Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Исповедь и Причастие: вместе или врозь?

Священник  Валерий  ДуханинПротоиерей  Вадим  Леонов, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 16.09.2010


Беседа со священником …

Предлагаем вниманию наших читателей беседу кандидата богословия Валерия Духанина с преподавателем Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской Духовной семинарии, доцентом, священником Вадимом Леоновым на тему «Реформация литургических традиций Русской Православной Церкви». 

- Отец Вадим, давайте обсудим очень важную тему - значение таинства Покаяния или Исповеди в духовной жизни современного православного христианина. Иногда даже в церковных средствах массовой информации начинают высказываться мнения, будто бы современная практика Исповеди ущербна, исповедоваться надо только тогда, когда возникнет внутренняя потребность, а причащаться нужно почаще, желательно на каждой литургии, при каждом посещении храма. Звучат призывы никак не связывать в церковной практике совершение этих Таинств. Что вы можете сказать, отец Вадим, о значении таинства Исповеди?

- Могу сказать лишь то, о чем веками свидетельствует Церковь: Покаяние - это одно из семи важнейших Таинств, которые обеспечивают полноту духовной жизни человека и его спасение. Без Покаяния спасение не возможно. Это фундамент духовной жизни. Святые отцы называют таинство Покаяния вторым Крещением, ибо в нем очищается и возрождается душа человеческая и становится способной принимать благодатные дары других церковных Таинств, в том числе и Евхаристии. Кто в какой-то мере игнорирует это Таинство или пренебрегает им, а такие тенденции в наше время стали появляться, тот рискует всю свою духовную жизнь превратить в лицемерный фарс.

Я думаю, что эти стремления принизить значение Исповеди для духовной жизни христианина возникли в православной среде под влиянием протестантизма на церковное сознание. К сожалению, протестантизм на Западе деформировал сознание католицизма, а теперь добрался и до Православия. Исповедь - необходимое условие для того, чтобы душу привести в бого­угодное состояние. Мы читаем у святых отцов о том, что вся ­духовная жизнь человека зиждется на Покаянии. Исповедь - это главное средство для глубокого Покаяния. Святитель Игнатий Брянчанинов в своих творениях отмечал, что значение Исповеди в жизни православного христианина возрастает и будет возрастать, поскольку люди все реже используют другие духовные средства. Мы не умеем молиться и не проявляем старания, не проявляем усердия к посту, легко поддаемся греховным соблазнам. Если мы еще вытолкнем и Исповедь на периферию нашей духовной жизни, то тогда нас можно брать голыми руками.

- Но здесь возникает сразу вопрос: я же могу покаяться дома во время личной молитвы, зачем необходима Исповедь в церкви?

- Давайте сразу разведем эти понятия - личное покаяние, которое, несомненно, слышит Господь, и церковная Исповедь как таинство. Да, Господь слышит и часто прощает человеку многие грехи, оплаканные им в личной молитве. И когда мы в Церкви говорим: «Господи, помилуй», - Господь нам многое прощает. И тем не менее это не заменяет таинства Исповеди, потому что человеку необходимо не только получить прощение грехов, но и требуется благодать для уврачевания греховной раны и еще необходима благодатная сила, чтобы содеянный грех больше не повторялся. Эти дары подаются в церковной Исповеди, в этом величайшем Таинстве духовного возрождения, поэтому оно крайне необходимо в жизни христианина. Скажу по своему опыту: когда я учился в семинарии, у меня была возможность в Троице-Сергиевой лавре каждую неделю исповедоваться, и я помню свое внутреннее состояние тогда, насколько глубоко и тонко переживалось все греховное в личной жизни и легче было этому противостоять. Потом наступил другой период в жизни, когда я стал исповедоваться реже, может быть, раз в две-три недели. И это уже было другое состояние. Как будто бы все мои органы чувств огрубели и притупились. Сознанием грех фиксируется, а внутренних сил для сопротивления меньше. Человеку, который сомневается в истинности, действенности и пользе Исповеди, предлагаю на личном опыте попробовать, что это такое, подойдя к ней предельно ответственно и серьезно.

- Но, отец Вадим, а как же говорят, что в некоторых других Поместных Православных Церквах, скажем в Греции, бывает, что верующие причащаются регулярно, а исповедуются не так часто. Хотя одновременно надо признать, что в греческих монастырях большое внимание уделяется частой регулярной Исповеди. В связи с этим мне вспоминается труд сербского профессора Владеты Еротича, который пишет, что для достойного Причащения надо прибегать к регулярной Исповеди, чтобы Исповедь обязательно предшествовала Причастию. Но как быть, когда нам ставят в пример практику других Церквей, где не обязательно исповедуются перед причащением. Так, может быть, и нам не надо исповедоваться?

- В Русской Православной Церкви существует замечательная традиция исповедоваться перед каждым Причастием, и дай Бог, чтобы она сохранялась еще долгое-долгое время. Конечно же, в этом вопросе есть свои нюансы. Здесь не может быть формального подхода. Но если говорить в общем, Исповедь перед Причастием - это очень важный и полезный духовный принцип. Да, действительно, в некоторых Поместных Церквах эта практика выглядит немного иначе, чем у нас. Порой сравнивают русскую традицию с греческой, где на Исповедь люди идут тогда, когда они ощущают в этом потребность. Надо отметить, что история возникновения этой традиции в Греции - отдельный специальный и неоднозначный вопрос. Например, в XIV в. свт. Григорий Палама в своей проповеди «О Святых и Страшных Христовых Тайнах» прямо указывает на необходимость Исповеди перед Причастием: «Если же с дурною совестью, и не получив, благодаря Исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем [к Святым Тайнам], то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божие щедроты и терпение Его к нам». Подробное обсуждение истории возникновения разобщенной практики Исповеди и Причастия в грекоязычной среде выходит за рамки нашей беседы. Согласимся с тем, что она сейчас реально существует. Но, почему эта традиция, на мой взгляд, не применима в современной церковной жизни в России? Прежде всего потому, что греческий народ не пережил такой период безбожия, который достался нам. Современные греки вырастают в православных семьях. В большинстве своем они знают, что такое грех и что такое добродетель. У них Православие - это государственная религия. Их воспитывают в православных традициях уже несколько поколений, и эта традиция не прерывалась. Поэтому в их сознании многие важные принципы духовной жизни укоренены с детства. Им без особых наставлений понятно, что если я сегодня согрешил, то мне нельзя сегодня причащаться, необходимо пойти к духовнику на Исповедь.

В нашем Отечестве, которое пережило страшный период гонения на Церковь, люди искренне потянулись в храм. Это замечательно. Но в силу своей духовной неосведомленности в большинстве своем не понимают тяжести совершаемых ими грехов, чаще всего вообще их не видят. Сейчас издается много православной литературы - это прекрасно, но много ли ее читают те люди, которые делают первые шаги к храму? Современный человек читает очень мало, поэтому просветительские возможности печатной продукции не стоит переоценивать. В такой ситуации без обязательной Исповеди перед Причастием не обойтись. Любой священник многократно сталкивался с такими примерами: человек приходит на Исповедь, кается в недавно совершенном грехе блуда, прелюбодеяния или аборта и тут же говорит: батюшка, благословите причащаться, я с утра ничего не ел. Человек говорит это искренне, он не намерен причаститься в осуждение или сознательно пренебречь принципами духовной жизни, он их просто не знает. Или другой, еще более распространенный пример: человек не видит в себе ни одного греха или называет формально какую-нибудь общую фразу без малейшего сокрушения или самоукорения и стремится к Святой Чаше. Если бы у нас не существовало традиции исповедоваться перед Причастием, то кто, когда и где поможет таким людям? Давайте вспомним грозные слова апостола Павла о недостойном причащении: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30). Если мы хоть ненадолго задумаемся над этими апостольскими словами, то к чему они нас приведут? К Исповеди. Если сейчас отвергнуть принцип взаимосвязи Исповеди и Причастия и предоставить всем возможность решать вопрос об Исповеди исходя из личных соображений, то мы уподобимся неразумной матери, которая родила ребенка, а потом вынесла его на улицу, положила на перекрестке и, оставляя его, сказала: руки, ноги, голова у тебя есть, там храм, здесь дом, за пригорком огород - иди трудись, питайся и живи богоугодно.

Конечно же, принципом взаимосвязи Исповеди и Причастия необходимо пользоваться с рассуждением, как сказано в Евангелии: «суббота для человека, а не человек для субботы». В церковной жизни есть периоды, когда взаимосвязь между Исповедью и Причастием может быть не столь однозначной. Например, в период Страстной седмицы, когда идут длительные напряженные богослужения и многие прихожане ревностно посещают их. В это время во многих храмах благоразумно предлагается прихожанам поисповедоваться в течение Страстной седмицы и далее причащаться и в Великий Четверток, и на Святую Пасху, так же предлагается причащаться и на Светлой седмице. Однако эту практику механически переносить на весь церковный год, мне кажется, было бы необдуманно и неправильно.

- Иногда как раз и слышны такие голоса, что вот сколько раз ни пришел в храм, на литургию, столько и причащайся. А исповедоваться - ну, может, два раза в год или еще реже. И еще говорят: но ведь священники, когда служат литургию, они ведь редко перед этим исповедуются?

- Вопрос о частоте причащения очень важный и сугубо личный. Здесь не может быть простых штампованных ответов. В церковной традиции есть некие общие правила, но они не являются строгим шаблоном для всех без исключения. Этот вопрос необходимо решать индивидуально на Исповеди. Святитель Иоанн Златоуст ясно выразил основное условие для периодичности Причащения: «Одно только время для приступания к Тайнам и Причащения - чистая совесть», а Исповедь - это главное средство для очищения совести. В церковной жизни приходится сталкиваться с самыми разными примерами. Есть такие люди, которые раз в году готовятся, исповедуются и причащаются. Это, конечно, мало, но и тому надо радоваться и молиться, чтобы из этой искры возгорелось пламя любви ко Господу. Понятно, что для таковых Причастие без тщательной Исповеди быть не может. Есть те, кто проявляет усердие в каждом многодневном посте - тоже, слава Богу, укрепи их, Господи, и для них Исповедь необходима перед Причастием. Есть такие, кто готовится и причащается раз в месяц или на каждый двунадесятый праздник или не реже чем раз в три недели - замечательно, да не ослабнет их усердие, но без регулярной Исповеди перед Причастием оно едва ли сохранится. Некоторые христиане проявляют особое усердие и стремятся причащаться даже каждый воскресный день. Если это совершается не как дань литургической «моде», не как некая «обновленческая повинность», не как привычка, но по благословению духовника «со страхом Божиим и верою...», то, несомненно, и они пожнут свой благой плод. Если прихожанин находится в регулярном общении со своим духовником, возможны и немного иные формы взаимосвязи Исповеди и Причастия, но несомненно, что Исповедь должна быть частой. Впрочем, последний пример касается достаточно опытных христиан, «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5, 14).

Священники - это, по идее, люди из разряда опытных христиан. Кроме этого, специфика священнического служения часто такова, что он не имеет возможности исповедоваться перед каждой литургией, например, если он один на приходе. В таких ситуациях священники исповедуются при любой другой возможности. Миряне часто не видят, как священнослужители перед Причастием исповедуются в алтаре друг другу, и потому думают, что священники это делают очень редко. Не будем забывать, что священникам в таинстве Рукоположения даруется благодать «...немощная врачующая и оскудевающее восполняющая...», которую не имеют миряне и в силу которой священник имеет возможность совершать литургию, и, соответственно, причащаться более часто, чем миряне. За эти дары и возможности он несет ответственность перед Богом несравнимо большую, чем кто-либо из мирян - «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Поэтому никогда в Церкви духовная жизнь мирянина и священника не рассматривалась совершенно одинаково.

- Спасибо, отец Вадим, за ответ. Об этом были глубоко содержательные статьи в журнале «Благодатный Огонь». Но давайте рассмотрим такую ситуацию. Допустим, когда люди хотят причаститься, они идут вначале на Исповедь, стоят в очереди, ожидают, когда подойдут к батюшке, все расскажут, потом примут отпущение грехов. Не служит ли в таком случае Исповедь препятствием для более глубокого усвоения литургии, когда надо постоять, вникнуть в молитвы? Что вы скажете? Такие мнения высказываются в наши дни.

- Проблема, которую вы обозначили, не вероучительная, не каноническая, не литургическая, а чисто организационная. Просто надо упорядочить приходскую жизнь в храме, в том числе и Исповедь, найти для этого место и время. Святейший Патриарх благословил, чтобы в каждом храме были дежурные священнослужители, нужно объявить об этом людям, сказать, что в такие-то дни у нас находится дежурный священник, приходите, исповедуйтесь. Не обязательно Исповедь совершать только во время всенощной или перед литургией и уж крайне нежелательно во время литургии. Кроме этого, священники могут наставить кающихся так, чтобы они, исповедуясь, выражали суть греховного поступка и реально приносили раскаяние в том, что совершили, а не просто пересказывали свою жизнь, не оставляя времени исповедоваться другим. В этом случае исповедь будет содержательной, действенной, принесет пользу и не будет занимать очень много времени.

- Но вот как бывает, что из этой чисто организационной проблемы иногда делают выводы иного характера, говорят: давайте вообще отменим Исповедь, главное, почаще причащаться, а уж Исповедь - это нечто второстепенное; давайте разделим эти два Таинства. Хотя мы знаем, что Таинства Крещения и Миропомазания неразрывно следуют одно за другим, и вообще в Церкви Таинства связаны друг с другом. Мне кажется, что здесь нельзя так просто разрывать. Иногда так вот и говорят: причащайтесь почаще, а уж Исповедь... по необходимости. Хотя в письмах архимандрита Иоанна (Крестьянкина) мы читаем: «Причащаться без исповеди нельзя». Что вы можете сказать в этом отношении?

- Если разобщить Исповедь и Причастие, то, без сомнений, люди будут меньше исповедоваться. Сомневаюсь, что это принесет им пользу, но от этого удобнее всего будет нам, священникам, потому что Исповедь - это самое тяжелое Таинство в Церкви для священнослужителей. Почему? Представьте, что в течение нескольких часов вам люди высказывают свои грехи и боль, и это делается несколько дней в неделю. Они не просто каются, но нуждаются в вашем сострадании и совете. Без благодати Божией это перенести невозможно. Это очень тяжело. Поэтому понятно, что в решении данного вопроса кто-то по-человечески пытается найти более легкие пути. Признаюсь, мне самому порой приходят такие мысли, но при этом сразу вспоминается фраза из Священного Писания: «горе пастырям, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» (Иезек. 34, 2).

Необходимо отметить, что эту проблему уже обозначил Святейший Патриарх Алексий на двух Епархиальных собраниях, которые проходили в Москве. Он обратил внимание на странную практику, возникшую в некоторых московских приходах. В частности, на Епархиальном собрании 2005 года он сказал: «Кроме того, от прихожан требуют, чтобы они причащались как можно чаще, не менее одного раза в неделю. На робкие возражения верующих, что сложно еженедельно достойно готовиться к принятию Святых Таин, такие священники утверждают, что всю ответственность они берут на себя. В результате теряется свойственное православным людям благоговение и страх Божий пред Святым Причастием. Оно становится чем-то привычным, обычным и будничным». На следующем Епархиальном собрании в 2006 г. Святейший Патриарх опять обратился к этой теме. В одной из записок ему задали такой вопрос: «На прошлом Епархиальном собрании Вы, Ваше Святейшество, предупреждали об опасности потери благоговения к Святым Тайнам при очень частом причащении, например один раз в неделю. Та же самая озабоченность выражается в Православном Катехизисе святителя Московского Филарета, который рекомендует мирянам причащаться не чаще одного раза в месяц. Те же опасения можно найти в трудах святителя Феофана Затворника и последних Глинских старцев. Почему же по-прежнему в некоторых московских храмах, несмотря на Ваши предупреждения, практикуется еженедельное и даже более частое причащение мирян, в результате чего прихожане теряют благоговение и страх перед Святым Таинством?» Святейший Патриарх ответил: «Видимо, те, кто допускает такую практику, незнакомы с Православным Катехизисом святителя Филарета, а также с трудами святителя Феофана Затворника и не проявляет желания с ними ознакомиться». Мне кажется, что реформаторам в этой области необходимо прислушаться к словам Святейшего Патриарха.

В заключение скажу, что Церковь Православная - это великая наследница Христа и Апостолов, а Православие - это неоценимое сокровище, которому мы, по милости Божией, оказались причастны. Однако значимость духовного опыта Православия осознается не столько через отвлеченные рассуждения и богословствования, сколько через личный опыт жизни. Если у нас есть вопросы или сомнения в отношении того или иного церковного утверждения или традиции, то надо войти в нее, вжиться, начать жить в соответствии с этим учением. Только тогда откроется, насколько глубока и духоносна практика православной жизни, и все вопросы снимутся сами собой.

 * * *
От редакции журнала "Благодатный Огонь":

Церковный модернизм под влиянием идей гуманизма, либерализма и «аджорнаменто» II Ватиканского собора (1962-1965 гг.), стремясь приспособить Православную Церковь к современному обезбоженному и секулярному мiру, выступает прежде всего против Священного Предания, против канонических устоев Церкви и святоотеческого понимания духовной жизни.

Модернисты, помимо «традиционных» для обновленчества требований перевода православного богослужения на русский язык, сокращения или упразднения постов, перехода на «новый» стиль - григорианский календарь, предлагают и «литургическое обновление» («возрождение», как они это обычно называют), заключающееся в сверхчастом причащении Святых Таин без должного приготовления и отказе от древней практики Русской Православной Церкви - обязательного Таинства Покаяния перед причащением Святых Христовых Таин.

Тему обязательной исповеди перед Причащением - замечательной литургической традиции, сохраняемой Русской Православной Церковью, наш журнал намерен продолжить и в будущем. Призывы же к отказу от этой доброй и спасительной традиции, пропагандируемые ныне либеральными священнослужителями с целью обмiрщения церковной жизни, являются обновленческим «творчеством», разрушительным по своим последствиям духовным преступлением перед русским православным народом.

Благодатный Огонь № 17

http://www.blagogon.ru/digest/112/    


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 162

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

162. Марфа : Re: Исповедь и Причастие: вместе или врозь?
2010-10-12 в 13:17

159. М.Яблоков : Re: Исповедь и Причастие: вместе или врозь?
2010-10-12 в 09:14

Уминский обновленец, и, по определению, никаким духовным авторитетов являться не может.(«Истинно православный патриот, антимодернист, борец с «еретиками» и «обновленцами», инквизитор и анафеметизатор, М.ЯБЛОКОВ (духовный авторитет по определению)
161. Анастасия : 160
2010-10-12 в 12:54

Ура!
В москвички записали!Снова по собственным измышлениям.
Я когда-то очень хотела жить в Москве, теперь не хочу - слишком бурно там. Скорее в Питере. Но, увы, я далеко от обоих столиц.
А Вам, г-н Изгоев, вероятно, всё безполезно, только свою правоту видете, а других беззастенчево обвиняете в обмане и нечестности.
Бог нам всем сулья!

И всё-таки прав о.Алексий Уминский( как его не ругай) чуть священник пытается быть не наемником, а пастырем - сразу "кочетковство"...Зато "наемников" все порицают. Замкнутый круг получается.
160. Александр Изгоев : 158. Анастасии
2010-10-12 в 10:47

"...вопрос о том, как часто община сознаёт необходимость своего соединения со Христом, необходимость своего участия в литургической жизни..."

"...Надо эти вещи разделить..."

Дорогая Анастасия, не валяйте дурака! Не эти вещи надо разделять! При чем тут община?

ЧУШЬ СОБАЧЬЮ НЕСЁТЕ/везёте/втюхиваете...!

Святое Причащение - это дело ИНДИВИДУАЛЬНОЕ, ЛИЧНОСТНОЕ, А НЕ ОБЩИННОЕ!!!
Вот отсюда-то и надо плясать. А Вы про общину какую-то... Сами Вы себя выдаёте. С головой и прочими..."элементами кузова".
Не обижайтесь!
Шуткую я так.
Любы Вы нам зело... :о)

Да и вообще... Не стоит Вам отпираться: Вы самая что ни на есть МОСКВИЧКА!
Ваш характерный москальский выговор... ЗЕЛО КРАСНОРЕЧИВ.
:о)
159. М.Яблоков : Re: Исповедь и Причастие: вместе или врозь?
2010-10-12 в 09:14

Уминский обновленец, и, по определению, никаким духовным авторитетов являться не может.
158. Анастасия : Надо разделять
2010-10-11 в 23:41

Протоиерей Алексий Уминский
«ВОПРОС НЕ В ЧАСТОТЕ ПРИЧАЩЕНИЯ,
А В ОСОЗНАНИИ НЕОБХОДИМОСТИ СОЕДИНЕНИЯ СО ХРИСТОМ»

Выступление на «круглом столе» «Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса»

Вопрос не о том, как часто причащаемся, а вопрос о том, как часто община сознаёт необходимость своего соединения со Христом, необходимость своего участия в литургической жизни.
Здесь есть два опасных момента, с моей точки зрения.
Один из них – очень грустный общеизвестный пример с общиной о. Георгия Кочеткова, когда изначально правильное понятие превратилось в идеологию и сделало церковную общину сектантским сообществом, когда сама Евхаристия стала не естественным желанием, не сутью жизни, а некой идеологической формой, где всякий обязан причащаться за всякой литургией. Т.е. поставить Причастие в обязанность человеку – это невозможно.
Невозможно заставить человека часто причащаться или сделать для него необходимостью внешнее участие в каждой литургии. Этого следует обязательно избегать, потому что здесь мы столкнемся со странной ситуацией, поставившей многих священников в очень неудобное положение. Теперь всякий священник, пытающийся осмыслить жизнь своей общины как жизнь евхаристической общины, попадает под некое подозрение обновленца. Что бы он там ни старался делать – всё это «кочетковство». Надо эти вещи разделить.
157. Nina S : Re: Исповедь и Причастие: вместе или врозь?
2010-10-11 в 20:34

А.Л.Дворкин о секте о.Кочеткова -
http://www.blagogon.ru/biblio/80/
156. Александр Изгоев : 154 от 153
2010-10-11 в 17:56

И Вы меня простите.
Наверно, обознался.
155. Анастасия : Уточнение.
2010-10-11 в 17:38

Прошу простить, мое предыдущее сообщение относится к 153( на данный момент).
Когда писала оно было 152,а потом появилось сообщение Miha.Может ещё что-то изменится.
Сообщение относилось к хамской реплике
г-на Изгоева, на основе каких-то своих умозаключений отнесших меня к Кочеткову.
154. Анастасия : 152
2010-10-11 в 15:54

Это Вы о чем?
Кто что нитак поет?
К сожелению, ядалеко от Москвы
И к о.Кочеткову не имею никакого отношения.
Доказывать Вам ничего не имеет смыслаЁ если позволяете себе открыто клеветать не зная человекаё
Ну, хоть Бога побойтесь!
Господь ведь и мея и Вас знает.
Постите.
153. Александр Изгоев : Анастасии
2010-10-11 в 15:28

Дорогая Анастасия!

А зачем Вы с остальными сопричастниками во время Св. Причастия поёте "...Источника безсмертия вкусите" вместо "...Источника безсмертнаго вкусите"?

А вообще-то кочетковцам не мешало бы всыпать по первое число, как Даньке в "Неуловимых". Или по второе?
:о)
Давайте встретимся? Хотите, в Новодевичий в это воскреснье подъеду - после литургии и побеседуем. Вы меня, "чужака", запросто вычислите в Смоленском! Спорим?
:о)
Вы, кстати, молитесь за Ксению Штильмарк?
Да, чуть не забыл: понаблюдайте внимательно за о. Георгием в ближайшие месяцы: ВОЗМОЖНЫ перемены.
152. Miha : 151. Анастасия
2010-10-11 в 14:44

По 144ком, вы абсолютно правы. Да я думаю, что и наши оппоненты это видят. Как не видеть? Там ведь чёрным по белому написано «и СВЯТЫМИ ТАЙНАМИ наслаждаясь». Мужества признать свою неправоту не хватает, вот и переходят на хамство. Если думающий человек сравнит аргументы обеих сторон, то сделает правильные вывод. А если человеку не нужна истина, вы ему хоть миллион доказательств приведите, он будет твердить своё. Что мы и можем наблюдать. Не кормите тролля и он умрёт. Выход один, общаться с теми, кто этого хочет. И предметно обсуждать статью.
151. Анастасия : 147,150
2010-10-11 в 13:07

Ещё раз отправляю к 142 реплике.
Одно только непонятно, зачем неискушенных читателей кормить хамством и агрессией?
Люди ведь не дураки, сами разберутся, почитают, а свинский тон едва ли добавит Вам сторонников.

Никакой пропагандистской цели я себе не ставила, если что-то и двигало мною, то желание поделиться.
И, конечно,от хамства больно, невольно притча о бисере вспоминается... Простите.
150. Ева : Анастасии
2010-10-11 в 10:38

"" а только доказать СВОЮ правоту""

Уважаемая Анастасия,Вы же тоже этого подспудно желаете.Даже благословения у батюшки попросили на пропагандическую деятельность.
Ну,почему же вы все такие белые и пушистые?!
149. Ева : Алексею
2010-10-11 в 10:35

Алексей,речь шла об Уставе,что Вы там как всегда напридумывали,один Бог знает.

"" Уклоняющиеся от Устава святой Церкви Православной изначально впадают и в более страшные вещи, конечный итог чего — стремительный развал жизни в целом.""
http://www.ruskline..../cheremisov_antonij/
148. М.Яблоков : Всем.
2010-10-11 в 10:10

http://ort7000.livej...rnal.com/167206.html
Скоро сверхчастники будут говорить на иных языках и "чудеча" творить.
147. М.Яблоков : Анастасии.
2010-10-11 в 07:05

Честно сказать? Да мне просто наплевать, что вы о мне подумаете. Ваше мнение меня совершенно не интересует. А если я что-то и отвечаю на Ваши перлы, то не для Вас, а для других неискушенных читателей, дабы им не впасть в бесовское обновленчество. Вам уже вряд ли кто-то поможет... такую гордыню может смирить только Сам Господь.
146. М.Яблоков : Алексею.
2010-10-11 в 07:01

Вам уже ответили на параллельной ветке.
А слова "евхаристическое возрождение" у отцов есть? ))) есть... у Пия X. Вот это ваш отец. Ждите харизматического возрождения, он не за горами.
145. Алексей : 141. М.Яблоков
2010-10-11 в 00:40

Внимательно просмотрел все ссылки, но у приведённых вами Святых термина сверх-частое причащение так и не увидел. Рабом Божьим меня в Храме называют батюшки и мой духовник, завтра спрошу, может что напутали.
144. Анастасия : О Причащении
2010-10-11 в 00:32

66. От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и СВЯТЫМИ ТАЙНАМИ (выделение мое) наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно восреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище.

Что тут ещё выдумывать?
143. Алексей : 135. Сельскiй бригадиръ
2010-10-11 в 00:25

Мария Египетская была исключением из правил, а не общий путь. Давайте причащаться два раза в жизни? Не хочу оскорбить, но Евангелие осуждает такой подход. Вспомните , что говорил фарисей: Пощусь и т.д. А вот то, что причастие как и пост не самоцель, я с вами полностью согласен.
142. Анастасия : Грустные мысли
2010-10-11 в 00:11

Сколько слежу за обсуждением здесь и на параллельной ветке ( статья Павла Тихомирова) и вывод очень грустный напрашивается - нет желания услышать другого( кто-то прямо писал: "Ваше мнение мне безразлично!"), задуматься, разобраться в проблеме, а только доказать СВОЮ правоту.Будь то тема Исповеди и Причащения или же тема Раскола 17го века...
А тут все средства хороши.
Человек имеющий другое мнение сразу становится врагом. И оскорбления, и обзывания, и ярлыки, ярлыки, ярлыки... А получается "бей своих, чтобы чужие смеялись"
То-то враг рода человеческого и враги нашего Отечества потешаются - на патриотическом правосллавном сайте русские друг друга дубасят...
Господи, помилуй всех нас!
141. М.Яблоков : Алексею.
2010-10-10 в 23:46

http://ort7000.livejournal.com/4883.html
http://ort7000.livej...rnal.com/99972.html
http://ort7000.livej...rnal.com/161505.html
http://ort7000.livej...rnal.com/97063.html
http://ort7000.livej...rnal.com/195240.html

P.S. С чего это Вы так уверенно решили, что Вы - раб Господень? Не от сверхчастого ли причащения?
140. Анастасия : О Причащении
2010-10-10 в 23:34

Ну, это уж кому что главное...
Интересно, что статье этой в журнале "Благодатный огонь".Это приводится, не раскрывается,правда( что тут скажешь, все однозначно!) но и не опровергается. Просто молчат. Но и к конскому ристанию и зрелищам даде там правило это не сводят.
Правила я не толкую, пытаюстолько читать.
А Вы перестаньте хамить, господин Яблоков, а то придется усомниться в том, что Вы мужик! Ведете себя, как...
139. Ева : 130
2010-10-10 в 23:31

""Надеюсь, я удовлетворил ваше любопытство""

Не совсем! Но это неважно. Как всегда все перевернули!
138. М.Яблоков : 66 -ой канон VI Вселенского Собора.
2010-10-10 в 23:28

"От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище."

Правило это имеет в виду то великое значение, какое в церкви всегда имел праздник Пасхи Господней, и возвышенность связанных с ним воспоминаний; далее имеет в виду Светлую седмицу, которая в церкви считалась как один день Господень и праздновалась одинаковым образом, как и первый день Пасхи. Так это, по церковному уставу, и ныне в православной церкви. Праздник Пасхи есть праздник нашего духовного возрождения, почему и должен праздноваться духовно, а именно, верующие должны ежедневно, в течении всей Светлой седмицы, посещать церковь и принимать участие в церковном богослужении, и тем теснее соединиться со Христом. Этим правилом порядок этот узаконяется; и так как никакие земные увеселения и развлечения не должны мешать духовному празднованию христиан, то правило и воспрещает всякие публичные развлечения и народные увеселения. Еп.Никодим (Милаш).
137. Сельскiй бригадиръ : 132. Алексей
2010-10-10 в 23:24

хоть у одного Святого Отца есть термин «сверх-частое причащение»?

А есть ли хоть у одного Святого Отца модное ныне словечко "евхаристическое возрождение"?
136. Miha : 129. Анастасия
2010-10-10 в 23:23

Простите нас грешных Анастасия. Я от имени мужиков прошу. На другой ответ мы видимо пока не способны.
135. Сельскiй бригадиръ : 130. Алексей
2010-10-10 в 23:21

по-вашему мы причащаемся что бы научиться постоянно поститься и говеть? Это что критерий духовного роста?

Именно так. Прп. Мария Египетская всю жизнь постилась и только два раза в жизни причастилась Святых Таин. Причащение (как и пост) - не самоцель христианской жизни.
134. Сельскiй бригадиръ : Анастасии 129.
2010-10-10 в 23:18

Вывод Зонары на 66 прав. IV Вс. Собора:
"Посему во всю седмицу Пасхи собор не дозволяет быть ни конскому ристанию, ни другим народным зрелищам, на которые собирается народ смотреть происходящее".
Только это и является главным в 66-м правиле.
133. М.Яблоков : Анастасии.
2010-10-10 в 23:17

С каких это пор баба начинает толковать соборные правила?
132. Алексей : 128. М.Яблоков
2010-10-10 в 23:16

Михаил, хоть у одного Святого Отца есть термин «сверх-частое причащение»? Поделитесь, если знаете. Господа тоже называли бесноватым, а раб, как известно, не лучше Господина своего.Спаси Господь.
131. Miha : Алексею
2010-10-10 в 23:08

Полностью присоединяюсь.
130. Алексей : Еве
2010-10-10 в 23:06

Не хочется общаться в таком тоне. Где ярлыки там разговора не получится. «начитались прежде обновленческих подборок из цитат Святых Отцов?...» Скажите Ева, вы что, уже Святых в обновленцы записали или я что то не понял? И я вообще не понимаю о чём вы говорите, по-вашему мы причащаемся что бы научиться постоянно поститься и говеть? Это что критерий духовного роста? Если так то мы абсолютно по разному смотрим на вещи и конечно друг друга не поймём. Для меня критерий духовного роста человека не то сколько он постится и на сколько он искусен в других аскетических упражнениях, это не плоды, это средство, а плод насколько человек приблизился к идеалу евангельской любви. Я соблюдаю все установленные Церковью посты. На исповедь я хожу тогда ,когда в этом есть необходимость и когда мой духовник может меня принять.Надеюсь, я удовлетворил ваше любопытство.
129. Анастасия : О Причащении
2010-10-10 в 22:34

Вот в комментарии 120 приведено мнение, что нет правила причащаться за каждой Литургией, кроме 66го правила VIВселенского Собора - о Причащении каждый день Светлой седмицы.
Это, слава Богу, не оспаривается.
Вот и давайте поразмышляем, как с этим правилом быть, если пот на Светлой запрещен. А установление Собора о Причащении верных есть. Что делать?
128. М.Яблоков : Luciи.
2010-10-10 в 22:22

Бесноватые они потому что...
Дело в том, что бес всегда экстремист. У него есть два крайних варианта: или заставиться человека вообще не причащаться, или же причащаться сверхчасто (разумеется, без говения и подготовки), чтобы оное было в осуждение. Святоотеческой меры он не выдерживает. Мы знаем, что все неумеренное - от беса.
127. Ева : Mihe и Алексею
2010-10-10 в 20:21

Вот Lucia задает вопрос! У меня тоже вопрос к Mihe и Алексею! На соседней ветке батюшка о.Борис,писал о том,что сразу Устав будет не под силу новоначальным.Сравнил их с младенцами и присоветовал кормить молочком,подпускать к Причастию без подготовки,пока зубки не вырастут.Так вот,господа,у меня такой вопрос.
Выросли ли Ваши зубки от частого Причастия и готовы ли Вы к говению перед Причастием и следовать Уставу.
Если нет,тогда зачем этот блеф с частым Причастием без соответствующей подготовки,если Вам это на пользу не пошло.
И если нет,то значит,на самом деле,Михаил прав и Вы просто неофиты!? Которые пудрят нам здесь мозги? И начитались прежде обновленческих подборок из цитат Святых Отцов?...
Алексей,что за аллергия на пост? Возьмите любую брошюрку по подготовке к Исповеди и прочитайте хотя бы элементарно про страсть к чревоугодию.Там и о мясе и молоке поразумевается.

P.S.Miha,Вы пишите о трудности Исповеди.Сейчас после частого Причастия сдвинулось ли дело в положительную сторону? Или по прежнему видеть свои грехи и исповедовать их - это дар Святых Отцов?
126. lucia : Алексей
2010-10-10 в 19:11

Лишь бы не поститься. Да?
125. Алексей : 121. lucia
2010-10-10 в 17:56

«119. Алексей : 116. lucia
2010-10-10 в 13:36
На каком основании вы выносите свои вердикты? Благоговение как измеряете? Может сердце человека видите? Дам вам совет: не нужно всё мерить своим аршином, у Бога может быть иная мера чем у вас. Вы , надеюсь ,сами того не ведая, судите людей. Этот в грязном халате, а этот нет .Так нельзя. Помоги Господи


Жаль , что ни на один из моих вопросов вы так и не ответили. А когда сказать нечего, можно и нахамить. Отцы говорят: «Лучше есть мясо в пост, но не есть человеков». Вера без любви - фанатизм.
124. Алексей : 121. lucia
2010-10-10 в 17:46

Расскажу анекдот: Приходит человек к пивному ларьку , а там объявление «Пива нет». В сердцах он начинает размышлять и причитать: « Ну, сказали бы: пива нет, а то нет же: ПИВА НЕ-Е-ЕТ!!!
Вот так и вы. Везде вам чудятся истерики и грязные халаты. Да Бог с вами. Опускаетесь до хамства? Это только характеризует вас с неприглядной стороны. Какой мерой меряете, такой и вам отмеряно будет. Увы. А я большо троля кормить не буду.
123. lucia : Re: Исповедь и Причастие: вместе или врозь?
2010-10-10 в 17:21

О.Рафаил (Карелин)6
Духовник может не допустить прихожанина до Причастия только в особых случаях: если тот недостаточно подготовлен, пренебрегает молитвенным правилом, или же обращает Причастие в повод для духовной гордости. Некоторые люди по нераскаянным грехам не должны быть допущены до Причастия и одного раза в году; а другие, считающие Причастие самым главным в своей жизни, могут причащаться всегда на литургии, в соответствии с подготовленностью к этому Таинству.

Все святые отцы до 17 века призывали людей к частому причащению, и многие из святых нашего времени продолжали и продолжают тридицию частого причащения, например, святой Иоанн Кронштадский, который говорил, что если христианин готов к причащению, то может причащаться даже ежедневно... святой Феофан Затворник утверждал, что редкое причащение - это неправильность, которая постепенно стала входить в церковную практику из-за охлаждения христиан... Человек заблуждается и впадает в прелесть не от частого причащения - сама по себе такая мысль уже богохульна, - а от гордости и небрежности к Таинству, когда он подходит к Святой Чаше без нужного приготовления, покаяния и прощения своих обидчиков. Причащаться надо соответственно своей внутренней потребности и по благословению духовника.
122. lucia : М.Яблоков
2010-10-10 в 16:58

Все равно. не могу понять, почему они так упираются. Даже не понятно, чего им больше хочется - как можно чаще причащаться или не поститься? Почему они так бьются за свое право не поститься?
121. lucia : Алексей
2010-10-10 в 16:52

Не надо истерик. Это у Вас при слове пости истерика. Так трудно без мясных и молочных блюд?
120. Православный Антивирус : 118. Miha
2010-10-10 в 16:19

"Поскольку в своих установлениях Церковь руководствуется исключительно целями спасения человека, то, очевидно, она признала, что для многих полезно довольно длительный срок оставаться вовсе без причастия. И это совсем не оттого, что в Церкви поколебалось учение о спасительности для человека Евхаристии, а оттого, что далеко не в любом состоянии к Евхаристии спасительно подходить.

Здесь хочется обратить внимание на то, что во всем каноническом своде правил нет повеления христианам причащаться ежедневно, либо на каждой посещаемой литургии. Исключение представляет 66-е правило VI Вселенского Собора, которое призывает христиан к ежедневному причащению во всю седмицу после дня Воскресения Господа Иисуса Христа, так как вся седмица «во всем почитается как один день Господень». Упоминаемое некоторыми исследователями 9-е правило святых апостолов как повелевающее христианам ежедневно причащаться, по объяснению авторитетного канониста и толкователя правил патриарха Феодора Вальсамона, имеет несколько иной смысл: «Говорить, что все мы, верные миряне и священнослужители, не касающиеся святыни, всякий раз должны причащаться Святых Таин или, в противном случае, подлежать отлучению, и с правилом несогласно, и невозможно. Посему и в 9-м правиле определено подвергать наказанию верных, не пребывающих до конца, но не прибавлено: не причащающихся». В этом же смысле объясняет это правило и епископ Далматинско-Истрийский Никодим (Милаш): «Не может быть, чтобы все верные принуждались причащаться каждый раз при посещении церкви, так как легко могло быть, что не все бывали всегда подготовлены к причащению или по внушению голоса собственной совести, или в силу каких-либо других причин из личной или общественной жизни. Для того чтобы и такие были удостоены хоть некоторого участия в святыне… а также для того, чтобы обязать и тех, которые не могут причаститься, все же оставаться до окончания Божественной литургии, заведена была раздача антидора, который каждый должен был принять из рук священника для своего собственного освящения».
В синодальный период, вплоть до восстановления на Руси патриаршества, в нашей Церкви принято было причащаться четыре раза в год — во все большие посты. Более ревностным дозволялось причащаться раз в месяц, менее ревностным — по крайней мере один раз в год — в Великий пост. Эта норма отражена, например, в катехизисе святителя Филарета (Дроздова), в сочинениях святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Почему была принята столь малая норма? Неужели наши мудрые святители того времени были менее разумны и ревностны, менее сведущи в канонах, нежели некоторые наши современные христиане, стремящиеся к еженедельному, а порой и более частому причащению? Ответ на этот вопрос содержится в их бесценных и для нашего времени творениях. И ответ этот заключается в правильной расстановке акцентов: спасительно не столько более частое приобщение Святых Таин, сколько более тщательная подготовка и следующее затем причащение. Вот как пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов) в письме к своей сестре: «Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу. Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко причащению, которого она удостоилась пред концом жизни». Святитель Феофан Затворник предупреждает о духовной опасности слишком частого приобщения. Советуя в своих письмах приобщаться четыре (либо шесть) раза в году, он добавляет: «Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться… Что касается до “чаще”, то не надо учащать, потому что частость эта отнимает немалую часть благоговения к сему величайшему делу… разумею говение и причащение».
Не только причащение, но и говение святитель называет величайшим делом, поскольку во многом от говения зависит достойное приобщение Святых Таин. «Все, что вы загадываете, так и должно делать всякому говеющему. И попоститься, и в церковь походить, и поуединиться, и почитать, и подумать, и собою заняться — все нужно. Но все эти дела надо направить к одной цели — достойному причащению Святых Христовых Таин. Чтобы достойно причаститься, надо душу очистить покаянием. Чтобы покаяние совершить как должно — с сокрушением искренним и твердою решимостью не оскорблять более Господа, для этого назначаются все другие подвиги говения: и хождение в церковь, и домашняя молитва, и пощение, и прочее все… Говеющий на время говения, сколько кому возможно, прекращает свои хлопоты… Это пресечение хлопот есть дело крайней важности в говении. Кто его не сделает, тот, наверное, проговеет кое-как».

Итак, для достойного причащения необходим период тщательной подготовки, и этот период не менее важен, чем сам момент причащения, ибо во многом от него зависит, принесут ли человеку Святые Таины свойственные им спасительные плоды. Ведь что нам с трудом дается, то мы больше и ценим. И святыня, принятая после тщательной подготовки, будет оберегаться нами как величайшее сокровище. Это станет нам большим подспорьем к более внимательной и благоговейной жизни. Если такая подготовка считалась необходимой в то время, когда писали об этом наши святители, то тем более она необходима нам в наше время с его бешеным ритмом жизни, когда едва ли человек успевает хоть иногда задуматься о направлении своей жизни".
http://www.blagogon.ru/articles/21/
119. Алексей : 116. lucia
2010-10-10 в 13:36

На каком основании вы выносите свои вердикты? Благоговение как измеряете? Может сердце человека видите? Дам вам совет: не нужно всё мерить своим аршином, у Бога может быть иная мера чем у вас. Вы , надеюсь ,сами того не ведая, судите людей. Этот в грязном халате, а этот нет .Так нельзя. Помоги Господи
118. Miha : Re: Исповедь и Причастие: вместе или врозь?
2010-10-10 в 08:57

Святой Феофан Затворник… утверждал, что редкое причащение – это неправильность, которая постепенно стала входить в церковную практику из-за охлаждения христиан… Человек заблуждается и впадает в прелесть не от частого причащения – сама по себе такая мысль уже богохульна, – а от гордости или же небрежности к таинству, когда он подходит к святой чаше без нужного приготовления, покаяния и прощения своих обидчиков».
Однако в работах противников «сверхчастого причащения» встречается множество утверждений о святых и из истории Церкви, которые можно свести к следующим тезисам.
Во-первых, Русская Церковь будто бы от времени своего основания и вплоть до середины ХХ века единодушно придерживалась практики редкого причащения мирян – от одного до трех–четырех раз в год – и что будто бы потому редкое причащение является «исконной 900-летней русской традицией».
Во-вторых, эту практику Русская Церковь взяла из православной Византии, где якобы начиная с V века практика частого причащения мирян исчезла и была заменена редким причащением.
В-третьих, говоря о сонме святых и подвижников Церкви Русской, участники дискуссии называют святителей Димитрия Ростовского, Филарета Московского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, преподобных Серафима Саровского, Оптинских старцев Леонида, Макария, Амвросия, Варсонофия и утверждают, что «никто из них не призывал мирян к сверхчастому причащению, но все предупреждали: надо подходить к святой чаше, подготовившись постом, обязательной исповедью, и не учащать».
Все три тезиса не соответствуют действительности. И поскольку не все читатели могут найти время и возможность, чтобы перепроверить указанные утверждения и приводимые авторами аргументы, мне показалось уместным проделать это в данной статье.
Но прежде стоит сказать пару слов о новоизобретенном термине «сверхчастое причащение». Уже сама потребность в изобретении такого понятия показывает, что прикрываемые им идеи для Православия – новые. Но, кроме того, сам термин отличается неопределенностью. Например человек, считающий достаточным причащаться раз в жизни, будет воспринимать причащение раз в год как «сверхчастое». Тот, кто причащается раз в год, будет считать «сверхчастым» причащение раз в квартал, а для того, кто причащается раз в квартал, будет казаться «сверхчастым» ежемесячное приступание к таинству. Полемисты вообще избегают употреблять словосочетания «частое причащение» и «редкое причащение», хотя святые отцы употребляли именно их. Если рассмотреть полемические статьи, то можно заметить, что регулярность причастия, оказывается, бывает либо «сверхчастой», либо «умеренной». При этом непонятно, по отношению к чему определяется это «сверх». Предложенные градации – от раза в год до двух раз в месяц – выглядят совершенно произвольными.
Все это убеждает в том, что вводимый термин некорректен и неудачен, посему я в данной работе продолжу пользоваться теми словосочетаниями, которыми пользовались святые отцы – «редкое» и «частое» причащение.
Теперь надлежит рассмотреть святоотеческие цитаты, которые авторы приводят как подтверждение их позиции относительно частого причащения как нежелательного.

http://www.pravoslav...u/polemika/5783.htm
117. М.Яблоков : Re: Исповедь и Причастие: вместе или врозь?
2010-10-09 в 20:45

Подавляющее большинство современных христиан - это неофиты. Включая, кстати, и священников. Даже при Святейшем Пимене никогда не было сверхчастого причащения, уж не говоря о более ранних временах. Это все - обновленческое нововведение, совершенно неприемлемое для Русской Церкви.
116. lucia : Алексей
2010-10-09 в 19:45

99. Алексей : 96. lucia
2010-10-09 в 12:32
"А мне это полезно! "

Ну и что? Где тут криминал?

А где тут благоговение? Если я к Вам приду на праздник с грязными руками, растрепанной головой и в старом халате. разве это не будет хамством? Я скажу. -не было времени привести себя в порядок, но мне полезно сходить в гости и вот я пришла. да и все равно - где критерии годности для визитов?
115. Miha : Еве
2010-10-09 в 19:20

Слава Богу! Можно я о себе любимом, как я к этому отношусь: Покаяние это процесс, который не прекращается ни на минуту, правильно(?), мы постоянно следим за своими мыслями и чувствами. Мы согрешаем и делом и в помыслах. Но как говорит апостол, есть грех к смерти …и т.д. Хорошо когда рядом есть духовник и в этом у монахов преимущество перед нами. Не каждому священнику можно исповедовать свои помыслы, да и умеют это делать (исп.пом)далеко не многие, а только духовно опытные люди. Я не умею. У нас же часто всё превращается либо в какие то разговоры о своих проблемах , либо рутинное, отдающее каким то юридизмом, перечисление одних и тех же проступков. Я ,Было время , исповедовался несколько раз в неделю, чтобы исповедовать помыслы нужен опыт, постоянная внутренняя работа. А иногда не видишь ничего , тогда как? Ну, мы ведь просим в молитве: даждь мне видеть моя согрешения. Тоесть видеть грех это дар Божий. Святые говорят , что это выше чем видеть Ангела. А если не дал Господь видеть? Св. Отцы были духовно опытными людьми и в конце своей жизни достигали такого состояния, чтобы видеть грех и считать себя худшими из людей. У меня пока такой высоты нет. Вот и выходит, что частая исповедь приводит к профанации Таинства. Лично я пришёл к этому. Мой духовник говорит: «сколько раз нужно причастится, чтобы один раз покаяться».Соединяясь со Христом мы черпаем силы и возможность каяться, видеть свой грех. «Без Меня не можете творить ничесоже». Здесь и Искупление и борьба со страстями соединяются в одной точке, о чё мы говорили на параллельной ветке. С наступающим Воскресеньем.Аминь.
114. lucia : Алексей
2010-10-09 в 19:13

Пост и молитва прежде всего символизируют некий труд. Человек должен предпринять усилия. В основном на это-то и жалуются обрновленцы - нам трудно, нет времени приготовить постнрое кушанье и т.д.
А если это легко. то и говорить не о чем. Отчего не сделать если легко. ЧТО мешает?
113. Miha : Еве
2010-10-09 в 17:21

"Теперь я начинаю Вас понимать.Вы правы нужно этим заниматься.Тогда к чему было Ваше вопрошание о чистой совести на целую неделю.Если грешим мы вольно и невольно постоянно."



Слава Богу! Можно я о себе любимом, как я к этому отношусь: Покаяние это процесс, который не прекращается ни на минуту, правильно(?), мы постоянно следим за своими мыслями и чувствами. Мы согрешаем и делом и в помыслах. Но как говорит апостол, есть грех к смерти …и т.д. Хорошо когда рядом есть духовник и в этом у монахов преимущество перед нами. Не каждому священнику можно исповедовать свои помыслы, да и умеют это делать (исп.пом)далеко не многие, а только духовно опытные люди. Я не умею. У нас же часто всё превращается либо в какие то разговоры о своих проблемах , либо рутинное, отдающее каким то юридизмом, перечисление одних и тех же проступков. Я ,Было время , исповедовался несколько раз в неделю, чтобы исповедовать помыслы нужен опыт, постоянная внутренняя работа. А иногда не видишь ничего , тогда как? Ну, мы ведь просим в молитве: даждь мне видеть моя согрешения. Тоесть видеть грех это дар Божий. Святые говорят , что это выше чем видеть Ангела. А если не дал Господь видеть? Св. Отцы были духовно опытными людьми и в конце своей жизни достигали такого состояния, чтобы видеть грех и считать себя худшими из людей. У меня пока такой высоты нет. Вот и выходит, что частая исповедь приводит к профанации Таинства. Лично я пришёл к этому. Мой духовник говорит: «сколько раз нужно причастится, чтобы один раз покаяться».Соединяясь со Христом мы черпаем силы и возможность каяться, видеть свой грех. «Без Меня не можете творить ничесоже». Здесь и Искупление и борьба со страстями соединяются в одной точке, о чё мы говорили на параллельной ветке. С наступающим Воскресеньем.Аминь.
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме