *
Возрождающейся Православной Церкви в настоящий момент приходится решать множество непростых задач, и в этой связи очень важным представляется вычленение из этого ряда «главного звена» и приложение к нему должных усилий, что позволит успешно разрешить всю цепь проблем. Правильное и точное определение того, что является главным в данный момент, всегда является залогом успеха в каждом деле.
Какова же самая главная и насущная задача Церкви в нынешний период? Строительство храмов и восстановление монастырей? Борьба с сектантством? Возврат государством церковного имущества? Борьба с ИНН? Эти задачи, безусловно, важны, однако сейчас нет более насущной и значимой задачи, чем повсеместное и всеобъемлющее, разумное и эффективное религиозное просвещение - как в обществе, так и особенно в церковной среде. Без решения этой фундаментальной задачи не может быть успешно решена ни одна из вышеперечисленных и никакая иная задача Церкви.
Широкая, грамотная проповедь Православия, обучение (именно обучение, а не простая декларация тезисов) людей подлинному православному вероучению на данный момент представляет собой наиактуальнейшую задачу Церкви, каждого монастыря, прихода, каждого пастыря.
Если посмотреть глубже, то от решения этой задачи напрямую зависит восстановление нашей страны, сохранение ее целостности, поскольку Церковь сейчас - единственный общественный институт, реально имеющий возможности для объединения людей, преобразования аморфного, бездеятельного, зачумленного и обезличенного бесстыдным телевидением и лживой прессой населения России. Такая функция Церкви присуща, хотя и не является для нее единственной и основной.
* * *
Судя по тому, что вопрос религиозного просвещения находится сегодня на задворках церковной жизни, можно предположить, что с вышеприведенным утверждением смогут согласиться, к сожалению, далеко не все. Попробуем разобраться, отчего же этот вопрос столь актуален? Сначала хорошо бы определиться с терминами. Такие понятия, как просвещение, миссионерство, катехизация, религиозное образование и т.п. представляют собой синонимичный ряд. Можно говорить о различном и общем в их содержании, однако, суть, по-видимому, состоит в научении людей основам православного вероучения, базовым навыкам духовной жизни. Думается, что для приведения рассуждений на эту тему в одно русло, можно придать этим и подобным им определениям общий «знаменатель», обозначив его как религиозный «ликбез» (сокр. «ликвидация безграмотности» - для тех, кому по молодости лет это слово неизвестно), что, вероятно, в наибольшей степени отражает существо задачи на сегодняшний день, хотя и не очень потешит слух благозвучностью.
Следует сфокусировать внимание на следующей мысли: характер проблемы религиозного образования сегодня не локально-церковный, не производный или некий частный и сопутствующий другим направлениям, но в настоящий момент нашей истории эта задача приобрела ключевое значение в сохранении и развитии не только Церкви, но и государства и общества в целом. Притом, решать ее нужно в общецерковном и общенациональном масштабе, к тому же, безотлагательно.
В кратком, «формульном» виде логика здесь такова. 1. Страна - это, прежде всего, люди, населяющие ее, и все, что она производит, потребляет, все, что в ней и с ней происходит - во всех сферах жизнедеятельности - определяется стремлениями, действиями, поступками ее граждан. 2. И потому состояние державы - экономическое, социальное, морально-психологическое, культурное, политическое, коррупционное, криминальное и т.д. является результатом суммарных усилий населения. 3. Основной и, по существу, единственный потенциал всякой страны - созидательная инициатива ее граждан, а ее наличие зависит от состояния того, что называется народным духом. 4. Крепость страны, ее устойчивость к внешним и внутренним вызовам определяется прежде всего состоянием духа ее граждан. Современное же российское общество находится, по сути, в катастрофическом состоянии, несмотря на периодически демонстрируемый СМИ благополучный «фасад». Беспрецедентные показатели преступности, детской беспризорности, наркомании, пьянства, развала семьи, уровня смертности, безкультурности, морального разложения молодежи, психического состояния населения, ужасающих размеров коррупция и т.д. - красноречивейшее тому свидетельство. 5. Страна сегодня перешла в такое состояние, когда одними экономическими мерами вывести ее из этого морально-экономического «пике» уже невозможно. 6. Главным условием и единственным выходом из сложившегося положения является восстановление психологических, моральных, интеллектуальных, культурных, физических и духовных кондиций народа, восстановление в нем конструктивного, созидательного мышления. 7. В нынешних условиях достичь этого можно только одним: возродив в общественном сознании подлинное, ясное, твердое, позитивное христианское православное мировоззрение, в особенности у русских - собственно, то, что и делает их по существу, а не лишь по названию таковыми. Подчеркнем: речь идет не о тех искаженных, карикатурных формах «православности», к великой нашей беде во множестве расплодившихся на почве массового невежества, но о глубоком, захватывающем мире подлинного Православия. Только при условии, если удастся «вживить» в конструкцию сложившегося на сегодняшний день современного исковерканного, извращенного народного мышления настоящую систему координат религиозных православных ценностей и жизненных стимулов можно приостановить деструктивные процессы, стремительно разлагающие общество и государство в целом. Почему? 8. Потому что правильные религиозные установки формируют у людей ясную, реальную цель жизни, понятную всем членам общества внутреннюю иерархию ценностей и мотиваций, психологическую устойчивость. А это тот «низовой» фундамент, который сегодня выбит из-под общественного сознания, те опоры, на которых только и может держаться и развиваться народ и держава. Для своего спасения общество должно осознать, что не кичливая и крикливая, но подлинная, основательная, спасительная «русскость» русских рождена и покоится на Православии и ни на чем ином. Без решения этой фундаментальной задачи никакие иные - экономические, модернизационные и проч. не имеют реальной перспективы, равно как и развитие страны в целом. Ибо если деградирует народ и общество, то некому и не для кого осуществлять экономические проекты, тогда все государственные успехи теряют смысл. 9. Если говорить коротко, то никакая модернизация экономики России без подлинной православной христианизации ее общества невозможна. И нужно понимать, что эта задача успешно может решаться не местечково, не локально, не «как придется», но лишь системно, профессионально, в масштабе всей страны.
* * *
10. И вот здесь на первый план выступает ключевое по своему нынешнему значению звено - правильное, разумное, целостное, рассчитанное на массовое современное восприятие изложение основ православного вероучения. Речь идет, прежде всего, о ясном и глубоком понимании основных, фундаментальных истин Православия, и на этом основании - о правильном, плодотворном построении христианином своей веры, мировоззрения, духовной, внутренней жизни, приводящим к благодатным, сущностным изменениям его личности, открывающим сердце для проникновения Божией благодати. Ведь в этом и заключается цель и смысл существования Церкви как Божественного установления.
11. Задача, решаемая религиозным «ликбезом», представляет собой почву, систему жизненных мотиваций, на основе которой только и может выстраиваться правильное христианское миропонимание. А именно оно определяет стремления и поступки людей, создает морально-интеллектуальную атмосферу, формирует характер общества и личности. 12. Религиозно образованное общество никогда не позволит себе болеть вышеуказанными разлагающими, уродующими его организм болезнями, у него всегда найдутся силы выработать духовно-нравственный иммунитет противостоять смертельным чужеродным «вирусам». 13. Так что вопрос религиозного просвещения сегодня на самом деле представляет собой задачу общенационального, общегосударственного значения. И, по-хорошему, ввиду ее фундаментальности озаботиться ее решением следовало бы не только Церкви, но президенту и правительству.
Таким образом, только разумное православное просвещение населения может создать реальные условия для остановки катастрофических разрушительных процессов и подлинного возрождения России. Сегодня это уже не декларация, а управленческая задача тактического уровня и, надо сказать, вполне выполнимая в довольно непродолжительный срок (а вовсе не неподъемная, как считают многие), о чем и пойдет речь в представляемых ниже размышлениях.
Вот таковы тезисные размышлений на эту тему, более основательная аргументация с изложением практических управленческих решений приводится в книге «Россию возродит Литургия», текст размещен на сайте «12 уроков Православия» (12urokovpravoslavia.ru).
* * *
Религиозный «ликбез» - это, по существу, внедрение в общественное сознание определенного набора основных сведений о православном вероучении, формирование некоторых навыков, дающих населению ясное представление о целях Православия и Церкви, их значении в жизни человека. Не следует слишком романтизировать миссионерское дело, но отнестись сегодня к нему как очень нужному стране и народу практическому делу просвещения. Оно формирует элементарную грамотность в этом вопросе, подобно грамотности правовой, политической, «водительской», педагогической и иной другой. Разумеется, с учетом специфики и особенностей православной традиции. Следует не забывать и об основном педагогическом «законе» - для обретения навыка необходимо соблюдение двух факторов: достаточное количество времени, а также регулярность, иными словами - систематичность. Для того чтобы педагогический «детоводительный») процесс «ликбеза», был успешным и результаты усилий плодотворными, а не теми, как слишком уж часто бывает - от «бабьих басен» (1Тим. 4,7), необходимо его методически грамотно выстроить. Видеть главным не количество прочитанных лекций или проведенных мероприятий, но сколько людей разумно, по евангельски поставили Христа в центре своей жизни.
К слову, очень похожа на религиозную грамотность «медицинская». Ведь всякому человеку жизненно важно знать некий набор медицинских знаний и умений, чтобы в часто случающихся ситуациях можно было помочь как себе, так и окружающим, и нередко такая элементарная грамотность спасала чьи-то жизни и здоровье. В то же время, религиозная безграмотность подобна тому, когда невежественный пациент приходит в аптеку и выбирает сам себе лекарство («от живота или головы»), судя по яркости упаковки или настырности рекламы, так порой трудно несведущему человеку в церковных книжных магазинах определиться с выбором. А ведь он тоже приходит за «лекарством», хотя и духовным. К сожалению, часто мы видим, что в своих родных православных храмах русские «православные» люди ведут себя как дикари и невежды, не понимая драгоценности того дара, который достался им от их великих предков.
Основы религиозной грамотности это та почва, о которой говорится в евангельской притче о сеятеле (Мф.13,23), из которой произрастает «плод во сто крат». И поэтому она, безусловно, нуждается в рачительной подготовке, особенно в наше «придорожное», «закаменелое», чудовищно заглушенное «терниями», время.
* * *
Почему наши люди в подавляющем большинстве не связывают свою жизнь с Церковью, с христианством? Помимо иных причин, одной из главных является та, что им должным образом не объяснили, не донесли до их сознания важность и глобальную ценность для них Церкви и Христа. Подчеркнем, именно - не донесли, не убедили, а не просто продекларировали, «проинформировали». Человеку не свойственно отказываться от доброго и хорошего, наоборот, стремление к счастью - это его основной, глубинный «инстинкт». К примеру, если пациент, обратившись к врачу, получает от него рецепты, микстуры, курс лечения, то все это он станет принимать и исполнять, если доктор убедит его в том, что все это необходимо для выздоровления.
Православие, Церковь сегодня не понимаются людьми в первую очередь именно из-за религиозной «темности» народа. Есть, конечно, множество иных препятствующих факторов, но это первичный, наиболее существенный. Нужно, просто необходимо сейчас организовать кампанию, подобно которой проводила в начале прошлого века советская власть по массовой ликвидации безграмотности. Следует отдать им должное, это был очень эффективный ход их руководства, позволявший интенсивно внедрять в массы их идеи, чтобы они стали им понятными, чем привлекли на свою сторону миллионы. Почему? Потому что таким образом они добились того, что посредством наиболее сильного в то время инструмента влияния на общественное сознание - прессы - они смогли посредством обретения массами грамоты доносить до их сознания свои идеи. Характерно, что большевики быстро разглядели в таком явлении как нарождающееся кино мощную агитационную силу. К слову, знаменитая фраза Ленина полностью звучала так: "Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк".
* * *
Для того чтобы стать широко понятными обществу, нам необходимо сегодня создать понятный, профессионально составленный, единообразный начальный свод, очерк, «букварь» сопрягаемых и взаимно обуславливаемых вероучительных православных истин и понятий, подобно тому, как преподается «единообразие» таблицы умножения или правил правописания. И вообще, дело религиозного просвещения выполняет функцию начального образования в общеобразовательных школах, когда всем школьникам вначале их учебы даются навыки читать, писать, считать, когда мы все одинаково изучаем таблицу умножения. Заметим, что в школах эта методика настолько отработана, что какова бы ни была квалификация учителя (как правило, учительницы), все ученики эти навыки успешно осваивают.
Подобным же образом следует поступить в религиозном деле - дать людям базовый, азбучный образовательный инструмент, правильную религиозную азбучную грамоту. В общественном сознании нужно начертать неискаженный, прекрасный - каким он и есть в действительности - образ Православия, убедить в его неповторимой привлекательности для человека. Умно, тактично, современно, профессионально. Раскрыть людям веру - сильную, глубокую, созидательную, без «страшилок» и надругательства над собственной психикой. Затем, уже на этом фундаменте человек сможет в дальнейшем развивать свой уровень, решать свои духовные «теоремы», верно ориентируясь, когда все одинаково понимают, что, условно говоря, «трижды восемь равняется двадцати четырем, а не тридцати пяти или сорока семи».
* * *
Осуществляя религиозный «ликбез», мы таким образом можем создавать среду, атмосферу, единственно способную сейчас оздоровить наше общество. Да, мы должны влиять - и очень активно - на ход общественных процессов и в этом не следует бояться, что кто-то станет в этом усматривать экспансию «клерикизации». Просто наш долг донести до людей подлинную правду бытия, убедить их выстраивать свою жизнь не на конечный период длительностью в несколько десятилетий, но с пониманием главной реальности: существование каждого человека, однажды начавшись из небытия, уже больше никогда не прекращается, что правильно выстраиваемая жизнь - это существование с расчетом на вечность.
И если мы считаем себя находящимися на спасительном Церковном корабле, привязавшись к нему своими «лодьями», то наша человеческая и христианская обязанность рассказать, сообщить и другим, чтобы и они смогли воспользоваться его убежищем в житейских штормах. А то получится непорядочно, не по-евангельски - как будто, находясь в опасном плавании, одни пассажиры надели спасательные жилеты, в то же время другим, находящимся рядом с ними и не понимающим их назначения, они не потрудились пояснить, зачем жилеты нужны и не постарались убедить поступить также ради их спасения.
* * *
Гениальность Православия позволяет ему быть очень пластичным для восприятия каждым человеком вне зависимости от уровня его образования, подготовки и опыта: оно может быть в полноте воспринято и юношей, и старушкой, и профессором, и крестьянином. Посмотрите, какие разнообразные пласты восприятия (если, конечно, они принимаются в подлинном виде): пастырское духовное наставничество, Исповедь, неизмеримая духовная глубина и сила Причастия и самой Божественной Литургии, богослужение, молитва, богословие, философия, богатейший спектр накопленной тысячелетиями литературы, иконопись, архитектура, церковное пение и многие другие стороны церковной жизни, - если, повторим, они не искажены, позволяют благодатно пребывать в Православии всякому человеку, стремящемуся к Богу и спасению своей души. Они позволяют ясно осознавать высшую цель своего бытия, обрести твердые жизненные принципы, прочно выстраивая их на фундаменте христианства.
Однако Православие, как всякий высокоразвитый организм, - сложно, и потому Господь образовал Свою Церковь, чтобы в ней несовершенный человек мог научаться науке и путям своего спасения, плодотворно и с умом прилагая труд своей души. Нельзя быть православным, не зная подлинного Православия. По этому поводу виднейший церковный богослов и иерарх ХIХ века митрополит Московский Филарет писал: «Никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей учениками? Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир Апостолов? - Прежде всего учить все народы: шедше, научите вся языки... ( Мф. 28.19) Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы Апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет».
К слову, в дословном переводе слова Евангелия «идите и научите» звучат как «идите и сделайте учениками», - а эта задача гораздо существеннее. Ибо научить в таком понимании - не только огласить, продекларировать христианские истины, это означает сформировать у людей навык правильного, спасительного их восприятия и практического применения в жизни. Мало иметь инструмент, нужно еще уметь правильно и не во вред им пользоваться. Стать же учеником Христа (каждому в свою меру) - это благодатный, радостный, единственно имеющий цену жизненный путь христианина.
* * *
Можно задаться вопросом: «А почему бы эту задачу не решать силами самих священников, ведь учить - это их первейшая обязанность?» Увы, вопрос этот столь же справедлив, сколь и риторичен на практике. Могли бы - сделали бы. Реалии нынешние таковы, что только увещеваниями и указаниями значимых сдвигов в этом деле не достичь. Это не вина, а беда нашего современного священства, ибо в нынешней действительности их жизнь сориентирована и построена таким образом, что до регулярной, серьезной просветительской работы со своими прихожанами просто не доходят руки. Не секрет, что у многих из них в связи с ремонтно-строительно-восстановительными заботами нет попросту физической возможности для устроения полноценного и результативного учебного процесса среди своих прихожан. Существует и ряд других не менее сложных препятствий.
Так уж сложилось сегодня, что дело религиозного просвещения пущено у нас практически на самотек. Неизмеримо более значимыми кажутся стройки, ремонты, отчеты, поиски спонсоров и т.д. И не «столь уж» важным является то, что наши православные не приучены читать Евангелие, что в церковной жизни они очень плоско и упрощенно воспринимают святоотеческий духовный опыт, пользуясь двумя-тремя однобоко понятыми религиозными тезисами, в то же время считая себя «вполне успешными христианами».
* * *
Бросим короткий, но пристальный взгляд в прошлое, высказав одно суждение о роли системы религиозного образования. Для того чтобы развенчать главную жизненную мотивацию многих миллионов русских людей, - стремление к Небесному Царству, - переубедить в своем мировоззрении, «перевербовать» на свою сторону, заставив поменять ее на безбожие и идеалы построения на земле утопического общества, для этого нужно было проводить массовую, многолетнюю обработку общественного сознания по дискредитации Православия и Церкви. Как бы ни было горько, но нужно констатировать историческую реальность: этим «успешно» и занимались преподаватели Закона Божьего. Иначе чем объяснить, что к началу революции 1917 года миллионы и миллионы граждан российской православной Империи были готовы принять идеологию большевизма, уже нимало не связывая себя с христианскими жизненными установлениями? Чьими, как не русскими же православными руками разорялись церкви и монастыри, убивались священники и монахи, ссылались сотни тысяч церковных людей практически сразу же после свержения царской власти? И чьим молчанием, равнодушием, а то и потаканием все это делалось? Откуда они в таком массовом количестве появились в православной России тут же отойдя от христианских идеалов и стали враждебными Церкви? Эти миллионы людей не были откуда-то завезены, их столь антицерковно, антирелигиозно, антиправославно «воспитали» те, кто работал в дореволюционной системе религиозного «просвещения», те, кто ее создавал и руководил. Конечно же, не без разрушительного влияния сил, имеющих прямую цель разрушения России и русского народа. Но ведь эта же системная ошибка и повторяется сегодня, когда религиозное просвещение осуществляется в точности по дискредитировавшей себя модели 19 века.
Сегодня же в силу инерции мысли во многом сохраняется твердый стереотип - катехизацию проводить, главным образом, по методике дореволюционой, т.е. распространение знаний о Православии через преподавателей, катехизаторов, учителей, которых в свою очередь каким-то образом нужно готовить. Надо понять, что в нынешних условиях с несопоставимой «плотностью» информационного пространства это очень длинная цепочка с громадным коэффициентом «затухания» и потому ожидать в обозримом будущем добрых результатов вряд ли стоит. Это дело сегодня следует осуществлять намного быстрее и во много крат результативнее, к тому же информационные возможности теперь таковы, что и требуемые затраты могут быть совсем незначительными. Однако следует походить к этой важнейшей проблеме профессионально и системно.
Создать эффективную систему религиозного просвещения сегодня объективно необходимо. Для этого данную работу нужно централизовать, чтобы максимально сконцентрировать имеющиеся возможности и оперативно влиять на общественные процессы. Разумеется, потребуется привлечь и нужные ресурсы и то, что в экономике называется менеджмент, а это ни что иное, как правильная постановка целей, разумная организация процесса и результативное использование ресурсов для достижения поставленных задач. Дело просвещения в общественном масштабе сегодня должно обрести форму профессионального управленческого процесса. При том, специфического, когда необходимо умело сочетать одновременно современные методы и технологии с очень бережным подходом к предмету и традициям. А потому требование к квалификации и подготовленности организаторов такой системы, которая должна функционировать в масштабе церковного пространства и всего общества, особенно высоки.
* * *
Сегодня мы наблюдаем одну парадоксальную ситуацию, иллюстрацией которой часто служит такая картинка: идет приходской священник, а за ним - группка женщин и старушек. Подобное положение сложилось нынче и в церковном образовании, когда грамотные, обученные в семинариях, а то и в академиях священники руководят приходом, который состоит, в основном, из не очень образованных и религиозно слабопросвещенных людей, когда температура духовной жизни показывает «теплохладно» - самый опасный и разрушительный духовный градус. А ведь они изучали десятки религиозных дисциплин, за годы учебы ими был накоплен богатейший пласт христианских знаний! Да простят нам пастыри, но почему таким трудом полученная в духовной школе живительная влага богословского, догматического, философского, нравственного, исторического, культурного, педагогического, пастырского, евангельского богатства Православия не животворит в должной мере духовную ниву, не взращивает колос добрый, полный? Ведь завет Христа: «Итак, идите и сделайте учениками» - остается тем же. Может, в современных условиях это уже не актуально? Напротив, именно широкое распространение религиозного просвещения в конечном итоге сможет решить большинство самых важных задач Церкви и общества. Разумеется, это далеко не единственное, что сейчас необходимо предпринимать Церкви для того, чтобы российское общество обрело (а точнее, возродило в себе) исконно свойственные и единственно спасительные для него сегодня православные черты. Но без этого важнейшего звена такую задачу выполнить нельзя принципиально.
* * *
Православное духовное просвещение должно в своей сердцевине способствовать восстановлению и возрождению подлинной литургичности церковной жизни, литургичности жизни каждого христианина - члена Церкви. И это крайне важно, поскольку в этом - главный нерв Православия. Только полноценный поток литургических импульсов способен вернуть Православной Церкви плодоносную, глубинную духовную жизнь, которая благотворно и мощно повлияла бы на все церковные процессы, а также на общество в целом. Только таким образом можно сделать, чтобы люди стали верить Церкви и чтить ее.
Божественная Литургия - это сердце Церкви, и в такт ему должна пульсировать духовная жизнь всех ее членов. Людей сейчас необходимо повсеместно «учить Литургии», «учить Причастию», «учить Исповеди», ибо без этой духовной науки, как известно, спасение недостижимо, о чем свидетельствует нам святоотеческий опыт. На одних экзальтированных впечатлениях от паломничеств к чудесам в Царство Божие не входят, для этого нужна подлинная «метанойя» - покаяние, т.е. истинное, спасительное изменение ума, мышления, мировоззрения, нужна христианизация жизни.
К великому сожалению, приходится констатировать, что нынче великие православные Таинства, Евхаристии, Исповеди, Крещения, то есть те, к которым люди прибегают в церковной жизни регулярно и имеют прямое отношение к делу религиозного просвещения - зачастую священнослужителями «исполняются», мягко говоря, не должным образом, что наносит трудно восстанавливаемый урон духовному образу Православия, общему делу Церкви. Но это тревожная тема для отдельного разговора.
* * *
Религиозная образованность, знание основ православного вероучения должна стать почвой для формирования духовно здоровой церковной среды, воспитанной на такте, культуре, чуткости, человеческой порядочности, взаимопомощи, духовной и социальной крепости и стойкости христиан. Такая религиозная среда, взращенная на подлинных евангельских принципах, безусловно, станет привлекательной для множества людей, которые с сочувствием и уже давно ожидают этого от православных и с надеждой смотрят на нашу Церковь.
Нужно особенно постараться вернуть в храмы мужчин, ведь христианство все же имеет, прежде всего, мужское лицо, и еще совсем недавно это понимали люди, населяющие православное Российское государство. В нем именно мужчины были главным социальным оплотом Церкви. Церковь чтили, духовную жизнь понимали, оттого и Империя была выстроена столь основательно, что люди знали и учитывали духовные законы своего бытия. У них были прочные жизненные принципы, хорошие полноценные семьи, крепкая, осмысленная жизнь, мощное государство. И, надо сказать, что одной из основных причин, приведшей к революционной катастрофе, стала дискредитация и выхолащивание религиозных основ и этих принципов в обществе. Поэтому духовное просвещение должно распространяться сейчас не только на церковную среду; нужно сделать так, чтобы все люди имели возможность полноценно и без всякого нажима быть осведомленными о Православии, когда каждый сможет сделать свой свободный религиозный выбор. Тогда общество станет понимать Православие и Церковь, прислушиваться к ее пастырскому голосу. Широкое, тактичное, продуманное открытие ему великой сущности, красоты и богатства Православия сможет стать катализатором процессов, которые, с Божьей помощью, идейно и духовно объединят миллионы разрозненных, разбросанных людей, излечат, возродят лучшие качества и способности нашего народа.
* * *
Поставленное надлежащим образом дело религиозного просвещения попутно решит одну из самых наболевших и злободневных проблем - распространение влияния различных сект и т.н. «церквей», мутным потоком принесенных к нам с Запада. Опыт показывает, насколько «неудобно» решать эту задачу юридическими инструментами той демократии, которую мы сейчас имеем. На этом поле они нас часто «переигрывают», потому что у людей просто нет возможности полноценного религиозного сравнения их с Православием. Их настырная, нечистоплотная, откровенно враждебная Православию и государству деятельность бесстыдно паразитирует, во-первых, на интуитивном, каком-то уже национально-генетическом, культурном сочувствии христианской вере и, во-вторых, на вопиющей религиозной безграмотности, духовной невежественности наших людей.
Общение с сектантами с очевидностью свидетельствует о том, что подавляющее большинство тех, кто ходит на их развеселые, построенные по принципу «шоу» собрания, в начале своих духовных исканий приходили в православные храмы, которые по идее должны были стать для них своими. Но преградой оказалось одно: «Непонятно!» - их религиозно нетронутому сознанию попросту не за что было зацепиться. Первое, что встретило их восприятие - это богослужение («Непонятное!», да и далеко не всегда, признаемся, благоговейно и стройно исполняемое). Если они обращались к православной литературе, то очень часто книги, купленные в церковных лавках, тоже не давали последовательного разъяснения, что же представляет собою эта вера предков. Не находя возможности услышать грамотные, исчерпывающие разъяснения, к тому же наслушавшись «догматики» храмовых уборщиц и «равноапостольных» старушек, к которым, как правило, в первую очередь почему-то обращаются вновь приходящие (а многие, к тому же, будучи «впечатленными» изображениями, во множестве развешанными по стенам, называемыми иконами, но в действительности представляющими собой их искажение и пародию), захлопывали для себя дверь в самое Православие, не прикоснувшись к нему ни умом, ни сердцем.
Учитывая то, что внутри сектантских общин работа жестко поставлена так, что человеку и запрещают, и не дают возможности читать что-либо кроме книжек и пособий, разработанных их заграничным центром, становится очевидным, что искать сведения о Православии в библиотеках никто из этих людей, попавших под влияние таких «братьев», «лидеров», «пасторов», не будет.
Именно отсутствие начальных источников, понятно и доходчиво объясняющих сущность Православия, ловко используют заграничные «миссионеры». В то же время они легко закупают залы, телевизионное время и распространяют свою «лабуду» на миллионную аудиторию, выдавая ее за христианство. И народ, увы, поддается, начинает питаться этими религиозными «консервами», считая их настоящей духовной пищей. (Чего стоит наблюдаемое как-то в Киеве: утром по телевидению дает «представление» очередной американский проповедник, днем - в заполненном Дворце Спорта его «коллега» из Австралии, а вечером - африканский чернокожий (!) «пастор» учит христианству православную Украину. И все это происходит на земле древнейших православных соборов, у стен Лавры, в пещерах которой покоятся нетленные мощи 118 святых!).
Внятно, доходчиво, массово преподанное православное вероучение будет самым эффективным средством в решении проблем с сектами. Ведь в них приходят, заблудившись, наши люди - знакомые, близкие, среди которых немало мыслящих, искренне ищущих людей. Познакомившись с подлинным Православием даже текстуально (а здесь-то и нужно использовать навык привязки к текстам, прививаемый им в сектах), они, несомненно, отойдут (уже многократно проверено опытом) от сектантских и иных суррогатов. Взамен раздаваемых сектантами глянцевых брошюрок нужно распространять среди них хорошо изданное изложение основ Православия. Уж чего-чего, а сравнения с глубинной духовной мощью Православия никакие привезенные к нам «импортные» религиозные доктрины не выдерживают. Сравнить - это как раз то, чего как огня боятся все без исключения иноземные «миссионеры». Пожалуй, одной такой мерой можно будет, в основном, решить эту проблему в корне.
* * *
В нынешний момент главнейшей государственной задачей должно стать восстановление единения душ людей, населяющих Россию, воспитание и поддержание в народе здравого смысла, прочного и ясного мировоззрения. В действительности мы наблюдаем под маской решения экономических задач стимулирование разрушительных нравственных и духовных процессов в обществе с помощью СМИ, насаждения ими разврата, некультурности, хамства, пошлости, пьянства и наркомании, откровенно криминальных наклонностей, лености и безответственности. Сейчас как никогда актуально формирование у людей конструктивности, продуктивности мышления и созидательных стремлений. Попытки бороться с серьезнейшими социальными проблемами только экономическими методами - близорукость непростительная и непрофессионально даже с точки зрения науки управления. Руководителям страны, похоже, невдомек, что сейчас для решения этих задач главным образом необходимо активнейшим образом формировать в умах и сердцах лучших черт, свойственных нашему народу: достоинства, благородства, великодушия, терпимости, сочувствия, трудолюбия, интеллигентности, взаимопомощи, здорового патриотизма и т.д. Осознавать в полноте эту задачу, а также пути ее решения могут религиозно образованные или хотя бы в достаточной мере осведомленные государственные деятели. Не столько усилия правительства играют решающую роль в развитии страны, сколько конструктивные усилия миллионов людей и, главным образом, мужчин этой державы. Американский философ Р.Эмерсон в свое время дал очень емкое определение: «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства, не величина городов, а облик человека, воспитываемого страной».
Национальная идея? Вот какой естественно присущий для России фундамент, на котором ее нужно основывать: крепкая семья без разводов и абортов, отсутствие нищих, брошенных инвалидов и стариков, сирот, беспризорников, нерастленная, воспитанная молодежь, любящая свою Родину и людей, живущих в ней, основательное конструктивное образование, культурность. Все остальные цели: экономические, государственные, политические, военные - выстраивать и решать в этом векторе. Но для этого, прежде всего, должно быть сформировано положительное, конструктивное мировоззрение людей.
* * *
Как же в нынешних очень сложных условиях осуществлять религиозное просвещение? У Церкви накоплен немалый опыт в этой области, однако нужно сказать, что, во-первых, это, в основном, опыт прошлых времен; во-вторых, разрушенную за годы безбожия сложную систему религиозного просвещения восстановить пока не удается: слишком сложная и тонкая это материя, трудно поддающаяся восстановлению, особенно учитывая разрушительные тенденции нынешнего времени. Действительно, с одной стороны, дело это очень непростое, а с другой, как это ни странно, тому, чтобы сегодня эффективно осуществлять религиозное просвещение народа, практически нет никаких серьезных препятствий. Мало того, имеются вполне достаточные предпосылки и условия. У нас есть широко распространенная управляемая система: епархии, благочиния, приходы, (которым эта задача близка, да и попросту свойственна), есть внушительный корпус священников, немалое число квалифицированных, образованных и деятельных прихожан. Нужно только по этой системе распространять правильные управленческие импульсы, т.е. надлежащим образом ею распорядиться.
Чтобы оживить эту деятельность, прежде всего необходимо осознать первостепенность указанной проблемы на всех уровнях, создать достаточный волевой и административный ресурс, обрести внутреннюю готовность и решимость в выполнении столь непростой и квалифицированной работы. Нужно ясно понимать, что она потребует привлечения людских сил и финансовых (и не столь уж значительных) затрат, однако результаты, вне всякого сомнения, стоят того!
* * *
Религиозное просвещение как всякая крупная задача должна решаться в двух уровнях: стратегическом и тактическом - нужно только правильно их соотнести. Многим видится решение проблемы религиозного образования во внедрении в школьные, институтские программы предмета «Основы православной культуры». В общем плане, разумеется, это было бы неплохо. Но, несмотря на очевидность и необходимость такого пути, нужно также представлять себе очень серьезные сложности, возникающие на нем.
Во-первых, путь этот определенно долог и тернист, поскольку на нем постоянно будет встречаться непонимание и сопротивление властей на разных уровнях, этому также будут препятствовать нюансы государственного законодательства. Уже имеющийся опыт свидетельствует о больших сложностях в преодолении таких преград. Во-вторых, допустим, если даже удастся в каком-то регионе уладить все властно-законные трения, тогда возникает проблема с преподаванием этого серьезного и очень непростого предмета. Вопрос подготовки хороших кадров - ключевой во всяком деле - вызовет необходимость обучения многих тысяч квалифицированных специалистов, (к тому же, разумеется, это должны быть люди верующие). Тогда вопрос следующий: «Где и кто будет их воспитывать и готовить?» Сейчас, по-хорошему, у нас преподавателей для семинарий не хватает, не то что для светских школ. Следовательно, уже в самом фундаменте этой идеи заложена пустота, которую очень долго нечем будет заполнить. Это неизбежно приведет к тому, что плохим, неквалифицированным изложением православного вероучения (уж очень вероятно, что предусмотренные программой педагогические часы будут «отрабатываться» учителями истории, географии, биологии и т.д.) образ Православия будет представляться в карикатурных формах. Таким образом очень легко в глазах общества дискредитировать саму идею религиозного просвещения, а также самое Православие в целом, поэтому эффект вполне может оказаться обратным задуманному.
Может быть, использовать педагогический ресурс священства для преподавания в школах? Но тут тоже практической перспективы не просматривается: если у нас не достает возможностей обеспечить мало-мальски серьезную и продуктивную учебу на приходах, то что уж тут говорить о значимом влиянии духовенства в современной светской школе?! Конечно, мы не говорим об отдельных удачных случаях, они-то как раз вполне возможны. Речь идет о вещах принципиальных. Разумеется, «проталкивать» фундаментальные вопросы просвещения на государственном уровне нужно, однако несложно предвидеть, что ожидать от этих мер скорой отдачи и заметных результатов пока не приходится.
* * *
Гораздо более плодотворным представляется приложение усилий в другом, более оперативном и плодотворном направлении. Думается, задачу религиозного просвещения можно решать гораздо легче, быстрее и эффективнее, не фокусируясь на школьной среде. Нужно сделать так, чтобы возможность познакомиться с подлинным Православием, изучать его, вникать в спасительную духовную жизнь стала доступной для масс. Сегодня эту задачу можно осуществить, прежде всего, с помощью книг, СМИ и Интернета, который охватывает внушительную аудиторию и особенно популярен у молодежи.
Несмотря на обилие религиозной литературы, нам остро не хватает ряда книг, которые рассказывали бы о Православии простым, доступным, современным языком, где методически последовательно были бы изложены его основные вероучительные истины, начиная с самых азов. Нужно, чтобы они стали понятными современникам, где была бы раскрыта онтологическая, сущностная связь Православия с личностью человека. Сегодня же воздействие православной литературы на людей напоминает положение, подобное плохому сцеплению в автомобиле. Дело в том, что при всем обилии выходящих сегодня православных книг отсутствует тот начальный книжный слой, который бы вводил обычного светского человека в восхитительный, безбрежный мир Православия с самой начальной, нулевой ступени. И это парадокс. В настоящее время появилось много превосходных авторов, написано множество замечательных книг, но таких, чтобы доступно, интересно, с самых начал говорили бы о Православии, захватывающе раскрывали и показывали бы его духовное, интеллектуальное и эстетическое богатство для современного читателя, увы, практически нет.
Следует уточнить: безусловно, духовная сокровищница Церкви располагает множеством глубоких и содержательных апологетических работ, проповедей, статей, написанными Отцами Церкви, а также сегодняшними талантливыми авторами. Однако они, как правило, не рассчитаны на аудиторию с практически «нулевым» (а то и «отрицательным») религиозным багажом. Поэтому сведения рассредоточены и человеку несведущему, весьма непросто их собрать и самому последовательно выстроить для усвоения. Речь идет об отсутствии систематически составленных источников с живым, ясным и доступным изложением начал православного вероучения. Именно по причине начальной непонятности большинство людей чураются Православия, видя в нем (в лучшем случае) странноватое хранилище древних народных традиций. Поэтому маховик церковной жизни вращается, но с современным обществом имеет слабое, совершенно недостаточное «сцепление», вследствие чего Православие остается неузнанным, непонятным в своей сути большинству людей.
* * *
Ясно и доходчиво говорить о сложном - задача всегда непростая. Нет никакого сомнения, что с нею замечательно справятся многие нынешние видные христианские писатели, но для этого нужно, чтобы они отчетливо увидели, что в системе православного обучения крайне недостает этого первоначального, «сцепляющего» звена, без которого система останется нефункциональной. По-видимому, дело здесь в том, что, постоянно находясь в церковно-интеллектуальной, либо в монашеской среде, многие авторы могли невольно ослабить свое ощущение реальной степени незнания христианства в обществе, следовательно, они где-то могут упускать из внимания самый исток духовных интересов и начал православной грамоты. Оттого часто их проповедническая лира звучит далеко не для всех, особенно к ней глухи те, кто к храму еще не пришел.
В настоящее время необходимо как можно быстрее подготовить и издать такую книгу (лучше - несколько, ориентируясь на разные уровни восприятия), которая бы доходчиво, ярко и убедительно раскрывала основные черты Православия, начиная с самой начальной ступени. Не столько пособие для школьников-четвероклашек, сколько убедительный источник начальных религиозных знаний для их родителей, взрослых, для молодежи. Поскольку людьми этих категорий и формируется социальная среда, а также соответствующий моральный и духовный климат в обществе, находясь в котором, дети автоматически будут впитывать соответствующие ценностные установки и ориентиры. В отсутствии его видится очень серьезное упущение нашей церковной науки.
Книга эта должна издаваться массовым тиражом, хорошо, если она будет небольшого, удобного формата. Непременное условие - дешевизна книги, этот проект не должен быть коммерческим, на что нужно пойти, не стесняясь, и соответственно его «проспонсировать». (Кстати, эти денежные вложения окажутся, в конечном итоге, безусловно, прибыльными, поскольку будут способствовать притоку в Церковь людей, осознанно стремящимися к Православию, в том числе, социально активных, что непременно скажется на экономических возможностях храмов).
* * *
Несколько уточним рассматриваемую проблему, задав читателю вопрос: какую книгу вы предложили бы сегодня, допустим, своему знакомому, заинтересовавшемуся православным вероучением? Что бы вы посоветовали ему прочитать в начале пути, чтобы потом была возможность обсудить с ним воспринятое? Евангелие воспринять «сходу» будет, конечно, трудно. Может, «Православие» епископа Варнавы? - Сложно, и книга эта предназначена вовсе не для первоначального знакомства. Может, «Диалоги» протоиерея Валентина Свенцицкого? И эта книга требует соответствующей подготовки. Известный учебник «Закон Божий» о. Серафима Слободского во многом устарел, он скучен современному читателю, отчасти формален и в полноте не отвечает запросам людей нашей эпохи, особенно молодежи, поскольку рассчитан на былую, давно ушедшую аудиторию. Ну, что еще? Возможно, книга «Точное изложение Православной веры» св. Иоанна Дамаскина? Так она написана еще в восьмом веке, и потому ее специфика, безусловно, усложняет усвоение материала. Если же предложить для первоначального чтения «Катехизис», то далеко не каждому хватит упорства в нем разобраться и составить по нему живое представление о вере и духовной жизни. Вот, пожалуй, и весь перечень (еще раз оговоримся, что речь идет именно о начальных, разъясняющих основные, концептуальные положения Православия источниках). Он весьма невелик и явно недостаточен.
Такое положение напоминает лестницу, по которой нужно пройти наверх, но у нее не хватает первых трех-четырех ступенек. Поэтому люди, подходящие к ней, вынуждены останавливаться и отступать, поскольку по непонятной причине подъем оказывается сильно затруднен и нужно как-то нестандартно преодолевать пространство, незаполненное ступеньками. Чаще всего так и происходит, когда люди, приходящие в храм, начинают знакомиться с Православием бессистемно, читая книги без разбора, что попадет под руку. А порой бывает по совету «духовно продвинутых» прихожан сразу приступают к чтению «Добротолюбия», а затем, недолго задержавшись, сразу к «творению» Иисусовой молитвы, не уяснив толком принципиальных понятий Православия, не познакомившись с элементарными основами духовной жизни. Не дают же в школе первокласснику сразу материал и учебники за пятый или восьмой класс! Очевидно, что сначала нужно изучить азбуку, научиться читать, писать, считать, то есть пройти начальное систематическое ознакомление с азами и основами грамоты. Так и в деле нынешнего православного просвещения - для его успешного осуществления в первую очередь нужно восстановить первые «ступеньки» лестницы религиозного познания, сделать движение по ней надежным и твердым с начальных шагов. В этой точке сфокусировано так много нынешних проблем Церкви и общества, что не обращать на нее должного и немедленного внимания уже нельзя.
* * *
У многих может возникнуть вопрос: а как же книги, к примеру, диакона Кураева? Разве они не таковы? Увы, при всей их популярности они, так сказать, недостаточно «начальны». Бесспорный талант этого яркого христианского писателя как раз позволил бы ему написать такую общедоступную фундаментальную книжку, и его миссионерские возможности как раз и нужно бы здесь применить. Тогда, кстати, и все остальные его работы стали бы гораздо лучше восприниматься его читателями, они были бы более применимыми на практике в их духовной жизни. А то порой бывает, что после прочтения очередной такой книжки светскому человеку хочется не столько идти в храм, сколько прочитать следующую.
Показательно в этом смысле недоумение, высказанное самим уважаемым диаконом А. Кураевым в одной из последних своих книжек «Церковь и молодежь»: «Я с некоторой горечью должен признаться, что наибольшую отдачу мои книги и лекции дают, увы, не в том направлении, на которое рассчитывал я. Мне бы хотелось быть действительно миссионером, приводить к Богу людей из «страны далече», а вот по откликам и беседам с сотнями людей, по письмам, которые я получаю, оказывается, что для многих людей мои лекции выполняют другую задачу.
Оказывается, что для многих мои лекции и книги являются скорее неким удерживающим фактором, т.е. они, скорее, не приводят в Церковь, а помогают остаться в ней...».
На вопрос: «То есть та аудитория, с которой Вы работаете, это большей частью уже церковные люди?», он ответил: «Ну это, скажем, к моей печали... Мне бы хотелось, чтобы в ней было больше людей не церковных... Но, к сожалению, в последние лет пять (выд. авт) я наблюдаю обратную тенденцию...».
Странно, ведь эта тенденция и вектор его миссионерского творчества были видны с самого начала. И такая апологетическая «недосмотренность» является симптоматичной не только для данного автора. Словом, этот вопрос нужно как можно скорее хорошо обсудить и создать такую книгу, которая была бы всенародно популярной, и попадала, что называется, «в десятку», - для этого уже имеются все условия.
* * *
Отдельно следует отметить проблему внутренней миссии, т.е. религиозного просвещения (необходимейшего!) внутри церковной среды. Для этой цели в церковной практике на приходах обычно предусмотрены катехизаторские занятия, либо воскресные школы. Положа руку на сердце, признаем, что даже там, где они есть, эффективность их очень невысока, и отсутствие заметных результатов с очевидностью об этом свидетельствует. Нельзя умалять примеры хорошей просветительской работы, но они, к сожалению, редки.
В некоторых местах организована целенаправленная подготовка преподавателей из мирян - это катехизаторские курсы и даже богословские миссионерские факультеты при духовных учебных заведениях. Благое дело, но результативность его пока невелика. Время показывает, что из уже довольно значительного числа выпускников регулярную преподавательскую работу ведут считанные единицы. Причин такого положения несколько.
Первая, как ни странно, заключается в том, что приходские священники порой не только не поддерживают такие начинания, но попросту не хотят (потому что зачастую физически не могут) взваливать на себя дополнительную «обузу»: мол, у нас бабушки на занятия ходить не станут, и так сойдет. Такой подход - свидетельство того, о чем речь шла выше: отсутствие понимания первостепенной значимости задачи религиозного просвещения. Она фактически находится на периферии внимания и деятельности приходского священства, а не в центре, где и надлежит ей быть. К сожалению, при таком состоянии дел даже если есть помещение, и преподавание не потребует денежных затрат, найдется масса предлогов, чтобы отказаться от богословских занятий. Такова сегодня неконструктивная реальность.
Вторая причина иногда отчасти порождает первую. Речь идет о качестве преподавания. Часто бывает, что вначале на занятия приходит изрядное количество прихожан, но довольно скоро их ряды редеют и, в конце концов, такие занятия либо вскоре прекращаются, либо еле-еле теплятся, превращаясь в бессистемные малопродуктивные разговоры. И дело здесь не в косности, лености или инертности людей - интерес к религии, тяга к восприятию Православия как раз очень велики. Проблема в мотивации - из-за плохого изложения им становится неинтересно, эти занятия не насыщают ум и сердце.
Третья причина заключается в недостаточной организованности образовательного процесса на епархиальном уровне. К примеру, в настоящее время мы наблюдаем положение, когда выпускники миссионерских курсов и факультетов, будучи предоставленными сами себе, просто растворяются в массе прихожан, не принося плода, который могли бы (и хотели бы!) приносить: для епархии они, как правило, забыты или неизвестны. Но ведь должно быть совсем не так. Пусть количество этих людей будет не столь большим, но к корпусу хорошо подготовленных, проверенных преподавателей нужно относиться как к епархиальной ценности, их нужно «холить и лелеять». Да, нужно всерьез оплачивать их труд (который, нужно сказать, для епархиальной казны вернется сторицей), а также материально поддерживать их во время учебы - хотя бы оплачивать проезд, а то и назначать определенную стипендию. Управление этим процессом осуществляли бы приходские священники и ответственный отдел епархии. Регулярный обмен опытом, информацией, литературой будет быстро повышать профессиональный уровень этой группы (как правило, энтузиастов), что непременно станет приносить ощутимые миссионерские результаты.
* * *
Сегодня в деле внутренней миссии тиражируется одна педагогическая ошибка, на которую следует обратить внимание.
Дело в том, что изложение православного вероучения на приходских занятиях (где они есть) ведется, как правило, по той же схеме, что и в семинариях или на миссионерских факультетах, т.е. попредметно. Обычный набор дисциплин: Новый Завет, Ветхий Завет, Катихизис, История Церкви, иногда церковно-славянский язык. Такая схема предполагает разных преподавателей и неизбежно ведет к фрагментарной подаче материала, обычно не согласованного между собой. Но если при учебе в семинарии или духовном училище для слушателя есть все же достаточно времени, чтоб осваивать разные предметы, а затем вкупе с другими дисциплинами более-менее связать их в единое целое и сформировать системное представление, то у людей, приходящих в храм, его нет, да и посещаемость стопроцентной никогда не будет. По этой причине при попредметном подходе у слушателей складывается отрывочное, лоскутное, неживое представление о Православии и духовной жизни, которые часто неприемлемым, несуразным образом ложится на жизнь повседневную.
Опыт свидетельствует, что на этом уровне преподавание гораздо эффективнее вести по единому, целостному курсу, к примеру, «Основы Православия», составленному таким образом, чтобы он включал в себя выверенные, логично согласованные между собой части различных предметов. Тогда методически грамотно выстроенные занятия будут давать слушателям пускай отчасти и ограниченный, однако полный, ясный и твердо усвоенный фундамент православного вероучения, его остов, на который в дальнейшем можно твердо опираться в своем духовном развитии, ориентироваться в потоке религиозной литературы, заполняя недостающие пробелы самостоятельным чтением, последовательно укладывая получаемые знания на уже подготовленную почву, выстраивая таким образом прочное здание своего христианского мировоззрения и духовной жизни.
* * *
В этой связи вопрос выверенной, специально созданной для этого, отработанной методики выступает на первый план - без нее рассчитывать на успех в деле религиозного просвещения не приходится. Общеизвестно, что методика - основа всякого успешного процесса обучения (церковный, монастырские уставы - это ведь тоже своего рода методики, которые составляют непреходящее богатство Церкви, накапливаемое веками). Не нужно думать, что это какая-то особо сложная работа, вовсе нет: достаточно поставить задачу перед несколькими (для выбора лучшего варианта) квалифицированными группами, и в ближайшее время такие методики (и очень толковые) будут созданы, тем более, что накопленных материалов, а также способных людей и имеющегося опыта достаточно. Хорошо отработанный, целостный курс «Основы Православия» нужно распространить повсеместно, что приведет в порядок образовательную работу на приходах, скоординирует и организует ее.
Было бы целесообразно, чтобы и в семинариях с ним знакомили студентов и учили пользоваться им в пастырской деятельности, потому что при всем обилии преподаваемых им предметов, науке именно учить, обучать людей Православию внимания уделяется явно недостаточно, и, может быть, поэтому те, с трудом и потом, полученные в духовной школе знания большей частью применения в приходской практике не находят.
Помнится, как, начав посещать храм, долго не мог сопоставить, уложить встретившиеся понятия и термины в какой-то каркас, устойчивую понятийную форму, многое казалось противоречивым, несопоставимым и нигде не находилось последовательного пояснения даже самых простых вещей.
Часто, к примеру, первое, что предлагают, приходящему в храм, даже настаивают - покаяться. Но здесь сразу возникает много неясностей: «А что значит покаяться?» - «Ну, это пойти к священнику и исповедать грехи». «А что есть грех? Если это плохой поступок, так я сожалею о них и даже где смог извинился» - « Это нарушение Заповедей Божиих». «А почему они Божии, если практически согласно всем им нас учили в школе и для культурного человека они не являются чем-то неведомым?» - «Грехом человек повреждает свою бессмертную душу и потому для него недостижимым становится Царство Небесное». «А зачем Богу нужно, чтобы ему каялись?» и т.д. Видим, что при таком «методическом» подходе для человека сразу(!) возникает целый ряд непроясненных фундаментальных для понятий: грех, Заповеди, душа, бессмертие, Бог, Небесное Царство, священник и т.д. И это вовсе не из-за дотошности или занудности. Для человека эти вопросы даже и, не будучи сформулированными, представляют собой частокол внутренних неосознаваемых препятствий, которые не позволяют ему сформировать понимание и убеждение, и как часто он отходит, так и не поверив, что все это ему необходимо - только потому, что «телегу» ему ставили впереди «лошади». Вот в этом-то главное значение и роль методики - правильной последовательности изложения как залога достижения цели, которая представляет собой восприятие человеком Православия. И значимость (а также ответственность) этой работы переоценить трудно, поскольку от нее зависят первые шаги человека ко Христу, к Небесному Царству.
* * *
Одним из катехизаторских подходов может быть следующий: 1. Когда разговор начинается с понятия «душа», с факта ее бессмертия. Это то, что максимально близко восприятию человека, что может стать начальным стимулом для серьезных размышлений, первым «вбитым» в сознание «гвоздем», на который в дальнейшем можно «крепить» основной каркас православного миропонимания. Именно осознание своего бессмертия делает человека религиозным. Ибо, если человек не осознает этой правды о себе, то все остальное для него останется лишь отвлеченными понятиями, не сопрягающимися с его жизнью. В дальнейшем логика такова: 2. Если душа подвержена повреждению, называемым «грех», то следует понять причины заболеваний души, то есть, узнать свойства и причины тех душевных ран, которые наносятся душе грехами с тем, чтобы знать средства исцеления. 3. Если душе необходимо исцеление, то Церковь является той спасительной лечебницей, где оно и происходит. 4. Далее логично узнать, что является главным условием спасения души. И если разговор о Боге как единственном Спасителе и Врачевателе повести на этой стадии, то тогда понятие о Нем будет уже не отвлеченным, но совершенно заинтересованным и «прикладным». 5. На этом этапе логичными будет пояснить о том, как происходит сам процесс духовного исцеления, развития, роста в Церкви, какие способы для этого ею выработаны. 6. Исповедь - как один из главных «лечебных пластырей», одно из основных средств исцеления души. 7. Божественная Литургия - сердце Православия, основной «нерв» православной Церкви. Таинство Евхаристии - самое большое чудо этого мира. Значение Святого Причастия, его воздействие на человеческую личность. Правила и советы о том, как надо причащаться. 8. Молитва - основное духовное делание христианина. Значение и духовный смысл молитвы. Правильная молитва. Молитвенный опыт святых, хранимый Церковью. Молитва в жизни современного человека. 9. О духовничестве, старчестве, духовном наставничестве в нынешних условиях церковного развития. Непростой выбор монашеского пути, его высота, а также ошибки и опасные иллюзии. 10. Христианская семья. Христианское воспитание детей. Целомудрие и чистота, их значение в жизни, влияние на здоровье, потомство, и духовное и физическое состояние. Воспитание и развитие целостной личности, устроение достойной, полноценной жизни в современных условиях. 11. Инославие: основные характеристики. Католицизм. Протестантизм. Иудаизм. Ислам. Сектанство. Отношение Православия к инославию и к инославным. 12. Икона, иконопочитание, иконопись. Церковное пение. Православие в русской художественной литературе. Церковно-славянский язык. Церковная архитектура.
Конечно, можно выстроить последовательность изложения и по-другому, но в данном случае дается минимально целостный очерк православного вероучения. Разумеется, этого недостаточно, но, освоив его, уже есть возможность твердо опереться на «каркас» основных понятий, взаимосвязанных между собой и последовательно вытекающих друг из друга. По данной схеме и выстроена методическая «архитектура» интернет-сайта «12 уроков Православия» (www.12urokovpravoslavia.ru), а также по его схеме и материалам хрестоматийный книжный сборник, оказавшийся довольно удобным и эффективным инструментом в миссионерской и просветительской работе.
* * *
Очень эффективным инструментом распространения православных знаний может стать Интернет, нужно только умело его использовать. Это информационное пространство приобрело большое значение и влияние, и игнорировать его, тем более пугаться («чур его!») не стоит. Сегодня создано множество православных сайтов, но, к большому сожалению, просветительскую функцию выполняют очень немногие из них.
В православном Интернет-пространстве мы обнаруживаем разделы, включающие сотни сайтов под рубриками «Азы Православия», «Православие и образование» и т.п. Однако человек, попытавшийся по ним сформировать представление о нашем вероучении, будет, по всей видимости, разочарован. Во-первых, по причине их неоправданной и (главным образом) неорганизованной множественности, отчего частицы нужной информации распылены по многим адресам. И, во-вторых, потому, что среди них трудно найти такие источники, в которых сведения о Православии были бы предоставлены методически выверенно, целостно, последовательно, живо и логично, чтобы эти сведения были бы понятно выстроенными, формируя прочный фундамент вероучительного знания.
Неупорядоченный набор источников (даже разбитый порой по отдельным предметам) ничего всерьез пытающемуся понять, что есть истинное Православие, как правило, не дает. Назрела настоятельная необходимость в создании отдельного образовательного, просветительского портала, с ясной структурой и простой навигацией. В нем должны концентрироваться избранные сайты направленно образовательной тематики (возможно, даже создаваемых целенаправленно, согласно общей концепции и плану; почему бы для этого организованно не использовать значительный интеллектуальный потенциал тех людей, которые уже многое сделали в этом направлении?). Этот информационный ресурс может и должен работать на всех, ведь таким образом открывается возможность максимально оперативного управления образовательным процессом сразу по всему православному сообществу, по всем епархиям. Самые новые материалы, опыт учебной работы, запросы по разным проблемам, полноценные методологические материалы, конференции, и т.д., и т.п. - этот инструмент может стать бесценным, практически незатратным, и в то же время исключительно эффективным.
* * *
Думается, что далеко не до конца использованы возможности видео - и аудиосредств, и, главным образом, телевидения, где православную тематику, как известно, не очень жалуют. В этом направлении имеется немало резервов. Наряду с вышеупомянутой книгой о православной вере нужно создать видео- и аудио-курс «Основы Православия». Они должны состоять из последовательного ряда уроков, где (опять же) доходчиво, последовательно, интересно и искренне говорилось бы о существе подлинного Православия, о различных аспектах веры и духовной жизни. Над этими уроками нужно творчески поработать, чтобы они не были однообразными и скучными. Должны быть представлены хорошие лица, звучать хорошие голоса и речь, вызывающие неподдельное доверие, симпатию и убедительность. Такие видео-(аудио) курсы могли бы с максимальной оперативностью решать вопрос с преподаванием там, где осуществлять их подготовку не представляется возможным. Это серьезная работа, к которой нужно привлечь лучшие силы и не пожалеть средств. Толково составленные видео- и аудио-уроки сослужат неоценимую помощь в деле религиозного просвещения с тем, чтобы распахнуть людям двери в Православие, дать им истинные знания о нем. Растиражированные, они очень быстро могут быть распространены по всем епархиям и самым отдаленным приходам.
Уместно указать на то, что такой курс «Основ Православия» в виде книг, видео-, аудиозаписей, компакт-дисков, интернет-сайтов будет постоянно действующим и многократно тиражируемым целостным источником начальных православных знаний. С ним легко смогут познакомиться школьники, их родители, учителя, студенты, молодежная аудитория, люди у власти, широкая общественность, чтобы, наконец, рассеялась химера страха перед суевериями и искаженным образом православного христианства.
Ценность такой работы состоит еще и в том, что начальная основная информационная база будет цельной, полученной из одних источников, что даст возможность единого понимания основных православных истин единообразно как священниками, так и их прихожанами - миллионами людей. А единство религиозного знания и духа - это великая созидательная сила.
* * *
Наиболее эффективным инструментом религиозного «ликбеза» является, конечно, телевидение. Регулярные 20-30-минутные передачи могут «сработать» исключительно продуктивно. Конечно, понятен скепсис по поводу того, что «прорваться» на главные каналы, вытеснив частично сериалы и прочий «телемусор» будет невозможно. Однако, отсылая читателя к предыдущему очерку «Телевидение - что делать» (из книги «Россию возродит Литургия»), можно с уверенностью говорить об обратном - сегодня это можно и нужно делать. Если мужчины, управляющие страной, всерьез хотят возрождения страны, то иной дороги, как осуществить определенные изменения в телевизионной политике просто нет. И это задача не такая уж сложная - пути ее решения и описаны в упоминаемом очерке.
Если материалы будут ненавязчивы, умны, увлекательны и серьезны, то нет никакого сомнения в их устойчивой популярности. На сегодня накоплена масса интереснейших видеоматериалов, которые нужно сделать достоянием не только православной среды, но и всех людей, что станет для очень многих источником поразительных открытий. Народ, как говорится, «созрел», он уже «до пузырей» накормлен сериальным «мылом», упал интерес к газетам, снижается рейтинг бесчисленных сериалов, людям давно надоело вранье, грязь, мрак. Все же «душа по природе - христианка» и из своей глубины тянется к правде и чистоте. И наша задача дать миллионам иссохшихся, заблудившихся душ живительную влагу и свет Христовой истины.
* * *
Таким образом, для успешного осуществления религиозного просвещения в сегодняшних условиях нужно:
1. Дело массового религиозного просвещения определить как первоочередную задачу церковной деятельности.
2. Придать ему статус всенародного «религиозного ликбеза».
3. Осуществлять эту работу централизовано как методически, так и организационно, чем обеспечить систематичность и постоянное присутствие в поле зрения общества.
4. Основной упор сделать на широкое распространение знаний основ Православия в активных социальных слоях населения.
5. Централизовано создать современный, согласованный между собой, популярный (в том смысле, чтобы он завоевал народную популярность) методологический инструментарий: книги, аудио- и видео-материалы катехизаторского направления, курсы для изучения (знакомства) основ православного вероучения. Материалы, подготавливаемые единым методическим центром планомерно распространять по церковным каналам, а также СМИ.
6. Особенную роль отвести ТВ (центральным каналам.) Разумно дозированное, продуманное присутствие в телеэфире. Добиться регулярного присутствия православной просвещенческой программы (а для этого создать соответствующий курс обучения основам православного вероучения), рассчитанной на длительное время.
* * *
Всеми этими и иными мерами, направленными на духовное просвещение людей, нужно постепенно и последовательно добиваться того, чтобы серьезные религиозные мысли постоянно и органично «вплетались» бы в ткань общественных обсуждений и интересов. Церковь должна умело распространять авторитетное знание Православия по всем возможным уровням современного общества. И прежде всего людям надо убедительно, «с кротостью и благоговением» (1Пет.3;15) сообщить основополагающие религиозные христианские положения, дающие знания о подлинной реальности их бытия, раскрывающую божественную тайну каждой человеческой личности:
1. О том, что каждый человек, каждая личность не оканчивает своего бытия с телесной смертью, что каждому непременно предстоит вечная духовная жизнь после земной, т.е. по своей природе человек как личность (ум, чувства, воля) - бессмертен.
2. О том, что вечное духовное бытие каждой личности напрямую зависит от его земной жизни. О том, что грех - это не шутка, не «фигура речи», но реальность человеческой жизни, представляющая смертельную опасность.
3.О том, что мы живем в материальном видимом мире, взаимодействуя с миром духовным, который состоит из сущностей света, добра и любви, но также духов мрака, злобы и погибели.
4. О том, что единственно оправданная цель земной жизни человека - стремление к Божеству, к соединению с Ним, что является для каждого рожденного в этот мир высшей степенью счастья, онтологически ему присущего. Смысл спасения своей бессмертной души состоит для человека в том, чтоб избежать бытия в вечности БЕЗ БОГА, что есть самая тяжелая и мрачная участь, которую себе может уготовить только сам человек своею жизнью на земле.
5. О том, что только Христос как Бог и Спаситель может осуществить наше спасение в лоне Своей Церкви. Вера в Бога - не только признание существования некоего Высшего Существа, но как своего Отца, Духовного Создателя и безусловную необходимость Христа как своего Спасителя.
И вовсе не стоит игнорировать кажущуюся тривиальность этих положений - нужно хорошо понимать, подавляющее число наших сограждан не имеет о них понятия, или относится к ним как к сказкам, а, следовательно, потому-то они и нерелигиозны. Нужно всеми силами и возможностями дать нашим людям понимание того, что все это - ПРАВДА! Нужно донести до них религиозный посыл, состоящий в том, что к жизни нужно относиться всерьез, терпеливо и умело воспитывая религиозное христианское мышление, православное мировоззрение русского человека.
* * *
Очень важно свидетельствовать об истинном Православии именно в нынешний момент расколов и тревожного противостояния со стороны западно-управляемых, недоброжелательно настроенных к Православию и России религиозных образований.
Православию нет надобности себя приукрашивать, и нам вовсе не нужно его навязывать. Для здравомыслящего человека оно само по себе восхитительно, истинно, глубинно и пленительно. Следует только снять завесу неведения, невежества, лжи, суеверий и заблуждений. Снять ее с людских глаз, замусоренных и замыленных суетным, злобным, разрушительным веком. К этой работе нужно с полным осознанием ее важности подключить все необходимые силы. Их немало, нужно лишь с толком ими распорядиться.
Талантов нам не занимать - их множество, однако в деле просвещения во всю церковную историю самым слабым звеном было отсутствие толковой организации и умелого управления этим процессом. Из-за обыкновенной нераспорядительности погублено множество интересных, разумных и нужных инициатив. Дело религиозного православного просвещения необходимо хорошо спланировать и организовать - в этом, прежде всего, залог результатов, которые не замедлят сказаться. Был бы «разум незаблудный» да крепкая, разумная, добрая, воля.
* * *
По-видимому, в истории Церкви сейчас наступил уникальный и единственный в своем роде период, когда правильное православное знание можно распространить массово, повсеместно и единовременно, если отнестись к этому важнейшему делу всерьез, как, собственно, и подобает последователям Христа. Сегодня в этой деятельности заложены семена духовного и, как следствие, государственного возрождения России.
Текст книги «Россию возродит Литургия» размещен на сайте «12 уроков Православия» (www.12urokovpravoslavia.ru)