Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Сладкие плоды с древа Архиепископа Ионафана

Дмитрий  Скворцов, Русская народная линия

Автокефалия на Украине / 15.09.2010

Лишь на четвертом году пребывания владыки Ионафана на Тульчинской кафедре журналисты епархиальной газеты «Православный собеседник» смогли окончательно уяснить для себя, что «архиепископ Ионафан – принципиальный сторонник административно-канонического единства УПЦ с московским патриаршим Престолом» (http://www.vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/12).

Я могу понять четырехлетнее недопонимание газетчиками позиции их начальника, потому что даже из последнего его интервью печатному органу епархии так и не становится ясно, какой же смысл вкладывает его высокопреосвященство в понятие «каноничность единства».

Иерарх признается: «Я не отношу себя к сторонникам придания УПЦ нового качества – статуса автономной Церкви, поскольку он может существенно сузить ее нынешние реальные права широкой автономии. В частности, Украинская Церковь может лишиться права избрания своего Предстоятеля: последний уже не будет тогда напрямую избираться украинским епископатом, но будет поставляться в Киев исключительно одним благословением Святейшего Патриарха нашей Матери – Русской Церкви».

Надеюсь, в течение следующих четырех лет вл. Ионафан найдет возможность пояснить, чем же так ужасно благословление патриарха. Но если только тем, что данная процедура менее демократична, чем избрание епископатом (хотя не праведный ли Иоанн Кронштадтский указывал, что «демократия – в аду»?), то отчего не усовершенствовать и последнюю? Пусть, например, правящий архиерей в пределах Тульчинской и Брацлавской епархии выбирается местным клиром из исключительно местных монахов. И тогда, должно полагать, победит тот, кто посулит Брацлаву самоуправление с правами широкой автономии.

Владыка, правда, делает оговорку: «Одновременно я являюсь принципиальным противником предоставления УПЦ автокефального статуса, ибо, в таком случае, и Ваш собеседник, и весь Народ Божий в Украине будут лишены чести пребывания под омофором Святейших Патриархов Московских и всея Руси, равно они будут лишены и прямой его защиты и покровительства». Но из сказанного архиепископом ранее так и не ясно, в чем он видит суть патриаршей защиты. Ведь исходя из той мизерности полномочий, которые отводятся предстоятелю РПЦ уставом УПЦ, это покровительство просто неосуществимо.

Так, в последние годы на Украине произошел целый ряд отставок и рукоположений, будоражащих упомянутый (надеюсь, не всуе) народ Божий. В связи с этим десятки прошений, подписанных тысячами верующих, были направлены патриарху. Но руки-то у святейшего оказались связаны – нынешнее административное устройство не дает предстоятелю Русской церкви прямого административного права влиять на поставление украинских епископов и изменять решения соборов и синода УПЦ. В то же время право избирать патриарха РПЦ украинский епископат имеет. Справедливо ли?

Его высокопреосвященство совершенно верно прогнозирует, что «в условиях нестабильной политической и конфессиональной ситуации, проявлений национализма и языковых ограничений, «искомая» автокефальная Украинская православная церковь станет лабораторией для дальнейших бредовых «объединительных» или разъединительных проектов, послушным инструментом безответственных политиков; лёгкой добычей для зубов харизматических миссионеров-иноверцев и, что особо прискорбно, «полигоном» для возникновения самых экзотических новейших расколов по национально- историческому или культурному признаку, «диким полем» для длительных гражданских междоусобиц». Но не показали ли годы оранжевой чумы, что такой лабораторией едва не стала и каноническая, но «широкоавтономная» церковь. Вспомним хотя бы о зарождении в окружении епископа Александра (Драбинко) некоей «киевской идеи», подпитываемой откровениями идеологов украинского фашизма и профессиональных русофобов. В конце концов, не владыке ли Ионафану не знать, что лишь благодаря случаю (уверен, не в мирском его понимании) и смелости представителей Одесской епархии был сорван демарш украинской делегации на соборе РПЦ 2009 г., предполагавший ультиматум по предоставлению УПЦ автокефалии? Не повторится ли подобное с «широкоавтономной» церковью при смене политического режима? Ведь в ней продолжают оставаться и даже получать церковные ордена открытые сторонники автокефалии.

Тем не менее, владыка полагает, что «существующий статус УПЦ… вполне комфортный для епископата УПЦ и абсолютно достаточный для самоидентификации украинцев, как православной нации». Задаваться вопросами комфорта для тех, кто выбрал узкую монашескую стезю, я не стану. Но хотелось бы спросить, комфортно ли будет на богослужениях, переведенных архиепископом Ионафаном на украинский язык, подавляющему большинству прихожан УПЦ МП, которое в церкви идентифицирует себя не частью украинской ли, эллинской ли, иудейской ли нации, а носителем традиции Третьего Рима?

Смешивая совершенно противоположные процессы – предоставления автономий «местным церквам в странах СНГ и Балтии» и воссоединение РПЦЗ с РПЦ – вл. Иоанн радуется тому, что это изменило «некогда «железобетонную» монолитную структуру Московского Патриархата (очевидно, усматривая в утрате монолитности Тела Христова положительную тенденцию). «Из Церкви имперской Московский патриархат ныне превратился в Церковь поистине соборную, скрепленную узами молитвенно-евхаристического общения ее свободных членов в Церковь, созидаемую на началах глубокого уважения многообразия культур народов, составляющих единое Тело Христово на всей его канонической территории», – продолжает владыка. Таким образом, следует понимать, что церковь, которая была скреплена узами молитвенно-евхаристического общения первосвятителей и святых отцов, действовавших в условиях империй (Римской ли, Византийской ли, Российской ли), была еще «не совсем соборная». И лишь наделение УПЦ правами широкой автономии (вследствие шантажа бывшего экзарха Украины, ныне анафематствованного) придало, наконец, мировому православию «истинную соборность», зиждимую «на началах глубокого уважения многообразия культур народов». Но если церковь формируется не верой в спасительное превращение Тела и Крови Христовых, а в то, что Тело Это «составляется из многообразия культур» (как правило, сформированных еще языческими верованиями), то отчего же не разделить тогда УПЦ на, скажем, Российскую православную церковь в Украине, Белорусскую, Русинскую, Цыганскую, Румынскую, Греческую, Грузинскую и т.д.? Ведь ради блага же – дабы лишить УПЦ столь противной всеобщему спасению монолитности и устроить ее на началах культурного многообразия народов, населяющих Украину. Только тогда УПЦ, по логике вл. Ионафана, станет воистину соборной.

Впрочем, и без этого, по высокопреосвященному мнению, «возврата к тоталитарному прошлому в РПЦ уже не будет», поскольку-де «выросло новое поколение Иерархов, которое, вкусив сладкие плоды духовной свободы.., уже не будет готово принять иные модели ее административного устройства и управления. Такова на сегодня реальность и не считаться с ней уже и поздно, и неразумно». Следует понимать, ни святые синодального периода Серафим Саровский, Феофан Затворник, Иоанн Крондштадский, ни сонм новомучеников, пострадавших от большевиков, духовно свободными не были. А вот сегодня широкая автономия продуцирует «духовно свободных» епископов такими темпами, что возврат к модели церкви, которую архиеп. Ионафан нарек «тоталитарной», просто неразумен. Интересно, оставляет ли его высокопреосвященство место для воли и силы Божией? Особенно в случае, если «сладкие плоды» вкушаемые украинскими младоепископами окажутся сродни тем, посредством которых «свободу» получили Адам и Ева?

«Самостоятельность и независимость в управлении – фундамент УПЦ, то ее каноническое качество, которое привлекает в ее ряды сторонников автокефального раскола, -- небезосновательно полагает владыка. -- Самостоятельность УПЦ в составе Московского Патриархата -- это основной аргумент в дискуссиях с оппонентами о путях преодоления раскола на Украине». Но если для сторонников автокефалии основной аргумент – самостоятельность, а не действительность таинств, то, простите, зачем нам такое пополнение? Будет ли при таком отношении к таинствам и их покаяние действительным?

Впрочем, похоже, владыка считает это второстепенным, если даже «крещение» в расколе называет не более чем «спорным вопросом», который можно, оказывается, «решать к пользе Церкви по самому широкому снисхождению – канонической икономии». Но не путает ли архиеп. Ионафан икономию со столь модной в «Киевском патриархате» толерантностью?

«Без канонической самостоятельности и независимости в области внутреннего управления УПЦ МП будет похожа на красивый фантик без конфеты». Думаю, под этими словами вполне мог бы подписаться и «Филарет». Увы, с пустым фантиком Тело Христово сравнивает тот, кто до недавнего времени был известен как последовательный оппонент Мишки Денисенко. Но если владыке Ионафану так дорого наследие бывшего украинского экзарха, то почему бы не быть до конца логичным, и публично не отблагодарить последнего?

Впервые опубликовано на сайте Института стран СНГ, Украинский филиал



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 20

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

20. Закатов : Типичная соборническая неадекватность с элементами навязчивых идей
2010-09-16 в 23:46

19. г-ну Закатову : об опечатках
2010-09-16 в 17:07

Что же, буду считать, что интервью владыки - сплошная опечатка.
18. Бибиков Н.Г. : п.12
2010-09-16 в 17:02

Все неоднозначные высказывания архиепископа Ионафана можно забыть за "преданность Дому Романовых (Гогенцоллернов)" - такой вывод предлагается Закатовым .Еще бы! Это ведь немцы с австрийцами долго взращивали идеи об отдельности "украинской нации". И любая критика "украинофильства" встречает четкий отпор прогерманской команды.
17. Закатов : Г-ну Скворцову
2010-09-16 в 16:50

Уважаемый г-н Скворцов, простите, не понял, какая связь между призывами к терпимости и нашими с Вами опечатками? Очень мило, что Вы считаете меня способным перепутать Ионафана с Агафангелом не из-за опечатки, а по сути. А если серьезно, то самой конструктивной мне представляется Ваша последняя фраза. Действительно,каждый из нас может ошибиться, неудачно выразиться или оговориться. Но это не повод сразу набрасываться на людей, тем более на Архиерея (который, кстати, ничего враждебного или принципиально неправильного и не сказал, а был лишь дипломатичен и сдержан в некоторых вопросах). Здесь, надеюсь, мы с Вами вполне можем согласиться друг с другом.
16. Скворцов : г-ну Закатову
2010-09-16 в 15:48

И стоило столько поучать терпимости...

Я ведь действительно заподозрил, что Вы перепутали иерархов.

А насчет опечаток, так и у меня в тексте они имеются. Например, один раз назвал вл. Ионафана Иоанном.
15. Закатов : Поздравляю с великой победой!
2010-09-16 в 15:01

Ну конечно, уважаемый г-н Скворцов, я говорил об Архиепископе Ионафане, о котором Вы написали Ваш пасквиль. В Вашей торжествующей и радостной придирке к явной опечатке оппонента - весь Вы.
14. Скворцов : Бибикову - благодарю за поддержку
2010-09-16 в 14:53

13. Скворцов : Милостивый государь, а вы о каком архиерее все это время говорили?
2010-09-16 в 14:23

12. Закатов : Архиепископ Агафангел
2010-09-16 в 13:47

У меня нет никаких сомнений в том, что архиепископ Агафангел является верным архиереем Русской Православной Церкви, исповедует православное учение о богоустановленности царской власти и искренно предан Дому Романовых. Если кому-то непременно нужен "образ врага", то Вы не там его ищете.
11. Бибиков Н.Г. : Скворцову
2010-09-16 в 11:31

Прочитал Вашу статью и комменты г-на Закатова.Потом еще раз статью,разыскивая признаки"порочного подхода" и не найдя оных,понял,что я не на том" уровне".Соответственно моя следующая мысль не более,чем предположение; если архиепископу Ионафану не нравится "имперское прошлое",а г-н Закатов с таким усердием ограждает уважаемого Владыку от естественных вопросов,то и г-н Закатов последовательный защитник демократических завоеваний европейского образца.И при чем здесь "православный монархизм" г-на Закатова?
10. Nikolai Knospe : Re: Сладкие плоды с древа Архиепископа Ионафана
2010-09-16 в 11:21

Не следует забывать, что владыка Ионафан - ярый поклонник и покровитель секты о.Георгия Кочеткова.
9. Скворцов : г-ну Закатову
2010-09-16 в 10:21

Ну, вот, клянусь, оставил бы Вам последнее слово, если бы Вы уже второй раз не упомянули монархию (как мне кажется, в положительном смысле).

Если я не ошибся в этом, то дайте оценку высказыванию: «Из Церкви имперской Московский патриархат ныне превратился в Церковь поистине соборную".

И, поверьте, никакого раздражения у меня не было и в помине. Тем более по отношению к Вам. А была боль от того, что мысли, подобные вышеприведенным высказал именно владыка Ионафан. Я много о нем писал ранее, всегда противопоставляя автокефалистам. О нем, и о многих других достойнейших архиереях.
8. Закатов : Г-ну Скворцову
2010-09-16 в 09:11

Уважаемый г-н Скворцов, ни в коем случае не желая лишить Вас возможности обязательно сказать последнее слово в нашей дискуссии, позволю себе лишь выразить радость, что часть Вашего раздражения переключилась с архиепископа Ионафана на меня. Почему я в данном случае не вижу необходимости разбирать по пунктам Вашу статью и препарировать каждое Ваше гениальное высказывание, я уже объяснил. Роль мирян в Церкви велика, но если конкретный мирянин начинает считать себя судией епископов по всем вопросам - это соблазн и грех; роль верноподданных в монархии огромна, но если они конкретный человек ощущает себя монархистом больше чем монарх, то это бунт и крамола. Вот и все, что я хотел сказать своими репликами.
7. Скворцов : г-ну Закатову
2010-09-15 в 22:01

Если Вы нашли в моей статье истеричность и фанатизм, прошу указать. Если же это разговоры "вообще", то давайте оставим их на отдаленное будущее. То же касается и поисков врагов и неумения находить друзей.
А вот насчет раздувания не понравившихся оборотов речи (речи, между прочим дипломированного богослова и оратора коим обязан быть епископ), то почему бы Вам не взять и рассеять мои сомнения, доказательством того, что приведенные мной цитаты работают как раз на укрепление церковного единства. А то слишком уж много разговоров вокруг да около.

"Сравнение Архиепископа Ионафана с Денисенко и Ко вопиюще несправедливо". А справедливо ли восхищаться главным достижением Денисенко - статусом УПЦ?

Что же до роли взятых Вами в кавычки мирян (ну куда же им до нашего стойкого епископата!), то, никоим образом не умаляя мужественную позицию владыки Ионафана, я хорошо помню их роль время эпопеи с Денисенко. Но вопрос-то я ставил принципиально - безотносительно к Филе. Потому-то упомянул и Рогозу. А вы о нем позабыли мне ответить. Не потому ли, что роль львовских православных братств не укладывается в Вашу схему. Или Вы их наше время тоже нарекли бы фанатиками?

Вы абсолютно верно замечаете, что "в основе СОБОРНОСТИ лежат Любовь, Доверие и Смирение". Но они же лежат и в основе подлинно христианского братского обличения. Не так ли?
6. Закатов : Г-ну Скворцову
2010-09-15 в 18:32

Уважаемый Г-н Скворцов, проблема не в том, что Вы полемизируете с Архиереем, а в том, как Вы это делаете. "КАК" часто не менее важно, чем "ЧТО". Любую самую правильную идею можно довести до абсурда фанатизмом и истеричностью, постоянным поиском врагов и неумением находить друзей, придирками к союзникам и единомышленникам по надуманным поводам, раздуванием не понравившихся нам оборотов речи до уровня мирового заговора и т.п. Сравнение Архиепископа Ионафана с Денисенко и Ко вопиюще несправедливо и безответственно. Ваша агрессивность уводит Вас всё дальше от объективности и трезвомыслия. Но и при такой постановке вопроса ответить Вам не составит труда. В ситуации с расколом бывшего митрополита Филарета победили не "миряне", как Вы изволите думать, а полнота канонической Церкви, возглавляемая Епископатом. Власть в Церкви принадлежит Епископату, и никакие отдельные грехи и ошибки отдельных епископов не могут поколебать это незыблемое каноническое установление. Противопоставление мирян и Епископата не имеет ничего общего с СОБОРНОСТЬЮ. Это чистой воды "соборничество", которое разрушает и церковное, и монархическое мировосприятие успешнее, чем любые либерально-демократические и прочие материалистические учения. Различить СОБОРНОСТЬ и "соборничество" очень просто: в основе СОБОРНОСТИ лежат Любовь, Доверие и Смирение, а в основе "соборничества" - злоба, подозрительность и гордыня. Эти пороки, к сожалению, способны рядиться и в православно-монархические одежды, и тогда они опаснее, чем откровенно антицерковные и антимонархические взгляды. Не принимайте, пожалуйста, опять это на свой личный счет. Все мы, без исключения, должны постоянно помнить слова: "блюдите, како опасно ходите", и непрестанно спрашивать свое сердце: что руководит нами, насколько мы вправе судить, а если в каких-то случаях и вправе, то насколько справедлив и милостив наш суд.
5. Скворцов : господам Ерусалимцу и Закатову
2010-09-15 в 15:35

Архиереи Денисенко и Рогоза, вне всякого сомнения также были "не на одном уровне" с мирянами. По крайней мере по части богословского образования. Что не помешало последним оказаться правыми. Или гордыми? А, г-да хорошие.

Наверное, лучше уж прослыть гордецом, чем молчанием предать истину.
4. Закатов : Г-ну Скворцову
2010-09-15 в 14:44

Уважаемый г-н Скворцов, Вашей личности я вообще не касался, а высказался только о порочности подхода, который, увы, присущ не только Вам. Ввязываться в дискуссию в данном случае я не считаю нужным по трем причинам: во-первых, не хочу невольно способствовать дальнейшему нагнетанию истерии, во-вторых, убежден, что достаточно один раз разобраться в состоянии органов зрения дальтоника, и совсем необязательно каждый раз доказывать ему, что он заблуждается относительно цвета, и, в-третьих, самое главное, не вижу в словах архиепископа Ионафана абсолютно ничего, что выходило бы за рамки общецерковной позиции. Что касается дипломатичности некоторых выражений и постановок вопросов, то так и должен говорить и действовать архиерей, который ответственен за свою епархию и паству и понимает, что оголтелыми заявлениями и фанатизмом можно только раскачать церковный корабль, дать оружие в руки противников и добиться лишь обратных результатов. Ну а Ваша уверенность, что Вы находитесь на одном уровне с Архиереем, лишний раз подтверждает, что Вами движет гордыня, а не стремление защитить истину.
3. Ерусалимецъ : Закатов
2010-09-15 в 13:27

Наша гордыня не знает границ: мы умнее Патриархов, Государей и Архиереев, мы лучше их знаем, в чем заключается чистота Православия и монархической идеи, мы можем судить обо всем, а они, бедные, должны все время озираться и думать, как бы не сказать или не сделать чего-нибудь, что не понравится очередному православному публицисту.


+ 100. о. Серафим Роуз, непримиримый борец с обновленчеством, в конце жизни каялся, что своими трудами невольно способствовал появлению гидры "сверхправильных". Множество душ, предсказывал он, погибнут, попавшись в сети этих самых "сверхправильных". Особенно опасна эта болезнь для людей пишущих - надо ведь хоть о чем-нибудь написать, хоть до кого-нибудь докопаться! Это уже становится потребностью души, страстью.Мы, форумчане, тоже гибнем от этой страсти, но для профессиональных публицистов опасность возрастает в разы.
2. Скворцов : Закатову
2010-09-15 в 12:23

Жаль, что Вы ничего так и не сказали по существу вопроса, перейдя на мою подверженную гордыне, личность.

А по поводу "обратиться к владыке и попросить дать разъяснения", то раз уж владыка ввязался в публичную дискуссию, то пусть принимает ее (публичные) правила. Тем более он это очень любит - врядли кто-либо из архиереев присутсвует в интернет-пространстве более его.

И как вы представляете предстоятеля епархии, лично отвечающего на обращения каждого смущенного его словами? Когда ему служить? Заниматься административными делами?

И в конце концов, владыка ведь не пишет лично каждому христианину, с чьей позицией он не согласен, о обличает последнюю посредством СМИ. Чего же Вы его не "вразумляете" и не обвиняете в гордыне?

А по поводу былых заслуг вл. Ионафана. Так я их упомянул.
1. Закатов : Плоды гордыни
2010-09-15 в 10:32

Архиепископ Ионафан деятельно противостоял филаретовскому расколу и в свое время реально пострадал за это. Никогда ни у кого не могло и не может возникнуть сомнений в том, что он является убежденным сторонником единства Русской Православной Церкви. Как же легко у нас получается устраивать травлю любого человека! И как запросто мы находим повод, чтобы хоть за что-то зацепиться и с удовольствием укусить кого-нибудь, кто значимее нас! Наша гордыня не знает границ: мы умнее Патриархов, Государей и Архиереев, мы лучше их знаем, в чем заключается чистота Православия и монархической идеи, мы можем судить обо всем, а они, бедные, должны все время озираться и думать, как бы не сказать или не сделать чего-нибудь, что не понравится очередному православному публицисту. Именно из-за гордыни мы раздроблены и ослаблены - ведь мы умеем очень быстро находить то, что нас разобщает, но совершенно не хотим видеть того, что нас сближает. При этом мы очень требовательны к другим, но на удивление легко идем на компромиссы, когда речь идет о наших собственных интересах. Пора бы уже остановиться и задуматься. Я очень надеюсь, что на «Русской народной линии» не будет развязана компания поношения архиепископа Ионафана. Если кому-то показались неправильными те или иные высказывания архиерея, то для православного христианина приличнее не бросаться сразу писать обличительные статьи, а обратиться к владыке, объяснить причину своей тревоги и попросить дать разъяснения. Единство Русского Мира мы сможем обрести только на путях доброжелательности, доверия и любви. Агрессия, самомнение и ехидство никого еще ни к чему хорошему не привели.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме